Школы для слепых и слабовидящих детей доклад

Обновлено: 05.07.2024

Статья посвящена особенностям процесса обучения и воспитания слабовидящих детей в условиях школы-интерната. Рассмотрена специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей. Определены основные направления социально-педагогической работы с учащимися школы-интерната: обучение, воспитание, адаптация, реабилитация, социализация, коррекция, профориентация, организация и проведение культурно-массовых мероприятий, занятий по формированию средовых навыков и др. Составлена обобщенная характеристика работы социального педагога в условиях школы-интерната (основные функции, ведение специальной документации). В статье представлены данные проведенного авторами эмпирического исследования на базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 28 III–IV видов, определяющие важность усвоения учебного материала детьми с нарушениями зрения. Исследованием было охвачено 100 учащихся (проведен опрос) и 30 педагогов (проведено анкетирование). Основные результаты свидетельствуют о том, что основной сложностью вхождения учащихся в коллектив является проблема в установлении контакта, согласно ответам педагогов, на первом месте стоят сложности в усвоении учебного материала. Авторы пришли к выводу, что помимо психофизических данных ребенка, огромное значение имеет повышение качества работы специалистов данного типа учреждений, проведение индивидуальной социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.


1. Большакова Н.Л. Воспитательная работа в детских домах и интернатах в Башкирии в годы Великой Отечественной войны / Н.Л. Большакова, Р.Х. Хамадеева // Технологии социальной работы с молодежью: сборник материалов IV межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием, посвященной 25-летию основания социальной работы в России. – Кострома, 2016. – С. 361–364.

3. Испулова С.Н. Инклюзивное образование как механизм реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Н. Испулова, З.Я. Байкина // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: сборник материалов V международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию социальной работы в России. – Улан-Удэ, 2016. – С. 43–44.

5. Ращикулина Е.Н. Понятийно-синергетический подход в развитии познавательных способностей детей / Е.Н. Ращикулина // Высшее образование сегодня. – 2013. – №7. – С. 72–77.

7. Маметьева О.С. Технология социального сопровождения семьи с ребенком-инвалидом в системе образования / О.С. Маметьева // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Орехово-Зуево, 2016. – С. 221–227.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Это связано как с пороками, поломками генетического, внутриутробного развития, так и с различного рода травмирующими ситуациями, катастрофами, неблагополучными условиями проживания, включая небрежное или жестокое обращение с детьми. Вместе с тем в России в системе общего и профессионального образования идет процесс перехода от специализированных учреждений к инклюзивным. Однако этот переход требует значительных затрат: временных, людских ресурсов, материальных вложений и др. Поэтому наблюдается незначительное количество инклюзивных образовательных учреждений наряду со специальными и обычными общеобразовательными. В данной статье рассмотрим проблемы образования и воспитания детей слабовидящих и слепых в условиях специализированной школы-интерната.

Дети с серьезными нарушениями зрения испытывают ряд сложностей: их восприятие мира ограничено, круг общения невелик, самооценка понижена и др. Все это способствует возникновению сложностей в плане общения, как со сверстниками, так и с педагогами, что отражается на процессе овладения знаниями, формирования личностных качеств. Как правило, такие дети не испытывают удовольствия от процесса обучения, что еще в большей степени осложняет их процесс обучения. В силу эмоциональной незрелости они не готовы к проявлению и дальнейшему формированию партнерских отношений как в микросоциуме, который в данном случае представлен коллективом учащихся и педагогов специализированного образовательного учреждения, так и в дальнейшем с социумом в широком понимании этого понятия.

Все обозначенное выше актуализирует проблему реабилитации и адаптации детей, лишенных зрения. В этой связи деятельность специализированной школы-интерната рассматривается не только с точки зрения формирования у учащихся суммы определенных знаний, сколько с позиции научения максимально самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Безусловно, для реализации эффективного процесса обучения и воспитания в условиях школы-интерната для слабовидящих и слепых детей необходимо создание особых условий: материально-технического обеспечения, кадрового состава, имеющего специальную подготовку и понимающего свою особую миссию, связанную в том числе с подготовкой выпускников к посллдующему самоопределению.

Для более детального анализа изучения и определения проблемы организации обучения и воспитании слабовидящих и слепых детей нами была выбрана Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 28 III–IV видов. Данное учреждение образования для детей с нарушениями зрения имеет достаточно длительную историю. Школа была открыта в конце 1920-х гг. в соответствиии с приказом Народного Комиссариата просвещения как областная школа для слепых и слабовидящих детей имени 10-летия БАССР. С целью расширения базы в 1932 г. школа перехала г. Бирск [1, с. 362]. С 1964 г. школа находится и работает в г. Уфе.

Основной целью деятельности педагогического состава школы-интерната является социальная адаптация учащихся. Для реализации поставленной цели разработаны адаптированные учебные программы, учитывающие сохраненные анализаторы учащихся, с одной стороны, а с другой, направленные на формирование коррекционно-компенсаторных навыков [2, с. 3].

Все учащиеся являются инвалидами с детства по зрению и в школу-интернат принимаются по направлению Министерства образования Республики Башкортостан. На данный момент в школе обучается 179 учащихся из всех городов и районов республики.

Все учащиеся распределены согласно степени потери зрения в классы трех видов. Для слабовидящих детей, способных к обучению по системе с укрупненным шрифтом – класс Б. Для незрячих и имеющих остаточное зрение, в обучении которых применяется рельефно-точечный шрифт, сформированы классы А. Слепые и слабовидящие дети с глубоким нарушением интеллекта организованы в классы В.

Наполняемость классов осуществляется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 228). Так, в классах типа А классов предусмотрено обучение до 6 человек, в классах типа Б (для слабовидящих) разрешается обучение до 12 человек и для класса В (для слепых и слабовидящих детей с глубоким нарушением интеллекта) до 5 человек. Сейчас в школе 25 классов.

В процессе обучения слабовидящих детей применяются дозированные зрительная и физическая нагрузки [3, с. 43], чередование различного рода упражнений, заданий с двигательными физкультминутками.

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем [4, с. 5]: в учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности; в модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения; в дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; в специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы; в усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Коррекционно-воспитательная работа, проводимая воспитателями, направлена на сохранение и дальнейшее развитие у детей общеобразовательных навыков. Проводимые воспитателями беседы формируют у детей положительное отношение к школе-интернату, способствуют их участию в различных спортивных и культурных мероприятиях, лечебно-трудовой деятельности. Занятия позволяют тренировать память, внимание, воображение и мышление, сохранять имеющийся уровень интеллекта, воспитывать чувство ответственности у детей за их поведение [5, с. 72].

С каждым ребенком проводится индивидуальная работа, направленная на выявление факторов, препятствующих развитию личности. На основе сделанного психолого-педагогического заключения определяются показания для проведения различных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной). С учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности планируются и разрабатываются развивающие и коррекционные программы, способствующие развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях и формированию психологической культуры.

У большинства детей с проблемами зрения имеются нарушения речи. У них часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность [6, с. 19].

Важную роль в социальной реабилитации играет социальный педагог, который участвует в преодолении и профилактике нарушений психических и физических функций детей в процессе социальной адаптации и интеграции в обществе, оказании помощи в индивидуальной педагогической коррекции [7, с. 221].

Социальный педагог ведет следующую документацию [2]:

– личную карту учащегося, в которой указывает сведения о ребенке (Ф.И.О., дата рождения, домашний адрес), данные о семье и основные психолого-педагогические характеристики (жилищные условия, материальное положение, состав семьи, перенесенные ребенком заболевания, поведенческие характеристики, отношение ребенка к школе, учебе, его интересы, успеваемость и т.д.;

– социальный паспорт класса, в котором указывается класс, воспитатель, количество учащихся, дети-инвалиды, учащиеся с отклонениями в поведении, пропускающие занятия, неуспевающие, употребляющие алкоголь и наркотики, сведения о семьях, находящихся в социально опасном положении (малообеспеченные, многодетные, неблагополучные), сведения о детях, живущих в особых условиях (живущие с бабушкой и дедушкой, опекаемые и приемные, живущие с одним родителем);

– карту социального обследования, в которой указываются сведения о учащемся (Ф.И.О., дата рождения, адрес, инвалидность, диагноз, сведения о родителях, какие виды социальной помощи получают, условия проживания, поведение ребенка, его интересы, проблемы и т.д.);

– социальный паспорт школы-интерната (адрес школы-интерната, количество классов, учащихся, возрастная и социальная характеристика учащихся, количество многодетных, неблагополучных, неполных семей, количество детей, находящихся под опекой, детей-инвалидов, состоящих на внутришкольном учете и в ОППН, обучающихся на дому и т.д.);

– перспективный план работы на год, месяц;

– журнал учета работы [2].

Для ребенка с нарушением зрения в любом возрасте ситуация перехода в новые социальные условия является стрессовой, в это время ребенок очень раним. А это создает дополнительные сложности, в данном случае проблему адаптации к условиям самого образовательного учреждения. Обобщая оыт персонала школы-интерната по адаптации учащихся к условиям школы-интерната, следует отметить их высокий уровень профессионализма и степени ответственности за будущее учащихся, энтузиазм и увлеченность в изучении и применении не только традиционных, но и инновационных форм социальной адаптации школьников. В соответствиии с тяжестью нарушения зрения и развития интеллекта, способностью или неспособностью учащегося к осовоению обычного уровня образования, ребенку с особыми образовательными потребностями планируют индивидуально посильный уровень образования. Таким образом, для учащихся производится разработка учебной программы, обеспечивающей их успешную адаптацию и дальнейшую социализацию.

На базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 28 III–IV видов было проведено эмпирическое исследование, целью которого было выявление социально-педагогического микроклимата в учреждении посредствам проведения опроса, а именно узнать, с какими сложностями сталкиваются учащиеся в процессе обучения. Кроме того, мы провели анонимное анкетирование педагогов школы с целью выявления сложностей их работы с данным контингентом учащихся.

Особенности адаптации к жизни в новом коллективе мы представили на рис. 1.

ham1.wmf

Рис. 1. Адаптация к жизни в новом коллективе

Кроме того, в ходе исследования было выяснены трудности, испытываемые учащимися в процессе обучения с точки зрения педагогов и самих учащихся.

Исследование показало, что на первом месте, по мнению педагогов учащихся, стоят трудности в усвоении учебного материала – 52 % и вхождения в коллектив – 39 % соответственно. На последнем месте трудности, которые испытывают учащиеся в процессе обучения, среди учащихся всего 5 % считают – в проведении досуга, среди учителей же – общение со сверстниками, на этот вариант обратили внимание всего 4 %.

Таким образом, данные исследования показывают, что со стороны учителей нужно больше обращать внимание на учебный процесс, а именно на усвоение учебного материала детьми с нарушениями зрения. Основные направления повышения качества в этом направлении были указаны самими педагогами: осуществление индивидуального и дифференцированного подходов, повышение профессиональной компетентности педагогов через обучение на курсах повышения квалификации, участие в работе специальных методических семинаров по обучению слабовидящих и слепых детей и др.

Как показали данные нашего опроса, эффективной работе педагогов и воспитателей в области социальной реабилитации слабовидящих детей во многом препятствуют следующие факторы: недостаточное обеспечение учебно-методической литературой и индивидуальными тифлоприборами – 43 %, низкий уровень материально-технического обеспечения – 31 %, недостаточный уровень совместной деятельности с другими образовательными учреждениями – 26 %. Наглядно полученные результаты мы представляем на рис. 2.

Поскольку одной из основных проблем адаптации и социализации слабовидящих и слепых детей является их большая или меньшая изолированность от социума и связанные с этим негативные изменения личности, следует уделять внимание внешкольным возможностям прямого и косвенного общения таких детей и социума. Это может быть достигнуто путем проведения совместных трудовых мероприятий, экскурсий, прогулок, социально-культурных и спортивных мероприятий.

ham2.wmf

Рис. 2. Проблемы повышения эффективности социальной реабилитации

Участие слабовидящих и слепых детей в кружках и секциях доолнительного образования, клубах и т.д. может увеличить их круг общения, расширить горизонты познания. Больше внимания следует уделять внешкольным занятиям детей, выявлять их увлечения и помогать найти способ реализовать себя в них, что, безусловно, скажется и на качестве обучения.

Можно рекомендовать детям с низким уровнем адаптации создать ситуацию успеха, даже незначительные успехи отмечать похвалой, вызывая стремление к положительной активности.

В коллективе проводить больше физкультминуток с гимнастикой для пальчиков, шеи, глаз, что не только позволит снять напряжение мозговой деятельности, но и активизирует ее процессы.

Рекомендуются индивидуальные занятия с детьми с низким уровнем адаптации и школьной мотивации.

Полезна коллективная творческая деятельность, участие в самоуправлении. Нужно использовать приближение детей к педагогу, воспитателю, социальному педагогу, психологу, медику с целью создания обстановки проникновения, доверия, комфорта.

Дети – всего лишь дети, но уже в стенах школы-интерната закладывается высокий уровень самосознания, который непременно будет развиваться дальше, в зависимости от стартовых психофизических способностей и от уровня и качества работы школы-интерната.

В данном докладе речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения на примере школы-интерната №1 города Москвы. Данная информация будет полезна не только специалистам специализированных учебных заведений, но и педагогам массовых школ, работающих по инклюзии либо занимающимся с незрячими детьми на дому. А также всем тем, кто не равнодушен, кто готов принять факт того, что рядом живут люди, которым нужна помощь, поддержка и простое человеческое участие.

ВложениеРазмер
doklad_2.docx 29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета

Алимжанова Наталия Петровна, ГБОУ СКОШИ №1, социальный педагог, воспитатель, г. Москва

В данном докладе речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения на примере школы-интерната №1 города Москвы. Данная информация будет полезна не только специалистам специализированных учебных заведений, но и педагогам массовых школ, работающим по инклюзии либо занимающихся с незрячими детьми на дому. А также всем тем, кто не равнодушен, кто готов принять факт того, что рядом живут люди, которым нужна помощь, поддержка и простое человеческое участие.

Московская школа для слепых детей была основана в 19 веке. Основателем ее стал Генрих Дикгоф – обер-пастор Лютеранской церкви св. Петра и Павла. Покровительницей школы стала императрица Мария Федоровна.

Официальной датой рождения школы принято считать 20 сентября 1882 года. Здесь незрячие дети обучались грамоте и простейшему ремеслу: изготовлению щеток, плетению корзин и соломенных ковриков, рукоделию.

Со временем задачи школы коренным образом изменились: она должна не просто готовить незрячего человека к трудовой деятельности, но, в первую очередь, способствовать формированию социально активной личности, имеющей равные права со зрячими.

Жизнь незрячего человека – это постоянная борьба (борьба с непониманием, жестокостью, одиночеством и даже с самим собой), а образование – это способ выйти в этой борьбе победителем, доказать, что он такой же человек, как и все, это способ самореализации, самораскрытия личности. И в этой ситуации педагогам – обычным школьным педагогам – отводится чуть ли не главная роль.

В настоящее время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате III – IV видов №1 обучается более 280 человек. Основной процент составляют тотально, то есть полностью лишенные зрения учащиеся, а также частичновидящие (острота зрения которых не превышает 0,02%). Характер зрительных диагнозов различен (глаукома, дистрофия и отслойка сетчатки, атрофия зрительного нерва, ретинопатия недоношенных и т.д.), причины потери зрения разнообразны (врожденная патология, травмы, онкологические заболевания). У многих детей имеются и дополнительные дефекты и заболевания, характер которых необходимо учитывать при осуществлении образовательного и воспитательного процессов. Без знаний индивидуальных особенностей каждого ученика и характера заболеваний, особенностей интеллектуального развития невозможно достичь положительных результатов в работе.

Обучение в школе осуществляется на основе рельефно-точечного шрифта, созданного французским педагогом Луи Брайлем в 1829 году для письма и чтения слепых.

Каждая буква шрифта Брайля состоит из выпуклых точек, различные комбинации которых в пределах шести дают возможность получить 63 знака, вполне достаточных для обозначения всех букв алфавита, цифр, знаков препинания, математических и нотных знаков.

Письмо рельефно-точечным шрифтом – одно из важнейших изобретений в области просвещения и социального процесса незрячих. Для письма незрячие применяют специальный прибор. Он состоит из двух металлических пластин, соединенных с одной стороны. Верхняя пластина имеет вид решетки, состоящей из рядов прямоугольных клеток. На нижнюю нанесены ряды вдавленных шеститочий, соответствующих по числу и размещению клеткам верхней пластины. Между пластинами закладывается плотная перфокарточная бумага, на которую пишущий специальным грифелем (короткий металлический стержень, вставленный в ручку) накладывает рельефные буквы. Учитывая то, что при письме рельефные точки отражаются на обратной стороне бумаги, пишут слепые справа налево, читают – слева направо. В письме участвуют обе руки, держа грифель правой рукой, слепой накладывает им точки, а указательным пальцем левой руки контролирует движение грифеля вдоль строки. Применение специальных пишущих машин значительно ускоряет письмо.

Книгопечатание по системе Брайля в России началось с 1885 года. Однако с увеличением выпуска литературы по этой системе все больше стал давать о себе знать такой ее недостаток, как повышенный по сравнению с литературой, отпечатанной плоским шрифтом, объем.

Отсутствие зрения осложняет процесс обучения слепых учащихся и требует применения различных форм индивидуальной работы с ними.

На протяжении многих лет методическая работа в школе была направлена на глубокое изучение индивидуальных особенностей каждого ученика и на использование их в работе с учащимися, как на уроке, так и во внеурочное время. Для нашей школы основным методом, позволяющим дать незрячим детям прочные, глубокие и осознанные знания, является дифференцированный подход к обучению слепого школьника. Комплектование классов, в среднем, по 8 человек позволяет активно применять данный подход на каждом уроке или воспитательном занятии, выслушивать мнения всех учащихся, что само по себе способствует более глубокому усвоению знаний.

Здесь встает вопрос о сохранности данных анализаторов, готовности их к работе. Так, например, у одних учащихся осязание развито лучше, что позволяет им быстрее читать книги, напечатанные шрифтом Брайля, у других – хуже, что в значительной степени влияет на технику чтения. Поэтому на изучение материала на уроке требуется больше времени, чем в классах массовой школы, а такая форма обучения, как индивидуальная работа с учебником на уроке, применяется крайне редко.

На уроках и воспитательных занятиях ставятся задачи не только обогащения знаний учащихся, но и задачи реабилитации, развития коммуникативных навыков, психокоррекции, поэтому учитель должен быть тонким психологом, хорошо знающим и понимающим проблемы незрячих.

Благоприятным условием обучения слепых детей является тот факт, что дети находятся в школе-интернате, как в первой половине дня, так и во второй, когда проводятся дополнительные занятия с теми учащимися, которые в этом нуждаются, факультативные занятия и другие внеурочные мероприятия. Вся внеурочная деятельность должна решать следующие задачи: обогащение знаний учащихся; закрепление полученных на уроке знаний; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков самостоятельной работы, творческой активности; воспитательные задачи. Кроме того, хорошо организованная и спланированная работа в рамках интерната может стать интересной формой проведения досуга и организации свободного времени учащихся.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Земцова М.И., Учителю о детях с нарушениями зрения, Москва, Просвещение, 1973
  2. Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей: Сборник научных статей, Москва, Просвещение, 1975

3 Сизова А. И., Московская школа-интернат №1 для слепых де- тей и ее выпускники, Москва, Логосвос, 2000

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовила учитель обслуживающего труда Кравченко Л.А.

ГОАУ Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат.

Идея обучения детей со специальными образовательными потребностями вместе со здоровыми сверстниками не нова. Интегрированное обучение гарантирует родителям право обучать ребенка с проблемами в развитии в образовательных заведениях, при этом специальные потребности каждого должны наиболее оптимально удовлетворяться.

Интегрированное образование – процесс совместного обучения и воспитания детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ограниченными возможностями, и по средствам создания специальных условий для получения ими образования.

Сегодня в России существует 2 формы интеграции.

Внешняя интеграция – открытие специальных коррекционных классов в структуре массового учебного заведения, или школ-интернатов.

Внутренняя интеграция – дифференцированное обучение детей с отклонениями в условиях общеобразовательного класса.

Воспитание и обучение со специальными образовательными потребностями должно опираться на общую программу обучения, но ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей. На основе адаптированных программ в школах должны создаваться индивидуальные программы. Это новое, мало практикуемое в наших школах дело, однако, желая не только декларировать индивидуальный подход, но и реально помочь каждому ребенку, без создания индивидуальных программ не обойдется ни один педагог.

Каждый педагог, обучающий детей в условиях интегрированного обучения, должен учитывать, что любая форма педагогического общения носит 3 четко определенных цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.

Интегрированное обучение детей со специальными образовательными потребностями в условиях массовой школы обязательно учитывает проведение групповых или индивидуальных коррекционных занятий.

Коррекция – это исправление, а так же система мероприятий, направленных на него.

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти; представлений, звукового анализа.

Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих в принципе строится так те, как и в массовой школе, но в специальных школах слепых и слабовидящих трудовое обучение имеет свои специфические особенности, которые позволяют решать, кроме общих (это-осознание отношение к учебе, гражданское становление, интеллектуальное и физическое развитие личности, воспитание трудолюбия и другие), и специальные задачи, обеспечивающие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, коррекцию представлений, формирование приемов и способов двигательно-пространственной ориентации. При этом принимается во внимание своеобразие психического развития отдельных групп учащихся, что предполагает применение в процессе трудового обучения дифференцированных форм коррекционно-воспитательной работы, сообразующихся с характером аномалий развития и зрительными возможностями.
Наша школа- интернат 4 вида обучения ( для слепых и слабовидящих), с ними вместе в классе обучаются дети 7 вида ( это дети граничащие с 8 видом обучения), так же есть классы с 8 видом обучения,

У детей при глубоком нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии. У них ослаблены познавательные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение, эстетический вкус…), занижена самооценка. Происходят изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций (нарушаются быстрота, темп движения, координация, соразмерность двигательных актов, точность и др.). Дети с нарушением зрения слабо ориентируются в большом и малом пространстве.

Занятия по трудовому обучению с детьми, имеющими разную остроту центрального зрения, имеет свои особенности.

В настоящее время я обучаю две основные категории детей:
А). Частичновидящие дети с остротой зрения от 0, 01 до 0,05, которые пользуются в работе при выполнении трудовых действий зрительно – кинестезическим и слуховым способом восприятия;
Б). Слабовидящие дети – с остротой зрения от 0,05 до 0,2 и выше, пользуются остаточным зрением и слуховым способом восприятия.

Развитие детей при врожденной патологии зрения нередко сопряжено с другими сложными нарушениями функции центральной нервной системы. Поэтому требуется дифференцированный подход к учащимся, в некоторых случаях индивидуальные формы обучения.

При обучении вязанию использую схемы и образцы для вязания, эти занятия направлены на коррекцию зрительного восприятия, зрительной памяти и внимания. Вся эта работа проводится с учетом индивидуальных особенностей развития учащихся.

В процессе трудового обучения особое внимание обращается на развитие сенсорных функций: осязания, слуха, остаточного зрения и других. Знакомясь в процессе занятий по труду с материалами, оборудованием, инструментом, слепые и слабовидящие дети наряду с сознательным овладением знаниями и умениями вырабатывают приемы осязания. Обследуя предметы и изменяя их формы при обработки разных материалов, учащиеся развивают представления о конфигурации, размерах, объеме, весе, характере поверхности предметов. Это облегчает им формирование динамических образов об объектах, о процессах и явлениях окружающей жизни.

Использование 2-хсторонних пазлов для составления технологической карты.

В настоящее время перед обществом стоит задача повышения качества жизни людей с ограниченными возможностями. В современном мире это не менее 500 млн. человек. Среди них более 150 млн. детей. Специалисты многих стран ищут эффективные программы для укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни.

Обучение слепых и слабовидящих детей осуществляется в специализированных школах для детей с нарушениями зрения.

Начало обучения в школе – это трудный этап в жизни каждого ребенка; меняется его жизнь и виды деятельности. Для первоклассников с нарушением зрения новая для них роль ученика нередко приводит к огромным физическим и эмоциональным нагрузкам. На все трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе, наслаиваются трудности, которые вызваны нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы.

Рассмотрим условия, которые необходимо соблюдать при проведении коррекционной работы на уроках, что позволит учителю наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, создать условия для формирования и всестороннего развития личности ребенка.

С начала обучения учителю необходимо предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с нарушением зрения, если ему не оказать нужную помощь.

Изначально необходимо обратить внимание на то, как ребенок подготовлен к школе. Особенно заметны в начальный период обучения и важны для детей с нарушением зрения следующие компоненты:

– мотивационная готовность к школе;

– умение приводить в порядок свое рабочее место;

– воспринимать указания учителя и действовать в соответствии с ними;

– создание подходящих для зрения условий и использование особых наглядных пособий.

Очень важно большое внимание уделять развитию мотивационной сферы, различными способами повышать интерес у детей к учебе. Прежде всего, необходимо, создать комфортные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, с радостью шли на уроки.

Очень важно при формировании положительного эмоционального настроя использовалась ситуация успеха. Для этого учитель использует такой педагогический инструмент, как оценка.

В 1-й год обучения первоклассники отметок не получают. Но в то же время нельзя оставлять без внимания ни одного шага учащегося на уроке. Учитель должен замечать и поощрять каждый, даже небольшой, успех. Обращая внимание на положительные стороны в работе учащихся, учитель тут же показывает конкретно, при каком условии он может выполнить задание еще лучше.

Положительная мотивация к учебной деятельности является основой уверенного отношения к жизни, что является важной составляющей для детей с отклонением в развитии, в частности для детей, имеющих нарушения зрения.

С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Поэтому необходимо научить школьника правильно располагать школьные принадлежности, отводя для каждого из них определенное место.

Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть очень хорошо освещено. Такого ученика необходимо посадить на первый (возле окна) или на второй (средний) ряд. Кроме того, надо учитывать, что близорукого ребенка нужно посадить ближе к доске. А дальнозоркого ребенка, наоборот – подальше от доски, на последние парты. Это связано с особенностями зрительной аномалии ребенка.

Для правильной посадки и удобства в работе очень важны размер и конструкции парты. Наиболее удобны парты те, у которых крышка поднимается и ставится под нижним углом. Это помогает ребенку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. Если парта не имеет поднимающейся крышки, нужно использовать подставку для книг.

Классные доски рекомендуется иметь серо-зеленого цвета. Необходимо обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого видения очертания изображения или предлагаемой информации.

Вовлечение ребенка с нарушением зрения в работу является очень сложной задачей для учителя, для самого ребенка и для учеников. Так как слабовидящий ребенок читает и пишет медленнее, чем зрячие ученики и не успевает за всем классом. Во время учебной работы педагог должен внимательно следить за тем, как ученик с нарушением зрения справляется с заданиями и приспосабливается к совместной работе с хорошо видящими учениками. Эти наблюдения нужны для того, чтобы контролировать рабочую нагрузку ученика, прибавлять или уменьшать время решения учебных задач.

Особого внимания заслуживает организация фронтальной работы в классе. Для детей с нарушением зрения целесообразно подготовить индивидуальные карточки, тексты, наглядные пособия, чтобы они имели возможность принять участие во фронтальной работе класса.

В ходе учебно-воспитательного процесса огромную роль играет речь учителя. Она должна быть четкой, эмоциональной, выразительной. Учитель должен проговаривать все, что он делает: пишет, рисует, демонстрирует опыт и т. п.

Учитывая, что именно в период школьного обучения увеличивается число близоруких детей, важно контролировать объем домашних заданий, связанных со зрительной работой.

Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал на доске, в таблицах, на карте и т. п. Поэтому, учебные пособия должны быть красочными, четкими, яркими, достаточно большими. Если задание для самостоятельной работы написано на доске, то учитель должен убедиться в том, что ребенок хорошо видит и понимает, что там написано.

Нужно учитывать, что у детей с близорукостью и дальнозоркостью повышается утомляемость зрения. Поэтому им необходимо по возможности давать на уроке разнообразные виды работы, то есть чередовать зрительную работу с другими видами работ. После напряженной работы за столом в течение 10–15 минут (чтения, письма, черчения и т.д.) ребенку нужно сделать упражнения для снятия зрительного утомления.

Важным условием обучения в массовой школе слабовидящего ребенка является создание у него определенного психологического настроя. Он должен быть готов преодолеть трудности, которые могут иногда возникать. Одноклассников нужно ознакомить с особенностями такого ребенка и сформировать доброжелательное отношение к нему. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не был эмоционально травмирован нормально видящими учащимися. Но в то же время нельзя слишком опекать ребенка, поскольку чрезмерная забота подчеркивает его нестабильность.

У детей с нарушением зрения возникают проблемы в общении со сверстниками и другими людьми. Эти дети, зачастую не умеют слушать собеседника, а также малообщительны. У таких детей речь часто носит монологичный характер, диалога не получается. В таких случаях очень важна помощь.

Зная особенности детей с нарушением зрения и его причины, нужно говорить о создании благоприятных условий для их нормального развития как в школе, так и вне школьных занятий, чтобы избежать возможных вторичных отклонений, так как известно, что при неправильной организации воспитания и обучения страдают познавательные процессы ребенка (такие, как восприятие, воображение, память, наглядно-образное мышление), наблюдаются отклонения в психическом и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики, что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебного процесса.

Таким образом, правильное построение процесса обучения и воспитания, как в школе, так и в семье, использование верно подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопонимание педагогов и родителей в данном направлении дает возможность избежать подобных отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.

Литература

1. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения / М.И.Земцова. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

2. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения / В.А.Кручинин; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. – СПб.: РГПУ, 2007. – 184 с.

3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : метод. рекомендации / отв. ред. С.В.Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.

Читайте также: