Системы управления обучением доклад

Обновлено: 15.05.2024

Представьте, что у вас есть сотни и даже тысячи студентов, сотрудников или клиентов по всему миру и вы хотите обучать их. Такое занятие предполагает тесное сотрудничество с несколькими службами, а организация обучения и повышения квалификации может занять несколько месяцев только на первичном этапе подготовки, не говоря уже об управлении их знаниями. Система управления обучением предлагает использовать современные технологии, которые дают возможность управлять всеми сторонами деятельности.

Разновидности систем управления знаниями

Вам будет интересно: Профессиональный этикет: правила поведения и общения на работе

В течение последних десяти лет появились разные методы управления программами для обучения (LMS). Они созданы для студентов, преподавателей и администраторов. К ним относятся:

  • Moodle;
  • Canvas;
  • eCollege;
  • Cornerstone;
  • SumTotal;
  • WebCT (в настоящее время принадлежит Blackboard).

Все системы управления обучением существуют более двадцати лет. Они стали более доступными и распространенными благодаря Интернету и росту числа коммерческих колледжей и университетов. Они используются для размещения информации и создания возможностей для обучения людей.

Первоначально учебные платформы использовались для документирования и проведения онлайн, асинхронного, компьютерного обучения через Интернет.

Печурка - это. Ждем ответа!

Вам будет интересно: Печурка - это. Ждем ответа!

IMS школы для студентов

Сегодня эти типы платформ предлагают не только вышеупомянутые возможности, но и потоковое или синхронное обучение. Кроме того, они позволяют создавать аналитические отчеты, которые помогают организациям определить показатели эффективности. LMS-школы используются всеми университетами Европы, Канады и США. Многие запускают программы при работе с аспирантами и студентами, которые оканчивают последние курсы магистратуры.

Различия между платформами

Они также используются организациями для обучения своих сотрудников. Хотя большинство из этих платформ могут применяться в каждом из разных типов компаний, они, как правило, ориентированы на ту или иную сферы.

Во многом это связано с тем, что обучение происходит по-разному в зависимости от того, являетесь ли вы образовательным учреждением или частным бизнесом. Кроме того, учебные заведения отслеживают эффективность работы пользователей по оценкам, тогда как частный бизнес может предлагать сертификаты и/или значки, показывающие достижения. LMS-школы для вузов используют учебные платформы по разным причинам.

Возможности удаленного обучения

Вам будет интересно: ГБПОУ "Южно-Уральский многопрофильный колледж" (ЮУМК): адрес, специальности

К ним относится возможность зачисления студентов, которые не находятся рядом с кампусом, что увеличивает количество поступающих. Занятия не ограничиваются размером аудитории. Это также соответствует тому, сколько предпочитают учиться: в свое собственное время и в нужном темпе или используя тактическую стратегию получения курса через управляемые части или модули.

Дополнительные опции СУО

С другой стороны, организации сосредоточены на повышении квалификации сотрудников. Если говорить об основных преимуществах СУО для обучения служащих, развития навыков и планирования преемственности, стоит иметь в виду, что она не дает практических знаний. То есть накопительная система действует как теория, что потом может отражаться на работе.

Вначале организации использовали платформы для обучения соблюдению требований, которые проверяют государственные органы, а также встроенный инструмент для новых сотрудников. Это введение в курс, осознание обязанностей по занимаемой должности. Во многом есть плюсы, но существуют и недостатки СУО. Поэтому некоторые компании стали внедрять платформы обучения как инструмент для непрерывного совершенствования, предлагая знания, которые выходят за рамки соответствия и адаптации.

Сколько они стоят?

Стоимость всей системы управления обучением зависит от специализации и направления. Например, курс повышения знаний в MBA-платформе может обойтись компании в несколько тысяч долларов для одного отдела. Система управления обучением Moodle LMS является бесплатной, но требует специальных навыков для настройки. Также программа с открытым исходным кодом позволяет легко обновлять и настраивать компоненты. Есть еще фактор, который нужно учесть, - это время, необходимое программисту для разработки и настройки, а иногда требуется адаптация и перевод на язык пользователя.

Преимущества обучения онлайн

Большинство этих типов LMS приобретаются для корпораций, где нет постоянных затрат независимо от количества пользователей, а данные хранятся на собственных серверах. Другими словами, это WYSIWYG - электронное обучение в формате удаленного изучения курса.

Другой вариант - приобрести его как SAAS (программное обеспечение как услуга), где данные хранятся в облаке или на серверах поставщика. Эта модель обычно включает помощь провайдера и автоматическое обновление.

Особенности и преимущества LMS

Вам будет интересно: Набивать себе цену: значение фразеологизма

Здесь есть домашние задания, и важно, чтобы вы отвечали на все вопросы правильно, иначе курс можно будет пройти повторно только спустя долгий срок. Также важно понимать, как вы будете использовать его не только сегодня, но и в будущем. Ведь есть масса сервисов, которые готовы внедрить платформы в удаленную систему управления обучением, где студентами будут выступать частные лица (на дому).

Кроме того, существует несколько различных типов обучающих платформ, где вы можете добавлять плагины для улучшения их функциональности.

Техническая составляющая

Одной из областей, требующих тщательного рассмотрения, является способность СУО анализировать данные и сообщать о них. Также следует подумать о том, может ли она взаимодействовать с другими системами, такими как HRIS (Информационная система управления персоналом) или SIS (Информационная система для студентов).

Система управления обучением Moodle

В зависимости от дополнений нужно искать и принимать решения об адаптации платформы. Если студенты становятся потом частью компании, например после стажировки, некоторые программы нужно менять, чтобы они были совместимы с несколькими системами.

Технологии защиты

Некоторые типы электронного обучения зашифрованы. Есть встроенные тестировщики и инструменты для создания курсов, которые позволяют создавать свои тесты и опросники, загружаемые в систему. Если нет этих встроенных инструментов, следует рассмотреть возможность интеграции LMS с другими программными инструментами. Она должна принимать различные типы форматов файлов, таких как:

Кроме того, хорошая программа Learning Management System должна быть удобной для мобильных устройств. Самый важный аспект, который следует учитывать, это UI (пользовательский интерфейс) и UX (пользовательский опыт). Вы хотите, чтобы пользователи чувствовали себя комфортно при работе с учебной платформой? Тогда надо позаботиться, чтобы студенты могли работать с LMS и внедрять туда личные файлы через пользовательский интерфейс и UX, например заявки тренеров, публикации других студентов, мессенджеры и сети для связей.

Как использовать LMS?

Как выбрать СУО?

Во-первых, история возникновения системы управления обучением связана с отраслевыми проблемами, которые не позволяли расширять и развивать торговые отношения. Работники были менее квалифицированными, и для их обучения и становления профессионалами требовалось слишком много средств и времени.

Чтобы технически стать частью программы, пользователи должны понимать суть ее работы. Кроме того, существует такое понятие, как вступительный взнос от руководства, который сообщается через систему ROI (окупаемость инвестиций). То есть вклад в сотрудника произошел, значит, нужно отдачу возместить через прохождение и изучение материала. Это учитывается в корпоративной этике США, так как программы создаются на базе западного менталитета.

О чем нельзя забывать?

Одна из наиболее игнорируемых стратегий при покупке и внедрении LMS связана с подключением ее к целям организации. На самом деле это должно быть одной из первых вещей, которые изучаются до установки пакета. Используя конкретную стратегию, вы повышаете шансы получить выгоду. Но не всеми программами удается эффективно воспользоваться. Они могут не подойти к структуре бизнеса. Корпоративная система управления обучением должна не восприниматься как дополнительная программа на рабочем столе, а являться индивидуальным мониторингом роста образовательной шкалы.

Есть ли подводные камни в использовании LMS?

Первая потенциальная ловушка, которая приходит на ум, это правильный выбор разновидности программы. Время и стоимость факторов, которые влияют на ее разработку и обучение использованию, могут быть высокими. Переключение с одной LMS на другую не так просто, как кажется. Подумайте, как вы будете использовать свою систему в будущем, учтите возможность добавления функций.

Корпоративные программы для обучения

Еще одной проблемой является масштабируемость программы. Вам нужна LMS, которая может расти вместе с вашей организацией. Нужно уметь быстро добавлять пользователей. Помните, что стоимость LMS часто зависит от количества сотрудников, поэтому расходы будут расти по мере увеличения количества добавленных лиц.

Вероятно, самой недооцененной ошибкой является невозможность использовать систему на оптимальном уровне. Это может быть вызвано тем, как вы настроили курсы для обработки данных. Другими словами, легко ли найти то, что вы ищете?

  • Возможно, ваша система имеет встроенный календарь, который позволяет планировать прямые сеансы связи.
  • Некоторые учебные платформы позволяют отправлять push-уведомления пользователям, чтобы они напоминали им или поощряли их регистрироваться на определенные курсы или обучение.
  • Кроме того, некоторые учебные платформы могут настраивать целевые страницы и возможности поиска, которые могут улучшить UX.
  • Возможно, не используются некоторые функции, встроенные в систему, такие как дискуссионные форумы или средства отчетности.

Используя все инструменты, которые может предоставить LMS, вы увеличиваете эффективность обучения и получение качественных знаний.

Важный нюанс

Если вы решили использовать LMS с открытым исходным кодом или создать собственную, учтите временной фактор для ее разработки. Если приобретаете готовый пакет, то изучите техническую документацию, которая будет обеспечивать пользователей поддержкой. Как правило, дорогие системы управления не уведомляют о подобных изменениях, а извещения редко приходят на почту или в личные кабинеты.

Электронное обучение сотрудников

Несколько программ СУО

Рассмотрим несколько хороших систем управления обучением. Технические аспекты и возможности по добавлению инструментов, сопровождению находятся на высшем уровне.

При выборе системы управления обучением стоит также обратить внимание на такие программы, как Docebo, TalentLMS, Litmos и другие. Для студентов разных специальностей нужны отдельные проекты, которые вмещали бы все лекции.

Обучение - педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими или специальными.

На сегодняшний день не всем преподавателям образовательных учреждений практически доступен процесс обучения с использованием компьютера в целом, и автоматизированной системы обучения в частности.

Автоматизированная система обучения (АСО) - автоматизированная информационная система, которая включает в себя преподавателя, студентов, комплекс учебно-методических и дидактических материалов, автоматизированную систему обработки данных, систему проверку знаний.

Это ведет за собой ряд последствий, которые отражаются как на преподавателе (на процесс обучения затрачивается больше сил, времени, существует большая вероятность ошибки), так и на студенте (уровень знаний в конечном итоге ниже, чем предполагалось, либо оценка знаний не соответствует реальным способностям обучаемого).

Из всего вышеописанного можно сделать вывод о необходимости контроля процесса обучения и повышения эффективности путем внедрения компьютера в учебный процесс. Такая модернизация не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса, но также дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы.

Контроль знаний (КЗ) - это проверка знаний учащегося, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности.

Контроль знаний учащихся выполняет три функции:

· управления процессом усвоения, его коррекции;

· воспитания познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности;

· обучения и развития.

Можно выделить следующие виды контроля:

Условно разделим формы КЗ на две группы: не автоматизированную и автоматизированную.

Не автоматизированную форму КЗ можно наблюдать сейчас практически в любом образовательном учреждении. Рассмотрим несколько примеров:

· Защита лабораторных работ

Каждая из вышеописанных форм требует немалых затрат времени преподавателя на проверку, а некоторые из них могут применяться только к одному учащемуся единовременно, что существенно увеличивает долю времени, требуемую для КЗ в процессе обучения и, как следствие, снижение качества получаемых знаний в целом.

Для повышения эффективности рекомендуется использовать АСО со следующими доступными формами обучения:

· Защита лабораторных работ

Дистанционное обучение

Что же такое дистанционное обучение? На сегодняшний день нет четкого определения. Очень часто его связывают с появлением заочного, основателем которого по праву можно назвать Айзека Питмана, разработавшего в 1840 году курс корреспондентного обучения стенографии. Однако современное дистанционное обучение – это нечто совсем иное. Его уже невозможно представить без компьютерных и информационных технологий, позволяющих осуществлять визуальный и аудиовизуальный контакт преподавателя с учащимися. Кроме того, дистанционное обучение базируется на таких принципах, как дальнодействие, гибкость, параллельность и непрерывность.

Действительно, расстояние от территориального местонахождения обучающегося до места дислокации образовательного учреждения или преподавателя не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Кроме того, обучающиеся не посещают, как правило, регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Дело в том, что даже те люди, которые живут в крупных городах и у которых в городе есть языковые школы с огромным разнообразием иностранных языков для обучения, не всегда обладают достаточным количеством времени, чтобы заниматься на курсах. А благодаря программам дистанционного обучения даже самые занятые люди получают возможность постигать иностранные языки, не выходя из дома, не затрачивая времени на дорогу и, что немаловажно, в удобное для них время! (разумеется, по договоренности с личным преподавателем) Таким образом, обучение может проводиться параллельно при совмещении с основной профессиональной деятельностью. Кроме того, каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения учебного курса и получения необходимых знаний.

Говоря о преимуществах дистанционной формы обучения не стоит также забывать, что она намного эффективнее традиционной формирует определенный ряд общеучебных умений, а особенно развивает компьютерную компетенцию (благодаря частой работе с носителями информации, телекоммуникационными сетями, вэб-камерой, микрофоном, наушниками, интернет-ресурсами и т.д.)

Но несмотря на то, что преимущества дистанционного обучения с каждым днем становятся все более очевидными, до сих пор существует немало противников данной формы обучения и много сомневающихся в её целесообразности и эффективности. Все новое, пусть даже и самое успешное, всегда изначально сталкивается с ожесточенной критикой.

Больше всего опасений вызывает, как это ни парадоксально звучит, преодоление дистанции, т.е. создание иллюзии присутствия ученика в классе, иллюзии живого общения. Ведь помимо речи в обучении важную роль играет также и невербальное общение – жесты, мимика, энергетика. Однако технологии постоянно развиваются, появляются новые возможности, система дистанционного обучения может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию этих потребностей в образовании на уровне сугубо индивидуальном. Таким образом, сейчас эта проблема практически решена: разрабатываются все новые версии интернет-конференций, создаются виртуальные сообщества и социальные сети. Человек не остается один на один с неизвестным языком, ему ежедневно помогают преподаватели и другие ученики. Именно с развитием интернет-конференций появилась возможность не только индивидуального обучения через интернет, но также и групп людей. Благодаря развитию информационных технологий уже несколько человек одновременно имеют доступ к всевозможным источникам учебной и справочной информации (электронным библиотекам, информационным базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через телекоммуникационные сети и средства связи. Таким образом, при наличии хорошего программного обеспечения форма дистанционного обучения не уступает традиционной, а даже наоборот становится наиболее эффективной, интересной и интерактивной.

Итак, преимущества дистанционной формы образования являются очевидными. В настоящее время в мире существуют тысячи дистанционных курсов для обучения различным специальностям. Однако в России выбор программ обучения иностранным языкам до сих пор не столь разнообразен. По данным The Economist Intelligence Unit [1], Россия занимает только 55-е место в мире по степени подготовленности к внедрению дистанционного обучения.

Система управления обучением

Система управления обучением — основа системы управления учебной деятельностью (Learning Management System, LMS), используется для разработки, управления и распространения онлайн учебных материалов с обеспечением совместного доступа. Создаются данные материалы в визуальной учебной среде с заданием последовательности изучения. В состав системы входят различного рода индивидуальные задания, проекты для работы в малых группах и учебные элементы для всех студентов, основанные как на содержательной компоненте, так и на коммуникативной.

Существует ряд систем управления обучением, которые осуществляют дистанционное обучение посредством Интернет и других сетей. Таким образом, процесс обучения можно осуществлять в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары. Системы дистанционного обучения характеризуются высоким уровнем интерактивности и позволяют участвовать в процессе обучения людям, находящимся в разных странах и имеющим выход в интернет.

Обзор существующих систем

Moodle

Moodle - система управления курсами также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения

Система ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.

Moodle написана на PHP с использованием SQL-базы данных (MySQL, PostgreSQL, Microsoft SQL Server и др. БД — используется ADOdb XML).

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Интерфейс системы изначально был ориентирован на работу учителей, не обладающих глубокими знаниями в области программирования и администрирования баз данных, веб-сайтов и т.п. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Практически во всех ресурсах и элементах курса в качестве полей ввода используется удобный WYSIWYG HTML редактор, кроме того, существует возможность ввода формул в формате TeX или Algebra. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Используя удобный механизм настройки, составитель курса может, даже не обладая знанием языка HTML, легко выбрать цветовую гамму и другие элементы оформления учебного материала.

Учитель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.


Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.


Таким образом, LMS Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности школьников как индивидуальной, так и групповой.

Администрирование учебного процесса хорошо продумано. Учитель, имеющий права администратора, может регистрировать других учителей и учащихся, назначая им соответствующие роли (создатель курса, учитель с правом редактирования и без него, студент, гость), распределять права, объединять учащихся в виртуальные группы, получать сводную информацию о работе каждого ученика. С помощью встроенного календаря определять даты начала и окончания курса, сдачи определенных заданий, сроки тестирования.


Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.


Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в учебном процессе традиционной школы и вуза.

· Благодаря развитой модульной архитектуре, возможности Moodle могут легко расширяться сторонним разработчиками.

· Недостаточное удобство использования

· Проблемы с выгрузкой учебного контента из системы

EFront

eFront - представляет собой новое поколение eLearning систем, сочетающая в себе функции систем управления обучением (LMS - Learning Management System) и систем управления и создания учебных материалов (LCMS - Learning Content Management System).

Возможности eFront позволяют решать задачи организации учебного процесса в учебных заведениях, а также задачи повышения квалификации, аттестации и отбора сотрудников в организациях различного масштаба. Применение системы позволит решать образовательные задачи легче и проще.

Основу системы представляет eFront Core - система, распространяемая со свободной лицензией, реализующая основные функции LMS/LCMS.

eFront имеет средство построения тестов, который поддерживает несколько типов тестов и широкий набор типов вопросов. Все вопросы хранятся в общем хранилище и могут быть использованы в разных тестах.


Вопрос с множественным выбором:



Основная панель работы с тестами:


Один из отчетов по тестам:


· Интуитивно-понятный интерфейс как для администратора, так и для пользователя.

· Прогрессивность - eFront применяет такие технологии, как Ajax, Unicode, LDAP

· Управление навыками - концепция управления навыками позволяет проводить входное тестирование и аттестацию сотрудников, планировать карьеру и рационально распределять работу, повышая общий профессиональный уровень организации.

· Полнота - eFront имеет широкий набор компонент, которые помогут вам создавать структуру занятий и учебный материал, создавать тесты, общаться, следить за успеваемостью и использованием системы, проводить опросы, давать задания для практических занятий и создавать сертификаты.

LMS (Learning Management System) или система управления обучением — это софт, который позволяет вам создавать онлайн-курсы, управлять ими и обучать людей, предоставляя пользователям доступ к материалам, тестам и т.д.

Как социальные сети, которые позволяют вам управлять профилем, выкладывать фотографии и общаться, LMS позволяют вам управлять процессом образования. Вы можете открывать доступ к обучающему контенту в нужном вам порядке, проверять и отслеживать знания учеников и даже самостоятельно создавать критерии для оценивания результатов.

Если вы еще ни разу не использовали систему управления обучением, то сейчас самое время узнать об этом инструменте. Многие программные решения LMS реализованы на самых известных и успешных предприятиях по всему миру. Как правило, в рамках корпоративного обучения.

Дело в том, что эти системы не просто новый тренд, а инструмент, позволяющий увеличить прибыль, сэкономить время и сделать жизнь руководства и сотрудников чуть легче.

Можно выделить два основных вида таких систем: серверные и облачные. Давайте разбираться, чем они отличаются.

Серверная LMS устанавливается на сервер владельца и работает с пользователями через Браузер. Это самый первый вид LMS, который возник в университетах и до сих пор пользуется у них спросом. Также его выбирают владельцы больших корпораций, которым важен полный контроль над системой и информационная безопасность.

Недостатками серверных систем дистанционного обучения являются затраты на приобретение сервера, программного обеспечения и администрирования.

На рынке есть как готовые программные продукты, так и системы, которые можно дорабатывать, добавляя новые функции, исходя из целей и специфики обучения. Пользуясь готовыми решениями придется подстраиваться под их возможности, брать во внимание имеющиеся ограничения и следовать стандартам. Поэтому большинство фирм и учебных заведений все чаще принимают решение о внедрении системы с открытым исходным кодом.

LMS и СДО понятия хоть и схожие, но небольшие различия имеются. Давайте разберемся подробнее.

LMS или Система управления обучением — приложение для администрирования учебных курсов в рамках взаимодействия между преподавателями и обучающимися между собой на расстоянии. Это программное решение необходимо для планирования и управления всеми учебными мероприятиями в организации.

Цель — управление процессом обучения, отслеживание прогресса изучения материалов и развития учащихся по всем типам мероприятий.

Частым заблуждением является то, что LMS подразумевает только дистанционное обучение. Это не так, она помогает организовать все формы обучения: очную, дистанционную, индивидуальную и групповую. Это осуществимо благодаря тому, что с помощью LMS можно организовывать различные формы коммуникации. Например: онлайн-трансляции, форумы, чаты и рассылки.

СДО или Система дистанционного обучения — совокупность организационных, телекоммуникационных и педагогических ресурсов, обеспечивающих вовлеченность в создание и практическое осуществление образовательных программ с использованием технологии дистанционного обучения (ДО).

ДО — процесс взаимодействия преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, содержащий все присущие учебному процессу компоненты:

  • цель;
  • содержание;
  • методы;
  • средства обучения.

Цель СДО — систематизация и организация взаимодействия преподавателей и учащихся посредством интернет-технологий.

Важным фактом является то, что дистанционное обучение исключает очные форматы, отсюда и нюанс в значениях. Потому что LMS позволяет проводить курсы не только удалённо, но и офлайн.

Теперь, когда вы понимаете, что такое система управления обучением, мы хотим познакомить вас с наиболее популярными LMS системами и рассказать об их основных преимуществах и недостатках.

1. eTutorium LMS

Облачный сервис для организации дистанционного обучения с конструктором тестов и опросов, встроенной вебинарной платформой и инструментами мотивации. eTutorium отлично подходит для проведения вебинаров, совещаний, тренингов и других форм обучения.

Плюсы: бесплатный тестовый доступ в течение 14 дней, понятный интерфейс, встроенные инструменты геймификации, подробная аналитика.

Минусы: не поддерживает SCORM – пакеты, отсутствие широкого пакета интеграций

2. iSpring Learn

Это облачная LMS с простым и понятным интерфейсом, которая позволяет быстро запустить дистанционный курс и тестирование обучающихся. Поддерживает все виды учебных материалов, вебинары и статистику. Есть редактор курсов и удобное приложение, которое позволяет учиться прямо со своего смартфона.

Плюсы: неограниченное пространство для хранения, сертификаты для печати.

Минусы: нет возможности самостоятельной кастомизации, ограниченное количество типов пользователей, отсутствие коробочной версии.

Платформа создана с целью создания и продажи онлайн-курсов. Доступна на двух языках – английском и русском. Став пользователем системы, вы можете проводить вебинары, автоматизировать маркетинговые кампании, вовлекать учеников с помощью геймификации, проверять домашние задания и многое другое.

Плюсы: есть бесплатный тестовый период, подойдет для бизнеса в сфере фитнеса и ЗОЖ, т.к. имеет специализированные модули для тренировок, марафонов, планов питания и рецептов.

Минусы: не подходит для корпоративного обучения, отсутствует регистрация учеников через Google и соцсети. Нет возможности создать сертификат о прохождении курса.

4. GetCourse

Платформа для проведения семинаров, тренингов, курсов, очных и онлайн-занятий. Все модули в GetCourse связаны между собой, поэтому нет необходимости импортировать данные в другие сервисы и платить за каждый из них по отдельности.

Плюсы: бесплатный тестовый доступ, встроенный функционал для продаж.

С появлением в образовательном процессе такого направления, как информатизация обучения, стало целесообразным применять её широкие возможности. Одной из таких возможностей является использование сетевого взаимодействия и общения, как преподавателей со студентами, так и самих студентов между собой с помощью модульных объектно-ориентированных динамических учебных сред.

Одним из перспективных направлений в области этого взаимодействия, является применение такой составляющей образования, как дистанционное обучение с помощью систем управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems) LCMS MOODLE. Именно этой интересной разновидностью общения студента (учащегося) и преподавателя (учителя) будет посвящена моя основная часть доклада.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) - это программный продукт, позволяющий создавать курсы и web-сайты, базирующиеся в Internet, так и на сервере учебного заведения. Система ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Moodle переведен на десятки языков, в числе и русский и используется в 197 странах мира.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

  • глоссарий;
  • ресурс;
  • задание;
  • форум;
  • wiki;
  • урок;
  • тест и др.

Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Сегодня использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

Под дистанционным обучением следует понимать такую организацию обучения, при которой обучаемый получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток, семь дней в неделю и в том месте, где он находится. Актуальность использования дистанционного обучения в настоящее время уже не вызывает сомнений.

Применение дистанционного обучения дает целый ряд преимуществ, к которым обычно относят следующее:

Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми ими технологиями, но и степенью управления и ответственности преподавателя и учащихся. В некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае традиционной системы классного обучения. В других случаях управление обучением переходит к обучаемым.

Ниже представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не отражают всех возможных подходов к дистанционному образованию. Однако, они отражают два крайних случая и середину на континууме от управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся.

а) Модель распределённого класса имеет место в тех случаях, когда интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных местах. Типичный результат - смешанный класс, который объединяет традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и деканат контролируют успеваемость.

Характеристика данной модели:

  • занятия включают в себя синхронные коммуникации; студенты и преподаватели должны находиться в определенном месте в определенное время (по крайней мере раз в неделю);
  • количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная сложность;
  • учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем находясь в учебном заведении;
  • учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов, находящихся в том или ином месте;
  • от студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе обучения.

б) Модель самостоятельного обучения освобождает студентов от необходимости находиться в определенном месте в определенное время. Студенты обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную программу, и получают возможность обращаться к сотруднику факультета, который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу. Контакт между студентом и методистом достигается путем использования телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты.

Характеристики:

  • не проводятся занятия в классе: студенты обучаются самостоятельно, следуя подробным инструкциям программы;
  • студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студентами;
  • представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время;
  • материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило, являются результатом структурированного процесса разработки, в который вовлечены создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения. Эти материалы являются общими для всех методистов.

Характеристики:

  • представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе;
  • материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого преподавателя (например, видеозапись его лекций);
  • студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с участием преподавателя. При этом используются интерактивные технологии (в соответствии с моделью распределенного класса);
  • занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы, выполнения лабораторных работ, моделирования и других прикладных исследований.

Основополагающие принципы дистанционного обучения

Принцип персонализации. В первую очередь создаваемая система должна быть персонализированной. Это означает, что при вызове программы из сети ученик идентифицирует себя с помощью пароля. Тем самым в процессе обучения можно собирать информацию о работе ученика. Основываясь на этих данных, тьютор может корректировать программу непосредственно для каждого студента, давать ему рекомендации и т.д. Таким образом, мы будем использовать дифференцированный подход в обучении.

Принцип вариативности. Система должна быть разработана в пяти вариантах, как упоминалось выше. Это не значит, что необходимо разрабатывать пять совершенно разных варианта программы. Просто необходимо перед началом обучения (возможно при получении пароля) провести полноценное психологическое тестирование на стили мышления, на память и т.п. Результаты тестирования будут занесены в идентификационную картотеку. Если ученик захочет потом продолжить обучение, то система самостоятельно подберет соответствующую спецификацию курса: с большим графическим наполнением или с теоретическим и т.д. Если же тестирование даст неверный результат, то тьютор может всегда корректировать индивидуальную программу обучения.

Принцип обучающейся программы. В разрабатываемой системе необходимо ввести игровой момент. Это может выражаться в научении какой-либо другой программы. Получая информацию из дистанционного курса, ученик должен будет ее использовать в какой-либо игровой программе. Этот принцип позволяет проводить негласный контроль за успеваемостью учащегося. В большинстве случаев именно он дает наиболее объективный результат.

Принцип творческой составляющей. При изучении материала ученик должен составлять небольшие опорные конспекты к изученному материалу в виде небольшой картинки с минимумом текстовой информации. В этом случае используется репродуктивный метод, который так хорошо применяется при очном обучении и о котором забыли в ДО.

Принцип самостоятельного поиска материала. Если какой либо справочный материал, не требующий детального изучения, можно найти в книгах, журналах, Интернете или других источниках, то его нельзя публиковать в дистанционном курсе. Самостоятельный поиск информации дает развитие эвристической составляющей обучения.

Принцип самооценки. Каждый ученик, должен в процессе обучения давать оценку своей работе, находить ошибки, сложные и непонятные места в программе и т.п.

При завершении изучения курса ученик должен предоставить курсовой проект, в котором используются и применяются все полученные знания. Именно на этом этапе ДО наиболее существенно отличается от других форм обучения, где за основу принимается фактическое знание материала. В ДО большее внимание уделяется вопросам применения полученных знаний.

Принцип неполной информации. При разработке курса необходимо излагать информацию тезисно. В случае полного, очень подробного изложения материала пропадет интерес к поиску нового материала.

Таких принципов достаточно много, но даже если при разработке методического обеспечения ДО руководствоваться только этими, то эффективность обучения резко повысится.

Успешное внедрение электронного обучения основывается на правильном выборе программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям.

Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и администратора, который должен контролировать установку, настройку программного обеспечения и результаты обучения.

Системы управления обучением и учебным контентом в настоящее время можно считать наиболее перспективным, в плане организации электронного обучения. Сочетание управления большим потоком обучаемым, возможностей быстрой разработки курсов и наличие дополнительных модулей позволяет системам управления обучением и учебным контентом решать задачи организации обучения в крупных образовательных структурах.

Наше учебное заведение пока не имеет опыта внедрения таких систем, но успешное обучение наших специалистов в данном направлении позволяет говорить о том, что в ближайшее время данная система будет внедрена и у нас.

Наилучших пожеланий, Всем участникам конференции! --Dmitry Riabev 17:31, 22 июня 2011 (MSD)


В период развития цифровой экономики Республики Узбекистан яркое его отражение проявляется в сфере образования. Игровые формы процесса обучения посредством онлайн-портала становятся возможными с помощью систем управления обучением, известных как LMS (от англ. Learning Management System). Являясь платформой для электронного обучения, LMS означает следующее: Learning — обучение. С помощью LMS вы создаете единую базу электронных курсов и учебных материалов. Management — управление. Управлять в LMS можно курсами, а можно обучающимися. Для старта обучения достаточно добавить студентов и назначить им курсы.System — электронная система. Находясь в разных городах, вы можете обучить всех желающих, не выходя из собственного офиса. К тому же, LMS автоматизирует работу по проверке тестов, сбору статистики и подготовки отчетов. Обучение посредством LMS не обязательно дистанционно. Помимо удалённого использования вполне реально применять LMS в живой аудитории, в результате чего, появляется возможность смешанного образования.


Рис. 1. Преимущества использования LMS (авторский подход)

В LMS присутствуют различные роли пользователей: пользователь, автор и администратор, что наделяет каждого определёнными правами и возможностями. Пользователи могут проходить назначенные им курсы и материалы. Авторы наделены правом управлять курсами. А администратор может добавлять и удалять пользователей, объединять их в группы и присваивать роли.

В iSpring Online есть три способа автоматизировать добавление пользователей в систему: пригласить по email, поделиться ссылкой для самостоятельной регистрации или импортировать список из CSV или XLSX-файла, что избавляет администратора от рутинной работы. Преимущество LMS в том, что можно в реальном времени оценить эффективность обучения. Подробная статистика покажет, сколько времени студенты тратят на изучение материалов и каков прогресс. Для запуска виртуального учебного центра с iSpring Online просто загрузите ваши учебные материалы, пригласите студентов и отслеживайте прогресс обучения.

Ещё один пример LMS, которая нашла широкое распространение не территории стран содружества, это — Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателями и студентами. Система может быть использована как в дистанционном обучении, так и в очном образовании. Аналогично iSpring Online — Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

Moodle является web-ориентированной средой. Для его работы требуется:

– web-сервер с поддержкой PHP (например Apache2);

– сервер баз данных (по умолчанию используется MySQL).

Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в LMS Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

Имеют место некоторые недостатки в использовании Moodle:

– ограниченность в средствах разработки учебно-методического контента;

– невозможность проведения вебинаров и веб-конференций;

– Отсутствие возможностей встраивания в SCORM-пакеты специальных, курсов более высокого уровня и др. [1]

Если нет возможности установить Moodle, то можно предложить попробовать облачный сервис от разработчика — Moodle Cloud.

Преимущества такого способа:

– Не надо ничего устанавливать. Достаточно зарегистрироваться и получаете доступ к системе.

– Имеется бесплатный тариф.

Но и здесь имеются определённые недостатки:

– Домен третьего уровня, что затрудняет запоминание.

– Отсутствие возможности подключит свои модули.

– Присутствует реклама, которую невозможно отключить.

Систему MoodleCloud можно рекомендовать как персональную систему дистанционного обучения или возможность попрактиковаться в создании курсов в Moodle.

– Платформа e-learning SIS для организации дистанционного и смешанного образования.

– Система создания информационного портала e-learning SIS.

– Обзор мирового рынка электронного обучения.

– Система управления учебным контентом e-learning SIS.

– Конструктор электронных курсов, тестов, тренингов, упражнений.

– Управление обучением в компьютерном классе.

– Возможность проведения мероприятий в интернете ии корпоративной сети в режиме реального времени — вебинар.

Интерес так же представляет продукция компании Websoft, библиотека которой составляет более 60 готовых электронных курсов для корпоративного сектора и предлагает:

– Автоматизированную систему управления персоналом Web Tutor.

– Инструмент разработки электронных курсов — CoursLab.

– Инструмент для коллективной разработки электронных курсов — CoursLab Teamwork.

– Инструмент для проведения вебинаров — Виртуальный класс.

Рассмотрим Web-приложение Edmodo — социальную сеть для обучения, которую не надо нигде устанавливать и интерфейс которой напоминает интерфейс социальной сети Facebook.

– Сервис Edmodo бесплатен, в нём отсутствует реклама, простая регистрация, пользователи делятся на три группы — учителя, ученики, родители. Каждая группа отдельно регистрируется и имеет свой код доступа.

Однако, имеются и недостатки [2]:

– Невозможность объединения групп Edmodo.

– Небогатый набор учебных элементов.

В завершении обзора популярных приложений дистанционного обучения рассмотрим систему Google Classroom. Из особенностей Google модно отметить:

– Свободная регистрация (как в Facebook).

– Использование исключительно инструментов Google.

– Папка доступна как для отдельного обучающегося, так и для класса в целом.

– Поддерживается русский язык.

– Бренд! Поскольку мировой лидер Google — известен всем.

– Есть возможность публиковать теоретический материал, задания, выставлять оценки, имеется календарь.

Однако, имеют место и недостатки:

– Бедный арсенал учебных элементов. Например, отсутствуют контролирующие элементы типа тестов.

– Неудобные ссылки на Classroom.

Итак, после рассмотрения примеров наиболее популярных LMS, отметим их общие недостатки:

– Отчёты, генерируемые системой, не удовлетворяют потребностям потребителя.

– Длительные сроки внедрения системы, связанные с доработкой программы обучения.

– Невозможность удовлетворения требований всех департаментов

Основные термины (генерируются автоматически): LMS, SIS, дистанционное обучение, курс, CSV, PHP, облачный сервис, реальное время, социальная сеть, электронное обучение.

Похожие статьи

Moodle — свободная система управления обучением

В современных системах электронного обучения курс может представлять собой набор

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM.

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

В конце двадцатого века появилось достаточно эффективное и перспективное направление в инженерно-экономическом образовании дистанционное обучение. В последние годы в Европе, а затем и в России распространился термин e-learning.

LMS-система как механизм повышения качества обучения.

Ключевые слова: e-learning, LMS, m-learning, мотивация студентов, конкурентный подход, Ruby on

В то же время, трансформация психики современного поколения в сторону всеобщей

Несмотря на огромное количество систем электронного обучения (LMS) на международном.

Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале.

Moodle относится к классу LMS (Learning Management System) — систем управления обучением. В нашей стране подобное

Проектирование дистанционного образовательного курса с помощью технологии E-Learning. LMS-система как механизм повышения качества.

Применение облачных технологий в образовании

3. Дистанционное обучение. Учитель дает задание учащимся с помощью электронного дневника.

Для работы с сервисом надо иметь всего лишь компьютер, подключенный к сети Интернет, причем это может быть и мобильное устройство, такое как смартфон или планшет.

образовательный процесс, дистанционное обучение.

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие характеристики данной образовательной электронной платформы, также, сгруппированы по

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, компьютерные сети.

Особенности использования lms moodle для дистанционного.

Дистанционное образование (ДО) – совершенная форма, сочетающая элементы очного и заочного обучения на основе

Положительным аспектом при работе в сети Интернет также является возможность использования внешнего контента по отношению к курсу, например.

Проектирование дистанционного образовательного курса.

дистанционное обучение, дистанционное образование, дистанционный курс, электронное обучение, WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса, сетевой курс. Актуальность дистанционного образования | Статья в.

Анализ использования облачных технологий в сфере e-learning

Анализ систем дистанционного образования (по модели VLE) и облачных сервисов, используемых для электронного обучения

Электронное обучение (e-learning) — название, используемое для описания целого ряда электронных технологий (телевидение, портативные.

Эволюция электронного обучения и перспективы развития

Электронное обучение (e-learning) — название, используемое для описания целого ряда

- Важность и признание неформального обучения. Доступность и наличие социальных

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение.

Читайте также: