Религия как элемент духовной культуры общества доклад

Обновлено: 17.05.2024

Религия – одна из самых древних форм культуры, оказывающая огромное влияние на все другие формы культуры. Религия (от лат. religare – связывать) – стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественными силами (Богом, Абсолютом), воплощающими в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия.

Религия основана на вере, выражается в мировоззрении, мироощущении, культе (поклонении божеству) и в различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.).

Выделяют различные предпосылки (корни) религии:

· гносеологические, связанные с ограниченностью познавательных возможностей человека, его неспособностью объяснить какие-либо факты и явления действительности;

· психологические, связанные с психологическими условиями человеческого существования (психологические проблемы, страх, тревога);

· социокультурные, связанные с социальными условиями жизни людей (например, правящие классы заинтересованы в религиозности низших классов, так как это помогает им отстаивать свои интересы);

· антропологические, обусловленные особенностями человека как особого, уникального природного существа (например, стремление человека к трансцендентному).

Функции религии:

¨ мировоззренческая функция: любая религия выражает определенный взгляд на мир, человека, общество; отвечает на "предельные" вопросы человеческого существования; проблемы, которые она решает, – мировоззренческие, смысложизненные;

¨ компенсаторная функция: религия компенсирует ограниченность, зависимость, бессилие людей. В психологическом плане компенсация – это утешение, надежда и наслаждение, снятие стресса;

¨ коммуникативная функция реализуется в общении а) верующих друг с другом; б) верующих с Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.;

¨ регулятивная функция: с помощью определенных идей, ценностей, установок, норм религия влияет на поведение людей, групп, общин;

¨ интегрирующая-дезинтегрирующая функция: религия объединяет людей, придерживающихся одной веры, создавая единую систему ценностей; но она и разъединяет людей, придерживающихся различных религиозных воззрений;

¨ культурно-транслирующая функция: религия способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, а потому способствовала накоплению и передаче культурного наследия от поколения к поколению;

¨ легитимирующе-разлегитимирующая функция: религия придаёт статус законности институтам, нормам, образцам или, наоборот, утверждает их незаконность.


XX-XI вв. — это время научно-технической революции, автоматизации, компьютеризации, когда на первое место выходят материальные потребности и ценности людей, в основе которых лежат принципы прагматизма, утилитаризма. Именно поэтому необходимо очень большое внимание уделять духовной культуре, составной частью которой является религия, которая выступает как форма отражения материальной культуры в сознании человека.

Главный признак религии — не вера в Бога, а вера в сверхъестественное. Религия — это совокупность идей, настроений, действий и организаций, связанных с верой в сверхъестественное. Она представляет собой сложное общественное образование, в структуре которого выделяют 3 основных элемента: религиозное сознание выступает как форма отражения окружающего мира и, включающее религиозную идеологию и религиозную психологию; религиозный культ — система символических действий верующих: молитвы, обряды, посты, праздники; религиозные организации — объединения последователей той или иной религии. Религия является составной частью духовной культуры человечества, которая является формой отражения материальной культуры в сознании человека. Религия (с лат.) — благочестие, набожность, это есть связь человека со сверхъестественным, т. е. с Богом.

Вера — главный признак религии. Без веры в богов религии нет. Вера является центром религиозного сознания. Она подразумевает такое отношение к объектам и явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств.

Религию нельзя сводить к мистике и мифологии, но ее нельзя и отличить от них ни по чувству, которое сходно у этих трех отраслей культуры, ни по специфике обрядов, которые религия заимствует у мистики и мифологии. Отличительной чертой религии по сравнению с мистикой и мифологией является элемент универсальности в социальном смысле, общий у нее с философией и наукой, но от философии и науки религию отличает отсутствие у нее рациональности. Религия общечеловечна (хотя мировых религий всего несколько) в том смысле, что любой человек может стать приверженцем религии, которая его устраивает. Ученые подчеркивают, что религиозное чувство началось с культа усопших предков. Смерть была первой тайной; она указывала человеку путь к другим сущностям, возвысила его мысль от видимого к невидимому, от преходящего к вечному, от человеческого к божественному. Смерть можно рассматривать как один из источников появления духовной культуры в целом и религии в частности.

Религия выполняет культурологическую роль: она задает спектр универсальных культурных понятий, определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религия осуществляет свою культурологическую роль при помощи определенных средств. К ним относятся храмы, святилища, религиозное искусство, реликвии, утварь, одеяния. Использование в рамках культа различных видов искусства (музыка, живопись, архитектура, танец и пр.) усиливает религиозные чувства и способствует удовлетворению эстетических потребностей. Подчеркнем, что именно религия способствовала развитию чувства, а вместе с тем и мысли. А духовность и есть, по сути, способы развития мысли и чувства. Ни магия, ни мистика, ни умозрительность не достигают таких результатов в развитии мысли и чувства, как религия. Тем самым она способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; выходу его за пределы узкоземного существования. Религия также осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.

Религия как форма духовной культуры выполняет следующие функции:

- мировоззренческая (формирует общее представление о мире в целом);

- компенсаторная (компенсирует слабость человека перед природой, социальными проблемами и иными объективными факторами негативного характера);

- регулятивная (регулирование человеческих отношений и индивидуального поведения определенными идеями, нормами, установками, традициями, ритуалами, правом, моралью, предписаниями);

- культуротранслирующая (осуществление культурной преемственности поколений);

- интегрирующе-дезинтегрирующая (объединение и разъединение индивидов в группы и социальные институты) и некоторые другие функции.

Изучение религии особенно важно в наше время, в нашей стране, где новые идеалы еще только формируются. Еще не так давно шла борьба с религией, а ныне звучат призывы к ее возрождению в качестве основы культуры и даже государственной идеологии. Но не только культура возрождается вместе с религией, растут правонарушения, преступления, которые вновь провоцируют борьбу с религиозным мировоззрением как таковым. Степень религиозности человека выражается в его отношении к окружающему миру.

1. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. М., 2001.

2. Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.

3. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): религия, XX-XI, вера, духовная культура, форма отражения, главный признак религии, культурологическая роль, материальная культура, религиозное мировоззрение, религиозное сознание.

Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.

В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Для Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом.

Людвиг Фейербах рассматривал религию как превращенную форму отражения человеческого бытия. Фридрих Энгельс трактовал её как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Эмиля Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей. Зигмунд Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа.

Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление, религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические.

Религия – системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т.д.

Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации предоставляют собой объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

Важным и необходимым элементом духовной культуры является религия (лат. religio – благочестие, набожность, святыня). Религия – мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их определяющее воздействие на мироздание и жизнь человека.




В истории философской мысли сложилось несколько концепций, объясняющих происхождение и сущность религии. По мнению Канта, религия представляет собой познание наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций (произвольных, случайных для самих себя предписаний некоей чужой воли), а как существенных законов любой свободной воли. Для Гегеля религия – самосознание абсолютного духа или знание божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом.

Людвиг Фейербах рассматривал религию как превращенную форму отражения человеческого бытия. Фридрих Энгельс трактовал её как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их реальной жизни. По мнению Эмиля Дюркгейма, религия – это идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей. Зигмунд Фрейд считал религию коллективным неврозом, массовой иллюзией, коренящейся в комплексе Эдипа.

Как сложное духовное образование и общественно-историческое явление, религия имеет свои причины возникновения и существования – гносеологические, социальные, психологические.

Религия – системное социокультурное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня – религиозную идеологию и религиозную психологию. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, религиозная философия, богословские концепции отдельных сфер общества (экономики, политики, права и т.д.

Религиозный культ – совокупность символических действий, связанных с практическим и духовным обращением к Богу. Религиозные организации предоставляют собой объединения последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и культа.

Основным типом религиозной организации является церковь – религиозный институт, регулирующий как отношения внутри религиозных объединений, так и связи со светскими социальными институтами.

Религия – явление многоплановое и многозначное. Выполняя мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интегрирующую функции, она порождена особыми закономерностями социальной динамики. Социальные процессы определят в конечном итоге и ее судьбу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Религия – это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, соци.

Религия – это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов. Вера - это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Религиозное сознание – совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

Элементы религии: - признание духовного надмирового Начала – Бога – причиной.

Элементы религии: - признание духовного надмирового Начала – Бога – причиной бытия всего существующего, в том числе и человека; - признание за человеком способности к общению, единению с Богом; - признание человека не просто биологическим, а в первую очередь духовным существом, обладающим бессмертной душой.

Религиозные организации Секта Церковь

Религиозные организации Секта Церковь

Теории происхождения религии: 1. Богословско-теологическая теория. 2. Материа.

Теории происхождения религии: 1. Богословско-теологическая теория. 2. Материалистическая теория.

Ранние формы религии: 1. Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между ч.

Ранние формы религии: 1. Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами, животными и растительным миром, явлениями природы и неодушевленными предметами.

2. Магия – это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестестве.

2. Магия – это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека

3. Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются.

3. Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишами могут быть любые предметы естественного или искусственного происхождения.

4. Анимизм - вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующ.

4. Анимизм - вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них.

Формы религии Политеизм - многобожие (язычество - обожествление сил природы ).

Формы религии Политеизм - многобожие (язычество - обожествление сил природы ). Монотеизм – единобожие (мировые религии – буддизм, христианство, ислам).

Буддизм – самая древняя из мировых религий, возникшая в Индии в VI в. до н.э.

Буддизм – самая древняя из мировых религий, возникшая в Индии в VI в. до н.э. Основатель Будда(царевич Гаутама).

Христианство возникло в I веке до н.э.

Христианство возникло в I веке до н.э.

Христианство после Великого раскола (с XI века) делится на : Православие – «п.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI века в ходе Реформации (н.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI века в ходе Реформации (не признают поклонение святым, почитание мощей, икон, скульптурных изображений).

Ислам – самая молодая религия из мировых, возникла в конце VI века в Аравии.

Ислам – самая молодая религия из мировых, возникла в конце VI века в Аравии.

Основные направления ислама Суннизм - наиболее многочисленное направление в и.

Основные направления ислама Суннизм - наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религиозной и общественной практики суннитов кроме Корана составляет Сунна. Шиизм – направление не представляющее единого учения или единой церковной организации. Шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы и т.д.) связаны общими историческими корнями и идейными положениями.

Церковь и государство в Российской Федерации Статья 14 Конституции РФ гласит.

Церковь и государство в Российской Федерации Статья 14 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисп.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Творческое задание. Сравните три приведенных ниже высказывания. В чем состоят.

Творческое задание. Сравните три приведенных ниже высказывания. В чем состоят различия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия? 1. Религия – это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. 2. Мудрость – это разумом оправданная религия (Л.Н. Толстой). 3. Религия – это опиум для народа (К. Маркс).

Источники 1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей техни.

Краткое описание документа:

Презентация по обществознанию на тему "Религия как элемент духовной культуры" разработана на основе материала учебника А.Г. Важенин Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Презентация предназначена для уроков по обществознанию и для всех интересующихся данной темой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Религия – это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, соци.

Религия – это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов. Вера - это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Религиозное сознание – совокупность взглядов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, отражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

Элементы религии: - признание духовного надмирового Начала – Бога – причиной.

Элементы религии: - признание духовного надмирового Начала – Бога – причиной бытия всего существующего, в том числе и человека; - признание за человеком способности к общению, единению с Богом; - признание человека не просто биологическим, а в первую очередь духовным существом, обладающим бессмертной душой.

Религиозные организации Секта Церковь

Религиозные организации Секта Церковь

Теории происхождения религии: 1. Богословско-теологическая теория. 2. Материа.

Теории происхождения религии: 1. Богословско-теологическая теория. 2. Материалистическая теория.

Ранние формы религии: 1. Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между ч.

Ранние формы религии: 1. Тотемизм – вера в сверхъестественное родство между человеческими группами, животными и растительным миром, явлениями природы и неодушевленными предметами.

2. Магия – это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестестве.

2. Магия – это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или человека

3. Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются.

3. Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Фетишами могут быть любые предметы естественного или искусственного происхождения.

4. Анимизм - вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующ.

4. Анимизм - вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них.

Формы религии Политеизм - многобожие (язычество - обожествление сил природы ).

Формы религии Политеизм - многобожие (язычество - обожествление сил природы ). Монотеизм – единобожие (мировые религии – буддизм, христианство, ислам).

Буддизм – самая древняя из мировых религий, возникшая в Индии в VI в. до н.э.

Буддизм – самая древняя из мировых религий, возникшая в Индии в VI в. до н.э. Основатель Будда(царевич Гаутама).

Христианство возникло в I веке до н.э.

Христианство возникло в I веке до н.э.

Христианство после Великого раскола (с XI века) делится на : Православие – «п.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI века в ходе Реформации (н.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI века в ходе Реформации (не признают поклонение святым, почитание мощей, икон, скульптурных изображений).

Ислам – самая молодая религия из мировых, возникла в конце VI века в Аравии.

Ислам – самая молодая религия из мировых, возникла в конце VI века в Аравии.

Основные направления ислама Суннизм - наиболее многочисленное направление в и.

Основные направления ислама Суннизм - наиболее многочисленное направление в исламе. Основу религиозной и общественной практики суннитов кроме Корана составляет Сунна. Шиизм – направление не представляющее единого учения или единой церковной организации. Шиитские течения и секты (имамиты, исмаилиты, друзы и т.д.) связаны общими историческими корнями и идейными положениями.

Церковь и государство в Российской Федерации Статья 14 Конституции РФ гласит.

Церковь и государство в Российской Федерации Статья 14 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисп.

Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Творческое задание. Сравните три приведенных ниже высказывания. В чем состоят.

Творческое задание. Сравните три приведенных ниже высказывания. В чем состоят различия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия? 1. Религия – это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. 2. Мудрость – это разумом оправданная религия (Л.Н. Толстой). 3. Религия – это опиум для народа (К. Маркс).

Читайте также: