Скифские курганы в крыму доклад

Обновлено: 05.07.2024

Первое письменное упоминание о скифах мы находим у известного нам Геродота. "Отец истории" описывал героическую, победоносную войну этого народа в 512 году до нашей эры против огромных полчищ персидского царя Дария I. Важную роль в победе над персами, которые желали поработить скифские земли, сыграли и скифы, жившие в Крыму. Скифы делились на несколько племен, населявшее же полуостров племя именовалось "царскими скифами". Геродот дает им следующую характеристику: ". самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными".

Что касается происхождения этого народа, то ученые едины здесь лишь в одном: скифы являются выходцами из многочисленных ираноязычных степных кочевников Евразии. А вот относительно территории, откуда появился этот народ, есть две основные версии. Геродот и его сторонники считают, что скифы пришли из азиатского Востока. Их оппоненты полагают, что родиной этого грозного народа является Северное Причерноморье. В любом случае, уже в VII веке до нашей эры скифы жили Крыму.

Скифами их называли греки, вавилоняне и ассирийцы именовали этот ишкуза, а вот сами себя они звали сколотами. Откройте библейскую книгу пророка Иеремии — там обнаружите характеристику этого народа. "Народ сильный, народ, языка которого ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб; все они — люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей и дочерей твоих. разрушат мечом укрепленные города твои. ".

Крымские скифы поддерживали разносторонние связи с жившими на полуострове греками, которые по заказу скифских вождей и знати изготавливали для них одежду, оружие, конскую сбрую, а для женщин — ожерелья, браслеты, диадемы, перстни, серьги и другие украшения.

Не только в бою были страшны скифы. Даже встретив их в степи, мирно кочующими со своими семьями и всем своим хозяйством, случайные свидетели ужасались бы одного лишь вида этих варваров. Особенно поражали страшные военные трофеи скифов: скальпы своих врагов они подвешивали к узде лошадей и использовали в качестве полотенец, черепа поверженных противников превращались в чаши и крепили к поясам.

Впечатляющими были также похороны скифских царей и проводившиеся через год после их смерти церемонии и поминальные трапезы. Когда археологи изучали один из царских курганов, то они подсчитали, что во время поминального пира было съедено 35 коней, 14 кабанов, 2 оленя, а число поминающих состояло не менее 1300 человек. Цари хоронились в самых нарядных своих одеждах, в гробницу помещалось парадное оружие, бытовая утварь. В тот мир с царями уходили их и телохранители. В Крыму царские курганы обнаружены на Керченском полуострове, например, курган Куль-Оба, а также около Евпатории — курган Чаян.

При царе Атее Скифия достигает вершины своего могущества, объединив в IV веке до нашей эры племена и земли от Дуная до Дона. В бою с македонским царем Филиппом II, отцом Александра Великого, царь Атей погибает, а Скифия постепенно теряет свое величие. Вскоре скифы с переходят к оседлому образу жизни, покинув Причерноморские степи они поселившись в Крыму и на Нижнем Днепре. На полуострове их столицей становится поселение Неаполь, находящееся на окраине нынешнего Симферополя.

Скифские цари и знать сближаются с греками, даже заключают династические браки с правителями Боспорского царства. Самой яркой фигурой в истории скифов позднего периода был царь Скилур, время правления которого выпало на вторую половину II века до нашей эры. В это время скифы покорили греческие поселения на западе Крыма, подчинили себе первую греческую колонию в Северном Причерноморье — город Ольвию, воевали с Херсонесом.

И только помощь Митридата VI Евпатора, царя малоазиатского государства Понт, спасло Херсонес. Понтийская армия в нескольких сражениях разбила скифов, которыми командовал Палак — сын умершего к тому времени царя Скилура. После этих поражений скифы были вынуждены подчиниться понтийскому царю. Они даже воевали на его стороне против римлян. Неудачи Митридата в битвах с римлянами и его смерть в 63 году до нашей эры позволили скифам вновь обрести независимость.

Что касается жизни скифов в первых веках нашей эры, то она восстанавливается и основном, по материалам археологических раскопок. Скифское городище этого периода было обнаружено близ Старого Крыма на Агармышской гряде. В 3-ем веке нашей эры Крым покоряют готы и другие германские племена, чуть позже аланы вытесняют скифов из предгорий, вскоре скифы, как этнос полностью прекращают существование. Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией: термин этот близок понятию "народ" в этнографическом смысле этого слова.

В Крыму со скифами связано столько мест, достопримечательностей, артефактов, что никакой статьи не хватит описать все. Поэтому постараемся вспомнить самые важные, значимые, интересные.

Существовал этот народ с VIII в. до н. э. по IV в. н. э. Гипотез появления скифов немало. Основных две. По первой они потомки представителей срубной культуры, то есть коренной народ Причерноморья. По второй – они, как и киммерийцы, пришли с Алтая, вытеснили киммерийцев и расселились до самого Дуная. В Крыму постепенно они смешивались с таврами – местными горными племенами, торговали\воевали и тоже смешивались с греками, чьи полисы были расположены практически по всему побережью полуострова.

Скифы, это не один народ, а большая группа ираноязычных племен. По крайней мере античные историки перечисляют почти два десятка, и называют самых восточных, живущих у Дона и в степном Крыму – царскими. Кстати, скифами их звали греки, самоназвание — сколоты.

Считается, что письменности у скифов не было, но в Крыму в лапидарии краеведческого музея пос. Черноморское хранится уникальный артефакт – плита со скифскими петроглифами, найденная на раскопках в городище Калос-Лимен. Увы, прочитать его, хотя бы частично, до сих пор никто не смог.

Древний Крым - скифы, их быт, поселения, курганы.

Калос-Лимен. пос. Черноморское.

Что в Крыму напоминает о скифах

Хотя принято считать, что скифы были кочевниками, так называемые поздние скифы или тавроскифы (так их стали называть греки) имели немало постоянных поселений. Самые интересные для туристов, это:

Обнаружены крупные позднескифские поселения и в других местах, это Кермен-кыр и Булганакское городище (под Симферополем), городища Борут-Хане (Зуя) и Бурундук Кая (Мичуринское), укрепления Балта-Чокрак (Глубокий Яр) и Золотое ярмо (Дружное), Усть-альминское городище (п. Песчаное, Бахчисарайский район). Кстати, в последнем совсем недавно нашли прекрасный клад золотых украшений.

Раскопки в устье Альмы.

Из античных источников мы знаем названия скифских поселений в Крыму, но точно соотнести их с имеющимися городищами пока не удается.

Скилур, музей Тавриды.

Скорее всего городище в центре Симферополя на Петровских скалах, это Неаполь Скифский, где правил царь Скилур (II век до н. э.) при котором владения крымских скифов достигли максимальных размеров и вышли далеко за пределы полуострова.

Руины Ак-Кая под Вишенным.

Неаполь – новый город, новая столица, перенесенная из городища Ак-Кая. Палакий был основан Скилуром и видимо назван им так в честь сына Палака. Получается, что городище Ак-Кая, это Хабеи или Напит. А в средние века это поселение носило название Фуллы, так как в летописях упоминается, что город стоит у пещеры с источником. Пещера есть до сих пор, это грот Кок-Коба, вдоль внутренней стены которого круглый год стучит капель из родниковой воды. В жару здесь отдыхает скот, и грот напоминает провал во времени — вот сейчас внутрь, проверить свое стадо, зайдет скифский пастух.

Скот прячется от жары в гроте Кок-Коба.

Но главное, что оставили после себя скифы, это курганы, сотни курганов в разных частях степного Крыма. Многие кочевые народы устраивали погребения подобного типа – каменный или деревянный склеп сверху засыпали камнями и землей, и чем значимее для народа был покойный, тем выше возводили холм.

В лапидариях этих музеев хранятся и каменные бабы, когда-то охранявшие степные пути кочевников. Хотя, возможно вам повезет и в каком-то затерянном уголке полуострова, вдали от дорог, вы встретите одного из этих немых свидетелей прошлого.

Закат крымской Скифии

С прародины скифов, Алтая, на Причерноморье надвигались новые орды кочевников. Сначала, родственные скифам, сарматы, аланы, а затем и готы. Они выдавили скифов с материка. Но и на полуострове было неспокойно. Херсонес и Боспорское царство не только отжимали скифов от побережья, но и осаждали степные крепости.

В итоге, потерпев поражение в войне с Понтом, позднескифское царство распалось, племена сколотов попали в зависимость от соседей, ассимиляция усилилась, а Великое переселение народов, когда Крым заполонили готы, положило конец истории этого народа.

Да, Скифы — мы! Да, азиаты — мы, —
С раскосыми и жадными очами!

Скифы - древние племена, жившие в VII до н. э. - III в. н. э., населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Одни племена скифов занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были скотоводами-кочевниками, но все племена были объединены одной культурой и одним языком. Царские скифы - это племена кочевников, которые в иерархии племен скифов занимали высшее положение и им подчинялись все остальные племена. Наследственные вожди, греки называли их царями, стояли во главе племени царских скифов.

Неполные и отрывочные сведения о скифах сохранились в трудах греческих и римских авторов. Наиболее подробно рассказано о скифах в IV книге "Истории" Геродота, греческого историка V в. до н. э.

В своей книге Геродот очень подробно описал похорон скифских вождей - царей. Геродот писал, что кладбище вождей находилось в местности Геррос, где-то в районе днепровских порогов, сейчас на этом месте находится город Никополь (Украина). После смерти царя его бальзамировали: извлекали внутренности, заполняли пустоты ароматическими травами и намазывали воском. После бальзамирования умершего царя клали на траурную колесницу и возили по всем подвластным ему ранее племенам. Скифы в знак траура отрезали себе часть уха, расцарапывали нос и рот или прокалывали левую руку стрелой. Потом вырывали прямоугольную могилу и хоронили царя.

Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе с царем хоронили одну из его жен, слугу, вестника, коней, виночерпия, конюха, повара, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше, а через год вокруг кургана выставляли 50 чучел из коней и прикрепляли к ним убитых слуг.

У рядового скифа, после смерти не было столько почестей, его везли только лишь к родственникам и друзьям, которые устраивали поминки. Этот обряд длился 40 дней, после чего его хоронили.

На обоих берегах Днепра, рядом с городом Никополем, до сих пор возвышаются знаменитые курганы царских скифов: Чертомлык, Солоха, Мелитопольский - это наиболее знаменитые курганы. Раскопки этих курганов подтвердили многое из рассказанного Геродотом, но и существенно дополнили другие источники.


Курган Чертомлык

Курган Солоха

IV - III вв. до н. э. - период наивысшего экономического и политического расцвета скифов. К этому периоду относится большинство скифских курганов.

Курганы скифской знати достигают огромных размеров, высотой до 20 м и диаметром более 200 м. Эти погребальные сооружения состояли из глубокого колодца, т. е. входа, коридора с подземными нишами - камерами. Перед похоронами на знатных и богатых скифов дорогие массивные украшения: золотые серьги, бусы, браслеты, шейные гривны (украшение в виде обруча с несомкнутыми или запаянными концами). Одежду, головной убор и погребальное покрывало были обшиты золотыми бляшками с различными изображениями и узорами. Если умирал или погибал воин, то к нему в могилу клали много оружия, украшенного драгоценными металлами - это могли быть: мечи, луки со стрелами в горите (футляр для стрел), пояса, шлемы, бронзовые панцири.

Реконструкция скифского украшения

Скифское оружие и шлем

Скифы верили, что после смерти их вождя или как называли их греки "царю", тоже будет мучить жажда и голод, поэтому в специальных нишах оставляли золотые и серебряные чаши для питья, в больших бронзовых котлах пищу - часть туши лошади или коровы. Так же они верили, что с ним в загробную жизнь должны уйти его жена, воины и слуги. А в знаменитых царских курганах, таких, как Чертомлык и Солоха, нашли насильственно убитых людей - жены вождя, воинов и слуг. Рядом с захоронениями скифских царей находили захороненных конюхов с царскими верховыми лошадями, которые были в украшенных золотом, серебром и бронзой уздечках. Иногда находились и остатки погребальных колесниц и упряжных коней.

Многие предметы найденные в курганах были изготовлены скифами, но некоторые из них были греческого происхождения. Это объясняется тем, что торговля с греческими городами-колониями Северного Причерноморья составляли большую часть бюджета скифов. Скифы поставляли в греческие города скот, шкуры, рабов, зерно и в замен получали золотые украшения греческих мастеров, масло, вино и т. п. Интересными для историков из найденных предметов в скифских курганах были те, на которых изображались эпизоды из жизни скифов: сцены военных действий, быта или охоты.

Курганы рядовых скифов - небольшие, всего высотой до 1 м. Вырывали не большие колодцы с маленькими нишами для покойника. К умершему клали, обычно, кусок мяса и нож с костяной ручкой, оружие и доспехи, если конечно они были у него при жизни. К женщинам могли положить не дорогие украшения и орудия труда. Украшения делали из кости, олова и др. дешевых материалов.

Следов от поселений скифских кочевников практически не сохранилось. Они жили в кибитках или войлочных переносных юртах, это подтверждали найденные при раскопках глиняные модельки скифских кибиток и изображения скифских юрт - в одном из склепов Керчи. Зато известны не укрепленные поселения земледельческих племен скифов, особенно в окрестностях Ольвии и по нижнему течению Днепра.

Геродот отметил в своей книге, что у скифов не было укрепленных поселений, а первое укрепленное городище появилось в конце V в., позже того времени, когда Геродот путешествовал по скифской земле.

Это городище занимало площадь около 12 км и находилось на левом берегу Днепра, сейчас на том месте расположились село Каменка и Большая Знаменка Запорожской области (Украина). Все городище было обнесено валом и рвом, по гребню земляного вала шла кладка из сырцового кирпича. В южной части городища было дополнительное сооружение, последнее убежище в случае нападения врагов - цитадель. Эта цитадель так же была самой богатой частью городища, в этой части жили богатые и знатные скифы. Городище существовало в IV - III вв. до н. э., в ту самую эпоху, когда скифы достигли наивысшего экономического и политического могущества, к которой и относится большая часть скифских курганов, было главным ремесленным и политическим центром всей Скифии. Здесь изготавливали орудия труда, оружие, украшения, которые шли на продажу греческим городам-колониям Северного Причерноморья и местному населению.

К концу III в. до н. э. образовалась Малая Скифия со столицей Неаполь на реке Салгири, сейчас это восточная окраина современного Симфереполя (АРК, Украина), просуществовала до конца III в. н. э. Образовалась Малая Скифия в следствии натиска фракийских племен, пришедших с Балканского полуострова; из-за Дона в степи Северного Причерноморья пришли сарматы и во владениях скифов остались степной Крым и небольшая территория по нижнему Днепру и Бугу. Но под дальнейшим натиском сарматов скифам пришлось перенести свою столицу с нижнего Днепра в Крым.


Остатки скифского Неаполя

В это время в культуре и хозяйстве скифов произошли большие изменения. Больше не было скифских кочевников, стали вести оседлый образ жизни и заниматься земледелием, которое приносила им хорошую прибыль, торгуя с греческими городами. Сарматы повлияли на изменение вооружения и некоторых предметов быта и украшения. Столица Малой Скифии Неаполь была построена по образцу греческих городов. В городе построили частные и общественные каменные здания, в центре сделали площадь и поставили статуи, а сам город укрепили мощной оборонительной стеной. Представителей царского рода и знать перестали зарывать в курганах, хоронили в каменном мавзолее, который строили у городской стены Неаполя, обычных скифов хоронили на кладбище рядом с городом.

Скифы неоднократно пытались захватить греческие города, которые процветали и богатели благодаря заморской торговле, но частые войны скифов с греческими городами, военные столкновения с сарматами, сильно ослабило скифское царство. В конце III в. н. э. Малая Скифия была завоевана германскими племенами. Часть скифов погибла, часть смешалась с завоевателями. На рубеже V - VI вв. н. э. на части территории, ранее занятой скифами, расселились славянские племена.
При использовании данных материалов ссылка на блог - обязательна

Курганы Крыма

Крымский полуостров можно без преувеличения назвать историческим заповедником, ведь на его территории расположено множество памятников и достопримечательностей, относящихся к различным эпохам и цивилизациям некогда проживающих на этих землях. К одним из невероятнейших и величественных рукотворных сооружений можно отнести курганы Крыма, возраст которых приравнивается к возрасту Египетских пирамид.

Цивилизации скифов

Своим появлением курганы обязаны цивилизации скифов, которые господствовали в этих краях в IV – III тыс. до н. э. и использовали курганы для захоронений как воинов, так и скифской знати. О социальном положении и статусе погребенного можно судить не только по величине земляной насыпи, но и по самой подкурганной усыпальнице, архитектура которой порой поражает археологов своим величием и богатством внутреннего убранства. Бытует мнение, что высота нынешних курганов – всего лишь треть от того, какими их сотворили скифы, к тому же в древности они имели совершенно другие очертания и геометрические формы.

Печальная участь курганов

Слава о богатстве скифских царей, а так же традиции хоронить своих вельмож в сопровождении необходимых в загробном мире вещей, в том числе и золотых украшений, сыграла со скифами злую шутку, и большая часть курганов была разграблена еще во времена античности. Те же, что дожили до наших дней, так же могут повторить их участь благодаря попыткам черных археологов обогатиться, продавая культурные и исторические ценности в частные коллекции, порой, не гнушаясь привлекать тяжелую технику для раскопок. Что после этого остается от кургана, догадаться не трудно. По этой причине археологи проводят спасательные раскопки, цель которых не только узнать больше о древней цивилизации, но и сберечь ценности, перенеся их на территорию государственных музеев.

Самые знаменитые курганы в Крыму

Не смотря на то, что скифы населяли обширные территории от Западной Европы до степей Азии, о чем свидетельствуют как многочисленные находки, так и сохранившиеся до наших дней курганы, именно в Крыму было сосредоточена их верхушка правления. Из многочисленных захоронений скифских царей, находящихся на территории Крымского полуострова во всем величие до наших дней сохранились самые известные курганы Крыма – курган Куль-Оба, Царский курган, Мелек-Чесменский курган, к превеликому сожалению, деятельностью человека был не только разграблен а и разрушен самый удивительный и значимый по своей архитектурной ценности Золотой курган.

Курган Куль – Оба

Курган Куль – Оба

Царский курган

Царский курган

Царский курган находиться недалеко от Керчи поблизости знаменитых Аджимушкайских каменоломен, но добираться до него лучше используя личный транспорт. О принадлежности кургана к погребальным сооружениям до сих пор ведутся споры в научных кругах, так как сама постройка, как и внутреннее обустройство строения, наталкивают на мысль о другом предназначении этого шедевра древней архитектуры.
По одной из версий курган является усыпальницей самого боспорского царя, об этом свидетельствует не только мощь и величие рукотворной каменной постройки, высота которой достигает 18,5 метров, а и наличие погребальной камеры с куполообразным сводом, собранным из двенадцати кругов разного диаметра.
По другой версии постройка использовалась в качестве храма, о чем свидетельствуют найденные на стенах изображения крестов. Подтвердить либо опровергнуть одну из версий археология не в силе, так как курган был разграблен еще в античности.

Мелек-Чесменский курган

Мелек-Чесменский курган

Читайте также: