Роль батыров и биев в казахском обществе доклад

Обновлено: 08.07.2024

Институт батырства всегда играл значимую роль в казахском обществе. Имена народных героев – на устах у современных казахстанцев, каждый день мы ходим по улицам, названным в их честь. Но кто были эти люди, что сделали для страны и где захоронены? Одним из направлений сакрального туризма могли бы стать историко-культурные маршруты по местам боевой славы батыров.

Без рекламы

Последние несколько лет в рамках национального проекта “Сакральная география Казахстана” скрупулезно собирались списки общенациональных и региональных сакральных мест. Все это время специалисты говорят, что развитие туристского потенциала данных объектов могло бы помочь росту не только внешнего, но и внутреннего туризма.

Сакральный туризм – это путешествие, паломничество к историческим и памятным локациям, рукотворным и природным ландшафтам, сооружениям, связанным с историческими событиями, личностями и духовными ценностями.

Кроме, собственно, туристской составляющей – сакральные объекты еще и способствуют популяризации историко-культурного наследия края. Причем интерес к ним отмечался у народа всегда, многие знают и посещают их в своем регионе без какой-либо рекламы. Учитывая, что границы государств сейчас закрыты, скорее всего, нынешнее лето казахстанцы проведут внутри страны – чем не повод расширить свои знания по родной географии и истории?

В целом больше 200 общенациональных объектов и еще 500 региональных, вошедших в проект “Сакральная география Казахстана”, ждут своих потенциальных визитеров. Интересных мест у нас довольно много, но в качестве идеи мы предлагаем тематическое путешествие – для тех, кто увлечен военным искусством, подвигами и биографией героев прошлого, пройти дорогой батыров.

– Например, в Мангистауской области есть захоронение Бекет-ата – просветителя и батыра, почитаемого как аулие (святой). Оно стало местом паломничества для людей не только из Казахстана, приезжают сюда и из других стран, – рассказывает кандидат исторических наук, профессор Атырауского государственного университета имени Х. Досмухамедова Гульфайруз КАЙЫРГАЛИЕВА. – На территории Атырауской области известен также мавзолей одного из знаменитых батыров, поэтов, яркой личности в истории – Махамбета УТЕМИСОВА. Думаю, можно и нужно сделать это одним из направлений внутреннего туризма, для чего следует наладить инфраструктуру, проложить маршруты. Историко-культурную часть можно было бы совместить с экотуризмом, например, рядом с мавзолеем Махамбета есть соленое озеро Индер, вода которого славится своими лечебными свойствами. В летнее время туда приезжает очень много туристов.

Краеведы знают больше

В общенациональном списке содержится большое количество мест захоронения прославленных батыров. Причем в каждой области есть свой герой, и не один, поэтому можно начать изучение батырской культуры со своего края. Так, в Алматы и Алматинской области находятся мавзолеи батыров – Райымбека, Капала, Наурызбая; в Акмолинской – мавзолеи батыров Кабанбая, Баубека; в Актюбинской – мемориальный комплекс Кобланды батыра, в Карагандинской – мавзолей Шанышкылы Бердикожи, захоронения Баян батыра, Байгозы Наймантайулы; в Костанайской – мавзолей Кейки батыра, в Туркестанской – историко-культурный заповедник-музей “Азрет Султан” (включающий мавзолеи Ходжа Ахмеда Ясави, Жангир хана, Тауке хана, Абылай хана, Казыбек би, батыров – Жанибека, Богенбая, Жаугаша и многих других); в Павлодарской области – захоронение Жасыбая Омирулы; в Северо-Казахстанской – мемориальный комплекс батыров – Карасая и Агынтая, а также мавзолей Кулсары батыра; в Восточно-Казахстанской – мемориальный комплекс Ер-Жанибека и др.

Почему имена одних батыров известны каждому школьнику, ими названы улицы в разных городах страны, а имена других почти не остались в народной памяти?

– Этому, по моему мнению, способствовало шежире – устная историография, также их имена часто встречаются в произведениях акынов, – говорит Гульфайруз Кайыргалиева. – Но малоизвестных батыров тоже много. Мы в основном знаем тех, которые вошли в школьные учебники, – это Махамбет, Исатай, Сырым, Райымбек и другие, а про тех, кто участвовал в казахско-калмыцких, локальных войнах, в республике знают немногие, только краеведы. Это одно из направлений, которым должны заниматься историки. Например, в произведениях Абиша Кекилбаева встречается герой Суйингара, но сейчас мы про него почти ничего не знаем. Или был Жалантос батыр (как пишут, дед Айтеке би. – Прим. авт.), сведения о нем, конечно, встречаются, но хотелось бы знать больше, его могила находится на территории Узбекистана. Ученые требуют перезахоронить останки батыра Срыма Датова в Казахстане

По словам историка, расцвет института батырства пришелся на XVII–XVIII века, когда обострились казахско-джунгарские отношения.

– Первостепенное предназначение батыров в обществе – защита родины, своего аула, своего рода. Именно в период джунгарских нашествий шла мобилизация, стали чаще встречаться имена батыров на западе, востоке, да и везде – Кабанбай, Райымбек, Карасай… В целом и у простого народа, и у представителей власти всегда было уважительное отношение к ним. У авторитетного хана всегда был свой круг батыров, которые его поддерживали. Например, Абулхаир, хан Младшего жуза, опирался на помощь батыров – Жанибека, Богенбая, Есета. Кроме того, когда случались разногласия между простым народом и ханами, кроме биев в разрешении проблемы участвовали и батыры, – продолжает автор монографии “Институт батыров в казахском обществе”.

Воинственность – в генах

Более того, особенность именно традиционного казахского общества в том, что и девушкам не запрещали заниматься военным делом, поэтому среди народных героев – много женских имен.

– Начиная с сако-сарматского периода встречаются девушки-воины: Томирис, Айганым батыр, Бопай батыр. В истории Казахстана очень много женщин, которые стояли во главе ополчений. Одно из таких освободительных движений возглавила Сапура (или Сапара Матенкызы, которую прозвали казахской Жанной д’Арк. – Прим. авт.). Воинственность, по-моему, у нас уже в генах. Специального обучения, возможно, не было, но девушки умели и на коне скакать, и из лука стрелять. В основном это были сестры батыров, в произведениях акынов описывается, что они наравне, вместе с ними соревновались, готовились, тренировались…

Деградация института батырства происходит в XIX веке, после вхождения казахской территории в состав Российской империи и потери политической независимости.

В архивных документах царская канцелярия описывала, например, Тленши батыра, Махамбета терминами “разбойники”, “барымтачи”, что они совершают набеги на русские селения. То есть если в казахском обществе у них был образ защитников родины, статус и уважение, в переписках российских чиновников звучала уже совсем другая риторика. Поскольку батыры имели особое, влиятельное место в казахском обществе, царское правительство целенаправленно шло на то, чтобы их упразднить: говорят, даже был выпущен специальный указ, чтобы ликвидировать их как сословие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Балтабаев М.Б., учитель истории КГУ "ОСШ №21, г.Темиртау"

КЛЮЧЕВАЯ РОЛЬ ИНСТИТУТА БАТЫРСТВА В СОХРАНЕНИИ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ X VIII ВЕКА .

Казахское ханство за всю историю своего существования не раз подвергалось нашествиям захватчиков, но события первой половины X VIII века ввергли казахский народ в пучину трагических потрясений, которые ослабят на долгие годы устои казахского государства. Этот период не зря называют сгустком казахской истории.

После смерти хана Тауке усилились действия центробежных сил, которые разрушали единство Казахского ханства . Ситуация в государстве оставалась весьма сложной и противоречивой ввиду отсутствия единой позиции среди ханов все более и более обособлявшихся трех жузов. Глубокая вражда между султанами и независимыми ханами трех жузов, родоплеменные распри и клановые раздоры привели к политической раздробленности Казахского ханства. Жузовая, родовая раздробленность казахского народа, междоусобицы впоследствии приведут к страшному краху.

Еще более тяжелым было внешнеполитическое положение Казахского ханства. Политическая нестабильность в обособленных казахских жузах, слабость центральной власти поощряли агрессивные действия внешних врагов. Вот как описывает эти события Чокан Валиханов: "Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот и уводили в плен киргизов (т.е. казахов) целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание , увеличивали их бедствия"[1,с.111]. С юга казахов теснили правители среднеазиатских стран.

Начиная с XVII в. наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарии - мощного военного государства с жесткой централизованной системой. Существование Джунгарии, как сильного государства в непосредственной близости от границ Казахского ханства, представляло собою реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, алтайских народов и других, но и для России, чьи экономические и политические интересы в зоне Алтайских горнозаводских предприятий побуждали как правительство, так и Сибирскую администрацию принимать энергичные меры противодействия против далеко идущих устремлений хунтайшы Цеван-Рабдана. Стратегическая цель джунгарских правителей была ясна — подчинение огромных просторов Казахского ханства своей власти.

Казахский народ принял на себя основную тяжесть борьбы с Джунгарией. У казахов не было постоянного войска, когда вторгались джунгары, они часто не успевали собрать ополчение. В битвах с джунгарами на полях сражений пали сотни тысяч казахских джигитов, а потери среди беззащитных мирных жителей были во много раз больше этого, тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен.

Историк А.И.Левшин описывает удручающую трагедию казахского народа: "Переходы сил (т.е. отступление к границам Средней Азии и России) повлекли за собою неминуемое разорение и гибель. Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих. " [2,с.71-72].

Угроза национальной независимости, самому существованию казахского этноса, слабость государственной власти, неспособность и нежелание феодальной верхушки, занятой внутренними распрями, организовать защиту страны, побуждали наиболее энергичных, патриотически настроенных представителей казахского народа организовать отпор врагу. Такими спасителями Отечества стали батыры.

В понимании народа слово "батыр" означает отважного, справедливого, сильного человека — героя. Это звание приобреталось только личными подвигами, его нельзя было получить по наследству. Естественно, со временем сам институт батыров претерпел существенное изменение. В ряды батыров входили не только люди по происхождению из социальных верхов, но и из числа сильных, смелых, храбрых, честных, преданных родной земле людей из народных низов. В рассматриваемый период выдвигаются замечательные плеяды батыров. По историческим данным, общее количество батыров из всех трех жузов, активно боровщихся за свободу и независимость казахского народа, переваливает за 300[3,с.60].

Значительная роль батыров была в том, что они защищали независимость казахского народа. Именно поэтому имена батыров сохранились в памяти народа, в песнях, в поэмах, в его героических эпосах "Кобланды-батыр", "Ер-Таргын", Камбар-батыр", "Алпамыс-батыр" и многих других. В эпосах общественные мотивы преобладают над личными. Народным характером, большой художественной силой отличаются героические эпосы. Храбрость, моральные достоинства батыров служат делу защиты своей родины от нашествия захватчиков. В эпосах ясно показаны противоречия между правящей кликой ханов и батырами. Батыры характеризуются как заступники народа, а ханы - как вероломные обманщики народа. В образе батыра певцы воплощали патриотические идеи. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения, и молодежь брала с них пример.

Сторонниками объединения ополчений родов и жузов в единый антиджунгарский фронт были батыры Канжыгалы Богенбай, Шакшак Жаныбек, Тама Есет. Среди них выделялся Богенбай-батыр, в решительный момент он произнес: "Отомстим врагам нашим, умрем с оружием, не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленных детей наших. Робели ли когда воины равнин кыпчакских. ". Все участники курултая поклялись следовать призыву Богенбая, он был избран предводителем казахского ополчения. Объединение усилий всех казахских жузов имело свои результаты, джунгар отбросили на восток и возвратили утраченные кочевья. Но раздробленность жузов и отсутствие единства, сепаратизм султанов и борьба за власть, все же брали верх, это вело к несогласованности действий, соперничеству группировок [4,с.92]. Чингизиды продолжали свое любимое "дело" - враждовали между собой. В этот критический момент дело спасения своего государства взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды предводителей народного ополчения: Богенбая, Кабанбая, Жаныбека, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Олжабая, Наурызбая, Шакантая и других [5,с.7] . Среди прославленных батыров особенно выделяется Аблай. Так, первая половина XVIII столетия была не только эпохой горьких невзгод, тяжких поражений, но и временем героических подвигов в борьбе с джунгарскими и другими завоевателями.

Институт батырства компенсировал в Казахском ханстве слабость центральной власти, которая была не способна защитить страну . В казахско-джунгарской войне решалась судьба Казахской земли, существование самого казахского народа. В этом противостоянии с одной стороны, жесткое, могучее военное государство джунгар, с жесткой централизованной системой, созданное для войны и жившее войной, а с другой - народное ополчение десятков казахских племен, возглавляемых батырами.

Казахским ханам Джангиру, Тауке, Абулхаиру, Абылаю удалось в значительной степени сконцентрировать свою власть, добиться успехов во внутренней жизни казахского общества и во время отражения джунгарской агрессии. В значительной степени это обусловлено подъемом общественного положения батыров.

Таким образом, в начале второй четверти X VIII века весь казахский народ под предводительством батыров поднялся на освободительную Отечественную войну. Угроза физического уничтожения заставила жузы объединиться. Объединенное казахское ополчение начало давать отпор джунгарским завоевателям. Это во многом было достигнуто благодаря сплоченности всех трех жузов, всего казахского народа. Батыры и бии приложили максимум усилий для сохранения казахской государственности. Булантинское и Аныракайское сражения продемонстрировали высокий боевой дух казахских ополченцев. Победы в этих битвах показали. что, когда народ един - он непобедим. Был развеян миф о непобедимости джунгар, у народа появилась уверенность в достижении полной победы над врагом и в сохранении независимости государства. Таким образом, и нститут батырства сыграл ключевую роль в сохранении казахской государственности в самый трагический и драматический период истории Казахского ханства в первой половине X VIII века .

1. Ч.Ч.Валиханов. Аблай.//Собр.соч. в 5 т. Т.4. Алматы. 1985.

2. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. СПБ. 1832

3. А.Абдакимов. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). Алматы. 1994

В современной военной науке военное искусство рассматривается как теория и практика подготовки и ведения боевых действий войск на суше, на море, околоземном пространстве и включает в себя стратегию, оперативное искусство и тактику также является составной частью военной науки. Однако существует мнение, что военного искусства у казахов кочевников вообще не было. Позволим себе не согласится и опровергнуть данный взгляд, более того, показать читателю, что в современное военное искусство огромный вклад внесли наши предки и, что многие формы и способы подготовки и ведения боевых действий которые применяли наши батыры актуальны и на сегодняшний день, с той лишь разницей, что они эволюционировали за счет развития вооружения и военной техники.

Конечно таких понятий как стратегия, оперативное искусство, тактика, в умах военных полководцев великой казахской степи в эпоху становления казахской государственности и ожесточенных столкновений с внешним врагом может, и не было, однако те формы и способы, которые применяли казахские полководцы можно позже встретить тактике казаков, и в конных эскадронов русской армии и армиях отдельных западных стран. Многие исторические документы, книги по истории доказывают, что у истоков военного искусства в великой степи стояли наши дальние предки саки, хунну, кипчаки и др. Понятно одно, к радости или, к сожалению, искусство ведения войны в определенной форме зародилось в степи и причем постоянно совершенствовалась. Задаемся вопросом: Что это, попытка переписать военную составляющею истории и присвоить все казахам? Конечно, нет. Однако многие историки, в том числе и военные осознанно или нет, умалчивают об этом, что само по себе является парадоксальным. И так, военное устройство в жизни кочевого казахского общества имело большое значение, так как Казахское ханство, в силу своего геополитического положения, должно было реагировать на резко меняющуюся ситуацию в приграничных ханствах на юге и востоке. Ежегодно представители всех трех жузов собирались для совещаний на холме Мартубе около города Сайрам. В ходе этих совещаний рассматривались вопросы зимовки и проведения летнего периода, одними из важных вопросов были: достижение спокойствия и ведение войны в случае угрозы из вне [2].

Однако, исходя из имеющихся исторических документов и литературы прошлого, на наш взгляд казахское войско не могло составлять более 60 тысяч конных всадников. Большое количество войск требовало прежде всего больших затрат, которые очень сложно было нести при отсутствии налаженной системы налогообложения в государстве. Военное устройство Казахского ханства органически было связано с существующей структурой государства. В основу ее были положены территориальность и родовой быт. Племенам и родам была определена территория, на которой они кочевали. В каждом племени кибитки соединялись в десятки, сотни, а в многочисленных племенах в тысячи, под управлением военно-территориальных начальников, которые при мобилизации становились строевыми начальниками, оставляя на месте своих заместителей.

Следует заметить, что в эту эпоху, военные действия слагались из периода подготовки войск к бою в материальном и моральном отношениях и периода проведения самих сражений (битв), которые длились несколько часов и даже суток. Схватки отличались большой решительностью и завершались, как правило, полным разгромом, а часто даже и истреблением противника. Рассматривая процесс функционирования военно-организационной модели Казахского ханства, следует начать с того, что перед выступлением в поход сардары образовывали под руководством хана военный совет, на котором решались организационные вопросы начала боевых действий, а также способы и методы ведения войны. При совершении конного марша от главных сил высылался авангард в составе от 500 до 2000 всадников на удалении одного конного перехода войска. От авангарда высылался сторожевой отряд с целью недопущения внезапного нападения противника, который действовал в составе малых групп и изучал большие территории. Основными задачами впереди действовавшего авангарда были: изучение и разведка местности и выявление противника, а также хозяйственная функция по обеспечению водой и кормом, что было наиглавнейшей задачей любого военного похода. Кроме этого со сторон и за походным порядком выставлялись охранные разъезды, следившие и за походным порядком. Замыкал походное движение арьергард – тыловой отряд, состав которого равнялся авангарду. Одним из важных организационных вопросов для войск являлось тыловое обеспечение, которое в то время заключалось в обеспечении продовольствием личного состава. Этот вопрос в кочевом обществе решался заблаговременно: так перед военным походом или набегом осуществлялась подготовка запасов, выражающаяся в консервировании мясных изделий и кисломолочных продуктов. Следует заметить, что одной из характерных черт кочевников в военном отношении было то, что они без труда переносили невзгоды и лишения походной жизни. Сарбазы на протяжении нескольких дней могли обходиться без пищи и воды, довольствуясь лишь куртом и просом. Высокая физическая выносливость закладывалась с детства, которая позволяла им переносить длительные переходы и скачки. Казахи иногда проводили в седле по двенадцать часов в сутки.

В зависимости от предстоящих военных действий, возможных конных переходов на сопредельную территорию устанавливалось количество боевых коней, но, как правило, при мобилизации каждый воин должен был вступить в поход, как минимум, с двумя боевыми конями и со своим военным снаряжением. Легкая конница отличалась большой подвижностью, в любой момент в любом месте казахи могли сосредоточить крупные силы для нападения. На легкой казахской коннице лежали обязанности охраны, разведки, завязки боя, маскировки боевого маневра, подготовки главного удара, преследование разбитого неприятеля. Тяжелая конница являлась маневренным резервом при нанесении противнику решительного удара. Конница на поле сражения маневрировала не по командам, а по условным знакам командира [3, с. 54].

В период Великого Улуса (золотой Орды) и Ак-Орды батыров в Дешт-и-Кипчаке называли по монгольски " бахадурами ". В последующем название этой социальной группы тюркизировалось и стало называться по тюркски " Батыр ".

Но как общественное явление институт Батыров пришел в казахские степи именно с монголами. Именно они привнесли в тюркскую среду статус профессиональных военных и полководцев, которые служили определенной альтернативой ханской власти.

Кроме военной функции в начальный этап батыры выполняли дипломатические и судейские функции. Это связано с обычаем назначать судей из военной среды в Средневековье.

Первых батыров именно выбирали, так как по военным обычаям бахадуром (батыром) становился тот, кто трижды за сражение врывался во вражеский строй и выживал.

Именно из этих воинов ополчения, которые доказали свою годность к военной службе и начал формироваться социальный слой Батыров.

Таким образом, Батыры часто были из " кара-суйеков ", то есть простого народа.

Также, батыром могли назначить не только исходя из его военного опыта, но и как хорошего "барымтача" - то есть угонщика скота.

Так как "барымта" являлась постоянной формой взаимоотношений в казахской степи и носила собой регулятивную функцию. То есть, оказавшиеся без скота бедняки могли таким образом экспроприировать излишки у богатых соплеменников или другого племени.

И если тебя не поймали, а ты успел угнанный скот скрыть или просто-напросто съесть, то как говорится "не пойман-не вор".

Такие профессиональные барымтачи также выбирались главами групп барымтачей и они являлись своего рода добытчиками. Но если случалась какая-либо серьезная междоусобица, то на этих батыров также возлагались и военно-руководящие функции.

Вот из таких двух направлений степной жизни и формировался казахский институт батырства. Именно, батыры организовали сопротивление казахов джунгарам, русской колонизации, маньчжурам, туркменским племенам и среднеазиатским ханствам.

Подписывайтесь на канал : здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов.

Читайте также: