Римский корсаков океан море синее доклад

Обновлено: 05.07.2024

Конспект и презентация урока музыки на тему " Океан море синее" 3 класс. Содержит проверочную работу.

ВложениеРазмер
konspekt_po_muzyke_na_temu_okean_more_sinee_3_klass_-_3.docx 100.38 КБ
sadko_2.pptx 680.19 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный

познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;

регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук

коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.

Методы и приемы

Здравствуйте дети. Меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Актуализация знаний; постановка темы урока

- У вас на столах лежат небольшие листочки с заданиями. Сейчас вы в парах должны будете сделать все задания, после чего мы узнаем тему нашего урока.

- Кто сделал, поднимите руки. Заканчиваем.

- что у вас получилось?

- что такое опера?

- что такое былина?

- что такое опера- былина?

- кто главные герои в опере – былине?

- жанр музыки, музыкальный спектакль где все герои поют

  1. - Русская народная эпическая песня о богатырях.

Опера на сюжет былины

- Волхова, Морской царь

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Открытие новых знаний

- Попытайтесь представить море в этой музыке. как оно изменяется, как мы это слышим?

- как море изменяется в музыке?

- как мы это слышим в музыке?

- Правильно ребята. Римский – Корсаков Николай Андреевич - композитор сказочник. Он умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море. Так и океан. Океан как живой участвует в событиях оперы.

- А всегда ли одинаково звучит мелодия? Давайте посмотрим на слайд. Там показаны два состояния моря. Какие?

- Ребята, если вы вслушаетесь в главную интонацию музыкальной картины моря, то вы услышите всего три звука. Мы видим, как меняется характер музыки. В чём секрет? Что изменяется в звучании?

- что такое динамика? Какая она бывает?

- что такое темп? Какой он бывает?

- изменяется темп музыки? Как?

- оно, то спокойное, то бурное.

- волны море, морская стихия

- Спокойное и бурное

- динамика и темп

- динамика- это сила звука в произведении. Громко, тихо.

- темп – это скорость движения музыки. Они бывают быстрые, медленные, умеренные.

- он изменятся, но это не так сильно заметно

Оформлять свои мысли в устной форме

Метод анализа и сравнения

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Присели.)

(Идёт повторное прослушивание отрывка, ребята выполняют задания. Учитель контролирует как дети выполняют задание.).

- молодцы. Вы справились с заданием. Теперь попробуйте нарисовать море таким, каким вы его видите в этом произведении. (учитель включает музыку и дети рисуют)

- дети выполняют задание.

Рисуют море, которое они видят в произведении

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Рисование руками звучащей музыки

- давайте посмотрим, что у вас получилось ( небольшая выставка)

- давайте посмотрим небольшой видео фрагмент.

- что вам запомнилось на уроке?

- теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, кто все понял, у кого после нашего урока хорошее настроение?

- теперь поднимите руки те, кому понравился наш урок, но он что-то не понял и обязательно дома повторит?

- теперь поднимите руки те, кому не понравился наш урок, кто ничего не поняли у него плохое настроение?

(почему не понравилось)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно понравилось, как работал (имя ребенка) спасибо за урок. До свидания!

- Волхова, Морской царь

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Вопросы: 1) жанр, в котором все мысли и чувства героев выражаются при помощи пения называется…. 2) быстрота музыки 3)сила звука 4)русская народная этическая песня о богатырях 5)имя Римского Корсакова 6) ….. – море синее 7) опера – былина

Ответы: опера, темп, динамика, былина, николай, океан, садко

2) жанр, в котором все мысли и чувства героев выражаются при помощи пения называется _______

4)кто изображен на портрете? _____________________

6) из букв составь слова:

АНОКЕ – РЕМО ЕНЕСИ =

Составь из полученных слов (по всем заданиям) тему нашего урока

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Песни гостей высвечивают основную идею оперы – богат и разнообразен мир, а заветная мечта Садко – побывав в далёких краях, прославить по всей земле Великий Новгород.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"


Конспект + презентация урока окружающего мира. У Чёрного моря; 4 класс
конспект и презентация урока математики по теме "Неделя" в 3 классе

Конспект и презентация урока математики по теме" Неделя" в 3 классе в соответствии ФГОС.


Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве

Конспект интегрированного урока(музыка, литература)Тема: Образ зимы в искусстве.

Цели: развитие певческих навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, ориентировки в пространстве, коррекция дикции, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся.


Конспект урока музыки по теме "Музыкальный портрет" , 1 класс.


Цели деятельности учителя:ознакомление обучающихся с вычислением периметра многоугольника разными способами;совершенствование устных и письменных вычислительных навыков.Планируемые результаты:Пр.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

3 класс
МБОУ Прогимназия №2, г. Воронеж
Учитель музыки: Кучкарова Светлана Викторовна

Николай Андреевич Римский–Корсаков (1844 – 1908) Русский композитор«Чудесны.

Николай Андреевич Римский–Корсаков
(1844 – 1908)

Народный гусляр-Садко, одержал победу над купцами.Своей игрой на гуслях, он покорил морского царя, но не подался искушению остаться в подводном царстве.
В его спасении угадывается безграничная любовь к родной русской земле.

Н.А. Римский – Корсаков с умел сделать неодушевленный предмет одушевленным. Он очеловечил море, океан. Океан как живой участвует в событиях оперы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 252 материала в базе

Материал подходит для УМК

Былина о Садко и Морском царе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.02.2022 250
  • PPTX 6.5 мбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кучкарова Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока музыки в 3 классе, тема: "В музыкальном театре". Сформировать представления школьников о творчестве русского композитора Н. А. Римского - Корсакова через восприятие образа моря в музыке.

Содержимое разработки

Конспект урока музыки в 3 классе.

Ф. И. О. Чугаева Марина Ивановна

Должность: Учитель музыки

Предмет: Музыка

Класс: 3 класс

Задачи урока:

- формирование художественного вкуса;

- формирование эмоционально – целостного отношения к искусству и к жизни;

- формирование навыков самостоятельной работы.

метапредметные:

- создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, делать вывод;

- развивать умение работать с разными источниками информации;

- развивать воображение, художественную интуицию.

- формирование осознания роли музыки в жизни человека и общества, в развитии мировой культуры;

- развитие эмоционально – ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Тип урока: открытие новых знаний

Техническое оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Структура и ход урока

Этап мотивации учебной деятельности

- А сейчас мы будем подражать шуму волн: стоя, на вдохе легко и плавно поднимаем руки вверх, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускаем руки, принимаем исходное положение и длительно произносим звук [ш].

Эмоционально – образный настрой к уроку

Постановка проблемы. Актуализация знаний

Ребята, послушайте музыкальное произведение и определите его настроение.

Как вы считаете, что изображено в музыке?

Посмотрите видео фрагмент, здесь изображено море. (2 слайд). Каким вы видите море?

Море бывает тихим и спокойным, тревожным и бушующим.

Музыка сильная, грозная, страшная…

Море, океан, шторм, буря …

Просмотр видео фрагмента. Море огромное, спокойное, сильное, бесстрашное…

Введение в тему урока

(3 слайд) Русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков родился в городе Тихвин, неподалеку от Петербурга. (4 слайд) На слайде вы видите дом, в котором он жил. Сейчас это памятник истории и культуры I половины XIX века. Живя в Тихвине, Римский - Корсаков часто соприкасался с поэтичной северной природой, слушал русские народные песни, видел старинные русские обряды. И эти впечатления не прошли бесследно для его творчества. Он с детства начал заниматься музыкой и сочинять.

(5 и 6 слайды). Николай мечтал стать моряком. Двенадцатилетним мальчиком Римский - Корсаков поступил в петербургский Морской кадетский корпус — военное училище, но все время продолжал заниматься музыкой, посещал оперы и концерты, знакомился с интересными людьми.

«Мы вступили в полосу северо-восточного пассата и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный, тёплый ветер, легко взволнованное море, тёмно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками не изменялось во всё время перехода по благодатной полосе пассата. Чудные дни и чудные ночи! Дивный, тёмно-лазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились всё короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями всё более и более открывалось. Какое сияние Млечного Пути с созвездием Южного Креста. Вскоре все звёзды обоих полушарий стали видны. Большая Медведица стояла низко над горизонтом, а Южный Крест поднимался всё выше и выше.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине Новгородской губернии. К музыке его влекло с самого детства. Но не меньше манило его море.

Одинаково жадно слушал он пение матери и рассказы старшего брата, морского офицера. В шесть лет Ника (так звали мальчика родные) стал заниматься музыкой, а в двенадцать отец привёз его в Петербург и определил в Морской корпус. Две дороги лежало перед будущим композитором, и каждая из них была мила его сердцу. Вторая, быть может, (в двенадцать–то лет) казалась даже милее первой…

В Морском корпусе Николай учился прилежно и ровно, также он продолжал учиться игре на фортепиано.

В 1871 году Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории.

Профессор Петербургской консерватории, требовательный учитель, высокообразованный музыкант и замечательный композитор, актёр любимых и известных всем опер, романсов, симфонических картин - таким его знает весь мир.

Пожалуй, только по какой-то особой подтянутости, стройности его высокой фигуры да ещё по необыкновенной дисциплинированности угадывали консерваторские студенты бывшего морского офицера в своём строгом седом профессоре.

Как же случилось, что человек, так сильно любивший море, так чувствовавший его красоту, изменил ему и отдал все свои силы, весь талант, всю жизнь музыке?

Кабы была у меня казна,
Кабы была дружинушка хоробая
Пробегали б мои бусы-корабли,
Объезжали б моря, моря синие…

Но нет у Садко ни казны золотой, ни дружины хороброй - беден гусляр; а кто бедному поможет? Только насмехаются именитые.

Слушание: Сцена появления лебедей и их волшебного превращения. Вышли на берег лебеди и обернулись красными девицами. Это дочери Морского царя с подружками. А среди них - самая прекрасная, любимица отца, Волхова-царевна.

О великом царстве морском, о грозном своём отце рассказывает гусляру Волхова. Помните фантастическое свечение океана? Не оно ли подсказало, навеяло композитору этот удивительный рассказ о чудесах морских?

Опять мерно заплескалась, зарокотала музыка Океана: только теперь вместе с ней звучит и другая тема: как отблески драгоценного металла, мелькают в ней звонкие голоса труб - рыбки златопёрые. Их подарила Волхова Садко за песни.

Заколыхалась вода в озере - поднялся из глубины сам грозный Царь Морской. Отрывист и странен голос Морского Царя, зовущего дочерей, мрачно и беспокойно звучит его музыка. В ней мы явственно различаем знакомую тему Океана.

Клекочет по-лебединому флейта, затихло, успокоилось озеро - исчез Царь Морской и девицы красные. А на берегу рыбки златопёрые обернулись чистым золотом.

Чтобы знал Садко, куда держать ему путь, заморские гости рассказывают ему о своих странах.

Здравствуй, Окиан-море синее! Прими богатого гостя новгородского, гусляра весёлого с дружиной его храброй!

Десять лет плавает Садко по Окиану-морю, да не платит дани Царю Морскому. Вот и встал Сокол-корабль посреди моря синего. Все корабли вдаль плывут, а Сокол-корабль только покачивается на волнах с повисшими парусами. Не пускает Морской Царь Садко. К себе, на дно морское, зовёт.

И вот Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. А точнее, нужен он Волхове-царевне. Садко прощается со своей дружиной. Должен Садко опуститься в царство Лазоревое, откупиться песнями от царя.

Слушание: Сцена погружения Садко в глубину океана. Прощается Садко с друзьями - и вот он уже на дне морском. То ли гость, то ли пленник царя морского. Оркестр исполняет Интермеццо - музыкальную картину необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну.

Тоненько позвякивают тарелки; очень мягко, затаённо звучат медные инструменты, колышутся пассажи струнных. Все музыкальные темы-мелодии чем-то неуловимо похожи одна на другую, все они словно окрашены волнующим лазоревым светом подводного царства.

Слушание: Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Пляшут под гусли Садко чуда морские. Взволновалось море синее. А когда заплясал сам Царь Морской, - поднялась на море буря небывалая.

Спокойно и ясно звучит музыка. Исчезло подводное царство, как волшебный странный сон. Садко и Волхова поднимаются наверх, к людям.

Слушание: Колыбельная песня Волховы. Снова берег Ильмень-озера. Спит Садко. Нежно баюкает его Волхова, прощается морская царевна с красивым молодцем. С первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым туманом сказочная царевна, превратится в широкую реку Волхову. По Волхове-реке приплывут в Великий Новгород корабли Садко.

Да, сильный, яркий талант, огромная любовь к музыке победили в споре между моряком и композитором.

Краткое содержание оперы

Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской Царь. Но стоило запеть Садко - и Царь смягчил свой гнев.

Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери - прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир. После обряда величания начинается общее веселье. От бешеной пляски поднимается буря на море - тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски появляется Старчище - Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко - и пляска сразу обрывается. Старчище лишает Царя Морского власти над водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю.

Презентация

Музыка. Описание

Если основная часть вступления рисует вполне реальный морской пейзаж, то в маленькой и очень поэтичной коде возникает лёгкий оттенок сказочности. Эти причудливые гармонии как бы намекают на чудеса таинственного и прекрасного Подводного царства, таящегося в глубинах океана.

Речитатив переходит в арию. Она написана в простой трёхчастной (и одновременно куплетно-вариационной) форме. В арии ярко выражено песенное начало и вместе с тем в ее песенно-былинной мелодии содержатся и речитативные обороты. Плавно покачивающееся сопровождение вызывает образ морских далей.

В этой песне Садко изливает свою печаль и заветные думы. Выразительная мелодия, то плавная, то с размашистыми ходами, содержит типичные обороты народных лирических песен.

Сцена появления лебедей и их волшебного превращения. Песня Садко пробуждает спящую природу. Поднимается ветерок, вода в озере начинает колыхаться, шумит тростник. Вдали плывёт стая лебедей и серых утиц. Они превращаются в прекрасных девушек. Всё происходящее с поразительной рельефностью и красочностью передаётся музыкой. Глиссандо арфы прерывает песню Садко, и на фоне причудливых аккордов вступления (тремоло струнных) у кларнетов и фаготов проходит гамма тон-полутон, связанная с характеристикой Морского царя. Вслед за тем в сочном унисоне виолончелей и английского рожка появляется певучая и плавная мелодия, сопровождаемая аккордами с форшлагами (подражание птичьему клёкоту). Это-тема лебедей. В момент превращения лебедей и утиц в красных девиц наступает кульминация всего этого оркестрового эпизода.

Садко обещает гостям посетить их страны и прощается со своими согражданами.

Далее в зыбкой, гармонически неустойчивой (как бы все время плещущейся из-за постоянных тремоло и трелей) музыкальной ткани интермеццо проходят мотивы Лазоревого терема, золотых рыбок. Интермеццо завершается длительно тянущимся увеличенным трезвучием на органном пункте ми. Из глубоких басов оркестра постепенно поднимается плавная фигурация, построенная на лейтмотиве моря. Сумрак рассеивается, возникают очертания Лазоревого терема.

Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит своеобразный танец цветов, бликов - золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых. Все средства музыки - от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового разнообразия оркестра - направлены на создание красочной музыкальной картины.

Сцена появления Видения - Старчища Могуч Богатыря (баритон). Монолог Видения написан в стиле церковных старинных напевов. В целях создания глубокого музыкального контраста Римский-Корсаков вводит орган, звучание которого, вместе с деревянными и струнными инструментами, несколько напоминает церковный хор.

Колыбельная песня Волховы. Прощание Волховы с Садко, спящим на берегу Ильмень-озера,- одна из лучших в опере и наиболее ценимая самим автором. В центре этой сцены находится образ Волховы, развитие которого достигает здесь завершающей стадии. Как и Снегурочка, Морская царевна почти становится человеком, но вслед за тем растворяется в мире природы, порождением которой она была.

Реальные девические черты образа Волховы явственнее всего выступают в её колыбельной песне, но музыка даёт ощутить и сказочность этого существа. Вслушиваясь в нежную, плавно льющуюся мелодию песни, можно обнаружить в ней очертания темы лебедей из второй картины. Но она здесь ритмически изменена и преобразована в чисто песенную мелодию, завершающуюся мягкими баюкающими мелодическими оборотами.

Финал. Песня Садко и хора. Финал начинается песней-рассказом Садко о своих странствиях и приключениях. Она дышит мужественностью и энергией.

Постепенно к Садко присоединяется хор, затем вступают другие действующие лица, каждый со своими темами. Садко занимает в нём центральное место, образ его как народного героя получает здесь своё завершение. Народ славит гусляра Садко, послужившего своим даром музыканта родной земле; славит его песни, исполненные всепокоряющей, богатырской красоты. В этом отчётливо раскрывается одна из главных идей оперы-былины (и многих других произведений Римского-Корсакова) - идея о высоком значении художника и искусства в жизни людей.

Читайте также: