Служба безопасности украины доклад

Обновлено: 02.07.2024

Громом среди ясного неба для украинской стороны конфликта стал 13-й по счёту доклад Управления верховного комиссара ООН по правам человека о положении с правами человека на Украине за период с 16 ноября 2015 по 15 февраля 2016 года. То есть за то время, когда минские соглашения более или менее действовали и обострения вооружённого противостояния, как это происходит сейчас, не наблюдалось.

По данным ООН, в зоне, охваченной вооружённым конфликтом, проживают более 3 миллионов человек. Точное количество тех, кто уехал на территорию, подконтрольную Украине, остаётся неизвестным: по приблизительным подсчетам, от 800.000 до 1.000.000 граждан. По подсчётам украинского правительства, более миллиона человек с юго-востока Украины уехали за пределы страны - в Российскую Федерацию, Белоруссию, страны Евросоюза. Однако цифра эта не соотносится с данными миграционного ведомства РФ: в 2015 году границу пересекли порядка 4 миллионов граждан Украины, около 2,6 миллиона находятся в России. С украинского юго-востока приехали в РФ более миллиона человек, из них 80 процентов легализовались на территории РФ в разных статусах. Кроме того, жителям Донецкой и Луганской областей разрешено беспрепятственно жить в России без оформления какого-либо иного статуса, кроме регистрации.

С начала действия минских соглашений о прекращении огня (то есть с 15 февраля 2015 года) число жертв среди мирного населения составило 843 человека – 235 убитых (216 взрослых и 19 детей) и 608 раненых (554 взрослых и 44 ребёнка). При этом миссия ООН отметила, что не может приписать те или иные жертвы какой-либо стороне конфликта. Подчёркивается также, что реальное число убитых и раненых может быть выше отражённого в отчёте.

Шокируют цифры пропавших без вести и разнобой в них: украинская сторона заявляет о 741 человеке (данные Национальной полиции Украины), 774 (данные СБУ), 762 (данные минской трёхсторонней контактной группы, переданные Международному Красному Кресту, местонахождение 63 лиц из этого списка установлено). ДНР со своей стороны заявила о 420 гражданах, пропавших без вести. При этом миссия ООН не смогла понять, согласуются ли списки друг с другом. А вместе с тем выяснила, что примерно 1000 тел находятся в моргах на украинской стороне, оставаясь не идентифицированными.

И снова цифры предательски кричат о том, что люди украинскому государству не важны и не нужны: имея в наличии тысячу тел, Киев заявляет о количестве пропавших без вести на треть меньшем, чем количество неопознанных мёртвых! И это без учёта останков погибших на территории войны – поисковые работы практически не ведутся. Как сказано в докладе ООН, нет даже специального механизма сбора заявлений от семей тех, кто канул бесследно.

Люди в этой войне – расходный материал для Киева. В самом прямом смысле – пушечное мясо. Жаль, что миссия ООН упустила из виду количество безымянных могил на кладбищах: тогда бы картина чудовищных преступлений украинских властей в отношении населения страны была бы ещё более полной. Подавляющую часть пропавших без вести следует искать не на территории Донецкой и Луганской республик, а среди тысяч тел, спешно похороненных под звуки украинского гимна, и тех, которые сейчас лежат в моргах.

Доклад оставляет небольшую лазейку для оправдания преступлений украинской власти, допуская, что часть пропавших без вести людей, возможно, живы, но находятся в тайных местах лишения свободы в республиках или на территории Украины.

(Окончание следует)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.

В многочисленных новостях, касающихся событий на Донбассе, часто можно услышать упоминания о СБУ – главной спецслужбе Украины . Она не только занимается разведывательной и контрразведывательной деятельностью, но и выполняет ряд других специальных функций. Данная служба является ровесницей украинской государственности – она была образована практически сразу после провозглашения независимости этой страны. Последние пять лет ее сотрудники активно участвуют в антитеррористической операции, которую Киев проводит на Донбассе.

Правозащитники регулярно обвиняют СБУ в нарушении прав человека и применении пыток, а украинское экспертное сообщество – в неэффективности и коррумпированности. Запад постоянно требует от руководства Украины провести глубокую реформу этого ведомства. По сути, СБУ так и осталась громоздкой спецслужбой советского образца, мало изменившись со времен КГБ. Новая власть обещает провести реформу ведомства, что из этого получится, мы увидим уже в ближайшее время.

Общая информация

СБУ (расшифровка – Служба безопасности Украины ) – орган с правоохранительными функциями, главной задачей которого является обеспечение национальной безопасности. Служба принадлежит к президентской вертикали – глава СБУ назначается парламентом с подачи главнокомандующего государства. Служба подчиняется президенту.

Центральный офис ведомства расположен в Киеве , по адресу: ул. Владимирская, 33. Нынешним начальником СБУ является Иван Баканов , назначенный на эту должность в августе 2019 года. Общая численность сотрудников службы составляет примерно 31 тыс. человек. Бюджет СБУ – 12,2 млрд гривен. Официальная онлайн-страница ведомства – ssu.gov.ua.

Центральный офис СБУ

Центральный офис СБУ находится в самом центре Киева

Служба имеет собственный герб и флаг. Эмблема СБУ – это равноконечный крест синего цвета с расширяющимися концами. В его центре находится золотой тризуб – малый украинский герб – окруженный венком такого же цвета. Флаг службы – это малиновое полотнище, в центр которого помещена ее эмблема.

У СБУ есть собственные награды. Сотрудников ведомства награждают медалями за 10, 15, 20 и 25 лет безупречной службы. Форма СБУ отличается синим цветом околыша фуражки и нарукавной эмблемой, которую носят сотрудники ведомства.

Структура специальной службы

Чтобы лучше понять, что такое СБУ , и какие функции она выполняет, следует посмотреть на структуру этой спецслужбы.

Руководит службой глава СБУ . У него шесть заместителей, назначаемых главой государства по его представлению. В структуру СБУ входит Центральное управление и региональные подразделения, учебные, медицинские, исследовательские учреждения, воинские формирования.

ЦУ руководит работой всех остальных органов ведомства. Оно готовит распоряжения и приказы, которые обязательны для выполнения всем подразделениям службы. ЦУ, в свою очередь, состоит из Аппарата Главы службы и отдельных подразделений, каждое из которых отвечает за собственное направление деятельности.

Скульптура у входа в офис СБУ

Скульптурная композиция, расположенная у входа в центральный офис СБУ , четко показывает современные приоритеты ведомства

К региональным органам относятся областные управления, а также районные и городские подразделения, причем зоны их компетенции могут не совпадать с административными границами страны. Среди областных управлений, есть три Главных: Киевского региона, ГУ в Донецкой и Луганской областях и в республике Крым . Последнее сейчас дислоцировано в Херсоне.

Региональные подразделения СБУ не подчиняются областным администрациям или органам самоуправления. Их руководители назначаются главой службы.

Главные задачи службы

На ведомство возложено выполнение целого ряда важнейших задач:

  • контрразведка;
  • борьба с коррупцией;
  • противодействие терроризму;
  • сбор и анализ информации, противодействие дезинформации в электронных СМИ;
  • охрана гостайны;
  • контрразведовательное обеспечение силовых ведомств.

Противодействие работе иностранных спецслужб оказывает Департамент контрразведки. В его состав входят отделы, которые занимаются защитой научного и промышленного потенциала страны, управления военно-технического сотрудничества.

Департамента защиты национальной государственности противостоит попыткам силового захвата власти, разжиганию межнациональной розни в стране, находится на страже ее суверенитета и территориальной целостности. Для выполнения этих задач Департамент использует многочисленную сеть агентов в органах власти, партиях и общественных движениях.

Специальный департамент службы занимается защитой конфиденциальной информации.

Боец СБУ

Борьба с терроризмом является одной из главных функций СБУ

Также СБУ занимается розыском и разоблачением шпионов и предателей в рядах других силовых ведомств Украины : в МО, Нацгвардии и Погранвойсках. Эта задача возложена на управление контрразведки. Кроме того, данные подразделения информируют прокуратуру о преступлениях, которые находятся в компетенции этого органа.

СБУ имеет полномочия досудебного расследования – выполнение этой функции возложено на Следственный отдел. Медицинским обеспечением СБУ занимается специальное управление, на балансе которого есть госпиталь, больница и несколько санаториев в разных регионах страны. Специальный департамент обеспечивает хозяйственные и военно-технические потребности ведомства.

История СБУ

Практически сразу после провозглашения государственной независимости перед руководством Украины встал вопрос о создании собственных органов национальной безопасности. 20 сентября 1991 года парламентом страны было принято постановление о ликвидации КГБ УССР и образовании национальной специальной службы.

Примерно полгода ушло на разработку концепции нового ведомства, формирование ее структуры и подбор кадров. К февралю 1992 года были созданы основные подразделения новой службы – Управления разведки, борьбы с коррупцией, контрразведки, а также ряд дополнительных отделов. Были образованы областные управления. Параллельно в это же время шло формирование системы военной разведки страны.

В марте 1992 года украинский парламент принял закон, регламентирующий деятельность СБУ . Первым руководителем службы стал генерал Евгений Марчук .

В 1998 году в соответствии с президентским указом был образован Антитеррористический центр (АТЦ), главной задачей которого стало предотвращение терактов на территории Украины .

В 2004 году внешняя разведка была выведена из состава СБУ и преобразована в отдельное ведомство.

Евгений Марчук

Евгений Марчук стал первым руководителем СБУ

По информации СБУ , за пять лет войны служба сумела предотвратить более 300 терактов и изъять сотни тысяч взрывоопасных предметов. Ведомство заявляет, что с момента начала АТО силами ее сотрудников было ликвидировано несколько агентурных сетей, созданных российской разведкой, счет задержанных по обвинениям в терроризме идет на тысячи. СБУ принимает самое непосредственное и активное участие в организации обменов пленными, которые регулярно проводят украинская сторона и власти самопровозглашенных республик. Сегодня сотрудники СБУ привлечены к расследованию самых резонансных дел: событий на Майдане в 2014 году, убийств известных журналистов и общественных деятелей, коррупционных скандалов.

За что критикуют СБУ

СБУ серьезно критикуют, как внутри страны, так и за ее пределами. Главными претензиями украинских экспертов является высокий уровень коррупции в ведомстве, низкая эффективность и несоответствие современным мировым стандартам. По их мнению, СБУ мало изменилась с момента своего создания – во многом она так и осталась КГБ УССР, не сумев превратиться в современную спецслужбу западного образца. Единственной значительной реформой, которая была проведена за прошедшие годы, – это выделение из СБУ Погранвойск и внешней разведки. Деятельность ведомства в основном направлена на обслуживание желаний украинской властной элиты, а не простых граждан страны.

Штат СБУ слишком раздут – 30 тыс. сотрудников очень много для спецслужбы, которая обеспечивает национальную безопасность. Такое количество в несколько раз превосходит штат британской разведки и контрразведки вместе взятых. ЕС и США давно обращаются к руководству Украины с требованиями провести кардинальную реформу СБУ , передав часть ее функций другим силовым ведомствам.

СБУ в зоне АТО

СБУ активно участвует в операциях в зоне АТО

Международные институты критикуют СБУ за нарушения прав человека и подозревают ее в применении пыток. Особенно часто обвинения касаются деятельности службы в районах проведения АТО или дел, связанных с сепаратизмом, терроризмом, госизменой. Правозащитники утверждают, что СБУ имеет практику незаконно задерживать гражданских особ.

Реформы СБУ

Одним из многочисленных предвыборных обещаний нынешней украинской власти было кардинальное реформирование силовых ведомств Украины , и в первую очередь оно касалось СБУ . В настоящее время готовится концепция будущей реформы службы. Распоряжение на этот счет было дано новым президентом Украины Владимиром Зеленским практически сразу после избрания его на свой пост. Разработкой концепции занимается специальная рабочая группа. В ближайшее время будет принят новый закон, регламентирующий работу обновленного ведомства. О необходимости реформы службы также высказался ее нынешний начальник – Иван Баканов . Он заявил, что служба должна быть подотчетна обществу, а в своей работе руководствоваться четкими моральными принципами.

Планируется, что в течение последующих семи лет численность штата службы будет уменьшена практически вдвое, она лишится некоторых своих отделов и функций. Так, например, будет ликвидирован экономический департамент, который регулярно обвиняют в притеснениях бизнеса. Можно добавить, что обещания провести реформы СБУ раздает практически каждая новая украинская власть, однако дальше проектов и планов дело обычно не идет.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Очередной доклад ООН о ситуации с правами человека на Украине, охватывающий период с 16 мая по 15 августа 2016 года, не наделал такого шума, как предыдущие (13-й и 14-й доклады появились соответственно в мае и июне сего года), но оказался для Киева не менее неприятным. Поэтому на официальном сайте украинского представительства ООН местные деятели ограничились кратким поверхностным пересказом этого документа, скрыв ссылки на его полную версию.

Действительно, есть что скрывать:

Из-за увеличения интенсивности обстрелов территории республик количество убитых и раненых за три месяца оказалось на 60 процентов выше, чем за предыдущие 8,5 месяца: 11 человек убиты, 98 получили ранения, 7 из них дети. Двое мальчиков погибли из-за удара электрическим током - украинские снаряды повредили ЛЭП. Ещё 13 человек (в их числе трое детей) были убиты взрывными устройствами и растяжками, 41 человек (из них 7 детей) ранен. Два человека убиты стрелковым оружием, 11 (из них двое детей) ранены.

Ещё четыре проверенных миссией случая подтверждают, что стрелковый тир Мариуполя служил местом пыток задержанных. В Мариуполе же незаконно удерживается гражданин России, которого в апреле 2016 года выпустил на свободу суд Бердянска, но тут же задержала СБУ. Несмотря на то, что информация проверена и подтверждена, СБУ отрицает причастность к похищению россиянина.

Кроме Варфоломеевой предъявить миру было особо нечего, и УВКПЧ в докладе ничтоже сумняшеся заявила, вопреки утверждениям самой Марии, что её били. В других случаях родственникам задержанных в ДНР и ЛНР разрешалось передавать им еду, одежду и лекарства, а министерства госбезопасности республик, констатирует 15-й доклад, письменно подтверждали близким факт задержания, хотя и не позволяли общение.

Украинская сторона в сравнении с республиками выглядит территорией полнейшего беззакония.

Нет виноватых и в исчезновении троих мужчин и 17-летнего юноши, переданных в июле 2014 года сотруднику СБУ на КПП близ Красноармейска. Люди были - и исчезли.


ООН опубликовала детальный доклад о состоянии дел на Украине с правами человека за период с 16 ноября 2019 года по 15 февраля 2020 года.

То есть, за период, когда Украиной полноценно руководил президент Владимир Зеленский. С приходом новой власти, как видно по докладу, ситуация с насилием на Донбассе не изменилась. Инспекторы ООН приводят факты пыток со стороны СБУ и намекают, что некоторым силовикам законы не помеха.

При этом Зеленский недавно предложил к рассмотрению законопроект о реформе структуры, одним из пунктом которого предлагается наделение СБУ чрезвычайными полномочиями в части правоохранительного статуса и досудебного следствия.

Пытки и похищения СБУ

В докладе приводятся факты пыток удерживаемых на Украине лиц, которых готовили к обмену с ЛДНР. Так, 57 из 75 удерживаемых сообщили, что они подвергались пыткам и жестокому обращению, преимущественно со стороны сотрудников СБУ. Силовики использовали насильственные методы, чтобы получить признание или запугать пленных.

Они рассказали, что все методы пыток были очень жестокими: людей избивали, душили, били током, раздевали догола, не давали есть, пить, спать, пользоваться туалетом. Также использовались психологические методы — силовики имитировали казнь, угрожали дальнейшими пытками, сексуальным насилием, смертью.

СБУ своих не бросает?

По данным, которые были представлены в докладе, преступления, совершенные сотрудниками СБУ, не спешат расследовать. Дело силовика Службы безопасности, который в марте 2017 года убил человека в Авдеевке, не расследуют должным образом. Сотрудники СБУ, которые давали показания против обвиняемого, отказались в дальнейшем свидетельствовать против него. Дело затянулось на два года.

В сентябре 2019-го была назначена коллегия судей по этому делу, но уже в январе 2020-го вся коллегия взяла самоотвод из-за сомнительных причин. Это был уже второй состав суда, который взял самоотвод. При этом все время обвиняемый не находился в СИЗО и даже продолжал служить.

Однако, по словам Храброва, делу, даже если его заведут, вряд ли дадут ход, чтобы не порочить авторитет сотрудников структуры. Кроме того, он указал, что не все адвокаты согласятся браться за подобные дела и защищать права удерживаемых из-за возможного давления властей.

Неограниченная власть СБУ?

Судя по последнему варианту законопроекта, СБУ хотят вернуть к образцу 1992 года. Тогда структура действовала по лекалам советского КГБ. Главной в работе Службы вновь станет правоохранительная деятельность. Если закон все же примут, это будет означать, что СБУ и МВД будут заниматься приблизительно одним и тем же. У СБУ будет больше полномочий.

Консультативная миссия ЕС указывала на эту проблему. Одним из ключевых вопросов для дискуссии они назвали именно чрезвычайные полномочия СБУ, особенно в части правоохранительного статуса и досудебного следствия. Это, по данным экспертов, открывает новые возможности для злоупотреблений. Этот закон дает СБУ право присвоить себе почти любое криминальное дело, которое расследует другой правоохранительный орган.

Учитывая факты о насилии и пытках со стороны сотрудников СБУ, реформа структуры должна заключаться не в этих изменениях, а в очищении и пересмотре полномочий сотрудников структуры.

Читайте также: