Сельское хозяйство положение крестьянства во второй четверти 19 века доклад

Обновлено: 05.07.2024

Режим крепостничества приводил к резкому увеличению объема земледельческих работ, особенно в связи с развитием барщинного хозяйства. Это обстоятельство стимулировало усиление жизнедеятельности общины — единственного инструмента, способного при дефиците рабочего времени стать гарантом интересов не только крестьян, но в конечном итоге общества в целом. Наиболее эффективным средством выживания общинников на владельческих землях стал переход к передельно-уравнительной практике. В течение XVIII века к передельной общине переходят и государственные крестьяне Севера, Урала, южной Украины, Европейской России, а в конце XIX века — сибирские крестьяне и донские казаки.

Принятая в 1861 году модель аграрных преобразований производит впечатление запоздалого компромисса между различными векторами развития страны, интересами и мифологемами социальных групп. Для власти того периода она явилась, пожалуй, наиболее оптимальным вариантом преобразования российской деревни, что отнюдь не означает принципиальную невозможность существования других социальных альтернатив. Тем более что принятый верховной властью на вооружение проект оказался противоречивым разрешением возникших противоречий.

В результате, во второй половине XIX в. государством был заложен такой вариант развития деревни, при котором определяющее значение для крестьянства стало приобретать общегосударственное писаное право. Одновременно существовала и была поставлена в законные рамки другая правовая система, основанная на крестьянском обычном праве, на существовавших веками традициях и обычаях, определявших в конечном итоге поведенческие стереотипы большинства крестьян. Сосуществование двух систем, безусловно, означало более медленное развитие, тормозило процессы модернизации страны, но в то же самое время способствовало поступательному, без резких скачкообразных движений развитию у российского крестьянства правовой культуры.

Изменения в государственном строе и политическом режиме в первой половине XIX в.

Революция государственной системы, сформированной в первой четверти XVIII в., происходила в течение всего столетия. Определенно наметилась дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвленный чиновничий аппарат. До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из двенадцати членов, который просуществовал до 1810 г.

В 1810 г. в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые Императором, был создан Государственный совет.

Председателем Государственного совета являлся император, в его отсутствие в заседаниях председательствовал назначенный им член Совета.

Работа Государственного совета осуществлялась либо в форме общих собраний, либо в форме департаментских заседаний. В 20-х годах XIX в. Государственный совет утрачивает свою монополию на законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собственной Его Величества канцелярии,

После создания новых центральных органов управления окончательно определилось роль Сената — он утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Дальнейшая централизация государственного управления потребовали пересмотра системы отраслевых органов государственного управления.

В 1802 г. был принят манифест "Об учреждении министерств",

Министры были обязаны ежегодно представлять в Сенат отчеты о своей деятельности.

В 1811 г. издается “Общее учреждение министерств“, документ, подготовленный М.М. Сперанским.

Вместе с постоянно действующими центральными органами власти и управления в первой половине XIX в. действовал ряд временных комитетов (секретных органов). Они создавались императором для решения важных, неотложных, не нуждающихся в огласке вопросов

В 1827 г. был создан специальный жандармский корпус, составивший вооруженную и оперативную опору Третьего отделения. В 1836 г. было принято "Положение о корпусе жандармов". Создавалась сеть жандармских округов, подчинявшихся главному жандармскому управлению. На местах создавались губернские жандармские управления и городские команды жандармов (в губернских, портовых городах и крепостях).

В задачи жандармских команд входило: "усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения", "рассеяние законом запрещенных скопищ".

В 1837 г. реорганизуется система полицейских органов: в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы (станы) появляется полицейская должность станового пристава. Тем самым полицейская сеть распространяется в сельские районы страны. Становой пристав опирался в своей деятельности на сельскую выборную полицию: сотских и десятских и на вотчинную полицию помещиков.

В первой половине XIX в. создается разветвленная сеть тюремных учреждений. Первым общегосударственным актом, регулирующим эту сферу, стал "Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных", принятый в 1832 г. и дополненный в 1842 г. В нем регламентировался порядок содержания под стражей и ссылки лиц, относящихся к разным сословиям, предусматривались определенные льготы и привилегии для некоторых из них.

Государственные преступники, содержались в политических тюрьмах.

Совершившие церковные преступления заключались в монастырские тюрьмы (Соловецкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь).

Остальные преступники содержались в общеуголовных тюрьмах; в одном Санкт-Петербурге в 1829 г. в тюрьмах находились почти три с половиной тысячи заключенных крестьян, присланных туда помещиками.

В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Судами второй инстанции в губерниях стали палаты уголовного и гражданского суда. Палата гражданского суда выполняла также функции нотариата.

Церковные реформы в XVIII в.

В 1700 г. в России упраздняется патриаршество. В 1721 г. была издана Духовная коллегия, стоящая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. Тем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к Сенату (полное название органа: Святейший Правительственный Синод).

В 1726 г. была сделана неудачная попытка разделить синод на два департамента: первый, состоящий из членов Синода, находящихся на жалованье (не получавших доходов от епархий), должен был управлять богослужебно-каноническими делами церкви. Второй, состоящий из светских чиновников, должен был решать судебные и административно-хозяйственные вопросы церковного управления. Это был проект бюрократизации церковного управления.

Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода.

Уже в первой четверти XVIII в. определилось правовое положение императора в церковной системе:

1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;

2) император осуществлял свою власть в церкви в рамках государственного законодательства;

3) Священный Синод стал органом распорядительной власти императора;

4) церковная организация стала частью государственного аппарата, его ведомством. Как государственная, власть монарха была поставлена над церковью.

Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего, мусульманства.

Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка.

В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав,

В "Наказе" Екатерины II (1768 г.) наряду с тремя общественными слоями (дворянство, "средний род людей", крестьянство) духовенство не упоминалось как особое сословие, подчеркивался; принцип свободы вероисповедания.

Проекты, выработанные в Уложенной комиссии уложения, определили дальнейшее развитие законодательства о церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. — в управы благочиния, подчиненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь.

На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно — и церковнослужителей, в возрасте от пятнадцати до сорока лет призвали в армию. Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.

С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц.

В начале XIX в. правительство стремится создать собственный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается Министерство духовных дел и народного просвещения. Министру передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824 г. министерство ликвидируется.

Во второй четверти XIX в. в ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим этим органом. В 30-е годы в непосредственное ведение обер-прокурора переходит канцелярия Синода и комиссия духовных училищ.

В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненные обер-прокурору. Bсе исполнительные органы Синода оказались подчиненным одном, лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированными от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.

Падение крепостного права положило конец безраздельному господству феодализма. Крестьянская реформа, несмотря на ее грабительский, крепостнический характер, создала лучшие условия для развития капитализма. Во второй половине XIX в. в России утвердился капитализм, основными чертами которого являются частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости, применение более производительного наемного труда как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, внедрение машинной техники привели к значительному росту производительных сил. Вместе с тем капитализм означал усиление эксплуатации и обнищания широких народных масс.

За 40 лет население России увеличилось на 80% (с 74 млн. в 1860 г. до 133 млн. в 1900 г.).

Значительно выросли города и городское население. Особенно быстро развивались такие крупные торгово-промышленные центры, как Петербург, Москва, Рига, Одесса и др. Большого развития достигла торговля, как внутренняя, так и внешняя. Расширились связи сельского хозяйства с промышленным производством, с рынком.

Изменился классовый состав населения: класс помещиков хотя и медленно, но начал перестраиваться на капиталистический лад, его экономическое значение ослабло; значительно вырос класс торгово-промышленной буржуазии; появился новый класс - пролетариат.

pomeshchiche-hozyajsПомещичье хозяйство после реформы 1861гtvo-posle-reformy-1861g

Однако множество крепостнических пережитков тормозило развитие страны, и в этом заключалась одна из особенностей в развитии российского капитализма. В России остался самодержавный строй - защитник интересов помещиков и душитель свободы народов. Сохранилось помещичье землевладение. Эксплуатация крестьян помещиками проводилась старыми, крепостническими методами.

Сельское хозяйство во второй половине 19в

  • нужда,
  • необходимость платить налоги и
  • огромный выкуп за землю.

В пореформенный период увеличивались посевные площади за счет распашки неосвоенных плодородных земель, улучшалась сельскохозяйственная техника, развивалась агрономическая наука. Некоторые помещики и разбогатевшие крестьяне стали применять машины, вводили многопольный севооборот. В передовых капиталистических хозяйствах повысилась урожайность. Однако основная масса крестьян билась в страшной нужде и вела свое хозяйство старыми, дедовскими методами.

Отработки и издольщина

Помещики центрально-черноземных российских Отработки губерний предпочитали вести хозяйство по старинке, используя крепостнические пережитки, которые оставила им реформа. Широкое распространение получили отработки. Это такая система, при которой помещик, пользуясь малоземельем крестьян, отдавал им часть своей земли в аренду, за что крестьяне должны были отрабатывать на барской земле со своим инвентарем.

В других поместьях широкое распространение получила издольщина, при которой крестьяне за арендованную землю отдавали помещику часть урожая, в том числе испольщина, когда крестьяне отдавали помещику половину урожая. Эта система мало чем отличалась от старой барщины. Помещичьи земли крестьяне обрабатывали плохо, урожайность была низка.

Помещики Прибалтики, Западной Белоруссии, Украины, Нижнего Поволжья более решительно переходили на капиталистические методы хозяйствования. Здесь возникали крупные капиталистические хозяйства. Несмотря на замедленность развития капитализма в сельском хозяйстве, помещичье хозяйство все же постепенно переходило на капиталистические рельсы.

Расслоение крестьянства

Важнейшим следствием капиталистического развития деревни было расслоение крестьянства и обнищание большинства крестьян. Крестьянство расслаивалось.

К 80-м годам 6,5 тыс. зажиточных владели имениями размером от 100 до 10 000 десятин земли.

Сельское хозяйство в национальных районах

Более успешно, чем в Центральной России, развивался капитализм в сельском хозяйстве Прибалтики. Здесь создавалось хуторское, фермерское хозяйство. Зажиточные крестьяне выкупали арендованные ими у баронов наделы и обрабатывали их с помощью наемных рабочих - батраков.

В Закавказье, напротив, капитализм развивался медленнее. Крестьянская реформа была проведена здесь позднее и сохранила еще больше пережитков крепостничества. Но и в Закавказье, как и в России, сельское хозяйство тоже втягивалось в рыночные отношения, здесь также беднела и разорялась основная масса крестьян, увеличивался слой сельской буржуазии. В Грузии кулакам принадлежало 80-90% всего поголовья овец.

Добавить комментарий


Today 02.03.2022 17:41:39

Крестьяне в XIX в. продолжали быть самой многочисленной категорией населения Российской Империи, составляя около 85 процентов от общего количества ее жителей. Они же были и самой бедной частью населения, находясь в крайне трудном положении.

Положение крестьян

Основными категориями крестьян в первой половине XIX в. были:

  • государственные;
  • владельческие (помещичьи);
  • монастырские;
  • удельные.

Государственные крестьяне принадлежали непосредственно государству, но были лично свободными, то есть не крепостными. Они обрабатывали землю, которая принадлежала общине, но была в собственности государства. За пользование землей они платили в казну подати, поэтому и назывались государственными. Они могли покупать землю, заниматься торговлей и переходить в мещанское, купеческое сословия.

Крепостные крестьяне, к которым относились владельческие, монастырские и удельные, жили намного хуже. Правление Екатерины II было наиболее тяжелым временем для крепостных крестьян, так как в тот период они стали фактической собственностью помещика и потеряли почти все свои права. Теоретические же идеи императрицы о вредности крепостного права не получили никакой реализации.

В тот период в обществе уже назревает понимание губительности крепостного права как для социального, так и для экономического развития страны. Павел I предпринимает некоторые попытки улучшить положение крестьян, но его указы не оказали существенного воздействия на ситуацию.

Александр I (1801-1825) в начале царствования был настроен на либеральные реформы. Одним из первых его действий было прекращение перевода государственных крестьян в категорию помещичьих, чем так активно занимались его предшественники. Правда, в период тяжелого финансового положения страны он продал больше 10 тысяч крестьян частным владельцам.

В 1803 г. Александр издал указ о вольных хлебопашцах, в котором разрешал крепостным освобождаться с землей за выкуп. Однако за время действия этого указа до 1858 г., правом выкупа воспользовалось около 1,5 % крестьян.

Готовые работы на аналогичную тему

При Николае I (1825-1855) выходят указ, также разрешающий крестьянам освобождаться за выкуп, но без земли, которая оставалась в собственности помещика, а пользование наделом крестьянин платил подати помещику. Естественно, этот указ совсем не менял реальное положение крестьян.

Также в 1837-1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян, которая предоставляла крестьянским общинам право самоуправления.

Императоры думали об отмене крепостного права, но решались, полагая, что это мера преждевременна. Александр II (1855-1881) понимал, что это необходимо для общества, поэтому в 1861 г. он выпускает Манифест об отмене крепостного права. Согласно нему, все крестьяне получали свободу и землю, но за надел они должны были платить выкуп государству в течение определенного времени. Уклад жизни не особо поменялся после этого, так как помещик по-прежнему был главной фигурой в деревне, а крестьяне все еще не имели землю в личном пользовании. Пока крестьянин не выплатит выкуп, он назывался временнобязанным, крепостных же более не было.

Занятия крестьян

Уклад жизни крестьян был самым традиционным и в целом не менялся на протяжении столетий. Основным занятием крестьян было земледелие. Выращивали они зерновые культуры – рожь, просо, овес, гречиха. В огороде росла картошка, капуста, помидоры и разные овощи и фрукты. Основные культуры менялись в зависимости от региона. Методы и способы обработки земли передавались от отца к сыну, таким образом оставаясь архаичными, но достаточно продуманными.

Кроме земледелия крестьяне занимались скотоводством. Средняя крестьянская семья имела домашних животных – корову, лошадь, овец, куриц и пр. Животные давали продукты, шерсть, кожу, а также использовались в качестве средств передвижения. Быков и лошадей запрягали для обработки поля, на лошадях ездили верхом. Некоторые бедные семьи не могли себе позволить содержать скот, да и их урожая не хватало, чтобы себя прокормить, поэтому они становились батраками, уходя на заработки в город либо к своим зажиточным односельчанам.

В деревне развиты были такие ремесла как кузнечное дело, столярное, кожевенное, ткацкое и пр. Крестьяне занимались бортничеством, рыболовством, охотой, что также приносило доход. Шкуры, мясо шли на продажу или в качестве оброка.

Крестьяне должны были:

  • отрабатывать барщину;
  • вносить оброк;
  • нести другие повинности в пользу помещика или государства.

Оброк мог был быть денежным или натуральным, а его размер определял помещик; то же и с барщиной, представляющая собой обязательную работу крестьянина на наделе помещика, размер которой также не был определен. Повинности заключались в привлечении крестьян на строительство чего-либо, призыве их в войско и пр.

Крестьяне жили в деревнях, обычно общинами. У обычной крестьянской семьи была изба со двором, где располагались хозяйственные постройки (скотный двор, сарай, баня и пр.).

Весь уклад жизни крестьянина был завязан на сельскохозяйственных работах и занятия крестьянина менялись в зависимости от времени года: зимой - хлопоты о хранении сена и зерна, обновление сельскохозяйственного инвентаря, весной – посев, затем покос, сбор урожая и заготовка его на зиму.

Крестьяне не только занимались работой, но и отдыхали. Праздников в деревне было очень много: одни были церковными (Рождество, Пасха), а другие – языческими (Иван Купала, Масленица).

Во время праздников деревня оживлялась, на площадях устраивались ярмарки с развлечениями и сладостями. Юноши и девушки катались с горок, на каруселях, водили хороводы, устраивали различные конкурсы. По вечерам ходили по деревне и пели песни. Традиции и особенности каждых праздников зависели от региона.

Такой была жизнь крестьянина в XIX в. в России. Реформы, проводимые государством в тот период, не оказывали существенного влияния на повседневную жизнь людей. Глобальная перемена в положении крестьян произошла уже после 1917 г.

К XIX веку Россия оставалась аграрной страной, в то время как в других западных странах активно начался процесс индустриализации. Особенно активно развивались Великобритания и Франция. США тоже находились на пороге новой эпохи. Российская империя же оставалась в рамках устаревшей системы, что доставляло огромные проблемы стране.

Основную массу населения России составляли крестьяне. Многие из них были в крепостной зависимости от помещиков. В связи с этим существовало несколько проблем.

Крестьяне были вынуждены основную массу времени работать на земле хозяина, что сводило к минимуму их возможности на возделывание угодий для собственных нужд, что вело к уменьшению их доходов от продаж. Поэтому крестьяне не могли разбогатеть, пока находились под властью помещиков.

Крестьяне работали на своих угодьях на протяжении нескольких веков, что сильно сказалось на плодородии почвы. А отсутствие материальных средств и неосведомленность не позволяли использовать передовые способы обработки земли. Крестьяне пользовали теми же инструментами, что и их далекие предки. Использование удобрений не было распространено. А незаинтересованность крестьян в своем труде окончательно убивала возможность хороших урожаев.

Основная масса крестьян была занята трудом на благо хозяина, а городские жители (которых было меньшинство) были либо ремесленниками и торговцами, либо богатыми жителями. Таким образом, было малое количество рабочих на мануфактурах, что сильно тормозило развитие экономики государства.

В XIX веке возникла острая необходимость решения этих проблем. Александр I начал разрабатывать способы преодоления данных трудностей. Господствующий класс общества –помещики- не хотели, чтоб кто-то преуменьшал их права, поэтому останавливали любые попытки реформ. Но начало было положено. Сначала были запрещены статьи о продаже крестьян в газетах. Но этот запрет успешно обходили.

В 1817 году были предприняты новые попытки отмены крепостной системы в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. Крестьян освободили. Они арендовали землю у помещиков, а сами были формально свободны. Но проект не мог был использован по всей России, так как был слишком стремительным.

В 1837-1841 годах была проведена важная реформа среди государственных крестьян. Ее возглавил П.Н. Кисилев. Все государственные земли были поделены на области, в каждой был окружной начальник, который заведовал самыми важными делами конкретной области. В каждой деревне был сельский сход, который выбирал старшину. В деревнях строились школы, больницы, церкви. В целом, государственные крестьяне находились в наиболее благополучных условиях по сравнению с крепостными. Реформа государственной деревни легла в основу создания сообщества после отмены крепостного права.

Читайте также: