Санитарное состояние школы доклад

Обновлено: 18.05.2024

Нормами САНПИНа и воздушно-тепловой режим. Естественная и искусственная освещенность в учебных помещениях. Анализ учебной нагрузки учащихся школы, продолжительность уроков и времени выполнения домашнего задания. Радиационное заражение в классах.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.03.2019
Размер файла 46,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Состояние здоровья детей в России сегодня вызывает обоснованную тревогу. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза - с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта. К окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

анализ санитарно-гигиенических условий в школе №2 р. п. Русская Поляна.

- познакомиться с нормами САНПИНа;

- исследовать воздушно-тепловой режим;

-исследовать естественную и искусственную освещенность в учебных помещениях;

-провести анализ учебной нагрузки учащихся школы, продолжительности уроков, времени выполнения домашнего задания;

-проверить уровень радиационного заражения в классах, оснащённых компьютерами.

Гипотеза: Если мы будем знать и соблюдать все требования САНПИНов, то здоровье наших школьников улучшится.

Объект исследования: человек, его здоровье.

1. Исследование воздушно- теплового режима

Воздушно- тепловой режим - один из факторов, влияющих на работоспособность и состояние здоровья. Состояние воздушной среды характеризуют показатели температуры, влажности, подвижности воздуха и т. п. Любой показатель изменяется в разных пределах, но существуют:

- оптимальные параметры - это изменение показателя в малых пределах, они определяют зону комфорта, в которой работоспособность - максимальна;

- допустимые пределы - это изменение показателя в широких пределах, за пределами которых нарушаются санитарно- гигиенические нормы.

1.1 Температура

Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от их назначения: максимальна - в учебных комнатах, ниже - в коридорах, самая низкая - в мастерских и спортзалах. Для измерения температуры использовался ртутный термометр.

В таблице приведены результаты измерений, проводимых в центре помещений на уровне моего роста осенью (в ноябре).

Допустимые параметры, єС

Результаты измерений, єС

Кабинет №14 (3 этаж)

Кабинет № 9 (2 этаж)

Результаты измерений показывают, что санитарные нормы по температурному режиму в этих помещениях соблюдаются. Положительное влияние на поддержание оптимальной температуры воздуха, очевидно, оказали следующие факторы:

-замена старых окон на стеклопакеты в 2012году;

-капитальный ремонт отопления в школе в 2007 году.

Для определения равномерности изменения температуры в кабинете №14 проведены замеры по диагонали помещения на расстоянии 0, 2м от наружной и внутренней стен и посередине на 3-х уровнях: 0, 1-1-1, 5м от пола. Из диаграммы видно, что перепад температур воздуха от наружной и внутренней стен не превышает 2єС, а по вертикали-2, 5єС на 1м, что соответствует оптимальным нормам.

1.2 Влажность

Наиболее благоприятным для жизнедеятельности человека считается воздух с относительной влажностью 40-60%.

При низкой влажности воздуха увеличивается потеря влаги организмом, высыхание слизистых оболочек носа, гортани, глаз, что ведет к ухудшению состояния организма.

При высокой влажности испарение с поверхности тела происходит очень медленно, что действует на организм угнетающе. Влажность я измеряла с помощью психрометра.

кабинет информатики (2 этаж)

библиотека (2 этаж)

мастерская (1 этаж)

Очевидно, что влажность во всех учебных комнатах соответствует гигиеническим нормам.

1. 3 Профилактика загрязнения воздуха

1). Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо, чтобы:

- численность учащихся соответствовала гигиенической норме вместимости;

- выполнялся режим проветривания;

- проводилась ежедневная влажная уборка классов после занятий и во время большой перемены;

- занятия с физической нагрузкой проходили в специальных помещениях.

В классах должно соблюдаться соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося.

Норма площади на одного учащегося, кв. м

Реальная площадь, кв. м

Площадь на одного учащегося по результатам измерения, кв. м

Гигиенические нормы вместимости учебных кабинетов в нашей школе соблюдаются.

2). Должен строго соблюдаться режим проветривания. Приток воздуха осуществляется через форточки и дверь. Чистота воздуха помещений поддерживается правильной организацией проветривания во время перемен. Рекомендуется сквозное проветривание, когда одновременно открыты и форточка, и дверь, оно в 5-10 раз эффективнее по сравнению с обычным (проводится в отсутствии учащихся). Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха.

Температура наружного воздуха, єС

Время проветривания, мин.

В сентябре и мае, когда на улице тепло, форточки в кабинетах в течение всего времени занятий открыты. В остальные месяцы проветривание проводится на переменах, но не систематически и без учета длительности проветривания в соответствии с температурой наружного воздуха.

Предложение: систематически проводить проветривание кабинетов.

Естественное проветривание, насыщение воздухом, кислородом называется аэрацией.

Ка=Sвсех форточек : Sпола

-оптимальный 1: 30,

-допустимый 1: 50,

Из формулы видно, что чем больше площадь форточек, тем больше значение коэффициента.

Площадь форточек в кабинетах: 0, 58 кв. м.

Значит, необходимо открывать в каждом кабинете все форточки на указанный в таблице срок.

3). Влажная уборка помещений препятствует загрязнению воздуха. В кабинетах начальных классов она проводится 2 раза в день, в других помещениях - 1 раз после занятий.

Предложения: проводить влажную уборку между 1-й и 2-й сменами и после занятий- т. е. 2 раза в день во всех помещениях; ежедневно протирать шкафы, подоконники.

2. Освещенность

Значительное влияние на работоспособность оказывает освещенность рабочего места. Все учебные помещения должны иметь как источник искусственного освещения, так и естественное освещение.

Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает необходимые условия для роста и развития учащихся. Соблюдение норм освещенности - необходимые условия сохранения общей и зрительной работоспособности, предупреждение быстрой утомительности глаз и снижения зрения.

2.1 Естественное освещение

Естественное освещение определяется основными нормативами и косвенными показателями.

Основные нормативы: - расположение здания и расположение окон (должно быть естественное левостороннее освещение; при высоте помещений более 6 метров необходимо двустороннее освещение, при этом не допускается направление светового потока спереди и сзади обучающихся).

Ориентация окон помещений школы

Ориентация окон Оптимальная

Ориентация окон Допустимая

Ориентация окон всех учебных кабинетов соответствует нормам. В мастерской у мальчиков окна ориентированы на запад, но там имеется дополнительное освещение. Внеурочные занятия проводятся во второй половине дня, когда солнце освещает эти окна.

На уровень естественной освещенности влияют косвенные показатели, такие как:

-размер и конфигурация окон, их чистота;

-размер простенков, высота подоконника, расстояние от верхнего края окна до потолка;

-окраска интерьера помещения;

-расстановка и окраска мебели;

-расположение вблизи высотных зданий и деревьев.

Вблизи школы нет высотных зданий и деревьев. В классных комнатах нашей школы окна достаточно большие, их площадь 3, 8 кв. м., простенки по сравнению с окнами маленькие, их площадь кв. м. 1, 7, на подоконниках ничего не стоит, проникновению света ничего не мешает. Расстояние от верхнего края окна до потолка 0, 3 м.

Стены в учебных кабинетах окрашены в спокойные тона: светло-бежевый, светло-голубой, салатовый, бледно-розовый, кремовый. Школьная мебель имеет светло- коричневые оттенки натурального дерева, изготовлена из древесных стружечных материалов, поверхность столов гладкая, матовая. Доска в каждом кабинете окрашена в зелёный цвет.

Школа находится на расстоянии 56, 5 м от автодороги, поэтому окна запыляются, необходимо мыть их 1-2 раза в месяц внутри, и не менее 3-х раз в год снаружи. Режим мойки в школе соблюдается частично: снаружи окна моются реже.

2.2 Искусственная освещенность

Искусственная освещенность (ИО) осуществляется в нашей школе лампами накаливания и люминесцентными лампами. Люминесцентные лампы освещают доску и расположены над ней. Для определения достаточности искусственного освещения определим:

- гигиеническую норму ИО= удельная энергоемкость х площадь пола (Вт х м2)

- фактическую ИО= мощность 1 лампы х число ламп

Площадь пола, кв. м

Мощность лампы, Вт

Искусственная освещенность во всех помещениях ниже гигиенической нормы.

По традиции для освещения в школе применяются обычные лампочки накаливания. Коэффициент полезного действия в традиционных лампочках накаливания очень мал, и в лучшем случае достигает 50%. Из чего следует, что из той электроэнергии потребляемой лампами накаливания, за которую мы заплатили, только половина пошла на реальное освещение помещения. Вторая половина потраченной электроэнергии потрачена на нагрев данной лампочки. В настоящее время наряду с обычными лампами накаливания используются энергосберегающие лампы. Они обладают рядом преимуществ: 1) экономия электроэнергии. Коэффициент полезного действия у энергосберегающей лампы очень высокий и световая отдача примерно в 5 раз больше чем у традиционной лампочки накаливания. Например, энергосберегающая лампочка мощностью 20 Вт создает световой поток равный световому потоку обычной лампы накаливания 100 Вт. Благодаря такому соотношению энергосберегающие лампы позволяют экономить электроэнергию на 80%, при этом без потерь освещенности, 2) долгий срок службы. Энергосберегающие лампы, имея другую конструкцию и принципиально иной принцип работы, служат гораздо дольше ламп накаливания в среднем 5-15 раз. 3) Низкая теплоотдача. Благодаря высокому коэффициенту полезного действия у энергосберегающих ламп, вся затраченная электроэнергия преобразуется в световой поток, при этом энергосберегающие лампы выделяют очень мало тепла. 4) Большая светоотдача. В обычной лампе накаливания свет идет только от вольфрамовой спирали. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет от энергосберегающей лампы получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению.

Простой пример: энергосберегающая лампа мощностью 20 Вт заменяет обычную лампочку мощностью 100 Вт, т. е. всего одна лампочка даёт экономию в 80 Вт. А если все лампочки будут такими?

Предложения по увеличению освещенности:

- замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы (стоимость - 100 руб. / шт.)

Последний вариант наиболее оптимальный, т. к., хотя они и дороже, но срок службы энергосберегающих ламп в 5-15 раз больше, и их КПД в 5 раз больше, чем КПД ламп накаливания.

3. Определение уровня радиационного заражения

В связи с тем, что сейчас широко используется массовая компьютеризация, актуальным становится проблема здоровья.

Человеческий организм не способен с помощью своих органов чувств воспринимать наличие радиоактивных веществ и их излучения (до несмертельных значений), поэтому необходимы специальные измерительные приборы. Я провела измерения индикатором радиоактивности РАДЕКС РД 1503, который предназначен для обнаружения и оценки уровня ионизирующего излучения. Данный прибор применяется для оценки уровня радиации на местности и в помещении, а также для оценки радиоактивного загрязнения материалов и продуктов. Данный дозиметр указывает на повышенную интенсивность радиационной нагрузки свечением или звуковым сигналом, либо показывает величину в мкЗв/час. Я замерила уровень радиации в кабинете информатики и в библиотеке, где находится наибольшее количество компьютеров.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: проверить качество работы по соблюдению санитарно-гигиенических норм и обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Аналитическая справка

Цель: проверить качество работы по соблюдению санитарно-гигиенических норм и обеспечению охраны жизни и здоровья учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Сроки: 5-11 сентября 2018 года

Проверку осуществляли:

Искакова Г.Е. – заместитель директора по УВР;

Сахьяа А.А. – заместитель директора по ВР;

Ермакович Т.А. – заместитель директора по АХЧ.

В ходе проверки осуществлялся контроль за:

подготовкой кабинетов к новому учебному году;

санитарным состоянием учебных кабинетов и рекреаций, обеспечением влажной уборки кабинетов и рекреаций;

регулярностью проветривания учебных кабинетов и помещений;

обеспечением необходимого освещения, подбором школьной мебели в зависимости от возраста учащихся;

организацией работы педколлектива по предупреждению несчастных случаев и травматизма;

составлением расписания уроков, за соблюдением режима учебы и отдыха учащихся, наличием динамических пауз на уроках.

На момент проверки санитарное состояние помещений школы соответствует требованиям СанПиН. Кабинеты и рекреации ежедневно поддерживаются в чистоте и порядке, проводится ежедневная влажная уборка. Температура воздуха в классных кабинетах, спортивном зале, библиотеке, актовом зале, столовой, рекреациях, поддерживается в пределах 18 – 24 0 С. Необходимый воздушно-тепловой режим классов не обеспечивается качественным проветриванием классов из-за отсутствия форточек, рекреационные помещения и коридоры обеспечиваются сквозным проветриванием. Для контроля температурного режима некоторые учебные кабинеты оснащены бытовыми термометрами.

Благоприятный световой режим способствует сохранению общей и зрительной работоспособности. Во всей школе освещение соответствует требованиям СанПиН. Одним из основных гигиенических требований к

учебному процессу является соответствие размеров мебели росту ребенка. Не во всех кабинетах это выполняется. Вся мебель в кабинетах промаркирована.

В целях обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, теплового, светового и противопожарного режима в школе проводятся следующие мероприятия:

Инструктаж сотрудников и учащихся школы по технике безопасности и правилам пожарной безопасности.

Систематический контроль состояния теплового, светового и противопожарного режима школы.

Обеспечение школы противопожарным инвентарем в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности.

Обеспечение выполнения светового режима в соответствии с нормами СанПиН.

Обеспечение школы моющими средствами инвентарем для проведения уборок в школе.

Контроль администрации за деятельностью по поддержанию надлежащего санитарно-гигиенического состояния школы.

В целях сохранности имущества школы и поддержания его в надлежащем состоянии в школе систематически проводится инструктаж учащихся и рейды по проверке состояния учебных кабинетов. Проводится работа по поддержанию ТСО в рабочем и безопасном для окружающих состоянии.

В целях укрепления безопасности учащихся и сотрудников школы, а также в целях предотвращения террористических актов, в школе осуществляется круглосуточная охрана. Классными руководителями ежемесячно проводятся занятия по правилам дорожного движения.

Организация учебно-воспитательного процесса соответствует правилам и нормам СанПиНа. Строго соблюдаются нормативы максимальной аудиторной нагрузки и нормативы времени, отводимого на выполнение обязательной части домашней работы, а также иные гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, установленного санитарными правилами.

В школе функционируют 10 учебных кабинетов:

-кабинет русского языка и литературы

- кабинет казахского языка и литературы

- 3 кабинета начального звена

- кабинет предшкольного класса

- кабинет материальных технологий (мастерская)

При расстановке мебели в учебных кабинетах соблюдены размеры проходов между рядами и расстояний от стены.

Из 10 учебных кабинетов 7 кабинетов оборудованы интерактивными досками, проекционным оборудованием.

Работают столовая, в которых организовано разовое горячее питание учащихся.

В школе работает медработник, которые организуют медицинский и мониторинг состояния здоровья детей. Психологическая служба отсутствует по причине отсутствия специалиста

Рекомендации:

1. Администрации школы отметить высокую ответственность по обеспечению санитарно-гигиенических условий для осуществления образовательного процесса учителей и классных руководителей: Долгополову Д.В., Коровко Н.А., Лысак Л.С., Зайцеву И.И.

2. Классным руководителям провести разъяснительную, санитарно-просветительскую работу среди учащихся, их родителей об организации противоэпидемиологических, профилактических мероприятий в связи с сезонным подъёмом заболеваемости гриппом.

3. Всем заведующим кабинетами усилить контроль за соблюдением техники безопасности в кабинетах.

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Санитарно-гигиеническое состояние учебных кабинетов


Подробнее о проекте:

Оглавление

Введение
1. Гигиена и санитария.
2. Санитарно-гигиеническая оценка состояния учебных кабинетов.
2.1. Оценка теплового режима помещения.
2.2. Оценка воздушного режима.
2.3. Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула антропометрическим показателям учеников класса
2.4. Характеристика светового режима в классе.
Заключение
Литература
Приложение 1. Результаты замеров температуры в учебных кабинетах
Приложение 2. Замеры, выполненные в кабинетах № 1, 7, 8
Приложение 3. Размеры мебели и ее маркировка
Приложение 4. Освещение кабинетов

Введение


Каждый ребёнок с 7 до 16 лет значительную часть времени проводит в стенах школы. Школьный кабинет становится для ученика важным местом препровождения, а условия в нём влияют на растущий организм, определяют его дальнейшее здоровье. Дома наши родители всегда заботятся о нашем здоровье: дают витамины, покупают одежду соответствующую сезону, кормят правильными продуктами, ведут здоровый образ жизни, приучая и нас к нему.

В этом году я перешла в 4 класс, и в силу некоторых обстоятельств наш классный кабинет теперь находится не в здании начальной школы, а в здании старшей школы. Мы с моими одноклассниками в течение рабочей недели посещаем три учебных кабинета, в которых проходят уроки:

  • Кабинет 4 класса (№ 7)
  • Кабинет английского языка (№ 1)
  • Кабинет русского языка, где проходят уроки ОРКСЭ (№ 8)

Цель работы: оценить соответствие параметров трёх учебных кабинетов гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа.

  • Изучить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
  • Пользуясь простейшими методиками, оценить показатели среды.
  • Путем сравнения с нормами СанПиНа установить их соответствие гигиеническим требованиям и нормам.

Предмет исследования: кабинеты № 1, 7,8 в здании Чекуевской школы .

Объект исследование: соответствие показателей среды учебных кабинетов норме.

Исходя из выше сказанного, мы выдвинули гипотезу: если параметры среды учебных кабинетов будут соответствовать санитарным нормам и требованиям, то это не будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье учеников.

Гигиена и санитария

Гигиена–1. раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.2. Обеспечение условий, сохраняющих нормальное экологическое состояние растительных и животных организмов, окружающей среды.

Санитария – относящиеся к системе здравоохранения меры по поддержанию чистоты, соблюдению правил гигиены.

Обеспечение гигиенически оптимальных условий проведения образовательного процесса основано на требованиях СанПиНов. Сюда относятся: поддержание благоприятной температуры и влажности воздуха в классе, правильное освещение рабочего места, парты, подобранные по росту школьников, необходимый режим вентиляции помещения и многое другое. Все это направлено на поддержание высокой работоспособности у учащихся на протяжении всего периода занятий.

Санитарно-гигиеническая оценка состояния учебных кабинетов

Классные кабинеты, которые стали предметом исследования находятся на первом этаже здания школы. Внутренняя отделка стен выполнена в соответствии с гигиеническими требованиями. Верхняя часть стен и потолок окрашены побелкой, нижняя часть стен окрашена краской для внутренних работ, что позволяет мыть эту часть стены. Цвет окраски стен светло-зелёный.

Ремонт стен и потолка производился летом 2013 года. Пол имеет линолеумное покрытие, цвет светло-коричневый и бежевый. Покрытие пола не дает сильных бликов, позволяет легко производить влажную уборку помещения. Также линолеум нескользкий, что тоже важно для сохранения здоровья. Наше исследование проводилось в январе 2016 года.

Мы выбрали для изучения следующие факторы:

  • тепловой режим помещения;
  • факторы воздушной среды;
  • соответствие антропометрическим размерам учеников параметров рабочего стола и стула;
  • световой режим.

Оценка теплового режима помещения

Замер температуры воздуха в помещении производился с помощью комнатного термометра.

Дата замера: 20.01.11г.

Время замера: 13 часов 40 минут.

Результаты представлены в таблице (Приложение 1).

Рекомендации учителям: использовать в кабинетах обогреватели и проводить чаще физкультминутки.

Ученикам: одеваться теплее, больше двигаться на переменах.

Оценка воздушного режима


В душном помещении очень тяжело находиться, а особенно учиться. Мы ученики чувствуем себя в таком кабинете некомфортно, нам жарко, нечем дышать, может закружиться голова, и даже мы можем испытывать приступы тошноты.Это связано с тем, что люди вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ, поэтому в помещении, где много людей – много углекислого газа и мало кислорода.

Оптимальные условия воздушной среды – важный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности. В нашем классе осуществляется естественный воздухообмен через окна, двери.

Мы рассчитали площадь и объём кабинета № 7, чтобы узнать какой объём воздуха приходится на каждого ученика (именно в этом кабинете мы проводим большую часть учебного времени).

В 3 классе на уроках математике мы научились находить площадь помещения.

А вот, что такое объём – мы не изучали и решили посоветоваться с учителем математики.Чтобы найти объем воздуха в нашем классе, нужно перемножить длину, ширину и высоту.

Длина нашего класса – 8, 40 м, ширина – 6,4 м, высота – 3,3 м. Объем воздуха в классе 177.4кубических метра. А площадь пола в кабинете № 7 составила 53, 8 квадратных метра.

В приложении 2 представлена таблица, в которой указаны замеры всех трёх кабинетов и расчеты площади и объёма помещения кабинета № 7.

Мы выяснили, что наполняемость класса не должна превышать 25 человек. [

В нашем классе 11 учеников. На одного ученика в классе приходится площадь 4.8 м, что превышает почти в два раза требования санитарных норм (2-3 м на 1 ученика). Объем, приходящийся на 1 ученика, равен 16.1 м, что превышает установленные нормами требования (5-6 м на 1 ученика).

В этом случае обеспечивается достаточная вентиляция класса.

  1. Для обеспечения полной вентиляции класса рекомендуется открывать окно на проветривание и дверь. Но при этом в классе не должно быть учеников, т. к. возникает сильный сквозняк.
  2. Воздух у доски загрязнен частицами меловой пыли. Это может вызывать заболевания органов дыхания. Следует чаще мыть губку, которой стирают с доски, не пользоваться сухой губкой.

Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула антропометрическим показателям учеников класса

Учебная мебель должна соответствовать семи основным критериям:

  • Ступни ног ученика должны твердо стоять на полу.
  • Между коленями и нижней частью столешницы должно быть достаточно места для беспрепятственного движения.
  • Высота стола должна быть такой, чтобы локти находились на том же уровне, что и верхняя часть столешницы, при этом плечи должны быть расправлены.
  • Спинка стула должна твердо поддерживать спину на уровне поясницы и лопаток.
  • Между подколенной впадиной и передним краем стула должно быть свободное пространство.
  • Между спинкой стула и сиденьем должно быть свободное пространство.
  • Во время сидения в коленях не должно возникать никакого напряжения.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Для определения соответствия мебели мы измерили рост учащихся 4 класса.

Для сравнения были произведены замеры имеющейся в классе мебели (высота столов и стульев от пола до сидения).

Сравнили их с санитарно-гигиеническими нормами. Рост учащихся нашего класса от 1400 до 1650 мм. Высота стульев класса 420 мм, что соответствует росту 1450 до 1600мм, а высота столов 700 мм для роста 1400 - 1650 мм. В классе стоит мебель двух размеров, которая соответствует росту 1400 — 1650мм, эти столы и стулья стоят впереди (перед доской), а мебель, которая соответствует росту1600 — 1750 мм— в конце кабинета и имеет следующие размеры: парты 760 мм и стулья 460 мм.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос. Столы и стулья в нашем кабинете уже имеют зелёную окраску, а промаркирована кружками красного цвета только мебель повыше.

Вывод: Имеющаяся в классе мебель соответствует антропометрическим показателям учеников класса и имеет маркировку красного и зеленого цвета.

Характеристика светового режима в классе

  1. Достаточность – зависит от размера окон и межоконных проемов, ориентации окон относительно сторон света, расположения затеняющих объектов, чистоты и качества стекол, количества и мощность источников искусственного освещения.
  2. Равномерность – зависит от расположения окон, конфигурации учебного помещения, контрастности между окраской стен, расположения светильников.
  3. Отсутствие теней на рабочем месте – зависит от стороны падения света (свет, падающий слева, исключает тени от пишущей правой руки, верхний свет практически бестеневой).

Освещение в классе обеспечивается естественным и искусственным способами. Естественное освещение обеспечивают окна, их 3, они расположены по восточной стене классов, равномерно. При солнечной погоде они дают достаточное естественное освещение. Свет падает на рабочее место учащихся с левой стороны, что соответствует гигиеническим требованиям. [1]При пасмурной погоде и коротком световом дне дополнительное освещение обеспечивается с помощью люминесцентных ламп. Их в классе 6, они расположены в 2 ряда. У доски есть дополнительное освещение. (приложение 4).

Достаточность освещения мы определяли простым методом, основанном на следующем: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность считается достаточной. Тест, проведенный на примере 3-х учеников, показал, что освещенность в классе достаточная.

  • Освещенность в классе в соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
  • По мере перегорания ламп их заменяют на новые.
  • На подоконниках нет высоких растений, которые мешали бы проникновению света.
  • В кабинетах используется короткий тюль и светлые шторы.

Заключение

Анализ изученных параметров среды учебных кабинетов свидетельствует о том, что в основном они соответствуют гигиеническим нормам. Нарушения выявлены со стороны теплового режима. Сейчас в каждом кабинете стоят электрические обогреватели, за счёт чего температура в помещениях повысилась на 4-5 градусов. Ученикам класса необходимо соблюдать рекомендации, выработанные нами при выполнении данной работы. Также с результатами нашей работы ознакомлена администрация нашей школы.

При соблюдении всех норм факторы среды не будут оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье учеников. Наша гипотеза подтвердилась.

Примененные нами методики оценки факторов среды класса могут применяться в других классах и в других школах.

Наше исследование ограничилось изучением только факторов, влияющих на здоровье учеников. В дальнейшем мы хотим проследить влияние цвета в интерьере учебных кабинетов на внимание школьников.


Мы не задумываемся о том, что не только следует следить за атмосферой в населенном пункте, но также и за атмосферой помещения.

Помещение - это гетеротрофная система, напоминающая населенный пункт в миниатюре. Как и населенный пункт, она существует за счет поступления энергии и ресурсов. Неблагоприятные экологические условия вызывают различные нарушения в организме, в результате которых человек может заболеть. Наиболее распространенными болезнями среди учащихся нашей школы являются такие заболевания как: острые респираторные заболевания, грипп, гастрит, нарушения зрения, дерматит.

В нашей школе в этом учебном году обучается 535 детей и подростков. Они значительную часть своего времени проводят в здание школы и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов среды школьного помещения. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Получение сведений о своей рабочей среде - необходимое условие ее изменения, улучшения.

Целью нашей работы является изучение влияния условий окружающей среды на здоровье учащихся, дать комплексную оценку санитарно-гигиенического состояния классных комнат.

  • изучить санитарно-гигиенические требование и нормы, предъявляемые к школьной среде, как среде обитания учащихся;
  • оценить состояние среды школьных кабинетов и её возможное влияние на здоровье учащихся;
  • предложить меры по созданию экологически безопасной для учащихся школьной среды.
  • анализ литературы и санитарно-гигиенической документации по проблеме;
  • исследовательские методы (беседа, визуальное обследование, метод измерений, статистическая обработка данных).

Практическая значимость. Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника – от администратора и медработника, до классного руководителя и заведующих кабинетами.

Научная новизна. Проведено исследование и получены результаты об экологическом состоянии кабинетов, чего ранее в нашей школе не проводилось. Работа может стать стартовой для многолетнего исследования экологического состояния помещений в нашей школе.

Большое значение для обеспечения комфортных гигиенических условий в школах имеет предупредительный и текущий санитарный надзор. Однако, к сожалению, этот надзор не всегда достаточно эффективен, а порой он просо отсутствует, поэтому важно, чтобы педагоги, администрация школ и сами учащиеся ясно представляли себе смысл и значение требований к среде, в которой осуществляется жизнедеятельность человека, и старались, насколько возможно, оптимизировать ее параметры.

Любое гигиеническое исследование начинается с санитарного описания. Этот метод позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер необходимых лабораторных исследований, с помощью которых объективно оценивается санитарная ситуация.

Большую опасность для здоровья человека представляет загрязнение атмосферы помещения. Источником загрязнения могут быть ядовитые выделения синтетических смол, которыми пропитаны древесностружечные плиты, испарения химических покрытий пола - линолеума и пленки ПХВ. В каждом случае нужно принимать конкретные меры, чтобы снизить концентрацию вредных загрязнителей в воздухе помещения. Например, мебель из древесностружечных плит покрывают краской и лаками, которые снижают выделения вредных веществ. Очищают воздух и некоторые комнатные растения. И, конечно, для уменьшения загрязнения атмосферы, помещения проветривают. В общественных помещениях (квартирах) обнаружено свыше 25 видов клещей, среди которых преобладают 5 видов, являющихся основными возбудителями аллергических заболеваний, бронхиальной астмы, ринита, нейродермита. На организм человека влияет много факторов внешней среды, и одним из определяющих, является размеры помещения.

Размеры учебных помещений обусловлены рядом педагогических и гигиенических требований. Глубина учебного кабинета более 6м неблагоприятно сказывается на освещенности парт третьего ряда естественным светом. При длине учебного кабинета более 8м затрудняется для учащихся, сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске. Скопление углекислого газа, аммиака, летучих жирных кислот происходит в верхних слоях воздуха помещений. При высоте помещений в 3,5 м наиболее загрязненный слой воздуха не достигает зоны, в которой находится человек во время обычной работы.

3. Определили площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест:

Вывод:
1. Площадь помещения на одного учащегося во всех кабинетах не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

2. Кубатура помещения на одного учащегося во всех кабинетах соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Внутренняя отделка и оформление помещения оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяют состояние экологической комфортности учащихся.

Советские гигиенисты провели много опытов по влиянию цвета на организм человека. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно.

Гигиенисты доказали, что светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели повышают освещенность, благоприятно влияют на работоспособность,

Дадим характеристику внутренней отделки классных комнат. Стены классов окрашены клеевыми красками. Проанализировав цвет поверхности стен можно сделать вывод, что использованы и холодные тона окраски и более теплые. (см. Приложение2) Стоит также отметить, что загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.

Условия воздушной среды оказывают существенное влияние на заболеваемость, работоспособность и самочувствие. В закрытых помещениях во время пребывания детей меняется химический состав и физические свойства воздуха: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, уменьшается содержание кислорода, легких ионов, повышается температура воздуха, запыленность. Значительное содержание пыли в воздухе оказывает неблагоприятное воздействие на организм. Попадая в легкие, пыль частично задерживается там и может вызвать различные заболевания. Вместе с ней в организм проникают болезнетворные микробы. Они могут длительное время сохраняться на пылевых частичках и переноситься на значительные расстояния. Пыль затрудняет потоотделение и препятствует испарению пота, оказывает также отрицательное действие на кожные покровы, что может привести к некоторым кожным заболеваниям.

О качестве воздуха в помещении принято судить по количеству углекислого газа в нем, так как содержание последнего изменяется параллельно изменению химического состава и физических свойств воздуха. Предельно допустимая концентрация СО2 в помещениях для детей равна 0,1%.

  1. Мы проверили вентиляционные отверстия с помощью тонкого листа и отметили, что они действуют.
  2. Определили общую площадь вентиляционных отверстий и поворотных створок на окнах. Одно вентиляционное отверстие имеет S вент. от =0,039 до 0,0408 м 2 S поворотных створок = 1(0,756) =0,756 м 2 . Для всех кабинетов одинаковая.
  3. Рассчитали коэффициент аэрации по формуле (так как для проветривания используется обычно одна поворотная створка, для расчетов мы не использовали две другие створки): Ка = Sвент.от /Sповоротных створок=0,117/0,756= 0,1548. (для 7,8, 23, 30, 35 кабинетов). Ка = Sвент.от /Sповоротных створок=0,2448/0,756=0,3238.(для 17 кабинета).
  4. Пронаблюдали сколько раз проветриваются кабинеты: примерно 30 минут за 5 часов. Следовательно, за 1 час проветривание составляет 6 минут.

Санитарно-гигиеническая норма – Частота проветривания – 10-15 минут в час.
Вывод: Частота проветривания не соответствует санитарно-гигиеническим нормам, коэффициент аэрации соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Вентиляция исключительно важное и эффективное средство охраны здоровья и профилактики заболеваний. Воздух помещений постоянно загрязняется выдыхаемым человеком углекислым газом, продуктами разложения пота, сальных желез, органических веществ содержащихся в одежде и обуви. Эти летучие продукты получили названия антропотоксины. Они-то и оказывают самое неблагоприятное влияние на организм. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, появляется сонливость, и апатия и тошнота (вплоть до рвоты), иногда случаются обмороки. Вот почему так важно следить за химическим составом воздуха помещения.

Когда содержание СО2 в воздухе возрастает происходит затруднение умственной работы, быстрое утомление, появляется головная боль и другие нарушения, а также возрастает количество микроорганизмов. Через воздух происходит распространение гриппа, туберкулеза, скарлатины, кори, коклюша, дифтерии, ветряной оспы и других инфекционных заболеваний.

Естественный воздухообмен учебных классов обычно бывает недостаточным, и его необходимо регулярно дополнять проветриванием. Открывающаяся часть окон (форточки) в каждом помещении по своей общей площади должна составлять не менее 1/50 площади пола. При проветривании помещений в течение часа путем открывания форточки, количество углекислого газа в воздухе снижается всего на 7% по сравнению с исходным его количеством до проветривания; при проветривании путем открывания двери - на 20%, а при сквозном проветривании содержание углекислого газа в воздухе снижается почти на 70%.

Таким образом, сквозное проветривание оказывается эффективнее обычного в 5-10 раз. Мы предлагаем проветривать помещение 4 раза за период обучения (6 уроков) по 5 минут (после 2,3,4,5 уроков), тогда учащиеся будут меньше болеть и их работоспособность не понизится в течение учебного дня.

1. Определение эффективности вентиляции.
1. Мы определили необходимый вентиляционный объем воздуха (Vвент., м З /ч) на 1 человека, чтобы СО2 не превысило допустимого уровня (0,1%). Vвент. = К/(р-рi) * 3/4, где К - количество СО2 выделившегося за 1 час (л/ч), р. - ПДК СО2 (0,1% или 1л/м 3 ) pi - содержание СО2 в атмосфере 0,3 л/м З , 3/4 ч - продолжительность урока

Vвент. = (7л/ч * 3) / (1 л/м З - 0,3 л/м З ) * 4 = 7,5 м З /ч
2. Определили кратность обмена воздуха (D) - число, показывающее, сколько раз в течение 1 часа воздух помещения должен смениться наружным, чтобы содержание СО2 не превысило допустимого уровня. D = Vвент. / V , где Vвент. - вентиляционный объем воздуха, V - объем воздуха на 1 учащегося. В 7,8 кабинетах:

Читайте также: