Сказки донских казаков доклад

Обновлено: 19.04.2024

Казачество — наиболее сильная и активная часть русского народа, первопроходцы и вечные защитники земли, народа и традиций Руси. От древних стен Азова до современности, через лишения и испытания пронесли свою самобытную и колоритную культуру кубанские, запорожские, донские казаки и сделали ее неотъемлемой частью великой культуры России. До нас дошли лишь отголоски мощной культуры казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно. Но основополагающие принципы существования казачества известны своим богатством и разнообразием.

Казачьи законы. Оскорбление одного казака есть оскорбление всех. В случае обиды или нужды казак обязан приходить на помощь немедленно, всеми силами и средствами, без просьбы со стороны нуждающегося.

Казачьи пословицы и поговорки:

• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

• И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

• Казан проверяют по звону, а казака по слову.

• Казак молодой, а сноровка старая.

• Казаком быть — не разиня рот ходить.

• Казачья смелость порушит любую крепость.

• Веселы привалы, где казаки запевалы.

• Где тревога, туда казаку и дорога.

• Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.

• Чтобы больше иметь, надо больше уметь.

• Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.

• Не хвались казак травою, хвались сеном.

• Пироги на кустах терна не растут.

• Хочешь быть на высоте — выбирай путь в гору.

• Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела — прячутся в кусты.

• Смекалка во всяком деле казака выручает.

• От безделья не бывает у казака веселья.

• Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

Песенная культура. В силу исторически сложившихся обстоятельств казачья культура на протяжении веков впитала и ассимилировала традиции, нравы, быт большого числа различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре, например, донских и кубанских казаков можно заметить схожесть с музыкальным фольклором и традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой.

Пчелочка златая (донская раздольная казачья песня)

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?

Жаль, жаль, жалко мне,

Что же ты жужжишь?

Около летаешь, а прочь не летишь,

Жаль, жаль, жалко мне,

А прочь не летишь.

Али ты не любишь любушку мою,

Жаль, жаль, жалко мне

У моей у Любы русая коса,

Жаль, жаль, жалко мне,

Черные брови, серые глаза,

Жаль, жаль, жалко мне

Сладкие, медовые губочки у ней,

Жаль, жаль, жалко мне

Я к губам прилипну, с ними и умру,

Жаль, жаль, жалко мне,

В каждом куплете повторяются дважды первая строка, затем остальные.

Рыболовство — одно из древнейших занятий донских и кубанских казаков, им стали заниматься едва ли не раньше, чем хлебопашеством. Во время весеннего половодья, когда прибрежные станицы заливало, сети забрасывали прямо с крыльца куреня.

Гуманное и заботливое отношение к детям — одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.

Немаловажным в семейном воспитании было стремление старших прививать детям чувство доброты и благожелательности. Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость. Отец и мать, дед и бабка внушали детям, что быть добрым — значит соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Быть добрыми — всегда поступать по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Родители давали возможность ребенку почувствовать привлекательность добра и отвращение ко злу.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье и строились по спирали. Каждый виток в ней — это замкнутый цикл, и занимал он определенный возрастной период, например, физическое развитие было основным в возрасте с восьми (в некоторых семьях с 7 лет) и до 12 лет.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось.

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня. В этот момент воспитание шло и от женской части семьи, pi от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь — личный пример старших. Именно с этого возраста начиналось приобщение детей к старинным сказкам и былинам, рассказам о боевых подвигах казаков, к песням, пословицам и поговоркам.

В этот период детские игры играли немаловажную роль в воспитании детей, особенно мальчиков. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат.

В 12 лет процесс физического обучения в основном завершался. Именно обучения, но не развития. С 12 лет казачонка приучали к боевому оружию — шашке (кинжалу) и умению ездить на лошадях.

Родной край, донская сторона, широки твои степи, плодородны нивы, мелодичны напевы… Всё, что мы делаем в своей жизни, так или иначе связано с тобой. Я живу в казачьей станице. Наш детский сад ведёт большую работу по изучению донского казачества.

Именно здесь я впервые столкнулась с казачьими сказками. Смел, находчив, хитёр их герой, слабого надо защитить, достойного – наградить, злодея – наказать. Всё по казачьим законам.

Некоторые из этих сказок, собранных на Дону писателями в разное время, имеют заимствованные из русского фольклора сюжеты, но большинство оригинальны и самобытны. Неповторимый казачий говор и своеобразный юмор придают сказкам особый колорит.

Мы с детьми подготовительной группы в рамках большого проекта уделили этой теме много внимания: знакомились с новыми произведениями, рассматривали их особенности, работали над словарём, проводили инсценировки, придумывали свои истории.

Казачьи сказки

ЦЕЛЬ: показать детям одну из граней культурного богатства родного края.

-вызвать эмоциональный отклик, желание читать сказки;

-развивать творческие способности, обогащать словарный запас;

-воспитывать потребность жить по законам справедливости,

толерантности и добра.

А вот одна из сказок, которую мы сочинили:

КАК КАЗАКИ МИР СПАСЛИ.

В давние-давние времена в наших краях стали жить казаки. Понравилось им здесь: река воду, еду, глину и камыш для куреней даёт, земля - урожаи хлебные, на охоту тоже ходить можно. Хорошо!

А люди тогда очень много воевали, не жилось им мирно, потому что хотели себе побольше земли забрать и богатств всяких. Посмотрели казаки на это дело, собрались на круг и решили взять и перемерить всю землю и шашками расчертить, чтобы никому обидно не было и драться перестали все. Вот так и сделали. И наступил мир во всём мире.

Честен будь, служи народу, охраняя мир, природу.

Где хозяин ходит, там и хлеб родит!


Работая над этой темой, я столкнулась с тем, что немногие из прочитанных произведений можно использовать в работе с дошкольниками. В основном, они для детей более старшего возраста. Это подтолкнуло меня к созданию своих сказок.

ЦЕЛЬ: познакомить детей с авторской сказкой по изучаемой теме.

-учить сопоставлять сюжеты сказок, проводить параллели ;

-развивать мышление, аналитические способности;

-вводить в активный словарь детей казачьи слова и выражения, учить

подбирать пословицы к тексту;

-прививать бережное отношение к своей семье, гордость за свой край.

Родители вместе с ребятами нарисовали красочные иллюстрации, мы склеили листы, надели обложку, и получилась настоящая книга:


А вот и сами сказки :

Жила – была молодая казачка. Красивая – залюбуешься. Родители у неё давно умерли – сироткой осталась. Хозяйство вела исправно: в доме чистота, грубка побелена, рушники кругом расшитые, половички плетёные, на столе пампушки да варенички; на базах тоже порядок, скотина управлена, ухожена.

Казачьи слова : ГРУБКА – печка; ЧЕРИКИ – невысокая кожаная обувь (тапки); ПАРОЧКА – юбка и кофта одного цвета; ЗАПОН – фартук.

Если голова цела, то на ней должна быть папаха.

В стремя ногой – расстанься с головой.

Казак с конём и ночью, и днём.

Было время, когда казаки жили бессемейно, потому что некогда им было семьёй обзаводиться, надо было границы родины беречь, от супостатов охранять. А потом перемирие выпало, присмирели враги.

Поехал казак по белу свету супружницу себе искать. И нашел. Красавица чудная: брови-стрелы, глаза-изумруды, губы - ягода спелая. Привёз на родину. И зажили они ладно да мирно: казак в поле хлеб растит, на охоту и рыбалку ходит, в кузнице молотком стучит, из лозы корзины плетет; ладушка его по дому хозяйничает: стряпает, рукодельничает, чистоту блюдёт да детушек малых растит. Так и сейчас живут да вам того же желают.

Казачьи слова : СУПРУЖНИЦА, ЛАДУШКА – жена.

Жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.

Каждый казак - государь в своём дворе.

В станице в казачьей, да в куреньке в белёном жили - солнышку радовались дедушка и бабушка. И вот однажды старый казак говорит своей супружнице:

-Завела бы ты кныш со шкварочками!

-Та я зараз,- говорит старуха.

Замесила теста полную макитру и поставила подниматься, а сама задремала на порожках. Тесто пыхтело- пыхтело, через край чашки перелезло и айда огородами на выгон.

А там Лиса Патрикеевна кругами ходит, кочета выглядывает. Глядь, по дороге тесто растекается, цыбарку подхватила и к нему:

-Залезай,- говорит,- ко мне в гости пойдём!

А тесто в ответ:

-Лиса, посмотри, какая карга на плетне сидит!

Пока Патрикеевна головой крутила, тесто убежало. Катится дальше, пыхтит, на солнышке подходит. Навстречу ему порося бежит. Увидало, какая вкуснотища без пригляду бегает, и давай себе на баз заворачивать. А тесто то кренделёчком сложится, то сушкой, то пампушкой, как будто бы дразнится. У порося аж дух занялся, а тесто прыг в канавку и дальше покатилось.

Добралось до речки, устало, легло на бережку, кнышом свернулось и уснуло. А солнце уж в зенит вошло, жарит неимоверно. Стал кныш подрумяниваться.

Казачьи слова : КУРЕНЬ – казачий дом; КНЫШ – казачий хлеб; ШКВАРКИ – остатки от вытопленного сала; ЦЫБАРКА – ведро; КАРГА – ворона, ЗАРАЗ - сейчас.

И вот однажды собрались казаки на ярмарку. Взяли и мальца с собой, пусть свои поделки продаё т: и людям в радость, и семейству прибыток. Шумит ярмарка, заливается смехом и говором казачьим, звуками гармошки. Торгует Прутик своими вещицами, уж дело к концу подходит. Понравилась его работа одному купцу заморскому. Стоял, любовался, нахваливал-нахваливал да стал Прутика к себе сманивать. А казачонок ни в какую. Тогда купец мальчишку в мешок, мешок на коня и был таков. Примчался к реке, сел в свою лодку и отплыл в дальние дали.

Долго ли, коротко ли носило их по волнам, прибыли в земли чужбинные. Купец для Прутика самую гибкую лозу приготовил, опытных работников дал, инструмент хороший. Да не идёт дело, загрустил малец по дому, по родимой сторонушке, всё из рук валится.

Вот и курень родной. Родители от горя-печали уж все слёзы повыплакали. Как увидали сыночка родного, обрадовались, и началось у них веселье. Жизнь с тех пор жизнь наладилась, и всё пошло своим чередом.

Казачьи слова : ДЕДУНЯ, БАБУНЯ – дедушка и бабушка, БАТЯНЯ, МАМАНЯ – отец и мать, СУПРУЖНИЦА – жена, ГЛЕЧИК – глиняный сосуд.

Казак- донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.


Глава 1.1 Казачий фольклор как явление русской национальной культуры.

В казачьих сказках отразился окружающий мир. Постараемся увидеть в них особенности быта, нравов, обычаев казаков.
Чтобы понять традиции и новаторство В. Замятина в использовании жанра казачьей народной сказки, обратимся к истории казачьего фольклора как явлению русской национальной литературы.

Во-первых, следует отметить воспитательную направленность казачьих сказок: в них отразились моральные нормы, написанные нравственные законы.

Итак, в народных казачьих сказках мы находим изображение окружающего мира, отражение в них особенности быта, нравов обычаев казаков. Исследователи находят в них сходства и различия с русским народными сказками.

Каждый член казачьего общества должен был знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали. Вот основные заповеди казачьего общества:

В казачьих сказках большое значение предается семейному воспитанию казаков. Это воспитание трудолюбия, стремление к честной воинской службе, порядочности.
С малых лет родители приучали детей рано вставать, одеваться, помогать по хозяйству, выполнять простейшие действия по самообслуживанию. С семилетнего возраста на казачат возлагались посильные работы – уход за домашней птицей, прополка сорняков, уборка во дворе и доме. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь, 14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.


Глава 1. 2Своеобразие стиля казачьих сказок

Следует отметить, что в казачьих сказках много юмора, забавных историй, некоторые сказки по сюжету похожи на анекдоты.

Особое внимание при рассмотрении казачьих сказок нужно уделить языку этих произведений

Особые диалектные слова (приложение) В казачьих сказках, как и в других жанрах казацкого фольклора, прежде всего бросаются в глаза диалектные слова, которые придают повествованию особый колорит, делают его ярким, красочным, эмоциональным. Некоторые из этих слов очень часто использовались писателями и стали понятны широкому кругу читателя. Так, Михаил Шолохов в своих произведениях часто использует диалектные слова, характерные для говора казаков.

Итак, приведем примеры подобных диалектных слов:

Гуртоваться – собираться в стадо, сплачиваться, объединяться.
Гэть – долой, вон.
Дебёлый – упитанный, плотный, толстый.
Зоревать – спать, досыпать на рассвете.
Кохать – заботливо растить, холить, лелеять.
Кочет – петух.
Кубыть- может быть
Курень - жилище казаков.
Погодь – подожди.
Рушник – полотенце.
Теперича – сейчас.
Чикиляет - идет
Худоба – рогатый скот.
Шкодить – вредить, причинять ущерб.

Следует отметить также что слова такого рода стали не только использовать писатели в своих произведениях, но их используют обычные люди и в повседневной речи.
Говорящие фамилии

• Скаженные (странного поведения, буйные, крикливые);
• Лобаны (внешний признак, большой лоб после перенесённой );
• Гагареевы (подобие птицы гагары);
• Сорочеи (болтливы, как сороки);
• Хаджимахины (от клички коровы);
• Стенвалы (сильные);
• Хомухи (от слова хомут);
• Белбараны (от белых баранов);
• Руденко – Ломаки (всё ломали).

Людей, заслуживших почет и уважения, в казацких сказках называют по имени и отчеству или только по отчеству. А тех, кого призирают, зовут грубо: Ивашка, Мотька, Поранька, Нюська.

Народные приметы также отражены в казачьих сказках, например: «Взял он сухую палочку и бросил в воду. Покружила – покружила и камнем на дно пошла. Запечалился Кузя: и что ж такой злосчастный [4,стр.9]

В сказки казаков естественным образом вплетаются песни, частушки. Они являются своеобразным дополнением казачьей сказки или параллельной деталью сюжета:


Глава 2.1 Идейное содержание казачьих сказок В. Замятина.

Заметные сходства с казачьими сказками мы можем найти и в казачьих сказках красноярского писателя В.Замятина.

Во-первых, это следование православной традиции утверждение моральных ценностей заложенных в христианских заповедях. Герои В. Замятина постоянно обращаются к богу, за поддержкой, за советом. Это верующие люди, которые выполняют религиозные обряды, моляться, свято чтут религиозные символы - крест, икону и т.д.


Глава 2.2 Своеобразие стиля сказок В. Замятина.


Казачьи сказки В. Замятина по своему стилю близки к произведениям подобного жанра устного народного творчества.

Рассмотрев казачьи сказки В. Замятина с точки зрения своеобразия жанра, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, произведения сибирского писателя близки к жанру фольклорной казачьей сказки своей идейной направленностью. В них утверждаются те же человеческие ценности: патриотизм, служение государю и отечеству, соблюдение определенного кодекса чести (мужество, смелость, верность и т.п.), уважение к семейных традиций, сохранение памяти о предках, забота о детях.

Во-вторых, казачьи сказки В. Замятина написаны стилизованным языком, который передает речь наших предков, среди которых были казаки.

В-третьих, следует отметить, что произведение В. Замятина соединяют в себе сказку, притчу, историческое повествование.
Автор старается передать читателям свою увлеченность истории Сибири, старается найти такие темы и сюжеты, которые имели бы воспитательное значение.

Список используемой литературы

Донские сказки, слайд №1
Донские сказки, слайд №2
Донские сказки, слайд №3
Донские сказки, слайд №4
Донские сказки, слайд №5
Донские сказки, слайд №6
Донские сказки, слайд №7
Донские сказки, слайд №8
Донские сказки, слайд №9
Донские сказки, слайд №10
Донские сказки, слайд №11
Донские сказки, слайд №12
Донские сказки, слайд №13
Донские сказки, слайд №14
Донские сказки, слайд №15
Донские сказки, слайд №16
Донские сказки, слайд №17
Донские сказки, слайд №18
Донские сказки, слайд №19
Донские сказки, слайд №20

 Много сказок на Дону

Слайд 1

 Край Донской…

Слайд 2

 Земля сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей.

Слайд 3

 Изучение казачьих традиций, легенд и песен, литературных произведений помогает восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскрывает детям неповторимую красоту Донского края.

Слайд 4

Изучение казачьих традиций, легенд и песен, литературных произведений помогает восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскрывает детям неповторимую красоту Донского края.

 Лебеденко Петр Васильевич (1916 - 2003)

Слайд 5

 Петрусь - мальчонка русский Петрусь - мальчонка русский Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице Игнатка Доброе сердце дороже красоты Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном Дивный клад

Слайд 6

Петрусь - мальчонка русский Петрусь - мальчонка русский Сказка о Чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице Игнатка Доброе сердце дороже красоты Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном Дивный клад

 ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕТРА ЛЕБЕДЕНКО ЖИЗНЕННО ПРАВДИВЫ, НАПОЛНЕНЫ ЛЮБОВЬЮ К СВОЕЙ РОДИНЕ, УЧАТ МУЖЕСТВУ И ОТВАГЕ

Слайд 7

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕТРА ЛЕБЕДЕНКО ЖИЗНЕННО ПРАВДИВЫ, НАПОЛНЕНЫ ЛЮБОВЬЮ К СВОЕЙ РОДИНЕ, УЧАТ МУЖЕСТВУ И ОТВАГЕ

 Дьяконов Юрий Александрович (1918 – 2010)

Слайд 8

 Дьяконов Ю.А. населил свою книжную страну детьми с характерами самобытными и благородными. Он дает детям нравственные уроки: как быть правдивым, стойким, добрым, то есть, как стать настоящим человеком. Дьяконов Ю.А. населил свою книжную страну детьми с характерами самобытными и благородными. Он дает детям нравственные уроки: как быть правдивым, стойким, добрым, то есть, как стать настоящим человеком.

Слайд 9

Дьяконов Ю.А. населил свою книжную страну детьми с характерами самобытными и благородными. Он дает детям нравственные уроки: как быть правдивым, стойким, добрым, то есть, как стать настоящим человеком. Дьяконов Ю.А. населил свою книжную страну детьми с характерами самобытными и благородными. Он дает детям нравственные уроки: как быть правдивым, стойким, добрым, то есть, как стать настоящим человеком.

 Банцевич Владимир Николаевич (1949 г.р.)

Слайд 10

 ВОЛШЕБНОЕ ЛУКОШКО Антопик u Заряночка Виртуальная история Волшебное лукошко Домик-гномик Дятел

Слайд 11

ВОЛШЕБНОЕ ЛУКОШКО Антопик u Заряночка Виртуальная история Волшебное лукошко Домик-гномик Дятел "Дока" Луковая сказка Маленькая тайна Мечтатель Музейная история О Катюше, тараканах и свадьбе О планетах и родинках Птица-синица и червячок-землячок Солнечная семья Цветочная сказка

 Суханова Наталья Александровна (1931 г.р.)

Слайд 12

Донские сказки, слайд №13

Слайд 13

 Аматуни Петроний Гай (1916 – 1982)

Слайд 14

Донские сказки, слайд №15

Слайд 15

 Яковлев Полиен Николаевич (1883 – 1942)

Слайд 16

Донские сказки, слайд №18

Слайд 18

Донские сказки, слайд №20

Слайд 20

Читайте также: