Социально психологические проблемы детей инвалидов в современной россии доклад

Обновлено: 07.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема детей - инвалидов и все вопросы, связанные с этой темой волнуют меня не случайно, и обращаюсь я к ней не впервые. Дело в том, что моя сестра – инвалид с детства.

Предлагаемая сегодня вниманию читателя исследовательская работа посвящена проблеме отношения современного российского общества к детям-инвалидам.

Ни для кого не секрет, что сегодняшняя политика нашего государства в отношении инвалидов направлена на их полную интеграцию в общество, на создание для инвалидов максимально комфортных условий для жизни в нашей стране. Но, несмотря на все предпринимаемые меры для решения данной проблемы со стороны государства, уровень интеграции людей с ограниченными возможностями в наше общество остается по-прежнему очень низким. И не последнюю роль в этой проблеме, на наш взгляд, играет отношение к этим людям в нашем обществе. Поэтому очень важно изучать отношение социума к инвалидам вообще и к детям-инвалидам, в частности.

Для детей-инвалидов особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении инвалидов в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к детям-инвалидам.

То, что выбор темы работы неслучаен, совершенно очевидно. Не менее очевидна и ее актуальность

Цель моей работывыяснить, как современное общество относится к детям с ограниченными возможностями

1. Собрать информацию по проблеме из литературных источников и средств массовой информации

2. Провести опрос по проблеме среди подростков

3. Проанализировать полученные информацию и результаты опроса, сделать выводы

4. Подготовить предложения по решению данной проблемы

Объектом исследования является социальная среда детей-инвалидов

Предметом исследования является проблема отношения в обществе к детям-инвалидам

Гипотеза: современное российское общество, в большинстве своем, не является дружественным по отношению к детям-инвалидам

Практическая значимость: полученные выводы могут стать предметом дальнейших исследований проблем детей-инвалидов в современном российском обществе. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблемами инвалидов вообще и детей-инвалидов, в частности

Глава 1. Государственная политика Российской Федерации в отношении инвалидов

1.1. Сущность государственной политики в отношении инвалидов

Заболеваний, которые приводят к инвалидности, довольно много. Эти заболевания, каждое по своему, влияют на поведение ребенка, на его отношения с окружающими, создавая определенные препятствия на пути детей-инвалидов к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.

1.2. Законодательная база в отношении детей-инвалидов

Все инвалиды и дети-инвалиды, в том числе, имеют особые права, которые регламентируются целым рядом законодательных актов международного уровня.

Российская законодательная база социальной защиты инвалидов сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций. Начиная с 90-х годов XX века, в Российской Федерации принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов (некоторые из этих документов перечислены в приложении 1).

Выступая 4 декабря 2014 года с посланием к Федеральному собранию, президент России Владимир Путин, сказал: «Российское общество будет по-настоящему единым, если будут обеспечены равные условия для всех…

Но, ни один даже самый совершенный закон и, ни одна самая совершенная госпрограмма, не смогут изменить отношение общества к детям-инвалидам.

Глава 2. Методы и результаты исследования проблемы отношения к детям-инвалидам в современном российском обществе

2.1. Методы проведенных исследований

2.1.1. Изучение и анализ статистики, мнение экспертов

Таблица 1

Правила составления синквейна

Ключевое слово (обычно существительное), которое обозначает объект или явление, о котором пойдет речь.

Описание признаков и свойств объекта или явления в двух словах (прилагательные или причастия).

Описывает характерные действия объекта или явления, ее образуют три глагола или деепричастия.

Фраза из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к ключевому слову.

Слово-резюме, характеризующее суть рассматриваемого объекта или явления, через которое автор выражает свои чувства или ассоциации.

2.1.3. Метод анкетирования

Социологический опрос был проведен с целью выяснения отношения молодого поколения к детям-инвалидам. В опросе приняло участие 227 респондентов в возрасте от 12 до 18 лет. Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 2).

2.2. Результаты проведенных исследований

2.2.1. Результаты изучения и анализа статистики, мнение экспертов

Не менее, на наш взгляд, важным показателем, отношения общества к особенным детям, являются чувства, которые наши граждане испытывают к ним.

Все, что требуется от нас с вами, это просто улыбнуться особенному ребенку, потому, что он равный и достойный член нашего общества.

Во второй строке, чаще всего респонденты использовали такие прилагательные: беспомощный, несчастный, замкнутый, озлобленный.

Самые распространенные глаголы в третьей строке: страдать, болеть, мучиться, лежать, сидеть;

Наиболее часто встречающимися словами-резюме являются: страшно, жалко, трудно, безысходность.

На основании этого, можно сделать вывод, что среди молодежи распространены негативные предрассудки в отношении детей с ограниченными возможностями, на основе которых формируется их отношение к детям-инвалидам.

2.2.3. Результаты анкетирования

Анкетирование показало, что большая часть респондентов считает детей-инвалидов больными, несчастными детьми. Преобладающие чувства по отношению к таким детям жалость и безразличие. Многие из респондентов признались в том, что стараются избегать контакта с детьми-инвалидами. Желание дружить с особенным ребенком изъявили всего 6% респондентов, но практически все опрошенные готовы им помогать. (Диаграммы по результатам анкетирования представлены в приложении 2.1)

Таким образом, можно сказать, что отношение молодого поколения к детям с ограниченными возможностями неоднозначное. С одной стороны они готовы оказать помощь этим детям, а с другой – не желают общаться и дружить с ними. Но, в любом случае, это отношение нельзя назвать дружественным.

2.2.4. Анализ результатов исследования

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

♦ Отношение к детям-инвалидам в социуме формируется на основе вымыслов и стереотипного образа, закрепившегося в сознании россиян;

♦ Особенные дети по-прежнему остро нуждаются в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое должно выражаться не просто словами и не элементарной жалостью, а признанием и уважением, равным отношением к ним как согражданам;

♦ Результаты исследования внушают тревогу, так как современное российское общество действительно, в большинстве своем, не является дружественным по отношению к детям-инвалидам, что может затруднять процесс их интеграции в общество.

Наши предложения по решению данной проблемы представлены в приложении 3.

Глава 3. История возникновения проблемы

Результаты исследования заставили нас задуматься о том, почему так происходит, почему мы считаем себя вправе, так относиться к этим людям? Они что, какие-то чужие, другие, которые совсем недавно, неизвестно каким образом появились среди нас? Ответ на эти вопросы мы нашли, на страницах истории России XX века.

Подобное отношение к инвалидам было сформировано в конце 50-х годов прошлого столетия, когда Советское государство, одержав победу в Великой Отечественной войне, пыталось создать себе имидж процветающей державы, а инвалиды в такую идеологию не вписывались.

Заключение

Дети-инвалиды являются частью человеческого потенциала мира и России. Многие из них очень талантливы. Они пишут стихи, прекрасно рисуют, поют, танцуют в инвалидных креслах, занимаются спортом…

Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями. Слепой Гомер, глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт были инвалидами. Для людей с ограниченными возможностями, практически нет ничего невозможного. Они могут очень многое, могут почти все. Они участвуют в паралимпийских играх и занимают призовые места, они всячески стремятся к тому, чтобы быть замеченными и принятыми.

На этом исследование проблемы отношений инвалидов и общества не закончено. Планируется исследовать какого отношения к себе со стороны окружающих ждут особенные дети, для того чтобы им было комфортно в нашем обществе и они смогли интегрировать в него…

Список литературы

1. Брошюра. Социум дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями. Отчет о результатах исследования [Электронный ресурс].

2. Дмитрий Соколов. Вычеркнутые из жизни: судьбы инвалидов в СССР. – Русская линия, Библиотека периодической печати, М.-2012

3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс].

5. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс].

6. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 [Электронный ресурс].

7. Российская Федерация, Законы, Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: № 124-ФЗ от 24 июля 1998 [Электронный ресурс].

Приложение 1.

Законодательная база в отношении детей-инвалидов

Международные правовые акты

♦ Декларация прав ребенка (принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН);

♦ Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года);

Конвенция, в отношении детей-инвалидов, предусматривает первоочередное удовлетворение их особых потребностей в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также в ней предусматривается обеспечение таким детям и их семьям соответствующей помощи.

♦ Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года).

Кроме того, права детей-инвалидов закреплены в

♦ Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года)

♦ Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);

♦ Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);

♦ Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года);

♦ Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года).

Российское законодательство

Кроме Конституции Российской Федерации (1993 год) эти права закреплены

♦ в Семейном кодексе Российской Федерации;

♦ в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

♦ в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 год);

♦ в Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998 год);

♦ в Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 год);

♦ в Федеральном законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (1995 год)

♦ в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" (1999 год);

Приложение 2.

Анкета.

1. Знаешь ли ты кто такие дети-инвалиды?

2. Какие они дети-инвалиды?

3. Какие чувства у тебя вызывают дети-инвалиды?

4. Как ты относишься к детям-инвалидам?

5. Среди твоих знакомых есть дети-инвалиды?

6. Ты стал бы дружить с ребенком-инвалидом?

7. Готов ли ты оказать, если это потребуется, помощь ребенку-инвалиду?

8. Как ты отнесешься к тому, что в твоем классе будет учиться ребенок-инвалид?

Приложение 2.1.

Диаграммы по результатам анкетирования

Диаграмма 1 Диаграмма 3 Результат ответа на вопрос 1 Результат ответа на вопрос 3

Диаграмма 2 Диаграмма 4

Результат ответа на вопрос 2 Результат ответа на вопрос 4

Диаграмма 5 Диаграмма 6

Результат ответа на вопрос 5 Результат ответа на вопрос 6

Диаграмма 7 Диаграмма 8

Результат ответа на вопрос 7 Результат ответа на вопрос 8

Приложение 3.

Предложения по решению проблемы недружественного отношения общества к детям-инвалидам

1. Информация о том, в результате каких событий в нашей истории инвалиды оказались изолированными от общества и лишенными равноправия, должна активно освещаться в СМИ;

2. В средствах массовой информации нужно чаще рассказывать о детях-инвалидах, но рассказывать не о болезнях, и не о проблемах, а об их успехах и достижениях. О проблемах, конечно, говорить тоже нужно, но не только о них;

3. По телевидению показывать художественные и документальные фильмы об инвалидах, но те, которые несут в себе позитивную информацию об этих людях;

4. Необходимо вести разъяснительную работу среди детей и подростков, но доносимая информация не должна вызывать чувство жалости, она должна вызывать уважение;

5. Устраивать для здоровых и особенных детей совместные мероприятия и освещать их в СМИ;

6. В школах и других детских учреждениях устраивать выставки работ особенных детей. А где возможно, концерты и другие мероприятия с их участием, но эти мероприятия не должны быть разовыми, они должны стать нормой.

Приложение 4.

Толковый словарик определений, используемых в работе

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [Википедия]

Интеграция - объединение в единое целое отдельных частей (противоп.: дезинтеграция) [3].

Интеграция инвалидов в общество – это процессы, направленные на включение инвалидов в общественные отношения.

Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды [Википедия]

Стереотип - неизменный общепринятый образец, которому следуют без размышлений; шаблон, трафарет [3].

Толерантное отношение - уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности [Википедия]

Кострова Екатерина Владимировна

Перед такими людьми вырастают горы непонимания и отчужденности окружающих. Многие здоровые люди избегают общества людей с ограниченными возможностями здоровья, отказываются принимать их как равных. Наиболее уязвимы в этом отношении дети. Испытывая неприязнь со стороны остальных, они уходят в себя, избегают общения. Без должного внимания, в нежной и ранимой душе ребенка затаится обида на окружающих и даже на родителей, которая с возрастом может перерасти в ненависть. Отсутствие общения со сверстниками, специальных бытовых условий могут выбить ребенка из колеи.

Дети-инвалиды - часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными.

Таким образом, все вышеизложенное обуславливает актуальность моей работы.

Цель работы: изучение проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране и выявление отношения родителей и учащихся сельской школы к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья

Предмет исследования: проблемы социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.

Практическая значимость работы заключается в предложении конструктивных решений, которые будут направлены на устранение некоторых проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза: при успешной социализации ребенок с ОВЗ способен достигнуть успехов в развитии и может быть включен в нормальную жизнь

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов); социологические (беседы, анкетирование); анализ; метод измерения; обобщение и систематизация.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одной из острых социально-экономических и демографических проблем российского общества является введение детей с ограниченными возможностями в социум.

Современное российское законодательство, вырабатывающее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, соответствует общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России формируется и действует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

Основная проблема ребёнка с ограниченными возможностями содержится в нарушении его отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недостижимости ряда культурных ценностей, образования. Данная проблема является результатом не только физического и психического здоровья ребёнка, но и последствием недостигаемой архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть также способен и одарен, как и его ровесник, не имеющий проблем со здоровьем, но показать свои таланты, сформировать их, доставлять с их помощью полезность социуму ему препятствует неравноправие возможностей.

Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которые будут выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как сограждан.

1.3 Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в РФ, Ставропольском крае, Новоалександровском городском округе

Перед системой образования стоит задача - создать для каждого ребёнка полноценные условия для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья.

В Ставропольском крае проживают более 15 тысяч детей с ОВЗ, из них более 10 тыс. - дети с инвалидностью (в 2005 году их число составляло около 13 тыс., в 2015 году - дети с инвалидностью составляли более 8,9 тыс. детей, в 2016 году - 9882 детей-инвалидов). Тенденция роста числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов очевидна.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство всячески стремится решить вопросы успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Глава 2. Практическая часть

Для того чтобы выяснить отношение учащихся МОУ СОШ № 2 и родителей к детям с ограниченными возможностями, мы использовали небольшую анкету, всего в анкетировании приняло участие 158 респондентов: учащихся – 128 человек, родителей – 30 человек. (Приложение 1)

Подводя итоги анкетирования, я пришла к выводу, что большая часть опрошенных учащихся не испытывает к детям с ограниченными возможностями неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации. С другой стороны, некоторые учащиеся высказывали определенные опасения во взаимодействии с особыми детьми. По отношению к детям с ОВЗ опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость. Анализ результатов анкетирования родителей показал, что, не смотря на то, что практически все респонденты относятся положительно к детям-инвалидам, не все опрошенные разделяют перспективы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

В 2015 году было принято постановление по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Во исполнение данного постановления в ст.Григорополисская интенсивно ведется работа по строительству приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидам и другим лицам с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры. Определен список объектов муниципальной собственности, относящихся к социально-значимым и которые нуждаются в оборудовании с учетом требований безбарьерной среды. (Приложение 2)

По данным администрации на территории ст.Григорополисской проживает 35 детей-инвалидов от 3 до 18 лет. Из них: 14 детей учатся в общеобразовательной школе; 7 детей учатся в коррекционной школе; 4 ребёнка посещают детский сад; 4 ребёнка обучаются на дому; 6 детей находятся дома.

2.3 Готовность МОУ СОШ № 2 к инклюзивному образованию

Проанализировав архитектурные особенности и техническую оснащенность школы, я пришла к выводу, что школа недостаточно приспособлена для учёбы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В нашей школе есть пандус, который соответствует параметрам: его уклон (10-12°), ширина (не менее 90 см), ограждающие бортики и поручни круглого сечения. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80-85 см, иначе человек на коляске через нее не пройдет. Изучение дверных проёмов нашей школы показало, что они соответствуют норме. Сложностью для ребенка будет попадание в учебный кабинет – на первом этаже высокие порожки и отсутствует лифт. В школе отсутствует адаптированная туалетная комната. Положительные особенности нашей школы: наличие электронного табло и киоска на входе, благодаря которым ребенок может узнать важные объявления, учебное расписание и другие необходимые вопросы. В школе есть штатный медработник, педагог-психолог, социальный педагог, что также немаловажно.

Каждый ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть так же способен и талантлив, как и тот, кто не имеет проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей в социальной адаптации. Следовательно, наша гипотеза о том, при успешной социализации ребенок с ОВЗ способен достигнуть успехов в развитии и может быть включен в нормальную жизнь, подтвердилась .

Проведя своё исследование, я пришла к следующим выводам:

1. Человек с ограниченными возможностями здоровья – особый человек, у которого помимо проблем со здоровьем, существуют не менее важные трудности, связанные с тем, насколько ему комфортно в окружающем его мире.

2. В настоящий момент в ст.Григорополисской необходимые условия для людей с ОВЗ созданы не в полной мере. Инфраструктура станицы в недостаточной степени учитывает их потребности.

3. Дружественность общества по отношению к людям с ограниченными возможностями является двойственной и неоднозначной. С одной стороны, это выражено в готовности оказывать помощь этим людям, а с другой – в соблюдении дистанции в общении с ними из-за своей внутренней неготовности.

На основании полученных исследовательских данных мною были предложены рекомендации дальнейшей работы по решению проблем социализации детей с ОВЗ:

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - полноправный член общества .

Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, достаточно быть добрым.

Появление ребенка с ограниченными возможностями вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, расходуется немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью, родители страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Нередко возникает недоверие, супруги начинают искать причины несчастья ребенка друг в руге, что ведет к внутрисемейным конфликтам. Нередки случаи, когда отцы, не выдержав тягот забот о воспитании такого ребенка, оставляют семьи, что еще больше осложняет ситуацию. В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.

Среди основных проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида следует отметить психологические проблемы. Эти проблемы, прежде всего, связаны с переживаниями всех членов семьи в связи с заболеванием ребёнка и тревогой за его судьбу; непонимание со стороны собственной семьи; напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных бытовых проблем; уходом одного из родителей из семьи; неприятие отдельными родителями детей инвалидов.

К сожалению, большинство родителей в первые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой.

Еще одной проблемой детей инвалидов и их семей являются проблемы медицинского характера. Эти проблемы связанны с участием в программе медицинской реабилитации. Это получение информации о заболевании ребёнка, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его возможная госпитализация, получение путевок в санаторий и т.д. Проблемой является отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

Социально-бытовые проблемы.

Проблема социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Эта проблема заключается в трудностях, связанных с осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических средств.

Экономические проблемы, поскольку, в семьях, имеющих ребёнка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием большого количества матерей детей-инвалидов в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы; оформлением отпуска без сохранения содержания для лечения и оздоровления ребенка; затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов, выезд с ребёнком на курорт и т.д.




Проблема образования больного ребёнка заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и сложностях в его обучении, особенно при обучении на дому. Проблемы иного порядка связаны с региональными условиями, с наличием или отсутствием специализированных школ, реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, имеющих ребенка-инвалида. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети с ограниченными возможностями часто вынуждены получать образование в специальных школах-интернатах. Закрытость данных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка и на его готовности к самостоятельной жизни.

Следует отметить, что далеко не всегда учителя подготовлены к обучению детей на дому. По отношению к таким детям у учителей часто наблюдается отсутствие толерантности, что нередко становится причиной конфликтов между ними.

Социально-профессиональные проблемы семьи – это всевозможные трудности для родителей ребёнка-инвалида: повышение своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода за ребёнком-инвалидом; смена характера работы родителей с учётом интересов ребёнка; формирование уклада жизни семьи, подчинённого интересам ребёнка; трудности с проведением досуга ребёнка.

По-прежнему остается проблемой получение профессии и трудоустройство по ней для инвалидов с детства. Не разработаны содержание и методы профориентации и трудовой подготовки лиц с ограниченными возможностями, не решены вопросы их трудовой занятости.

Также не менее важной проблемой является отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченной возможностью).

Итак, социальная проблема – это социальное противоречие, осознаваемое субъектом деятельности (т.е. индивидом или социальной группой) как значимой для него несоответствие между целью деятельности и ее результатом; – это несоответствие возникающее из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, приводит к неудовлетворению социальных потребностей субъекта деятельности.

Именно поэтому решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить с помощью профилактики детской инвалидности, то есть, комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.

Появление ребенка с ограниченными возможностями вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, расходуется немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью, родители страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Нередко возникает недоверие, супруги начинают искать причины несчастья ребенка друг в руге, что ведет к внутрисемейным конфликтам. Нередки случаи, когда отцы, не выдержав тягот забот о воспитании такого ребенка, оставляют семьи, что еще больше осложняет ситуацию. В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.

Среди основных проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида следует отметить психологические проблемы. Эти проблемы, прежде всего, связаны с переживаниями всех членов семьи в связи с заболеванием ребёнка и тревогой за его судьбу; непонимание со стороны собственной семьи; напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных бытовых проблем; уходом одного из родителей из семьи; неприятие отдельными родителями детей инвалидов.

К сожалению, большинство родителей в первые годы не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни во взрослом периоде (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики первые годы жизни, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой.

Еще одной проблемой детей инвалидов и их семей являются проблемы медицинского характера. Эти проблемы связанны с участием в программе медицинской реабилитации. Это получение информации о заболевании ребёнка, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его возможная госпитализация, получение путевок в санаторий и т.д. Проблемой является отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации, а так же слабость государственной политики.

Социально-бытовые проблемы.

Проблема социально-бытовой адаптации детей-инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Эта проблема заключается в трудностях, связанных с осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребёнка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных моторных функций, а также приобретение высококачественных технических средств.

Экономические проблемы, поскольку, в семьях, имеющих ребёнка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это связано с рядом причин: вынужденным неучастием большого количества матерей детей-инвалидов в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы; оформлением отпуска без сохранения содержания для лечения и оздоровления ребенка; затратами на приобретение дефицитных медикаментов, вспомогательных технических средств и специального оборудования, оплату консультантов, медицинских сестер, массажистов, выезд с ребёнком на курорт и т.д.

Проблема образования больного ребёнка заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и сложностях в его обучении, особенно при обучении на дому. Проблемы иного порядка связаны с региональными условиями, с наличием или отсутствием специализированных школ, реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, имеющих ребенка-инвалида. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети с ограниченными возможностями часто вынуждены получать образование в специальных школах-интернатах. Закрытость данных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка и на его готовности к самостоятельной жизни.

Следует отметить, что далеко не всегда учителя подготовлены к обучению детей на дому. По отношению к таким детям у учителей часто наблюдается отсутствие толерантности, что нередко становится причиной конфликтов между ними.

Социально-профессиональные проблемы семьи – это всевозможные трудности для родителей ребёнка-инвалида: повышение своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода за ребёнком-инвалидом; смена характера работы родителей с учётом интересов ребёнка; формирование уклада жизни семьи, подчинённого интересам ребёнка; трудности с проведением досуга ребёнка.

По-прежнему остается проблемой получение профессии и трудоустройство по ней для инвалидов с детства. Не разработаны содержание и методы профориентации и трудовой подготовки лиц с ограниченными возможностями, не решены вопросы их трудовой занятости.

Также не менее важной проблемой является отсутствие достаточного правового обеспечения (несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченной возможностью).

Итак, социальная проблема – это социальное противоречие, осознаваемое субъектом деятельности (т.е. индивидом или социальной группой) как значимой для него несоответствие между целью деятельности и ее результатом; – это несоответствие возникающее из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, приводит к неудовлетворению социальных потребностей субъекта деятельности.

Именно поэтому решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить с помощью профилактики детской инвалидности, то есть, комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Высшим уровнем социализации личности является е само- утверждение, реализация е социального потенциала. Этот сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определнным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной микросреды.

Главная проблема ребнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребнка в общество.

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов :

– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся раз- личных типов образовательных учреждений;

– психологической толерантности к инвалидам и воспитания е в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Учт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии. Одним из направлений решения проблемы социализации ребнка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру системы специального образования, пути, способы, организационные формы и психолого-педагогические условия их реализации в современных социально-экономических и нравственно- психологических условиях общества – это значит помочь ребнку с интеллектуальными и сенсомоторными нарушениями включиться в социальные отношения общества. Главный акцент в воспитании и социализации ребнка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им определнной системы ценностей, сколько на создании определнных условий для его социализации.

В условиях оздоровительного комплекса эффективная социально-педагогическая реабилитация обусловлена взаимодействием детей с ограниченными возможностями здоровья, микросоциума (здоровых сверстников, родителей, сотрудников учреждения и др., социальных педагогов, при котором реабилитационная методика направлена на раскрытие социального потенциала каждого ребнка в деятельности.

Социально-педагогическая деятельность по развитию социального потенциала ребнка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на его успешную социализацию, включает:

–развитие духовных и физических способностей ребнка;

– содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;

– обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны как допускающие обучение лишь практическим навыкам;

– установление реального и более комфортного контакта с внешним миром; – поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;

– облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество, может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Читайте также: