Семейное право в китае доклад

Обновлено: 01.05.2024

Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Большие семейные связи отличались прочностью. Во главе большой семьи как хозяйственной единицы стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги.

Глава семьи выступал в роли ее властителя, хозяина имущества. Понятие "отец" обозначалось иероглифом "фу", выражавшим руку, державшую прут, - символ наказания за непослушание членов семьи.

Большие семейные связи стали ослабевать вместе с развитием частной собственности на землю. Этот процесс был ускорен политикой легистов. Борясь против сепаратизма влиятельных больших семей, семейных кланов, являющегося препятствием на пути создания сильной центральной власти, Шан Ян в 356 - 350 гг. до н.э. санкционировал принудительный раздел больших семей, но большая семья, вместе с жесткими патриархальными порядками, как социально-хозяйственная ячейка не исчезла и в последующие века.

Основы брачно-семейного права строились на конфуцианских представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства, "чтобы человек, - как было записано в Ли цзы, - был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род". Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианцами как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

Для заключения брака необходимо было соблюдение ряда условий. Брак заключался семьями жениха и невесты или самим женихом и скреплялся частным соглашением, нарушение которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. Традиционное убеждение, что брак - это не только соглашение между живыми, но и умершими предками, крайне заинтересованными в приобретении жены и ее плодовитости, находило выражение в соответствующем ритуале сватовства, включавшем в себя не только дары от семьи жениха семье невесты (деньги, украшения, скот и пр.), но и молебен в храме предков.

Если в шаньско-иньском Китае допускались браки между родственниками, то впоследствии были запрещены браки не только между родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи. Скудность семейных фамилий в китайском обществе предопределила определенное исключение из этого жесткого правила - при покупке "второстепенной жены" (Ли цзы, кн. I).

В книге V Ли цзы были закреплены своеобразные нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на неблагодарного и непочтительного потомка. В соблюдение этих возрастных пределов в древности было вовлечено и само государство, следившие за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству Чжоу ли (кн. XI), особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жены девиц, которым исполнилось 20 лет.

Одним из основополагающих принципов установленного социального порядка был принцип "Один муж - одна жена", но действовал он своеобразно, требуя лишь строгой верности жены мужу. Муж мог иметь "второстепенных" жен и наложниц (особенно в случае бесплодия жены), число которых определялось в зависимости от социального положения мужчины (Ли цзы, кн. XIV, Чжоу ли, кн. VII). Служили препятствием к браку и определенные сроки ношения траура по мужу и его родителям, а также браки с лицами, совершившими преступление. Запрещались и межсословные браки, влекущие за собой уголовную ответственность, особенно браки свободных с рабами. Свободный, взявший в жены рабыню, наказывался как вор. В китайском традиционном праве в отличие от большинства других восточных правовых систем развод не только разрешался, но и поощрялся или прямо предписывался под угрозой уголовного наказания в случае "нарушения супружеского долга". Имелось в виду, например, причинение вреда путем оскорблений, побоев, ранений и пр. самому супругу и его родственникам. Требование развода могло предъявляться не только супругами, но и членами их семей. "Ли" предписывали развод мужчине под страхом наказания, если жена не "оправдала надежд предков", была непослушна свекру и свекрови, бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, а также воровски использовала семейное имущество.

Возможности женщины оставить своего мужа или протестовать против развода были незначительны. Согласно древнему правилу, жена должна была оставаться с мужем в "жизни земной и загробной" (Ли цзы, кн. XI), ей нельзя было выходить второй раз замуж, но и мужу, требующему развода без оснований, грозила каторга. Он не мот развестись, если жене некуда было уйти или она носила траур по его родителям и пр. Ответственность мужа за жену выражалась и в том, что при всех ее правонарушениях, кроме тяжкого преступления и измены, она выдавалась ему на поруки.

В древности отец мог продавать детей, кроме старшего сына, пользовавшегося рядом преимуществ перед другими детьми. Безнаказанность убийства отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, явившегося следствием нанесения им побоев, сохранилась до XIX в. Члены семьи, связанные обязанностью ношения траура по умершим родственникам, несли ответственность за целый ряд "семейных" преступлений, например несоблюдение сроков ношения траура. Наказывались сыновья, внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества. Родственные отношения, положение старших и младших в семье влияли на тяжесть наказания как за "семейные", так и за другие преступления. Например, кража отца у сына не считалась преступлением, но донос на старшего в семье, даже совершившего преступление, строго наказывался.

Институт семьи и брака представляет большую культурно-социальную ценность для здорового развития любого общества, Китай не исключение.

В современных реалиях институт семьи и брака существенно изменяется и его основными чертами являются: общая гуманизация семейных институтов, законодательное закрепление и реализация принципов равноправия супругов и остальных членов семьи, относительная свобода по заключению и расторжению брака, запрет семейного насилия и др.

В Китае, в соответствии с общепризнанными ценностными установками, добрачные и брачные отношения являются сущностно отличными по своей природе отношениями между двумя членами общества. Если до брака отношения пары влюбленных людей затрагивают только их двоих, то брачные отношения – это отношения не только между ними двумя, это также отношения между двумя ранее самостоятельными семьями, соединенными браком в новообразованную единицу – новую семью. Добрачная влюбленность двоих может пройти этап от возникновения чувств между двумя людьми, до их расставания. Брачные же отношения подразумевают возникновение сложных правоотношений между супругами, объединение их родственников, совместной собственности, взаимных обязанностей между членами семьи, наличие детей и пр.

1. Проблемы китайских брачно-семейных отношений в цифрах.

На сегодняшний день в Китае довольно распространены супружеские измены и наблюдается тенденция роста количества разводов, о чем свидетельствует официальная статистика КНР.[1] В Китае возможно 2 процедуры оформления развода: первая предполагает внесудебный порядок, путем составления соглашения между супругами о разводе (协议离婚), вторая – судебный порядок, в рамках искового судопроизводства (诉讼离婚).

В стране отмечен беспрецедентный рост уровня разводов в течение последних 30 лет.

2. Брачно-семейное законодательство КНР.

Согласно данным поисковой базы нормативно-правовых документов КНР “北大法宝” на сегодняшний день в КНР действует 656 открытых писанных источников права различных уровней, посвященных регулированию брачно-семейных, наследственных отношений,[5] среди которых: 9 законов (法律), 18 административно-правовых правил (行政法规), 428 официальных судебных толкований (司法解释), 182 внутриведомственных постановлений (部门规章), 3 воинских регламента(军事法规规章), 2 внутрипартийных правила (党内法规), 11 коллективных решений(团体规定), 3 отраслевых решения (行业规定).

Проблема нестабильности брачно-семейных отношений в современном китайском обществе является острой и актуальной как никогда, для ее решения принимаются комплексные меры со стороны государства. В последние годы в китайское брачно-семейное законодательство внесено значительное количество поправок, опубликованы соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты и разъяснения Верховного народного суда КНР, конкретизирующие те или иные правовые механизмы, применение которых позволит снизить динамику бракоразводных процессов в стране.

3. Уголовная ответственность за нарушение брачно-семейного законодательства КНР.

В соответствии с действующим законодательством КНР в 4 случаях предусмотрена возможность наступления неблагоприятных юридических последствий для одного из супругов в виде уголовной ответственности.

3.1. Домашнее насилие (家庭暴力).

Согласно данным опроса Всекитайской Федерации Женщин КНР (中华全国妇女联合会)[7]насилие в китайских семьях является довольно распространенным явлением, оно происходит как между супругами, так и между родителями и детьми. Согласно официальной статистике 2015 года, среди всех китайских семей в 24,7% из них случалось той или иной степени тяжести семейное насилие, в 90% случаев агрессором семейного насилия выступает мужчина. Ежегодно Всекитайская Федерация Женщин КНР принимает от 40 000 до 50 000 жалоб, связанных с бытовым насилием. Почти 10% умышленных убийств совершенных в Китае связаны с бытовым насилием. Ежегодно около 100 000 семей распадаются по причине семейного насилия.[8]

3.2. Двоебрачие (重婚).

Для реализации принципа единобрачия в КНР, кроме современных морально-этических постулатов общественного порицания, возникла необходимость законодательных ограничений двоебрачия. Изменения в законодательстве по этому вопросу вызвали острые дискуссии среди мужчин-правоведов и общественности КНР.

Так, за двоебрачие в ст. 258 УК КНР предусмотрено наказание в виде ареста (ограничение свободы сроком от 1 месяца до 6 месяцев)[13] или тюремного заключения сроком до 2 лет для лица, повторно зарегистрировавшего брак при наличии супруга (супруги) или вступление в брак с лицом, заведомо состоящим в браке.[14]

3.3. Оставление члена семьи (遗弃家庭成员).

Согласно ст. 261 УК КНР санкцией за оставление члена семьи, при наличии отягчающих обстоятельств, является срочное тюремное заключение на срок до 5 лет, арест или надзор (от 3 месяцев до 2 лет)[17].

3.4. Расстройство военного брака (破坏军婚).

Профессия военнослужащего - важная, почетная профессия для Китая. Специфика прохождения военной службы накладывает определенные особенности на быт семьи, в которой один из супругов либо оба супруга являются военнослужащими КНР, дополнительные обязанности супругов и повышенный контроль со стороны государства.

Стабильность брачно-семейных уз с военнослужащим является приоритетной, в сравнении с браками между гражданскими супругами, для китайского государства. В военном браке свобода инициирования развода гражданским лицом ограничена законодательно, а адюльтер с участием гражданского супруга в таких браках является уголовно наказуемым деянием.

1. Двоебрачие или сожительство с третьим лицом;

2. Семейное насилие, жестокое обращение, оставление члена семьи;

3. Пристрастие к азартным играм, наркотическим средствам и другие вредные привычки, неисправимые несмотря на многократные наставления.[21]

В случае если гражданский супруг, состоящий в браке с военнослужащим КНР, повторно зарегистрировал брак или сожительствует с третьим лицом, такие действия по китайскому законодательству будут квалифицироваться как расстройство военного брака и являться уголовно-наказуемым деянием, за которое предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или лишения свободы (тюремное заключение) сроком до трех лет (ст.259 УК КНР).

При этом, если супруг-военнослужащий сожительствует с другим военнослужащим, а пострадавшей стороной является гражданский супруг, то данное деяние не будет квалифицироваться как преступление в смысле ст.259 УК КНР.

Заключение

Для российских правоведов и практикующих юристов современное брачно-семейное право КНР является малоизученным и представляет большой научно-исследовательский интерес.

В данной статье предпринята попытка обобщенно осветить особенности модификации некоторых институтов брачно-семейных отношений в Китае за последние годы, продемонстрировать устремление законодателя к их либерализации, гуманизации и ориентированности на общемировые ценностные установки, при сохранении определенной доли китайских специфических традиционных установок.

Специфика уголовно-правовой наказуемости некоторых правонарушений из брачно-семейных отношений является уникальной чертой современного китайского права и одним из самых интересных предметов исследования компаративистами всего мира.

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"

Вступление

Китай является одним из самых динамично развивающихся государств мира, в котором так гармонично сочетаются традиции и новации. Именно переплетение культурного наследия и современных ценностей формирует уникальный путь развития Китая.

Вне всяких сомнений, семья является базовой ячейкой любого общества, любого государства. Поэтому для понимания основных процессов, происходящих в обществе, нужно рассмотреть динамику развития важнейшего социального института – семьи.

Трансформация китайской семьи связана с ослаблением роли традиционных норм. Однако стоит отметить, что традиционализм, как часть китайского общества не переставал оказывать влияние на взаимоотношения внутри семьи.

Рассмотрим эволюцию познания китайской семьи в ХХ веке, разделяя его на 3 периода, каждый из которых обладает своими признаками и разными представлениями самих китайцев о семье и браке, в зависимости от влияния в обществе учений или от сложившейся политической обстановки.

Правовое регулирование семьи и брака в Китае в 1911-1949 гг.

На первую половину ХХ века приходятся кардинальные изменения традиционных устоев китайского общества.

Прежде всего, в 1911 г. в результате Синьхайской революции монархический строй в Китае сменяется республиканской формой правления. Смена общественного строя потребовала принятие новых нормативных правовых актов, изменение и модернизацию традиционного права. Руководящую роль в Синьхайской революции играла национальная демократическая партия – Гоминьдан (国民党), возглавляемая Сунь Ятсеном и Чаном Кайши.

Масштабные изменения китайского общества не могли не затронуть и гражданскую сферу правоотношений, в частности регулирование института семьи и брака, под сильным влиянием западной культуры правовые акты приобретают все более демократичный характер, не утрачивая традиционных черт.

В период империи в Китае брачно-семейные отношения, сложившиеся под влиянием конфуцианских учений в течение долгого времени практически не претерпевают изменений. Главная цель брака — воспроизводство потомства, преимущественно сыновей, которые должны продолжать род. Сыновья почтительность и культ предков способствовали увеличению се ей. Особое внимание уделяется укреплению института семьи, ведь от его стабильности зависит благополучие всего государства, которое также представляется большой семьей. Человек, его личность не рассматриваются государством отдельно, только в составе семьи.

-свобода заключения и расторжения брака (раньше для заключения брака требовалось согласие семей);

-ограничение возраста вступления в брак (юноши-18 лет, девушки-16 лет);

-запрет на близкородственные браки;

-запрет на двоеженство.

Семейное право периода правления национальной партии Гоминьдан было закреплено только юридически, по факту же, в стране продолжало действовать старое семейное право (допускался брак между несовершеннолетними с согласия родителей, между двоюродными (троюродными) братьями и сестрами по матери, а также допускалось взятие наложниц).

Некоторые положения нового гражданского кодекса подверглись критике со стороны современников. Так известный китайский социолог Пань Гуандан2 не принимал изменения в положении женщин: по его мнению, женщина должна оставаться под покровительством мужа, отвечать за рождение детей и их воспитание. Он придерживался конфуцианского учения, считая, что от сохранения традиционной модели китайской семьи зависит процветание государства.

В период с 1925 по 1949 гг. Китай был охвачен гражданской войной, вызванной противостоянием Гоминьдана и Коммунистической партии. В этот период в Китае принимается ряд важных нормативных правовых актов, которые затронули регулирование семейных отношений.

Так, в 1931 году, когда коммунистическая партия приходит к власти, принимается закон о труде, в котором регламентируется оплачиваемый декретный отпуск. Затем, в 1934 году на Втором всекитайском съезде Советов законодательно закреплены права женщин и свобода заключения брака. Основные положения закона о браке провозглашали:

свободу заключения и расторжения брака;

упразднение браков, заключенных по воле родителей по принуждению и по договору купли-продажи;

отмену практики воспитания девочек в семье жениха в качестве будущей жены;

запрет на полигамию (многобрачие) и полиандрию (форма полигамии, когда женщина состоит в нескольких брачных союзах);

установление брачного возраста: для мужчин-20 лет, для женщин – 18 лет;

муж обязан предоставить материальное обеспечение жене и детям после развода;

незаконнорожденные дети приравнивались к законнорожденным, имели равные права наследство;

обязательную регистрацию брака в органах местной власти.

Положения данного закона уничтожали старую феодальную систему семьи и брака.

Лето 1937 года заставило коммунистическую партию на время отказаться от борьбы за власть в стране и свержение партии Гоминьдана – началась антияпонская война, продолжавшаяся до 1945 года. Коммунисты были вынуждены объединиться с Гоминьданом и создать единый фронт.

Главной революционной базой коммунистической партии становится пограничный район Шэньси – Гансу – Нинся, игравший роль образца для других территорий, освобожденных от японских захватчиков.

В 1946 году в районе Шэньси-Гансу-Нинся вводится положение о браке, которое содержит некоторые дополнительные положениями к закону о браке 1934 года, а именно:

статью, разрешавшую заключать браки в соответствии с национальными традициями, если они не противоречат принятому положению

запрет на развод в период беременности жены

Новые положения также вводились и в других подвластных коммунистам районах Китая.

Японо-китайская война закончилась победой Китая в 1945 году, которая бы не состоялась без помощи Советского Союза. Хотя на территории Китая все еще велось противостояние коммунистической партии и Гоминьдана, которое закончилось лишь в 1949 году победой Компартии, возглавляемой Мао Цзэдуном. С 1 октября 1949 года Китай становится народной республикой.

В 30-40 годы тема семьи изучалась достаточно широко Китае. Китайской народной республике требовалось принятие нового единого законодательства в сфере семейных отношений. Но борьба с Гоминьданом, отсутствие единой власти на территории Китая, глубокий социально-экономический и политический кризис и господство традиций препятствовали коммунистической партии введению нового брачно-семейного законодательства. Семейное право носило программный характер и действовало в отдельных районах страны.

Первая половина ХХ века стала переломным моментом в истории Китая, когда кардинальным изменениям подверглись все сферы общественной жизни: от политической до социально-экономической сферы. На этот период приходится смена формы правления, усиление влияния запада, гражданская война и противостояние двух партий, японо-китайская война.

Вне всяких сомнений, все эти события повлияли на сознание китайского народа, осознававшего необходимость принятия нового законодательства, прежде всего в сфере брачно-семейных отношений. Внесение в Гражданский кодекс глав, регулирующих брачно-семейные отношения, было лишь первым шагом на пути модернизации существующего права.

Правовое регулирование семьи и брака в Китае в 1949-1978 гг.

Начало периода связано с окончательным поражением партии Гоминьдан, возглавляемой на тот момент Чаном Кайши. Как уже говорилось ранее, в октябре 1949 года Мао Цзэдун и его сторонники-коммунисты провозгласили Китайскую Народную Республику (КНР). Одним из первых шагов китайского правительства было упразднение всех ранее издававшихся законов и декретов. Большое влияние на политику Мао Цзэдуна оказало сотрудничество с Советским Союзом, что повлекло за собой процесс рецепции социалистического права.

Первым законодательным актом после образования КНР был закон о браке, регулировавший отношения внутри семьи, а также права гражданина. Закон о браке, принятый 1 мая 1950 года содержал 27 статей, наиболее важные из которых содержали следующие положения:

— равенство мужчины и женщины в браке;

-право каждого из супругов на добрачную фамилию и имя;

-обязанность родителей воспитывать и содержать своих детей;

-запрет на препятствие вдовам вступать в брак;

-развод разрешается по обоюдному согласию, либо по инициативе одной из сторон, если их не примирили районное правительство и судебные органы власти (однако закон не указывает конкретных причин, которые можно рассматривать как основания для развода);

-ограничения на развод с женщинами во время беременности, а также в течение 1 года после рождения ребенка;

-ограничения на развод с военнослужащими;

-равные права владения и распоряжения имуществом;

-родители и дети обязаны нести взаимную ответственность;

-строгий запрет на убийство детей (в отличие от древнего Китая);

-обязанность родителей нести ответственность за детей после развода.

Новый закон также сохранял основные статьи закона о браке 1934 года:

-свобода от воли родителей в заключении брака;

-равные права внебрачных детей и детей, рожденных в браке;

-брачный возраст для мужчин- 20 лет, для женщин – 18 лет;

-личная регистрация брака в местных органах.

Одним из первых результатов закона о браке 1950 года стало сильное увеличение количества разводов (так как закон не давал конкретных причин для расторжения брака). В результате, всего за 4 месяца число разводов увеличилось на 91 %, из них около 70-80% дел возбуждались женщинами, так как раньше они не обладали правом расторжения брака, в силу дискриминации женщины в семье.

Принятие закона о браке ознаменовало выделение семейного права в самостоятельную отрасль права. Но при этом, он содержал достаточно обобщенные и абстрактные положения, а также не осветил многие важные аспекты брачно-семейных отношений, такие как:

определение фамилии детей;

положение родителей как представителей своих детей по закону;

последствия регистрации брака, заключенного при наличии установленных в законе препятствий к его регистрации.

До середины 1970-х годов средний размер семьи увеличивался, и, для того, чтобы остановить неконтролируемый прирост населения, правительство Китая взяло курс на политику ограничения рождаемости и повышения брачного возраста.

Конец ХХ века для Китая стал периодом множества экономических и политических реформ. Именно в этот период в китайском обществе происходят преобразования, возникают новые социальные классы.

Одной из самых важных реформ в сфере семьи и брака становится принятие закона КНР о браке 10 сентября 1980 года (принят Третьей сессией Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва), который устанавливал следующие положения:

контроль над рождаемостью (впервые говорится о планировании деторождения);

повышен брачный возраст: для мужчин- 22 года, для женщин- 20 лет (ст.5)

Государством поощряется позднее вступление в брак и позднее рождение ребенка;

защита законных прав и интересов пожилых людей;

запрет на браки в случае родства по боковой линии до 3 поколения (ст.6);

обязательная регистрация брака в местных административных органах (ст.7);

закрепление обязанностей членов семьи по отношению друг к другу;

положение родителей как законных представителей своих детей;

свободное право супругов расторгнуть свой брак (но сначала обязательна процедура примирения);

расширение правовой ответственности родителей за несоблюдение норм закон (например, уплата алиментов).

В законе о браке 1980 года отсутствуют положения о запрете брать наложниц; о приеме в семью девочек, в качестве будущих жен для сыновей; о запрете вдовам на вступление в брак, в силу того, что эти обычаи были искоренены.

Данный закон способствовал дальнейшему укреплению демократической системы заключения браков и семейных отношений, закрепленных в законе о браке 1950 года.

Впоследствии, были приняты документы, в дополнение к существующему законодательству:

— 1986 год — общие положения гражданского права КНР, в которых говорится о механизме установления опеки;

— 1992 год — закон КНР об усыновлении;

Существовало несколько мнений по поводу причин изменений китайской семьи. Так, одни социологи придерживались теории, согласно которой в процессе модернизации утрачиваются традиционная значимость семьи. Другие считали, что сильное влияние на институт семьи оказывает тенденция к глобализации.

Рассмотрим 5 основных подходов к исследованию семьи:

Историческо-культурологический подход, в котором семья рассматривается в качестве активного элемента общества;

Прогностический подход изучает проблемы китайской семьи и выявление ее роли в условиях модернизации экономики, основываясь на учения западных ученых (Дж. Локк, У.Дж. Гуда и др.);

Структурно-традиционалистский подход, который рассматривает традиционализм через призму настоящего времени, то есть изучает процессы, происходящие в обществе в системе традиций и модернизации;

Сейчас в Китае существует многообразие форм семьи.

Во-вторых, достаточно новая для Китая форма семьи – нуклеарная или малая семья, которая включает в себя два поколения: родители и экономически несостоятельные дети;

Часть населения Китая, выбирающая в качестве ориентира семью типа DINK, руководствуются следующими принципами:

— высокий уровень знания;

Причинами к появлению и формированию нового репродуктивного поведения китайской молодежи послужили следующие факторы:

Государственная политика ограничения рождаемости, которая не могла не сказаться на отношении молодежи к детям;

Активная пропаганда ответственности каждого за свое обеспечение в старости;

Появление новых специфических потребительских установок, изменяющих семейный быт, формирующих образ жизни молодой городской семьи, которая в корне отличается от традиционного типа;

Влияние СМИ, ориентирующие на определенный тип внутрисемейного потребления и отношения к детям.

По этим же причинам в Китае растет доля неполных семей, которые состоят из одного из супругов и детей.

Таким образом, в обществе происходит переоценка ценностей, смена ориентиров и изменение мотивации поведения молодежи в семейной сфере.

Стоит отметить, что Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей принял решение о смягчении политики ограничения рождаемости: семьям разрешено заводить двух детей, в том случае, если отец и мать были единственными детьми у своих родителей, а также разрешается крестьянским семьям заводить второго ребенка, если первой родилась девочка. Данное решение связано с уменьшением численности трудоспособного населения и старением населения.

Конец ХХ века – период переосмысления места человека в обществе и в государстве, в целом. Переход Китая к рыночной экономике, становление правового государства повлекли за собой возрастание роли и значения личности в обществе, раскрытие ее индивидуальных способностей, а также потенциала в семейных отношениях.

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что ХХ век стал для истории Китая периодом коренных изменений, как в самом государстве, так и в сознании народа. На протяжении всего ХХ века государство старалось развивать и совершенствовать китайское право, прежде всего, право, регулировавшее семейные отношения. Ведь именно семья является первичным элементом в процессе социализации личности, культурным образцом поведения, передаваемым из поколения в поколение.

Содержание
Введение……………………………………………………………………………31.Формирование семейного и наследственного права Китая……………. 4-10
1.1. Формирование семейного права Китая………………………………. 4-8
1.2. Формирование наследственного права Китая………………………. 9-10
2. Принципы Семейного и наследственного права Китая…………………..11-23
2.1. Наследственное право Китая в законодательстве…………………. 11-17
2.2. Семейное право Китая в законодательстве…………………………. 17-23Заключение…………………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………………. 25

Введение
Сегодня, в условиях интеграционных процессов и развития приграничного сотрудничества, когда усиливается межгосударственное взаимодействие на самых различных уровнях, получают особое значение межкультурные коммуникации, в том числе и с позиций правовой культуры. Поэтому пониманиеспецифики правовой системы государств АТР и Китайской Народной Республики, в частности, играет значительную роль в процессе развития этого взаимодействия, в первую очередь, с точки зрения регионального аспекта.
Серьезный интерес для современных, в особенности, дальневосточных исследователей представляет опыт регулирования брачно-семейных в Китае. Степень актуальности данной темы достаточно высока не только спозиций межкультурной коммуникации, но и с точки зрения постепенного позиционирования Китая как одной из ведущих мировых держав. КНР – большая страна с огромным населением в 1,3 млрд. человек, что составляет 20 процентов численности населения Земного шара. Поэтому следствием возрастания роли Китая на мировом рынке становится то, что многие проблемы и противоречия социально-экономического развитияобщества в целом связаны и с демографическим состоянием китайского общества.
Разработке темы особенностей семейного и наследственного права КНР, в том числе и анализу становления этих отраслей права на различных этапах исторического развития государства, сравнительному анализу правовых институтов КНР и России посвящено немало работ таких исследователей, как Я. Бергер, Л.М. Гудошников, И.А. Косарева,О. Манухина, О.В. Почагина.
Целью данной работы является определение основных начал и особенностей семейного и наследственного права КНР. Задачи работы – раскрыть сущность основных правовых институтов семейного и наследственного Китая в контексте их исторического развития, охарактеризовать ведущие принципы правового регулирования брачно-семейных отношений на современном этаперазвития Китайской Народной Республики.

1.Формирование семейного и наследственного права Китая
1.1. Формирование семейного права Китая
Понимание особенностей отрасли современного семейного права КНР невозможно без осмысления традиций конфуцианства, которые лежат в основе многих общественных отношений. Сущность этих традиций заключается в ярко выраженной семейственности, семья считаласьсердцевиной общества, а интересы отдельно взятой личности рассматривались лишь в аспекте семейных. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей. Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе, но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего долга, который выражался в соблюдении интересов семьи, т. е. в рождении детей, прежде всегосыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках. В Китае бездетным считался тот, кто не имел сына, даже если он имел 10 дочерей. Отсюда - постоянная тенденция к росту семьи. Конфуций и государство трактовал как большую семью, некую семью семей, объединяющую всех китайцев в единую социальную общность. Власть императора он уподоблял власти отца, а.

Читайте также: