Школьная тревожность младших школьников понятие и содержание доклад

Обновлено: 18.05.2024

стороны, как условие и результат социализации ( Н.В. Имедадзе, А.М.

Прихожан, К. Хорни). Другими словами, причины тревожности кроются как

в природных, так и в социальных факторах развития психики ребенка.

В связи с вышесказанным тема нашего исследования звучит

следующим образом: «Тревожность и пути ее преодоления в младшем

Объект исследования: дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности проявления тревожности в

Цель исследования: изучение особенностей проявления тревожности

 проанализировать психолого-педагогическую литературу по

 подобрать методический аппарат для изучения и диагностики

особенностей проявления тревожности в младшем школьном возрасте;

 освоить процедуру проведения методики на выявление

интерпретации и представления исследовательских данных.

Гипотеза исследования конкретизируется нами в ряде

1) школьная атмосфера усугубляет детские страхи и отрицательно

сказывается на эмоциональном состоянии младших школьников;

2) при соз дании оптимальных учебно-воспитательных условий

возможна нейтрализация детских страхов, обусловленных школьной жизнью.

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по

 Диагностическая м етодика по определению уровня тревожности


Ворошиловского района с 15 учащимися младшего школьного возраста.

1.1. Осно вные аспекты проб лемы трево жности в псих о логии

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической

деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с

психическими состояниями (Ломов Б.Ф., 1971). В ря ду различных

психических состояний, являющихся предметом научного исследования,

наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемом у в английском

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3.

Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное,

включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство

беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты

рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

В настоящее время изучению состояния тревоги посвяще но большое

количество работ (Левитов Н.Д., Спилбергер Ч.Д., Прихожан А.М.) Для

достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение

некоторых теоретических и методологических положений. Как показано

многими исследователями (Бакеев В.А., Имедадзе Н.В ., Левитов Н .Д.,

Неймарк М.С., Шафранская К.Д.), прежде всего, важно четкое

концептуальное различение поня тий тревоги как состояния и тревожности


Многозначность в понимании тревоги как психического яв ления

(Фрейд З.), и врем енное психическое состояние, возникшее под воздействием

стрессовых факторов (Грегор О., Якобсон П.М.), и фрустрация социальных

потребностей (Имедадзе Н.В.), и первичный показатель неблагополучия,

когда организм не имеет возмож ности есте ственным образом реализовывать

потребности (Тейлор Дж.) и свойства личности (Суворова В.В.), которые

даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи

родственных понятий, и реакция на представленную угрозу (Мартенс Р.)

Прихожан А.М., Спилбергер Ч.Д., Фрейд 3., Мартенс Р. и друг ие. В

литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является

господствующей, причем в работах м ногих авторов это состояние

сближается чаще всего с эмоцией страха (Захаров А.И., Левитов Н.Д.,

Спилбергер Ч.Д.). Но, пожалуй, более характерной является тенденция

рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими

эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами (Наенко Н.И.,

отягощенное его психологическими и медико-биологическими

односторонними представлениями является то, что некоторые авторы,

особенно в отечественной психологии, данному понятию предпочитают

другое – психическая напряженность. По м нению Наенко Н.И., это удобно,

поскольку данный термин «свободен от отрицательных ассоциаций и

указывает на необходимость изучения именно психологического

неопределенности в концепциях тревоги является то, что термин

используется, как правило, для обозначения хотя и взаимосвязанных, но все


же различных понятий. Следует согласиться с тем, что у порядоченность в

данном вопросе вносится выделением самостоятельных сем антических

единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности

по своей окраске психического состояния, которое характеризуется

субъективными ощущениями напряже ния, беспокойства, мрачных

предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией

автономной нервной системы. Тревога как состояние в норме переживается

каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию

(предвосхищение) негативных результатов. Данное состояние возникает,

когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как

несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности,

вреда. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет

положительную роль не только как ин дикатор нарушения, но и как

мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к состоянию

тревоги, мы, тем самым, разделяем точку зрения А.Е. Ольшанниковой и И.В.

Пацявичуса на психические состояния, которые имеют «адаптивное значение

как внутреннее психологическое условие, обеспечивающее формирование

И.В. Пацявичус определяет функцию состояния тревоги следующим

образом: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального

предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость

тщательного предусмотрена всех основных условий предстоящего дела,

способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности,

наиболее адекватной целям субъ екта. Иными словами, побуждая активность,

направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей

деятельности, эмоциональные состояния тревоги способны повысить уровень


эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение

Чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая

ее с переживаниями стресса. Так, Ханин Ю.Л. отмечает, что тревога как

состояние – это реакция на различные ( чаще всего социально-

психологические) стрессоры, которая характеризуется различной

интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых не -

приятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства и

сопровождается выраженной активизацией вегетатив ной нервной системы.

Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во

времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но

переживание тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Габдреева Г.Ш., рассм атривая проблему с позиции системного

исследования, выделяет несколько теоретических подхо дов к изучению

тревоги. Системно-структурный подход, раскрытый в работах Аминова Н.А.,

Изарда К.Е., Левитова Н.Д. и других, предполагает рассмотрение тревоги как

цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход

рассматривает состояние тревоги как специфическую отражательную форму

психики, запечатлевающую отношения м ежду предметным миром и

человеком или между людьми, где тревога, влияя на ком поненты любого из

уровней проявления активности, играет либо поло жительную роль, являясь

мобилизатором рез ервов психики, либо отрицательную. Системно-

исторический подход раскрывает причинность тревоги в социальном,

психологическом и физиологическом аспектах. (Левитов Н.Д., 1969)

Социальный аспект тревоги связывают с неожиданным изменением

условий жизни. Еще Павлов И.П. считал, что состояние тревоги вызывается

изменениями в условиях жизни, в привычной деятельности, нарушением

динамического стереотипа. При ломке динамического стереотипа возникают

отрицательные эмоции, к которы м, несомненно, мы можем отнести и

тревожное состояние. Сюда нуж но отнести затрудненность совместной


деятельности, в ходе которой формируется ожидание угрозы самоуважению,

престижу человека; конфликты или другие причины, приводящие к

социальной изоляции. Состояние тревоги может также порождаться

отсрочкой, задержкой в появлении ожидаемого объекта или действия. Чаще

данное состояние возникает при отсрочке чего-либо приятного,

значительного. Ожидание неприятного может сопровождаться не столько

тревогой, сколько надеждой на то, что все-таки неприятности не будет.

Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним

конфликтом, связанным с неверным представле нием о собственном образе

предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между

различными образами действия. В качестве ф изиологических причин

называют болезни; действие на организм психофармакологических

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на из менение ее уровня,

многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека.

Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К

субъективным относят причины информационного характера, связанные с

неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины

психологического характера, приводящие к завышению субъективной

значимости исхода предст оящего события. Среди об ъективных причин,

вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие

повышенные требова ния к психике человека и связанные с

неопределенностью исхода ситуации; утом ление; беспокойство по поводу

здоровья; нарушения психики; влияние ф армакологических средств и других

препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.

В ряде работ описывается немотивированная тревожность,

характеризующаяся беспричинными или плохо объяснимыми ожиданиями

неприятностей, предчувствием беды, возможных утрат. Психика таких


людей постоянно находится в состоянии напряжения, а поведение может

обуславливаться дисфункциональным эмоциональным стереотипом, мало

поддающимся контролю со стороны сознания, что в общих чертах сближает

состояние тревоги и аффекта. В последнее время в эксперим ентальных

исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте или

диспозиции, сколько на особенностях ситуации и взаимодействии личности с

ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую

личностную тревожность, либо специфическую, характерную для

определенного класса ситуаций. Причем в первом случае предполагается, что

личностная тревожность имеет хронический, не связанный с особенностями

Некоторые авторы считают, что немотивированная тревожность мож ет

быть признаком психического расстройства. Так, по мнению Астапова В.М.,

она имеет непосредственное отношение к патопсихологическим нарушениям,

при которых наблюдаются постоянный поиск источника опасности и

нахождение угрозы в других людях (бред ущерба) , в собственном теле

(ипохондрия), в собственных действиях (психастения). Это – наиболее яркие

Причины, следствия и коррекция тревожности у детей младшего школьного возраста.

ВложениеРазмер
izuchenie_faktorov_trevozhnosti_u_mladshih_shkolnikov.docx 20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение факторов тревожности у младших школьников.

Тревожность -это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

Характерные особенности психического развития младшего школьного возраста. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, не избавится от тревожности как психического состояния , сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость. Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.

Классификация тревожности . Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них - это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.

Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит в ситуацию неизбежного неуспеха.

Стремясь выработать у ребенка такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелегкое положение ребенка, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) - особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится прежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того ,чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника.

Смысл учения - в самом процессе учения и развития, ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку значимых для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему прямо пропорционально его успеваемости, и оценки становятся средством достигнуть расположения родителей, учителей, одноклассников.

Особенности поведения тревожного ребенка . Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особойТревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам ,

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляции с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование . Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, обычно не крупными размерами изображений. Нередко такие дети зацикливаются на мелких деталях.

Использовала разработку: БЕЛОЗОРОВОЙ Л.А., к. пс. н., доцент каф-ры Ти МДНО ВИРО

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.
1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19
1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.
2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая~1 рс.doc

Московский гуманитарно-экономический институт

По дисциплине Психодиагностика

Выполнил: студент группы П-5-08

Проверил научный руководитель:

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.

1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии…………………………………………………… ………………….6

1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19

1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27

Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.

2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени, поэтому данной проблеме посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии, над которой работали такие психологи как: Фрейд, Хорни, Роджерс, Петровский, Прихожан, Мерлин, Александровский, Личко, Лусканова и многие другие.

Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.

И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и формируется тревожная, мнительная личность. Общение со сверстниками и учителями приобретает тягостный, вынужденный характер. Интеллектуальное развитие школьника с повышенным уровнем тревожности не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности, так как творческий человек - это человек свободный, рискующий, который не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.

На сегодняшний день существует целый ряд терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная тревожность, школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Нельзя не признать, что современная школа и характер обучения в том виде, в каком он имеет место во многих школах, содержит множество факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.

Тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания условий и природы возникновения повышенной тревожности, могут способствовать снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

В данной работе были определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.

Цель: изучение тревожности младших школьников.

Объект: дети начальных классов с разным уровнем тревожности.

Предмет: проявление тревожности детей начальных классов.

Гипотеза: в связи с поступлением ребенка в школу, изменением его жизнедеятельности, социальных отношений, возрастанием психической нагрузки при способствовании негативно воздействующих внутренних и внешних факторов развития на начальном этапе обучения повышается риск возникновения тревожности.

Задачи исследования:

- проанализировать проблему тревожности в психолого-педагогической литературе;

- выявить уровень тревожности у детей начальных классов;

- продиагностировать состояние школьной тревожности у учащихся 3-го класса;

Методы исследования: тестирование.

Читайте также: