Роль менеджмента в истории развития общества доклад

Обновлено: 16.05.2024

Менеджмент - это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Именно менеджеры через их контроль за принятием решений в современных корпорациях вдыхают жизнь в организации и общество.
Менеджерам даны человеческие и материальные ресурсы для работы, они создают продуктивное производство, которое ведет к здоровому обществу.
Справедливость этого утверждения возрастает, так как мы движемся в эру интеллектуальных технологий, делающих возможности человека особенно важными для эффективного производства в организациях. Однако, менеджеры, будучи наиболее важным ресурсом бизнеса, являются более дефицитными. Направленность менеджмента на получение прибыли предполагает участие всего персонала в организованной и успешной деятельности. Поэтому менеджмент изначально ориентирован на успех организации, вернее на создание условий для успеха.

Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов и др. под руководством менеджера, управляющего предприятием или фирмы в целом.

Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за ранки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций. Поэтому требования к современному менеджеру растут. От него требуют способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать свой собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы. Также гибко реагировать на изменения ситуации, использовании современных управленческих приемов и подходов в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способность быстро становиться изобретательными и результативными в работе. Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финан­совым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму..

10. Развитие менеджмента в России.
В начале 20 века управленческие преобразования осуществлялись под руководством С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

Осуществляя денежную реформу ,Витте использовал способ понижения золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля,благодаря чему удалось на несколько лет закрепить установленный курс рубля,а затем сделать его разменным на золото.

3.переход к рыночным отношениям(с 1990г.)
В течение первых двух этапов сохранялась прежня затратная система управления экономикой,что приводило к дальнейшему обострению экономического кризиса.
Накручиванию объема производства в рублях, искусственное завышение цен,перевыполнение планов по выгодным дорогим изделиям и срыв заданий приводило к следующим негативным последствиям:
1.усилению диспропорции между отраслями и сферами общественного производства.
2.систематическому невыполнению годовых и пятилетних планов выпуска продукции
3.разбалансированию потребительского рынка,созданию всеобщего дефицита
4.увеличению эмиссии денег ,которая к 1990 г. возросла до 18 млрд. руб.,

5.росту внешней задолженности ,которая в конвертируемой валюте увеличилась за годы перестройки в несколько раз.
Все это дискредитировало плановую систему управления экономикой и содействовало ее развалу.

Он предложил систему мер,в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.
Для реализации одобренной программы образовано новое правительство ,во главе которого стоял президент. Оно активизировало процесс образования новых рыночных структур управления.
В частности, создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом ,в функции которого входило:
1.разработка и реализация программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в акционерные общества.

2.анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствлению и приватизации собственности и учет их результатов в практической деятельности.
3.продажа на конкурсных и аукционных началах государственных предприятий и др.

В специфических условиях российской экономики выбор приоритетов социально-экономических преобразований является ключевым и сложным вопросом теоретической и практической разработки новой системы управления ,которую целесообразно строить на многовариантности и альтернативности ряда подсистем. Основными направлениями новой системы управления должны быть следующие :
1.ориентация экономики на решение социальных задач ;
2.достижение высокого уровня жизни;
3.формирование современной системы рыночных отношений при активной роли государственного регулирования;
4.создание высокоэффективной экономики, гибкой и выносливой к научно-техническим нововведениям;
5.укрепление социально-экономических основ Российского государства;
6.необходимость обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого.

Процесс перехода экономики страны на рыночные отношения сопровождается перестройкой управления ,меняется экономическая обстановка и возникает целый ряд проблем у действующих предприятий.

В последние годы в России значительно расширяется и развивается предпринимательская деятельность. Возникают малые предприятия, быстрее приспосабливающиеся к условиям рынка, более гибкие и чуткие к потребностям заказчика.Известно,что малое предпринимательство является основой становления рыночных отношений.
Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства. В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

Только грамотные и квалифицированные менеджеры способны претворить в жизнь те грандиозные планы по экономическому росту, которые позволят России занять достойное место в числе высокоразвитых цивилизованных государств.

Планирование как основная функция менеджмента.

Планирование – предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развитие организациии в целом и отдельных её частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата.

В узком смысле,планирование-это составление специальных документов-планов.

Типы планов:

1. Планы – цели ( набор качественных и количественных характеристик, желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Непредсказуемость планирования предприятия.) К ним можно отнести: федеральные целевые программы, стратегический план организации.

2. Планы для повторяющихся действий ( предписывающие их сроки и порядок осуществления.) К ним относят: зарплату, учебное расписание.

3. Планы для неповторяющихся действий ( созданы для решения специфических х проблем. )К ним относят в зависимости от ситуации.

4. По срокам выполнения плана:

a) Планы краткосрочные ( до года)

b) Среднесрочные ( от 1 до 5 лет в виде программ)

c)Долгосрочные( свыше 3 или 5 лет. планы – цели)


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Роль менеджмента в развитии общества
Роль менеджмента в развитии общества.

Объем работы: 24 стр.; Год: 2016; Страна: Все.

Введение

Актуальность темы определяется тем, что управление и значение коммуникации в управлении возрастает по мере увеличения уровня информатизации мирохозяйственных связей в обществе, современных организаций и ускорения перемен во внешней среде их деятельности, поэтому повышение ее эффективности является важным источником конкурентного преимущества в современном мире.
Менеджмент — это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию организации на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:
— школа научного управления;
— административная школа;
— школа психологии и человеческих отношений;
— школа науки управления (или количественная школа).
Во второй половине XX в. выделяют такие подходы развития менеджмента, как стратегический, системный, маркетинговый, регулярный и пр.
История современной управленческой мысли в России начинается, когда, практически одновременно с Тейлором (в середине и второй половине 90-х годов XIX в.), сходными проблемами занимался инженер К. Адамецкий. Практически весь отечественный опыт менеджмента относится к тому периоду истории, когда существовало государство под названием Советский Союз, и во многом носит отчётливый отпечаток истории и идеологии этого периода.
Серьёзный перелом в самых различных сферах жизни общества наметился с переходом к рыночным реформам (90-е годы ХХ в.). Некоторые учёные считают возможным говорить об особом, новом периоде в истории отечественного менеджмента. Действительно, налицо серьёзнейшие политические и экономические изменения. Однако пережитки старой системы менеджмента не упраздняются никакими законами и постановлениями. Они сохраняются в умах людей и в системе управления. Поэтому, видимо, не следует спешить с выделением нового периода.
В каждый из периодов своего развития менеджмент видоизменялся и выполнял определенные функции, чем определялась его роль в развитии общества. Особенно это касается периода нестабильности и кризиса. Этим также объясняется актуальность данной темы работы.
Объект работы – понятие менеджмента в современном обществе.
Предмет данного исследования – роль менеджмента в современном обществе.
Цель настоящей работы – изучение роли менеджмента в развитии общества.
В соответствии с поставленной целью в работе должны быть решены следующие задачи:
— охарактеризовать сущность, принципы менеджмента и его роль в развитии общества;
— изучить современный менеджмент: тенденции развития в обществе.

1 Сущность, принципы менеджмента и его роль в развитии общества

Суть управления предприятиями, организациями, учреждениями заключается в определении целей, стратегии развития и принятия эффективных управленческих решений для достижения поставленных целей.
Согласно В.В. Глухову, менеджмент — это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию организации на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов [7, с. 47].
Э.М. Коротков считает, что управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления также состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей [13, с. 59].
В современной теории управления общепринятым является утверждение, что управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций [20, с. 39]:
— планирование, как функция управления обеспечивает определение цели деятельности организации, средств и наиболее эффективных методов управления для достижения этих целей;
— организация. Эта функция по формированию структуры организации и обеспечения управления всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.) для достижения целей организации;
— мотивация. Это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации;
— контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации.
О.И. Волков считает, что крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы [6, с. 45]. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный.
Нельзя не согласиться с мнением, что принципы управления — это устойчивые связи и зависимости, регулирующие действия людей, направленные на осуществление целей экономической системы [12, с. 61].
Сформулированы принципы менеджмента одним из основателей классической административной школы управления А. Файолем [8], и касались они направлений, которые, по мнению сторонников административной школы, являются основными (рисунок 1).
Рис. 1. Принципы управления
Составлено автором по [21]
Рассмотрим детальней принципы управления в менеджменте. Как уже отмечалось, они бывают двух видов общие и частные. Принципы управления в менеджменте общего типа подразумевают универсальный характер и распространяют свое влияние практически на все отрасли экономики и сферы управления в ней. Такими общими принципами можно считать следующие категории: планомерность, целенаправленность, стимулирование, дисциплина, компетентность, иерархичность [1, с. 55].
Что касается частных принципов то они, как правило, имеют локальный характер и занимаются регулированием отдельных управленческих процессов, в какой-то отдельной отрасли или отдельном предприятии. Данные принципы вырабатывает каждое предприятие или отрасль самостоятельно, в соответствии с необходимостью или устоявшимися традициями, культурой или требованиями.
Как и всякая деятельность, менеджмент так же подвержен подчинению законов, которые определяют различные границы и ограничения. Принципы управления в менеджменте так же должны подчиняться законам и ограничениям, которые они предъявляют. Сами принципы не редко и определяют некие критерии и требования для управления организацией, они могут описывать каким должен быть руководитель предприятия, и помогают создать некую базу для эффективного управления. При этом отдельно взятый руководитель не обязан прямо и точно следовать принципам управления, в идеале руководитель сам должен их сформировать, самостоятельно основываясь на основных позициях таких принципов сформулированных известными учеными в данной области. Но зачастую руководители берут за основу, какие-то принципы и просто подгоняют их под свои потребности исходя из необходимости и обстановки, кроме общих принципов которые едины для всех с небольшими изменениями [17, с. 30].
Примером одного из общих принципов можно считать принцип компетентности. И он работает для всех руководителей, так как несведущий (некомпетентный) руководитель не сможет эффективно управлять предприятием. Частные принципы не должны по своей сути противоречить общим. Как уже говорилось выше, для частных принципов, каждая организация как объект управления менеджмент рассматривается по отдельности. И именно данные принципы управления в менеджменте позволяют проявить всю находчивость и смекалку руководителя. В итоге при анализе частных принципов можно судить о характеристике менеджмента на предприятии, всей отрасли или руководителя.
Классификация методов управления в менеджменте не редко дает почву для разработки частных принципов. Рассмотрим такие основные принципы управления в менеджменте как планомерность и целенаправленность, дисциплина и стимулирование, все перечисленные принципы могут отличаться в зависимости от страны (нации). К примеру, подходы в Японии к дисциплинарному принципу в корне отличается от взглядов на данный принцип среди других стран. Основное отличие данного принципа заключается не в том, что подчиненный просто не может, не подчинится руководителю, нет, существенное отличие состоит в том, что в японском варианте руководитель и подчиненный работают, используя методы добровольного выполнения, а не навязывания как в американской модели менеджмента [8, с. 42].
Такие разные подходы указывают на то, что хотя общие принципы едины для всех, выполняться они могут совершенно по-разному, с учетом менталитета народа и культурных исторических традиций сложившихся в обществе. Если в Японии исповедуются принципы Восточной идеологии, то США ставит превыше всего независимость человека как личности, что порождает зачастую вспышки неповиновения в среде менеджмента. Причем для США это не считается плохим показателем предприятия или организации.
Не секрет, что принципы и подходы менеджмента в России во многом взяты из науки управления зарубежных стран. Среди характерных черт западной модели менеджмента – индивидуальная ответственность, отсутствие чувства привязанности сотрудника к работе, самоутверждение руководителей на предприятии, самостоятельное решение одного руководителя, несовместимость деловых и личных отношений. Кроме того, такой стиль менеджмента не принимает в качестве инвестора инвестиционные фонды и банки. В пределах западной теории выделяют отдельные стили и модели управления. Например, современный менеджмент в Англии отличается повышенным вниманием к издержкам производства, разработкой наукоемких продуктов, быстрой модернизацией новых технологических процессов, а также сравнительно низкой ценой рабочей силы [22, с. 116].
Немецкая модель характеризуется дальновидностью и высокой дисциплиной, а новшества модернизации производственного процесса являются более длительными. Руководство организацией осуществляется наблюдательным советом и правлением, между которыми разделены функции и должности. В сравнительных исследованиях становятся видны такие особенности данной модели, как стимулирование профессиональной подготовки, уважение к компетентности, техническая подготовленность сотрудников, широкий объем полномочий и ответственности, эффективность трудовых отношений, лояльность сотрудников.
Современный менеджмент американской модели применяют не только в США, но и в Новой Зеландии, Австралии, Канаде и других странах. Известно, что именно в Штатах сформировалась наука об управлении. Американский менеджмент имеет такие особенности [14, с. 17]:
— действия бизнесменов прямолинейны;
— менеджеры часто прибегают к натиску и приказам;
— они не делают отступлений, а переходят сразу же к сути вопроса;
— главная цель – всесторонняя договоренность.
Американский менеджмент ориентирован на развитие корпораций, которые используют в своей деятельности стратегическое правление. В его основе лежит ситуационный и системный анализ внешней и внутренней среды.
Менеджмент в Японии отличается тем, что контакты между фирмами строятся на дружеских и родственных отношениях между руководителями. Уровень образования всего персонала достаточно высокий, кроме того, имеет место постоянное повышение квалификации. Партнеры доверяют друг другу и уверены в успехах. Интересно, что все сотрудники в Японии делают утреннюю зарядку прямо на работе, они носят форменную одежду и воспитывают в себе преданность компании. За успехи в труде они получают награждение. Практикуется пожизненное принятие на работу, а пенсионное пособие предоставляется всем членам семьи сотрудника после его выхода на пенсию [19, с. 63].
Таким образом, управление в разных странах определяется рядом факторов, включая как законодательство, так и сложившуюся структуру в конкретной стране. Общей теории менеджмента не существует, и поэтому на современном этапе имеется несколько теорий, стилей и моделей менеджмента со своими характерными чертами и особенностями, определяющими каждый по-своему роль менеджмента в обществе.

2 Современный менеджмент: тенденции развития в обществе

Рис. 2. Последовательность в механизме целеполагания
Составлено автором по [18]

Одно из важных мест в системе целеполагания принадлежит инновационному потенциалу, поскольку он охватывает все имеющиеся материальные и нематериальные ресурсы предприятия, используемые в инновационной деятельности и обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ путем разработки и внедрения инноваций, а также сочетает в себе материальный потенциал и интеллектуальный потенциал.
Итак, механизм целевого подхода в управлении предприятием — актуальное условие достижения достаточной доходности в будущем, долгосрочной конкурентоспособности предприятия, целенаправленного обеспечения повышения конкурентоспособности с использованием системы постановки и эффективного достижение целей.
По мере развития менеджмента как науки, обусловленные развитием общества, будут формироваться и его новые современные направления.

Заключение

Итак, целью настоящей работы было изучение роли менеджмента в развитии общества.
При достижении цели в работе были решены следующие задачи:
— охарактеризовать сущность, принципы менеджмента и его роль в развитии общества;
— изучить современный менеджмент: тенденции развития в обществе.
Управление в целом — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь поставленных целей.
Менеджмент — это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию организации на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Принципы управления в менеджменте общего типа подразумевают универсальный характер и распространяют свое влияние практически на все отрасли экономики и сферы управления в ней. Такими общими принципами можно считать следующие категории: планомерность, целенаправленность, стимулирование, дисциплина, компетентность, иерархичность.
Что касается частных принципов то они, как правило, имеют локальный характер и занимаются регулированием отдельных управленческих процессов, в какой-то отдельной отрасли или отдельном предприятии.
Управление в разных странах определяется рядом факторов, включая как законодательство, так и сложившуюся структуру в конкретной стране. Общей теории менеджмента не существует, и поэтому на современном этапе имеется несколько теорий, стилей и моделей менеджмента со своими характерными чертами и особенностями, определяющими каждый по-своему роль менеджмента в обществе.
В соответствии с объективными требованиями развития социально-экономических систем в условиях ускорения научно-технического прогресса, обострения рыночной конкуренции, усложняются хозяйственные связи, возникает объективная необходимость в развитии отдельных составляющих современного менеджмента – его прикладных направлений: менеджмента персонала, управления проектами, инвестиций, риск-менеджмент, экологический менеджмент, системный подход и пр.
Отметим также, что по мере развития менеджмента как науки, обусловленные развитием общества, будут формироваться и его новые современные направления.

Список использованных источников

1. Алехин Э.В. История науки управления. — ПЕНЗА, 2013. 378 с.
2. Анцупов А.А. Конфликтология. – М.: Знание, 2012. 153 с.
3. Баранов М.А. Управление процессами социально-экономического характера // Социология. 2015. — №6. С. 41-52.
4. Бороздина Г.В. Психология менеджмента. — М.: ИНФА-М, 2012. 224 с.
5. Вацлавик П. Менеджмент персонала. — СПб.: Нева, 2013. 348 с.
6. Волков О. И. Менеджмент предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2012. 280с.
7. Глухов В. В. Менеджмент. – СПб: Питер Пресс, 2011. 600 с.
8. Гончаров В. И. Менеджмент. – Минск: Современная школа, 2012. 635 с.
9. Жигалко З.М. Механизм целеполагания // Экономикс. – 2014. — №12. С.35-42.
10. Захарченко В.В. Политика управления государством // Корреспондент. 2014. №8. С. 22-28.
11. Казначевская Г. Б. Менеджмент. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. 452 с.
12. Калашник И.А. Социально-экономические процессы в управлении. — М.: Знание, 2011. 212 с.
13. Коротков Э. М. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2012. 640 с.
14. Курбатов В.И. Новые веяния в менеджменте // Социум. 2015. №4. С. 15-21.
15. Куртов Д.О. Предпринимательская ответственность и эффективность управления предприятием // Экономика и бизнес. – 2015. — №4. С.56-62.
16. Ломаный А.В. Управление государством и государственными предприятиями. – СПб.: Нева, 2013. 412 с.
17. Ореховский П.В. Повышение эффективности функционирования сферы управления // Общество и экономика. — 2014. — №9. С.29-34.
18. Панюшкин С.С. Оценка эффективности постановки целей // Российское предпринимательство. — 2014. — № 8. С.17-23.
19. Саймон Г. Особенности принятия управленческих решений. – М.: Знание, 2012. 341 с.
20. Теория управления / под ред. А. Л. Гапоненко. – М.: Издательство РАГС, 2012. 557 с.
21. Теория управления / под ред. В. Г. Игнатова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 478 с.
22. Управленческие решения / под ред. С. Н. Чудновской. – М.: Эксмо, 2012. 397 с.

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:
-развития реального общественного и затем промышленного производства;
- появления новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
Цель работы: изучить роль и процесс развития менеджмента в истории общества.

Содержание работы

Введение……………………….…………………………………………………..3
1. Цивилизационная роль менеджмента…………………………………………4
2.Развитие менеджмента в разные периоды истории……………………..……7
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………. 23

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.docx

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра экономики, организации и управления

Автор: студентка гр. __________ /

шифр группы подпись Ф.И.О.

1. Цивилизационная роль менеджмента…………………………………………4

2.Развитие менеджмента в разные периоды истории……………………..……7

Список использованных источников…………………………………………. 23

Этапы менеджмента рождались под воздействиями:

-развития реального общественного и затем промышленного производства;

- появления новаторов и теоретиков- идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;

- развития внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеназванными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

Цель работы: изучить роль и процесс развития менеджмента в истории общества.

1. Цивилизационная роль менеджмента

Как известно рыночные отношения основываются на процессах купли-продажи продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя, на правовой основе и приоритетности горизонтальных управленческих отношений между субъектами. Управление экономическими процессами обуславливает приоритет экономического аспекта и управленческой деятельности и используемых средств и методов управления.

Зарождение менеджмента связано с объективным характером развития рыночных экономических процессов, когда уровень производительных сил и производственных отношений обусловили выделение управленческих отношений и обособление управленческой деятельности, специализирующейся на выполнение функций управления людьми: организации, мотивации, контроля, координации их деятельности.

Объективность развития экономических и управленческих процессов позволяет трактовать менеджмент как интернациональное явление. История социально-экономического развития разных стран и характер использования экономической теории, тенденции прогресса и культура общества, вызвали к жизни концепции и модели менеджмента, отражающие национальные особенности. Например, своеобразие и особенности имеют системы японского, американского, немецкого менеджмента.

Принципиальная черта и особенность менеджмента как типа управления производственно-хозяйственными организациями в рыночной экономике заключается в его человеческом характере.

Менеджмент - трудовая деятельность менеджера и его аппарата по выработке средств и методов воздействия на персонал и его производственную деятельность, чтобы эта деятельность была адекватна управляемой ситуации и приводила к качественному и эффективному процессу развития [5, c.14].

Человеческий ресурс рассматривается в менеджменте как главный и приоритетный потенциал.

Эту особенность управления отметила в начале века Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как "обеспечения выполнения работы с помощью других лиц".

В процессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку "воздействие" на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.

С позиций выявления особенностей и методологических принципов исследования менеджмента ключевым положением может стать трактовка категории "менеджмент" как трудовой деятельности и как системы отношений, реализуемых в процессе этой деятельности.

Назначение менеджмента как трудовой деятельности - выработка и реализация управляющих воздействий на коллективы людей, обеспечивающих их взаимодействие в достижении конкретных целей. Поэтому менеджмент, по сути, рассматривается как управляющее воздействие и взаимодействие. Объектом воздействий являются человек и его трудовая деятельность (непосредственно производственная и управленческая). Воздействие на человека и коллектив изменяет характер взаимодействия между элементами трудовой деятельности, что влияет на характер и результат деятельности.

Управляющее воздействие и взаимодействие как непосредственный продукт управленческого труда материализуется в конечных результатах производства. Рассмотрим, каким же образом происходит процесс материализации, т.е. выявим экономическое содержание менеджмента.

Управляющее воздействие осуществляется в форме управленческого решения, процесс выработки (подготовки и принятия) и реализации которого и составляет процесс управления. Само воздействие - заключительная, завершающая часть процесса управления. Именно на этапе реализации управленческого решения процесс управления сливается с непосредственно производственным процессом. На всех предыдущих этапах выработки решения менеджмент выступает как аналитическая информационная работа, выбор и обоснование средств воздействия, выработка альтернатив, принятие решения.

Особенностью рассмотрения производственно-хозяйственной деятельности как системы отношений является выделение управляющей и управляемой ее частей и уровней управления (например, деятельности головного завода и структурной единицы), а также учет всей совокупности внешних и внутренних связей, возникающих в процессе ее функционирования и развития. В этих условиях объектом управления становится взаимодействие между управляемой и управляющей частями, между их элементами, а также все виды взаимодействий с внешними органами, поставщиками и потребителями.

Иначе говоря, через системное взаимодействие происходит воздействие на условия трудовой деятельности, а через них на саму деятельность, т.е. на взаимодействие элементов трудовой деятельности и получаемый результат.

Таким образом, можно заключить, что управляющие воздействие и взаимодействие являются такими составляющими производительной трудовой деятельности людей, которые преобразуют эту деятельность и приводят, при прочих равных условиях, к результатам, адекватным качеству и эффективности менеджмента. Последние (качество и эффективность) зависят от найденных механизмов воздействия и взаимодействия, а также форм и методов их реализации [3, c.56-58].

2. Развитие менеджмента в разные периоды истории

Первая управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).

Каста священников (жрецов) постепенно трансформировалась в класс религиозных функционеров, которые организовывали жертвоприношения (не только человеческие, а и в виде денег, скота, ремесленных изделий и т.п.). Жрецы собирали налоги, руководили ирригационными работами в масштабе целых областей, организовывали строительство пирамид.

На управленцев тех далеких веков возлагалась необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления.

Древние греки большое внимание, помимо общегражданских функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры как титанический (основанный на силе) и политический.

Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями было со временем децентрализовано, что улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел. Реформа территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом измерении. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio - приобретать, присваивать (капитал!), то есть предприниматель - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью.

Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между социальными группами населения. Это была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.

Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов (вавилонская башня, висячие сады и т.п.), а также эффективные методы организации работы текстильных мануфактур и контроля за качеством продукции.

Так этап религиозно-коммерческого управления сменился светско-административным, а затем - строительно-производственным.

В средние века наиболее совершенной была административная иерархия Римской католической церкви, построенной по принципу функционализма.

Менеджмент - это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. В условиях конкуренции жизнеспособность любого предприятия и, тем более, его успех особенно зависят от опыта и эффективности менеджмента. Именно менеджеры через их контроль за принятием решений в современных корпорациях вдыхают жизнь в организации и общество.
Менеджерам даны человеческие и материальные ресурсы для работы, они создают продуктивное производство, которое ведет к здоровому обществу.
Справедливость этого утверждения возрастает, так как мы движемся в эру интеллектуальных технологий, делающих возможности человека особенно важными для эффективного производства в организациях. Однако, менеджеры, будучи наиболее важным ресурсом бизнеса, являются более дефицитными. Направленность менеджмента на получение прибыли предполагает участие всего персонала в организованной и успешной деятельности. Поэтому менеджмент изначально ориентирован на успех организации, вернее на создание условий для успеха.

Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов и др. под руководством менеджера, управляющего предприятием или фирмы в целом.

Современная экономическая жизнь характеризуется нарастанием и усложнением происходящих в ней процессов и проблем, постоянной борьбой за ранки сбыта, ресурсы и прибыльность, проблемами использования наемных рабочих, стрессами и неопределенностью в работе организаций. Поэтому требования к современному менеджеру растут. От него требуют способность эффективно управлять собой и своим временем, прояснять свои личные ценности и собственные цели, поддерживать свой собственный рост и развитие, быстро и эффективно решать проблемы. Также гибко реагировать на изменения ситуации, использовании современных управленческих приемов и подходов в отношении своих подчиненных, создавать и совершенствовать группы людей, способность быстро становиться изобретательными и результативными в работе. Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финан­совым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму..

10. Развитие менеджмента в России.
В начале 20 века управленческие преобразования осуществлялись под руководством С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

Осуществляя денежную реформу ,Витте использовал способ понижения золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля,благодаря чему удалось на несколько лет закрепить установленный курс рубля,а затем сделать его разменным на золото.

3.переход к рыночным отношениям(с 1990г.)
В течение первых двух этапов сохранялась прежня затратная система управления экономикой,что приводило к дальнейшему обострению экономического кризиса.
Накручиванию объема производства в рублях, искусственное завышение цен,перевыполнение планов по выгодным дорогим изделиям и срыв заданий приводило к следующим негативным последствиям:
1.усилению диспропорции между отраслями и сферами общественного производства.
2.систематическому невыполнению годовых и пятилетних планов выпуска продукции
3.разбалансированию потребительского рынка,созданию всеобщего дефицита
4.увеличению эмиссии денег ,которая к 1990 г. возросла до 18 млрд. руб.,

5.росту внешней задолженности ,которая в конвертируемой валюте увеличилась за годы перестройки в несколько раз.
Все это дискредитировало плановую систему управления экономикой и содействовало ее развалу.

Он предложил систему мер,в центре которых были разгосударствление собственности, формирование рыночной среды и образование новых форм управления на всех уровнях хозяйствования.
Для реализации одобренной программы образовано новое правительство ,во главе которого стоял президент. Оно активизировало процесс образования новых рыночных структур управления.
В частности, создан Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом ,в функции которого входило:
1.разработка и реализация программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в акционерные общества.

2.анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствлению и приватизации собственности и учет их результатов в практической деятельности.
3.продажа на конкурсных и аукционных началах государственных предприятий и др.

В специфических условиях российской экономики выбор приоритетов социально-экономических преобразований является ключевым и сложным вопросом теоретической и практической разработки новой системы управления ,которую целесообразно строить на многовариантности и альтернативности ряда подсистем. Основными направлениями новой системы управления должны быть следующие :
1.ориентация экономики на решение социальных задач ;
2.достижение высокого уровня жизни;
3.формирование современной системы рыночных отношений при активной роли государственного регулирования;
4.создание высокоэффективной экономики, гибкой и выносливой к научно-техническим нововведениям;
5.укрепление социально-экономических основ Российского государства;
6.необходимость обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого.

Процесс перехода экономики страны на рыночные отношения сопровождается перестройкой управления ,меняется экономическая обстановка и возникает целый ряд проблем у действующих предприятий.

В последние годы в России значительно расширяется и развивается предпринимательская деятельность. Возникают малые предприятия, быстрее приспосабливающиеся к условиям рынка, более гибкие и чуткие к потребностям заказчика.Известно,что малое предпринимательство является основой становления рыночных отношений.
Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства. В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

Только грамотные и квалифицированные менеджеры способны претворить в жизнь те грандиозные планы по экономическому росту, которые позволят России занять достойное место в числе высокоразвитых цивилизованных государств.

Планирование как основная функция менеджмента.

Планирование – предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развитие организациии в целом и отдельных её частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата.

В узком смысле,планирование-это составление специальных документов-планов.

Типы планов:

1. Планы – цели ( набор качественных и количественных характеристик, желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Непредсказуемость планирования предприятия.) К ним можно отнести: федеральные целевые программы, стратегический план организации.

2. Планы для повторяющихся действий ( предписывающие их сроки и порядок осуществления.) К ним относят: зарплату, учебное расписание.

3. Планы для неповторяющихся действий ( созданы для решения специфических х проблем. )К ним относят в зависимости от ситуации.

4. По срокам выполнения плана:

a) Планы краткосрочные ( до года)

b) Среднесрочные ( от 1 до 5 лет в виде программ)

c)Долгосрочные( свыше 3 или 5 лет. планы – цели)

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: