Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения доклад

Обновлено: 16.05.2024

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

Оценить 110 0

Организация работы с детьми девиантного поведения

Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества обуславливают возрастание межличностных конфликтов.

Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм и т.д.)

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

В начале учебного года я делаю диагностику семей учащихся своего класса: провожу анкетирования, устанавливаю тип или категорию семьи, составляю социальный паспорт семьи, определяю уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями. Изучив контингент семей учащихся, я буду иметь возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся. Составляю социальный паспорт.

В своем плане работы я планирую профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из тех этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.

В течение I четверти осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Заместителем директора по ВР проводится собеседование между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы. Это собеседование проходит согласно плана работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее. Цель такого собеседования: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают психологическая и другие службы школы. По результатам работы по преемственности проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в нашей школе таких семей – 0,6%, а детей девиантного поведения – 5,5%. Выделяются категории таких семей, в которых родители или опекуны:

не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки);

не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Эффективность социально-педагогической работы зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социальных работников, педагогов, психологов, психиатров, наркологов, работников правоохранительных органов, юристов и др. Желательно также, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом.

В нашей школе с детьми девиантного поведения и их семьями проводится следующая социально-педагогическая работа:

В рамках работы родительского университета организован цикл лекций для родителей испытывающих затруднения в воспитании своих детей.

Ведется картотека на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.

Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.

Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях, к общественно-полезному труду. Ведь только труд дает возможность осознавать себя полезным этому обществу.

Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, посещая ярмарки вакансий и при индивидуальных беседах с учащимися и их родителями.

Таким учащимся предоставляется бесплатное питание.

С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации, для развития кругозора учащихся организовываем для них экскурсии на работающие предприятия республики, по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения профтехобразования.

Зам. директора по ВР по окончании каждой четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе этого собеседования проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируя планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности на следующий учебный год.

Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.

В работе с такими детьми следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования их возраста, надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе.

Работая с проблемными обучающимися, следую алгоритму:

ü формирование сплоченного классного коллектива;

ü проявление доброжелательности и доверия со стороны учителя и одноклассников по отношению к проблемному ребёнку;

ü создание ситуации успеха, востребованности (самореализации) проблемного ребёнка в классе и школе;

ü установление постоянного контакта с родителями ученика;

ü установление доверительных отношений с проблемным ребёнком;

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности обучающегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно планируют мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:

ü просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с последующим обсуждением;

ü встречи со специалистами;

ü тематические викторины;

ü выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;

ü нравственные классные часы;

ü интерактивные игры.

По итогам года составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности по профилактике девиантного поведения школьников на следующий учебный год. Думаем, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Рекомендации по успешному преодолению разного рода девиаций:

-прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику;

-определение форм и методов воспитательного воздействия в зависимости от конкретных условий жизни ученика;

-необходимо найти общий язык с ребенком, суметь разобраться с волнующими его проблемами;

-признать и уважать в каждом ребенке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира;

-владеть методами и приемами коррекционной работы с трудными детьми;

-быть развивающейся и совершенствующейся личностью, ибо Личность воспитывается Личностью.

Классный руководитель может применять следующие методы и приёмы воздействия: позитивное подкрепление, стимулирование позитивной мотивации, метод проектирование будущего, метод убеждения, прием оценки негативных последствий.

Метод позитивного подкрепления предполагает целенаправленное применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Для этого необходимо знать, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного подростка.

Метод стимулирования позитивной мотивации – побуждение подростка к выполнению определенных действий.

Метод проектирования будущего – подробное описание своего будущего при сохранении отклоняющегося (девиантного) поведения и без него.

Метод убеждения предполагает переубеждение подростка в неправильном выборе поведения.

Приём оценки негативных последствий – оцениваются негативные последствия от конкретного вида, отклоняющегося (девиантного) поведения по отношению к друзьям, родителям, родственникам.

- доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение класса, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

- постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

- поддержки классных проявлений – поощрение и одобрение класса усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

- недоверия – класс высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

- отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – класс заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

- осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

- переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

- включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместными классными делами, умение сотрудничать с одноклассниками.

Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков.

Информационно- методическое обеспечение:

1. Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии\\Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984.-т.4

5. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / Авт.-сост. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007.(Школьное образование).

6. Л.Б. Шнейдер Девиантное поведение детей и подростков. Изд.: Академический проект, Гаудеамус. 2007.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростки, относящиеся к этой категории, не всегда являются малолетними преступниками и правонарушителями. Это часто тихие, пассивные и замкнутые дети, подверженные воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию, другим видам асоциального поведения.

Трудные подростки есть в каждой школе. Работая с различными группами учащихся, наблюдение за их поведением в коллективе, семье позволили выделить факторы риска: лайд 0-100000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

- отчужденность детей от семьи и школы,

- неблагополучие в семье,

- экономическая асоциальная обделенность,

Наличие этих факторов не означает, что подросток обязательно совершит правонарушение или проявит признаки асоциального поведения. Однако их наличие повышает вероятность подобного поведения, чем больше подобных факторов, тем больше степень риска.

Поэтому одним из важных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, которая включает:

- раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющегося поведения обучающихся,

- обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящих на различных видах учета,

-. способствование пропаганде ЗОЖ,

- повышение уровня правовой грамотности обучающихся и их родителей с целью профилактики асоциального поведения,

- реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением, испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений.

Профилактическая работа с учащимися включает 3 уровня:

1 уровень – первичная профилактика. Охватывает всех обучающихся ОУ и направлена на развитие социально-успешной, психологически-адаптивной личности с установками на формирование, усвоение, активное воспроизводство учащимися социального опыта через реализацию в общении и социально-значимой деятельности.

2 уровень – профилактическая работа с учащимися и родителями (законными представителями), имеющими повышенный риск возникновения девиантного поведения

3 уровень – работа с детьми и их родителями (законными представителями), проявляющими девиантное и делинквентное поведение.

В социально-педагогической литературе существуют и иные классификации профилактической деятельности. Так, например, различают общую и индивидуальную профилактику. Профилактика может быть ранней, направленная на предупреждение и коррекцию социальных отклонений подростков, возникающих в результате неблагоприятного развития.

Перед социальным педагогом стоит сложная задача – попытаться изменить сознание и поведение учащихся через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

Система деятельности социального педагога по педагогической поддержке обучающихся включает в себя семь основных компонентов:

выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальным нормам поведения, отстающих в учебе;

определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;

составление плана педагогической коррекции личности и устранения, отклонений в поведении;

изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;

вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;

изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.

Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

Профилактическая работа социального педагога должна быть направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

Можно выделить следующие направления деятельности социального педагога по предупреждению девиантного поведения:

- выявление подростков с девиантным поведением,

- изучение их социальных проблем, условий возникновения и разрешения с учетом возможностей ОУ,

- привлечение классных руководителей для изучения семейных проблем ребенка, которые могут являться толчком для совершения негативных поступков, озлобленности у подростков,

- организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности,

- связь с семьей данного подростка (посещение, организация, консультационно-разъяснительная работа)

- организация индивидуально-профилактического воздействия на подростков, склонных к асоциальному поведению и окружающую их среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения,

- развитие системы правового образования учащихся,

- мобилизация воспитательного потенциала среды, организация работы по переориентации группового общения социально и педагогических запущенных подростков.

Профилактическая работа социального педагога невозможна без взаимодействия различных городских служб и ведомств. Социальный педагог непосредственно взаимодействует с органами внутренних дел, КДН при администрации города, Управлением социальной защиты населения, сектором опеки попечительства и усыновления и другими службами. Важно, чтобы в профилактической работе с учащимися принимало как больше количество людей: администрация школы, классные руководители, родители, работники учреждения дополнительного образования.

Таким образом, социальный педагог является ключевой фигурой в координирующий усилий всех педагогов и представителей всех заинтересованных ведомств в вопросах профилактической работы с учащимися. Только совместная деятельность по профилактике асоциального поведения, способна обеспечить эффективность данной работы.

Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обуславливает возрастание межличностных конфликтов.

При этом все отклоняющиеся формы поведения принято делить на кратковременные и случайные, длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания), постоянные дефекты поведения. [7]

На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

В нашей школе в начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирование, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из этапов, провоцирующих девиантное поведение школьников, поэтому в течение I четверти классными руководителями пятых классов осуществляется наблюдение за поведением учащихся, знакомство с семьями. В школе осуществляется преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Целью такой работы является знакомство классных руководителей с психологическими особенностями как будущих пятиклассников, так и их семей, обращается внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают врач, психологи и социальный педагог. По итогам такой работы организуется и проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

В процессе работы выделяем категории таких семей, в которых родители или опекуны не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки), не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.), не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

В данном случае эффективность работы учителя зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям, мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социального педагога, психологов, наркологов, работников правоохранительных органов, и др.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно мы планируем мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:

По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности по профилактике девиантного поведения школьников на следующий учебный год. Думаем, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Читайте также: