Синергетика доклад по философии кратко

Обновлено: 16.05.2024

Во-первых, принципы синергетики могут находиться в отношении кольцевой причинности, т.е. могут быть определяемы друг через друга, что не является порочным логическим кругом, но герменевтическим кругом, с которым мы часто сталкиваемся при описании развивающихся систем.

Во-вторых, принципов не должно быть слишком много. Человек, их использующий, просто не сможет одновременно уследить за их соблюдением в реальной модельной деятельности.

7 основных принципов синергетики: два принципа Бытия, и пять Становления.


Два принципа Бытия: 1-гомеостатичность, 2-иерархичность.

Гомеостатичность. Гомеостаз это поддержание программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели. Согласно Н. Винеру всякая система имеет цель существования. Цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза в синергетике называют аттрактор. В пространстве состояний системы аттрактор является некоторым множеством, размерности меньшей, чем само пространство, к которому со временем притягиваются близлежащие состояния.Этот принцип объединяет многие идеи кибернетики, системного анализа и синергетики.

Иерархичность. Наш мир иерархизован по многим признакам. Например, по масштабам длин, времен, энергий. Основным смыслом структурной иерархии, является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим. То, что для низшего уровня есть структура-порядок, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса, строительный материал. Существуют и не материальной иерархии: в языке (слова, фразы, тексты), в мире идей (мнения, взгляды, идеологии, парадигмы), в уровнях управления.

Пять принципов Становления: 3—нелинейность, 4—неустойчивость, 5—незамкнутость, 6-динамическая иерархичность, 7— наблюдаемость.

Нелинейность. Линейность — один из идеалов простоты и вожделение многих поколений математиков и физиков, пытавшихся свести реальные задачи к линейному поведению. Образы такого поведения всем хорошо знакомы: малые (гармонические) колебания маятника, или грузика на пружинке, а также равномерное или равноускоренное движение тел, известные нам со школы..

Незамкнутость (открытость). Невозможность пренебрежения взаимодействием системы со своим окружением. Для замкнутой физической системы справедливы фундаментальные законы сохранения (энергии, импульса, момента импульса), радикально упрощающие описание простых систем.

Неустойчивость.Последнее из трех "НЕ"-принципов (нелинейность, незамкнутость, неустойчивость) содержит в себе два предыдущих, и, вообще, долгое время считалось дефектом, недостатком системы. Так было до недавнего времени, пока не понадобились роботы нового поколения, перестраеваемые с одной программы-гомеостаза на другую; обучающиеся системы, воспринять разные модели поведения.

Динамическая иерархичность. Этот принцип описывает возникновение нового качества системы по горизонтали, т.е. на одном уровне, когда медленное изменение управляющих параметров мегауровня приводит к, неустойчивости системы на макроуровне и перестройке его структуры.

Наблюдаемость. Принцип, наблюдаемости подчеркивает ограниченность и относительность наших представлений о системе в конечном эксперименте.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2392 | Нарушение авторского права страницы

Синергетикой называется современная междисциплинарная естественнонаучная теория самоорганизации. Говоря точнее, это несколько пересекающихся теорий в различных областях знаний о природе. Исторической предпосылкой синергетики стало развитие исследований в сфере химической термодинамики, а основной областью ее современных приложений является физическая химия. Ядро синергетики составляет термодинамика неравновесных процессов и ее обобщение, которой И. Пригожин назвал теорией диссипативных структур. Существенную роль в синергетике играет теория колебаний и волн. Синергетику определяют также как физику открытых систем. Сегодня идеи синергетики используются почти во всех областях науки, и сама синергетика претендует на роль новой парадигмы (греч. paradeigma – пример, образец) естествознания и всей современной, постнеклассической науки.

Синергетика тесно связана с другими современными науками о сложных системах – кибернетикой и общей теорией систем. Само понятие открытой системы возникло в общей теории систем, а понятие самоорганизации – в кибернетике. Но другие науки о сложных системах имеют математический характер, а синергетика изучает их с содержательной, физической стороны. Кроме того, кибернетика и ОТС исследуют в основном процессы гомеостаза, т. е. поддержания равновесия в системе, а синергетика изучает, наоборот, состояния сильной неравновесности. Кибернетика рассматривает самоорганизацию в основном как деятельность управляющих центров системы, а синергетика делает акцент на стихийной самоорганизации. Примечательно, что кибернетика также представляет собой междисциплинарную комплексную теорию, и сейчас уже утратила самостоятельное значение, а наработанные в ней идеи вошли в другие области науки. Возможно, такая судьба ожидает и синергетику.

Центральная идея синергетики – возможность спонтанной самоорганизации, т. е. – возникновения новых или усложнения существующих внутренних структур, по общим законам в материальных системах любой природы, живой, неживой и социальной. Главными условиями самоорганизации считаются 1) значительная удаленность системы от равновесия, внутреннего или с окружающей средой; 2) открытый характер системы, т. е. дрейф энергии, вещества, магнитные, финансовые, информационные и др. потоки через систему; 3) взаимодействие между частями системы.

В философском отношении синергетика примыкает к диалектике (логическая форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления), т. к. 1) признает самодвижение свойством всей материи. 2) синергетика признает качественные скачки и подчеркивает их роль в развитии систем (они описываются, в частности, математической "теорией катастроф" Р. Тома). 3) Синергетика, как и диалектика, признает необратимость всех реальных процессов; 4) оба этих направления признают единство и взаимопереход необходимости и случайности, а также 5) единство причинных и непричинных форм связи явлений; 6) синергетика и диалектика равно стремятся отразить действительность во всей ее полноте, а не в рамках идеализаций (в диалектике это называется принципом конкретности истины).

Но в последние десятилетия диалектика подвергается критике из-за ее исторической связи с марксизмом. Поэтому встречаются попытки представить синергетику как принципиально новую парадигму мышления и систему мировоззрения. При этом часто преувеличивают значение случайности и хаоса, фактически "подгоняя" синергетику под философский релятивизм. На самом деле бифуркации и флуктуации ответственны только за выбор альтернатив развития в рамках, определенных общим состоянием системы. Сам же набор возможных направлений дальнейшего развития системы отнюдь не случаен. И главным содержанием синергетики являются именно законы превращения хаоса в порядок.

К настоящему времени, следует признать, синергетика уже утвердила себя в качестве особой научной дисциплины с самодостаточными областью исследований и методологией. Выявив черты общей закономерности в сложных системах из самых разных сфер бытия, она стоит теперь перед необходимостью глубокого мировоззренческого осмысления и упорядочения накопленного разнообразного знания.

Сказанное можно дополнить тем, что сегодня позитивным фактором оказывается, как раз, неопределенность относимого к синергетике содержания. Если следовать тому, что говорят о синергетике Г. Хакен и другие признанные ее идеологи, то обращаясь к более широкой сфере явлений — к феномену самоорганизации и к вообще процессам в среде и направлении от хаоса к порядку, — мы находим синергетику как достаточно ограниченную подобласть, из которой, как ни парадоксально следует исключать такие высшие проявления самоорганизации как эволюцию и развитие.

Понятия, относящиеся к уровню распивающихся гносеологических категорий, к числу которых принадлежит и синергетика, эволюционируют, поскольку в ходе познавательного процесса происходит трансформация относимого к ним содержания. Кроме того, для синергетики как дисциплины, претерпевающей становление, имеет выраженное значение то, что свойственно вообще научному познанию. Велико значение фактора мировоззренческих допущений в научно–исследовательской деятельности ученого. Даже в одной области исследований, личностное видение проблемы и аксиологические ориентации исследователя определяют во многом его индивидуальную установку на предмет и способы исследования. Несовпадение мнений и оценок является поэтому совершенно естественным.

3.Нет необходимости доказывать полезность синергетического подхода или настаивать на непременном использовании названия "синергетика" всеми, чьи достижения, текущие результаты или методы сторонники синергетики склонны считать синергетическими. Явления самоорганизации, излучение сложности, богатство режимов, порождаемых необязательно сложными системами, оставляют простор для всех желающих. Каждый может найти свою рабочую площадку и спокойно трудиться в меру желания, сил и возможностей. Однако нельзя не отметить, что перенос синергетических методов из области точного естествознания в области, традиционно считавшиеся безраздельными владениями далеких от математики гуманитариев, вскрыли один из наиболее плодотворных аспектов синергетики и существенно углубили наше понимание ее.

Синергетика с ее статусом метанауки изначально была призвана сыграть роль коммуникатора, позволяющего оценить степень общности результатов, моделей и методов отдельных наук, их полезность для других наук и перевести диалект конкретной науки на высокую латынь междисциплинарного общения. Положение междисциплинарного направления обусловило еще одну важную особенность синергетики – ее открытость, готовность к диалогу на правах непосредственного участника или непритязательного посредника, видящего свою задачу во всемирном обеспечении взаимопонимания между участниками диалога. Диалогичность синергетики находит свое отражение и в характере вопрошания природы: процесс исследования закономерностей окружающего мира в синергетике превратился (или находится в стадии превращения) из добывания безликой объективной информации в живой диалог исследователя с природой, при котором роль наблюдателя становится ощутимой, осязаемой и зримой.

Контактная информация


Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Если ты уже знаком с КОБ,
то делай пять дел…

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

Главная События и мнения Оценка составляющих жизни общества Мировоззрение / Наука / Образование ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ СИНЕРГЕТИКИ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ СИНЕРГЕТИКИ

СКАЧАТЬ: PDF (260 кб); WORD (70 кб); ODT (35,8 кб)

Синергетика возникла в конце XX столетия и в настоящее время стала весьма популярной наукой. Ее принципы и понятия проникли в научные направления широкого спектра: в биологию и физику, в историю и экономику. Естественнонаучные достижения синергетики бесспорны. Мы постараемся дать ответ, насколько надежны ее философские основы.

Эксперименты, приведшие к появлению синергетики

В 1900 году французский физик Анри Бенар сделал удивительное открытие. Он нагревал снизу жидкое масло. Нижние слои, более горячие и потому менее плотные, стремились вытеснить верхние слои и занять их место (как это бывает у людей). Однако вязкость масла создавала им препятствие, и при небольшой разности температур верхнего и нижнего слоев теплообмен обеспечивала только теплопроводность. Но когда различие температур достигло критического значения, появился конвективный поток [конвекция – передача тепла в жидкости или газе потоками вещества]. Он имел вид ячеек, напоминающих пчелиные соты, внутри которых жидкость стремилась вверх, а по краям опускалась вниз. Миллиарды миллиардов молекул вели себя согласованно! Упорядоченные структуры получили название ячеек Бенара.

В 1951 году советский химик Борис Павлович Белоусов обнаружил, что реакция окисления бромата калия малоновой кислотой в кислотной среде в присутствии определенных катализаторов становится автоколебательной: цвет раствора строго периодически меняется. В частности, при взаимодействии определенных веществ рубиновый раствор становится голубым, чтобы вскоре снова стать рубиновым. И такая игра цвета может длиться часами. Через десять лет механизм реакции объяснил советский ученый Анатолий Маркович Жаботинский. Правда, это было научное, но не философское объяснение.

Наука накопила много примеров явлений, подобных ячейкам Бенара и реакции Белоусова-Жаботинского, в которых при определенных условиях системы могут переходить от хаоса к порядку. Это явление получило название самоорганизации.

Основателями новой науки стали немецкий физик-теоретик Герман Хакен, бельгийский физик и химик русского происхождения Илья Романович Пригожин и другие учёные.

Философские достижения синергетики

Ученые, работающие на ниве синергетики, достигли выдающихся, бесспорных достижений. Они построили множество математических моделей. Синергетика стала методологией современного естествознания. Её основы лаконично изложил Герман Хакен.

«Я бы выбрал ключевые положения, раскрывающие сущность синергетики.

1. Исследуемые системы состоят из нескольких или многих одинаковых или разнородных частей, которые находятся во взаимодействии друг с другом.

2. Эти системы являются нелинейными.

3. При рассмотрении физических, химических и биологических систем речь идет об открытых системах, далеких от теплового равновесия.

4. Эти системы подвержены внутренним и внешним колебаниям.

5. Системы могут стать нестабильными.

6. Происходят качественные изменения.

7. В этих системах обнаруживаются эмерджентные новые качества.

Синергетика сделала важнейшие философские выводы. Можно изложить некоторые из них словами самих представителей этой науки.

Число важных философских идей, высказанных учеными-синергетиками, можно умножить.

Важнейший философский вывод синергетики

Однако один из важнейших философских выводов синергетики может вызывать сомнение, особенно у человека, склонного к мистическому мышлению: при определенных условиях хаос рождает порядок. Лучше всех этот вывод могут изложить сами сторонники синергетики.

Итак, и современная официальная наука, насквозь пропитанная материализмом и рационализмом, и синергетика как ее составная часть, рисуют чудесную картину. Хаос – не живое, мыслящее существо, а мертвое, неразумное образование. Но из него сам собой рождается порядок. Миллиарды миллиардов частиц, которые в современной официальной науке считаются лишенными малейшей доли жизни и разума, ведут себя так, как будто они живые, разумные, способные понимать и выполнять команды.

Но посмотрим, на каком фундаменте строят свои рассуждения современные ученые-материалисты, ученые-рационалисты, к примеру, представители синергетики.

Что это, как не философский принцип, который принят на веру и является философской основой синергетики?

Число подобных примеров можно умножить. Мы видим, что в науке существенную роль играют принципы не только научные, но и философские, прежде всего, принципы теории познания, которые ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Можно лишь предоставить их некоторое обоснование. К сожалению, есть немало ученых, которые игнорируют философию.

С точки зрения современной официальной науки, то, что признается на веру, ‒ не существует и не должно приниматься во внимание. Таков вердикт. Он имеет статус принципа, который имеет фундаментальное значение, и ему можно дать название.

Принцип невнимания. Утверждения, которые невозможно доказать теоретически или обосновать экспериментально, не следует принимать во внимание.

Обогащение науки мистикой

Идею мертвого, но творческого хаоса можно довести до абсурда.

Чтобы увидеть нити и кукловода, надо подойти ближе и поднять голову выше. Чтобы духовными очами почуять живые частицы, обладающие элементарным знанием и волей, услышать игру их оркестра, узреть концертмейстеров и дирижера, следует свой собственный разум обогащать мистическими знаниями и способностями. Следует верить тем величайшим и честнейшим мистикам, которые во имя любви к Богу презрели преходящие материальные блага, за что и были удостоены высшего Знания.

Постулат управления

Принцип невнимания – железный занавес, разделяющий науку и религиозные, мистические учения. А без них некоторые научные выводы абсурдны: хаос рождает порядок, жизнь возникает путем самопроизвольного усложнения химических веществ, Солнечная система возникла путем самоорганизации газопылевого облака и т.д., и т.п. Этому абсурду следует противопоставить противоположный принцип. Его можно назвать принципом управления. Он является одним из оснований Концепции Общественной Безопасности и, как всякий принцип, недоказуем:

Принцип управления. Все процессы в мироздании носят управляемый характер .

[См. Петров К. П. Тайны управления человечеством. Т. 1. М.: Академия управления, 2009. С. 275].

Надёжное философское основание

Итак, либо мы без доказательства, на веру, принимаем принцип невнимания, и тогда признаем, что хаос рождает порядок, что всë в этом мире совершенствуется само собой. Либо без доказательства признаем истинность принципа управления, и тогда мы приходим к вере в то, что невидимые существа управляют Мирозданием. Их пирамида опирается на элементальных духов и венчается Господом Богом. Третьего не дано.

Эту альтернативу можно выразить иначе. В основание философских учений и научных теорий среди прочих фундаментальных положений можно поставить либо принцип рационализма, либо принцип гармонии веры и разума. Принцип рационализма утверждает, что при помощи одного только разума, не полагаясь на веру, можно достичь достоверного знания. Но он сам себя опровергает, поскольку не может быть обоснован при помощи одного только разума, иными словами, принимается на веру. А вот принцип гармонии веры и разума сам себя не опровергает, является гораздо более прочным основанием для философии и науки.

Октябрьская революция с точки зрения синергетики
и Концепции Общественной Безопасности

Бифуркация – важнейшее понятие синергетики. Это такое нестабильное состояние системы, из которого её может вывести один единственный из нескольких возможных путей развития. Классический пример – витязь на перепутье, читающий пророческие слова на камне.

Так учит синергетика. Заманчиво использовать такое понимание для объяснения исторических событий. К примеру, в 1917 году Россия оказалась в точке бифуркации. Она могла остаться империей Романовых. Были возможны военная диктатура либо демократическая республика. Но Фортуна улыбнулась пролетарской революции. [Фортуна – древнеримская богиня счастливой случайности].

Так кому же выгодно представлять события как игру случайностей?

Будущая целостная наука, достойная древней

Синергетика в ее современном виде лишена мистической составляющей. Но она заключалась в древней науке, которая рисовала целостную картину мира и не отрывала науку от религии, разум от мистики.

Принцип невнимания ‒ одна из основ современной официальной науки. И от него следует как можно скорее избавиться, как змея избавляется от устаревшей кожи. И заменить на новый, точнее, возродить древний принцип.

Принцип Единения. Целостное Знание может быть достигнуто только на пути Единения научных теорий, философских и религиозных учений, рационального и мистического познания.

Без такого Единения любая фундаментальная научная теория будет неполна и противоречива.

Единое Знание – это Знание целостное, а потому истинное. Оно не открывается ни науке, отделенной от религии, ни религии, объявляющей ложными все остальные. Единое Знание – это сплав мистических откровений, философских и научных принципов, понятий, рассуждений, экспериментальных исследований.

Под мистицизмом мы понимаем веру в то, что некоторым людям истина может открываться не опосредованно ‒ с помощью знаков, символов, логических рассуждений, а непосредственно ‒ путем Откровений. Такое высокое служение Богу и человечеству не имеет ничего общего с деятельностью тех, кто обогащается за счет доверчивости малосведущих людей.

Широко известно высказывание Платона, которое лаконично можно выразить так: государства будут процветать, когда философы будут царствовать, а цари философствовать. Эту мысль можно отнести и к науке. Единое Знание тогда будет достигнуто, когда философы будут заниматься научными исследованиями, а ученые философствовать. Добавим: изучать не только рациональную, но и мистическую философию.

Философские основы синергетики необходимо дополнить мистической составляющей .

Синергетика – теория самоорганизации и развития сложных неравновесных систем (физических, химических, биологических, экологических, социальных и др.) любого уровня организации – от атома до Вселенной. Основатели – Герман Хакен (немецкая школа нелинейной оптики), Илья Пригожин (бельгийская школа неравновесной термодинамики). Основные термины – диссипативная структура, хаосомность, бифуркация, флуктуация, аттрактор, хаос, порядок, нелинейность, необратимость.

Синергетика имеет дело с взаимодействием сложных систем и взаимодействием подсистемных уровней внутри каждой такой системы. Каждая такая система предстаёт как эволюционное целое. Синергетика открывает новые границы суперпозиций (это подстановка функций в функции или переменных в функции), её сборку из частей и построение развивающихся структур из простых. Согласно законам синергетики, объединение структур не сводится к их простому сложению, а имеет место перекрытие областей их локализации. Это следует понимать так, что целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное.

4. при переходе от рассмотрения равновесия процессов вблизи точки равновесия к делокализации (удаление от точки) и нестабильности.

- Самоорганизация, имеющая своим исходом образование через этап хаоса нового порядка или новых структур, может произойти лишь в системах достаточного уровня сложности, обладающих определённым количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические параметры связи и относительно высокие значения вероятностей своих флуктуаций. В противном случае эффекты от синергетического взаимодействия будут недостаточны для появления коллективного поведения элементов системы и тем самым возникновения самоорганизации. Недостаточно сложные системы не способны ни к спонтанной адаптации ни, тем более, к развитию и при получении извне чрезмерного количества энергии теряют свою структуру и необратимо разрушаются.

Пример из радиоэлектроники – генерация колебаний. Генератор – открытая (получает питание извне), неравновесная (за счет положительной обратной связи), нелинейная (транзистор) система. При подаче питания, возникает неравновесное состояние (хаосомность), система находится в точке бифуркации. Тепловой шум (флуктуация) выводит генератор из данного состояния – формируется аттрактор. Система или переходит в статический режим (при недостаточной величине флуктуации, жесткий режим самовозбуждения), или начинает генерировать колебания (мягкий режим). Таким образом, возникает новый порядок (генерация) из хаоса.

Читайте также: