Семейная арт терапия доклад

Обновлено: 17.05.2024

Простые и веселые игры, которые научат родителей лучше понимать ребенка и помогут разобраться с его переживаниями и страхами.

Жизнь детей до 10 лет построена вокруг игры и творчества, и только к подростковому периоду у детей формируется навык оценивать свои поступки, принимать решения, осознавать свои чувства, эмоции и ощущения.

Способность к рефлексии можно тренировать подобно тому, как мы тренируем свое тело, чтобы быть сильными. Если не делать этого, то человек вряд ли сможет жить полноценной жизнью. С большой вероятностью он столкнется с непониманием своих настоящих желаний и потребностей, будет чувствовать себя несчастным.

Одна из задач взрослых — помочь ребенку наработать опыт, который поспособствует развитию его осознанности. А для этого нам необходимо разговаривать с ним на одном языке — посредством игры и творчества.

Что такое арт-терапия

Арт-терапия — отличный инструмент для того, чтобы соприкоснуться со своими чувствами и сделать шаг к осознанной жизни. В основе арт-терапии — творческий процесс, во время которого человек всегда неосознанно выражает свои чувства. Переодеваясь в костюм супергероя, ребенок наделяет себя качествами, которых ему не хватает в жизни. Рассказывая о нарисованном злом дракончике — делится негативными эмоциями.

Результаты творчества — это больше, чем просто красивый рисунок, это хрупкий внутренний мир, который вам доверили.

Как организовать атмосферу для свободного творчества

Узнать чуть больше об этом мире можно обратившись к профессиональному детскому психологу и арт-терапевту, которые умеют анализировать творчество и поведение ребенка. Однако родитель также может заглянуть в этот мир, став более внимательным к играм и результатам творчества малыша.

Вот несколько рекомендаций, которые подскажут, как это сделать:

  • Не надо заставлять. Ребенок должен заниматься с желанием.
  • Предоставьте разнообразие художественных материалов. Трудно выразить себя, имея в наличии только простой карандаш и лист бумаги.
  • Не давите своим мнением, дайте свободу выбора темы, материалов, цветов.
  • Создайте комфортное рабочее место.
  • Ведите творческий диалог. Расспрашивайте ребенка, что он нарисовал, зачем, кто главные герои, что они делают и т.д.

5 простых игр для всей семьи

Следующий вопрос: что делать. Начните с этих пяти простых упражнений, для которых нужен минимальный набор материалов.

Цель: работа с негативными чувствами, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: бумага, краски, клей.

Цель: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: бумага, краски, фломастеры.

Упражнение: Предложите ребенку закрыть глаза и представить самый красивый цветок. Поинтересуйтесь, как он выглядит, что его окружает, где он растет.

Попросите открыть глаза и попробовать изобразить цветок, описать его настроение и придумать его историю.

Арт-терапия, в дословном переводе, это терапия с помощью искусства. Но данное направление можно рассматривать шире: любое искусство может быть инструментом для коррекции, будь то рисование, лепка или танцы.

Арт-терапия, при правильном использовании, может давать потрясающие результаты. Она позволяет мягко и деликатно, в игровой форме обойти защитные механизмы, понять: какие переживания есть у малыша, и также ненавязчиво их скорректировать.

Проблемы, которые могут решаться с помощью арт-терапии могут быть разной степени. Арт-терапия подходит для коррекции временных трудностей, с которыми столкнулся эмоционально благополучный малыш, либо более серьезные проблемы, которые носят устойчивый характер, тогда потребуется более длительная работа специалиста.

Занятия арт-терапией с малышами позволяют решать такие задачи, как:

• трудности в выстраивании контактов у детей в семье, детских коллективах;

• адаптация к детскому саду;

• психологическая работа со страхами;

• работа с проявлениями детской агрессивности;

• психологическая работа с проявлениями детского упрямства, замкнутости, тревожности;

• работа с детской непоседливостью, невнимательностью и т. д.

• снятие эмоционального напряжения и раскрытие внутреннего потенциала ребенка.

Арт-терапия может быть использована и в работе с семьей. Она помогает:

• выявить характер взаимоотношений в семье,

• вскрыть (так сказать, обнажить) причины внутрисемейного конфликта и наметить пути выхода из него,

• свободно, без страха самовыразиться всем членам семьи, и как следствие – получить целостное видениеситуации,

• восстановить контакт между членами семьи,

• выразить эмоции и настроения касательно проблемной ситуации всем членам семьи,

• дает возможность для непрямого обращения к актуальным проблемам,

• способствует установлению атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности и эмоциональной поддержки,

• позволяет увидеть степень эмоциональной значимости проблемы для семьи в целом и конкретно для каждого члена семьи,

• отображает систему внутрисемейного взаимоотношения внутри существующей проблемы.

Чтобы правильно организовать развивающий творческий процесс для ребенка в домашних условиях, необходимо соблюсти несколько не сложных, но очень важных правил:

Позвольте ребенку самому решать, каким видом творчества сегодня заняться и что изобразить. Ребенку от 3х лет можно подсказать тему для творчества (не настаивая, но, в рамках этой темы, позвольте ему действовать самостоятельно.

Результат не подвергается критической оценке

Если вы хотите, чтобы творческий процесс был терапевтичным, откажитесь от оценивания результата. Пусть произведение ребенка кажется бессмысленными каракулями, для малыша это отражение самого себя.

Самостоятельность действий ребенка

Роль взрослого в творческом процессе ребенка – только обслуживающая. Главное – грамотно организовать пространство и процесс и страховать при надобности. Учите малыша, как обращаться с кисточкой, как рисовать красками, как лепить, только показывая.

Общение с ребенком во время занятий

Важно находиться на одном уровне с ребенком, смотреть в глаза.

Поддерживать эмоционально положительное общение – поощрять, хвалить, поддерживать.

Подводя итог, хочу сказать, что использование арт-терапии в раннем детстве обеспечивает оптимальные условия для раннего развития ребенка. А также помогает развивать творческий потенциал родителей для гармонизации отношений в семьях с маленькими детьми.

Использование методов арт-терапии в работе педагога-психолога Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является закономерным. Это.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Журавская Е. Г. (Консультация для педагогов) Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую.

Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с нарушениями речи Представляю материал вебинара для коллег.

Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Использование песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Игра с песком — это естественная и доступная.

Использование проектной деятельности в работе с семьей «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Консультация для педагогов. Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду Поступление ребенка в дошкольное учреждение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, дом 58,

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

педагог-психолог

г. Поронайск

Актуальность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Так как нарушение взаимоотношений между родителями и ребенком имеют серьезные последствия для психического развития ребенка, формирования его характера, личности.

Вместе с тем современная семья испытывает целый ряд социальных, психологических, педагогических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка, на его психологическое благополучие.

Обострению проблем, способствует ряд причин, характеризующих в большей степени ситуацию в стране в целом. Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих огромные материальные и социальные трудности в адаптации к иной среде и культуре. Неблагополучные семьи, семьи социального риска – это семьи особого внимания, в такой семье ребенок часто испытывает трудности социализирующего характера, а также замена эмоционального общения детей и родителей на общение с техникой (компьютер, телевизор и т.д.).

Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний, чтобы решить возникшие проблемы, либо наоборот, есть знания, но они не знают, как на практике применить эти знания к своему ребенку.

Как воспитать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физический и психологический аспекты? Как наладить контакт с ребенком? Как реагировать на капризы и непослушание малыша? Как помочь ребенку-мигранту не говорящему на русском языке в адаптации к иной среде и культуре?

Анализируя эти и множество других вопросов, с которыми родители обращаются за помощью, мы пришли к выводу о том, что родителям нужна не только методическая помощь, начальные знания о психофизических особенностях малышей, но и практическая, которая бы заключалась в освоении эффективных методов и приемов взаимодействия с ними .

Возросла необходимость пересмотреть и внести изменения в деятельность педагога-психолога по организации взаимодействия с семьями в условиях воспитания полинационального детского коллектива.

Наши усилия были направлены на поиск инновационных методов в работе с семьей, которые помогли бы решить многие проблемы во взаимоотношениях взрослых и детей, которые подошли бы в работе, как с родителями, так и с детьми.

Новизна проекта заключается в применении нетрадиционных методов арт-терапии в коррекции детско-родительских отношений.

На начальном этапе реализации проекта, было проведено обследование, которое позволило изучить семьи детей старшего дошкольного возраста, выявить особенности детско-родительских отношений в русских семьях и семьях детей-мигрантов, выделить группу семей, нуждающихся в психологической помощи и коррекции.

В качестве приоритетных направлений взаимодействия с семьями в группе смешанного этнического состава были выделены:

повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах эффективного взаимодействия с семьями воспитанников разных национальностей и социального статуса;

обеспечение психолого-педагогической поддержки, сопровождения семей в вопросах развития и образования дошкольников;

привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада и в социализации ребенка;

педагогическое партнерство и сотрудничество взрослых и детей.

В основу программы были положены следующие принципы:

Принцип сотрудничества на добровольных началах всех участников;

Принцип использования только положительного подкрепления, что мобилизует потенциалы участников, поддерживает и стимулирует их поисковую активность;

Принцип ориентации на будущее, заключающийся в том, что будущее является областью реализации сформированных позитивных детско-родительских отношений.

Принцип системности, предполагающий рассмотрение отношений между родителями и детьми с точки зрения единой целостной взаимосвязанной системы;

Деятельностный принцип коррекции, заключающийся в том, что основным способом психологического коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности детей и родителей, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений родителей и ребенка.

Принцип комплексности, подразумевающий то, что коррекция осуществляется путем проведения совместной терапии (родители - дети) и комплексное использование разных видов арт-терапии.

С системой работы по программе, а так же со структурой коррекционно-развивающего занятия вы можете ознакомиться в предложенных вам буклетах.

Рассмотрим некоторые из видов арт-терапии, которые были включены в содержание работы:

Метод изотерапии является классическим, но терапия изобразительным творчеством нам прекрасно подошла для работы с семьями мигрантов, так как он способствует формированию положительных эмоций и взаимоотношений. Являясь невербальным методом, он позволил участникам выявить имеющийся творческий потенциал, найти альтернативные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию, а так же преобразовать такие чувства, как тревогу, страх, подавленность в положительные эмоции. Сложность заключалась в интерпретации своих рисунков после завершения работы, но мы использовали игру, которая стала универсальным языком, на котором умеют общаться и взрослые, и дети разных возрастов и разных национальностей. Самым главным было показать детям, что взрослые умеют слушать, видеть, чувствовать то, что для них сейчас важно.

Метод игрового моделирования родительского поведения способствовал обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком;

Метод танцевальной терапии способствовал осознанию телесной активности в процессе межличностного взаимодействия, установлению различных способов контакта;

Метод игровой терапии способствовал созданию близких отношений в группе, позволил каждому участнику проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий;

Метод сказкотерапии создавал волшебное пространство внутри группы, которое позволяло выходить за рамки обычного восприятия всевозможных проблем и помогало детям и взрослым находить самые необычные и неожиданные, порой даже легкие пути выхода из различных сложных ситуаций;

Метод музыкотерапии применялся для создания атмосферы покоя и взаимопонимания в группе, снятия психического напряжения, эмоционального беспокойства у детей, для развития творческих способностей, для концентрации внимания и интеллектуального развития;

Метод смехотерапии помог отвлечься от проблем и открыл для всех участников группы альтернативный взгляд на жизнь, который способствует восприятию многих ситуаций с юмором и благодаря этому позволяет избегать ненужных конфликтов и стрессов.

Арт-терапия стала нам незаменимым помощником в решении нашей проблемы. Богатый арсенал нетрадиционных техник сделал процесс коррекции более интересным и эффективным. Применение арт-терапии позволил актуализировать различную тематику детско-родительских отношений, в частности особенности взаимодействия родителя и ребенка, уровень доверия и открытости в отношениях, определить адаптационные проблемы детей-мигрантов и многое другое.

Мы поняли, что использование групповой арт-терапии позволило взрослым и детям развивать ценные социальные навыки, осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, создавать особую демократическую атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы для развития определенных коммуникативных умений и способности адаптироваться к новым условиям.

Объединение разнообразных методов в единое целое оказалось наиболее эффективным приемом, так как многие виды искусств легко сочетаются.

Полученные результаты:

Разработана и реализована программа коррекции детско-родительских отношений средствами арт-терапии (Приложение 1).

Сравнение полученных диагностических данных после коррекционной работы позволило наблюдать изменения в родительском отношении к детям в лучшую сторону (Приложение 2).

Наблюдение за детьми в ДОУ показало, что у них:

- улучшилось настроение, повысилась самооценка;

- повысилась творческая активность;

- снизилось напряжение и зажатость, появилось чувство уверенности в своих силах;

- обогатился словарный запас, речь стала более правильной и выразительной;

- улучшилось взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, можно сделать вывод, что творчество – это путь, на котором ищут и находят ответы. Ведь именно переживания момента творения дает силы и ребенку, и взрослому для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Безусловно, наш проект в полной мере не решает проблему коррекции детско-родительских отношений и социализации ребенка в условиях полинационального детского коллектива. Требуется решение следующих аспектов, таких как разработка обучающей программы повышения профессиональной компетентности педагогов в области этнопедагогики и этнопсихологии, обучающей программы психологической грамотности родителей разных этносов, изучение влияния социокультурных и семейных традиций на формирование детско-родительских отношений.

Автор: Прохорова Светлана Васильевна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Елабуга

В начале учебного года мною была тщательно изучена литература по арт-терапии. Ознакомилась с опытом работ коллег в данном направлении. И выработала для себя план предстоящей работы.

В своей работе я применяла такие виды арт-терапии, как: рисование, лепка, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, игротерапия. И использовала их во время детско-родительских занятий, а также во время индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

Ниже предлагаю рассмотреть несколько арт-терапевтических упражнений, которые я использовала при работе:

Мы взяли большой лист для рисования (рулон обоев) — карандаши и фломастеры. Чтобы уменьшить тревогу и ответственность детей перед чистым листом, я нарисовала одну первую деталь сама.

Нужно договориться об очереди, кто за кем рисует, чтобы поучаствовать смогли все. В нашем случае дети сидели за одним столом, и было проще, так как рисунок передавали по часовой стрелке.

Также, должна быть задана тема рисунка: человек (конкретный – клоун, водолаз, повар, Карлсон или абстрактный), космос, детская площадка, магазин и т.д. На нашем занятии мы рисовали свою группу (с 1 подгруппой), и свой детский сад (со 2 подгруппой).

Ребенок рисовал один элемент и передавал рисунок дальше. Я следила за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, и вклад всех в рисунок должен был быть примерно равным.

Мы рисовали круг на листе. Рисовали гуашью, акварелью, карандашами, восковыми мелками и т.д. Рисунок был на свободную тему. Существуют уже нарисованные мандалы, и ребенок их только раскрашивает, выбрав понравившуюся.

Часто дети не удерживаются в рамках круга и выходят за него. Такие проявления не только не останавливаются, но приветствуются.

Мандала — показательная вещь. Это как бы фокус, в котором сосредоточена жизнь ребенка. Все, расположенное в верхней части круга относится к сознанию, а в нижней части – к подсознанию.

Мы взяли листы А2 (для основного рисунка) и А3 (для разрисовки) и гуашь. Также еще понадобилась палитра.

Сначала с детьми была проведена беседа на тему, какие бывают у человека настроения. Что каждое настроение может иметь свой цвет. Предложено определить настроение для основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, черный), определения ребенка может не соответствовать общепринятым нормам (например, красный не злой, а праздничный и радостный, черный не мрачный, а задумчивый). Определения цветов были записаны для облегчения диагностики.

На втором этапе – пробовали порисовать на листе формата А3 соответствующие настроениям картинки. Грусть выражали нарисовав опавшие листья, радость – воздушные шарики, страх – оружие, и т.д.

Заключительный этап – на большом листе бумаги детям предлагалось нарисовать свое настроение. В зависимости от выбираемых ребенком красок, их сочетаний, создаваемых форм и, имея ключ в виде предыдущих работ, продиагностировала состояние детей.

Группа разбилась на пары мама-ребенок. Всем были выданы бумага, карандаши и фломастеры. И было предложено нарисовать совместный семейный рисунок на свободную тему, но с одним условием, рисовать нужно, используя лишь одну руку, две другие руки мамы и ребенка были связаны между собой. Таким образом, мы наблюдали за взаимодействием родителя и ребенка. По окончанию занятия каждый высказался о том, как проходила совместная работа, какие трудности возникли, и какое впечатление на них произвело упражнение.

В целом было проведено 8 занятий на протяжении всего учебного года. Так же проведена консультативная работа с родителями. Где им, помимо прочих рекомендаций, предлагалось проводить арт-терапивтические занятия в домашних условиях.

После проделанной работы, а так же после повторной диагностики и наблюдения за детьми, могу сделать вывод, что выбранный мной метод является доступным и эффективным.

Данный метод способствует укреплению психического здоровья детей, разрешению внутренних конфликтов, ликвидирует болезненные переживания у детей, а также развивает познавательную и эмоционально-волевую сферы. Помимо этого метод арт-терапии способствует приобретению важных социальных навыков, улучшению детско-родительских отношений в семье, профилактике и коррекции страхов.

Читайте также: