Школа научной организации труда в эволюции управленческой мысли доклад

Обновлено: 03.07.2024

К концу XIX – началу ХХ в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Школа научного управления: наиболее известные представители
1.1. Фредерик Уинслоу Тейлор
1.2. Генри Лоуренс Гант
1.3. Фрэнк и Лилиан Гилбреты
1.4. Гаррингтон Эмерсон
1.5. Генри Форд
Глава 2. Отношение к тейлоризму противников и сторонников
Заключение
Список использованных источников

Введение

К концу XIX – началу ХХ в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных коопераций и акционерных обществ.

Первым этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:

— использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;

— важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;

— необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что школа научного управления – одна из важнейших школ, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цель работы — рассмотреть основные положения школы научного управления.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о предпосылках возникновения науки управления.

2. Рассмотреть сущность и специфику краткой характеристики основных положений школы научного управления.

Глава 1. Школа научного управления: наиболее известные представители

1.1. Фредерик Уинслоу Тейлор

Фредерик Тейлор считал, что управление как особая функция состоит из ряда принципов, которые могут применяться ко всем видам социальной деятельности.

Основные принципы Фредерика Тейлора.

  1. Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.
  2. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.
  3. Сотрудничество администрации с рабочими.
  4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

Тейлор утверждает, что в обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Тейлор считает, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на исполнительном. Он считает, что планирование необходимо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования.[1]

Фредерик Тейлор создал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы.

Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производительность труда.

Роль дифференциальной оплаты.

  1. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, т. к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы.
  2. Использование идей Тейлора обеспечивает значительный рост производительности труда.

Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И, следовательно, это не могло решить проблему деления организации на отделы, диапазонов контроля и поручений полномочий.

Научное управление, по Тейлору, сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований, а управление на практике было выделено в отдельный вид деятельности.

Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой.

Учение Ф.У Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Величайший вклад Ф.У. Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента.

Сначала Тэйлор стал наблюдать за процессами погрузки тяжелых чугунных болванок на платформы. Он заметил, что каждый рабочий грузил приблизительно 12,5 тонны чугуна в день на грузовики и уже в полдень все рабочие падали от усталости. Он провел научный анализ всех факторов, вызывавщих усталость рабочих, и заявил, что рабочие способны грузить не 12,5 тонны, а 47 тонн в день.

Что же происходило? Шмидт ежедневно грузил 47 тонн чугуна, в то время как другим рабочим удавалось одолеть только 12,5 тонны. Шмидт фактически работал в таком ритме в течение трех лет, пока Ф. Тэйлор находился на службе в этой компании. Шмидту это удавалось потому, что он отдыхал до того, как чувствовал усталость. Он трудился приблизительно 26 минут в час, а отдыхал 34 минуты. Он отдыхал больше, чем работал, − однако его производительность труда была почти в четыре раза больше, чем у других рабочих.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Благодаря научному подходу Ф.Тэйлора, производительность труда на этом производственном участке удалось поднять на 400%, а оплату труда – на 60%.

Аналогичным образом поступил Тэйлор при анализе операции погрузки угля разных видов, необходимого для сталеплавильного производства. Его заинтересовал вопрос, который не приходил в голову обычному человеку – каков должен быть оптимальный размер лопаты и груза на ней в руках рабочего, отгружающего уголь?

Тэйлор, определивший, что в зависимости от переносимого материала нагрузка одной лопаты колебалась от 1,6 до 12 кг, с помощью экспериментов смог установить, что оптимальная (с точки зрения меньшей утомляемости рабочего) нагрузка лопаты равна 8,5 кг. По его предложению были изготовлены лопаты различных видов, соответствовавших сорту отгружаемого угля.

В результате рационализации производства число грузчиков на сортировочной станции впоследствии было уменьшено с 500 до 150 человек, что сэкономило фирме 80 тыс. долларов в год; среднее число тонн угля, перегружаемое одним рабочим в день, возросло с 16 до 59; средняя заработная плата работников увеличилась в 1,5 раза.[2]

Самое трудное в усовершенствовании бизнеса компании оказалось в попытках Тэйлора уговорить рабочих перейти к новой системе труда. Грузчики всячески противились внедрению новаций Тэйлора, опасаясь дальнейшего увеличения норм выработки для всех. На Тэйлора даже готовилось покушение, когда он должен был возвращаться домой (его дом находился в нескольких километрах от завода).

Узнав об этом, Тэйлор подошел к группе рабочих и сказал, что они могут убить его прямо здесь или принять новые условия труда и оплаты. Этот факт активного противодействия наемных работников всяким попыткам усилить степень эксплуатации будет неизменно сопутствовать тэйлоризму и фордизму.

1.2. Генри Лоуренс Гант

Работы ученика Ф. Тейлора Г. Ганта (1861 — 1919) характеризуют ведущую роль человеческого фактора в промышленности и высказывают убеждение в том, что работнику должна быть предоставлена возможность найти в своей работе не только источник существования, но и удовлетворение. В 1901 г.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1.3. Фрэнк и Лилиан Гилбреты

В 1912 году строитель по специальности Фрэнк Гилбрет, прослушав выступление Ф. Тейлора на профессиональном собрании, отказался от карьеры подрядчика-строителя и начал изучать проблемы научной организации управления. Фрэнк и его жена Лилиан, которая была физиологом, детально изучали рабочие операции с тем, чтобы исключить из них любые лишние движения тела и рук. Гилбреты экспериментировали также со всевозможными вариантами конструкций и способами применения различных инструментов и оборудования для оптимизации процесса выполнения тех или иных рабочих операций.

Подобно Ф. Тейлору, Гилбрет обладал явным талантом изобретателя и уже в 90-е гг. стал патентовать свои многочисленные изобретения, среди которых были бетономешалки, конвейеры и арматурные стержни. Его компания процветала, и вскоре она расширила сферу своей деятельности на всю Америку от Монреаля до Луизианы и от штата Мэн до Калифорнии. Он стал заключать контракты и с европейцами и через какое-то время открыл представительство своей компании в Лондоне. Изменился и характер работ: если прежде компания занималась главным образом строительством водонепроницаемых подвалов, то теперь она возводила не только дома, заводы и фабрики, но и такие инженерные сооружения, как дамбы и каналы. В Вудленде, штат Мэн, Гилбрет занимался строительством целого городка.

Изучение трудовых движений, предпринятое в настоящей работе, является лишь началом эры их изучения, которое в любом случае серьезно повлияет на все принятые ныне методы обучения специальности. Оно позволит снизить производственные издержки и повысить эффективность работы и соответственно заработную плату работника… Для того чтобы гарантировать успех работы:

а) ремесленник должен владеть своей специальностью;

б) он должен быть достаточно проворным;

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

в) для достижения требуемого результата он должен использовать минимальное число трудовых движений.

1.4. Гаррингтон Эмерсон

Известный американский ученый Г. Эмерсон (1853- 1931), разрабатывая штабной принцип управления, уделял главное внимание персонала, настаивая на необходимости управления кадрами.

1.5. Генри Форд

Идеи Ф.У. Тейлора в области организации производства были развиты Генри Фордом (1863–1947), сформулировавшим основные принципы производства.

Еще 12-летним мальчиком, поехав с отцом в Детройт, он увидел локомобиль и с тех пор решил посвятить себя машинам. Организовав позднее автосборочное производство, Форд был поглощен проблемой повышения производительности труда, которая бы позволила снизить издержки и уменьшить конечную цену для потребителя, и тем самым обеспечить своим автомобилям доминирование на рынке.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Переход к конвейерной сборке автомобилей качественно изменил ситуацию. Каждый из рабочих, стоящих вдоль конвейера, теперь выполнял только одну технологическую операцию, состоящую из нескольких трудовых движений, освоение которых не занимало долгого времени. По данным Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36% − от одного дня до недели.

Используя другие резервы производства – такие, как унификацию деталей и узлов машин, специализацию на отдельных операциях, обеспечение принудительного ритма движения конвейера, Форд радикальным образом улучшил экономические и технические показатели производства. Среднее время сборки двигателя и шасси сократилось с 12,5 до полутора часов (т.е. в 8 раз), цену фордовских машин удалось снизить втрое (стоимость модели Т упала с 850 до 260 долл.).

Однако обеспечение такого значительного уровня интенсивности труда имело и свою оборотную сторону. Монотонный и однообразный труд с высоким темпом вызывал недовольство рабочих. Пресекая любые попытки работников бороться за свои права, Форд ввел жесткую дисциплину. Всякая профсоюзная деятельность на предприятиях Форда была запрещена.

Отличие фордизма от тэйлоризма в рамках единой управленческой школы не представляется существенным. Развитие идей управления бизнесом со стороны Форда мы замечаем в маркетинговых концепциях, которые гармонично вошли в сервисную стратегию предприятий Форда.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Глава 2. Отношение к тейлоризму противников и сторонников

1. Оценивая теоретические основы Тейлора, Питер Друкер говорил:

Обращая внимание на противоречивость и двойственный характер системы Тейлора, Ленин рекомендовал выявить содержащиеся в них рациональные элементы и творчески их использовать, обязательно в сочетании с др. мероприятиями Советского государства, обусловленными его социальной природой, заботой о человеке.

4. Многие буржуазные ученые-физиологи и психологи упрекали Тейлора в том, что он не считался с возможностями человеческого организма. Некоторые из них сомневались, имеет ли право считаться наукой система, разрушающая основную производительную силу общества – человека.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5. Система Тейлора отнимает у рабочего человеческую особенность труда, его творчество. Духовная сторона производства – монополия босса. Установлено, что многие рабочие на крупных предприятиях не имеют понятия о том, что именно они делают, для чего служат те или иные части, изготовляемые на обслуживаемой ими технике.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

14. Автоматизация (она стала все чаще внедряться в промышленность США, начиная с середины 50-х годов) в особенности противоречит функциональным принципам Тейлора. Здесь работа не может быть разложена на частичные операции. Она требует нового мышления со стороны рабочих, устраняет некоторые из различий между умственным и физическим трудом, требует квалификации и нервов. А тейлоризм ведет к вытеснению квалифицированного труда на производстве, к замене его трудом низкой квалификации.

16. Практически кругозор Тейлора был ограничен цехом, точнее даже рабочим местом. Он игнорировал внешние социальные факторы поведения рабочих, в особенности лежащие за пределами предприятия.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заключение

Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в следующем виде:

Создание научного подхода (методики) к организации выполнения конкретной работы. Этот подход включал разделение работы на отдельные элементы и определение научно обоснованного способа ее выполнения на базе научного исследования каждого элемента, заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.

Отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам ее выполнения.
Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы организации труда. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производят больше, должны получать более высокое вознаграждение.

Эволюция теории и практики менеджмента нашла свое применение в многообразных направлениях. Но все эти направления отличает стремление соединить научное исследование организационно-технических проблем управления отдельными предприятиями с решением коренных проблем рыночной системы хозяйствования: достижения стабильности экономического развития, преодоления социально-экономических конфликтов.

Презентация на тему: " Тема 2. Эволюция управленческой мысли 1. Зарождение управленческой мысли. 2. Школа научного управления. 3. Административная школа в управлении. 4. Школа." — Транскрипт:

2 1. Зарождение управленческой мысли. Управление в группах людей и, как правило, в трех сферах человеческого общества: социальной – необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах; экономической – необходимость в производстве и распределении ресурсов; оборонительной – защита от врагов и диких зверей.

3 1. Зарождение управленческой мысли. Развитие простых форм упорядочения и организации совместного труда: 1. стадия первобытнообщинного строя - управление осуществлялось всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода. 2. возникновение письменности в Шумере (3000г. до н. э.) объяснялось главным образом управленческими потребностями жрецов вести учет и контроль за сбором налогов и накоплением огромного количества имущества. 3. египетское искусство по возведению пирамид и гробниц (между 4000 и 525 гг. до н.э.) – свидетельство достижений не только строительной механики, но и управления производством и огромным количеством рабочих (до чел.). Проявились способности к планированию, мобилизации и использованию человеческих ресурсов, контролю и координации процессов производства и управления. 4. кодекс вавилонского царя Хаммурапи ( гг. до н.э.) установил юридические нормы определения минимальной заработной платы и вознаграждения, контроля и ответственности. 5. Во времена другого вавилонского царя Навуходоносора ( гг. до н. е.) применялось цветное кодирование при контроле продукции и выплата прогрессивной заработной платы. Вообще переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области.

7 3. Административная школа в управлении. Административный управленческий подход ( ) направлен на совершенствование управления организацией в целом. Цель административного подхода - создание универсальных принципов управления. Представители административной школы в управлении, а именно – А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Один из наиболее видных представителей административного подхода Анри Файоль ( ) рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль. Кроме того, он сформулировал четырнадцать управленческих принципов, которые широко используются в современной теории и практике управления.

12 5. Школа науки управления или количественных методов. Формирование школы науки управления (с 1950 г. и по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Она получила развитие вследствие широкого применения количественного анализа при решении военных и логических проблем. Количественные методы используются при решении сложных управленческих проблем. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель – это форма представления реальности. Ключевой характеристикой школы количественных методов или науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. На основе моделей осуществляться решение таких управленческих проблем как распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития и т.д. Вкладом школы науки управления в теорию и практику управления является: 1.Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей. 2. Развитие количественных методов, помогающим руководителям принимать решения в сложных ситуациях.

15 7. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли. А. А. Богданов - организационные структуры и их развитие в связи с изменением внешних условий. Эта концепция названа всеобщей организационной наукой (тектологией). Идея о необходимости системного подхода к ее изучению, характеристика соотношения системы и ее элементов, организационное целое оказывается больше простой суммы ее частей. В его представлении экономическая жизнь целиком детерминирована техникой. В трехрядной организационной схеме: 1) организация вещей (техника); 2) организация людей (экономика); 3) организация идей (организация опыта).

16 7. Вклад российских ученых в развитие управленческой мысли. А. Т. Гастев ( ) предложил основные правила для всякого труда: 1. Прежде чем взяться за работу, надо продумать модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. 2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления. 3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного. 4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно было легко их найти. 5. За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. 6. По ходу работы иногда надо усиленно приналечь. 7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, портит и человека и работу. 8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела. 9. Во время работы надо обязательно отдыхать. 10. Во время работы не надо есть, пить чай, не надо и курить. 11. Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв. 12. Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно. 13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого самой работе. 14. Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать. 15. В случае полной неудачи надо легко смотреть на дело и не расстраиваться, начинать снова работу, как будто в первый раз, и вести себя так, как указано в 11-м правиле. 16. По окончании работы надо все прибрать: и работу, и инструмент, и рабочее место; все положить на определенные места, чтобы, принимаясь снова за работу, можно было все найти и чтобы самая работа не опротивела.

19 8. Эволюция управленческих парадигм. Старая парадигма управления связана с Ф. Тейлором, А. Файолем, Э. Мейо, А. Маслоу и др. Ее основные положения заключались в следующем: 1. Предприятие представляет собой закрытую систему, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны. 2. Рост масштабов производства и услуг – это главный фактор успеха и конкурентоспособности. 3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда является главной задачей менеджмента. 4. Главным источником прибавочной стоимости является производственный рабочий и его производительность труда. 5. Система управления должна быть построена на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы. Авторами новой парадигмы управления являются Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др. Основные положения новой парадигмы управления можно представить следующим образом: 1. Предприятие представляет собой открытую систему, основанную на единстве факторов внутренней и внешней среды. 2. Организации следует ориентироваться не столько на объемы выпуска, сколько на качество продукции и услуг, на удовлетворение ожиданий и ценностей потребителей. 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становятся задачей второго плана. 4. Главным источником прибыли являются люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала. 5. Система управления должна быть ориентирована на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и адекватный стиль руководства.

20 8. Эволюция управленческих парадигм. К новым принципам управления относятся: 1. Лояльность к работающим; 2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента; 3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали; 4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих; 5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах; 6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде; 7. Методы работы с людьмы, обеспечивающие их удовлетворенность работой; 8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы; 9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, постановщиков, исполнителей, руководителей и т. п.; 10. Этика бизнеса; 11. Честность и доверие к людям; 12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль, ресурсов, персонал; 13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть; 14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование. Старая система взглядов на управление предприятиями и организациями базировалась на следующих положениях: 1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом. 2. Моноцентристская система хозяйствования. 3. Прямое государственное управление предприятиями. 4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними.

21 8. Эволюция управленческих парадигм. Основные положения новой парадигмы управления в Российской Федерации представляются следующим образом: 1. Децентрализации системы управления на базе сочетания рыночного и государственного управления социально-экономическими процессами. Государство должно устанавливать общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство, госзаказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок. 2. Переход к полицентрической системе хозяйствования. С оной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности решаемых в регионах задач, а, с другой – упрощает систему управления хозяйством. 3. Управление предприятиями государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов. 4. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Организация должна самостоятельно решать вопросы, касающиеся взаимодействия с внешней средой. Соц. ориентация рассматривается в двух аспектах: ориентация на потребителя, удовлетворение потребностей общества; решение социальных проблем трудового коллектива и среды обитания организации.

Перед тем, как осветить особенности некоторых управленческих школ, необходимо раскрыть специфику этапов в развитии управленческих мыслей в такие периоды, как донаучный и научный.

Развитие управленческой теории и практики разделены двумя значимыми историческими этапами – донаучным и научным.
Донаучный этап является первым, его начало датируется 9-7м тысячелетием до нашей эры, а конец – примерно XVIII веком.
Этап древности. В качестве самого длительного этапа в развитии управления выступает первый период.

Первыми, простыми, зачаточными формами для формирования совместных форм труда, а также приведения их в порядок выступили отношения в первобытно-общинном строе. На этом этапе управление реализовывали совместно все члены родов, племен, либо общин. В качестве руководящего звена любого вида активности в представленном этапе выступали вожди и старейшины.

Этапы развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды

Этапы развития управленческой мысли: донаучный и научный периоды

Рисунок: Этапы развития менеджмента

Около 9-7 тысяч лет до нашей эры, в некоторых местах на Ближнем Востоке был осуществлен переход от присваивающих форм хозяйства (охоты, сбора плодов и прочего) к принципиально новым формам добычи продукта – их производству (производящей экономике). Применение производящих форм экономики послужило началом появления первых форм управления, областью сбора необходимых для людей данных в сфере менеджмента.

Древний Египет стал страной с наличием богатого опыта менеджмента в области государственного хозяйства. Данный период (3000 – 2800 годы до нашей эры) послужил основой в формировании весьма развитого для того периода государственного управленческого аппарата, совместно с теми, кто их обслуживал (чиновниками-писцами и другими).

В качестве одного из первых, определивших управление, как особую сферу деятельности можно выделить Сократа (470 – 399 годы до нашей эры). Им был произведен анализ различных типов управления, в основе которых, согласно его взглядам, находятся принципы управленческой универсальности.

В свою очередь, Платоном (428 – 348 годы до нашей эры) было произведено классифицирование типов государственного управления и была предпринята попытка разграничения обязанностей для различных управленческих органов.
Александром Македонским (356 – 323 годы до нашей эры) была развита теория и практика менеджмента войск.

Второй этап: научный (1776 – 1960 годы). Данный этап разделен индустриальным периодом, периодом систематизации и информационным периодом.

Индустриальный период (1776 – 1856 годы). Наибольший вклад в развитие взглядов на специфику государственного управления того периода был внесен Адамом Смитом (1723 – 1790 годы). Помимо представителя классических форм в политической экономии, он также являлся настоящим профессионалом в сфере менеджмента. А. Смитом был проведен подробный разбор в формах распределения труда, а также сформулированы особенности в государственных и правительственных обязанностях.

Значительный вклад в развитие формирования большого числа уже сформированных в настоящее время точных отраслей науки, совместно со школами менеджмента был внесен Робертом Оуэном (1771 – 1858) и его учением. До сих пор остаются актуальными некоторые его позиции касательно гуманности в производственном управлении, совместно с признанием потребности в обучении персонала и улучшении трудовых и бытовых условий для трудящихся.

Период систематизации (1856 – 1960 годы). Научная отрасль управления непрерывно модифицируется. Происходит создание новых направлений, школ, течений, происходит видоизменение и совершенствование научного аппарата, позиции ученых также трансформируются.

В целом, можно говорить о том, что формы современного менеджмента зародились в период промышленной революции XIX века. Появление фабрик, как элементов производства первичного образца, совместно с необходимостью в обеспечении трудом многих рабочих отражало недовольство владельцев результатами наблюдения за трудом рабочих. В итоге, отбирались и были обучены лучшие рабочие, чтобы в последующем они представляли интересы владельцев на самом производстве. Такие рабочие выступали в качестве первых менеджеров.

Согласно взглядам их представителей, управление является логическим процессом, который возможно выразить с помощью математики. Начиная с 1960-х годов происходит процесс выработки новых управленческих теорий, в основе которых находятся математические теории, благодаря чему происходит интегрирование методов математического анализа в субъективные решения менеджеров. На современном этапе, методы математики применяются почти во всех сферах системы менеджмента.

Революции в системе управления

Принято полагать, что началом формирования управленческих форм деятельности является период 4-5 тысяч лет назад, что является идентичным появлению первой управленческой революции.

Среди жрецов был создан особый тип – религиозные функционеры, в задачи которых входила реализация торговых операций, ведение деловой переписки и произведение коммерческих расчетов. Это стало результатом появления нового типа представителей делового мира: они пока еще не предприниматели и не коммерсанты, однако уже не представители бескорыстных религиозных профессий.

В качестве побочного результата управленческих форм деятельности жрецов выступило возникновение письма. На первом революционном этапе, управление было сформировано в качестве инструмента коммерческих и религиозных действий, позднее модифицируясь в социальные институты и профессиональные занятия.

Вторая управленческая революция появилась примерно в промежутке тысячи лет от первой, ее связывают с вавилонским правителем – Хаммурапи (1972 – 1750 годы до нашей эры). За годы его управления были подчинены Месопотамия и Ассирия. Для руководства настолько больших площадей было необходимо создание эффективной административной системы, благодаря которой становилось возможным успешное руководство на основе не личного произвола, либо племенного права, а подчиняясь единообразными законами.

В знаменитом своде Хаммурапи отражено 285 законов касательно руководства в различных сферах общественной жизнедеятельности, данный документ выступает в качестве ценного памятника древневосточному праву, а также следующей вехой исторического становления системы управления.

Исключительная значимость кодекса, созданного Хаммурапи, который регулирует все области в общественных отношениях социальных групп населения, заключается в том, что им была создана первая формальная система менеджмента.
Вторая революция способствовала выделению определенных категорий людей, которые профессионально занимались государственным управлением, совместно с отделением управленческих функций от власти, которой обладала церковь.

Характеристика третьей управленческой революции возможна через призму строительной деятельности и разработки сложных технических проектов, совместно с эффективными управленческими методами в системах контроля качества продуктов. Существенные результаты в разработке управленческих систем были достигнуты Древним Римом.

В число наиболее знаменитых из них выходит организация территориальных форм управления, автором которой является Диоклетиан (243 – 316 годы нашей эры), совместно с административными иерархическими формами в Римских католических церквях, в основу которых вошел функционализм, как система. Третья управленческая революция способствовала выделению групп людей, которые профессионально занимаются менеджментом в областях строительства и производства.

Четвертая управленческая революция по временным показателям почти идентична индустриальной революции XVIII–XIX веков, стимулирующей прогресс в европейском капитализме. В отличие от всех предшествующих революций, именно индустриальная революция в наибольшей степени способствовала развитию теории и практики управления.

С ходом событий, в которых индустрия выходила за рамки мануфактур (ручных фабрик), с последующим выходом за пределы фабричных систем (ранних машинных фабрик XIX века), было положено начало развития современной системы акционерных капиталов, владельцами все чаще осуществлялся уход от ведения бизнеса, как экономической деятельности, в рамках которой реализовывалось получение прибыли.

В качестве самой значимой характеристики данной управленческой революции выступает факт отделения процессов менеджмента от владения чем-либо, совместно с отделением от капиталов и областей, реализующих непосредственные формы деятельности, что стало основой в зарождении профессиональных управленческих систем. Новые системы собственничества ускорили развитие промышленности.

В данный период получила активное развитие сфера крупного промышленного производства, область построения сложных иерархических структур в управлении, совместно с областью разграничения секторов производственного труда. Были внедрены нормативные акты и стандарты, была определена формальная структура в должностных обязанностях, совместно с границами ответственности менеджеров.

В общем, смысл пятой управленческой революции заключается в разделении непосредственно управленческих обязанностей и определением специальных управленческих групп, за которым закреплен конкретный функционал. Помимо этого, пятую управленческую революцию связывают с началом создания и развития менеджмента в качестве полноценной науки.

Читайте также: