Социальная реабилитация детей с дцп доклад

Обновлено: 05.07.2024

Реабилитация ДЦП проводится у всех больных детей, такая программа поможет вернуть ребенка к полноценной жизни. Ее проводят под контролем врача, доктор оценивает степень поражения головного мозга и подбирает наиболее эффективные методики. Избавиться от заболевания полностью не получится, но, если выполнять все упражнения и тренинги, можно вернуть утраченные функции: двигательную активность, речь и скорректировать психологический статус. Наиболее эффективные результаты наблюдаются, если реабилитация ДЦП проводится в специализированных центрах.

Восстановление лучше начинать в ранние годы, ведь в младшем возрасте мозг ребенка формируется и активно развивается. При таком подходе можно эффективно компенсировать основные нарушения, которые возникли во время внутриутробного развития.

Формы заболевания

Детский церебральный паралич не прогрессирует, ведь органическое поражение головного мозга возникает еще во время беременности. Но при отсутствии реабилитации эти осложнения закрепляются, человеку приходится жить с ними всю жизнь. Основные признаки ДЦП – расстройства движений, ослабление мышечного тонуса, появление патологических рефлексов, нарушение речи. Все эти расстройства можно значительно компенсировать, если вовремя начать восстановительную программу.

Перед началом лечения врач определяет форму заболевания:

  • спастическая диплегия – поражение мышц спины, ног и рук, ригидность нижних конечностей выражена ярче;
  • двойная гемиплегия – в наибольшей степени поражаются мускулы рук, наблюдается отставание в умственном развитии;
  • атонически-астатическая разновидность патологии – ухудшение тонуса мышц по всему телу из-за поражения мозжечка и его проводящих путей;
  • гемипаретическая форма – одностороннее поражение с преимущественным послаблением верхних конечностей.

Как проходит реабилитация ДЦП? – первые две формы лучше остальных поддаются коррекции, но и при постоянном лечении и при выполнении тренингов даже при самом тяжелом течении паралича можно добиться хороших результатов.

kak-prohodit-reabilitaciya-detej-s-dcp-2

Стадии восстановления

Первые шаги в лечении ДЦП самые сложные – у ребенка присутствуют поражения церебральных структур, из-за которых появляются двигательные нарушения. В будущем справляться с патологией будет легче, по мере восстановления и формирования нейронных связей, нервной системе будет проще адаптироваться к новым условиям.

Различают несколько этапов восстановления, такая реабилитация проводится при ДЦП с ранних лет. Она включает:

  • подготовку нервной системы к предстоящим нагрузкам и движениям;
  • биомеханическое воздействие для разрушения нейронных связей и восстановления тонуса мышц;
  • закрепление полученного результата, стабилизация координации движений и самообслуживания.

Второй этап самый сложный, в этот период возникает много сложностей. Предстоит полная перестройка нервной системы – ребенку придется фактически заново учиться ходить, нормально разговаривать и бороться со стрессом.

Способы восстановления

Методики реабилитации детей с ДЦП разнообразны, они включают постоянное лечение, физиотерапию и выполнение тренингов. Лекарства используются в качестве базовой терапии, упражнения и процедуры способствуют выработке новых навыков и закреплению результата. Для получения выраженного эффекта воздействие должно быть комплексным и направленным, поэтому для назначения программы следует обращаться в специализированные центры. Доктор в таком учреждении сможет наблюдать пациента и при необходимости корректировать реабилитацию.

Гидротерапия

Занятия проводятся с целью:

  • обучения ходьбы;
  • снижения спастичности;
  • укрепления и развития мышц и суставов.

evexia-tekst-1-gidroterapiya

Виртуальная реальность

Это искусственный мир, в котором ребенок может идентифицировать себя и выполнять различные действия, другими словами это реальный мир, который подчиняется тем же законам физики, только в виртуальной реальности.

Искусственный интеллект отслеживает изменения, которые происходят в виртуальном мире и предоставляет пациенту новые данные и задачи для действия. Такая терапия открывает большие возможности. Система способна индивидуально подстраиваться под каждого пациента, помогая доктору в процессе реабилитации больного.

kak-prohodit-reabilitaciya-detej-s-dcp-1

Преимуществ у такой виртуальной терапии, которая реально оказывает помощь пациентам более чем достаточно, среди них:

  • искусственный интеллект отлично адаптируется под возможности и особенности каждого пациента, предоставляя упражнения, которые ему под силу;
  • возможность изменения уровня сложности упражнений;
  • помогает измерить отдачу пациента в занятиях и использовать эти данные для составления дальнейших упражнения для реабилитации;
  • пациенты очень радостно и дружелюбно относятся к занятиям в виртуальном мире, что несомненно влияет на общее состояние больного;
  • фактически развлечение способствует лечению пациентов.

Сенсорная интеграция

Данная терапия проходит в специальной комнате – снузелен. В комнате создана мультисенсорная среда, направленная на либо стимулирование, либо подавление основных чувств пациента с помощью музыки, различных ароматов, цветов, изображений и прочих сенсорных объектов.

Среда является контролируемой, пациент предоставлен сам себе и в праве сам располагать своим временем и возможностью наслаждаться окружающей его средой. В такой комнате все 5 чувств человека могут быть активными. Среду можно подстроить и адаптировать под конкретного пациента, что очень эффективно влияет на реабилитацию в целом.

Сенсорная интеграция преследует следующие цели:

  • расслабление, получение удовольствие и отдых без вмешательства интеллекта пациента и ожидания от окружающих людей, в среде нет неудач;
  • лечение психосоматических отклонений;
  • снижение агрессии, стресса и депрессивного настроения;
  • активация всех человеческих чувств (зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния);
  • повышение концентрации внимания;
  • возможность для людей с ограниченными возможностями реагировать на стимулы в созданной среде или наоборот ограничить пациента от некоторых;
  • помогает пациенту понять и распознать его тело в конкретном пространстве, улучшить координацию тела в движении по отношению в созданной среде и пространстве;
  • уменьшение самостимуляции.

evexia-sensornaya-terapiya

Конечной целью пребывания в такой среде является полная сенсорная интеграция и развитие способности ЦНС реагировать на сенсорную информацию, обрабатывать ее и передавать в мозг через чувства для дальнейшей реакции организма на окружающие предметы и среду. Такая терапия подходит как для детей, так и для взрослых.

Метод Бобат

Данный метод нейроразвивающего лечения был назван в честь его создателей — Берты и Карела Бобат. Подход в лечении пациентов с ДЦП основывается на знании и развития нервной системы и ее патологий:

  • сенсорно-двигательных;
  • эмоциональное и социальное развитие детей раннего возраста;
  • перцепционных;

Программа полностью индивидуализирована и применяется исключительно руками терапевта. Основное внимание сосредоточивается на естественной обратной связи сенсорно-питания и обучении управления опорно-двигательным аппаратом.

Принципами лечения являются:

  • обучение ощущению движения;
  • обучение двигательным моделям;
  • облегчение способа естественной модели движения и сдерживание патологии;
  • установка целей с учетом стадии, на которой находится двигательная способность, возраст и способности ребенка, происходит всегда в тесной связи с семьей;
  • содействие в развитии нормальной моторики ребенка;

Успех достижения целей влияет на подготовку мелкой моторики и речи ребенка. Тесное сотрудничество с семьей – обязательный компонент.

Метод PADOVAN

Также этот метод называется нейрофункциональной реорганизацией головного мозга. Он основывается на неврологической системе человека, на невралгии развития речи, ходьбы, мыслительных процессов, на нейропластике головного мозга и развития с помощью образования новых синапсов.

Во время сеанса PADOVAN комбинируются несколько методов: эрготерапию, физиотерапию и логотерапию. Используются упражнения для верхних и нижних конечностей, способствующие обучению речи, координации движений тела, глотанию и дыханию.

Метод эффективен в лечении детей:

  • с задержками в развитии;
  • с дислексией;
  • с проблемами в обучении (чтением, в умении считать и писать;
  • с нарушениями внимания;
  • с наличием гиперактивности.

Медикаменты

Лекарства используются в основном в младшем возрасте, когда наблюдаются проблемы с мышечным тонусом. Далее препараты выписывают в качестве поддерживающей терапии для устранения осложнений. Также проводится лечение психологических нарушений.

Доктор может назначить следующие средства:

  • для стимуляции мышечного тонуса: Мидокалм, Баклофен, Диспорт;
  • лекарства для улучшения мозгового кровообращения: Пирацетам, Луцетам, Биотредин;
  • витамины и минеральные добавки для укрепления организма.

Дозировки корректирует врач согласно состоянию ребенка и эффективности терапии. Принимать препараты без рецепта врача не рекомендуется.

Рекомендована следующая программа:

evexia.ru - reabilitaciya-dcp-lfk

Главная особенность реабилитации детей с ДЦП – появление эффекта только при систематическом выполнении тренингов. Именно поэтому нужно полностью выполнять все рекомендации врача и заниматься лечебной физкультурой.

Нейростимуляция

Решение о проведении нейростимуляции принимает доктор на основании состояния ребенка. Такая терапия считается успешной, если с ее помощью удается исключить половину проявлений всех осложнений.

Физиотерапия

Физиотерапевтическое лечение используется в качестве дополнения к основной терапии, такие процедуры укрепляют организм. Они повышают регенерацию тканей, активируют кровоток в мышцах, костях и суставах, улучшая клеточное питание.

Современные методы лечения ДЦП – это сеансы следующих процедур:

  • электростимуляция;
  • магнитотерапия;
  • прогревание;
  • светотерапия.

Лечение проводится курсами по 10-15 сеансов. Посещать кабинет нужно строго по графику и не пропускать физиотерапию. Направление можно получить у педиатра или в специализированном реабилитационном центре.

Посещение психолога

Работа с психологом – важная поддержка для ребенка, которая поможет в социальной адаптации. Врач проводит беседы и выясняет, что в первую очередь беспокоит пациента. Применяются игровые методики, тренинги и анкетирование. Программа подбирается индивидуально по ведущим методикам для детей с церебральным параличом.

При проведении реабилитации упор делается на двигательную активность, но без преодоления психологических проблем и барьеров ребенку будет сложно вернуться к социальной жизни. Только комплексный подход позволит закрепить полученные результаты.

evexia-tekst-1-padovan

Прогнозы

Реабилитация ДЦП зависит от формы заболевания и степени поражения головного мозга. Обычно при проведении терапии с ранних лет прогноз относительно благоприятный – большинство нарушений удается компенсировать к младшему школьному возрасту. При легкой форме патологии проявления церебрального паралича будут практически незаметными.

Если откладывать терапию и не следовать рекомендациям врача – прогноз будет неблагоприятным. Это отставание ребенка в умственном развитии и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата. При ДЦП от родителей и ребенка требуется ответственный подход и выполнение реабилитационной программы.

Оцените на сколько качественно и подробно описана информация

Полезные советы

  • Рекомендации по реабилитации после паховой грыжи
  • Какие специалисты занимаются реабилитацией?
  • Реабилитация после язвенной болезни желудка
  • Кома после черепно-мозговой травмы: последствия и сроки нахождения
  • Что такое ОНМК по МКБ 10?
  • Что делать если при инсульте парализовало правую сторону?
  • Аутизм: какие симптомы и в каком возрасте проявляются у ребёнка?
  • Гигиена рук пользователей инвалидных кресел или других вспомогательных средств
  • Боль в ноге – это ишиалгия или что-то другое?
  • Риск падения
  • Реабилитация после перелома лучевой кости
  • Инструкция по возвращению домой из больницы после инсульта
  • Реабилитация после перелома бедра
  • Как проходит реабилитация детей с ДЦП?
  • Боль в пояснице: это просто боль или сигнал о серьезных нарушениях в организме?
  • Инсульт правой стороны: последствия и лечение
  • Реабилитация руки после инсульта: как восстановить движение руки
  • Почему немеют ноги и руки?
  • Питание после инсульта: правила и противопоказания в меню
  • Остеохондроз код по МКБ 10
  • Что такое цереброваскулярная болезнь?
  • От чего болят мышцы всего тела?
  • Остеохондроз позвоночника (М42) — Код МКБ 10
  • Основные этапы реабилитации после перелома позвоночника
  • Реабилитация тазобедренного сустава
  • Блуждающие боли по всему телу: причины и лечение
  • Нарушение речи при инсульте
  • Диагностика ДЦП при беременности
  • Как проходит реабилитация и лечение спортивных травм?
  • Геморрагический инсульт-что это?
  • Как проходит реабилитация детей с задержкой речевого развития?
  • Что такое ОНМК?
  • Какие факторы повышают риск инсульта?
  • Путешествие в Салоники
  • Стимуляция нервно-мышечной ткани после инсульта
  • Как встать после падения
  • АФАЗИЯ
  • Лимфатический отёк – полезные советы для лечения

Полезные советы

  • Рекомендации по реабилитации после паховой грыжи
  • Какие специалисты занимаются реабилитацией?
  • Реабилитация после язвенной болезни желудка
  • Кома после черепно-мозговой травмы: последствия и сроки нахождения
  • Что такое ОНМК по МКБ 10?
  • Что делать если при инсульте парализовало правую сторону?
  • Аутизм: какие симптомы и в каком возрасте проявляются у ребёнка?
  • Гигиена рук пользователей инвалидных кресел или других вспомогательных средств
  • Боль в ноге – это ишиалгия или что-то другое?
  • Риск падения
  • Реабилитация после перелома лучевой кости
  • Инструкция по возвращению домой из больницы после инсульта
  • Реабилитация после перелома бедра
  • Как проходит реабилитация детей с ДЦП?
  • Боль в пояснице: это просто боль или сигнал о серьезных нарушениях в организме?
  • Инсульт правой стороны: последствия и лечение
  • Реабилитация руки после инсульта: как восстановить движение руки
  • Почему немеют ноги и руки?
  • Питание после инсульта: правила и противопоказания в меню
  • Остеохондроз код по МКБ 10
  • Что такое цереброваскулярная болезнь?
  • От чего болят мышцы всего тела?
  • Остеохондроз позвоночника (М42) — Код МКБ 10
  • Основные этапы реабилитации после перелома позвоночника
  • Реабилитация тазобедренного сустава
  • Блуждающие боли по всему телу: причины и лечение
  • Нарушение речи при инсульте
  • Диагностика ДЦП при беременности
  • Как проходит реабилитация и лечение спортивных травм?
  • Геморрагический инсульт-что это?
  • Как проходит реабилитация детей с задержкой речевого развития?
  • Что такое ОНМК?
  • Какие факторы повышают риск инсульта?
  • Путешествие в Салоники
  • Стимуляция нервно-мышечной ткани после инсульта
  • Как встать после падения
  • АФАЗИЯ
  • Лимфатический отёк – полезные советы для лечения

Greece, Kallikratia , 630 80 Chalkidiki Россия, Москва , 2-я Лыковская, 67а

Детский церебральный паралич (ДЦП) тяжелое заболевание, обусловленное поражением мозга в перинатальном периоде. Сопровождается нарушением движения, нарушением речи, интеллекта, зрения. Особенности реабилитации при ДЦП заключаются в том, что процессы структурного и функционального развития мозга еще не завершены. В связи с этим целью реабилитации является стимуляция развития физиологических функций, компенсация двигательных, речевых и психических расстройств. Поэтому реабилитация детей при ДЦП — процесс сложный, многогранный и включает в себя участие большого количества медицинских специалистов разного профиля.

Причины ДЦП и клинические проявления

Наиболее частыми причинами детского церебрального паралича являются:

  1. нарушение внутриутробного развития
  2. гипоксия мозга
  3. кровоизлияния в мозг
  4. асфиксия в процессе родов
  5. ядерная желтуха
  6. инфекционные заболевания в раннем детстве

Иногда эти причины могут сочетаться друг с другом. Основными клиническими проявлениями являются двигательные расстройства, изменение мышечного тонуса, гиперкинезы, задержка психического развития, нарушения слуха, зрения. Так же могут быть вторичные изменения костного скелета, деформации, контрактуры.

Выделяют 3 стадии детского церебрального паралича — раннюю, начальную хронически-резидуальную, позднюю резидуальную. Чем раньше начато лечение, тем большую эффективность оно имеет.

Пять основных клинических форм ДЦП

  1. Спастическая диплегия — характеризуется резким повышением мышечного тонуса ног.
  2. Двойная гемиплегия (тетрапарез) — ДЦП с преимущественным поражением рук.
  3. Гиперкинетическая форма — характеризуется ригидностью мыщц, иногда дистонией.
  4. Сопровождается невнятной, смазанной речью.
  5. Гемиплегическая форма — развивается вследствие постнатальной инфекции, характеризуется односторонним поражением мускулатуры, нередко речевыми нарушениями, задержкой психического развития.
  6. Атонически-астеническая форма — отличается гипотонией мыщц, резким нарушением координации движений, значительным нарушением речи, расстройством психики.

Этапы реабилитации детей с ДЦП

Особенностью реабилитации при детском церебральном параличе является проведение ее у маленьких детей, с еще не развившимися двигательными функциями, необходимостью стимулирования задержанных функций в развитии. Раннее начало лечения — залог успеха, так как при запущенных изменениях двигательные нарушения хуже поддаются коррекции.

Первый этап реабилитации начинается сразу — в отделении патологии новорожденных. В зависимости от характера и глубины повреждения продолжаться этап может от 1 до 3 месяцев. Комплекс мероприятий на этом этапе направлен на ликвидацию отека, повышение снабжения мозга кислородом. Проводится лекарственное лечение, ортопедическая укладка, массаж, лечебная гимнастика.

Второй этап проходит после выписки из отделения. Продолжается медикаментозное лечение, массаж, лечебная физкультура. Так же на этом этапе подключают физиотерапию, ортопедическую профилактику, доречевую логопедическую подготовку. Большое значение имеет обучение навыкам ухода за ребенком родителей.

Важное значение в реабилитации таких больных имеет санаторно-курортное лечение, так как медучреждений специализированного профиля у нас в стране немного. Эффективность реабилитации зависит от преемственности в наблюдении. Дети с тяжелыми расстройствами психики находятся в специализированных домах ребенка, где так же проводится восстановительное лечение, обучение базовым навыкам.

Методы реабилитации больных ДЦП fizioterapiya-dczp

Реабилитация детей при ДЦП включает в себя:

  • массаж
  • лечебную физкульруру
  • аппаратную физиотерапию
  • бальнео и пелойдотерапию
  • ортопедические мероприятия
  • трудотерапию, педагогический подход, направленный на интеллектуальное и психическое развитие

Более подробно мы рассмотрим лечебную физкультуру и методы аппаратной физиотерапии. Но так как количество методов аппаратной физиотерапии большое, мы их рассмотрим в отдельном материале. А пока продолжим рассматривать базовые направления и основы реабилитации детей с ДЦП.

Лечебная физкультура

Является важнейшим фактором восстановления, которая практически не имеет противопоказаний и может применяться в процессе всего лечения. Таким детям назначают не только, и не столько физические упражнения. Активно применяют игры, лечебную хореографию. Наиболее эффективно себя показала методика Б.Бобата. Методика подразумевает прохождение всех этапов нейрофизического развития ребенка, вне зависимости от возраста на данный момент.

Облегченные игры — рекомендуют для более здоровых детей. Проводят специальные упражнения, тренирующие нарушенные движения, а так же бытовые стенды с пуговицами, звонками, выключателями, лампочками. Этот подход позволяет выработать навык самообслуживания.

Методика хореографической гимнастики — одна из форм групповых занятий. Помогает улучшить эмоциональный фон, улучшает координацию движения и пространственную ориентацию, позволяет нормализовать координацию движения ног, рук, тела.

Гидрокинезиотерапия

Отдельно стоит остановиться на методе ЛФК, подразумевающем выполнение физических упражнений в теплой воде. При этом уменьшается вес конечности, спастичность мышц, увеличивается объем движений, координация. Занятия в бассейне при гиперкинетической форме можно использовать для обучения ходьбе.

Лечебный массаж

Большую роль в лечении и восстановлении детей с ДЦП играет массаж. Он улучшает кровоснабжение, трофику тканей, мышечный тонус, а так же увеличивает объем движений.

Начинают массаж обычно с воздействия на сегментарную зону: шейно-воротниковую (C6 – Th2) перед массажем верхних конечностей; пояснично-крестцовую перед воздействием на нижние конечности.

Для улучшения дыхания, кровообращения проводится массаж грудной клетки и мышц спины.

Точечный массаж проводят для снижения тонуса мышц перед занятиями лечебной гимнастикой. Воздействуют концевой фалангой 2 — 3 пальца на определенные биологические точки. Курс массажа, в зависимости от состояния и показаний может включать в себя до 20 процедур.

Ортопедическое лечение

ortopedicheskoe-lechenie-dczp

Направлено на предупреждение и устранение контрактур и деформаций, а так же на создание правильного пространственного положения ребенка. Включает в себя специальные укладки в часы отдыха и сна, этапную коррекцию контрактур с помощью гипсовых шин, циркулярных повязок. При стойких контрактурах проводят оперативное лечение, но не ранее 3-х летнего возраста. Для больного ДЦП оптимальным является наличие ортопедической обуви, аппарата для дневного пользования и лечебных шин на время сна.

Психотерапия и психологическая реабилитация

Конечно, такое заболевание как ДЦП, тяжело влияет на психику детей. Особенно у детей школьного возраста и старше, с сохраненным интеллектом. Они осознают тяжесть своего состояния, вследствие чего у них происходят изменения психоэмоциональной сферы.

Основной принцип воспитания при ДЦП — развитие максимальной самостоятельности, навыков самообслуживания и обучения. В учреждении или при индивидуальном лечении необходимо создать соответствующую деонтологическую обстановку, стимулируя каждое движение и каждое новое действие. Важным элементом является семейная психотерапия — беседы, занятия с родителями. Психологической реабилитации так же способствует библиотерапия со специальным подбором книг, музыкальная терапия.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ В НОВОСИБИРСКЕ:

glavnaya-karasenko

Врач физиотерапевт, остеопат, реабилитолог Карасенко В.П. Городская Клиническая больница №25 города Новосибирска.

Надо сказать, что представления о реабилитации детей с ДЦП на постсоветском пространстве и в развитых странах отличаются.

исследование, которое помогает отделить зерна от плевел).

Мы признаем тот факт, что нет двух одинаковых детей с ДЦП. Даже если поражение абсолютно одинаковое и возможности движения тоже абсолютные одинаковые, скорее всего, это будут дети с разным темпераментом и с разными условиями жизни. Один будет жить в многоквартирном доме с пандусом, и для него приоритетным будет держать равновесие, дотягиваясь до кнопки лифта, или снять трубку домофона и открыть дверь, а другой — в частном доме, где актуальным будет научиться держать равновесие, проходя через мамин огород, и забираться по лестнице на второй этаж дома, например.

  1. Заниматься с ребенком необходимо каждый день. Занятия со специалистами курсами очень важны, но будут малоэффективны, если не закрепляются каждый день. Реабилитация — это в первую очередь труд родителей, задача специалистов — создать программу и обучить родителей выполнять те задачи, которые они могут выполнять в повседневной жизни, не будучи специалистами.

«Настя, двухлетняя девочка со спастической диплегией GMFCS II.

1–2 часа в день девочка будет заниматься упражнениями, направленными на улучшение стояния у опоры и обучение ходьбе вдоль опоры. Возможно, будут еще какие-то процедуры (массаж, физиотерапия (электролечение), костюмы и т.д.), но, как мы уже говорили, их эффективность сомнительна, поэтому их можно не считать. Возможно, будут еще 30–40 минут стояния в вертикализаторе. В сумме получаем максимум 3 часа. Остальное время Настя будет функционировать так, как она сейчас может, то есть играть, сидя на полу в положении W, ползать на четвереньках, самостоятельно вставать у опоры, подтягиваясь руками.

Если мы примем новый взгляд на вмешательство и подумаем о повседневной жизни Насти как о дополнительном ресурсе для обучения движению, формированию правильных образцов движений, новых двигательных навыков и профилактике костно-мышечных осложнений, то мы получим следующую стратегию:

В заключение: я не придумываю каких-то своих авторских методик, не провожу исследований препаратов и не продаю их. Я не берусь оценивать действия наших врачей и родителей, которые выбирают другой путь. Я просто перевела на русский язык исследования методик лечения ДЦП по правилам доказательной медицины (с предоставлением ссылок на эти исследования), европейский консенсус по лечению детей с ДЦП, рекомендации крупных клиник и делюсь ими. Также в этой статье использованы материалы мощнейших передовых реабилитологов нашей страны, которые имеют потрясающие успехи в своей работе и также опираются на опыт и разработки развитых стран (пример про девочку Настю).

Если вам не близки принципы доказательной медицины, ради Бога, лечитесь так, как вам нравится. Я уважаю выбор и мнение каждого, но для себя решила, что участвовать в большом неконтролируемом эксперименте над чужими детьми не могу по внутренним убеждениям. Как только появится лекарство от ДЦП с доказанной эффективностью и безопасностью, я первая же начну назначать его детям.


Реабилитация детей с детским церебральным параличом

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети страдающие ДЦП - это самая распространенная группа больных детей в современном мире.

ДЦП - это группа не прогрессирующих синдромов с повреждением головного мозга на ранних стадиях его развитья, в момент родовой деятельности вследствие прохождения по родовым путям или сразу же после рождения из-за асфиксии.

Это заболевание приносит массу трудностей, испытаний и проблем ребенку и его семье.

Больной ребенок - это всегда горе для его родителей. Из такой семьи часто уходят отцы и матерям приходится зачастую забыть о себе и кинуть все силы на воспитание своего больного, иногда не единственного ребенка в семье. Это очень трудная задача, ведь даже полной семье не просто собрать средства для качественной реабилитации и лечения своего ребенка и вывести его на более комфортный для него уровень жизни, для того чтобы он не чувствовал себя неполноценным, не таким как все, мог учиться и развиваться как все обычные дети в обычных детских садах и школах, высших учебных заведениях.

Физическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также по разработке и реализации основных направлений государственной и семейной политики в российской федерации.

Реабилитация инвалидов и детей-инвалидов у нас регламентирована законом.

ГОСТ на медицинскую реабилитацию инвалидов Р52877-2007 распространяется на услуги по медицинской реабилитации инвалидов, предоставляемые предприятиями, учреждениями и организациями, и устанавливает основные виды и содержание этих услуг. [1]

Реабилитация (абилитация)

Реабилитация-- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Реабилитацию можно начать сразу после устранения угрозы жизни.

Пациентам начинают делать массаж для развития в мозге нейронных связей, которые надо довести у ребенка до автоматизма. Г.Сель считал, что развитие у таких детей происходит через стресс, через его три стадии (тревоги, резистентности и истощения). В дальнейшем были выделены еще несколько промежуточных стадий стресса. Специфическим для этих стадий является включение оперативных механизмов управления, многократная смена преобладания либо эрготропных, либо трофических реакций, высокая функциональная активность тканей, признаки рассогласования структурно – функциональной организации или процессы замены кратковременной адаптации на долговременную. [6]

Важно помнить, что дети страдающие ДЦП представляют собой особую категорию тяжелой хронической патологии, испытывающей состояние хронического стресса.

Основными принципами реабилитации являются: раннее начало, комплексность, индивидуальность, этапность, преемственность, непрерывность, мультидисциплинарный подход, сочетание общего и социального действия, контроль за адекватностью нагрузок, активное участие больного ребенка.

Виды реабилитации:

Физиотерапевтическое лечение: тепловые процедуры, лекарственный электрофорез, магнито- и магнитовибротерапия, компрессионный массаж, электростимуляция пораженных мышц, токи Дарсонваля, лечебное плавание, жемчужные ванны, гидромассаж.

Кинезотерапия: лечебная гимнастика (групповая, индивидуальная, пассивная, активная), дыхательная гимнастика, малоподвижные/подвижные игры, БОС.

Использование технических средств и тренажеров: шведская стенка, ортопедический мяч, подвесные ложементы для облегчения движений, ходунки, брусья, специальные тренажеры.

Различные виды лечебного массажа.

Адресное ортопедохирургическое лечение: лечение положением (укладки и растяжки), использование ортезных изделий (статических, динамических и функциональных), лечебное протезирование, этапное гипсование, оперативное лечение.

Различные виды рефлексотерапии, мануальная терапия, логотерапия, коррекционная педагогика, трудотерапия, музыкотерапия, занятия с психологом, методы сенсорной коррекции.

Реабилитация детей ДЦП состоит из 4х этапов.

Острый период. Этот этап длится 7-14 дней.

Ранний восстановительный период (до двухмесячного возраста).

Поздний восстановительный период (возраст ребенка – от 1 до 2 лет).

Период остаточных явлений. Этот этап начинается, когда ребенку исполняется 2 года, и длится в раннем детстве и юношестве.

Сестринская деятельность при ДЦП

Сестринская деятельность включает в себя:

Психологическую поддержку больного ребенка и его окружения;

Объяснение родителям важных аспектов современного лечения;

Информирование родителей о необходимости реабилитации;

Помощь в социальной адаптации ребенка;

Рекомендации по методике воспитания детей больных ДЦП;

Рекомендации о правильном подборе одежды для ребенка с ДЦП;

Дать рекомендации по технике кормления ребенка с ДЦП;

Обучить родителей приемам массажа;

Показать элементы кинезотерапия;

Массаж и кинезотерапия.

Профессиональный массаж и ЛФК при ДЦП останавливает развитие болезни и избавляет от осложнений. Процедуры лечебного массажа следует начинать как можно раньше.
Комплекс массажных воздействий разрабатывается индивидуально для каждого больного в полном соответствии с формой ДЦП. [8]
Особенности массажа при ДЦП.

Подбор методик и характера воздействий осуществляется индивидуально, при этом учитывается общее состояние больного. Массаж проводят после завершения процедур медикаментозной терапии и физиотерапии. При чувствительной коже у больного следует начинать с сегментарного массажа. Поза пациента при массаже должна приводить к полному расслаблению мускулатуры. Оздоровительный массажный сеанс следует заканчивать лечебной гимнастикой, полезной для закрепления результата. Если с больным проводятся индивидуальные занятия, то сегментарный и общий массаж проводятся до процедур, а линейный и точечный – после.

К приемам лечебного массажа для больных с диагнозом ДЦП относятся: вибрация, растирание, поглаживание, разминание.
Отличительная особенность массажа при ДЦП в том, что вектор движений направлен из центра к периферии. Такие нисходящие движения обеспечивают отличное расслабление спазмированной мускулатуры. Перед началом лечебного массажа тело следует расслабить поглаживающими движениями, разминаниями и растираниями области спины, валянием конечностей.
Эффективность воздействия на тело повышается, если сочетать эти приемы с точечным массажем, снижающим мышечный тонус. Для этого подушечками пальцев выполняют вращательные движения, надавливая в определенных точках до потери их чувствительности. После онемения выбранного участка массажист переходит к следующему, а затем снова возвращается к предыдущим областям. Каждая зона должна быть обработана дважды.
Показания и противопоказания

Большая терапевтическая ценность массажного воздействия на пациентов с ДЦП позволяет достигнуть таких результатов, как: снижение чрезмерного мышечного тонуса, рост мускулатуры, улучшение кровотока и лимфотока, ускорение обмена веществ.

К противопоказаниям массажа относятся: острые формы аллергии, грибковые заболевания кожи, нарушения целостности кожного покрова, острые респираторные болезни.

К противопоказаниям точечно-рефлекторного массажа относятся: болезни инфекционной природы, острая сердечная недостаточность, повреждения кожного покрова.

Как делать массаж при ДЦП

У данной процедуры существует множество разновидностей:

Рассмотрим подробнее классический лечебный массаж.

Традиционная массажная методика очень сложна и поэтому ее выполнение возможно только квалифицированным специалистом. Начинается процедура с поглаживаний, которые улучшают отток лимфы и венозной крови, а также состояние кожи. Этот прием может выполняться любой частью кисти, даже пальцами. Движения не должны отклоняться от направления лимфатических сосудов. Легкие, поверхностные поглаживания могут идти вдоль и поперек, иметь спиралевидное и другие направления. Грубыми ошибками считаются неплотное, частичное соприкосновение поверхности кисти с массируемым участком и резкое, короткое, не размашистое движение руки.

Для снятия спазма с мускулатуры применяется нисходящий вектор направления массирующих движений. Этот прием позволяет также улучшить обменные функции при ДЦП.

После поглаживаний выполняется растирание. Этот прием устраняет спайки и кожные рубцы, разбивает накопившиеся в суставных полостях, сухожилиях и мышечной ткани отложения шлаков. Почти всегда здесь задействуются пальцы, но в зоне бедер и спины обычно орудуют основанием ладони, согнутыми пальцами. Растирают кожу вдоль и поперек. Хороший эффект оказывает воздействие на места мышечных креплений. Во время движения рука должна плотно соприкасаться с кожей и двигаться вместе с ней. Если воздействие будет поверхностным, то подкожные образования не будут растираться, вместо этого кожа массируемой области будет натерта до болезненных ссадин. Растирание используют и для укрепления суставов, ослабленных мышечных групп.

Для повышения интенсивности кровотока в глубоко расположенных венах, и чтобы сделать мускулатуру более функциональной, хорошо подходит прием разминания. Здесь движения идут вдоль или поперек относительно расположения мышечных волокон. Грубыми ошибками считаются поверхностный захват и недостаточный, неплотный контакт ладони с массируемым участком, из-за чего рука может соскользнуть. Пациенты, страдающие ДЦП, должны получать разминающий массаж при параличе для укрепления мускулатуры спины, живота, ягодичной и других зон, где волокна обладают недостаточно высоким тонусом.

Вибрационные процедуры. К вибрационным массажным движениям относятся: прием рубления, прием поколачивания, прием похлопывания. Они хороши для повышения тонуса мускулатуры, которая приобретает лучшую сократительную способность. Правильный прием рубления нужно проводить локтевым краем кисти, при этом пальцы должны быть сильно растопырены, а когда кисть ударяет по коже, им следует смыкаться. Рубление осуществляется только вдоль, параллельно мышечным волокнам. Грубыми ошибками являются движение в локтевом суставе вместо лучезапястного, и воздействие поперек мышечных волокон.

Похлопывать и поколачивать кожу можно в любом направлении, но движение должно начинаться от лучезапястного сустава.

Точечная методика. У точечно-рефлекторной методики имеются две разные формы: возбуждающая и тормозная.

Тормозная выполняется щепоткой из трех пальцев, которой производятся длительные надавливания (до минуты) или вращательные движения по часовой стрелке.

Возбуждающая технически выполняется идентично тормозной методике, но время воздействия сокращается до 5-10 секунд. Это полезно в случаях, когда тонус мускулатуры сильно понижен.

Эффективность. К положительным эффектам лечебного массажа при ДЦП можно отнести: улучшение кровотока, нормализацию функций внутренних органов, рост и укрепление мускулатуры, ускорение обменных процессов, повышение иммунитета. Классический массаж расслабляет мышцы и повышает их тонус, а также нормализует рост костей, с которым у детей, больных ДЦП, возникают проблемы из-за непропорционального развития верхней и нижней частей туловища. Вибрационные воздействия, растирания и сотрясения раздражают сосудистые образования и ускоряют костный рост. Сегментарный метод через кожные покровы, мышцы и связки оказывает рефлекторное влияние на спинной и головной мозг. [8]

Лечебная физкультура (кинезотерапия)

ЛФК - научно практическая дисциплина, использующая средства физической культуры и спорта с лечебной и профилактической целями для восстановления здоровья и трудоспособности.

ЛФК - метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование одной из основных и эволюционно развитых биологических функций организма – движение. Физические упражнения являются характерным и специфическим средством ЛФК стимулирующим жизнедеятельность организма. В силу активного влияния упражнений на организм его можно отнести к методу патогенетической и восстановительной терапии, широко применяемому в комплексном лечении детей с ДЦП. Основным принципом применения средств ЛФК являются регулярность, дозирование, индивидуальность. Важной составляющей эффективности комплексов ЛФК является принцип регулярности физических упражнений, предполагающие ежедневные или дробные тренировки. Регулярные занятия ЛФК способствуют выработке и закреплению мышечного динамического стереотипа, что является одним из аспектов мотивации для детей.

В ЛФК при заболевании ДЦП широко используют физические упражнения с элементами игры.

Под физическими упражнениями понимают специально подобранные и принимаемые для воспитательных и лечебных задач движения ребенка.

Систематические занятия ЛФК благоприятно сказываются на развитии многих систем организма у ребенка (костно-мышечной, сердечно – сосудистой системы).

Важным моментом приложения средств ЛФК являются состояния, когда имеет место вовлечения в патологический процесс других органов, нарушение роста и развития детского организма. Одним из проявлений такого рода нарушений является утрата некоторых навыков у детей раннего возраста или их ослабление и извращение у детей старшего возраста. В таких случаях ЛФК является единственным средством комплексной реабилитации, позволяющим добиться быстрой и полной нормализации двигательной сферы ребенка. Уравновешивание и выравнивание патологических процессов в организме происходит путем включения ряда защитно-приспособительных реакций, направленных на восстановление или замещение индуцированных болезнью повреждений. Компенсация формируется за счет сознательной перестройки функций поврежденного органа специально подобранными упражнениями или подпороговой стимуляцией частично выключенных анализаторов.

Наиболее известными формами ЛФК являются утренняя гимнастика, лечебная гимнастика, лечебная дозированная ходьба, самостоятельные занятия физическими упражнениями, массовые формы оздоровительной физической физкультуры.

Лечебная гимнастика - основная форма проведения занятий ЛФК для восстановления функций поврежденного органа и организма в целом, проводится с учетом допустимой физической нагрузки и методических рекомендаций. Лечебная гимнастика - комплекс упражнений применяемый при хронических заболеваниях, связанных с потерей мышечной силы и объема движения в суставах. Нарастание физической нагрузки должно происходить постепенно.

Упражнения подбирают по принципу от простого к более сложному. Лечебная гимнастика при неврологических заболеваниях должна проводиться в условиях отсутствия болевого синдрома или на границе болевых ощущений.

Очень важно помнить, что эффект ЛФК наступает не сразу, а после систематических регулярных занятий.

С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности. Развитие зрительно-моторной координации. Торможение и преодоление неправильных поз и положений. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Другие методы кинезиотерапии: войт терапия, рефлекторная локомоция, иппотерапия, эрготерапия, методика Бобат, гидротерапия, садовая терапия, дельфинотерапия.

Итак: ДЦП продолжает оставаться состоянием, обуславливающим значительную часть случаев инвалидности среди детского и взрослого населения, существенно снижающим работоспособность и качество жизни, а также усугубляющим социальную дезадаптацию пациентов.

Комплексный подход к терапии и реабилитации больных ДЦП, использование новых эффективных фармакологических средств разнопланового действия позволяет не только компенсировать имеющиеся у них неврологический дефицит, но и улучшить качество их жизни и добиться адекватного уровня их социализации.

Трудно преувеличить роль медицинской сестры в лечении и реабилитации детей с ДЦП, т.к. она:

обучает семью пациента общению с больным ребенком, помогает организовать обследования, консультации специалистов;

следит за правильным выполнением рекомендаций врача и

за своевременными изменениями в плане реабилитации.

Список литературы

Р.М. Баевкий Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе 1984

В.А Елифанов Лечебная физическая культура и массаж. 2008

М.А. Ермушкин Основы реабилитации 2011

Р.И. Лупанов методическое пособие по детской неврологии 2009

Д.Ю. Пинчук Детский церебральный спастический паралич 2014

М.А. Ханн Физическая и реабилитационная медицина в педиатрии 2018

Н.Б. Шабалина и др. Основные принципы и направления реабилитационных мероприятий 1988

Читайте также: