Роман пушкина и опера чайковского доклад

Обновлено: 19.05.2024

Перед Чайковским стояла ответственная задача: великий поэт, произведение прекрасное, объёмное. Как ввести зрителя в мир героев? Пушкин делает это путём повествования от своего лица, постепенно раскрывая перед нами образы героев романа. Здесь мы читаем большое количество лирических описаний природы, быта и нравов того времени, рассуждений автора о тех или иных поступках героев.

Чайковский начинает оперу с экспозиции главных героев в первой картине в саду Лариных. В ней обрисованы образы Ольги, Татьяны, матери и няни Лариных, они говорят о себе сами. Здесь происходит и первая встреча Татьяны с Онегиным.

Затем звучит квартет, в котором Ларина и няня вспоминают молодость. В квартете текст либретто уже соответствует тексту романа.

После этого следует ария Ольги. Ольга – типичный представитель провинциальной, легкомысленной девушки того времени, и её образ является контрастным образу Татьяны.

Чайковский взял в основу либретто части романа Пушкина, которые необходимо было слить в единое целое. Сделать это было непросто, и композитор добавляет своё видение сюжетной линии, чтобы создать плавное и цельное развитие действия.

Приезжают Ленский с Онегиным. Квартет, ария Ленского и ариозо Онегина полностью взяты из романа.

Вторая картина – сцена письма – передает первое пылкое чувство Татьяны, это одна из ключевых сцен оперы, и Чайковский понимал, что лучше Пушкина никто не мог передать всю выразительность этой сцены. Здесь Чайковский кладёт в основу музыки текст великого поэта.

Хор девушек обрамляет третью картину первого действия. В центре картины – сцена объяснения Татьяны с Онегиным, где звучит его ария. И здесь либретто не отступает от Пушкина – весь текст вместе с хором девушек полностью соответствует тексту романа.

Второе действие открывает бал у Лариных – именины Татьяны (первая картина). Сюжет бала взят из романа, но события, происходящие на балу, за исключением ссоры Онегина и Ленского, придуманы авторами либретто.

Чайковский был сам представителем того времени и хорошо знал быт и нравы дворянского общества, поэтому его сцены, добавленные в либретто (сцена в саду, бал и др.), реально отражают эпоху.

А в либретто видим следующее:

Вторая картина второго действия – дуэль Ленского и Онегина – за исключением нескольких фраз, целиком взята из романа. Отдельные реплики введены либреттистами для более динамичного развития действия.

Завершает картину ариозо Онегина, которое снова взято из текста Пушкина.

Последняя картина оперы в доме у Татьяны. Либреттисты использовали текст романа, за исключением финала картины. Чайковскому была нужна театральная законченность оперы.

Роман Пушкина объёмен и отражает жизнь героев в развитии, изобилует прекрасными описаниями русской природы, размышлениями автора, различными отступлениями. В либретто использовать весь текст Пушкина было, конечно же, невозможно и не нужно. Чайковский оперировал средствами музыкальной выразительности, что позволило ему очень органично опустить некоторые части романа и сконцентрироваться на главных событиях сюжета.

Два гениальных человека создали одно из замечательнейших произведений: слияние высочайшей поэзии с непревзойденной музыкой. Эта опера – часть русской музыкальной культуры, известной во всём мире.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Курсовая работа

Выполнила: студентка III курса

отделения теории музыки

Проверила: Давлетова Розалия Рашитовна

Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина

Образ Евгения Онегина в опере П.И. Чайковского

Список использованной литературы

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум.

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум.

Для решения цели необходимо решение следующих задач:

Изучить историю написания литературного и музыкального произведений.

Выявить причины написания и постановки оперы.

Раскрыть особенности образа Евгения Онегина в романе и опере, выявить их общее и особенное.

Глава I

Александр Сергеевич Пушкин работал над романом свыше семи лет, большую его часть он написал в селе Болдино, которое вдохновило его на столь замечательное произведение. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах.

События, описываемые в романе, охватывают период с 1819 по 1825 года: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I.

Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина

Евгений Онегин показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. И, тем не менее, Пушкин описал своего героя, как человека, стремящегося к личной и общественной свободе, к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства, к любви – как красоте духа. Свобода, творчество, любовь – три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Все они могли быть доступны Онегину, но заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегину чужды высокая страсть свободы, как и страсти творчества, поэзии, он неспособен к возвышенной любви.

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

И резкий, охлаждённый ум.

Книжные знания героя были далеки от действительности, особенно от русской. Получив самое поверхностное образование, Онегин, дважды пытался пополнить и расширить его. Например, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с равным.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

И наконец, трагедия Онегина в том, что, поняв ничтожность окружающего общества, он не может порвать с ним. Он также не смог откликнуться на живое, искреннее чувство Татьяны. Измученный угрызениями совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, игнорируя чувства и переживания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить.

Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не умирает от любви. Как далек этот глубоко переживающий свою любовь человек от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения! [ И-1]

Первая постановка оперы состоялась 29 марта 1879 года в Малом театре в Москве. Официальная премьера была поставлена 23 января 1881 года, в Большом театре в Москве.

Трудность написания оперы состояла в том, что ни один из известных Чайковскому литературных сюжетов не привлекал его.

Вы «только подумайте, представьте, - горячо убеждала она композитора, - какая это поэтическая, благодарная тема! Как красочно можно обрисовать русский быт начала столетия, какие чудесные образы – Татьяна, Онегин, Ленский… Вы, и только вы, дорогой Петр Ильич, сможете написать такую оперу, и вы напишете ее!

Смущенный композитор растерялся и отвечал что-то неопределенное.

Мысль положить на музыку гениальное произведение Пушкина показалась ему вначале слишком смелой, но на следующий день он вернулся к ней, достал томик Пушкина и начал перечитывать поэму. Чем дальше читал он, тем в больший приходил восторг. Музыкальные образы сами собой возникали в его воображении. Сцена письма Татьяны в особенности увлекла его, Петр Ильич хотел тотчас взяться за работу, но задерживало отсутствие либретто.

Образ Евгения Онегина в опере П.И. Чайковского

Евгений Онегин получает в опере разнообразную характеристику:

В музыке арии заметна связь с русским бытовым романсом: для нее характерны напевность, простота мелодики, гитарообразный тип сопровождения, частые кадансы на доминанте с ферматой. Одновременно ария содержит и отдельный речитативно-декламационные возгласы.

Необычно решен Чайковским и момент конфликта между Онегиным и Ленским (четвертая картина), который происходит на балу в доме Лариных, на фоне звучания двух танцев – вальса и мазурки.

Седьмая картина – последняя драматическая кульминация оперы. В ней показаны объяснения между Татьяной и Евгением. Появление Онегина переключает монолог Татьяны в сцену-диалог, в котором Онегин признается Татьяне в любви.

Образ Онегина раскрывается в последней сцене в трех обращениях к Татьяне, каждое из которых звучит все более настойчиво и страстно. Для всех трех обращений характерны восклицательно-просящие вокальные интонации, взволнованная стремительность оркестрового сопровождения. В мелодику вплетаются отдельные измененные интонационные обороты из Сцены письма Татьяны.

Образ Евгения Онегина в романе и опере представлен в виде двух разных образов. В романе А.С. Пушкина Евгений Онегин представляется, прежде всего, обычный русский человек, отнюдь не гений, но умный образованный молодой дворянин и житель Петербурга, современник и приятель Пушкина. То есть типический характер в типических обстоятельствах, порождение данной исторической эпохи, реальной русской действительности, представитель своего поколения.

В опере П.И. Чайковский отказывается от внешних эффектов и направляет свой талант на раскрытие духовного мира героев, что было для драматического (оперного) искусства того времени явлением во многом новым.

Музыку оперы отличает единое мелодическое развитие: песенность, певучесть, интонационная выразительность, этим пронизана вся ее ткань – от монологов (арий, ариозо) и речитативов главных героев, до вокальных ансамблей, хоровых сцен, танцев, самостоятельных оркестровых эпизодов и просто оркестровых сопровождения.

Чайковский сосредоточил свое внимание на драме трех главных действующих лиц, судьбы которых роковым образом связаны между собой. В этом он не погрешил против Пушкина.

Композитор словно распевает стихи поэтов, и создает необычайно широкие мелодии, покоряющие одухотворенностью и красотой, поэтичностью и интонационно гибкой выразительностью. Подобно роману в стихах Пушкина, Чайковский создает свой роман в музыке [И-1].

Данная опера свидетельствует о высоком мастерстве П.И. Чайковского как оперного драматурга. Она ознаменовала переход к оперному реализму, понимаемому как воплощение в музыке жизненных коллизий без приподнятости и необычности романтического искусства, как раскрытие психологической драмы, развертывающейся в повседневной жизни [Розанова, 1981, с. 162].

Использованная литература:

Белинский, 1955. – Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. VII, М. 1955.

РМЛ, 2004. – Русская музыкальная литература: Учеб. Пособие. Вып. 3 / А. Кандинский, О. Аверьянова, Е. Орлова. – М.: Музыка, 2004. – 464 с., ил., нот.

Розанова, 1981. – Розанова Ю.А. История русской музыки. Т. 2, кн. 3. Вторая половина XIX века. П. И. Чайковский: Учебник для муз. вузов. – М.: Музыка, 1981. – 310 с., ил., нот.

Лирические сцены в трёх действиях; либретто П. И. Чайковского и К. С. Шиловского по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина.

Первая постановка: Москва, Малый театр, 29 марта 1879 года. Официальная премьера: Москва, Большой театр, 23 января 1881 года.

Ларина (меццо-сопрано); Ольга (контральто); Татьяна (сопрано); Филиппьевна (меццо-сопрано); Евгений Онегин (баритон); Ленский (тенор); Князь Гремин (бас); ротный (бас); Зарецкий (бас); Трике (тенор); Гильо (без речей); крестьяне, гости, помещики, офицеры.

Действие происходит в деревенском имении и в Петербурге в 1820-х годах.

Летний вечер. Сад в усадьбе Лариных. Дочери Лариной Татьяна и Ольга поют романс. Ларина и Филиппьевна вспоминают о временах своей молодости. В усадьбу приходят крестьяне поздравить Ларину с окончанием жатвы. Их песни привлекают девушек – задумчивой, мечтательной Татьяны и беззаботной, шаловливой Ольги. В гости приезжает жених Ольги Владимир Ленский. Вместе c влюбленным поэтом появляется его друг Онегин - недавно прибывший из Петербурга светский молодой человек. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным. В нем она видит своего избранника.

Комната Татьяны. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о её молодости. Но и это не рассеивает волнение Татьяны. Поглощённая новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви.

В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна. Онегин приехал, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.

В доме Лариных бал. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Молодежь танцует. Соседи играют в карты. Онегин танцует с Татьяной. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга, легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина неподалеку от старой мельницы. Все мысли молодого поэта обращены к Ольге. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Онегин только теперь понимает совершенство той, чьё первое девичье чувство было им отвергнуто. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, он решает добиться свидания с нею.

У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошлого не воротить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

Действие происходит в деревне и Петербурге в 20-х годах.

Создавалась: Москва - май 1877, Сан-Ремо - февр. 1878. Датируется на основании писем Ч. (т. VI, № 565; т. VII, № 735).

Первое исполнение. Дек. 1878, Московская консерватория. Отрывки: 1-4 карт. 17 марта 1879, Москва, Малый театр. Ученический спектакль Московской консерватории. Дирижер Н.Г.Рубинштейн. Режиссер И.В.Самарин. Художник К.Ф.Вальц.

1877 год, май, Москва. П.И.Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского - композитора, то к этому моменту он прошел, практически, его половину. Он уже стал известен в России. Его музыка уже начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трех симфоний, четырех опер. Им были написаны такие всемирно известные его шедевры, как балет "Лебединое озеро", Первый фортепианный концерт, фортепианный цикл "Времена года" и многое,многое другое.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и других, выбрал столь любимый в России роман в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин", он рассказал сам, во всех подробностях в письме к брату М.И.Чайковскому 18 мая 1877 года: "На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: "А что бы взять "Евгения Онегина"? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об "Онегине", задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в "Онегине". Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки."

Драматические инсценировки гениального романа А.С.Пушкина на русской сцене были и до Чайковского. Одна из них была предпринята в Москве в 1846 году с музыкой выдающегося русского композитора А.С.Верстовского. Другая инсценировка романа Пушкина довольно долго шла на Петербургской сцене с музыкой знаменитого А.Ф.Львова, известного как автора российского национального гимна "Боже, царя храни!". Чайковский, по всей вероятности, мог знать либо обе постановки, либо, скорее всего, петербургскую. Любопытно, что обе инсценировки были сделаны известным литератором Г.В.Кугушевым и содержали лишь избранные сцены из романа: 1. Письмо. 2. Проповедь и дуэль. 3. Встреча.


Сценарий своей новой оперы "Евгений Онегин" Чайковский сообщил своему брату М.И.Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия. В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж. В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала, тем самым еще больше приблизившись к своим предшественникам, инсценировавшим "Евгения Онегина" в драматическом театре. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере - "Лирические сцены" - пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет. Тем более, что в разработке сценария принимал участие друг Чайковского К.С.Шиловский, который был и музыкантом, и художником, и актером. Причем он сотрудничал с Малым театром в Москве, на сцене которого шла инсценировка с музыкой Верстовского. Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно. Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К.С.Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: " я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро",- писал он брату.

Живя в Глебово и работая над "Евгением Онегиным", Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: "Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая", - писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово. Факт обращения к сюжету "Онегина" принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы "Евгений Онегин".

Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу.

Оперы, которые предшествовали "Онегину", Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены, очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались. И вдруг он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Н.Г.Рубинштейну: "Постановка же ее именно в Консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену." А несколько позже он писал своему другу К.К.Альбрехту, который был хормейстером в первой постановке Онегина: "Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории, потому что мне нужна здесь небольшая сцена." Далее композитор перечислил, что необходимо ему для постановки "Онегина", добавив при этом, что если опера не будет поставлена в Консерватории, то она не будет поставлена нигде: "Я готов ждать сколько угодно."

Осенью вышел из печати клавир оперы, в котором был напечатан авторский подзаголовок оперы: "Лирические сцены". Чуть позже в ученическом концерте были исполнены отрывки из оперы, на которые рецензент отреагировал так: "Никогда еще композитор не был в такой мере самим собою как в этих лирических сценах г.Чайковский - несравненный элегический поэт в звуках."

В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим. Для примера, можно привести случай, когда пятью годами раньше ставилась сказка А.Н.Островского "Снегурочка" с музыкой Чайковского, но в ней был большой оркестр, хор, и тогда этот драматический спектакль с большим количеством исполнителей, хором и оркестром шел на сцене Большого театра. На сцене Малого театра хор и оркестр не могли быть большими.

Итак, в марте 1879 года состоялась премьера "Евгения Онегина" на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.

Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба "Евгения Онегина" сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина. И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного "Онегина", лирических сцен. Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы "Евгений Онегин". Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. "Евгений Онегин" до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: "Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку. Я это и сделал как мог."

Чайковского, их первые издания. Особый раздел составляют работы выдающихся театральных художников и сценические костюмы знаменитых певцов, исполнителей партий в пушкинских операх Чайковского.

Евгений Онегин (1877—1878) — произведение Петра Ильича Чайковского, основанная на одноимённом романе в стихах А. С. Пушкина.

Опера состоит из семи картин. Действие происходит в деревне и в Петербурге в 20-х годах XIX столетия.

Картина первая. Летний вечер, сад в усадьбе Лариных. Татьяна и Ольга поют романс. Их мать — Ларина и няня Филиппьева вспоминают о временах своей молодости. Появляются крестьяне. Их песни занимают девушек — задумчивую, мечтательную Татьяну и беззаботную, шаловливую Ольгу. Приезжает жених Ольги — помещик-сосед Владимир Ленский в сопровождении Онегина, недавно прибывшего из Петербурга молодого дворянина. Татьяна глубоко взволнована встречей с Онегиным.

Картина вторая. Комната Татьяны, поздний вечер. Девушка во власти тревожных дум. Она не может уснуть и просит няню рассказать о своей молодости. Татьяна едва слушает: её мысли поглощены Онегиным. Охваченная новым неведомым ей чувством, она пишет Онегину письмо, признаваясь в любви. В нём она видит своего избранника… Светает. Няня по просьбе Татьяны посылает внука с письмом к Онегину.

Картина третья. В саду Лариных девушки с песнями собирают ягоды. В смятении вбегает Татьяна: приехал Онегин, сейчас он будет здесь. Что он ответит на её письмо? Онегин учтив и сдержан. Он тронут искренностью Татьяны, но ответить на её любовь не может. Потрясенная девушка с горечью выслушивает нравоучения.

Картина четвёртая. Бал в доме Лариных. На именины Татьяны съехалось множество гостей. Гости танцуют, играют в карты и в зале очень душно. Провинциальный бал с пересудами и сплетнями наводят на Онегина жестокую скуку. Чтобы отомстить Ленскому, который привез его сюда, он начинает ухаживать за Ольгой. Ленский возмущен поведением друга и легкомыслием невесты. Он вызывает Онегина на дуэль. Гости и хозяева безуспешно пытаются примирить друзей.

Картина пятая. Раннее зимнее утро. Ленский и его секундант Зарецкий ожидают Онегина у места дуэли. Мысли молодого поэта обращены к Ольге и собственной судьбе. Появляется запоздавший Онегин. Противники колеблются, вспоминают былую дружбу. Но все пути к отступлению отрезаны. Дуэлянты становятся к барьеру. Раздается выстрел, и Ленский падает, сраженный насмерть.

Картина шестая. В богатом особняке собралась петербургская знать. Среди гостей Онегин, недавно возвратившийся из странствий. Ни путешествия, ни светские удовольствия не могут рассеять его тоски. Появляются князь Гремин с супругой, в которой Онегин с удивлением узнает Татьяну. Князь Гремин говорит, что жена составила счастье его жизни. Охваченный внезапной любовью к Татьяне, Онегин решает добиться свидания.

Картина седьмая. У себя в гостиной Татьяна в волнении читает письмо Онегина. Она до сих пор любит его. Неожиданно входит Онегин. В его словах признание и раскаяние. Татьяна вспоминает их первую встречу, когда счастье было ещё возможно. Но прошедшего не восстановить. Взывая к чести и гордости Онегина, Татьяна просит оставить её. Она непоколебима в сознании долга и супружеской верности. Онегин остается один.

При работе над либретто пушкинский сюжет был заметно изменен Модестом Чайковским. Изменена в том числе и фамилия главного героя — У Пушкина персонаж носит фамилию Германн, тогда как персонаж оперы — Герман (на конце одно н), и это его имя. Такое написание является не ошибкой, а преднамеренным изменением.

В процессе композиции Чайковский редактировал либретто, и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем).

Мировая премьера оперы состоялась в Мариинском театре в Санкт-Петербурге 19 декабря 1890 года. Дирижировал Эдуард Направник.

Читайте также: