Социальная функция науки доклад

Обновлено: 16.05.2024

Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное. Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить несколько группы выполняемых ею социальных функций. Это, во-первых, функции познавательная и мировоззренческая, во-вторых, функции науки как непосредственной производительной силы, в-третьих, ее функции как социальной силы, в четвертых, культурная функция и другие функции, связанные с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально- теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с познавательной функцией, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.

Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как • правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

Культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Прогностическая функция - наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их определению.

Управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов. Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты осуществляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса. Консультирование работников государственного аппарата, своими практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры, служебные и деловые отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров.

Идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного "коллективного интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства, сообщества и этоса.

Гост

ГОСТ

Социальные функции науки

Функция науки – внешнее проявление значительных свойств науки. Наука в обществе выполняет ряд функций. В функциях предопределены способности и возможности науки принимать участие в решении важнейших проблем жизнедеятельности общества, в формировании наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности людей и развития культуры.

Социальные функции науки исторически изменяются, развиваются, представляют собой важный фактор развития самой науки.

Выделяют следующие основные группы социальных функций науки:

  1. Мировоззренческая функция. Разработка и продвижение научного мировоззрения, научной картины мира, изучение отношения человека к миру. Наука создает научную картину мира, представленную совокупностью знаний о человеке, обществе, природе. Научная картина мира соотносится с философским, мифологическим, религиозным осмыслением мира, она постоянно переоценивается.
  2. Познавательная функция. Выражается в познании человека, природы, общества, рационально-теоретическом осмыслении мира, изучении его законов, объяснении разнообразных процессов и явлений, выполнение прогностических действий.
  3. Экономическая функция. Непосредственная производительная сила. Наука выступает значительным фактором хозяйственного и культурного развития человека.
  4. Технико-технологическая, или производственная функция. Осуществляет внедрение в производство новых форм организации, технологий и т.д.

Дополнительные функции науки:

  1. Управленческо-регулятивная функция. В результате научных исследований разрабатываются методологические и идейно-теоретические основы управления и регуляции социальных процессов. Социологи, ученые, менеджеры, экономисты, политологи и психологи осуществляют консультирование сотрудников государственного аппарата, предоставляют информационное обеспечение управленческо-регулятивного процесса, практическими рекомендациями совершенствуют организационные структуры, деловые и служебные отношения, повышают эффективность управленческих решений.
  2. Традиционная, или идейно-преемственная функция. Обеспечивает связь времен, сохранение и наследование научных достижений, научной памяти, преемственность поколений ученых, передачу определенных норм, идеалов, ценностей в сфере научного производства, передачу исследовательских традиций.
  3. Практически-действенная функция. Характеризует науку как преобразующую социальную силу, способную изменить все стороны, сферы и отношения общества. Эта функция интегрирует все другие функции науки, осуществляется через производственную, практическую деятельность людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Наука как социальная сила

До сер. 19 века достижения науки в практической деятельности использовались эпизодически и не вели к рациональному использованию всех появляющихся возможностей.

В современном мире, в условиях научно-технической революции, наука выступает как социальная сила, оказывающая непосредственное влияние на процессы социального развития.

Методы науки широко используются при разработке программ и планов экономического и социального развития. Такие программы обозначают цели деятельности организаций, предприятий и учреждений. При этом участие самих ученых как носителей специфических знаний принципиально необходимо.

Программы и планы развития носят комплексный характер, поэтому их создание и дальнейшее внедрение предусматривает взаимодействие естественных, общественных и технических наук.

Наука в качестве социальной силы помогает в решении глобальных проблем человечества. Однако, развитие научно-технического прогресса ведет к истощению природных ресурсов, растет загрязнение воды, воздуха, почвы. Наука выступает фактором радикальных изменений, происходящих в местах обитания человека.

Ученые первые обратили внимание на симптомы надвигающегося кризиса, начали привлекать к проблеме внимание государственных и политических деятелей, общественности, хозяйственных руководителей. Только наука может определить параметры и масштабы экологических опасностей.

Наука выполняет прогностическую функцию, которая позволяет человеку прогнозировать последствия изменений окружающего мира, осуществляемые в соответствии с потребностями и желаниями людей. Различные научные модели способны показать тенденции развития общества, дать соответствующие рекомендации по их определению.

Образовательная и культурная функции науки

Образовательная и культурная функции науки заключаются в том, что наука – это фактор культурного развития и образования людей. Достижения науки оказывают значительное влияние на весь процесс обучения и воспитания, на содержание учебников, программ, на формы и методы, технологию обучения.

Ведущая роль в реализации образовательной функции принадлежит педагогической науке. Данная функция осуществляется через политику, культурную деятельность, систему образования, просветительскую деятельность ученых, средства массовой информации и т.д.

Как культурный феномен, наука имеет культурную направленность, занимает важное место в сфере духовного производства.

Культурная функция предполагает развитие человека в качестве субъекта познания и деятельности. Индивидуальное познание возможно только в социальных, окультуренных формах, существующих в данной культуре. Личность приобретает готовые способы и средства познания, приобщается к ним в процессе социализации.

Человеческое общество любой исторической эпохи всегда обладало общими языковыми средствами, специальными понятиями, инструментарием и процедурами, помогающими воспринять действительность.

Научное знание проникает в быт человека, является основой формирования мировоззрения и сознания, неотъемлемым компонентом социальной среды, в которой наблюдается формирование и становление личности.

Культурное наполнение науки включает и ценностные и этические аспекты. Для этоса науки открываются новые возможности:

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Министерство Образования Кыргызской Республики

Кыргызский Национальный Технический Университетим И. Раззакова Кафедра Философии и Социальных наук

по предмету Философия

на тему: Выполнил: ст. гр. ССП-1-04

Введение; Социальные функции науки;

Познавательная и мировоззренческая функции науки; Функция науки как непосредственной производительной силы; Функция науки в качестве социальной силы; Культурная функция науки; Другие социальные функции науки;

Заключение; Список использованной литературы.

Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже XX—XXI веков.

На сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей.Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новыечерты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и

Социальные функции науки ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Наука — сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки. Потребности материального производства влияют на развитие науки и на направления ее исследований, в свою очередь наука влияет на общественное развитие. Великие научные открытия и тесно связанные с ними технические изобретения оказали колоссальное влияние на судьбы всего человечества.

Дальнейшее развитие науки обусловливается неуклонно возрастающими потребностями производства и расширением мирового рынка. При этом интеллектуальные функции общества, развиваясь, все больше отделяются от субъекта труда и концентрируются в деятельности господствующего класса и быстро формирующейся социальной группы интеллигенции. Кроме того, научная работа отделяется и от труда по организации производства и становится сферой ученых. Происходит специализация и в среде ученых. Этот процесс имел прогрессивное значение, создавая необходимые условия для углубления познания, но вместе с тем он заключал в себе и отрицательную сторону: узкая специализация делает знания ученых ограниченными, что не только снижает продуктивность самого научного творчества, но и способствует дестабилизации культуры. Именно в это время начинается все более углублявшийся впоследствии разрыв между естественно-научным и гуманитарным знанием, между наукой вообще и нравственно-этическим сознанием.

И. Кант, будучи сам выдающимся ученым, сдержанно и критично относился и к науке, и к ученым. Следуя Ж.-Ж. Руссо, он видел противоречие социального, в том числе и научного, прогресса, опасался накопления знаний без учета того, приносят ли они благо человеку. История свидетельствует, что еще в то время, когда мрачные последствия научных открытий не были столь очевидными, отдельные мыслители почувствовали таящуюся в них гибельную опасность. Вплоть до последнего времени ученые не задумывались над драматическими и трагическими последствиями своих открытий. Каждое приращение научного знания рассматривалось как благо и было заранее оправдано. После Хиросимы ситуация изменилась: встала проблема моральной ценности научного открытия, которое может быть использовано во вред человечеству. Оказалось, что истина не существует вне добра, вне ценностных критериев. Эстетически развитому человеку они открываются полнее. Возникло новое понимание истины, которая уже не просто достоверное знание, а нечто большее. Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Невольно вспоминаются слова А. И. Герцена о том, что мы стоим на краю пропасти и видим, как она осыпается, и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, в сознании нашей свободы. Можно только добавить — разумно направленной и ответственной перед судьбами человека и человечества.

Читайте также: