Религиозный фундаментализм в современном иране доклад

Обновлено: 19.04.2024

Фундаментализм характерен для религий Откровения. Известно, что призыв вернуться к начальным формам религии возникает тогда, когда устаревшая религиозная догма вступает в конфликт с новым состоянием общественного сознания. Сторонники фундаментализма считают, что искажения и чуждые наслоения скрывают истинную сущность религии, которая носит универсальный характер.

В христианстве первым фундаменталистским движением, провозгласившим возврат к истокам веры, был протестантизм, который нанес мощный удар по католицизму. Ныне протестантизм стал одним из направлений в христианстве и утратил присущую ему в прошлом фундаменталистскую непримиримость. См. также ПРОТЕСТАНТИЗМ.

На территориях, где распространен буддизм и индуизм, фундаменталистские идеи не получили развития, так как в отсутствии канонических текстов верующие отталкиваются от идеи, а не от писания, ниспосланного Создателем, хотя авторитет древних религиозных трактатов как мировоззренческой базы остается незыблемым. В буддизме и индуизме отсутствует прямая контролируемая зависимость между предписаниями Неба и человеческой деятельностью. Кроме того, в этих религиях нет жесткой церковной организации.

Как культурный феномен, современный фундаментализм является реакцией на модернизацию и глобализацию. Его провоцирует секуляризация как освобождение человека и общества от влияния духовенства и религиозных установлений, религиозный индифферентизм (равнодушие к религии), утрата традиционных ценностей и ослабление нравственного начала в обществе. Очевидно, что фундаментализм как идея возврата к истокам или начальным формулам ортодоксии появляется, когда доктрины религиозной системы, освещенные богословскими авторитетами, перестают в должной мере соответствовать этапу общественного развития. В индустриальную эпоху возрожденческие, модернистско-реформаторские движения объективно направлены на восстановление соответствия между устаревшей богословской формой отражения бытия и новым состоянием общественного сознания, порожденным меняющейся реальностью.

Суннитское направление в исламе утвердило себя в период становления шиизма. Это произошло спонтанно, в ходе идеологической борьбы, развернутой шиитами – сторонниками халифата Али и его потомков. Противоборство было инспирировано политическими соображениями сторонников династического принципа наследования власти.

В современном исламе суннитского направления фундаментализм выступает в двух ипостасях. Во-первых, это движение за возвращение к истокам веры, которое принято называть салафизмом (от ас-салаф ас-салих – праведные предки, то есть благочестивые раннеисламские авторитеты), иначе – возрожденчество. Во-вторых, движение, условно называемое мусульманским реформаторством.

В исторической ретроспективе сдвиги в религиозном сознании и жизни мусульманской общины принимали различную форму, ибо с переменой жизненных обстоятельств шариат перестает в полной мере отвечать общественным потребностям. Переосмысление ортодоксальной доктрины стало особенно необходимо с наступлением индустриальной эпохи. В 19 в. с возникновением реформаторских течений в исламе появились тенденции к возрождению аль-иджтихада. В последние годы, несмотря на то, что эти призывы не нашли широкой поддержки со стороны религиозной мусульманской верхушки, среди общественных деятелей ряда стран предложение пересмотреть некоторые исламские принципы с точки зрения современной жизни рассматривается положительно.

Таким образом, в ходе исторического развития религиозная идеология переживает период, когда часть верующих призывает к реформации.

Однако методы реформирования предлагаются разные. Одни (модернисты) считают, что необходимо отказаться от наиболее одиозных догм с тем, чтобы религиозные концепции соответствовали требованиям современности. Другие (возрожденцы) требуют вернуться к основам, первозданной чистоте религии. И те, и другие считают себя реформаторами.

И сегодня мусульманские возрожденцы (иначе – фундаменталисты) призывают вернуться к основам веры, имя в виду времена пророка и праведных халифов. При этом они игнорируют политические и экономические изменения, происшедшие за это время, считая, что все несчастья являются результатом отступления от первоначальной веры и искажения постулатов раннего ислама.

Успех исламского фундаменталистского радикализма обусловлен его острой антизападнической и антимодернизаторской направленностью. Ценностям буржуазного общества потребления противопоставляются исламские ценности – приоритет коллективистского начала перед индивидуализмом, равенство людей перед Богом, осуждение накопительства. Естественно, что политический ислам (исламизм) на фундаменталистской основе логично стал объединяющим началом идейно неоднородных движений. Существуют и политические причины радикализации исламских движений. Среди них и неразрешенная палестинская проблема (включая проблему святых мест ислама в Иерусалиме), экономические трудности, отсутствие у правительств некоторых мусульманских стран динамичной национальной политики, разочарование как в идеалах буржуазного общества, так и социализма. Однако главной причиной является вторжение западной культуры, образа жизни, подрывающего устои традиционного общества.
См. также БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК (раздел Исламский фундаментализм).

Первая половина XX в. стала временем кардинальной модернизации ислама, которая, однако, носила характер, отличный от аналогичного процесса, протекавшего в христианстве. Дело в том, что мусульманская модернизация изначально была направлена не на решение сугубо богословеких вопросов, а на приспособление теологических догматов к изменяющимся реалиям современного мира.

Раньше всего изменению подверглась судебная система. Уже в 1970-х гг. во многих мусульманских странах было проведено разделение судов на шариатские и светские, а сфера действия шариатского права была ограничена вопросами веры. Кодификации подверглись многочисленные правила и предписания: многие из них устарели, а некоторые противоречили друг другу. Наиболее ожесточенная полемика, затронувшая даже богословский уровень, возникла в конце XIX в. по поводу допустимости действия в исламских странах банковской системы. Наметившийся кризис, связанный с тем, что многие богословы ссылались на суру Корана о недопустимости ростовщичества, был благополучно преодолен изданием специальной фетвы (постановления), согласно которой банковское дело было признано не ростовщичеством, а честным видом деятельности. Подобные казусы возникали и в других областях промышленности и сельского хозяйства, но большинство из них было улажено.

Особенно активно процесс модернизации шел в первой половине XX в., когда между различными странами, население которых исповедовало ислам, были налажены официальные отношения, ранее отсутствовавшие из-за противоречий между суннитами и шиитами. В 1926 г. была организована первая международная организация Всемирный исламский конгресс, в рамках которой богословы из различных стран пытались прийти к единому выводу относительно путей и допустимой степени реформирования мусульманской религии. Наибольший вес мусульманские организации, функционировавшие как на правительственном, так и на неправительственном уровне, приобрели в 1970-е гг., что было связано с экономическим усилением ряда исламских государств (Саудовская Аравия, Кувейт) за счет увеличения добычи нефти. В 1969 г. была создана Организация исламской конференции (ОИК), призванная решать проблемы, стоящие перед развитием мусульманского (и шире – азиатского) мира в целом. В состав этой организации в настоящий момент входят 44 государства, представленные их руководителями или премьер-министрами. Другие организации (Лига исламского мира, Исламский совет Европы и т. д.) имеют неправительственный характер и акцентируют свое внимание на миссионерской деятельности по увеличению зоны распространения ислама, а также на помощи мусульманским общинам, существующим на территории других государств.

Выделяют следующие способы оказания давления со стороны фундаменталистов: 1) ограничение сферы влияния правящих режимов через угрозу массовых протестов и срыв проводимых правительством мероприятий (например, взятие в заложники иностранных туристов); 2) разжигание ненависти к отдельным религиозным или этническим группам (в качестве объекта выбираются представители православных церквей на Ближнем Востоке); 3) подталкивание власти к проведению силовых акций, что служит обоснованием последующего применения насилия уже со стороны радикальных группировок.

Современное мусульманство является второй по численности мировой религией, имея общее количество верующих 800 млн человек. Большая часть мусульман по-прежнему живет в Азии и Африке, хотя в последнее время в связи с процессами иммиграции значительные мусульманские общины образовываются также в Европе и США. В 28 государствах мира ислам объявлен государственной религией, а во многих других странах мусульмане составляют доминирующую группу населения, пусть это и не находит отражения на конституционном уровне.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Фундаментализм

Фундаментализм Чтобы понять этот героико-комический эпизод, следует объяснить, что такое фундаментализм. Это идеологическое религиозное течение родилось в XIX веке, но сам термин стал использоваться только накануне Первой мировой войны. Фундаментализм зиждется на пяти

Цена модернизации

Цена модернизации 9 июня 1672 года на свет появился Петр I, наверное самый великий реформатор за всю российскую историю. «Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе… хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно.

§ 4. ИТОГИ ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

§ 4. ИТОГИ ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Промышленность. После рывка первой пятилетки вторая пятилетка — 1934–1938 гг. — была посвящена приведению хозяйства в порядок, достраиванию предприятий и инфраструктуры, на которые не хватило средств и времени в ходе гонки 1929–1933 гг.

Современный ислам и Крестовые походы

Современный ислам и Крестовые походы После продолжительного периода полного безразличия мусульманский мир начал проявлять первые признаки возобновления интереса к Крестовым походам лишь в середине XIX века. Около 1865 года перевод французских историй говорящими

1.4. Теория модернизации

1.4. Теория модернизации Для периода Нового времени трансформация структуры, определяемая технологическим (диффузионным) фактором, в широком плане рассматривается в рамках теории модернизации (современное описание различных вариантов этой теории имеется в работах В. В.

О модернизации России

О модернизации России Президент России Д. Медведев первый из высших лиц государства за последние 20 лет всерьез заговорил о необходимости модернизации страны. Мысль его развивается в русле придуманных на Западе модернизационных теорий. Дескать, двигатель прогресса —

2.8.7. Концепции модернизации

2.8.7. Концепции модернизации Капиталистические общества давно уже было принято называть европейскими (хотя при этом имелась в виду обычно Западная Европа и США), западными, а с некоторых пор было ясно, что в современную эпоху существует множество обществ, которые

ЛЕКЦИЯ № 9. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм

ЛЕКЦИЯ № 9. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм 1. Господство официозного атеизма в советской России Еще в недавние времена религиозная, мистическая, эзотерическая, оккультная и тому подобная литература была в нашей стране практически

3. Факторы модернизации

3. Факторы модернизации 3.1. Государство как инициатор политического курса на модернизацию Социальный состав населения Словакии отличался относительной стабильностью, которую поддерживала и политика государства. Главным инструментом передвижения вверх по социальной

Часть шестая Два пути национальной модернизации (80-е—начало 90-х годов XX века)

Часть шестая Два пути национальной модернизации (80-е—начало 90-х годов XX века) Глава I Кризис командно-административной системы и социально-экономическое развитие на Севере Кореи В 1980-е годы КНДР выступила с планами интенсификации экономического строительства,

САРЕКАТ ДАГАНГ ИСЛАМ И РАННИЙ САРЕКАТ ИСЛАМ (1911—1915). МУХАММАДЬЯ

САРЕКАТ ДАГАНГ ИСЛАМ И РАННИЙ САРЕКАТ ИСЛАМ (1911—1915). МУХАММАДЬЯ В отличие от БУ Сарекат даганг ислам (СДИ — Союз мусульманских торговцев) с момента возникновения на Яве (1911 г.) превратил в орудие объединения и сплочения религию ислама. Появление этой ассоциации «туземных

Современный ислам

Современный ислам С возникновением индустриального общества в Европе общая ситуация в мире резко изменилась. Используя новейшие технические достижения, прежде всего в военной технике, развитые европейские страны перешли к колониальным захватам, затронувшим


Усилиями западных ориенталистов и средств массовой информации, формирующих мировое общественное сознание, фундаментализм стал преподноситься как основной элемент ислама и краеугольный камень мусульманской идентичности. Это выражение распространилось настолько, что закрепилось даже в лексиконе мусульманских авторов. Фундаментализм, отражающий в своем содержании специфику социально-политической конъюнктуры Запада, продуктом которой он является, стал отождествляться с исламом, и это породило множество ложных представлений и тенденциозных подходов.

Фундаментализм или пробуждение?

Справедливости ради нужно отметить, что у такого подхода есть немало противников, и среди них можно выделить французского исламоведа Жака Берга (1910—1995), английского историка и ориенталиста Роджера Оуэна (1935), испанского востоковеда Кармена Руиса, российского востоковеда Виталия Наумкина (1945).

В целом основополагающие принципы христианства, особенно доктрина о непорочном зачатии Иисуса, его божественной сущности и принесение им себя в жертву, вступали в открытое противоречие с позитивистским эмпирическим взглядом на мир. Начиная с XVIII века под влиянием Просвещения отношение к религиозным догматам в Европе сильно изменилось; некоторые принципы христианства, требующие неукоснительной веры, отвергались течениями и движениями, которые придерживались эмпирического и рационального подхода к вещам, находившего все большую поддержку в образовательных и академических кругах.

Для усиления позиций христианства в различных слоях общества, как это было в Средние века, нужно было устранить возникшие сомнения и противоречия. А поскольку позитивистская парадигма отстаивала идею единой и универсальной истины, протестантское реформаторство было вынуждено выступать с таких же позиций. Выход из ситуации фундаменталисты видели в буквальном истолковании библейских текстов, которое должно было обеспечить единообразие в трактовках и понятиях. Говоря иными словами, отстаивая основополагающие принципы христианства, фундаменталисты допускали только буквальную трактовку библейских текстов и отвергали любые новые подходы и тенденции, противоречащие этим принципам.

Неглижированные противоречия
Примечания

[1] Temel Yeşilyurt. İslam, iman ve fundamentalizm // Kelam araştırmaları, 2:2 (2004). S. 86.

[2] Recep Yaparel. Dinsel Fundamentalizm: Modernitenin İstenmeyen Çocuğu // Din-Kültür ve Çağdaşlık – 2004 yılı Kutlu Doğum Sempozyumu Tebliğ ve Müzakereleri, Ankara, 2007, с. 140-141.

[4] Ali Bulaç. İslam ve Fundamentalizm // II Uluslararası İslam Düşüncesi Konferansı. S. 316, 319.

[7] Gregorios P. M. Liberalism and Fundamentalism in Islam and Christianity: How Two Traditions have Handled Modernity // Muslim-Christian Dialogue: Promise and Problems. Ed. Bryant M.D. and Ali S.A. Minnesota, Paragon House, 1998. P. 12.

[9] Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин. Ас-Сахва аль-исламийя: давабит ва тауджихат. Эр-Рияд: Дар аль-ватан, 1426 г. х. С. 6.

[10] ‘Абдаллах Насих ‘Алван. Маза ‘ан ас-сахва аль-исламийя фи-ль-‘аср аль-хадис? Дар ас-салям, 1993. С. 4-5.

[11] Анвар аль-Джунди. Итар ислами ли-с-сахва аль-исламийя. Каир: Дар аль-фадиля, 2000. С. 5-6.

[12] Abutalıb Məmmədov. İslam fundamentalizmi: mahiyyəti, əsas prinsipləri və təzahür formaları. Bakı: Nurlan, 2004. S. 63; Ramiz Mürsəlov. Müasir islam fundamentalizmi. Bakı: Nurlan, 2004. S. 72.

[13] Юсуф аль-Кардави. Мустакбаль аль-усулийя аль-исламийя. Бейрут: Муассаса ар-рисаля, 2000. С. 9.

[14] Юсуф аль-Кардави. Мустакбаль аль-усулийя аль-исламийя. Бейрут: Муассаса ар-рисаля, 2000. С. 66.

[15] Юсуф аль-Кардави. Ас-Сахва аль-исламийя ва хумум аль-ватан аль-‘араби ва-ль-ислями. Каир: Мактаба аль-вахба, 1997. С. 16, 18.

[16] Юсуф аль-Кардави. Мустакбаль аль-усулийя аль-исламийя. Бейрут: Муассаса ар-рисаля, 2000. С. 69.

[17] Юсуф аль-Кардави. Ас-Сахва аль-исламиййа ва хумум аль-ватан аль-‘араби ва-ль-ислами. Каир: Мактаба аль-вахба, 1997. С. 20.

[18] Юсуф аль-Кардави. Айна-ль-халяль? Бейрут: Муассаса ар-рисаля, 1993. С. 74.

[19] What is a Fundamentalist? / Global Researcher: Religious Fundamentalism, February 2009. Vol. 3. No. 2. P. 37

[21] Мухаммад ‘Амара. Аль-Гарб ва-ль-ислям: айна-ль-хата ва айна-с-саваб? Каир: Дар аль-ислям 2012. С. 71.

[22] Зайнаб ‘Абд аль-‘Азиз. Хадм аль-ислям би-ль-мусталяхат аль-мустаурада: аль-хадаса ва-ль-усулийя. Дамаск: Дар аль-китаб аль-‘араби, 2004.

[23] Ali Bulaç. İslam ve Fundamentalizm // II Uluslararası İslam Düşüncesi Konferansı. S. 316-317.

[24] Мухаммад ‘Амара. Ма‘рика аль-мусталяхат байна-ль-гарб ва-ль-ислям. Каир: Нахда Миср, 2004. С. 45.

[25] Абу Хамид аль-Газали. Файсаль ат-тафрика байна-ль-ислям ва-з-зандака / Под ред. Мухаммада Биджу. 1993. С. 41-42, 45.

[26] Ramiz Mürsəlov. Müasir islam fundamentalizmi. Bakı: “Nurlan”, 2004. S. 50-51.

[28] Ali Bulaç. İslam ve Fundamentalizm // II Uluslararası İslam Düşüncesi Konferansı. S. 318.

Гост

ГОСТ

Исламизм

Исламизм – это Религиозно-политическая идеология, базирующаяся на положении, что все отношения в обществе должны регулироваться нормами шариата.

Шариат - то совокупность обычаев, религиозных и обрядовых наставлений и правил, на которых строится мусульманское право.

Эти предписания закреплены в священных текстах. Они представляют собой источники конкретных норм, которые регулируют практически все сферы жизни приверженцев ислама. Некоторые предписания шариата нарушают гендерное равенство, свободу и права человека, поэтому в современном мире исламизация вызывает серьезные опасения у других стран.

Отличительной особенностью исламизма является его политическая подоплека. В этом случае ислам используется в качестве идеологии, а шариат в качестве основного закона. Появляется противоречие между международным правом и особенностями юридического регулирования в таких странах.

Исламизм является крайней формой религиозного проявления в обществе. Он базируется на принципах джихада или священной войны с теми, кто не попадает под действующую доктрину. Исламизм имеет следующие свойства:

  • Фундаментализм.
  • Следование обрядам.
  • Главенство шариата.
  • Аллах приравнивается к верховной власти.
  • Главными законами считаются законы Господа.
  • Терроризм, как основной инструмент борьбы с врагом.

Некоторые ученые относят исламизм к третьей тоталитарной идеологии. Его сравнивают с фашизмом и коммунизмом. Такой подход к организации жизни считается устаревшим, средневековым. Это достаточно агрессивный стиль построения общественных отношений, где женщины по большей части бесправны.

Готовые работы на аналогичную тему

Возникновение исламизма в Иране

Иран стал исламской республикой после окончания Исламской революции в 1979. Это потребовало изменений во всех сферах общественной жизни. В этом же году была принята новая Конституция, которая утвердила правила исламской республики. Высшая власть в стране стала принадлежать духовенству, однако светскую власть должны были осуществлять президент, премьер-министр. Право регулировалось принципами, описанными духовным лидером Хомейни. Конституция Ирана опирается на нормы исламского права и Корана. Основополагающие принципы государственной идеологии также приобрели религиозный характер.

Хомейни, лидер исламской революции в Иране, установил следующие правила:

  • Духовенство играет важную роль в образовании и регулировании исламского государства.
  • Правовая основа жизни общества – это Закон Аллаха.
  • Глава государства должен хорошо знать шариат.
  • Поддержание исламских ценностей.
  • Справедливый глава государства и власть ученых.

Все вышеперечисленные пункты содержатся в Конституции страны. В документе так и написано, что власть в Иране принадлежит Богу. Главный закон страны допускает выражение мнения, свободу собраний, но при условии, что мероприятия будут проводиться по законам ислама. Установление власти религии привело к тому, что на первых этапах функционирования республики сложилась неблагоприятная экономическая и социальная обстановка. Сегодня в Иране введены некоторые послабления в части одежды и других ежедневных правил.

Во внешней политике страна придерживается принципов ислама, связанных с распространением религии на всей планете. Иран действует как идеократическое государство, то есть государство, которое стремится распространить свои принципы. Поэтому правительством были предприняты попытки по экспорту революции. Это спровоцировало активность исламистов по всему миру. Хомейни подчеркивал, что ислам защитит не только мусульман, но и всех тех, кто испытывает лишения в своих странах. После установления республики между Ираном и Ираком началась война, в которой целью было свержение власти Хомейни.

Последствия исламизма в Иране

Последствия первой исламской революции наблюдаются и по сей день. Смена власти произошла на фоне неоднозначной социально-экономической ситуации. Шах в время не среагировал на тенденции в общественной жизни, поэтому был свергнут. Изменения в Иране стали неожиданностью для СССР и США. Движущей силой изменений стали предприниматели.

Эксперты полагают, что иранский шиизм мягче суннитского. В нем меньше жестких предписаний, запретов и больше свобод. Сегодня градус религиозности в крупных городах снизился. Иран отличается большим количеством молодежи, которая получает качественное образование. В стране сложилась уникальная ситуация, когда духовенство и светская власть действуют наравне. Внутриполитическая обстановка держится на системе противовесов, что позволяет создать политическую конкуренцию.

Несмотря на то, что страна явно не собирается отказываться от своих принципов, происходят постепенные изменения в системе светской жизни. В 2021 году прошли выборы президента Ирана. Основным кандидатом был ультраконсерватор Раиси, получивший поддержку аятоллы. Политическая система также позволяла убрать тех политиков, которые не соответствовали прогнозируемому режиму. Явка на выборы в стране была рекордно низкой.

Сегодня ситуация в стране такова, что внутри происходят беспорядки из-за перебоев с питьевой водой. Мировое сообщество также выступает против Ирана, как угрозы распространения ядерного оружия. Однако, страна продолжает сотрудничать с другими странами. Эксперты в области международного права говорят о том, что ранее с иранскими властями был достигнут компромисс, но противодействие передовых держав усложняет отношения с достаточно сильным государством и выгодным партнером в сфере торговли.

Специалисты ООН отмечают, что ситуация с правами человека в Иране ухудшается. Мирные протесты рассматриваются властями, как криминальные. Участников арестовывают и наказывают, иногда вплоть до смертной казни. Женщин за появление в социальных сетях без хиджаба карают лишением свободы. Кроме того, в стране растет безработица, экономическое положение граждан ухудшается. ООН рассматривает сложившуюся ситуацию в стране, как криминализацию действующего права.

Читайте также: