Сарафан доклад 2 класс

Обновлено: 18.05.2024

Интересно, что широко известные в наше время модели сарафанов вовсе не являются славянской национальной одеждой. Еще в 14-м веке их завезли в Россию азиатские купцы, и в сарафанах первыми начали щеголять богатые и знатные мужчины: воеводы, князья, стрельцы и торговцы. Женщины же смогли носить сарафаны лишь в XVII веке — эта одежда сразу стала любимым атрибутом как у простых крестьянок, так и у знатных барынь.

Конечно же, стоимость этой популярной одежды была неодинаковой у разных сословий. Сарафаны у богатых женщин были из дорогой ткани — их украшали вышивкой и камнями; а у простолюдинок сарафаны были из более дешевых материалов: холста, бязи и домотканой шерстяной ткани.

Почему же сарафан так прижился в нашем обществе? Ну, во-первых: выкройка сарафанов довольно проста, как и прост сам сарафан. Это обычная удлиненная юбка, которая закрепляется на плечах завязками (бретелями). Сама же выкройка представляет собой инструкцию по пошиву и набор удобных шаблонов (лекал), которые можно корректировать и подгонять самостоятельно в соответствии с нужным вам размером. Выкройка сарафана для девочки будет отличаться только размером, а форма останется той же.

Классические виды сарафанов

Старинные сарафаны делились на несколько типов:

• Сарафан с юбкой и лифом.

Эти классические модели в наше время модифицированы для современных условий известными модельерами.

Сарафаны и сейчас актуальны – просто сейчас их шьют из более практичных материалов: шелка, льна, ситца и других тканей. Если вы захотите пошить летний неброский сарафан, то для этого лучше подойдет легкая ткань: одного тона или нежных оттенков пастели. Но, если вы выберете яркие и насыщенные цвета, то тоже не ошибетесь — такая модель добавит вашему образу больше динамики и девичьего задора.

Один сарафан в гардеробе можно ежедневно комбинировать с различными блузками, водолазками и футболками. Это великолепная возможность создать уникальность и неповторимость вашего имиджа.

Считается, что первое упоминание о сарафанах или сарафанцах относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Но описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.


Руские сарафаны можно увидеть на картинах руских же художников разных периодов.

То есть, отец-дворянин, идя на смерть, приказывает жене переодеть дочь крестьянкой. Авось сей маскарад спасёт ей жизнь!

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шёлковое платье в руском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.


Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда.


А для повседневной носки у руских женщин были более простые варианты.

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.


Вне зависимости от фасона, руские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа.


Традиционный образ руской красавицы.


Нарядный сарафан для знаменательных событий.

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешённым, хотя талия обычно не подчёркивалась.


Талия чаще всего не обозначалась.

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые надевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нём всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объёмными за счёт комбинирования ярких цветных и чёрных нитей.


Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно.

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал чёрный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зелёные цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.


Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом.


Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение.

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шёлк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

Разнообразие сарафанов


Руская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нём присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в руском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.

Наиболее популярными считались:

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своём варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трёх отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.


Старинные распашные сарафаны.

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шёлк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.


Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов.

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.


Более современная версия традиционного руского сарафана.

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение понёвы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трёх частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Её длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понёва. В некоторых областях её декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево.


Внешний вид понёвы мог сильно отличаться.


Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с понёвой.

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоёв населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали её только на гуляния и на празднества.


Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках.

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

Трансформация одеяний под грузом современности


Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа.

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить руский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе руский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал всё меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоёв населения, которые и донесли традиции до наших времён.


Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного руского костюма.

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шёлковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Редкие фотографии руского народного костюма XIX - начала XX вв, собранные Натальей Шабельской и хранящиеся в Российском этнографическом музее.







Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

история сарафана

У каждой вещи, как и у каждого человека, есть своя собственная история, которая нередко бывает удивительно интересной и даже в чем-то неожиданной. Например, история сарафана. Казалось бы, обычная летняя одежда для представительниц прекрасного пола, так нет же, история его насчитывает уже не одно столетие.

История русского сарафана

Сарафан всегда считался исконно русской одеждой. Согласно сведениям, черпаемым историками из летописей, первые упоминания о нем восходят еще к далекому XIV веку. Тогда сарафан носили как мужчины, так и женщины. Было даже понятие сарафана-рубахи для мужского населения. И только уже в XVII веке он стал исключительно женской одеждой, украшением прекрасных дев.

Итак, история сарафана, как женской одежды, начинается уже с XVII века, а дальше она продолжает бурно развиваться. Уже в XX веке дизайнеры начали предлагать девушкам более интересные варианты сарафанов, с новыми модными деталями. Во второй половине XX столетия появились и короткие модели сарафанов, произведшие настоящий фурор в модной сфере.

Если когда-то сарафан был одеждой либо простой, либо уж больно изысканной для состоятельных господ, то сейчас модная индустрия ежегодно предлагает девушкам огромный выбор сарафанов на любой вкус.

Мода 90-х чрезвычайно своеобразна и специфична. Современные дизайнеры и модницы в один голос твердят, что тот период характеризовался тотальной безвкусицей. Отчасти они правы, но все же, одежда 90-х имела особый стиль, шарм и прелесть.

Конечно же, ни о какой моде не может идти и речи, если говорить о том, как одевались крестьяне в Европе – это были одежды прямого кроя из дешевых местных тканей. С другой стороны, и крестьянские наряды, безусловно, оказали влияние на современную моду.

Советский пин-ап – это оригинальное сочетание строгих лозунгов и яркой женской сексуальности. Скандальный в свое время, в наши дни советский пин-ап не менее популярен и некоторые его элементы используются в самых разных сферах жизни.

Кимоно – это традиционный наряд японских женщин, который в наши дни надевается только по особым случаям. Также существуют современные интерпретации данного платья, такие как халаты, жакеты, блузы и т.д. Какова история этой вещи, каковы ее разновидности и предназначение? Читайте далее.

Японский массаж лица

Сочетание любой рыбы с этим особенным луковым кляром просто шедевральное. Обязательно попробу.

Узлы, торчащие кончики пряжи и как следствие этого - неодноро.

-Метки

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

Историческая справка

Сарафан – собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.

Феклистов В.Е. Приготовление невесты к венцу. 1848г.Государственный Русский музей. С-Петербург.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин "сарафан" как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.

В XVIII – XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.

Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

Ткани для сарафанов

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

Н. Солонинкин.

Н. Солонинкин. "Хоровод". Миниатюра. 1992г. Федоскино.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем хоровод девушек, одетых в "гарусники" – сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевики".

В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие "золотые" сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках – больших коробах из липы.

Типы сарафанов

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

  • туникообразный глухой косоклинный;
  • косоклинный распашной или с центральным передним швом;
  • прямой круглый или московский; прямой с лифом;
  • прямой с лифом на кокетке (полуплатье).

Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)

Типы сарафанов

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

Девичья праздничная одежда. Вторая половина XIX века. Воронежская губерния.Государственный исторический музей.

Девичья праздничная одежда. Вторая половина XIX века. Воронежская губерния.Государственный исторический музей.

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

Праздничная одежда. Первая половина XIXв. Тверская губерния. Государственный исторический музей.

Праздничная одежда. Первая половина XIXв. Тверская губерния. Государственный исторический музей.

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

Праздничная одежда. Начало XIXв. Север России. Государственный исторический музей.

Праздничная одежда. Начало XIXв. Север России. Государственный исторический музей.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы – дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

Праздничная одежда. Конец XVIII - начало XIXвв. Север России.Государственный исторический музей.

Праздничная одежда. Конец XVIII - начало XIXвв. Север России.Государственный исторический музей.

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные – из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных – металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

Сарафан. Начало XIXв. Олонецкая губ. Российский этнографический музей. г.С.-Петербург.

Сарафан. Начало XIXв. Олонецкая губ. Российский этнографический музей. г.С.-Петербург.

Одежда крестьянки. Конец XIXв. Архангельская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

Одежда крестьянки. Конец XIXв. Архангельская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Праздничная одежда. Конец XIX - начало XXв. Вологодская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

Праздничная одежда. Конец XIX - начало XXв. Вологодская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой".



4. Сарафан с лифом

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.


В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.

Читайте также: