Система обеспечения безопасности в рф доклад

Обновлено: 17.05.2024

В начале ХХI века Российская Федерация столкнулась с проблемой преодоления новых вызовов и угроз в сфере обеспечения её национальной безопасности. Глобальный экономический кризис, распространение международного терроризма, энергетические конфликты, угроза изменения климата и другие серьезные проблемы в современном мире непосредственно затрагивают жизненно важные интересы России.

Всё чаще стали возникать ситуации, которые требуют участия государства в обеспечении безопасности личности, общества и его самого, что объясняет необходимость комплексного укрепления системы национальной безопасности Российской Федерации. Вооружённые конфликты, дают понять, что в настоящее время очаги региональной нестабильности и конфликтов располагаются в непосредственной близости к государственной границе Российской Федерации и напрямую затрагивают интересы её национальной безопасности. Постоянно растущий спектр угроз безопасности и их мировой, трансграничный характер предопределяет необходимость разработки и реализации дополнительных мер по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

К основным объектам безопасности относили: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. Выделяются, как правило, следующие сферы национальной безопасности: внешнеполитическая безопасность, военная сфера и оборона, внутриполитическая жизнь, экономика, социальная, культурная, юридическая, нравственная, духовная, миграционная, демографическая и т.д.

Выделяют также имущественную безопасность, ядерную, радиационную, информационную, экологическую, транспортную безопасность, безопасность дорожного движения, авиационную, экономическую, продовольственную и другие.

В Стратегии отражены следующие сферы: внутриполитическая, экономическая, социальная, сфера науки и образования, международная, духовная, информационная, военная, оборонно-промышленная и экологическая сфера, а также сфера общественной безопасности.

В системе научных знаний общая теория национальной безопасности занимает важную интегрирующую роль. Многие гуманитарные и естественные науки разрабатывают средства и элементы обеспечения национальной безопасности как доктринально-теоретического, так и технического, институционального характера, которые, в итоге, образуют некую систему.

Под системой обеспечения национальной безопасности принято предполагать, именно силы и средства обеспечения национальной безопасности, включающие в себя: Вооруженные Силы Российской Федерации, а также другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и правоохранительная служба, федеральные органы государственной власти, которые принимают непосредственное участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации; технологии, и технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, в том числе и телекоммуникационные каналы.

В ранее действовавшей Концепции национальной безопасности РФ предлагалась дефиниция национальных интересов России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

— повышение качества жизни российских граждан, при помощи гарантии личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

— экономический рост, реализующийся, в первую очередь, при помощи развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

— наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

— экология живых систем и рациональное природопользование, сохранение которых возможно за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

— стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, укрепляющиеся с помощью активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Классификаций национальных интересов в науке и политической литературе немалое количество. В первую очередь, стоит указать на национальные интересы во всех областях экономической, общественной и политической жизни, которые описаны в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. Данные национальные интересы, на которых основываются фундаментальные ценности и задачи нашего государства и которые не противоречат основным идеям международного права, манифестируются в строгом соответствии Конституции РФ.

Прежде всего, национальные или государственные интересы делятся на внутренние, направленные на осуществление внутриполитических ценностей, и внешние, направленные на внешнеполитические ценности нации. Внутренние национальные интересы состоят в силовом или идеологическом примирении социальных, классовых, групповых противоречий; в налогообложении; организации и обеспечении порядка; обеспечении легитимности верховной власти. Данные интересы существуют и будут существовать в любом государстве независимо от исторических, культурных особенностей, форм правлений, политических режимов.

— мир во всем мире, для чего осуществляется сотрудничество в обеспечении мира и международного правопорядка;

— экономическая стабильность миропорядка, достигаемая интеграцией в мировую экономику и сотрудничеством в решении глобальных проблем.

В целях классификации национальных интересов выделяют также основные и неосновные, постоянные и временные национальные интересы. Основные национальные интересы связаны с наиболее общими, важнейшими направлениями деятельности государства по обеспечению национальной безопасности, решению стратегических задач и целей. Неосновные являются средствами достижения основных.

Безусловно, перечисленные здесь национальные интересы – не весь перечень. Например, здесь не указаны такие долгосрочные национальные интересы, как сохранение Россией лидирующей роли в науке и образовании, культуре и просвещении.

Следует учитывать, что один и тот же национальный интерес может одновременно принадлежать не к одной, а к нескольким группам. Все национальные интересы взаимообусловлены. Например, защита прав и свобод человека неразрывно связана с такими проблемами, как развитие демократии и гражданского общества, решение демографической проблемы, улучшение пенсионного обеспечения и др.

Завершая краткий обзор теоретических оснований обеспечения национальных интересов, следует отметить, что их правильная классификация зависит от идеологии каждого государства, от тех стратегических целей, которые оно ставит перед собой.

Взяв за основу традиции отечественной государственности, стратегическими целями Российской Федерации можно считать сохранение России в качестве самостоятельной, суверенной державы мирового уровня – полиэтнической и поликонфессиональной страны-империи; сохранение идентичности русского государствообразующего народа и других народов, проживающих в России, составляющих единую нацию; поддержание мировой безопасности и так далее. Эти стратегические цели являются определяющими для национальных интересов, с реализацией которых они могут быть достигнуты. Следует также отметить, что только лишь эффективная реализация национальных интересов приводит к национальной безопасности. Другими словами, национальные интересы являются стержнем безопасного состояния российской нации, ее смысловым наполнением.

Понятие силы и средства обеспечения национальной безопасности определены в Стратегии национальной безопасности, в которой говорится, что данные понятия образуют некую систему.

На деле, в данном вопросе весомую роль играют органы абсолютно всех ветвей государственной власти. Так, их можно поделить на несколько групп:

1) органы, главные функции которых связаны с управлением в области обеспечения национальной безопасности (Президент РФ, Правительство РФ; Совет Безопасности РФ);

2) комитеты палат Федерального собрания РФ, которые занимаются вопросами безопасности (комитеты по безопасности в Гос. Думе, а также по вопросам безопасности и обороны в Совете Федерации);

3) органы, занимающиеся вопросами, связанными с выявлением и устранением внутренних, а также внешних угроз (органы законодательной, исполнительной, судебной властей).

К силам обеспечения национальной безопасности обязательно стоит относить федеральные органы исполнительной власти. Такие обязанности, как обеспечение суверенитета, территориальной целостности, устойчивого развития и обороны возложена на большинство органов исполнительной власти.

Можно сказать, что именно органы исполнительной власти являются серьезным механизмом в обеспечении национальной безопасности, так как данными органами реализуется большинство вопросов в этой сфере, а многие из них созданы исключительно для обеспечения безопасности страны. К ним следует относить:

— федеральные службы: Федеральная миграционная служба, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Служба внешней разведки РФ, ФСБ РФ и т.д.

— федеральное агентство по делам СНГ, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и т.д.

Можно с уверенностью сказать, что Президент РФ играет решающую роль в деле обеспечения безопасности, так как в его подчинении находятся все органы исполнительной власти, призванные нести довольно большую нагрузку в реализации обеспечения основополагающих видов безопасности. Президент РФ согласно Конституции РФ и федеральным законам определяет центральные положения внутренней и внешней политики государства, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Россия – государство с самой большой территорией в мире. Страна, имеющая значительные мировые запасы основных природных ресурсов, обладающая большим интеллектуальным потенциалом, что должно благотворно сказываться на различных сферах деятельности государства в целом.

— обеспечение безопасности населения и территорий от техногенных катастроф и других стихийных бедствий;

Также, не стоит забывать, что для эффективного функционирования системы национальной безопасности, немаловажную роль играют демографические вопросы, поскольку общественное здоровье воздействует на социально-экономические факторы, и наоборот. К примеру, на современном этапе для России низкая продолжительность жизни, высокий коэффициент младенческой смерти, который превышают среднеевропейский уровень. Обоснование важности решения данных проблем, также изложено в основном документе, касающемся вопросов национальной безопасности, призванном улучшить текущее положение дел.

Главными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются социальные, политические и экономические преобразования, которые необходимы для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, а также осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система.

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распор. Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Гарант: информационно-правовой портал.

4. Дзержинский Ф.Э. Государственная безопасность [Электронный ресурс] : монография. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2014. — 250 с.

5. Метелев, С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально- экономические и правовые аспекты: монография / С. Е. Метелев. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 223 с.

6. Ницевич В. Ф. Национальная безопасность: учебно-методическое пособие / В. Ф. Ницевич. – Орел: ОРАГС, 2014. – 87 с.

7. Общая теория национальной безопасности: учебник / под ред. А.А. Прохожева. – М.: Изд-во РАГС, 2015. – 344 с.

8. Савицкий, А. Г. Национальная безопасность. Россия в мире: учебник рекомендован УМЦ / А. Г. Савицкий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 463 с.

9. Шейко, Э. М. Национальная безопасность: учебное пособие рекомендовано ДВРУМЦ / Э. М. Шейко ; каф.философии и политологии. – Хабаровск : РИО ДВАГС, 2011. – 94

Важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов личности, общества и государства служит правоохранительная деятельность системы органов обеспечения безопасности.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет итерриториальная целостность.

Основной субъект обеспечения безопасности – государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам России, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического и организационного характера.

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности согласно закону, а также законодательство, регламентирующее отношения в данной сфере.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается (ст. 8).

Основными функциями системы органов обеспечения безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности;

осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

реализация системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Россией.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который возглавляет Совет Безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности и принимает необходимые оперативные решения.

115.Разграничение полномочий органов государственной власти в системе обеспечения безопасности. Верховный Совет Российской Федерации:
определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности;
разрабатывает систему правового регулирования отношений в сфере безопасности;
устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности;
осуществляет контроль за кадровой политикой государственных органов обеспечения безопасности;
не реже одного раза в год заслушивает доклад Президента Российской Федерации об обеспечении безопасности Российской Федерации;
определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере безопасности;
ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.
Органы исполнительной власти:
обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;
организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;
осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;
в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.
Судебные органы:
обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РСФСР и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации;
осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;
обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

116.Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ.

Система органов прокуратуры– единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам. Звеньями системы органов прокуратуры являются:

Генеральная прокуратура РФ (возглавляемая Генеральным прокурором РФ);

прокуратуры федеральных округов (данное звено появилось в системе прокуратуры после образования Президентом РФ федеральных округов; окружной прокурор обладает достаточно высоким статусом, являясь, в частности, заместителем Генерального прокурора РФ);

прокуратуры субъектов РФ;

районные, городские прокуратуры;

специальные прокуратуры (военная, транспортная, природоохранная) со своими подсистемами органов.

Для реализации своих функций, главная из которых – осуществление от имени Российской Федерации надзораза соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагированияна нарушения законодательства:

постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);

представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).

Статус прокуратуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует общепринятому статусу этих органов в практике мирового конституционализма (прокуратура, как правило, входит в систему исполнительной власти), что предопределяет обсуждение возможных направлений реформы системы прокуратуры в России.

117.Органы внутренних дел в системе обеспечения безопасности в РФ.

Конституционно-правовой статус МВД России.

ОВД-государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главнойзадачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба спреступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основесоциально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях ПрезидентаРФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и другихнормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной властисубъектов РФ, им подотчетны и под-контрольны.

ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности:борьба спротивоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, атакже интересы предприятий, учреждений и организаций:

организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечениенеобходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующихобщественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определеннойзаконом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам:обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управленияматериально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления,академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения ииные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач,возложенных на ОВД.

Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения правчеловека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественнымиобъединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массоваяработа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Компетенция ОВД определяется общими,типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальнымизаконодательными и иными нормативными актами.

118.Федеральная миграционная служба РФ: конституционно-правовой статус. Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительныефункции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Деятельность ФМС России направлена на обеспечение возможности реализации различными целевыми группами своих прави исполнения ими своих обязанностей.
Целевые группы ФМС России формируют как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства.
В наиболее общем виде целевой группойФМС России являются любые лица, пребывающие на территории Российской Федерации, и, потенциально, любые лица, пребывающие за ее пределами. Так, деятельность ФМС России и информация о ней позволяет любомулицу предполагать способ поведения окружающих (например, в результате контрольных мероприятий, проводимых ФМС России, каждый желающий может формировать рациональные ожидания об уровне преступности иливероятности возникновения очага инфекционных заболеваний в местах массового проживания мигрантов).
В соответствии со своими полномочиями ФМС России ведет регистрационный учет граждан Российской Федерации иобеспечивает выдачу (замену) документов, в том числе внутреннего паспорта, паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (далее – заграничныйпаспорт), а также других документов, подтверждающих наличие статуса у гражданина Российской Федерации (например, статус вынужденного переселенца). Основным из направлений деятельности ФМС России являетсяобеспечение российских граждан паспортно-визовыми документами нового поколения (ПВДНП).

Безопасность. Слово, имеющее для каждого свой смысл. Для кого-то, это состояние общественных отношений, при котором личность, социальная группа, общность, народ, страна (государство) может самостоятельно, суверенно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию международного поведения, духовного, социально-экономического и политического развития, а для кого-то - обеспечение безопасности является основой его деятельности.

Содержание

1.Понятие безопасности. 4

2.Элементы системы безопасности РФ и их функции. 7

3.Совет безопасности Российской Федерации. 9

4.Федеральная Служба Безопасности. 16

5.Управление в области внешней разведки. 18

Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

План курсовой работы (2).doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет

Кафедра Конституционного права

СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Студента 1 курса

дневного коммерческого отделения

с оценкой _____________________

1.Понятие безопасности. . . . . 4

2.Элементы системы безопасности РФ и их функции. . . 7

3.Совет безопасности Российской Федерации. . . 9

4.Федеральная Служба Безопасности. . . . 16

5.Управление в области внешней разведки. . . . 18

Список использованной литературы. . . .

Безопасность. Слово, имеющее для каждого свой смысл. Для кого-то, это состояние общественных отношений, при котором личность, социальная группа, общность, народ, страна (государство) может самостоятельно, суверенно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию международного поведения, духовного, социально-экономического и политического развития, а для кого-то - обеспечение безопасности является основой его деятельности.

Обеспечение безопасности, по моему мнению, является самой важной из задач государства. Все помнят недавние терракты в аэропорту ''Домодедово'' и московском метро, одни кадры с 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке приводят в ужас. Почему мы начинаем задумываться о ценности нашей жизни только после таких страшных событий?

Актуальность моей темы состоит в том, что безопасность - основа жизни не только государства, но и его жителей.

В работе я рассматриваю наиболее важные аспекты данной проблемы, такие как, понятие безопасности, система безопасности и ее элементы и функции, Совет Безопасности, Федеральную Службу Безопасности и Службу Внешней Разведки.

Во-первых, не зная понятие ''безопасности'' нельзя говорить об ее обеспечении. Во-вторых, основываясь на нормативно-правовых актах можно увидеть объем и специфику деятельности органов, осуществляющих обеспечение безопасности.

Проблема национальной безопасности вызывает много споров и дискуссий. Есть много определений понятия безопасности. Традиционно под безопасностью понимается физическое выживание государства, защита и сохранение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы.

Национальная безопасность тесно связана с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтому естественно концепция национальной безопасности должна строится с учетом как внешних так и внутренних угроз.

Исторически известно три подхода к обеспечению безопасности. Первым возник подход сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. По сути — это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство. Этот подход называется охранительным.

Второй подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признается нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессорам. Такой подход называется конкурентным.

Существо третьего связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия, через процесс всеобъемлющего разоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в сознании систем национальной безопасности в политеческой практике используются две концепции.

На протяжении многих веков мощь, военное превосходство служили государству для самозащиты и для нападений. Чем сильнее было государство, с военной точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению государств, сила давала возможность завоевания соседних территорий, уменьшая тем самым риск нападений извне, и, конечно же, устранения любых беспорядков, восстаний и т.д. внутри государства. В тоже время сила давала возможность государству достигать своих целей.

В условиях когда национальные интересы формулировались исходя из представления о защите государственной территории, населения и прирдных ресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощи государства.

Исходя из этого, можно сказать, что концепция национальной безопасности долгое время имела внешнюю направленность, и в этом смысле главными ее несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение.

В современных условиях национальная безопасность зависит не только от вооруженных сил, но и от ряда таких факторов как экономика страны и ее конкурентноспособность, благосостояние ее граждан и т.д. Среди источников реальной угрозы для многих стран можно назвать: терроризм, распространение оружия массового поражения, межэтнические конфликты, загрязнение окружающей среды, численность населения, энергоресурсы и множество других проблем, усиливающихся растущей взаимозависимостью. На современном этапе национальную мощь отдельно взятого государства можно определить только в контексте его отношений с другими государствами и их восприятия друг друга.

С уменьшением роли военных средств обеспечения безопасности увеличивается роль невоенных средств обеспечения безопасности. “Невоенные средства обеспечения безопасности — это по существу все, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам. Во-первых — это совокупность политических, экономических, научно - технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования ее в мирную жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивление, воздвигающих барьеры для силовой политики, во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических конфликтов. В третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, его духовно-нравственный облик.”1

Важной составной частью национально государственной безопасности является экономическая безопасность. Рыночная экономика со времени своего возникновения стала одним из главных средств, с помощью которого государства пытаются организовать и контролировать международное разделение труда в свою пользу.

Взаимозависимость государств привела к тому, что для обеспечения своей безопасности приходится думать и о безопасности других государств. Обеспечение всеобщей безопасности, создание условий исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов какой бы то ни было форме, стало частью национального интереса большинства стран — членов мирового сообщества.

Федеральный закон “О безопасности” 2010 г. определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее - Совет Безопасности).

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1)соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4)приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности

Статья 3 данного Федерального закона устанавливает содержание деятельности по обеспечению безопасности, включающей в себя:

1)прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2)определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

Гост

ГОСТ

Национальной безопасностью России является защищённость Российской Федерации, её населения и территорий от разнообразных угроз и опасностей, а также обеспечение потенциала развития Российской Федерации на продолжительный срок. Национальная безопасность РФ является составным элементом системы её национальных интересов.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации посредством совместной нацеленной деятельности общественных и государственных институтов, а также населения, принимающего участие в выявлении и превенции разнообразных угроз безопасности граждан, государства и общества и в деятельности по противодействию им, является непременным и обязательным условием эффективной защиты национальных интересов Российской Федерации.

Ключевой фигурой при формировании политики в области национальной безопасности в Российском государстве является президент, подчиняющий себе все вооруженные силы и силовые ведомства, при поддержке консультационного органа, называемого Советом безопасности.

Основные направления, цель и задачи национальной безопасности РФ

Основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности России:

  • всестороннее прогнозирование и объективный анализ угроз национальной безопасности во всех без исключения областях;
  • выделение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, разработка комплексных мер и механизмов по обеспечению национальной безопасности в области экономики, внутренней и внешней политики, безопасности и правопорядка в обществе, обороны, в духовной, информационной сферах и иных областях;
  • организация работы представительных (законодательных) и исполнительных органов власти государства в Российской Федерации по осуществлению комплексных мер, которые направлены на превенцию или послабление угроз национальным интересам;
  • поддержка на требуемом уровне мобилизационных и стратегических государственных ресурсов.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная цель обеспечения национальной безопасности России заключается в создании и поддержании определенного политического, экономического, военно-стратегического и международного положения государства, которое бы позволяло создать благоприятные условия для развития общества, государства и личности, а так же исключило бы опасность ослабления значения и роли Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать собственные национальные интересы на международной сцене.

Главнейшими задачами по обеспечению национальной безопасности РФ являются:

  • поднятие государственной экономической сферы, произведение социально ориентированного и независимого экономического курса;
  • усовершенствование законодательной базы Российской Федерации, закрепление правового порядка, социальной, политической стабильности общества, государственности России, федерализма и местного самоуправления;
  • образование гармоничных межнациональных взаимоотношений;
  • обеспечение безопасности России на международной арене посредством наладки равного партнерства с лидирующими мировыми государствами;
  • закрепление государственной безопасности в информационной и оборонной сферах;
  • обеспечение жизнедеятельности населения в безопасном и чистом в экологическом плане мире.

Принципы и система национальной безопасности РФ

Главными принципами по обеспечению национальной безопасности России являются:

  • неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ при реализации деятельности обеспечения национальной безопасности;
  • взаимосвязь, единство и сбалансированность комплекса видов безопасности, изменение их приоритетностей, зависимо от ситуационных обстоятельств;
  • приоритет экономических, информационных, политических мер по обеспечению национальной безопасности;
  • реальность, при учете существующих сил, ресурсов, и средств, выдвигаемых задач;
  • соблюдение международного законодательства и российских законов при реализации мер принудительного характера, в их числе с применением военной силы;
  • лияние центрального управления средствами и силами по обеспечению безопасности с отдачей, по соответствию с федеративной устроенностью России части, группы полномочий в данной сфере органом власти субъектов РФ и органам МСУ.

Система обеспечения национальной безопасности России создается, получает развитие в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, распоряжениями и указами Президента РФ, решениями Совета Безопасности в РФ, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, федеральными программными документами в данной сфере.

Основа системы обеспечения национальной безопасности РФ состоит из органов, средств и сил по обеспечению национальной безопасности, которые осуществляют меры правового, политического, экономического, организационного, экономического, военного и другого характера, направляемые на обеспечение безопасности общества, государства, личности.

Полномочия сил и органовв обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их структурная схема и состав определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается формирование сил и органов обеспечения национальной безопасности РФ, которые не устанавливаются федеральными законами, а также использование противозаконных средств в обеспечении национальной безопасности.

Особенная значимость в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации состоит в организованности системы приготовления и утверждения упреждающих решений в области защиты в области национальных интересов государства.

Читайте также: