Российская академия юридических наук доклад

Обновлено: 18.05.2024

Росси́йская акаде́мия нау́к (РАН) — российское государственное высшее научное учреждение, самоуправляемая некоммерческая научная организация; учреждена по решению общего собрания Академии наук СССР от 10 октября 1991 года и в соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года о возвращении названия и статуса Российской академии наук. РАН проводит фундаментальные исследования, направленные на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.

История РАН

Впервые академия наук в России была основана в Петербурге по распоряжению императора Петра I Великого указом Правительствующего сената от 28 января (8 февраля) 1724 года. По регламенту 1747 года она называлась Императорской академией наук и художеств в Петербурге, с 1803 — Императорской академией наук, с 1836 — Императорской Петербургской академией наук. В июле 1917 года она была переименована в Российскую академию наук, в июле 1925 года преобразованам в Академию наук СССР..

Структура РАН

Управления

РАН управляется общим собранием, которое созывается не реже 1 раза в год. В нем участвуют действительные члены РАН, член-корреспонденты и делегаты от научных учреждений академии. Общее собрание путем голосования решает вопросы изменения устава академии, реорганизации отделений, научных центров, выборов в члены РАН, направлений научных исследований, формирования бюджета.

Отделения

  • Отделение математических наук (секции: математики; прикладной математики и информатики)
  • Отделение физических наук (секции: общей физики и астрономии; ядерной физики)
  • Отделение нанотехнологий и информационных технологий (секции: вычислительных, локационных, телекоммуникационных систем и элементной базы; информационных технологий и автоматизации; нанотехнологий)
  • Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления (секции: механики; проблем машиностроения и процессов управления; энергетики)
  • Отделение химии и наук о материалах (секции химии; наук о материалах)
  • Отделение биологических наук (секции: общей биологии; физико-химической биологии)
  • Отделение физиологических наук (секции: физиологии; фундаментальной медицины)
  • Отделение наук о Земле (секции: геологии; геофизики, геохимии и горных наук; океанологии, физики атмосферы и географии)
  • Отделение историко-филологических наук (секции: истории; языка и литературы)
  • Отделение общественных наук (секции: философии, политологии, социологии, психологии и права; экономики)
  • Отделение глобальных проблем и международных отношений (секции: глобальных проблем; международных отношений)
  • Отделение медицинских наук (секции: клинической медицины; медико-биологических наук; профилактической медицины)
  • Отделение сельскохозяйственных наук (секции: земледелия, мелиорации, водного и лесного хозяйства; зоотехнии и ветеринарии; механизации, электрификации и автоматизации; растениеводства, защиты и биотехнологии растений; хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; экономики, земельных отношений и социального развития села).

В РАН действуют 3 региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное, Уральское в составе которых работает 21 региональный научный центр.

Региональные отделения

Иркутский научный центр
Красноярский научный центр
Новосибирский научный центр
Томский научный центр
Якутский научный центр
Бурятский научный центр
Кемеровский научный центр
Тюменский научный центр
Омский научный центр

Пермский научный центр
Коми научный центр
Удмуртский научный центр
Челябинский научный центр
Оренбургский научный центр
Архангельский научный центр

Приморский научный центр
Амурский научный центр
Сахалинский научный центр
Камчатский научный центр
Северо-Восточный научный центр (Магадан)
Хабаровский научный центр

Институты и организации при президиуме РАН

Региональные научные институты

  • Владикавказский научный центр РАН и Правительства Республики Северная Осетия-Алания
  • Вологодский научный центр РАН
  • Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН
  • Кабардино-Балкарский научный центр РАН
  • Казанский научный центр РАН
  • Карельский научный центр РАН
  • Кольский научный центр РАН
  • Нижегородский научный центр РАН
  • Самарский научный центр РАН
  • Санкт-Петербургский научный центр РАН
  • Саратовский научный центр РАН
  • Уфимский федеральный исследовательский центр РАН
  • Южный научный центр РАН
  • Научный центр РАН в Черноголовке
  • Пущинский научный центр РАН
  • Троицкий научный центр РАН
  • Представительство РАН на территории Крымского федерального округа
  • Представительство РАН в Белгородской области
  • Представительство РАН в Башкортостане
  • Представительство РАН в Ульяновской области

Академические институты

Всего в академии (по состоянию на 2012) насчитывалется 436 научных учреждений, 114 предприятий сферы обслуживания, всего работает 95 040 человек, из них 48 430 научных сотрудников. В рамках РАН функционирует более 200 научных советов и научных обществ. При академических учреждениях созданы учебно-научные центры, специализированные университеты, колледжи, лицеи, базовые кафедры университетов и вузов.

Членство в Академии

В РАН двухступенчатое членство. Сначала ученый получает звание члена-корреспондента, затем — академика. Оба звания присуждаются в результате выборов на общем собрании.

Информационный комплекс

Исследовательская деятельность

По инициативе Академии и при ее участии были осуществлены комплексные экспедиционные исследования, внесшие большой вклад в раскрытие природных ресурсов России, этнографические исследования территорий страны от Белого до Каспийского морей, от западных областей до Камчатки.

Высшей наградой РАН является Большая золотая медаль имени М.В. Ломоносова. РАН участвует в международных научных связях, является одним из учредителей Международного совета по науке.

Реформа РАН

Президенты РАН

До 1917 года Президенты Петербургской академии наук назначались на этот пост по указу императора (царя). Первым президентом был назначен Л.Л. Блюментрост (1725–1733).

Петербургская академия наук 1724—1917 гг

Г.К. фон Кейзерлинг (1733–1734)
И.А. Корф (1734–1740)
К. фон Бреверн (1740–1741)
К.Г. Разумовский (1746–1798)
А.Л. Николаи (1798–1803)
Н.Н. Новосильцов (1803–1810)
С.С. Уваров (1818–1855)
Д.Н. Блудов (1855–1864)
Ф.П. Литке (1864–1882)
Д.А. Толстой (1882–1889)
великий князь Константин Константинович (1889–1915).

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Императорская Академия наук и художеств

Замысел создания Российской Академии наук принадлежал Петру I.
Пример Парижской академии, беседа Петра I со многими учеными за границей, советы Лейбница, неоднократные представления многих иноземцев, сподвижников Петра в его реформах убедили императора в необходимости завести и в России академию наук. Этому способствовало также и то обстоятельство, что Парижская академия наук избрала его своим членом.

И. Никитин

И. Никитин "Портрет Петра I"

Фактически все предпосылки для создания Академии были: о средствах личных не нужно было задумываться, так как уже был опыт привлечения иностранцев для дел государственного управления — таковых можно было получить и для состава академии. Денежных средств — предполагали — также можно ассигновать из государственного казначейства, а некоторые принадлежности для академии уже существовали; из книг, доставшихся при завоевании Остзейского края в виде добычи, составилась уже библиотека, дополнившаяся при Петре закупкой книг за границею, а из разнообразных коллекций, полученных Петром во время заграничных путешествий, образовалась кунсткамера.

Но приехавшие из-за границы академики не застали уже в живых императора Петра I, и Академия открылась только при Екатерине I. Первое заседание было 12 ноября 1725 г., а 27 декабря того же года состоялось торжественное заседание в присутствии императрицы.

Ж.-М. Натье

Ж.-М. Натье "Портрет Екатерины I"

М.В. Ломоносов в Академии наук

М.В. Ломоносов. Работа неизвестного художника

М.В. Ломоносов. Работа неизвестного художника

Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке. Эта редкая работоспособность воспитанника была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова. Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича.

Это время было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике, изучали теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения. Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой.

Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали. В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу. Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом.

Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Ломоносов разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в Академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской Академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-х годах с увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом — мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

М. Ломоносов "Полтавская баталия" (фрагмент мозаики)

Новый Устав Академии наук

Новый Устав Академии с новым штатом появился при императрице Елизавете Петровне в 1747 г.

Шарль ван Лоо

Шарль ван Лоо "Портрет Елизаветы Петровны"

По регламенту 1747 г. она носила название Императорская Академия наук и художеств, с 1803 г. — Императорская Академия наук, с 1836 г. —Императорская Санкт-Петербургская Академия наук, с мая 1917 г. —Российская Академия наук.

В начале каждого года Академии указано предлагать задачу по одной отрасли наук. Лучшие новейшие сочинения академики должны представлять президенту, который приказывает их перевести на русский язык и напечатать. В Уставе высказана и обязанность для академиков выполнять требующие специальных знаний поручения правительственных органов. От академического дела прямо выделен университет, для которого указано президенту академии выбрать тридцать подготовленных учеников и поместить их как студентов при Академии.

Для подготовки таких студентов учредить при академии гимназию. Прежние принадлежности, не только библиотека и кунсткамера, но и типографии, книжная лавка и прежние мастерские палаты сохранены при Академии. При этом на содержание Академии вместе с гимназией и со всеми принадлежностями назначено штатом 53298 руб. Гимназии и университет при Академии действовали по этому уставу до 1766 г.

Академия наук при Екатерине II

Ф. Рокотов

Ф. Рокотов "Екатерина Великая"

Правительство желало, чтобы ученые труды Академии непосредственно были направлены на принесение пользы государству. Императрица Екатерина II на этом основании поставила Академию наук в непосредственное свое ведение, учредив для того особую при академии комиссию под президентством графа Орлова, которой поручено было, между прочим, привести в порядок весьма упавшую хозяйственную часть Академии.

В особенности же эта мысль, что Академия наук должна действовать для пользы народа и государственного управления, была выражена в законодательстве Александра I. В 1802 г. издан указ, повелевающий Академии наук извлекать из иностранных журналов все о новых открытиях по разным частям ремесел, художеств и земледелия, переводить их на русский язык и издавать при публичных ведомостях и в академических ведомостях помещать новейшие известия об открытиях в науках.

Академиков продолжали приглашать из-за границы в течение всего XVIII в., однако вскоре ведущее место заняли учёные, воспитанные в самой Академии наук. Уже к 1731 г. были назначены 5 профессоров из адъюнктов, в том числе приехавший в 1727 г. 20-летним адъюнктом и ставший в Академии наук знаменитым математиком Л. Эйлер и будущий исследователь Сибири И. Г. Гмелин.

Первый русский адъюнкт — В. Е. Адодуров (с 1733г.), первый профессор из уроженцев России — Г. В. Рихман (с 1741г., адъюнкт с 1740г.), первые русские профессора (с 1745 г.) — М. В. Ломоносов (студент с 1735 г., адъюнкт с 1742 г.) и поэт В. К. Тредиаковский. Во 2-й половине XVIII в. выдвинулись русские академики: натуралисты и путешественники С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин, Н. Я. Озерецковский, В. Ф. Зуев, математик С. К. Котельников, астрономы Н. И. Попов, С. Я. Румовский, П. Б. Иноходцев, химик Я. Д. Захаров, минералог В. М. Севергин и др. Быстрому научному росту членов Академии наук (большинство получало звание академика до 40 лет, а около трети — до 30 лет) способствовала связь их работы с практическими задачами.

С конца XVIII в., по мере возникновения и развития университетов и других высших учебных заведений, научных обществ, первоначальные функции Академии наук сузились. Закрылись академический университет и гимназия; другим ведомствам были переданы геологические, картографические, переводческие и другие прикладные работы. Усилия членов Академии наук стали сосредоточиваться преимущественно на теоретических исследованиях.

С 1841 г.Академия наук состояла из 3 отделений: физико-математических наук; русского языка и словесности; исторических наук и филологии. Действительные члены АН делились на 3 класса: адъюнкт, экстраординарный академик, ординарный академик (с 1912 введено единое звание — академик). Существовали не входившие в штат и не имевшие перед Академией наук научных обязательств почётные члены и члены-корреспонденты (русские и иностранные). Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М. В. Остроградский, В. Я. Буняковский, П. Л. Чебышев, А. А. Марков, А. М. Ляпунов, физики В. В. Петров, Э. Х. Ленц, Б. С. Якоби, Б. Б. Голицын, химики Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, Н. Н. Бекетов, Н. С. Курнаков, астрономы В. Я. Струве, А. А. Белопольский, Ф. А. Бредихин, биологи К. М. Бэр, А. О. Ковалевский, физиолог И. П. Павлов, минералог Н. И. Кокшаров, геолог А. П. Карпинский, филолог А. Х. Востоков, литературовед А. Н. Веселовский, историк С. М. Соловьев и др. Но вне Академии оставались многие крупные учёные. Прогрессивные члены АН старались привлекать их к работе, используя право присвоения званий почётных членов (математик Ф. Г. Миндинг, исследователи Средней и Центральной Азии Н. М. Пржевальский, П. П. Семёнов-Тян-Шанский, лингвист В. И. Даль, историк флота Ф. Ф. Веселаго, врач Г. А. Захарьин и др.) и членов-корреспондентов (математик С. В. Ковалевская, механик Н. Е. Жуковский, филолог А. А. Потебня, историки В. С. Иконников, Н. И. Костомаров, биологи И. И. Мечников, И. М. Сеченов, К. А. Тимирязев, химики Д. И. Менделеев, А. А. Воскресенский и др.). Почётными академиками по Разряду изящной словесности были избраны В. Г. Короленко, А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. В. Стасов и др.

Управление Академией наук Е. Дашковой

Д. Левицкий

Д. Левицкий "Портрет Екатерины Дашковой"

Императрица Екатерина II указом от 24 января 1783 года назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского, который она занимала до 12 ноября 1796 года.

В XIX — начале XX вв. были организованы новые научные учреждения: Азиатский (основан в 1818 г.), Египетский (1825 г.), Зоологический (1832 г.) и Ботанический (1823 г.) музеи; Пулковская обсерватория (1839 г.), Физиологическая лаборатория (1864 г.), Лаборатория по анатомии и физиологии растений (1889 г.), Пушкинский дом (1905 г.), Комиссия по изучению естественных производительных сил России (КЕПС, 1915 г.) и др.


Наша страна подарила миру немало учёных, которые совершили важнейшие научные открытия, во многом изменившие жизнь не только своей страны, но и всего человечества. Научный потенциал России велик, что неоднократно отмечалось и Нобелевским комитетом, и другими престижными международными премиями (о русских лауреатах Нобелевской премии читать в нашей статье). Российская академия наук существует без малого 300 лет и объединяет под своим крылом тысячи ученых, которые работают на благо людей и делают нашу жизнь более комфортной, безопасной и интересной. Много ли мы знаем о РАН? Как, когда и кем создавалась Российская академия наук?


Карта Каспийского моря и его прибрежья, за составление которой Петр I получил статус иностранного члена Королевской академии наук Франции в 1717 году.

А между тем Петр посещает и Лондонское Королевское общество, и Гринвич, и Оксфорд, многочисленные музеи и лаборатории. Приезжая в Голландию, он тесно общается с голландскими мыслителями и другими виднейшими иностранными философами. Увиденное и услышанное производит на него большое впечатление. После таких встреч и поездок мысль организовать в России научно-учебные центры, подобные университетам и академиям Западной Европы, уже никогда не покидает царя.


Петр Алексеевич Романов, 30.05.1672 – 28.01.1725, основатель Российской Академии Наук, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский


Готфрид Вильгельм Лейбниц 21.06.1646 – 14.11.1716 саксонский философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед

В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий.

В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение:

Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение (в отличие от частных и общественных западноевропейских), которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков (профессоров), были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции.


Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. сначала для экспонатов музея, а затем для Академии наук и ее библиотеки.

Здание Кунсткамеры и по сей день является символом и логотипом Российской академии наук.


Современный логотип Российской Академии Наук

Академия была основана 28 января (8 февраля) 1724 г. в Петербурге указом императора Петра I, а торжественное ее открытие состоялось 27 декабря 1725 г. (7 января 1726 г.) – к сожалению, уже после его смерти. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения. Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста.

Первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост родился в Москве в 1692 году. Первоначальное образование ему дал отец – Лаврентий Алферович Блюментрост – ведущий специалист по медицине допетровского времени, реформатор и организатор Аптекарского приказа. Отец занимался с ним греческим и латинским языками. Потом свои знания иностранных языков он оттачивал у немецких профессоров, проживавших и практиковавших в России. Школу он окончил, показав выдающиеся способности, так что уже в 15 лет слушал медицинские лекции в Галле и в Оксфорде. Затем Блюментрост отправляется в Голландию, где под руководством известного голландского ученого Германа Бургаве защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. Петр Великий назначил его лейб-медиком при дворе, а также на него было возложено заведование Императорской библиотекой и Кунсткамерой.

Заседание Российской академии наук. Изображение взято из открытых источников в сети интернет.

Заседание Российской академии наук. Изображение взято из открытых источников в сети интернет.

В настоящее время у нас уже есть много различных ученых степеней и званий: кандидат наук, доктор наук, доцент, профессор, к тому же есть почетное звание - заслуженный деятель науки Российской Федерации. Неужели этого мало? На мой взгляд, процедур всякого избрания, достаточно.

Обычным людям надо знать и понимать, что в научных центрах (НЦ) и так уже есть достаточно много разных специалистов, таких как, директор, зам. директора по науке, ученый секретарь, зав. отделом, зав. лабораторий и всякого рода научных сотрудников: м.н.с., н.с., с.н.с., в.н.с., г.н.с., которые сами с успехом анализируют свой или обобщают совместный полученный научный материал. Затем они также готовят доклады на конференции, конгрессы и, соответственно, публикуются во многих специализированных научных журналах.

Академики создали для себя достаточно комфортные условия для своего безбедного существования, при этом особенно не утруждают себя. Ведь заграницей они никому не нужны, кроме малого количества из всех, которые служат на стратегической оборонной промышленности. За рубежом интересуют только наши способные молодые ученые.

На мой взгляд, выделяемые финансы многочисленным академикам, лучше использовать для поддержания молодых ученых с их нищенскими зарплатами. Сейчас академиков в два раза больше, чем было в Советском Союзе, а население у нас стало в два раза меньше. Это парадокс. Во времена СССР даже школьники знали многих великих академиков, и вся страна гордилась ими. Сегодня возможно вспомнят с трудом только несколько ученых. Безусловно, у нас есть немало талантливых академиков, которые работают в атомной, военной промышленности и в других отраслях. Они сделали громадный вклад в экономику, здоровье и защиту нашей страны, но проблема в том, что в академики попадают и немало случайных людей, поэтому академия просто компрометирует себя.

Способным ученым не обязательно быть академиком, для этого уже есть много научных регалий, как было сказано выше. Надо просто работать и приносить пользу, а не быть балластом для государства. Зав. лаборатории или сам разработчик могут лучше представлять на обозрение научно-исследовательский материал и выступать в дискуссиях, чем академик. Непосредственные участники научных исследований, несомненно, больше знают, ориентируются и понимают, каким путем далее нужно идти, а не академик который взял материал у этих сотрудников и сам его докладывает.

Вы же понимаете, что во многих случаях академики уже около двух поколений не включали самостоятельно какой-либо прибор и не держали пробирку в руках и не выезжали в экспедицию за сбором научного материала. Они только могут взять и пересказать научный продукт, естественно с недочетами, потому что плохо ориентируются в чужом материале. Заседать по секциям и протирать штаны у себя в академии наук академикам совсем не обязательно, есть многочисленные профильные научные конгрессы, конференции, семинары, уникальные онлайн-встречи, презентации, где могут обсудить непосредственно сами разработчики материала.

Читайте также: