Шаолиньский монастырь доклад 5 класс

Обновлено: 18.05.2024

Находится монастырь в 80 км от административного центра провинции Хэнань, почти в центре современной Поднебесной.

Древние охранники монастыря.

Всевозможные устройства и тренировочные снаряды использовались в монастыре в огромных масштабах. Например, для тренировки прыгучести к животу, спине, ногам привязывали мешочки с песком или камни. Ученики отрабатывали все прыжки с этими отягощениями. Именно поэтому на плитах по сей день сохранились вмятины от ног практикантов.

В наши дни экскурсии в Шаолинь пользуются огромной популярностью среди туристов, которые приезжают в Китай. Несмотря на то, что многие здания монастыря неоднократно грабили и поджигали за многовековую историю, некоторые помещения сохранились и по сей день в первоначальном виде.

Мемориалы умерших монахов

Из-за большого потока туристов правительство решило сделать Шаолинь туристическим музеем, а для желающих изучать ушу построили специальную школу.

Легендарный монастырь был вознесен на крутом склоне, так что внутри каждый двор расположен выше предыдущего, напоминая изнутри лестницу.

Драгоценный зал великих героев – главное ритуальное помещение Шаолиня. Этот зал был восстановлен в 1986 году. Сразу напротив входа в помещение находятся скульптуры Будд Трех Миров: Будды-Лекаря, Шакьямуни и Будды Западного Рая Анитабха.

Часовые башни являются самыми высокими сооружениями Шаолиня, высота которых около 30 метров. Четырехэтажная Башня Колокола расположилась справа от монастыря, а слева находится Башня Барабана, в которой находится самый большой барабан в Китае.

Несмотря на то, что в монастыре находится огромное количество выдающихся религиозных памятников, основная достопримечательность Шаолиня – боевое искусство ушу.

Тысячи желающих, которые хотят изучать боевые искусства в Шаолине, каждый год записываются в школу при монастыре. К обучению допускаются не только китайцы, но и иностранцы. Самое главное – убедить монахов в истинности своих намерений, а также регулярно вносить плату за науку боя.

Иностранцы приезжают в Шаолинь в надежде прикоснуться к сакральным знаниям мастеров, стать учениками великого мастера, а также изучить тайную технику ушу.

Тренировки в Шаолине проводятся конечно же китайскими тренерами, но есть и возможность попасть на занятия к русскоговорящему тренеру. Это должно помочь русскоговорящим туристам быстро и легко все усвоить. Интенсивность и время тренировок обсуждается. Такая поездка обойдется вам в несколько тысяч долларов, но это того стоит.

А знаете ли Вы, что питание йогов является одним из самых сбалансированных. И это с учетом того, что их рацион в основном состоит из растительной пищи, в основном овощи и фрукты. Таким образом используется, как сейчас принято говорить, только здоровая пища.


В течение 1500 лет монахи искали просветления, медитируя или изучая древние буддийские писания

Пожилой монах пишет во дворе храма китайскую каллиграфию.


Кунг-фу можно проследить до 527 г. н.э., когда храм был захвачен индийским буддистом Бодхидхармой. История гласит, что он сидел в пещере неподалеку, медитируя девять лет. Это была такая интенсивная медитация, что отпечаток его тени остался на стене после того, как он закончил. Изображение здесь - эта тень вырезана и сохранена.

Пещера Бодхидхарма (Да Мо по-китайски) представляет собой естественную пещеру длиной семь метров и шириной три метра, расположенную на северо-западном склоне горы. Да Мо медитировал там в течение девяти лет с 527 по 536 год. В преддверии фотографии легенда рассказывает, что неподвижность святого была настолько совершенной, что он оставил свое изображение на стене. Камень был извлечен и сохранен в храме Шаолинь как драгоценная реликвия, которую можно увидеть и сегодня.


Именно в то время, когда Бодхидхарма растягивался в течение девяти лет медитации, он начал делать движения, которые станут кунг-фу. Согласно местным путеводителям, его ученики также копировали движения животных, чтобы расслабиться между медитациями, которые стали методами кунг-фу.

Монахи-воины храма Шаолинь растягиваются во время тренировки ранним утром 5 апреля 2005 года в Дэнфэне, провинция Хэнань, Китай.


Что случилось после этого, не очень понятно. В какой-то момент движения были усовершенствованы в боевые приемы, которые монахи могли использовать, чтобы либо ограбить богатых и отдать бедным, либо защитить свое богатство от бандитов.

Шаолиньские монахи тренируются в кунг-фу в монастыре Шаолинь или в храме Шаолинь, буддийском храме Чань на горе Сун, недалеко от Дэнфэна, Чжэнчжоу


В 1553 году монахи Шаолинь покинули храм. На этот раз 30 монахов отправились на китайское побережье, чтобы сражаться с японскими пиратами

Монах Шаолинь тренируется на пляже 10 сентября 2015 года в Богнор Регис, Англия.


Когда в 17-м веке на храмы напали, легенда гласит, что пять беглых монахов-воинов разобрались и распространили кунг-фу по всему Китаю, что в итоге привело к созданию каратэ. Ученые отклоняют большую часть этого как преувеличение

Двое молодых воинов-монахов из знаменитого храма Шаолинь работают над своим балансом и боевой техникой на деревянных блоках в провинции Хэнань 20 июня 2015 года, Шаолинь, Китай.


В 1979 году, когда храм был официально открыт, осталось только 11 старых монахов. Они снова начали преподавать. Но храм не мог быстро восстановиться.

Хэнань в Шаолине, Китай - Зал поклонения, называемый главным павильоном, является самым большим зданием храма. Он был построен во времена династии Цзинь (317–420 гг.), Восстановлен тринадцатым годом императором Юн Чжэн из династии Цин (1644–1912 гг.) И вновь восстановлен в 1986 году. Статуи Будды трех миров (настоящее, прошлое) Будущее) здесь поклоняются. Именно здесь происходит большинство буддийских церемоний.


Наряду с популяризацией храма в Голливуде, еще один фактор способствовал возрождению храма - Ши Юнсинь, который стал настоятелем храма в 1999 году. Ши привел к значительным изменениям в управлении храмом

Ши Юнсинь, настоятель храма Шаолинь, встречает посетителей 24 августа 2006 года в Дэнфэне, провинция Хэнань, Китай.


Будучи молодым монахом, он уже продемонстрировал свои амбиции в отношении храма, когда организовал празднование 1500-летия храма, чтобы привлечь внимание. Он также успешно подал в суд на компанию по производству колбас, которая использовала название храма для рекламы. Он был возмущен тем, что этот символ использовался для продажи мяса.

Ши Юнсинь, настоятель храма Шаолинь.


Он неоднократно говорил, что дзен-буддизм является приоритетом храма перед боевыми искусствами. В 2005 году он объяснил образ жизни своего монаха в New York Times, и при этом даже не упомянул кунг-фу, вместо этого сосредоточившись на еде и уроках.

Монах Шаолинь медитирует 10 июля 2018 года в Бурсе, Турция.


Кунг-фу предназначен для физического выражения Дзен

Боевое искусство в храме Шаолинь на горе Суншань в уезде Дэнфэн 7 июля 2018 года в Чжэнчжоу, провинция Хэнань, Китай.

Шаолинь – самое известное в Мире боевое искусство , покрытое тайной и легендами о мастерстве ведения боя монахами Храма Шаолинь.

Мастерство бойцов Шаолиня и пугает и удивляет совершенством над телом человека и законами физики. Эти способности монахов не поддаются логическому объяснению. Одно известно, что главным отличием в технике ведения боя и достижения сверхчеловеческих способностей, является развитие духа и контроль над энергией жизни – ЦИ, с полной гармонией с природой и животными.

Монахи Шаолиня

История Шаолинь

Из 5 священных гор Китая, горы Суньшань – центральные. Их местоположение дает мощную энергию, обладающую целительной силой. Еще до первых поселений, возникших еще в первом тысячелетии до .н.э., здесь селились монахи, отшельники, мистики, колдуны, философы – ищущие истинных знаний о бытие.

Это место посещения правителей средневекового Китая для общения с духами. Эти горы стали прародиной Ушу и различных мистических школ даосских учений. Здесь и начинается история Великого знаменитого на весь мир монастыря Шаолинь.

Мир не знает более известного монастыря, чем монастырь боевых искусств Шаолинь. Слава и известность монастыря не преувеличена. Воины-монахи действительно были грозной силой и ни чуть не уступали профессиональным военным Китая, даже их превосходили.

Монастырь Шаолинь

За всю древнюю историю Китая, монастырей с названием Шаолинь насчитывалось около десяти. Но уцелел лишь один – прародитель. Это северный монастырь Суньшань.

Монастырь Шаолинь

Основатель Шаолинь Бодхидхарма (Дамо)

Дамо учил: “каждый человек является потенциальным Буддой , необходимо лишь его пробудить в себе”. Дамо сделал все возможное, чтобы распространить свое учение Чань, и чтобы все пришли к Будде.

Перед тем как Бодхидхарма передал свое учение монахам, он просидел 9 лет в пещере , размышляя и философствуя над проблемами мироздания и бытия. Тогда солнечный яркий свет выжег на стене пещеры его облик за проведенные 9 лет медитации. За это монахи прониклись уважением и почтением к силе его духа. И тогда приняли его учение как истину.

Эта пещера, где медитировал Дамо является одной из главной святынь Шаолиня. Все буддисты мира считают это место идеальным для медитации.

После долгих медитаций тело Дамо потеряло свою гибкость. Он изобрел систему упражнений для обновления и усовершенствования связок и костного мозга. И научил монахов, так как видел, что их тела страдают от долгих медитаций.

Путь Шаолиня

В воспитанники в монастырь Шаолиня принимаются дети от 4 до 6 лет. К 18 годам они должны сделать выбор: или уйти в мирскую жизнь, где продолжать учение и распространять его среди мирных людей или остаться в Храме Шаолинь навсегда.

Бодхидхарма

Ученики занимаются весь день. Но лучшее время для тренировок, считают монахи, с 3 до 7 утра.
Еще до появления Дамо, существовали боевые искусства, основанные на стиле пяти животных. Но Дамо вместе с этим принес еще и свою особенную философию. Что изменило в корне суть тренировок и мировоззрение.

Философия Шаолинь

Шаолиньский Монах

Во все времена монахи странствовали по всему свету и распространяли свое учение, о чем и говорит слава и известность монастыря Шаолинь. Эти странствия были направлены на сбор денег для своего Храма, так как пять заповедей монаха Шаолиня не давали возможности добыть много денег.

В начале становления Шаолинь на монахов часто нападали разбойники, а при малейшем неповиновении и сопротивлении их убивали. Со временем положение изменилось. Разбойники стали обходить стороной послушников монастыря Шаолинь и боялись их намного больше чем солдат. В чем причина?

Путем длительных уникальных физических тренировок и медитаций, монахи шаолиня достигали невероятной силы духа и тела . При этом уходили многие годы для достижения таких целей, но результаты того стоили. Дзен буддизм помог монахам обрести полный контроль над телом, над разумом и эмоциями.

Один ученик монастыря Шаолинь мог противостоять целому отряду солдат и при этом остаться в живых, тем самым создавая мифы и слухи о непобедимости монахов.

Иная сторона учения Дамо

Однако концепция пути шаолиня никогда не рассматривала боевые навыки как основное направление. В основу бралось духовное развитие человека.

Шао-Линь

Заповедь боевой добродетели гласит:

  • монах никогда не будет биться с монахом
  • монахи не должны нападать первыми

Шаолиньские монахи никогда не считали себя солдатами или бойцами. Они вынуждены были использовать свое умение только для самозащиты или восстановление справедливости.

При главном входе в монастырь Шао-Линь стоит памятник шаолиньского монаха в полный рост, в приветственном боевом поклоне. Что говорит: “Мы пришли с миром и не желаем зла, но можем за себя постоять” . Поэтому главная цель очень сложных физических тренировок – это самосовершенствование и полный контроль над потоком энергии тела, чистый разум и добро души.

Секрет способностей монахов Шаолиня

Энергия “Ци” – в переводе с китайского означает дух или жизненная энергия. В других боевых учениях она называется по другому, но суть одна. Именно правильное использование энергии Ци, понимание ее позволяет достичь невероятных высот по управлению своим телом и духом.

Эффект применения Ци мастером может быть невероятным и неправдоподобным. Человек может контролир,овать боль, может совершать, то, что простым людям это покажется невозможным.

Чань-буддизм основан на развитии всех пяти чувств человека на все 100 процентов и улучшение памяти, мышления, логики и интуиции.

Так возник особый вид боевых искусств Китая – Шаолинское Ушу , с его легендарными физическими тренировками и боевым психотренингом. О которых снято множество художественных и документальных фильмов. Конечная цель – постижение самого себя и полное слияние с Абсолютом.

Хум и Ха

И достигнув прозрения человек не выпадает из жизни, а приобретает другое, иное видение реальности, получив силу изменения законов физики и бытия. Путем приобретения душевного равновесия человек становится непоколебим. Путем длительных медитаций и развития внутренней мудрости монахи шаолиня приобретают сверхчеловеческие способности, могут видеть прошлое и будущее.

Благодаря практике чань-буддизма монах в бою может выбрать лучший вариант ведения боя, это помогает также и в любой экстренной жизненной ситуации. При этом появляется способность мгновенно отреагировать на любую неожиданность – на стресс или внезапное нападение. Именно это умения чань привлекает множество мастеров боевых искусств и простых людей в монастырь шаолиня.

Застать врасплох монаха шаолиня невозможно , так как он на духовном уровне заранее почувствует негативную энергию, направленную против него и будет готов к этому. Боевой комплекс созданный сотнями лет боевыми наставниками шаолиня вобрал в себя наиболее эффективные приемы, в том числе тайные приемы воздействия на болевые точки человека, захваты и освобождения от захватов.

Этот комплекс получил название “Кулак шаолиня” . Почему один монах мог противостоять 10 солдатам профессиональной китайской армии. За это их боятся и уважают. О чем гласит легенда, основанная на реальных событиях о 13 воинов монахах шаолиня.

Легенда о тринадцати воинах монахах

Впервые известность монахов шаолинь проявилась в рассказах китайского народа, когда в начале 7 века понадобилась помощь императору династии Тан – Ли Шиминь.

Монахи Шаолиня

Этот прославленный отряд возглавил один из лучших инструкторов по боевым искусствам – Таньцзун. Он был знаменит своим умением в бою на коне с посохом. В походе участвовали знаменитые мастера ушу Шаньху, Хуэйян, Чжицяо.

13 монахов приняли тяжелый бой, и враги императора были разбиты. Император снова взошел на трон. А монастырю были пожалованы земли. Тогда монахам было разрешено пить вино и есть мясо. Но монахи шаолинь не едят мясо и не пьют вино. Хотя сила слова того императора не отменена и есть и пить можно и по сей день.

Монахи шаолинь, как и все буддисты придерживаются пяти заповедей:

  • Не убивай
  • Не воруй
  • Не прелюбодействуй
  • Не пей вина
  • Не лги

Спасенный император жаловал монастырю Шаолинь почетный титул – Первый монастырь Поднебесной . С разрешением содержать особые монашеские боевые войска, численностью в 500 человек.

На территории монастыря до сих пор сохранилась каменная Стелла с надписью самого императора Ли Шиминя , подтверждающие все привилегии данные монастырю Шаолинь. Благодаря императору увеличена библиотека монастыря. Эта легенда о справедливости, силе, мужестве, добродетели монахов Шаолинь – это реальность, доказанная документально и обоснована реальными фактами из истории Китая.

Реформы Шаолиня

В 10-11 веках был создан спец.отряд из монахов бойцов. Отряд – почитаемый в Поднебесной. Монахи Шаолинь всегда были готовы защищать свою обитель и своего императора. А чтобы защищать страну и свой Дом, нужно уметь обладать воинским искусством. Для монахов выйти на тропу войны, не обучившись боевым навыкам заранее – значит предать свое учение и страну.

Shaolin

В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй . Это был монах – реформатор, сделавший очень многое для всего китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходит из монастыря. При этом, возвращаясь в мир, они рассказывали о себе, как о каких-то шаолиньских супергероях, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывали различные небылицы.

Тогда настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику.

36 ступеней Шаолиня

Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапа ученик должен был сдавать экзамен.

  • В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
  • Во вторых залах – удары руками.
  • В третьих – ногами.

На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия.
Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав – особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами – профессиональными бойцами Шаолинь.

Монахи храма Шаолинь

Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили – тем, кому не удастся дойти до них с первого раза – навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.

Поэтому монахами становятся не все – это правило работает и в наше время .

Роль Шаолинь в Китайской истории и истории Мира

В 13 веке, когда началось правление монголов, настоятель Фуюй открыл 5 филиалов главного монастыря Шаолинь. В эти филиалы посылались специальные монахи не только для проповедей учения Дамо, но и для обучения шаолиньскому ушу. Монахам нельзя было носит холодное оружие, а вот посох, не считался холодным оружием и всегда был под рукой.

Храм Шаолинь

Посох – главное оружие монаха Шаолинь. Фуюй ввел специальный комплекс занятий с посохом. Сам настоятель мог одним взмахом своего посоха свалить более 3 воинов, сильных и вооруженных мечами. А его монахи – ученики безо всякого труда и малейшего страха на лице отбивали посохами град стрел, летящих в них.

Исторические хроники повествуют, что монахи шаолинь неоднократно помогали правителям Китая в борьбе с разбойниками и пиратами. В 14 веке, в начале правления династии Минь, на приморской границе Китая регулярно совершали грабежи и набеги японские пираты, различные разбойники.

В 1553 году в борьбе с набегами приказано было возглавить войско одному из наиболее талантливых полководцев того времени Цинь Цигуа. Тогда он начинает собирать самых известных бойцов по всему Китаю.

Но историки затрудняются в численности этого войска. Одни говорят, что монахов было более тридцати человек, другие, что более ста. Логически предположить, что каждый из тридцати монахов возглавлял и обучал свой отряд бойцов.

Лес Пагод

Эта путаница состояла в том, что каждый объявлял себя монахом храма Шаолинь, если более и менее, обладал боевым искусством и каким-либо оружием.

Монашеское воинство, вооруженное одними лишь посохами, длиною более 2 метров и весом 15 кг. было сформировано и готово. Владение таким оружием говорило о не дюжей силе монахов. Миф о том, что буддистский монах был человеком маломощным, занимавшимся в основном духовными поисками был полностью развеян после этих вылазок против пиратов.

Все увидели, что монахи в сражении превосходили даже профессиональных тренированных лучших воинов, собранных со всего Китая . Шаолиньские монахи, сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице вступали в бой сразу с несколькими противниками и выигрывали, пытаясь все таки оставить большинство в живых, о чем говорит их слава о справедливости и добродетели.

Противник и союзник были шокированы, когда монахи использовали неизвестными и непонятные боевые приемы, которых ни кто не знал и не понимал. А самое страшное для всех, что монахи не боялись ни боли, ни страшились и смерти.
По историческим данным монахи участвовали в более 100 сражениях с японцами . Одна из легенд, основанная на фактах из летописи рассказывает, как в одном сражении 4 монаха сражались с целым отрядом японцев. Отряд насчитывал более сотни японцев.

Лес Пагод

Самая старая Пагода построена в 8 веке н.э. Великий полководец очистил Китай от японских пиратов и разбойников. После этого слава Шаолиня и хранителей боевых искусств осталась на века.

Выдержки про Шаолинь

В уездных хрониках области Юн Бо говорится, что Шаолинь не имеет себе равных в Поднебесной по техники кулачного боя. Что один странствующий монах может устоять против врагов, превосходящих его в количестве в десятки раз.

Золотой век Шаолиня

Расцвет Шаолинь приходит на правление династии Минь. А это время 14-16 веков. При этом количество монахов бойцов росло, однако попасть в монастырь Шаолинь было не так просто.

Легенды Шаолиня гласят, что принимали только, тех, кто мог выдержать самые тяжелые испытания не только тела, но и духа.

Современный Шаолинь

По сей день монастырь охраняется стражами, которых называют Хум и Ха. Эти статуи строго наблюдают за намерениями, входящих в храм. Настоящие мастера боевых искусств могут парализовать противника одним лишь боевым кличем. О связи голоса с нервными центрами хорошо знали в Шаолине.

Поэтому все упражнения монахов сопровождаются мощными выкриками и выбросом энергии Ци. Хум произносится с закрытым ртом, а Ха с открытым.

Шаолинь

В своих записках и отчетах, путешественники рассказывали, что занятия монахов боевыми искусствами подчинены лунному календарю. Монахи тренировались обычно на рассвете. И особенно активно в первую половину лунного месяца. В этот период все силы человека на подъеме. Линии звезд в Шаолине учитывались и других мероприятиях, таких как военные походы.

Шли века, и боевое искусство монахов росло. Монастырь Шаолинь развивался за счет прихода новых мастеров боевых искусств и нововведений . Но продолжительные тренировки не рассматривались монахами Шаолинь как основное направление. Совершенствование тела – это всего лишь продолжение религиозной практики и медитации.

В 1920 годах, когда в стране случилась неразбериха . Когда каждый регион, любая деревушка объявила свою независимость, и где был свой правитель – монастырь был разбит и сожжен. Монахи разбрелись по всему Китаю. Кто-то пошел на военную службу. Многие стали профессиональными военными, так как имели боевую подготовку на высоком уровне.

Воевали во второй мировой. И только в 1970-х годах японский последователь учения Дамо, при помощи японского правительства, которое выделило денежные средства – восстановил Храм Шаолиня и отыскал оставшихся в живых монахов.

Сегодня учение Шаолинь и Храм Шаолинь – более похож на музей, где билеты очень дорогие. На прилегающей территории монастыря работают мелкие сувенирные лавочки, небольшие ресторанчики, закусочные.

Когда то здесь была благоговейная тишина, покрытая тайнами. Иногда слышны выкрики тренирующихся монахов. Сейчас бродят толпы туристов, рассматривая красоты монастыря, памятники культуры.

Однако в закрытую часть монастыря, где тренируются и медитируют монахи, попасть невозможно и в наши дни. Многие считают, что Шаолинь медленно, но верно уходит в историю, однако настоятели монастыря всеми силами стараются сохранить и приумножить сокровища Шаолиньских мастеров.

О величии Шаолинь и его послушников, можно узнать о регулярно проходящих фестивалей Шаолинь, где демонстрируется сила и умение монахов, не подвластные логическому объяснению.

Судьба Шаолиня величественна, удивительна, противоречива и трагична. По сути, Шаолинь – это живая легенда китайской культуры и религии, корнями уходящая в глубину китайской боевой традиции.


Когда началась эпоха "видеосалонов" мой первый фильм там был "Шаолинь: претенденты на смерть". Сказать, что это оставило во мне неизгладимый след - это ничего не сказать.

Это уже потом я узнал, что за всю древнюю историю Китая, монастырей с названием Шаолинь насчитывалось около десяти. Но уцелел лишь один – прародитель. Это северный монастырь Суньшань.

Так были ли там знаменитые и легендарные боевые монахи?


Монастырь был основан еще в 495 году, но лишь в 530 обрел свой путь. Дело в том, что именно в этом году в Шаолинь прибыл первый патриарх чань-буддизма, Бодхидхарма (Дамо). Он научил местных монахов новому методу совершенствования и в корне изменил сложившуюся буддистскую традицию. Теперь монахи практиковали медитацию путем развития боевых навыков.

Перед тем как Бодхидхарма передал свое учение монахам, он просидел 9 лет в пещере, размышляя и философствуя над проблемами мироздания и бытия. Тогда солнечный яркий свет выжег на стене пещеры его облик за проведенные 9 лет медитации. За это монахи прониклись уважением и почтением к силе его духа. И тогда приняли его учение как истину.

Эта пещера, где медитировал Дамо является одной из главной святынь Шаолиня. Все буддисты мира считают это место идеальным для медитации.

Причиной занятий монахов искусством рукопашного боя стала необходимость физического выживания в условиях суровой горной природы, угрозы нападения диких зверей, и, кроме того, княжеских междоусобиц. Монастырь Шаолинь расположен в глубине горной гряды Суншань, что обусловило суровые условия быта монахов. Все это требовало от них крепкого здоровья, неприхотливости в повседневной монастырской жизни и умения защитите себя. Поэтому физическая тренировка посредством занятий боевыми искусствами стала для них необходимостью. Владение приёмами боя позволяло защитить себя и от хищников.

Монахи ШаолиняЭпоха Суй - время расширения владений Шаолиня. Так как постройки монастыря и его земли раскинулись в предгорьях гряды Суншань, где находили прибежище вооружённые шайки, промышлявшие грабежом, монастырь вынужден был создать для самообороны собственный небольшой военизированный отряд. Характер действий защитников монастыря был предопределен условиями его существования: акцент делался не на крупномасштабные операции вооруженных отрядов, а на мастерство и отвагу отдельных монахов-бойцов.

Со временем практика монашеского ушу приобретала все более глубокий характер, и на рубеже эпох Суй и Тан монахи Шаолиня прославились своим боевым искусством по всей стране.

После прихода к власти династии Суй император Вэнь-ди (правил в 581-605 гг.), чрезвычайно почитавший буддизм, пожаловал монастырю 100 циней (около 667 гектаров) земли. С тех пор Шаолиньский монастырь стал крупным поместьем, а монахи превратились в землевладельцев. В конце царствования династии Суй в охране произошли массовые беспорядки, войны вспыхивали одна за другой, случилась засуха и неурожай. В таких условиях монастырь Шаолинь, имевший обширные земельные угодья, стал объектом нападения повстанческой армии, состоявшей из голодных крестьян. Отряды восставших подступили к монастырю и сожгли его. От построек уцелела только одна пагода. После этих событий монахи, занимавшиеся ушу, организовали вооруженный отряд для обороны от грабителей. Впоследствии монахи-бойцы не только успешно защитили свою территорию, но и оказали помощь императорскому двору. Широкую известность получила история о том, как тринадцать монахов Шаолиня помогли танскому императору подавить мятеж.

За эту помощь монарх даровал монастырю высочайшее соизволение содержать войско монахов: так Шаолинь и стал первым во всей стране центром боевых искусств.


В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй. Это был монах – реформатор, сделавший очень многое для всего китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходит из монастыря. При этом, возвращаясь в мир, они рассказывали о себе, как о каких-то шаолиньских супергероях, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывали различные небылицы.

Тогда настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику.

36 ступеней Шаолиня

Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапаМонахи храма Шаолинь ученик должен был сдавать экзамен.

В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
Во вторых залах – удары руками.
В третьих – ногами.

На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия.

Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав – особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами – профессиональными бойцами Шаолинь.

Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили – тем, кому не удастся дойти до них с первого раза – навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.


Когда началось правление монголов, настоятель Фуюй открыл 5 филиалов главного монастыря Шаолинь. В эти филиалы посылались специальные монахи не только для проповедей учения Дамо, но и для обучения шаолиньскому ушу. Монахам нельзя было носит холодное оружие, а вот посох, не считался холодным оружием и всегда был под рукой.

Посох — главное оружие монаха Шаолинь. Фуюй ввел специальный комплекс занятий с посохом. Сам настоятель мог одним взмахом своего посоха свалить более 3 воинов, сильных и вооруженных мечами.

Исторические хроники повествуют, что монахи шаолинь неоднократно помогали правителям Китая в борьбе с разбойниками и пиратами. В 14 веке, в начале правления династии Минь, на приморской границе Китая регулярно совершали грабежи и набеги японские пираты, различные разбойники.

В 1553 году в борьбе с набегами приказано было возглавить войско одному из наиболее талантливых полководцев того времени Цинь Цигуа. Тогда он начинает собирать самых известных бойцов по всему Китаю.

Но историки затрудняются в численности этого войска. Одни говорят, что монахов было более тридцати человек, другие, что более ста. Логически предположить, что каждый из тридцати монахов возглавлял и обучал свой отряд бойцов.

Эта путаница состояла в том, что каждый объявлял себя монахом храма Шаолинь, если более и менее, обладал боевым искусством и каким-либо оружием.


Монашеское воинство, вооруженное одними лишь посохами, длиною более 2 метров и весом 15 кг. было сформировано и готово. Владение таким оружием говорило о не дюжей силе монахов. Миф о том, что буддистский монах был человеком маломощным, занимавшимся в основном духовными поисками был полностью развеян после этих вылазок против пиратов.

Все увидели, что монахи в сражении превосходили даже профессиональных тренированных лучших воинов, собранных со всего Китая. Шаолиньские монахи, сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице вступали в бой сразу с несколькими противниками и выигрывали, пытаясь все таки оставить большинство в живых, о чем говорит их слава о справедливости и добродетели.

Противник и союзник были шокированы, когда монахи использовали неизвестными и непонятные боевые приемы, которых ни кто не знал и не понимал. А самое страшное для всех, что монахи не боялись ни боли, ни страшились и смерти.

По историческим данным монахи участвовали в более 100 сражениях с японцами. Одна из легенд, основанная на фактах из летописи рассказывает, как в одном сражении 4 монаха сражались с целым отрядом японцев. Отряд насчитывал более сотни японцев.

Расцвет Шаолинь приходит на правление династии Минь. А это время 14-16 веков. При этом количество монахов бойцов росло, однако попасть в монастырь Шаолинь было не так просто.

Легенды Шаолиня гласят, что принимали только, тех, кто мог выдержать самые тяжелые испытания не только тела, но и духа.


Но к 1925 году в монастыре практически не осталось настоящих мастеров. А в 1928 году бесчинствующий военачальник Ши Юань так и вовсе поджег Шаолинь, уничтожив уникальные источники знаний. Огромной утерей стала гибель трактата великого Чжан Саньфэна, считавшегося единственным источником знания Тайцзицюань.

Восстановлением самобытной культуры Шаолиня намного позже занялся У Шанлинь, сын последнего мастера Цзи Цзиня. Три года он обучал монахов Шаолинь — все современные мастера легендарного монастыря ведут историю своих навыков именно от них.

Китаю дорого далось восстановление Шаолиня. После Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семеро монахов и лишь трое из них ранее изучали шаолиньские боевые искусства. Власти страны в принудительном порядке привлекли мастеров ушу со всей округи. Они-то и стали прародителями современной школы Шаолинь.

Боевое искусство монахов называется Шаолинь-Сы Цюань-Фа, или сокращенно Шаолинь-Цюань. Сюда входит не только рукопашный бой, но и уникальные способы владения оружием.

Постепенно монастырь занял знаковое место в массовой культуре. Шаолинь вырос, превратив весь регион в настоящую Мекку туризма. Сегодня вокруг него существует бесчисленное количество коммерческих школ боевых искусств, которые, по сути, являются всего лишь школами кунг-фу и ушу.

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге есть канал Telegram. Подписывайтесь, там будет интересная информация, которая не публикуется в блоге!

Читайте также: