Русский народный костюм детский доклад

Обновлено: 03.07.2024

Русский народный костюм был создан и передавался из поколения в поколение многолетним трудом. Костюм раньше надевали, как на праздничные мероприятия и дни, а также просто носили в обычной жизни.

Костюмы были нескольких видов и отличались друг от друга. У любого региона была своя определенная модель, также отличались мужские костюмы от женских. Костюмы отличались от цели их применения, на свадьбу или праздник был свой вид, а на повседневную носку был другой. Роль в надевании костюма играл и возраст человека.

У нас в России есть несколько видов, один из них южный, а другой – северный.

Особенность наших костюмов – многослойность верхней одежды. Редко увидишь приталенный костюм на человеке, обычно наоборот, пышность и широта.

Ткани использовались различные, к примеру в основном это были: лен, хлопок, шерсть. Фасон был максимально закрытым. Богатые люди любили выделяться и украшать свои костюмы различными аксессуарами подороже, различными меховыми вставками, необычными дорогими нитями, вышивками.

Костюмы всегда были очень яркими, заметными.

Самый распространённый элемент нашего национального костюма – сарафан у девушек. На него иногда пускали не одно полотно, а несколько. Имел форму трапеции. Иногда делали и прямой фасон, он был более простой.

Цвета у костюмов также отличались по регионам, где-то предпочтителен оранжевый цвет, где-то зеленый, а где-то красный или желтый. Практически нигде не используется черный цвет, так как черный значит траур, лишь для орнаментов или отделки каких-либо элементов.

То, что было вышито на костюме всегда имело сакральное значение для русского народа, а не просто элементы. К примеру, люди верили, что данная вышивка служит защитой от злых духов и нечисти для человека. Сейчас конечно, больше ушла эта вера в обычный декор костюма, и смысл туда может быть уже не вложен как раньше.

Издавна русский узор был выполнен в строго геометрических формах, почти не существовало в костюме скругленных элементов. Самые популярные вышивки и узоры: желтое солнце, яркие цветы, различные животные, растения, трава, различные фигуры людей, геометрические фигуры и даже звезды.

Для декорирования костюмов также использовали мех, пуговицы, кружево.

В современном мире народных костюмов и их вариаций очень много:

- для детей (очень похожи на взрослые);

- зимний костюм (отличается тяжестью одежды);

Сейчас многие элементы из народного костюма перешли в повседневную обычную одежду.

Русский народный костюм

Популярные сегодня темы

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881 гг.) относится к великим русским композиторам, чье музыкальное наследие входит в классическую шкатулку мирового творчества.

Язык является одним из важнейших органов чувств у человека, который позволяет распознать вкус различных предметов и позволяет осознать человеку, съедобен ли тот или иной продукт.

Мрамор – это горная порода, основной составляющей которой является кальций. Мрамор – это полезное ископаемое, которое образуется из известняка в результате воздействия физико-химических проце

Развитие письменности на Руси началось после изобретения славянской азбуки в 863 году двумя братьями: Кириллом и Мефодием. Оба великих просветителя были уроженцы города Салоники.

Русский народный костюм

08.02.2019

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. В конце концов, это всегда очень красиво и познавательно.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях. Красота!

93a5c6645135b0be149627d6b70d51a6.jpg

Но, к стыду каждого, мало кто знает историю происхождения русского народного костюма. Что ж, давайте исправим этот факт?

История русского костюма

Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилось стремление русского человека к красоте, к улучшению своего быта. Это объект материальной культуры. При его создании использовались самые разные прикладные искусства и ремесла, получившие развитие на Руси:

вязальное ремесло, искусство изготовления кружев;

ювелирное искусство (многие элементы костюмов украшались, например, резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.).

Вот сколько связей у национального русского костюма! И это лишь основные. Не упомянуты искусство шитья, рисования (для пошива костюмов знати использовались эскизы) и многое другое.

Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:

вся одежда делилась на распашную (то есть застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки) и накидную (она надевалась, как нынешние футболки, через голову);

для народного русского костюма характерно большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и т. д.;

костюм-воронежской-губернии.jpg

С приходом Петра I начались серьезные изменения. Появилась мода, которой до этого не существовало: была лишь парадная, нарядная, передающаяся по наследству, одежда, а была повседневная. Ее фасоны не менялись десятилетиями, или менялись настолько незначительно, что этого не было даже заметно.

С реформированием друг друга стали сменять следующие национальные европейские костюмы:

немецкий – он дольше всех продержался в истории русской моды и смог почти полностью вытеснить национальный костюм.

Между прочим, за въезд в города в русской одежде (как и с бородой) полагался налог – до 2 рублей, если въезжающий был конным.

Женский русский народный костюм

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой.

89aabbb13d8a55609e2526d7f0076b28.jpg

Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция. Как можно понять, основой костюма служил сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:

косоклинный – с широкой пышной юбкой;

прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;

DSC_5534.jpg

И крестьянки, и знать носили шубы, душегреи, летники и другую верхнюю одежду. Знать могла позволить себе шубку – облегченный женский вариант шубы с красивым меховым воротником.

Мужской русский народный костюм

Мужской национальный костюм на Руси был куда менее эффектным, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье.

Шили рубахи с воротом (косоворотки) или без него из разных тканей. Самыми популярными были:

Интересно! Как и у богатых женщин, у знатных мужчин были горничные рубашки, которые шились только из шелка.

Помимо косоворотки, в повседневности мужчины носили порты, штаны или гачи, онучи, сапоги и лапти, подпоясывали рубаху нешироким пояском.

Большим разнообразием отличалась верхняя одежда и головные уборы. Некоторые из них, например, небольшую шапочку наподобие тюбетейки, тафью, даже не снимали в церкви.

Детский русский народный костюм

Основой детского русского народного костюма также служила рубаха. Причем считалось, что первой рубахой у мальчика должна быть ношеная рубаха отца, у девочки – матери. Визуально детская одежда ничем не отличалась: это были косоворотки с вышивкой.

Особенности и значение деталей русского костюма

Русский национальный костюм – это по-настоящему колоритный наряд, где каждая деталь имела свое значение.

image.jpg

Костюм никогда не надевался просто так, он был символичен. Вот лишь самые основные значения его основных деталей:

Вышивка служила своего рода оберегом от злых сил, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только вдовьи рубахи и сарафаны не были вышиты.

Интересно, что в вышивке доминировало всегда изображение ромба – оно ассоциировалось у русичей с солнцем и счастьем. Вышивка всегда имела сакральное значение.

Головные уборы для замужних дам и незамужних девиц сильно отличались – например, девушки украшали волосы лентами, обручами, платками, в то время как замужние дамы обязательно полностью закрывали волосы на улице. Кокошник могли носить только замужние женщины на праздник.

Праздничный наряд мог включать до 20 элементов одежды (у женщин), в то время как повседневный – до 7.

Особенности русской одежды по регионам

Русский национальный костюм очень отличался в зависимости от региона. Существовало две основные традиции русского костюма:

Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.

Любопытные факты про русский костюм:

Новую одежду (из неношеных тканей) ребенок получал, когда ему исполнялось 3 года.

Головной убор обязательно надевали на улицу. Выйти без него аналогично тому, что сегодня появиться на улице мегаполиса голышом.

Русский национальный костюм включал в себя даже убранство волос – например, незамужняя девушка могла носить распущенные волосы и обруч на голове, а замужняя дама обязательно заплетала две косы и надевала головной убор.

Русский колорит мировой моды

9d051a4a50b4d27a2138d982b44ca8cd6e5e3ce3.jpg

Так, в разные годы к элементам русского стиля обращались:

Русское культурное наследие, в частности, национальный костюм, вдохновляют западных кутюрье, а современные российские дизайнеры через призму изменчивой моды все чаще стремятся переосмыслить непростую историю своей родины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

История возникновения русского народного костюма

История всегда вызывала огромный интерес у общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.

Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, как много потеряно там, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью.

О национальной одежде приходится судить лишь по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.

В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

С этой книгой можно совершить увлекательное путешествие и рассмотреть всё разнообразие, которым отличалась русская народная одежда. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проекта: Изучить историю русского народного костюма.

Задачи проекта:

1. Изучить историю возникновения русского народного костюма;

2. Рассмотреть материал об особенностях русского народного костюма, цветовой гамме;

3. Изучить функции русской народной одежды.

История возникновения русского народного костюма

У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Зарождение русского национального костюма

У всех народов мира имеется свой национальный костюм. Русская традиционная одежда начала формироваться в V веке на основе элементов костюма древних русов — жителей Восточной Европы, общих предков славянских народов. Убранство русичей отличалось своеобразием, имело свои особенности и соответствовало образу жизни народа-земледельца.

Традиционный костюм, распространенный на обширной территории России, достаточно разнообразен, особенно женский. Каждый регион имел свои характерные элементы в одежде, присущие только этой губернии. Одежда пожилой женщины отличалась от платья девушки, в будние дни носили одно одеяние, в праздничные — совсем другие наряды.

Крестьянская одежда

Можно было выделить четыре комплекта женского наряда: с паневой, сарафаном, юбкой-андараком, кубельком. Панева — наиболее старинный элемент женской одежды, комплект с паневой сформировался в VI−VII веках и включал в себя рубаху, передник, нагрудник, головной убор — кичку, лапти, распространен был во многих губерниях средней полосы и юга России.

С сарафанами носили рубахи, душегреи, кокошники и кожаную обувь. В такую одежду наряжались женщины Алтая, Урала, в Поволжье, Сибири, на севере европейской части России. Расцвет этого костюма пришелся на XV−XVII века.

Казачки Северного Кавказа и Дона носили платье-кубелек, с ним одевали рубаху с широкими рукавами и длинные штаны. Одежда мужчин на всем пространстве Руси была однообразной и состояла из рубахи-косоворотки, нешироких штанов, лаптей или кожаной обуви, шапки.

Костюм знати

Особенность национального русского платья — обилие верхней одежды, накидной и распашной. Одежда знати относится к византийскому типу. В XVII в ней появляются элементы, заимствованные из польского туалета. Для сохранения самобытности костюма царским указом от августа 1675 года дворянам, стряпчим, стольникам было запрещено носить иноземные одеяния.

Костюм знати изготавливался из дорогих тканей, богато украшался золотым шитьем, жемчугом, пуговицами из золота и серебра. В то время не было понятия — мода, фасон не менялся столетиями, богатое платье передавалось по наследству из поколения в поколение.

До конца XVII века национальную одежду носили все сословия: бояре, князья, ремесленники, купцы, крестьяне. Царь-реформатор Петр I пренес в Россию моду на европейский костюм и запретил ношение национального облачения для всех сословий, кроме крестьян и монахов. Крестьяне сохраняли верность национальному убранству до конца XIX века.

Сейчас человека, одетого в национальный костюм, на улице не встретишь, но некоторые элементы, присущие русскому традиционному костюму, перекочевали в современную моду.

Особенности русского народного костюма

Женский костюм

Основными частями женского народного костюма были рубаха, фартук, сарафан, понёва, нагрудник, шушпан.

Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, ее украшали вышивкой или обшивали полосой отделочной ткани. Вышивка представляла собой сложные многофигурные композиции с крупным рисунком, достигавшим в ширину 30 см., располагались они по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

Самой декоративной, богато украшенной частью и северного, и южного русского костюма был передник, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, шелковыми узорными лентами. Край фартука оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.

Холщевые белые рубахи и фартуки северные крестьяне носили с сарафанами. В XVIIIв. – первой половины XIXв. Сарафаны делали из однотонной, без узора ткани - синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. Наиболее распространенным был сарафан со швом по середине переда, отделанным узорами, лентами, мишурным кружевом и вертикальным рядом. Силуэт усеченного конуса с большим расширением к низу (до 6 м.), придавал фигуре стройность.

Понёва. По конструкции понёва представляет собой три – пять полотнища ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вдежки шнурка (гашника), укрепляемого на талии.

Верхняя женская одежда была запона - накладная накидка из грубого цветного холста, не сшитая по бокам. Запону шили короче рубахи. Носили ее с поясом.

Короткой верхней распашной одеждой была душегрея, которая держалась так же, как и сарафан, на плечевых лямках. Душегреи надевали поверх сарафана, шили их из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Будучи самобытной частью национальной одежды, душегрея неоднократно возвращалась в моду.

Верхней накладной одеждой, которую носили в основном состоятельные русские женщин, был летник. Он имел прямой покрой, расширенный внизу за счет боковых клиньев до 4м. Особенность летника – широкие колокообразные рукава, сшитые от проймы до локтя. Ниже они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани, которые украшали вошвами - треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь. Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником, подкрашенным обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

Разновидностью летника была накладная шубка, которая отличалась от него покроем рукава. Рукава шубки были длинные и узкие. По линии проймы делался прорез для продевания рук.

Телогрея по силуэту, форме деталей, тканям напоминала шубку, являлась распашной одеждой с пуговицами или завязками.

В конце XIXв. в народной одежде наряду с фабричными тканями постепенно утверждаются и формы городского костюма, более однообразные и стандартизированные. На смену сарафанам, поневам и рубахам приходит так называемая парочка – приталенная кофта и расклешенная юбка из той же ткани. В ней традиции народной одежды сочетаются с требованиями городской моды.

Головной убор. В русском народном костюме сохранились старинные головные уборы и обычай для замужней женщины прятать волосы, а для девушек оставлялась не покрытой. Этим обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки и девичьего – в виде обруча или повязки. Широко были распространены кокошники.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами.

В качестве украшения использовали жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

Мужской костюм

Костюм крестьянина Киевской Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста.

Так как ткань была узкая (до 60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые затем сшивали. Швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывал узким поясом или цветным шнуром. Цвет основной ткани, был, как правило, яркий.

Порты шились неширокие, суженные книзу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками – оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

Верхней одеждой служили - зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинные нагольные шубы.

Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой.

Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина кафтана варьировала от коленей до щиколоток. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетенные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

Мужской костюм состоял их ситцевой рубахи – косоворотки, надеваемой навыпуск и подпоясанной ремнем или кушаком, темных брюк, заправляемых в сапоги, жилета, пиджака или сюртука. Все это шили уже из покупных тканей фабричного производства. Таким образом, традиционная форма костюма, сохраняя народные элементы, все же начинает тяготеть к новым стандартным формам, утверждающим практичность, удобство и целесообразность. Эти особенности одежды и выдвигаются ни первый план в последующие годы.

Детский народный костюм

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей.

Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стиранная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет, по поверьям наших предков - в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном уберечь от порчи и сглаза своего ребенка.

Также для оберега использовалась кукла–оберег в народном костюме. Кукла издревле сопровождала человека на протяжении всей его жизни: встреча новорожденного в колыбели, помогали в тяжелые времена, принимали на себя болезни, оберегала от злых сил. Кукла передавалась от матери к дочери, от поколения к поколению.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.

Право на "взрослую" одежду дети получали только после обрядов инициации. Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды.

С течением столетий был утрачен древний ритуал перехода из разряда "детей" в разряд "молодёжи", многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии.

Так, ещё в XIX веке в некоторых областях России вполне уже взрослые юноши и девушки порою до собственной свадьбы ходили в детской одежде - рубахе, схваченной пояском. В ряде других мест одежда ребёнка представляла собой обычный крестьянский костюм, только в миниатюре. Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду - ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка.

"Девушка до 15 лет, а чаще до свадьбы носили подпоясанную рубаху, а по праздникам надевали поверх передник с рукавами - шушпан".

Девушки надевали сарафан только после выхода замуж, был целый обряд расплетания косы и переодевания в сарафан.

Девичий головной убор отличался от женского тем, что девушкам не нужно было закрывать волосы, они не прятали косу, непокрытые волосы считались показателем "чистоты" девушки.

Девушки носили повязку, венец или почелок, бедные девушки носили перевязку из пестряди, а более богатые - шелковую украшенную вышивкой или бисером.

Перевязки и ленты лишь обрамляли голову, и только свадебные головные уборы - коруны - полностью покрывали голову.

Цветовая гамма русского национального костюма

Цвет – символ в народном костюме:

Самым любимым цветом в русском народном искусстве и, особенно в одежде, был красный. Слова “красный” и “красивый” для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна – красна. Слово же “ прекрасный” означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию “прекрасный человек”.

Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. Например, в большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.

Яркий малиновый нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, “горели”, напоминая закаты и восходы солнца.

Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный. Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.

Желтый цвет был символом кратковременной разлуки.

Ультрамариновый – символ воды и неба, а также целомудрия, верности.

Белый – символ горя и смерти.

Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.

Коричневый цвет вообще был исключен из палитры и практически не применялся. Его пренебрежительно называли линялым, грязным, суглинным, чумным, то есть несущим какую-либо заразу. Если черный цвет ткани выгорал на одежде или линял, и ткань становилась коричневой, предмет немедленно перекрашивался, а нашитые украшения отпарывались и заменялись новыми.

Черный цвет – символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. В костюмах Воронежской губернии черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.

Функции русского народного костюма

Одежда, применяемая в различных ритуалах, представляет собой визуальный план культуры, маркирующий положение человека в пространстве и времени. Так, рождение ребенка маркируется ритуальной формой опоясывания (лентой, нитью, поясом). Следующим важным маркером выступает гендерное определение: мужская и женская одежда имеет свои цветовые гаммы и отличные друг от друга элементы (штаны у мальчиков, юбки у девочек). Кульминацией, с позиции наличия маркеров, и, соответственно, элементов одежды выступает возраст достижения половой зрелости и установления контакта с противоположным полом (сватовство, свадьба и т.д.). В дальнейшем происходит уменьшения маркеров в одежде и к концу жизни их количество сводится к минимуму, что также отражается в традиционном погребальном костюме. Русский народный костюм в своем виде несет традиции русского народа, отражая индивидуальность носителя через одежду и другие элементы костюма

Ансамбль народного костюма представляет систему норм и ценностей русского крестьянства, поэтому осмысление особенностей русского народного костюма невозможно без привлечения во внимание событий, явлений, творчества, мифов и обрядов, а также социально-возрастных особенностей групп носителей и создателей народного костюма. Русский народный костюм в полной мере является элементом семиотической сферы культуру русской нации, при этом одновременно являясь, как знаком так и выражением художественно-творческого символа. Композиция костюма содержит в своем образе этнические, этические представления русского народа, а также уровень духовной культуры.

Таким образом, можно сказать, что особенности культуры русского народа находят отражение в национальном костюме. Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умели превращать утилитарную вещь в произведение искусства. При этом они добивались величайшего разнообразия, основываясь на простом конструктивном строе. Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. – 511 с.

Калашникова Н.М. Народный костюм. – М.: Сварог и К., 2002. – 374 с

Каминская Н.М. История костюма.- М., 1986.

Комиссаржевский Ф. История костюма. - Минск: Литература,1998.

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стиранная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет, по поверьям наших предков - в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном уберечь от порчи и сглаза своего ребенка.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право на "взрослую" одежду дети получали только после обрядов инициации.

Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий был утрачен древний ритуал перехода из разряда "детей" в разряд "молодёжи", многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии. Так, ещё в XIX веке в некоторых областях России вполне уже взрослые юноши и девушки порою до собственной свадьбы ходили в детской одежде - рубахе, схваченной пояском. В ряде других мест одежда ребёнка представляла собой обычный крестьянский костюм, только в миниатюре. Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду - ворот, рукава и подол рубашки покрывала обильная вышивка. Это понятно, так как она обладала в древности оберегающим смыслом. "Девушка до 15 лет, а чаще до свадьбы носили подпоясанную рубаху, а по праздникам надевали поверх передник с рукавами - шушпан" [1, с.151].

Девушки надевали сарафан только после выхода замуж, был целый обряд расплетания косы и переодевания в сарафан.

Девичий головной убор отличался от женского тем, что девушкам не нужно было закрывать волосы, они не прятали косу, непокрытые волосы считались показателем "чистоты" девушки. Девушки носили повязку, венец или почелок, бедные девушки носили перевязку из пестряди, а более богатые - шелковую украшенную вышивкой или бисером. Перевязки и ленты лишь обрамляли голову, и только свадебные головные уборы - коруны - полностью покрывали голову.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

Художественный руководитель, директор Окунев Леонид Григорьевич, з.а. РФ. Исполнительный директор Гордиенко Лариса Викторовна. Заместитель директора по организации зрителя Решетникова Надежда Александровна.

2.1 Детский игровой фольклор

детский фольклор жанр игровой В связи с возрастными особенностями и характером времяпровождения ведущее положение в устном ионическом творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей.

2.2 Внеигровой детский фольклор

Фольклор различных жанров дети употребляют и вне игры, в быту. Но и в этих случаях он также нередко носит характер забавы и развлечения. Интересные материалы и наблюдения по внеигровому детскому фольклору были приведены в книге А.

2.2 Женский Костюм

В ассортимент женской одежды также входили длинная и широкая распашная рубаха, шаровары, головное покрывало, платки и халаты, шарфы-пояса, различные ювелирные украшения.

2.4 Ливанский Костюм

Ливан-небольшое государство на Ближнем Востоке, расположенное в гористой местности на восточном берегу Средиземного моря Многие из деталей одежды, обычных среди крестьян и сельских жителей Ливана.

3. Национальный костюм

Плоды разновидного мастерства -- ткачества, шитья, обработки металла и кожи соединились у гуцулов, чтобы создать цельный, неповторимый в своем декоративном звучании облик национального костюма. О своем костюме горцы говорят.

Национальный костюм

Важным атрибутом танца является национальный костюм: украшенный орнаментом и пронизанный творческим духом, он действительно неповторим. Традиционный молдавский костюм - свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц.

2. Детский фольклор

Детский фольклор - это специфическая область народного творчества, объединяющий мир детей и мир взрослых, включающий целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее мать.

Народный костюм

Одежда великокняжеского времени отличалась богатством и торжественностью, в украшениях костюма стали появляться в большом количестве золото, золотые и серебряные изделия, покрытые чернью и эмалью.

4.1. Архангельский костюм

Форма костюма строится, исходя из головного, плечевого и грудного опорных поясов. На головном опорном поясе крепится кокошник и головной платок, по колориту созвучный кокошнику. На плечевом опорном поясе строится рубаха.

4.2. Нижегородский костюм

Буйство красок и фактур материалов отличают этот костюм, которому нет похожих ни в одном регионе России. Форма костюма строится исходя из головного, плечевого и талиевого опорных поясов.

1.6 Костюм

1.1.2 Мужской и детский костюм

Мужская крестьянская одежда шилась в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчины. Наряду с ними в конце XIX - начале XX века использовались и фабричные: кумач, ситец, сатин, плис, дешевые шерстяные ткани.

“Детский” театр - сильно ли он отличается от “взрослого”, является ли театрализованная деятельность хорошо знакомой и понятной педагогам? Говоря о воспитании истинно творческой личности, нужно помнить.

Читайте также: