Сербы на волге доклад

Обновлено: 04.07.2024

Самые ранние известия об этом встречаются у знаменитого географа II века н.э. Клавдия Птоломея, помещавшего народ, называемый \”сербами\”, где-то севернее Кавказа и западнее Волги. А российский историк Е.И.Классен в своей книге \”Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до Рюриковичевого времени в особенности с легким очерком истории руссов до Рождества Христова\”, изданной в 1854 году, местонахождение сербов определял в районе реки Сарпы – территории, входящей в настоящее время в состав Волгоградской области и Республики Калмыкия.

Было установлено, что сербы, а также близкородственные им хорваты некогда являлись частью антского племенного союза – отдельной юго-восточной славянской диалектной группы, сложившейся в V-VII вв. н.э. на просторах от Днепра до Днестра. Из антов впоследствии вышли летописные племена северян, тиверцев, уличей, участвовавшие в формировании древнерусской народности и создании Киевского государства. В свою очередь антское племенное образование выросло из предшествующей Черняховской археологической культуры, включавшей в себя различные компоненты, в том числе и праславян. На базе славянской юго-восточной части черняховцев и возникла антская общность. Сами анты как особая культурно-диалектная группа славян, как считает один из ведущих специалистов по этногенезу славянских народов В.В.Седов и ряд других крупных ученых, сформировались в Черняховской культуре в условиях славяно-иранского симбиоза, который начался в позднеримское время, когда большие массы славян, прибывшие с запада, расселились в междуречье Днепра и Днестра, где тогда проживало ираноязычное скифо-сарматское население. Славяне постепенно ассимилировали скифо-сарматов, но сами испытали их огромное воздействие.

Исследователи выявили и по сей день продолжают выявлять в языке, материальной и духовной культуре восточнославянских народов большие пласты иранизмов, вызванные, несомненно, славяно-иранским взаимодействием. В восточнославянских языках следы иранского влияния вполне отчетливо проступают как в материалах лексики, так и в элементах грамматики и даже фонетики, изменения в которой, как правило, не заимствуются у соседей при обычных контактах, а возможны лишь в условиях самого непосредственного симбиоза двух народов. Исследователи также давно обратили внимание и на иранское происхождение восточнославянских языческих богов Хорса, Симаргла, Вия, не состоящих в языческом пантеоне западных славян. Очень существенное значение имеет и то обстоятельство, что при сопоставлении останков славянского населения южной Руси X-XII вв. и скифо-сарматов антропологи установили их почти полное сходство, что еще раз доказывает участие иранских народов в этногенезе восточных славян.

Итак, антское племенное образование – это прежде всего продукт длительного тесного взаимодействия части восточного славянства со скифами и сарматами при доминирующей роли, разумеется, первых. Многие лингвисты сходятся во мнении об иранском происхождении названий \”сербы\” и \”хорваты\”, при этом этноним \”сербы\” возводится к иранскому слову \”серв\” со значением \”охраняющий, сторожащий скот\”, а \”хорваты\” – к иранскому \”харва\”, означающему \”женский, изобилующий женщинами\”.**

Первоначально сербы и хорваты, вероятнее всего, были сарматскими племенами, обитавшими на широких степных просторах от Урала до Днестра, которые в позднеримское время включились в славянский этногенез, в частности, антов-славян, растворились среди них, дав в то же время двум славянским племенам свои названия. Локализуемые на Нижней Волге Птоломеем и Классеном сербы были, конечно же, не славянами, а скорее всего одним из сарматских племен, впоследствии ассимилированным славянами.

В середине VI в. в степях Юго-Восточной Европы появились тюркоязычные племена аваров, прикочевавшие из Средней Азии. Они подчинили своей власти большинство проживавших здесь народов и затем двинулись далее в Европу, где завоевали Паннонию и Среднедунайскую низменность. На территории последней они создали мощное государство – Аварию. Приход аваров на Балканы зафиксирован археологическими памятниками и рядом письменных источников. Вместе с аварами в процесс переселения была вовлечена и часть антских племен, элементы материальной культуры которых появляются на Балканском полуострове практически одновременно с аварскими. В числе антских племен, двинувшихся в путь, были также сербы и хорваты, расселившиеся в VI-VII вв. на Среднем Подунавье и в Далмации, где они ассимилировали проживавшее здесь романоязычное население.

Процесс заселения Балкан славянами нашел свое отражение в ряде европейских средневековых хроник и знаменитом труде Константина Багрянородного \”Об управлении империей\”. Что касается русских летописей, то они, писавшиеся спустя почти пятьсот лет после свершившегося переселения, не донесли до нас фактов ухода славян, однако в \”Повести временных лет\” в перечне древнерусских племен упоминаются белые хорваты, жившие в Предкарпатье, и являвшиеся, видимо, осколками некогда многочисленного племени хорватов. Самым весомым, пожалуй, аргументом в пользу того, что сербы и хорваты в далеком прошлом составляли единое целое с предками современных русских, украинцев и белорусов, является близость их языков, духовной и материальной культуры к восточнославянским.

В качестве подтверждения близости сербского и русского народов можно сослаться на свидетельство уже упоминавшегося Е.Классена, писавшего, что \”римляне называли сербов \”Рассияне\”, некоторые называют их \”Руссы\”, сами они зовут себя \”Рассяне\” (от Расса или Раса) и \”Рашане\”; у них есть город Раса; жупан сербский носит титул \”Расский\”. Далее Классен добавлял: \”Иллирийские сербы даже и вышли из Галицкой или Червленой Руси. Одноплеменность сербов с русскими свидетельствуется и тем, что сербский язык ближе всех к древнему русскому\”.*

Переселившиеся на Балканы сербы и хорваты на новом месте сложились в отдельные народности и сумели освободиться от завоевателей-аваров, образовав в IX в. собственные государства, а оставшиеся на берегах Днепра и других местах Русской равнины родственные им анты и другие славянские племена стали основой формирования древнерусской народности, создавшей мощное государство – Киевскую Русь.

Статья была впервые опубликована в альманахе \”Третий Рим\” в 2001 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сербы Выполнила: ученица 5 класса Исмайлова Диана

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сербы Выполнила: ученица 5 класса Исмайлова Диана

Сербы Выполнила: ученица 5 класса Исмайлова Диана

Се́рбы — южнославянский народ, представители которого проживают в Сербии, Че.

Се́рбы — южнославянский народ, представители которого проживают в Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Германии, Австрии и других странах. Общая численность около 12-13 млн человек.

Религия Как и во многих славянских странах, в Сербии проповедуется православи.

Религия Как и во многих славянских странах, в Сербии проповедуется православие. Большая часть населения исповедует его испокон веков. Православие – это государственная религия Сербии.

Обычаи и традиции Особенностью сербских обычаев в целом является сильное влия.

Обычаи и традиции Особенностью сербских обычаев в целом является сильное влияние сербской православной церкви, которая приняла большое количество дохристианских обрядов. В связи с этим многие сербы не разделяют традиции народные и церковные, считая это единым целым.

Крестная Слава Самый главный обычай сербов – празднование Славы. Эта традиция.

Крестная Слава Самый главный обычай сербов – празднование Славы. Эта традиция Сербии уникальна и неповторима, а смысл ее заключается в том, что любое семейство имеет здесь своего святого. Он почитается всеми членами фамилии и наследуется по отцовской линии. Выходя замуж, женщина почитает Славу своего мужа. Крестная Слава бывает не только семейной, но и родовой, церковной или сельской, когда святой почитается всем родом, церковным приходом или селом. Есть мнение, что эта традиция Сербии досталась от предков, живших в дохристианские времена, когда в жизни людей существовало множество богов.

Празднование Крестной Славы включает в себя несколько обрядов: Накануне важно.

Празднование Крестной Славы включает в себя несколько обрядов: Накануне важного дня в дом приглашают священника и просят его освятить жилище и воду. Именно на ней готовят основное блюдо для праздничного стола. На торжественный ужин собираются все члены семьи и на столе непременно присутствуют калач и коливо – каша с изюмом, политая медом и сваренная на святой воде. Утром того же дня семья отправляется в храм и принимает причастие. Во время службы следует молиться за здравие живых членов рода и за упокой тех, кто оставил этот мир. Угощение следует накрыть и для гостей, чтобы принять тех, кто не отмечает в этот день Славу. День Крестной Славы в селе празднуется всем миром. Это происходит под священным деревом, на котором вырезается крест.

Глаза в глаза Здороваясь с кем-то или знакомясь, местные жители всегда смотря.

Национальный костюм Пожалуй, самый известный народный костюм в Сербии — шумад.

Национальный костюм Пожалуй, самый известный народный костюм в Сербии — шумадийский. Назван он по одноименной сербской области — Шумадии. Его отличительные черты — черный фартук, расшитый яркими цветами, для женского костюма, и темно-зеленые брюки и шайкача (мужской головной убор) для мужского костюма. Остальные элементы частично встречаются и в костюмах других регионов, но шумадийский вы точно не перепутаете ни с одним другим.

Есть среди сербских национальных костюмов и совсем необычные комбинации. Напр.

Есть среди сербских национальных костюмов и совсем необычные комбинации. Например, во Вранье и его окрестностях была мода на турецкие элементы одежды, и это неудивительно, ведь город находится на самом юге Сербии, ближе всего к Турции.

Кухня Сербии Традиционная кухня Сербии предполагает наличие на столе большого.

Кухня Сербии Традиционная кухня Сербии предполагает наличие на столе большого количества разнообразных пирогов. В качестве начинки используется мясо, сыр, картофель и многое другое. В основе многих блюд лежат овощи, которые подаются с мясом.

Дувеч – это котлета, также с большим количеством перца, с рисовым гарниром и.

Дувеч – это котлета, также с большим количеством перца, с рисовым гарниром и помидорами. Чевапчичи – это острое мясо с большим количеством перца и других специй. Очень нежное мясное блюдо – капама готовится из ягнятины с йогуртом. Голубцы и фаршированные баклажаны можно встретить в каждом ресторане страны.


Сибирское древнее Семиречье ещё недавно называлось Серикой и Лукоморьем, а Великая Тартария стала преемницей Великого Турана, и после распада 1775 года стала называться Сибирью. Как раз Сибирь и являлась согласно историку И. Ташкинову Родиной славян, государственность которых так же известна, как государственные образования скифов и гуннов, господствовавших, когда-то на просторах Сибири и как раз в ходе нашествия гуннов на Европу было отмечено появление племени сабиров, савиров (сербов).

Сербы, они же сервы, субиры, серфы, исседоны, синдоны и т.д., имели свою древнюю родину на территории нынешней Сибири, которую в средние века называли Серикой, в древности Индией Доисторической, а в Авесте её называли Хапта-Хинду, то есть - Семиречье.

В книге современного российского историка Ивана Ташкинова "Славяне. Северный исток" (Томск.2012 г.), подробно исследуется история миграций населения в Сибири. Выдвинута гипотеза, что именно Сибирь являлась древнейшим центром культуры и этногенетическим котлом народов мира.

Как пишет Ташкинов, один из многочисленных народов древней Сибири, северы-сербы проживали на Севере в Сибири, в стране многочисленных рек. Часть Сибирских земель, где проживали древние сербы во времена Птолемея, ссылаясь на древние источники, называли Индией Доисторической (India Superior), а позже по обжитым землям эту территорию стали называть Серикой (Сербикой) и как раз сербы (шире - славяне) являются древнейшими жителями Сибири. О сербах писал Птолемей (150 г. н.э.) и Плиний Старший, они дают довольно подробное описание Серики. Серика - густонаселённая, обширная страна. По Птолемею Серика входит в Индию (India Superior) с запада, граничит со Скифией (Scythi) Азиатской, расположенной за Уралом (Imaum), Terra Incognita на северо-востоке, Чина (Sinae) или Китай на востоке, и Индией (южная) на юге.

Ниже фрагмент средневековой карты, по К.Птолемею. Здесь мы видим India Superior, India Meridion, India Gangptic и ещё India на полуострове Индокитай. Интересующая нас India Superior - Индия Верхняя (Доисторическая, Начальная) расположена на северо-востоке от Индостана, в Сибири.



Вот некоторые упоминания о сербах в письменных документах античности и средневековья.

Страбон (I век до н.э.) пишет о реке Kanthos/Skamanros, называя её исконным именем Сирбис (SIRBIS, SIRBIKA).
Тацит (50 г. н.э.) описывает племя сербов (SERBOI), проживающих на территории Северного Кавказа и Причерноморья.

Плиний (69-75 гг. н.э.) сообщает, что рядом с киммерийцами проживают меоты и сербы. Меоты - это родственные народы с синдами (SINDI, SINDON) и митаннийцами, а сибирские исседоны, синды, синдоны, т.е. речники, известны нам сейчас как чалдоны, они и поныне живут и здравствуют на территории Сибири.

Птолемей (150 г. н.э.) сообщает, что сербы живут между горами и рекой Ра (Волгой). Также мы помним, что сербы именовались Рашкой.

Прокопий (6 в. н.э.) называет сербов Спорами (Споры, SPOROI) и говорит, что сейчас (6 век н.э.) они называются Антами и Славянами (Antae, Sclavenes). Прокопий говорит, что все славяне назывались сербами и спорами, - это очень важное свидетельство.

"Ваша страна называется Расея потому, что предки ваши жили рассеянно, то есть - спораден" (Герберштейн).
Одним из надежных источников по общей истории сербов и русских является "отец истории" Геродот. Он говорит: "Народ фракийский после индийцев - самый многочисленный на земле. Будь фракийцы только единодушны и под властью одного владыки, то, я думаю, они были бы непобедимы и куда могущественнее всех народов. Но так как они никогда не могли прийти к единодушию, то в этом-то и коренилась их слабость".

Геродот нам говорит, что страна Расия огромная, и что Дунай берет начало в Расии.

Сербию в Средневековье называли двумя именами, Сербия и Расия, т.е. Рашка. Греки расов, т.е. трасов (фракийцев), считали сербами, т.е. сербов считали расами.

Греческие писатели говорят, что Трасия, т.е. Расия, в древние времена простиралась от Черного моря до Адриатического. Это означает, что Расия охватывала всю материнскую сербскую территорию. Когда Геродот впервые упоминает сарбатов (сарматов), он находит их в России, на Дону. Таким образом, по Геродоту, русские находятся в Сербии и на Дунае, а сербы в России и на Дону.

Также Геродот Тирренское море называет Сарбским (Сардонийским) морем. Это говорит, что расены (этруски) назывались и сербами, так как речь идет об их море.

Французский историк Э. Прико де Сен-Мари сербов называет скордисками, искаженно от сорбы, и говорит: "Племя скордисков во время римлян было таким многочисленным, что владело Иллирией, Паннонией, Мезией и Фракией". Прико потом находит скордисков в Герцеговине, в Черногории, Боснии, Старой Сербии, Мезии и Македонии.
Другой французский историк Ди Канж говорит: "Scordiskorum Thraciae populationes", что в переводе гласит: "Сербы являются рашским, т.е. русским народом".

Лоренц Суровецкий, польский славист 19 века. Его общая работа и словацкого слависта П. Шафарика "О происхождении Славян", 66-я страница, 1828 г.:

". имя СЕРБ, как всеобщее имя для всех племен виндийского (индийского) происхождения, старше, чем Славянин. "
Русская императрица Екатерина Великая была лужицко-сербского происхождения, что историки доказали титулом ее отца (он был принцом области Anhalt-Zerbst (Анхалт-Цербст) - ранее называемой "Србиште", об ее происхождении написано так же в парижском журнале "Фигаро" от 08.07.1984 г.). Екатерину в молодости называли "Северная Семирамида". Лично про себя она говорила, что она славянской расы и писала барону Фридриху Гриму в 1784 г., что славянский язык был первоначальным языком всех людей.

В оригинальном тексте грамоты русского царя Петра I от 03 марта 1711 года обращения сербам:

В грамоте он призывает всех сербов бороться против турков и просит вспомнить "своих славных и героических предков, в первую очередь сербского царя Великого Александра Македонского, который многих царей победил и многие страны завоевал".

Современный отечественный лингвист Александр Драгункин считает, что начальная "с" при переводе на западные языки, как правило, исчезает: сажа - ash, свара - war, сделка - deal. Возможно, таким образом, исчезла начальная "с" в названии Сибирского народа и его царя Спора (Спор) - поры (Пор). Теперь, как мы уже узнали, Сибирь имела в прошлом название Индии, и в нашем народе осталось предание о его царе Поре.



Да, Вы не ослышались, Александр Македонский был Сибири, но об этом в следующих статьях.

Гипотеза "Сибирской прародины индоевропейских народов", как пишет Ташкинов, была впервые заявлена и обоснована Н.С. Новгородовым в его книгах "Томское Лукоморье" и "Сибирская прародина".

Согласно данной гипотезе Сибирь - это доисторическая Индия (India Superior), с древних карт можно встретить перевод как "Верхняя Индия", т.е. изначальная. Территория Сибири, называемая в древних источниках Семиречьем (Хапта-Хинду), это и есть Верхняя, Изначальная или Доисторическая Индия (India Superior), страна исседонов (есседонов, эсседонов, синдонов).

Хапта-Хинду - авестийское название географической области, в которой проживали арийские племена до исхода их в Иран и Индию. Хапта-Хинду - это Семиречье, дословно с авестийского: "семь рек". Но если ориентироваться на исторические и мифологические материалы, то следует считать Хапта-Хинду Индией Доисторической, Первой, Изначальной или Верхней (India Superior).



Согласно Ведам и сохранившимся в народе преданиях, после мирового катаклизма, известного нам по Библии как всемирный потоп, наши предки спасались от затопления на возвышенных местностях. Позже, как вода стала уходить, расселились в землях, которые омывают реки Ирий (Иртыш), Обь, Енисей, Ангара, Лена, Ишим и Тобол. Но Ташкинов отмечает, что по Риг-Веде, этими западносибирскими реками были: Обь, Иртыш, Тобол, Енисей, Томь, Чулым, Вах.

Ну что же, попытаемся восстановить древнейшие названия Сибирских рек Семиречья (Хапта-Хинду) по Ригведе:
Гидасп (Чулым), - это приток реки Инд (Обь), который течёт параллельно реке Акесин (Томь), и который также является притоком Инда. По нашим построениям получаем:

Гидасп - это Чулым (Ус), Инд - Обь, а река Акесин (чёрная, тёмная) - это Томь (тёмная).

Сарасвати - это Иртыш, Artis, Arta Su. Из следующих построений: сара = раса = арса - арта су (Иртыш).

Если Енисей и его устье - это Ганга, то Ангара это Ганг. Древнюю индийскую топонимику сохранили также такие сибирские реки, как Индигирка - инд горный и Индига.

А вот другие данные некоторых ученых об индийской топонимике сибирских рек в древности, по их построению получаем: Гидасп - это Иртыш, Енисей - Акесин, Ангара - Ганг и Обь - Инд.

Ниже современные расположения рек Сибири.



Про Обь, как о главной реке ариев писал в бессмертной поэме "Шахнаме" Абулькасим Фирдоуси. Там же упоминается и город Висаган, а васюганье нам уже известно, как страна рек и болот. Интересно то, что страна Субир по-шумерейски именовалась Su-bir, Subar, Subur или Субарту (Subartu). В угаритских источниках (амарнские письма) эта страна именована, как СБР (Sbr), теперь известная нам, как Сибирь, колыбель многих народов и древняя родина Сербского народа.

Благодаря известному сербскому историку и этнологу 19 века Милошу Милоевичу и др.источникам, до нас дошли Сербские народные песни, в которых часто упоминается Индия и Сибирь.

Слева старая сербская народная песня - перевод на русский язык. Сборник: Милош С. Милоевич, "Песни и обычаи совокупного сербского народа", 1869, Книга 1. Обрядные песни.



В древнейшей книге Индии Риг-Веде (Сокровище знаний) упоминается в 32 гимне великан "Срб-инда".

Сибирское Семиречье имело также и другие древние названия - это земля Свята Расы и Беловодье, с локализацией главного жреческого центра в районе нынешнего Омска, но в Риг-Веде и Авесте отмечена только, как Хапта-Хинду, т.е. Семиречье.


Strange Elongated Skulls Discovered

В Авесте Хапта-Хинду названа областью, где проживали арии и характерна она наличием множества великих рек. В Риг-Веде область великих рек упоминается в сюжете, описывающем подвиг Индры при освобождении им рек от запруды. Демон Арбуда со змеем Вритра (VRTRA, смотри НижнеВартовск) перегородил течение большим рекам, и на земли ариев пришла беда (потоп, воды Ману). Об Индре говорится, что он убил водного демона Арбуда. Также описываются такие факты в как исчезновение солнца за горизонтом в начале восьмого месяца осенью, вследствие чего наступает время долгих сумерек, темной ночи длительностью в сто дней и долгой зари в тридцать дней. Это служит основой легенды, связанной с Арктикой, и каждый инцидент в ней может быть понятно и естественно объяснен с помощью арктической теории. А запруда рек льдами, наступившим холодом, северным сиянием, никак не вяжется с территорией Пенджаба (Индия) и Средней Азии (Балхаш).

Пришедшее похолодание сковало льдом реки, в итоге они оказались подпёртыми запрудой, и вся вышележащая площадь была затоплена, также была затоплена страна обитания славяно-ариев, Хапта-Хинду (Семиречье). Ариийцы были вынуждены селиться в области с более высокими отметками поверхности земли, а некоторые мигрировали на юг, в более тёплые края. Именно с этого момента начинается освоение средиземноморья нашими предками, там же осваиваются уцелевшие жители Антлани (Атлантиды). До катаклизма эта территория была подконтрольна Атлантам, впоследствии между ними возникает соперничество и жёсткое разграничение проживания. В те времена ещё присутствовали дикие племена людей, вроде неандертальцев и если наши предки их истребляли, то переселенцы с Антлани стали с ними скрещиваться, создавая новые виды расы в противостояние к своим соперникам.





Учёные насчитывают до 27 видов древних представителей архантропов. В ещё допотопные времена, когда наши предки расселялись в Европейской части материка, не занятой льдом, вынуждены были отвоёвывать эти территории от архантропов.



В послепотопные времена, после многих переселений с территорий Сибири исседоны, синдоны, сабиры, савиры, сербы и др., соединившись с потомками костёновско-стрелецкой культуры, создадут русскую цивилизацию. По всем своим параметрам она противостоит европейской, западной цивилизации. Шкала координат у русской цивилизации - совершенно иная, чем у западной. К сожалению, некоторая часть западных народов была подвержена генетическому смешению с архантропами и у них другой психотип, отсюда и неприятие нашей культуры. Западная цивилизация построена на рационализме, преобладание материального над духовным. Вера в то, что силой можно организовать и построить весь мир, об этом был выложен пост "Белые страницы истории Сибири (часть-2)".
Ниже территории, освобождённые от архантропов.






Костёнковцы - это и есть те самые кроманьонцы, именно они дали начало развития Европейской цивилизации и письменности. На территории современной Сербии обнаружено самое старое из всех поселений в Европе, ему более 8000 лет до нашей эры, а назвали его Лепенски Вир. Учёные говорят о нём как об источнике европейской цивилизации.




От Лепенски Вир произошло Винчанское письмо, которое полностью соответствовало этрусскому и в значительной мере финикийскому письму, от которого произошли и остальные поздние виды европейского и ближневосточного письма.




"Винчанская" цивилизация открыта в начале 20-го века в поселке Винча, под Белградом на берегу Дуная. Технология писания происходит в Винчанской цивилизации в то время, когда развитие других частей мира не может мериться с Винчой. В то время еще нет ни одного упоминания, о каких либо городских поселениях в Месопотамии, а до Рима ждать ещё боле 3000 лет. До организации ранних городов-государств пройдет еще много веков и поэтому столь раннее (6500-5500. гг. до.н.э.) появление употребления письма в среднем течении Дуная удивительно и очень значимо.


Винчанское (виндийское) письмо подтверждает сказанное в "Повести временных лет", что у иллирских славян были первый язык и письмо.



Все европейские алфавиты в той или иной степени произошли из руницы (которую по сербской традиции называют "Винчанским письмом" или Виндийским). Этот признанный факт древней письменности у славянских народов стараются умолчать. Также молчат об истоках этой письменности, которые находят далеко от Европы.

Сербы - важнейший славянский этноним, известный еще с античности. Есть основания думать, что сербы - это одно из обобщающих названий всех славян. По "Баварскому географу" (IX век) сериваны (Zerivani, Zeriuani) вариант этнонима "сервы/сербы". По тексту источника все славянские народы берут свое начало от них.

Термин сербы/сервы византийскими авторами связывался с названием рабов - сервов. На такую трактовку могла влиять не только этимологическая близость этих слов, но и сближение названия славян (склавенов) с понятием раба σκλάβος в среднегреческом языке.

Константин Багрянородный.
Сербами же на языке ромеев обозначаются “рабы”, почему и “сервилами” в просторечии называется обувь рабов, а “цервулианами” – носящие дешевую, нищенскую обувь. Это прозвище сербы получили потому, что стали рабами василевса ромеев.


Далее идея о сербах-рабах неоднократно озвучивалась в разных средневековых хрониках.

Но не смотря на известность гипотезы о связи этнонима "сербы" с названием рабов, нужно признать очень раннюю фиксацию этого слова в античных источниках. Прежде всего в районе Кавказа.
Впервые слово "сербы" можно найти у Плиния Старшего (I век). В некоторых списках его "Естественной истории" сербы помещаются в "Киммерии"(территория нынешнего Приазовья).

Затем этноним "сербы" упоминается Птолемеем в его "Географии" (II век) между Кавказом и Волгой.

Клавдий Птолемей "География"
между Керавнскими горами и рекой Ра – оринеи, валы и сербы (Сербои/Serboi)

Migrations_serbes_avant_1000.jpg

Гипотетический путь сербов с Кавказа в Европу.

У Константина Багрянородного есть упоминание предположительно восточнославянского племени в форме Σέρβιοι, в котором как правило видят северян, а не сербов. Тем самым возникает серьезный вопрос о возможной связи слова сербы с известнейшим этнонимом сабиры/савиры, который с большой вероятностью стал основой для названия славян северян. Как известно, савиры/сувары - тюркоязычный народ, один из основных этносов Хазарского каганата. Локализовались савиры преимущественно на Северном Кавказе. А.П. Новосельцев предполагал, что сабиры/савиры изначально могли быть финно-угорским племенем (они же дали название Сибири). Савиры (савары) впервые были зафиксированы в Сарматии Птолемем во II веке, т.е. термины "сербы" и "савары" упоминались у Птолемея параллельно.

Еще в 19 веке Шафарик предположил этимологическую близость слова "сербы" и древнейшего названия славян у Прокопия Кесарийского - споры (Sporoi = Sorpi = Serpi = Serbi), о коих я писал несколько раньше. В древности племена споров заселяли Колхиду и территории западного Закавказья.

original.jpg

Фигурки из Мартыновского клада VI—VII века (Украина).

В X веке ал-Масуди при перечислении славянских племен писал, что народ сербов (Сарбин) использует кремацию при погребении, причем сжигаются не только тела людей, но и "вьючный скот". Также он намекает на связь сербов с Кавказом и Хазарским каганатом.

ал-Масуди
Упомянутое нами племя под именем Сарбин сожигают себя на огне, когда умирает у них царь или глава; они сожигают также его вьючный скот. У них есть обычаи, подобные обычаям Гинда; мы уже об этом отчасти упомянули выше в этом сочинении, при описании горы Кабха (Кавказа) и страны хазарской.

Следует признать, что именно иранская версия происхождения сербов после слов Масуди натыкается на серьезное препятствие. С одной стороны, Масуди подтверждает их связь с кочевыми сообществами, ибо захоронение вьючного скота с умершими было свойственно преимущественно кочевникам. У самих славян кремации были почти всегда безынвентарными. Но важен факт того, что иранцы никогда не сжигали покойников. В средние века в Азии кремацию людей и животных практиковали тюрки, монголы и финно-угорские народы. О кремации у тюрок я делал ранее отдельный пост.

Читайте также: