Резьба по дереву в нижегородской области доклад

Обновлено: 17.05.2024

Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ.

Известны археологические находки деревянных коней-охлупеней, украшавших жилища древних славян.

Значения и символика орнаментов хранятся в легендах, преданиях и сказках, но они явно взяты за основу при создании нижегородской корабельной резьбы.

Особенности и технология

Нижегородская глухая резьба выполнялась обычно целой артелью. Обязанности в ней были чётко распределены. У артели был бригадир, у которого хранились рисунки с образцами.

Для резьбы чаще всего брали сосновую доску. На неё наносили рисунок — припорку. Доску гладко обстругивали, затем наносили рисунок, протыкая образец иглой по всему контуру. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой.

На доске чётко проступал нужный рисунок. Глубину резьбы намечали с торца доски. После этого мастер обводил контур плотницким карандашом и пиступал к резьбе.

В работе мастер использовал набор различных долот. В начале это закруглённые долота, для вырезания основного рельефа. Затем велась работа по выглаживанию, приданию большей выразительности. Резчик стремился скруглить завитки, не оставляя острых углов. Вырезались даже прожилки листьев, лепестки цветов отличались тонкой рельефностью.

После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась.

Образы и символика

Резьбой украшали наличники, ставни, подзоры, ворота. При этом народные умельцы использовали различные мотивы родной природы и образы мифических, сказочных существ: русалок, сиринов с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львов с ветвью в лапах, чудесных птиц.

Среди излюбленных мотивов сразу запоминается улыбающийся лев с хвостом, прорастающим цветочным побегом. Он принимает самые разные позы — то вытягивается вдоль узкой горизонтальной доски,то сжимается, вписываясь в орнаментальный круг. Встречаются даже изображения коней, телом, лапами и позой напоминающие льва.

Домовая резьба в наше время

Несмотря на ярко выраженную индивидуальность тех, или иных образцов резьбы, имен мастеров сохранилось очень немного. Михайла Малышев, С.Удалов, А.С. Нестеров известны лишь благодаря тому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работы.

В настоящее время резчиков-специалистов нижегородской резьбы не так много. Увлечённые люди, овладевшие старинным ремеслом, внимательно изучают сохранившиеся образцы наличников и декоров ворот и помогают в их восстановлении. Много образцов сохранилось в Городце, городке в Нижегородской области.

Ценные экземпляры есть в хранилищах музеев. Там резные доски хранят с соблюдением температурного и светового режима.

Памятники

Такая резьба теперь считается памятником культуры. В 1920-е —30-е годы в Приволжских землях велось переустройство и при этом безжалостно уничтожались целые поселения, а вместе с ними и образцы народного искусства.

Но благодаря научным работникам ряда музеев, образцы резьбы удалось сохранить. Например, Государственный исторический музей хранит в своих фондах экспонаты, привезённые из экспедиций в Нижегородскую область.

Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних областей – Костромской и Ивановской.

Термины

У мастеров-резчиков заведены свои, специальные термины:

  • припорка — предварительный рисунок-основа
  • пауза — холщовый мешочек, наполненный порошком древесного угля

Бáрочная

Но тут нет ничего общего. Произносить нужно именно — бáрочная, с ударением на первый слог, поскольку название пошло от обычая украшать волжские суда-бáрки.

Фараонка

Авторские права

Статья подготовлена по материалам: блога lica-alica и из статьи Щёболевой Е. Г. (государственный институт искусствознания)CC BY-SA 3.0, авторство фото: 1–5, 8 — LICA_ALICA, CC BY-SA 3.0; 6 — Сергей Соколов, CC BY-SA 3.0; 6 — ; 9–10 — Алексей Нефёдов, CC BY-SA 3.0; 7 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Резьба по дереву




Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски (с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой) во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи.

В Семенове вы можете встретиться с мастерами, занимающимися инкрустацией по дереву - они делают мебель и предметы утвари, украшая их узорами из наклеенной и покрытой лаком соломы различных оттенков. Но в то, что это именно солома, невозможно поверить, даже взяв в руки такую шкатулку или подсвечник.

Наиболее колоритным образцом русской избы является дома, украшенные глухой резьбой, а в Нижегородском крае таковых сохранилось не мало. Этот вид декоративного искусства получил название "корабельной рези" (ибо изначально резьбой украшали носовые части кораблей и лодок), а позднее "домовой" или "глухой" резьбы. При всей традиционности образов и технологии изготовления резьба на крестьянских избах Нижегородской области различна в зависимости от времени и места изготовления. Особенно богатая она в Городецком, Чкаловском, Балахнинском районах. Резьба трудоемка и требует большой физической силы, мастерства и фантазии.


Как правило, глухая резьба выполнялась не одним мастером, а артелью. Работа была разделена на несколько операций. Рисунки для резьбы – так называемые припороки – обычно хранились у руководителя артели. По контурам рисунка на гладко обструганную сосновую доску (обычно толщиной 4–6 см) иглой наносились отверстия. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой, благодаря чему на доске отчетливо проступал контур будущего изображения. После этого рисунок обводили плотницким карандашом, а по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа.


Глухая резьба просуществовала до начала XX в., так как уже в конце XIX в. появляется "пропильная" техника, более легкая в исполнении. Но еще можно встретить в Нижегородской области старые дома с глухой резьбой, а отдельные ее образцы, собраны и хранятся в музеях.



Ложка. Старообрядческая. Ниж. губерния. XIX век.



Валёк. Ниж. губерния. Начало XX века.



Рубель. Ниж. губерния. Начало XX века.



Пряничная доска. Ниж. губерния. Начало XX века.



Прялочное донце. Ниж. губерния. Конец XIX века.



Оконный наличник. Ниж. губерния. Конец XIX века.



Верх и низ оконного наличника. Ниж. губерния. Конец XIX века.



Как правило, глухая резьба выполнялась не одним мастером, а артелью. Работа бы-ла разделена на несколько операций. Рисунки для резьбы – так называемые припо-роки – обычно хранились у руководителя артели. По контурам рисунка на гладко обструганную сосновую доску (обычно толщиной 4–6 см) иглой наносились отвер-стия. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой, благодаря чему на доске отчетливо проступал контур будущего изображения. После этого рисунок обводили плотницким карандашом, а по торцу доски отмечали допустимую глубину рельефа.

"Домовой" или "ангел". Фрагмент домовой барковой резьбы. Нижегородская область, Кстовский район, село Старое Ликеево (ныне несуществующее)

ДОМОВОЙ– 1. (англ. Goblin), божество домашнего очага, заменившее языч. Рода или Чура. Культ огня и почитания предков. Место Д. обычно под или за печ-кой… (47)

По мифологическим представлениям надднепрянских украинцев, в Домовогопревра-щался уважаемый член семьи, который умирал. Согласно поверью, Домовой творил не только добро, а мог наказать (наслать болезни, неудачи, невзгоды) тех, которые не-уважительно относились к своим усопших родственников (не заботились об их моги-лах, не поминали их т.п.), скупились угостить путника, помочь родственнику, соседу, погорельцам и т.д. После отмены язычества 988 г. Церковь сделала Домового обра-зом отрицательным.


ДОМОВЫЛИСЬ -это умерли, это умершие, которые в домовинах. А….

ДОМОСТРОЙ -книга, свод советов и правил опредеделявших все стороны жизни русского человека. (21)

приписывается священнику Сильвестру (современник Иоанна Грозного) (4…)


ДОМОТКАНЫЕ ТКАНИ

ДОМРА - Одним из самых распространенных в XVII веке и любимых в народе инструментов была домра. Ее изготавливали и в Москве, и в других городах Руси. Среди торговых рядов существовал и "домерный" ряд. Домры были разных размеров: от малой "домришки" до большой "басистой", с полукруглым корпусом, длинным грифом и двумя струнами, настроенными в квинту или кварту.

ДОН— крупная русская река. Расположена в Европейской части России. Имеет длину 1870 километров. В Европе уступает по площади водосбора только Волге, Днепру, Дунаю и Каме. Исток Дона — ручей Урванка околоНовомосковска. Дон впадает в Таганрогский залив Азовского моря. На берегу Дона расположено несколько крупных городов, таких как Воронеж и Ростов-на-Дону.


Исток реки расположен на северных склонах Среднерусской возвышенности, у го-рода Новомосковска Тульской области.


Исток реки Дон, г. Новомосковск, Тульская область


Долина реки имеет асимметричное строение, с тремя террасами. Правый коренной берег — высокий, местами достигает отметок 230 метров, а левый — отлогий и низменный.

У Дона более 5200 притоков, общей длиной около 60100 км. Всё вместе образует донской бассейн, площадью 422 000 км2, раскинувшийся в основном на плоской, слабо всхолмленной Восточно-Европейской равнине. Бассейн Дона относительно маловоден, так как лежит в лесостепных и степных природно-климатических зонах. Средний сток в устье составляет 935 м3/сек.

В Донской бассейн входят части территории Курской, Белгородской, Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской,Волгоградской об-ластей; полностью вся Липецкая, Воронежская,Ростовская области России; часть Харьковской, Донецкой; полностью Луганская область Украины; а по бассейнам южным притоков в нижнем течении — небольшие участки Краснодарского, Став-ропольского краев и северо-западная часть Калмыкии. Бассейн Дона относительно маловоден, так как лежит в лесостепных и степных природно-климатических зо-нах.

Крупнейший приток Дона — Северский Донец с длиной 1053 километров. Он имеет собственный бассейн 99,5 т. км2 состоящей из 2494 притоков с общей дли-ной 26770 километров. За ним следует река Хопер длиной 1008 километров. В его бассейне 1329 притоков общей длиной 15510 километров. Другие известные и относительно крупные притоки Дона — реки Воронеж, Иловля, Западный Маныч.

Святослав первым из русских государей попытался утвердиться на Дону, разорив в 967 году стоявшую на его берегах хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу).

В XI–XII веках на Дону появились многочисленные русские поселения. С XV века Дон сделался для Руси основным торговым путем в Крым. Чуть позже в его низовьях обосновались казаки, состоявшие большей частью из беглых крестьян и холопов. Петр I мечтал о выходе России к Черному морю, для чего построил на Дону, в Воронеже, первую русскую флотилию, взял (и упустил) Азов. Окончательно все течение Дона было утверждено за Россией в царствование Анны Иоанновны (1736).

За истекшую тысячу лет тихие воды Дона качали быстрые ладьи Святослава, казачьи струги Степана Разина и галеры Петра I, из него черпали шеломами храбрая дружина князя Игоря и непобедимые полки Дмитрия Донского. На его берегах лилась кровь добровольцев Белой гвардии и казачества, кипели гигантские стройки пятилеток, ляз-гали гусеницы немецких танков. Плавное течение Дона – словно полноводный ход самой русской истории.

Интересные факты:

Дон появился на Земле примерно 23 миллиона лет назад в виде каньона, как все моло-дые реки. Каньон этот прорезал плоскую равнину в пределах современной Окско-Дон-ской низменности, которую оставляли моря, постепенно отступавшие на юг. Повиди-мому, эта река, палео-Дон, собирала воды всей Русской равнины. Русло палео-Дона прослеживается восточнее Москвы.

Дон – река в Европейской части России. Длина 1870 км. Площадь бассейна 442 500 кв. км. Амплитуда колебания уровня воды достигает 8—13 м. Берет начало на Среднерус-ской возвышенности в Тульской области. Впадает в Таганрогский залив Азовского моря. Судоходен от устья до г. Воронежа. Притоки: Непрядва, Красивая Меча, Сосну, Черная Калитва, Хопер, Северский Донец и др. Соединен с Волгой Волго-Донским судоходным каналом. На Дону находятся гг. Волгодонск, Калач-на-Дону, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Азов и др.

В Воронежской области протекают две реки с именем Девица, обе впадают в Дон, и обе имеют притоком реки с именем Россошка.

Дон в источниках и литературе:

Если русы отправляются по Танаису – реке славян, то проезжают мимо Хамли-джа, города хазар, правитель которого взимает с них десятину.
Ибн Хордадбех, арабский историк IX века

Дон-река три дня кровью текла. Сказание о Мамаевом побоище


Мелеховский двор – на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона.
М. Шолохов. Тихий Дон

***
Не сохами-то славная землюшка наша распахана.
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.


Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,

Старинные казачьи песни
Дон


Блеща средь полей широких,
Вон он льется!… Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
А.С. Пушкин

***
Там, за Непрядвою, за Доном
Где нынче вызрели хлеба,
В большом бою ожесточенном
Решалась и моя судьба.

Там, уминая супостата,
Дружины русских полегли…
На их крови взросли когда-то
Трава-полынь и ковыли.

Не потому ли и поныне
Еще хранит моя земля
И этот горький дух полыни,
И скорбный шелест ковыля…

Нижегородский край знаменит своими талантами и беспрекословным соблюдением традиций. Именно здесь сосредоточена примерно треть всех народных художественных промыслов России. Так исторически сложилось, что русские мастера уделяли особое внимание резьбе по дереву.

Другие отличительные черты – крупность, сочность, необходимость рассматривания с большого расстояния, выразительность и символизм. Самые распространенные орнаменты включали символы цветущей природы – звери, птицы и цветы, символизирующие щедрость и плодородность земли. Львы, русалки и сказочные чудовища служили в качестве оберегов, защищающих людей от злых духов. А роль вестника счастья, радости и благополучия выполняла птица Сирин. То бишь, эти узоры были не просто украшением – они несли мощный магический характер.

Нижегородский уезд был районом наибольшей концентрации умельцев резьбы по дереву – в итоге с кораблей этот декор перекочевал на избы. Дело в том, что зимой судостроители воздвигали суда, а весной приходилось искать подработку. Так и возникла мода на резной убор домов, гармонирующий с архитектурно-ландшафтным решением и придающий им праздничный вид. Особое внимание уделялось оформлению наличников, т.е. оконных проемов здания, ведь именно они являются лицом дома и его визитной карточкой.

Глухая резьба была доступна лишь мастерам высокой квалификации, которые не только знали о свойствах разных пород дерева, но и ловко работали с помощью полукруглых долот. Работали целыми группами: сначала художественный руководитель наносил иглой отверстия по контуру рисунка, посыпал их истолченным углем и обводил карандашом, а уже затем резчик выбирал фон и создавал рельеф. Мастер делал края узора мягкими и пластичными, а затем покрывал доску олифой и раскрашивал.

Во все времена мастеров нижегородской резьбы по дереву очень ценили, ведь они были настоящими художниками, освежающими традиционный узор своими деталями. Память о них сохранилась благодаря местным жителям, помогающим расшифровывать инициалы на собственных домах. На сегодняшний день в Нижегородской области существуют как целые тематические заводы, так и резчики-одиночки, почитающие как классический декор, так и свободный современный стиль. Все они в своих работах сохраняют красивую текстуру и естественный цвет дерева, а также существенно обогащают форму предмета.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовила:
Майэр С.В.
учитель начальных классов
МАОУ СШ № 19
г. Хабаровск

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (один из видов худож.

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства (один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, выжиганием), а также искусства в целом, старинный народный промысел.

- Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски (с их помощью штампуются узоры на пряниках перед выпечкой) во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Традиции резьбы по дереву продолжают фабрика Городецкой росписи и Семеновской росписи.

резные доски с фигурами животныхРельефная резьба по дереву домовая резьба

резные доски с фигурами животных
Рельефная резьба по дереву
домовая резьба

пряничная доскавазапанно

шкатулкасундук

- Нижегородский край знаменит своими талантами и беспрекословным соблюдением.

- Нижегородский край знаменит своими талантами и беспрекословным соблюдением традиций. Именно здесь сосредоточена примерно треть всех народных художественных промыслов России. Так исторически сложилось, что русские мастера уделяли особое внимание резьбе по дереву.

История резьбы по дереву - История резьбы по дереву уходит своими корнями к.

История резьбы по дереву

- История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приёмов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далёкие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

- История развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем ку.

- История развития резного дела в каждой стране особая и связана с уровнем культуры, мастерства и мировоззрения в обществе.
- Наверное поэтому, в каждой стране искусство резьбы по дереву имеет свои уникальные особенности, приемы и стили.

- Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не то.

- Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений.

- Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия.

- Из дерева вырезали также обереги – маленькие фигурки божков, которые являлись хранителями домашнего очага.

Тарелка деревянная резная оберег

Тарелка деревянная резная
оберег

- Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооруже.

- Огромное значение на Руси придавали украшению резьбой архитектурных сооружений из дерева. В XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба.
- Крестьянские дома, украшенные ажурной прорезной резьбой с красивым коньком на крыше, напоминали сказочные теремки. Совершенство резных орнаментов и образов восхищает даже искушенного ценителя.
- Ритмичные растительные узоры, геометрическое кружево, изящные завитки, замысловатые розетки, фигурки львов, русалок, волшебных птиц и зверей – все это ставило резной декор русской избы в один рад с шедеврами мировой архитектуры.

- В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении просты.

- В домовой резьбе применялась более сложная техника, чем в оформлении простых бытовых предметов.
- На смену трехгранновыемчатой, контурной и геометрической резьбе пришли глухая рельефная, прорезная и скульптурная.

- Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронт.

- Глухая резьба с характерным сплошным фоном, применялась для украшения фронтонов домов, наличников, торцевых досок, помогая сохранить древесину от гниения.
- Прорезная или ажурная резьба, которая очень похожа на кружево, использовалась для оформления входов над дверями, наличников, карниза крыльца, прицелен, полотенец, перил лестниц.

- Ажурная или пропильная резьба по кости являлась визитной карточкой мастеров.

- Ажурная или пропильная резьба по кости являлась визитной карточкой мастеров русского Севера: Владимирской, Ярославской, Костромской областей, а также Урала, Поволжья и Сибири.

Изготовление изделий из дерева

Изготовление изделий из дерева

Типы резьбы: - сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба.

- сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба);
- глухая резьба (все подвиды рельефной и плоско выемчатой резьбы);
- скульптурная резьба;
- домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа);
- резьба бензопилой (выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы).

Сквозная резьба- Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накл.

Сквозная резьба
- Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

- Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
- Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Глухая резьба- Плоско выемчатая резьба характерна тем, что её основой служит.

Глухая резьба
- Плоско выемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона.
- Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним.

Скульптурная резьба- Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображ.

Скульптурная резьба
- Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов.
- Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.
- Отдельным подвидом её считается Богородская резьба.

- Объёмная или скульптурная резьба в украшении архитектурных сооружений прояв.

- Объёмная или скульптурная резьба в украшении архитектурных сооружений проявлялась в создании объёмных изображений птиц и зверей на гребнях крыш, на кистях прицелен и украшении деревянными фигурками ограждений вокруг домов.

- В нашей стране имело своё развитие не только резное искусство крупных и средних форм, но также создавалась и развивалась резьба малых форм, например резная деревянная игрушка и скульптура.

- Недалеко от Сергиева Посада на живописном холме над рекой Куньей стоит село.

- Недалеко от Сергиева Посада на живописном холме над рекой Куньей стоит село Богородское. Именно в этом селе в XV – XVI веках зародился народный промысел резной деревянной игрушки.
- Село Богородское впоследствии стало одним из центров народного творчества.
- В XX веке мастера резной игрушки и скульптуры объединились в артель, а позже артель была преобразована в фабрику.
- Характерной особенностью богородской резьбы было создание из мягких пород дерева: осины, липы, ольхи, забавных объёмных движущихся игрушек.
Богородская резная игрушка

- Сюжеты, отражённые в резных игрушках, самые разнообразные: стучащие молотка.

- Сюжеты, отражённые в резных игрушках, самые разнообразные: стучащие молотками мужик и медведь, кующие кузнецы, курочки, клюющие зерно, мыши, которые устроили похороны хитрому коту.
- Богатые коллекции богородской игрушки находятся во многих музеях нашей страны и экспонируются за рубежом.

Абрамцево-кудринская резьба- Ещё одно самобытное направление в резьбе по дере.

Абрамцево-кудринская резьба
- Ещё одно самобытное направление в резьбе по дереву на Руси – абрамцево-кудринская резьба. Этот народный художественный промысел сформировался недалеко от усадьбы Абрамцево под Москвой в конце XIX века.
- Особенностью абрамцево-кудринского стиля резьбы было гармоничное сочетание геометрической резьбы с плоскорельефной, а также особый приём растительной орнаментальной резьбы.

- Мастерами усадьбы Абрамцево оформлялись затейливым резным рисунком предметы.

- Мастерами усадьбы Абрамцево оформлялись затейливым резным рисунком предметы крестьянского быта: блюда и вазы, солонки и ковши, бочата и хлебницы, шкатулки и ларцы.
- В своих работах кудринские резчики продвигались от удачного соединения отдельных деталей, в виде разнообразных розеток, веточек, завитков, к целым орнаментальным композициям.

Пряничные доски- Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление.

Пряничные доски
- Интересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок. Русские резчики вложили много выдумки, художественного вкуса, мастерства, теплоты души в оформление данных предметов.
- Пряничные доски удивляют разнообразием форм и украшения. Они могли быть огромных размеров и совсем маленькие, с надписями и узорами, с реальными, взятыми из жизни образами и оформленными сказочным сюжетом.

- Богато украшалась резьбой и разнообразная деревянная посуда. Своё мастерств.

- Богато украшалась резьбой и разнообразная деревянная посуда. Своё мастерство, безграничную фантазию и талант мастера резного дела проявляли в резных ковшах для мёда и пива, стопкарях, блюдах, ендовах, черпаках, солоницах и жбанах.

Домовая резьба Домовая резьба — метод украшения экстерьера дома посредством в.

Домовая резьба
Домовая резьба — метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.

Резьба по дереву бензопилой – это не просто хобби, но и возможность проявить.

Резьба по дереву бензопилой – это не просто хобби, но и возможность проявить свою творческую натуру, украсить свой дом и участок потрясающими фигурами.

Классика- Появившиеся в архитектуре новые направления: ампир, рококо, барокко.

Классика
- Появившиеся в архитектуре новые направления: ампир, рококо, барокко, классицизм, викторианский стиль, модерн, нашли своё отражение в изделиях резчиков по дереву, порой сплетаясь и переходя один в другой.
- Соразмерность и гармоничность классического стиля может соседствовать с воинственным романтизмом ампира, богатейший изысканный орнамент барокко сочетается с изысканной женственностью рококо, плавные реалистичные линии модерна дополняют массивные викторианские формы.

Читайте также: