Смарт технологии в образовании доклад

Обновлено: 07.07.2024

Понятие и сущность "смарт-технологии". Способность взаимодействовать с окружающей средой и адаптироваться к ней. Формирование новой концепции смарт-образования. Адаптивная реализация образовательного процесса на основе информационных смарт-технологий.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 10.06.2018
Размер файла 28,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Ключевые понятия концепции смарт-образования

Днепровская Н.В.

к.э.н., начальник отдела методологии онлайн обучения и управления знаниями НИИ Управления знаниями Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Янковская Е.А. к.филос.н., в.н.с. НИИ Управления знаниями Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

В результате интенсивного развития информационных технологий на смену уже привычному и достаточно ограниченному в своих возможностях сочетанию традиционного образования и электронного обучения постепенно приходит смарт-образование (smart-education). В настоящее время не существует однозначно сформулированной концепции смарт-образования, это, скорее, формирующаяся парадигма в сфере образования, представляющая собой множество технологических, организационных, педагогических решений, зачастую противоречащих друг другу, но обладающих определенным инновационным потенциалом.

Такая неопределенность характерна и для исследований, касающихся этого нового образовательного тренда. Публикации по тематике смарт-образования, в которых фиксируются ключевые тенденции развития образования и создаются футурологические прогнозы дальнейших изменений образовательной системы, появились буквально несколько лет назад. Однако сами эти публикации в настоящее время представляют собой, скорее, описание примеров системных решений и технологий в сфере образования, чем сформированную парадигму, обладающую разработанной понятийной системой.

Впервые концепция смарт-структуры упоминалась в контексте аэрокосмических технологий, создание которых подкреплялось тремя тенденциями: переходом на новые материалы, использованием новых свойств материалов, достижением в области электроники и информационных технологий [9]. Основная функция смарт-структур заключается в реагировании на окружающую среду и изменения в ней прогнозируемым (определенным) образом посредством датчиков, сигналов, коммуникаций и других интегрированных в нее элементов. Смарт-структуры способны не только поддерживать или противостоять механическим нагрузкам, но также могут уменьшить вибрацию, смягчить акустический шум, следить за целостностью самой структуры во время работы и в течение срока действия, а также изменять форму элементов структуры или механические свойства под действием внешних раздражителей.

· незамедлительному реагированию на изменения во внешней среде;

· адаптации к трансформирующимся условиям;

· самостоятельному развитию и самоконтролю;

· эффективному достижению результата.

Смарт как свойство, позволяющее моментально адаптировать объект или процесс к изменениям в окружающей среде, становится наиболее востребованным в современном социальном развитии и, особенно, в образовании. Формирование новой концепции смарт-образования основывается на достижениях информационных и коммуникационных технологий, позволяющих добиться новых экономических и социальных эффектов в системе образования и получить новую эффективность. О постепенном формировании парадигмы смарт-образования свидетельствует появление регулярных конференций по тематике смарт-образования и смарт-обучения [10].

Сформулируем основные принципы смарт-образования:

1. Использование в образовательной программе актуальных сведений для решения учебных задач. Скорость и объем информационного потока в образовании и любой профессиональной деятельности стремительно нарастает. Существующие учебные материалы необходимо дополнять сведениями, поступающими в режиме реального времени, для подготовки студентов к решению практических задач, к работе в условиях реальной ситуации, а не на тренировочных примерах и моделях.

2. Организация самостоятельной познавательной, исследовательской, проектной деятельности студентов. Данный принцип являются ключевым при подготовке специалистов готовых к творческому поиску решения профессиональных задач, самостоятельной информационной и исследовательской деятельности.

3. Реализация учебного процесса в распределенной среде обучения. Образовательная среда сейчас не ограничивается территорией университета, или пределами системы дистанционного обучения (LMS). Процесс обучения должен быть непрерывным, включающим обучения в профессиональной среде, с использованием средств профессиональной деятельности.

4. Взаимодействие студентов с профессиональным сообществом. Профессиональная среда рассматривается не только как заказчик на подготовку специалистов, но становится активным участником учебного процесса. ИКТ предоставляют студентам новые возможности по участию в работе профессиональных сообществ, наблюдением за решением задач профессионалами.

5. Гибкие образовательные траектории, индивидуализация обучения. Сфера образования значительно расширяется за счет привлечения в систему образования работающих граждан, частой смены вида профессиональной деятельности, интенсивным развитием технологии. Студенты, приходящие в университет, как правило, хорошо осознают и формулируют свою потребность в образовании. Задача университета - обеспечить образовательную услугу в соответствии с потребностями и возможностями студента.

6. Многообразие образовательной деятельности требует предоставления широких возможностей для студентов по изучению образовательных программ и курсов, использованию инструментов в учебном процессе, в соответствии с их возможностями здоровья, материальными и социальными условиями.

смарт технология информационный образование

Под измерениями смарт-образования будем понимать основные аспекты, благодаря которым должна функционировать система образования нового типа. Каждый такой аспект существует только в тесной взаимосвязи с другими и позволяет говорить о том, что данная система образования реализует парадигму смарт-образования. Предлагается выделить три основных измерения смарт-образования: технологический, организационный и педагогический.

Технологическое измерение смарт-образования базируется на информационных смарт-технологиях. Свойствами этих технологий являются интерактивность, способность к интеллектуальному анализу данных, возможность персонализировать данные, создавать, фактически, виртуальную личность пользователя. Технологии не зависят от платформы и локализации пользователя, активно развиваются различные кросс-платформенные технологии синхронизации контента на различных устройствах и в разных операционных системах и т.п. В образовательном процессе также могут быть использованы различные мультимедийные возможности, позволяющие создавать разнообразный учебный контент.

Педагогическое измерение смарт-образования представляет собой совокупность результатов образования (обучения и воспитания) и педагогических методов и технологий, необходимых для их достижения. На основе этих методов и технологий формируются средства обучения, включенные в организационную структуру смарт-образования и использующие специализированные информационные смарт-технологии.

Особая роль в системе результатов смарт-образования отводится когнитивной компетентности. Общим признаком когнитивной компетентности предлагается признать когнитивно-сложное мышление. Такое мышление предполагает способность видеть сложную структуру явлений, воспринимать не только одну причину какого-либо явления, но комплекс причин, давать взвешенную оценку, видеть альтернативы, избегать однозначного бинарного выбора. Именно такой способ мышления необходим в современном обществе, в котором, к счастью, невозможно формирование единственно-верной системы представлений о мире.

Выводы

Смарт-образование является формирующейся парадигмой в сфере образования. Единой концепции смарт-образования в настоящий момент не сформулировано. В силу этого необходимо прояснить ключевые понятия, которые должны лечь в основу этой концепции.

Смарт-образование представляет собой такую образовательную парадигму, ложащуюся в основу системы образования нового типа, которая предполагает адаптивную реализацию образовательного процесса, возможную на основе использования информационных смарт-технологий. Реализация парадигмы смарт-образования направлена на формирование процесса обучения и воспитания для приобретения знаний, навыков, умений и компетенций, необходимых для гибкого и адаптивного взаимодействия с изменяющейся социальной, экономической и технологической средой.

Целесообразно обозначить три основных составляющих смарт-образования. Эти составляющие были названы измерениями смарт-образования. Было предложено выделить три таких измерения: технологическое, организационное, педагогическое.

Список литературы

1. Dong Uk Im, Jong Oh Lee. Mission-type Education Programs with Smart Device Facilitating // International Journal of Multimedia and Ubiquitous Engineering. 2013. -Vol. 8, N 2, March.

4. Yunfeng Zhang and Le-Wu Lu. Introducing Smart Structures Technology into Civil Engineering Curriculum: Education Development at Lehigh University // Journal of professional issues in engineering education and practice. 2008. - January. - P. 41-48.

5. Hurlebaus S., Asce M.; Stocks T., Ozbulut O.E. Smart Structures in Engineering Education // Journal of professional issues in engineering education and practice. 2012. - January.

6. European Investment Bank. JESSICA for Smart and Sustainable Cities // Horizontal Study Smart Technology based Education and Training // Smart Digital Futures. - Amsterdam: IOS Press BV, 2014.

8. Тихомиров В.П. Мир на пути Smart Education: новые возможности для развития // Открытое образование. 2011. - № 3. - С.22-28.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий. Информатизация российского образования: тенденции развития, проблемы. Дидактические возможности информационных технологий, их роль в реализации новых стандартов образования.

презентация [11,3 M], добавлен 23.02.2012

Модели организации образовательного процесса для дистанционного обучения и условия применения в системе дистанционного образования на факультете. Исследование концепции маркетинга и условия для эффективного применения. Реализация образовательной системы.

дипломная работа [187,3 K], добавлен 17.09.2014

Сущность, структура, характеристика образовательного процесса в учреждениях среднего специального образования. Тенденции развития среднего профессионального образования в РФ. Особенности образовательного процесса в Омском автотранспортном колледже.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 14.09.2011

Понятие и сущность процесса воспитания. История возникновения педагогики, ее закономерности и принципы. Воспитание как составная часть процесса образования. Понятие и сущность образования. Воспитание и его место в структуре образовательного процесса.

реферат [25,0 K], добавлен 25.01.2013

Использование понятия "единое образовательное пространство России". Модернизация российского образования и реализация мероприятий Болонского процесса. Теория поликультурного образовательного пространства, сопряжение жизнедеятельности и образования.

реферат [21,0 K], добавлен 13.09.2009

Парадигмы современного экологического образования, его основное содержание и методики, подходы в странах Запада. Психолого-педагогические основы применения современных информационных технологий в экологическом образовании, использование интернета.

курсовая работа [46,8 K], добавлен 25.02.2012

Сущность понятия инновационного образования. Основы современных гуманитарных педагогических технологий обучения. Содержание методик постановки чисел, педагогического процесса, концентрированного, эвристического обучения, коллективной мыследеятельности.


В условиях постоянного роста и обновления знаний непрерывное развитие компетенций на протяжении всей карьеры становится наиболее актуальным в системе современного образования. Для развития образования уже недостаточно влияния человеческого капитала. Необходимо изменять саму образовательную среду, не просто наращивать объёмы образования трудовых ресурсов, должно качественно измениться само содержание образования, его методы, инструменты и среды, необходим переход к SMART-образованию. Необходимо развивать у педагогических работников такие компетенции, как аналитические, навыки решения комплексных проблем, инновационность – способность к развитию новых идей и их внедрению, выработке навыков использования SMART-технологий.

Содержимое разработки

Использование Smart-технологий в образовательном процессе

В современных условиях приоритетными принципами развития образования являются его открытость и доступность, что предполагает возможность получения всеми участниками образовательного пространства объективной информации. Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса идет быстрыми темпами. Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять – не обойтись.

В современном, динамично развивающемся мире информационно-коммуникационная компетентность педагога должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. Одним из условий освоения информационно-коммуникационной компетентности педагога является умение грамотно выбирать форму передачи информации аудитории. Одна из новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса – Smart-технологии. Инновационный потенциал деятельности по использованию Smart-технологий в образовании чрезвычайно высок.

В условиях постоянного роста и обновления знаний непрерывное развитие компетенций на протяжении всей карьеры становится наиболее актуальным в системе современного образования. Для развития образования уже недостаточно влияния человеческого капитала. Необходимо изменять саму образовательную среду, не просто наращивать объёмы образования трудовых ресурсов, должно качественно измениться само содержание образования, его методы, инструменты и среды, необходим переход к SMART-образованию. Необходимо развивать у педагогических работников такие компетенции, как аналитические, навыки решения комплексных проблем, инновационность – способность к развитию новых идей и их внедрению, выработке навыков использования SMART-технологий.

Результативность использования SMART-технологий проявляется в росте профессионального уровня педагогов, повышении качества образования.

Применительно к сфере образования SMART-технологии рассматриваются:

как использование различных гаджетов (смартфонов, планшетов и иных аналогичных устройств) для доставки знаний учащимся;

как инструмент формирования интегрированной интеллектуальной виртуальной среды обучения.

Smart Еducation (умное образование) − концепция, которая предполагает комплексную модернизацию всех образовательных процессов, а также методов и технологий, используемых в этих процессах, что позволяет по-новому построить процесс разработки контента, его доставки и актуализации.

Что обеспечивает использование SMART-технологий?

Обучение в режиме онлайн

Обучение в неформальной обстановке

В целом, SMART-образование - образовательная парадигма, которая предполагает повышение профессионального уровня педагогических работников, возможного на основе использования информационных SMART-технологий.

К основным принципам SMART-образования относятся:

1. Использование в образовательной программе актуальных сведений для решения учебных задач: скорость и объем информационного потока в образовании и любой профессиональной деятельности стремительно нарастает, существующие учебные материалы необходимо дополнять сведениями, поступающими в режиме реального времени, для подготовки учащихся к решению практических задач.

2. Организация самостоятельной познавательной, исследовательской, проектной деятельности учащихся. Данный принцип является доминирующим при подготовке учащихся к творческому поиску решения поставленных задач, самостоятельной информационной и исследовательской деятельности.

3. Реализация учебного процесса в распределенной среде обучения. Образовательная среда не должна ограничиваться территорией учебного заведения или пределами системы дистанционного обучения. Процесс обучения должен быть непрерывным.

4. Гибкие образовательные траектории, индивидуализация обучения. Многообразие образовательной деятельности требует предоставления широких возможностей для учащихся по изучению образовательных программ и курсов, использованию инструментов в учебном процессе в соответствии с их возможностями здоровья, материальными и социальными условиями.

В образовательной практике SMART-технологии используются для:

получения информации из интернет-энциклопедий;

поиска необходимой информации;

перевода слов или фраз через программу-переводчик;

тестирования или анкетирования в режиме онлайн.

Широкое распространение SMART-обучения связано, во-первых, с совершенствованием интернет-технологий. Во-вторых, c развитием беспроводных технологий, таких как Wi-Fi, 3G, 4G, и, в-третьих, широкой распространённостью в сети интернет интерактивных обучающих ресурсов.

Основой формирования Smart Еducation послужило также развитие технологий Web 2.0, таких как Facebook, YouTube, Twitter и блоги, которые позволяют людям создавать собственный интернет-контент.

Какие же Smart-технологии можно использовать в образовательном процессе для повышения профессиональной компетенции педагогов?

Компьютер, ноутбук, смартфон, планшет и другие ИКТ предлагают широкий спектр программных приложений для эффективной организации учебного процесса, позволяют оперативно управлять образовательным процессом и повышают качество обучения, положительно влияют на мотивацию к учению, способствуют профессиональному развитию педагогов.

Очень широко в образовательном процессе применяется сервис LearningApps.

Упражнения сервиса представлены в разных формах:

Викторины с открытым ответом, викторины с выбором ответа;

Задания на сопоставление, правителя и портрета, правителя и события;

Задание заполнить пропуски в тексте;

Задания найти на карте;

Аудио, видео контент.

Все задания сопровождаются картинками и анимациями для наглядности, в случае выбора неправильного ответа, указывается ошибка, можно попробовать выбрать ответь еще раз.

Работать с LearningApps можно двумя способами:

- Самостоятельно сделать приложение, выбрав один из 20 вариантов игровых механик.

- Использовать готовые работы других авторов в качестве шаблонов, изменив в них необходимые данные.

Сервис LearningApps имеет много достоинств:

сервис довольно прост для самостоятельного освоения;

большой выбор игровых упражнений (более 20);

любое из чужих упражнений в галерее можно использовать как шаблон для своего приложения;

простой процесс создания упражнений;

есть возможность для учителя создать класс, чтобы следить за ответами школьников;

можно получить ссылку для отправки по электронной почте или код для встраивания в блог или сайт.

Онлайн-сервис Kahoot используется педагогами для создания викторин.

Создаваемые викторины подходят для групповой и фронтальной работы в учебной группе. Kahoot позволяет создавать интерактивный контент для вовлечения учащихся, использовать его как в классе, так и для самостоятельной работы.

Плюсы и возможности сервиса:

современный дизайн создаваемых активностей.

4 варианта интерактивностей для учебных заведений: викторина, игра с перемешанными ответами, обсуждение, опрос.

можно подключить для прохождения любое количество участников.

позволяет поделиться ссылкой на тест на сайте или в социальных сетях.

созданную викторину можно пройти непосредственно через мобильное приложение или на сайте сервиса.

интерактивный режим, когда в режиме реального времени ученики видят, как проходит игра и кто побеждает.

возможность дублировать и редактировать тесты, что позволяет учителю сэкономить много времени.

Необходимый инструмент для работы преподавателя - Google Drive (Диск) — его базовые функции отвечают современным требованиям образовательного процесса:

1. Хранение файлов и информации любого формата. Можно загрузить на Google Диск свои файлы и хранить их там.

2.Доступ к документам возможен с различных устройств (ПК, ноутбук, планшет, смартфон).

3. Можно настроить совместный доступ к любому файлу или папке на Google Диске. Тип доступа у пользователей может быть разный (редактирование документа, комментирование, чтение).

4. Можно создавать разные онлайн-документы Google непосредственно на диске или файлы разных форматов (например, Word, Excel, презентации PowerPoint) можно преобразовывать в формат Google Документов и обратно.

Большой популярностью среди педагогов пользуются тесты, как средство проверки знаний по учебному предмету.

Актуальным направлением современной организации тестового контроля является это индивидуализация контроля, приводящая к значительной экономии времени тестирования. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле.

MyTest это система программ - программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов - для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают ее.

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов с дружественным интерфейсом. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализироватьих в любое удобное для него время.

Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям - все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов - один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

С помощью программ MyTest вы можете организовать как локальное, так и сетевое тестирование

Очень активно педагогическими работниками используется конструктор WIX. Это абсолютно бесплатная и удобная платформа для создания и размещения сайтов, блогов и электронных кабинетов, не требующая специальных знаний программирования.

Главным плюсом этой системы является большое количество качественно сделанных шаблонов для сайтов абсолютно любой тематики. Большинство шаблонов русифицированы - это тоже плюс. Также, стоит отметить, что среди аналогичных конструкторов сайтов - WIX имеет самый удобный редактор.

Разработка электронных средств обучения – одно из направлений работы педагогов лицея. ЭСО – это не только способ структурирования материала по учебному предмету, но и возможность повышения профессионального уровня педагогических работников.

Уже стало нормой проведение учебных занятий с использованием мультимедийных презентаций, сделанных в таких программных пакетах, как Microsoft Power Point или Macromedia Flash. Однако, наряду с привычными презентационными технологиями (Microsoft Power Point, Macromedia Flash), в сферу образования проникают новые, так называемые, интерактивные технологии, которые позволяют уйти от презентации в виде слайд-шоу.

Новая форма подачи материала с помощью интерактивного оборудования, например, интерактивной доски SMART Boards, представляет собой презентацию, создаваемую докладчиком во время своего выступления - презентацию, создаваемую здесь и сейчас. На интерактивных досках SMART Boards можно писать специальным маркером, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране. При этом все написанное на интерактивной доске SMART Board передается учащимся, сохраняется на магнитных носителях, распечатывается, посылается по электронной почте отсутствующим на занятии. Учебный материал, созданный во время лекции на интерактивной доске SMART Board, записывается встроенным видеорекордером и может быть многократно воспроизведен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

SMART образование
Применение SMART-технологии

в образовательном процессе

Смарт образование интегрирует в себе новые понятия цифровой педагогики :

открытые образовательные ресурсы

массовые открытые онлайн курсы

автоматизированные системы управления образовательными организациями

электронные портфолио и личные электронные кабинеты…

Возможные способы внедрения СМАРТ - образования в образовательную практику МБОУ гимназии №44 им. Деева В.Н.

1.Создание системы дистанционного повышения квалификации педагогов по использованию цифровых и электронных образовательных ресурсов, программного обеспечения.

2.Создание системы справочной и технической поддержки внедрения интерактивной образовательной Smart-среды, технологий электронного управления школой и программного обеспечения, открытой для других образовательных учреждений.

3.Организация работы кабинета, оснащенного современным компьютерным оборудованием с доступом к сети Интернет, для проведения мероприятий в рамках сетевого взаимодействия (Интернет-трансляции, видеоконференции, телемосты).

4.Анализ состояния материально-технического оснащения школы и качество использования оборудования в образовательном и управленческих процессах.

5.Создание единого информационного центра для концентрации имеющихся технических и программных средств обучения в целях эффективного использования в учебно-воспитательном процессе.

6.Создание школьного Ресурсного центра дистанционного обучения с целью внедрения в учебно-воспитательный процесс возможностей единого информационного пространства: дистанционное консультирование, дистанционная работа с учениками, по каким-либо причинам временно не посещающим гимназию, дистанционное управление проектной деятельностью.

7.Участие обучающихся в дистанционных образовательных программах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, научно-исследовательских конференциях, телекоммуникационных проектах, создание различных информационных продуктов.

9.Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями г. Ульяновска, с высшими и средне-профессиональными учебными заведениями, с профессиональными интернет- сообществами.

10.Повышение ИКТ-квалификации учителей.

11.Участие учителей в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, участие в профессиональных конкурсах, онлайн- форумах, педсоветах и вебинарах на профессиональных сайтах.

12.Разработка учителями межпредметных практикумов и новых элективных курсов для классов профильного и предпрофильного обучения, программ внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС.

13.Использование учителями при подготовке к урокам и во внеурочной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов.

14.Разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения или персональных сайтов учителей-предметников.

15.Формирование и регулярное использование банка цифровых ресурсов и учебных интегрированных (межпредметных) заданий и проектов. Пополнение и развитие школьной медиатеки.

16.Обеспечение учебных кабинетов современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, отвечающим техническим требованиям для работы в информационной сети с большой пропускной способностью,

17.Приобретение сертифицированных Цифровых Образовательных Ресурсов, соответствующих УМК по предметам, лицензионного программного обеспечения.

19.Совершенствование администрацией школы системы поощрения учителей, эффективно использующих цифровые технологии в различных видах учебной и внеучебной деятельности.

22.Создание Интернет-сообщества учителей г.Ульяновска на школьном сайте.

Модель интерактивной образовательной Smart-среды

Возможные способы внедрения СМАРТ - образования в образовательную практику МБОУ гимназии №44 им. Деева В.Н.

1.Информирование педагогов, родителей по вопросу включения школы в инновационный проект. Проведение заседания Управляющего совета.

3.Создание системы дистанционного повышения квалификации педагогов по использованию цифровых и электронных образовательных ресурсов, программного обеспечения.

4.Создание системы справочной и технической поддержки внедрения интерактивной образовательной Smart-среды, технологий электронного управления школой и программного обеспечения, открытой для других образовательных учреждений.

5.Организация работы кабинета, оснащенного современным компьютерным оборудованием с доступом к сети Интернет, для проведения мероприятий в рамках сетевого взаимодействия (Интернет-трансляции, видеоконференции, телемосты).

6.Анализ состояния материально-технического оснащения школы и качество использования оборудования в образовательном и управленческих процессах.

7.Создание единого информационного центра для концентрации имеющихся технических и программных средств обучения в целях эффективного использования в учебно-воспитательном процессе.

8.Создание школьного Ресурсного центра дистанционного обучения с целью внедрения в учебно-воспитательный процесс возможностей единого информационного пространства: дистанционное консультирование, дистанционная работа с учениками, по каким-либо причинам временно не посещающим лицей, дистанционное управление проектной деятельностью.

9.Участие обучающихся в дистанционных образовательных программах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, научно-исследовательских конференциях, телекоммуникационных проектах, создание различных информационных продуктов.

11.Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями г. Оренбурга, с высшими и средне-профессиональными учебными заведениями, с профессиональными интернет- сообществами

12.Повышение ИКТ-квалификации учителей:

- организация групповых и индивидуальных консультаций,

- обучение на курсах повышения квалификации,

-техническая и методическая поддержка учителей с недостаточным уровнем ИКТ-компетентности.

-проведение единых методических дней, семинаров

13.Участие учителей в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, участие в профессиональных конкурсах, онлайн- форумах, педсоветах и вебинарах на профессиональных сайтах.

14.Разработка учителями межпредметных практикумов и новых элективных курсов для классов профильного и предпрофильного обучения, программ внеурочной деятельности в рамках новых ФГОС.

15.Использование учителями при подготовке к урокам и во внеурочной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов.

16.Разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения или персональных сайтов учителей-предметников.

17.Формирование и регулярное использование банка цифровых ресурсов и учебных интегрированных (межпредметных) заданий и проектов. Пополнение и развитие школьной медиатеки.

18.Обеспечение учебных кабинетов современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, отвечающим техническим требованиям для работы в информационной сети с большой пропускной способностью,

19.Приобретение сертифицированных ЦОР, соответствующих УМК по предметам, лицензионного программного обеспечения.

21.Совершенствование администрацией школы системы поощрения учителей, эффективно использующих цифровые технологии в различных видах учебной и внеучебной деятельности.

22.Создание Интернет-сообщества учителей Северного округа г.Оренбурга на школьном сайте (сетевое профессиональное сообщество);

23.Использование программного обеспечения по электронному управлению общеобразовательного учреждения;


Применение SMART-технологий в образовательных организациях

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цифровая экономика во всём мире прошла этапы и преобразовалась от уровня обмена информацией и электронных продуктов до основной составляющей нашей повседневной жизни. В разных сферах жизни услуги, ранее оказывавшиеся физически, теперь могут предлагаться полностью в цифровых форматах. Поскольку цифровая экономика резко ворвалась в промышленность, финансовый сектор, потребительский сектор, сферу услуг и т.д. Эксперты по инновациям заявляют, что около 22% мирового ВВП связано с цифровой экономикой, этот процент постоянно увеличивается и повышает производительность [1].

В новом докладе Всемирного банка отмечается, что интернет, мобильная телефонная связь и другие цифровые технологии быстро и повсеместно распространяются в развивающихся странах, однако предполагаемые цифровые дивиденды в виде ускорения экономического роста, увеличения числа рабочих мест и повышения качества государственных услуг не оправдали ожиданий, и 60 процентов населения земного шара так и не могут приобщиться к постоянно расширяющейся цифровой экономике.

К данной ситуации относится и сфера образования. В основном, популяризацией внедрения новых цифровых технологий занимаются бизнес-школы, частные и корпоративные университеты. Они разрабатывают и присваивают свои индивидуальные продукты и сопутствующую атрибутику, которая становится трендов в образовательной сфере. Но стоит отметить, что государственные университеты и институты, перестраивают свою политику в пользу цифровой трансформации.

На сегодняшний день продукты образовательного пространства активно расширяются и проходят модернизацию за счет развития цифровой среды: переход с бумажных изданий на электронные, разработка массовых открытых онлайн-курсов от ведущих университетах и кампаний по всему миру, цифровые платформы, обучающие сервисы и т.п. В ходе беспрецедентных изменений многие университеты пытаются адаптироваться и найти свое место на рынке образования, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентные преимущества.

Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. В последние годы среди разнообразных явлений и процессов, вытекающих из цифровизации в мире, выделяется SMART-технологии. К сфере образования ближе более узкое понятие SMART-education или SMART-образование. Оно предполагает гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе, а основной концепцией является предоставление максимально разнообразных мультимедиа средств и способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности обучающихся. Использование SMART-технологий расширяет круг возможностей и открывает новые границы [2].

SMART – известная и эффективная технология постановки и формулировки целей. Акроним SMART означает умная цель и объединяет заглавные буквы от английских слов, обозначающих, какой должна быть настоящая цель:

Measurable - измеримость параметров;

Relevant - релевантность, т.е. цели должны соотноситься с другими целями, а также со стратегическими целями;

Time-bounded - определённость по времени.

SMART-education является концепцией, которая предполагает комплексную модернизацию всех образовательных процессов, а также методов и технологий, используемых в этих процессах.

Подобная технология меняет образование. Гибкое обучение, или индивидуальный маршрут строиться посредствам обучения на онлайн-курсах, которые на данный момент считываются тысячами. Ведущие университеты со своими уникальными преподавателями предлагают разнообразные методы изучения учебных материалов, в образовательных учреждениях внедряют специализированные компьютерные комнаты и интерактивные лаборатории. Студенты используют смартфоны, планшеты и иные аналогичные устройства, от получения различной информации до создания виртуальной среды общения.

Каждое образовательное учреждение, независимо от политической стратегии, должно пройти цифровое преобразование. Трансформация необходима не только, как соблюдение мировым трендам по внедрению и использованию SMART -технологий, она необходима, как внутреннее изменение и оптимизация всех процессов, корпоративной культуры и организационного построения учреждений.

Срочность в необходимости перехода к цифровым технологиям объясняется несколькими факторами [3]:

Во-первых, в настоящее время практически все поколение студентов относятся к поколению digital natives – это дети, родившиеся после 2000-х годов, с особыми склонностями к получению и обработки информации, за счёт раннего использования в повседневной жизни современных технологий. В связи с подрастающим и сменяющимся поколением, образовательным учреждениям необходимо адаптироваться под особенности данной целевой аудитории. Такие преобразования не только является необходимостью, но и приводят к повышению конкурентоспособности на рынке образования, соответственно привлечению контингента.

Во-вторых, растущая конкуренция между образовательными учреждениями, это касается как рейтинговых университетов, так и ведущих бизнес-школ, предоставляющих образовательные услуги. Ввиду массовости предлагаемых продуктов и услуг на рынке, борьба за аудиторию происходит уже не в рамках одной страны, а на международном уровне. Таким образом, своевременное внедрение и использование цифровых технологий, сохраняет за собой конкурентоспособное преимущество и выражение готовности к переходу н образовательную систему нового поколения.

В-третьих, каждой образовательной организации необходима цифровизация внутренних процессов: для подготовки соответствующих условий работы высококвалифицированных специалистов и повышению эффективности взаимодействия между учреждением и аудиторией. Подобное внедрение ИТ-решений, повлечёт за собой все инновационные и культурные преобразования, которые требуются от образовательных учреждений при переходе на новую цифровую модель.

В общем, принятие и переход на правила цифровых тенденций может стать затруднительной задачей. Но организации предоставляющие образовательные услуги, которые разрабатывают правильную стратегию, предусматривающую внедрение SMART -технологий могут воспользоваться широким кругом новых возможностей полностью отвечающим тенденциям развития образования.

Читайте также: