Сергий радонежский заступник земли русской доклад

Обновлено: 08.07.2024

Чтобы представить себе, что такое святость, молитвенность, вера православная, надо обязательно приехать в лавру преподобного Сергия – в Сергиев Посад. Она отдалена от Москвы на 65 км – это направление Ярославской ж\д, час с небольшим на электричке. Но если путник оказался здесь однажды, то его всегда будет тянуть в эти места. В лавре бывают счастливые минуты, когда остаешься один, и в вековечной тишине, созданной монастырскими стенами, кажется : не шум машин на шоссе слышан, а гудение старинного бора. Чудится, что вот – вот прошел из своей кельи в Божий храм игумен монастыря и начал службу…

Глава 1. Варфоломей Кириллович.

Точная дата рождения Варфоломея Кирилловича неизвестна: на основании разных источников называют 1314 г.(3 мая), 1319 г., 1322 г. Он родился в селе Варницы под Ростовом Великим. Отец его, боярин Кирилл, служил сначала у ростовского князя, а потом перешел на службу к Ивану Даниловичу Калите.

С раннего детства у него была тяга к святой жизни: Варфоломей уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия, питался только хлебом и водой, а по средам и пятницам постился.

В 1328 г. родители Варфоломея, доведенные до нищеты, вынуждены были переселилиться из Ростова в небольшой подмосковный городок Радонеж. Они скончались в 1337 г. и были похоронены в Хотьковском монастыре. В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника и после смерти родителей он раздал большую часть своего имущества бедным и вместе со старшим братом Стефаном, который после безвременной смерти жены принял монашество, поселился среди глухого леса в 10ти верстах от Хотьковского монастыря в уединенном месте, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Братья устроили себе сначала шалаш, а потом бревенчатую келью, возле которой поставили небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы (единого в 3х лицах Бога – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой) служил в ту эпоху символом любви и уединения.

Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, через некоторое время покинул своего брата и ушел в Москву. Варфоломей остался тверд в своих замыслах. В 1342 г. игумен Митрофан постриг его в монашество с именем Сергей и он начал свой монашеский подвиг.

Глава 2. Сергий Радонежский.

Твердость его была удивительной. Стужу, голод, жажду, изнурительную тяжелую работу – неизменных спутников жизни отшельника – терпел он со смирением. Кроме хлеба, который время от времени приносил ему из Радонежа младший брат Петр, у Сергия не было другой пищи. Зимними ночами приходили к келье стаи голодных волков, иногда приходил медведь (с ним Сергий из жалости делился скудной пищей).

Доставалось Сергию и от бесов, которые часто принимали образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. Однажды, когда он молился, они вломились к нему прямо в церковь, но вынуждены были отступить перед его верой и твердостью.

Новым было для России монашеское общежитие. Радонежская братия стала выражать недовольство руководством Сергия. Возмущался и брат Стефан, вернувшийся к Сергию. Тогда преподобный ушел из лавры и основал на реке Киржач новую обитель. Но согласие не восстановилось в Радонеже. Некоторые из монахов стали уходить к Сергию. И тут оставшиеся через митрополита Алексия просили Сергия вернуться в Радонеж. Преподобный возвратился, и с тех пор мир в обители больше не нарушался.

С годами местность вокруг монастыря становилась все более заселенной. Вслед за монахами пришло в эти места много крестьян-переселенцев, которые быстро вырубили леса, распахали поля. Затем мимо монастыря была проложена дорога в северные города. Обитель Сергиева как бы вдруг выдвинулась из дремучих лесов на распутье людской жизни. Но и после этого еще очень долго уделом Сергиевых иноков была самая суровая, ни чем не прикрытая бедность. Монахи нуждались буквально во всем: недоставало пищи, одежды, вина для литургии, воска для свеч, елея для лампад (вместо них перед образами зажигали лучины), взамен пергамента для книг употребляли бересту, ели и пили из деревянных сосудов, которые изготавливали своими руками. В это скудное время, по свидетельству сподвижников Сергия, его молитвами стали совершаться чудеса. Так, например, после горячей молитвы игумена вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды (до этого братии приходилось с немалым трудом приходилось доставлять воду издалека). Затем, благодаря молитвам святого, случилось несколько чудесных исцелений. Слава о Сергии стала греметь по всей округе. К нему потянулись болящие и калеки, и многие после бесед со святым и его молитв испытывали облегчение, а некоторые и вовсе получали полное исцеление. Сергий умножением числа посетителей благосостояние монастыря стало поправляться. Но сам Сергий никогда не имел пристрастий к земным вещам, все раздавал братии или беднякам. До самой смерти он носил сшитую им самим ветхую одежду из сермяжной ткани и простой овечьей шерсти. Между тем известность его распространилась далеко за пределы Радонежа. Даже патриарх

Константинопольский знал о Троицком игумене и отправлял к нему свои послания.

Жизнь отрока, добровольно затворившегося в монастырской ограде, размеренна и небогата событиями. Однако Сергию не раз приходилось покидать Радонеж и совершать миротворческие походы, с тем чтобы вразумить князей и заставить их прекратить гибельные для страны усобицы. Чувствуя огромную духовную ответственность за все, что происходило на Руси, великий старец всеми доступными ему средствами стремился утвердить правду Евангелия перед лицом жестокого мира. Следуя заветам древних христианских подвижников, он никогда не садился на коня и пешком, порой с риском для жизни, среди войн и мировых поветрий, ходил с призывами к миру в Нижний Новгород, Ростов, Рязань, Тверь.

Для русских людей Сергий был почти что тем, кем были древние пророки для иудеев. Не только простолюдины, но уде бояре и великие князья искали его советов и благословления.

Глава 3. События Куликовской битвы.

После этих событий авторитет Сергия на Руси сделался непререкаемым.

В 1385 г., когда между Дмитрием Донским и рязанским князем Олегом разразилась война, великий князь попросил Сергия принять на себя труд миротворца. Поздней осенью Сергий отправился пешком в Рязань и там много беседовал с Олегом о мире и любви. Под его влиянием Олег переменил свирепость на кротость, утих и умилился душой и заключил с московским князем вечный мир.

После этого он тихо скончался. Знавшие его писали позже, что никогда за всю свою жизнь он ни на что не жаловался, ни на что не роптал, не унывал, не скорбел, всегда был спокоен, невзирая на искушения и скорби человеческие.

Уже вскоре после смерти Сергий стал почитаться Троицкими монахами как святой. В 1422-1423 гг. над могилой Сергия был выстроен сохранившийся до наших дней каменный собор во имя Троицы.

Скромному Радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покровителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье, делали сюда богатые вклады. К образу Сергия обращались в тяжелые для России времена.

Всего преподобным Сергием и его учениками основано около 70 монастырей. Это явилось решающим условием в деле сплочения Руси, оздоровления ее нравственности и послужило просвещению народа, обогатило Русь книгами, иконами. Москва окончательно утвердилась как столица Руси.

Дни памяти преподобного Сергия Радонежского – 18 июля и 8 сентября.

Сергий Радонежский внес огромный вклад в развитие духовной культуры Руси. Он Ангел и небесный заступник Русской земли. Существует множество версий о сотворении мира, множество религий, богов, легенд, мифов, но Сергий Радонежский это не миф и не легенда, он был, есть и всегда останется в истории Русского государства.

Список литературы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.

В.О. Ключевский

Прошли века, и там, где прежде

Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде

Оплотом веры монастырь.

Кресты и главы золотые

Венчают иноков приют,

Где мощи Сергия святые

Нетленно в раке почиют.

Он отвращал молитвой беды

И в грозный час у Бога сил

Дар силы, славы и победы

Стране любимой испросил.

Толпы несчетные народа

К святыням дивным на поклон

Сюда приходят год от года

Со всех концов, со всех сторон.

Это стихотворение посвящено человеку, чье имя является одним из самых заветных и святых для сердца русского человека. Имя его Сергий Радонежский.

Цель работы: воздать память игумену земли Русской преподобному Сергию Радонежскому — масштабной личности, сыгравшей выдающуюся роль в судьбе нашей страны.

Рассказать о святом преподобном Сергии Радонежском, основателе Троице-Сергиевой лавры.

Выяснить, почему и за какие дела Сергия Радонежского считают великим деятелем России и игуменом земли русской.

В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфоломей (в честь апостола Варфоломея), родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Существует несколько точек зрения на дату его рождения. Но современные ученые называют дату 3 мая 1314 год.

В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.

2.2. Начало монашеской жизни

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки. Образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла. В обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда. Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший Радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

2.3. Служение Сергия Радонежского

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь и отправляется в Тверь под защиту князя Михаила Александровича Тверского.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к Радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

2.4. О недоверчивом иноке и трех слепых конях

Некий инок, находившийся в больнице, слышал, что рассказывали о чудесах великого Сергия, и, лежа на своей постели, в простоте размышлял о конях, на которых Преподобный послал трех иноков в Москву с вестью, – откуда взялись эти кони, кто их видел и правда ли все это.

Он захотел обернуться – и вдруг встал на ноги совершенно здоровым и узнал чудотворца по облику, запечатленному на иконе.

Старец почувствовал себя здоровым, и, объятый страхом, каялся в том, что прекословил святому, а потом пришел своими ногами в церковь и рассказал всем о случившемся с ним. А тех слепых коней искали повсюду, но не нашли.

2.5. Старость и кончина преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона . Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:

25 сентября 1392 года Сергий скончался.

В своей работе я рассказал о святом преподобном Сергии Радонежском, основателе Троице-Сергиевой лавры, и выяснил, почему и за какие дела Сергия Радонежского считают великим деятелем России и игуменом земли русской.

Каждому из нас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от нас зависит, какую частичку себя мы оставим на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнему, толерантности, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе.

Я считаю, что таких людей, как преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, мы должны всегда помнить и чтить, ведь он сыграл выдающуюся роль в судьбе нашей страны.

Список используемой литературы

1. Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — М., 2006.

3. Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского // Странник . — 1892. — № 9.


Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314 г. — 25 сентября 1392 г.) — святой, преподобный, величайший подвижник земли Русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Родился в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Петр. Уже в младенчестве ОН, по преданию, отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом благодаря терпению и труду он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. В 1328 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (недалеко от Москвы).

После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат Стефан. Стремясь к строжайшему монашеству, к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его. Оставшись один, Варфоломей принял в 1337 г. иночество под именем Сергия.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиева лавра, и Сергий был ее вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная с крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх Константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, и которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести и монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях.

Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться с еще большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. 25 сентября 1392 г. Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенская на Киржаче, Борисоглебская близ Ростова, Георгиевская, Высотская, Голутвинская и др.), а его ученики — до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

С давних времён на Руси существовали люди, которые бескорыстно помогали другим, не требуя ничего взамен, совершали подвиги во имя мира и добра, защищали Родину и с мечом в руках, и с добрым напутствием на устах. Их причисляли к лику святых. Жизнь русских святых — это пример высокого служения добру, Родине, справедливости. Святые Иоанн Кронштадтский, Пётр и Феврония Муромские, Александр Невский, Андрей Первозванный, Антоний Великий, Сергий Радонежский помогали людям, служа добром и правдою, совершали подвиги во имя Отечества.

Происходил Преподобный Сергий из знатного рода. Родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец состоял на службе у князя. Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея и Петра. Варфоломей – это имя будущего святого Сергия. Он рос задумчивым, тихим послушным мальчиком. С другими детьми не очень-то играл, всё о чём-то думал. Мать часто заставала его на молитве. Да так он уходил в молитву, что ничего вокруг не замечал.

Между тем по окрестным деревням стали говорить о молодом отшельнике. Многие люди приходили к нему за советом и молитвой:

В стенах обители святой,

Под кровом кельи убогой,

Спасался старец жизни строгой,

Каких немного под луной.

Хотя он скрылся от людей,

Служить желая только Богу, –

Но каждый знал к нему дорогу,

Кто о душе радел своей.

Некоторые оставались с ним, построив себе возле церкви деревянные кельи. Все они молились, работали и постились. Но больше всех трудился преподобный Сергий. Три или четыре кельи были построены им для пришедших своими руками. Он рубил дрова и разносил по кельям, пек хлебы, варил еду, шил обувь и одежду, воду в двух вёдрах на своих плечах носил на гору и ставил у кельи каждого.

Собравшиеся около него монахи упрашивали Сергия стать их игуменом и священником. Он долго отказывался и пошёл за советом к епископу Афанасию. Тот посвятил Сергия в священники и поставил игуменом этого маленького монастыря. Став старшим, Сергий ничем не переменил своей жизни, а только ещё больше стал трудиться для всех…

Прошло четыре десятка лет. Не узнать убогой маленькой церковки в лесной чаще. Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия день ото дня распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простолюдины, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного:

Уделите мне мгновенье!

Осветите сумрак ночи

Светом пастырского слова –

Только вам я верю, отче,

Вам, священники Христовы!

Смиренный отец оставил монастырь, чтобы положить конец "бунту", — и кто знает, каких слез и боли это ему стоило? Ведь правду говорят — чем чище человек, тем проще его ранить… Но справедливость Господа быстро восторжествовала: проходит немного времени — и братия уже умоляет святителя Алексия Московского, близкого друга преподобного, уговорить батюшку вернуться… Конечно же, отец Сергий простил согрешивших и возвратился. Ведь святые не умеют обижаться.

Благодаря авторитету подвижника и его делам, направленным на созидание государства и распространение христианского учения, Троицкий монастырь становится для русских людей образцом духовно-нравственного возрождения, центром формирования национального самосознания. Учеников и последователей Сергия становилось всё больше.
Его чудеса, сотворенные и для отдельного человека, и для всего Отечества, можно долго описывать. Подражая святому апостолу Петру и Самому Христу, он воскрешает отрока — сына безутешной вдовы, исцеляет множество болящих, благословляет благоверного князя Дмитрия Донского на противостояние Орде — и помогает ему одержать победу.

Преподобный никогда не был политиком, он был учителем духовным, утешителем, миротворцем. Он выступил в защиту единой государственной власти. В набирающем силу Московском княжестве - культурном центре русских земель - Преподобный увидел главный оплот единения основных политических и нравственных сил всего народонаселения Руси. Подвижник, пострадавший от произвола москвичей в юные годы, теперь твердо вставал на сторону Москвы - носительницы нарождающейся национальной идеи. Он убеждал князей объединиться и подчиниться воле Москвы. "В любви и единении – наша сила", – говорил Преподобный. Однако время для московского князя Дмитрия было опасное. Хан Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием и, стремясь сокрушить могущество Москвы, двинул на Русь свои войска. Одна из важнейших задач хана состояла в уничтожении Православия - духовного оплота русского народа. Князь Дмитрий с другими князьями и воеводами едет за благословением в Лавру. Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве . Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Под знаменами Дмитрия сплотились княжеские дружины и народные ополчения из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств. Никогда на Руси не собиралось такого огромного войска (100-150 тысяч воинов). Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь попросил у преподобного Сергия двух его монахов, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им "крепко бороться по Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела.

По легенде, Сергий сказал князю: "Не страшись! Ты победишь!" Всё время, пока продолжалась битва, Сергий усердно молился.

Дмитрий Донской одержал великую победу над Мамаем. Мужество и героизм русских людей развеяли господствующее ранее представление о непобедимости татар. После длительного периода исторических неудач и унижений Русь обрела уверенность и могущество. Духовное пробуждение русского народа, осознавшего себя самостоятельной нацией, научившегося творить, стало возможным благодаря подвигу преподобного Сергия, сумевшего своим личным примером вдохновить соотечественников на созидание Родины.

Преподобный имел дар чудотворения, пророчества, утешения и назидания, совета и разума духовного. Сергий Радонежский не только духовно, но и ратно спас нашу страну во время нашествия польского войска. Поляки, соблазнённые рассказами о несмертных сокровищах лавры, возмечтали завладеть ими. Они предложили сдаться, но получили отказ.

Осада длилась 16 месяцев. Всё испробовали поляки: и непрерывный обстрел, когда вражеские пушки 40 дней осыпали защитников лавры ядрами, и подкопы с намерением взорвать стену, и общую хитрость, и измену. Всё было напрасно. В монастырских церквях служились молебны, вокруг стен шли крестные ходы, священники кропили защитников святой водой. Преподобный Сергий не оставил родную обитель своею благодатною помощью: не раз он являлся защитникам монастыря, укреплял их дух. Осада была выдержана. Враги с позором отступили от стен лавры. Выстояла лавра – выстояла Россия.

За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать.

Покорный высшему небесному веленью,

Он на стезю безмолвия вступил

И подвиг свой великий довершил,

Исполненный глубокого значенья.

Вскоре святой Сергий заболел и умер.

Призвал Господь избранного раба

В небесные и вечные селенья;

Исполнил он свое предназначенье;

Окончилась великая борьба!

По приданию, лицо умершего Преподобного Сергия просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи святого Сергия были открыты совершенно нетленными и даже одежда не предалась тлению.

Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.

55 лет пробыл святой Сергий в монастыре, спасая своими молитвами приходящих к нему; и после его кончины чудеса и помощь его не прекратились. В нём имеет русский народ и теперь молитвенника и заступника за нас, призывающих и чтящих его святую память.

Уж шесть столетий вереницей
В обитель Сергия идут
И пред святой его гробницей
Поклоны ревностно кладут.

И преподобный выручает

Из всех напастей и невзгод.
Большую радость получает

У раки страждущий народ.

Читайте также: