Региональные культуры восток и запад доклад

Обновлено: 13.05.2024

Цель курсовой работы - рассмотреть и сравнить восточный и западный типы культур.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
Рассмотреть понятие и виды типов культуры.
Изучить восточный тип культуры.
Изучить западный тип культуры.
Произвести сравнительный анализ восточного и западного типа культуры.

Файлы: 1 файл

Восточный и западный тип культуры..docx

Культурологические исследования всегда имеют определенную практическую ориентацию. Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особо важное значение для нас приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций. Этим определяется актуальность выбранной темы реферата.

Объектом курсовой работы являются типы культур.

Предметом работы являются восточный и западный типы культур

Цель курсовой работы - рассмотреть и сравнить восточный и западный типы культур.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

  1. Рассмотреть понятие и виды типов культуры.
  2. Изучить восточный тип культуры.
  3. Изучить западный тип культуры.
  4. Произвести сравнительный анализ восточного и западного типа культуры.

При написании курсовой работы использовались различные методы научного познания: переход от общего к частному, анализа и синтеза и др.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТИПОВ КУЛЬТУР

- географический (пространственный) критерий;

Типология культур строится по следующим принципам:

Таким образом, типология культуры может осуществляться по разным основаниям. Подходов к типологизации, как мы видели, много. Любой из них может быть использован в зависимости от целей и задач исследования культуры. Рассмотрим некоторые типологизации культур, разработанные отечественными и зарубежными учёными-культурологами.

Национально-этническая типологизация имеет различные варианты в культурологической науке. Региональные культуры чаще всего представляют конгломерат различных культур, которые создаются разными народами, проживающими в том или ином регионе. Поэтому национальная принадлежность, т.е. общность наследственно-биологическая по характеру, проявляющаяся в этническом самосознании, в наличии традиций и обычаев, может быть основанием для типологизации культур: русская, немецкая, китайская и т.д. Однако если учитывать, что при анализе культурной общности людей исследователь выходит на общность языка, то поэтому этнолингвистическому принципу можно выделить романские, англосаксонские, славянские, скандинавские, тюркские и другие культуры.

История культуры указывает на то, что различные народы овладевали всё большими экономическими и культурными навыками. Все это приводило к усложнению процессов в культурной дифференциации. Постепенно большую роль играли не языковые факторы, а факторы разделения труда, социокультурные навыки и способы хозяйствования. Такое положение вещей привело к переходу от этнических культур к национальным культурам. Последние две принципиально отличаются от первых механизмами внутренних и внешних коммуникаций.

Смена формаций создавала довольно четкую и понятную картину истории культуры. На данной основе выделялись определённые типы культуры: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазно-капиталистический и социалистический. В настоящее время в отечественной культурологии формационный подход подвергается критике, но его использование порой отчетливо проявляется в многочисленных учебных пособиях по истории мировой и отечественной культуры.

Типология культур может производиться по различным основаниям. Один из наиболее распространенных способов: по географическому принципу. В частности через выделение двух регионов: Запада и Востока.

Основу данной типологии составляет специфика способов и методик познания окружающего мира, ценностных ориентаций, мировоззрения, общественного, политического и экономического устройства. Но все же особенность культур Запада и Востока во многом объясняется именно географическим положением.

На Востоке тепло, и, следовательно, там легче выживать. Иными словами в этой части света природные условия более комфортны для человека

Благодаря ландшафту планеты, который представлен огромным многообразием гор, островов, водных пространств, диалог культур в древние времена был крайне затруднен. Поэтому традиционные культуры Запада и Востока развивались обособленно и сохранили свою уникальность.

В течение длительного периода истории все достижения Востока воспринимались сквозь призму ценностных ориентаций Запада, из-за чего сформировался стереотип, что восточная цивилизация является варварской, отсталой и провинциальной. Однако в современном мире мы называем Японию, Южную Корею, Тайвань и Китай восточными вариантами техногенного общества.

Интересно, что отношения между государством и гражданином, а также уникальная система ценностных ориентаций, сохранились в том первозданном виде, который характерен традиционному восточному обществу. Именно это помогло восточным государствам освоить западные достижения, сохранив при этом собственную идентичность

Отличительные особенности культур Запада и Востока

Спецификой восточного общества является нехарактерное для Европы сосуществование традиционных начал и техногенного. Также Восток в своем историческом развитии двигался равномерно и устойчиво, в то время как Запад развивается хаотично – рывками, когда одна система ценностей разрушается и на смену ей приходит другая. На Востоке наоборот – культура устойчива, незыблема, а возникающие новые ценности органично внедряются в уже существующие.

Различия культур также видны в религиозном отношении. Запад в большинстве своем исповедует христианство, а на Востоке практически в равных пропорциях сосуществует несколько религий: буддизм, мусульманство, конфуцианство, синтоизм и христианство.

На Западе люди менее склонны соблюдать традиции, более стремятся к материальному благополучию, когда на Востоке жители свято чтут традиции и склонны к аскетизму. Познание мира на Западе также отличается от такового на Востоке: Запад практикует рациональность (холодная логика), а Восток – иррациональность (мысль образна, условность, символизация и ритуализация имеют огромное значение).

Западное искусство характеризуется множеством различных стилей и направлений. Прослеживается четкое разграничение художественных форм, видов и жанров, в то время как на Востоке они синтезированы и перетекают друг в друга.

Западный человек возвышает себя над природой: потребляя ее дары, он мнит себя ее хозяином. Восточный человек един с природой, преклоняется перед ее величием.

Для западного типа личности характерна активность, волевые качества, утилитаризм и индивидуализм, для восточного – самосовершенствование, спокойствие, созерцательность.

Запад и Восток для мировой культуры

Конечно, в современных условиях глобализации восточная культура не могла не перенять определенных черт западной культуры, однако она вобрала в себя только те формы жизни, которые не вступают в противоречие с социально-политическими, экономическими и культурными установками Востока.

И Запад, и Восток в своем духовном развитии придерживались своих уникальных путей. Нельзя ставить одну культуру выше или ниже другой. Ведь и восточная, и западная культуры являются частью единой мировой культуры и всячески ее дополняют.

Запад подарил мировой культуре научные достижения техники и способы организации экономической и политической жизни. Восток привнес немалое развитие в духовную жизнь мира. Сегодня особенно популярны в мировом сообществе восточная философия, медицина, религия и этика

Характерной чертой региональных куль­тур является то, что каждая из них существует в определенном геогра­фическом ареале. Как правило, они представляют собою конгломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, населяющи­ми регион. В них образуется историческая преемственность, сохраняющая специфику данной региональной культуры. Например, в Индии культуры народов, поселявшихся на индийской земле, впи­тывали в себя древние традиции, составляющие и поныне специфиче­ский колорит жизни этой страны.

Запад и Восток

Культурные различия между Западом и Востоком

Особенности образа жизни

Познание внешнего мира и активное воздействие на ненр; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни

Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы.

Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; владение даром слова.

Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается личным примером.

Развитие науки, как практической, так и теоретической.

Развитие преимущественно практических знаний.

Утилитаризм, визуальность, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм.

Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы, неиндивидуализированность стиля.

Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада (так, по мнению востокове­дов, Восток имел свою эпоху Ренессанса, который выражался в спе­цифически восточных формах). В настоящее время стало почти об­щепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Не­сомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчез­новения различий между ними.

Север и Юг

Однако свойственная южному типу культурно-хозяй­ственной жизни застойность превратила Африку и острова Океании в колонии европейских государств. Движе­ние за независимость вызвало у них бурный подъем национального самосознания и стремления защитить, утвердить и возвысить достоин­ство своей самобытной культуры.

К настоящему времени население Юга составляет около одного миллиарда человек. Этнический состав его чрезвычайно разнообра­зен. Повсюду сохраняются и играют большую роль в организации жизни традиционные формы мифологии и магии, включающие в себя древние верования в духов, шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами. Наряду с древними местными язычески­ми религиями распространены буддизм, ислам и христианство.

Искусство народов Юга отличается экспрессией — бурным выра­жением эмоций, что особенно чувствуется в музыкально-танцеваль­ном искусстве. В изобразительном искусстве преобладают яркие крас­ки, острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характер­ных признаков животных и людей. Удивительно разнообразны варианты украшения человеческого тела. Музыка и танец, живопись и скульптура проникнуты магической символикой. Скрытый смысл ее понятен только посвященным. Что именно означают те или иные произведения и их отдельные элементы, знают иногда лишь прошед­шие инициацию члены рода или шаманы.

В настоящее время получает все большее распространение мысль о культурной общности, объединяющей народы Юга. В наиболее раз­вернутом виде эта мысль воплотилась в негритюде — распространен­ном на Юге направлении общественной мысли, утверждающем ис­ключительность исторических судеб Африки и особую роль негри­тянской культуры в развитии человечества.

По Сенгору, негритянская культура — антипод культуры белых народов Севера. Он считает, что африканская культура не только встает наравне с западной, но и во многих отношениях превосходит ее. Сенгор полагает, что будущее человечества должно лежать на путях принятия ценностей негритянской культуры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Восточная и Западная модели культуры (понятие и сравнительные историко-культурные характеристики, современные подходы).

1. Восточная и Западная модели культуры (понятие и сравнительные историко-культурные характеристики, современные подходы)……………. 5

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно- экономических и политических структур.

Под Востоком понимается культура таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а под Западной цивилизацией страны Западной Европы, а сейчас на первом месте выступает Америка, по моему мнению.

Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.

Конечно, восточная цивилизация была и остаётся более устойчивой, предстаёт как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации оставались и остаются незыблемыми.
Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации.

Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).
Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.

Для того чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам, то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого.

Восточная и Западная модели культуры (понятие и сравнительные историко-культурные характеристики, современные подходы).

Типология культур может производиться по различным основаниям. Один из наиболее распространенных способов: по географическому принципу. В частности через выделение двух регионов: Запада и Востока.

Основу данной типологии составляет специфика способов и методик познания окружающего мира, ценностных ориентаций, мировоззрения, общественного, политического и экономического устройства. Но все же особенность культур Запада и Востока во многом объясняется именно географическим положением.

Выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества культурологических теорий и концепций.

Если преобладает идеационная культура, то высшей ценностью в ней становится Бог и Вера, а к чувственному миру, его богатствам, радостям, ценностям формируется безразличное или отрицательное отношение.

В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Ценности религии, морали, другие ценности идеационной культуры приобретают относительный характер: они либо отрицаются, либо к ним совершенно равнодушны. В такой культуре познание становится эквивалентом эмпирического знания, представленного естественными науками, они вытесняют религию, теологию и даже философию.

Идеалистическая система культуры, по мнению П. Сорокина, является промежуточной между идеационной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна.

Представитель антропологического подхода Л. Фробениус полагал, что культуры могут быть мужскими и женскими.

Вообще восточный и западный тип культуры можно соотнести через такие понятия, как традиции и новаторство.

В восточной культуре господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, ему чужда мысль о его переустройстве. Творчество – исключительный удел Неба и Богов. Что касается западного типа культуры, то здесь возможны представления о несовершенстве мира, творчество – это удел Бога и человека и оно может быть нацелено на переустройство мира.

На Востоке (исходя из этого положения) господствует принцип недеяния; приоритет коллективного труда, а не частного, как на Западе.

Если на Западе человек ориентирован на будущее (свое, своих детей, своего народа), то на Востоке наблюдается ориентация на вечность, на циклы, круговороты, рождение и смерть.

Так как западная культура исходит из потребительской ориентации на бытие, то, соответственно, воля и разум человека должны быть направлены на преобразование мира. Восточная культура ориентирована на духовное преобразование: в мире есть трудности, которые не следует обходить, их нельзя изменить, преодолеть, их надо принять.

Таким образом, сравнительный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую историю существования. Разная история, условия жизни и производство материальных благ, религии, климатические условия и т.д. привели к формированию иного мировоззрения, менталитета и культуры в целом.

Культуре Востока свойственно устойчивое историческое развитие, Запад движется вперед рывками.

Западная культура характеризуется динамическим образом жизни, разрушается предыдущая система ценностей- возникает другая. Восточная культура отличается незыблемостью, непротивлением, устойчивостью. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему.

В восточной культуре уживаются рядом множество религий. В Западной главенствует христианство. Восточная культура основывается на древних обычаях, устоях. Западу свойственно расшатывание традиций.

Для Запада характерно научное, технологичное, рациональное познание мира. Восток иррационален.

Человек западного мира оторван от природы, он повелевает ей. Человек Востока слит с природой.

Проанализировав особенности культур Запада и Востока, мы можем смело отнести себя к людям с западным мировозрением. С нашей точки зрения, часто приверженность восточной цивилизации к традициям тормозит ее развитие. С другой стороны, мы не можем не принять того факта, что западный путь развития- это разрушение старых, отживших свое устоев- не всегда верный и правилтьный. Возможно, что наиболее жизнеспособный и устойчивый вариант- это сочетание деятельной активности и инициативности Запада с восточным уважением к опыту предыдущих поколений.

В плане мировоззрения нам чужды как радикальный западный рационализм, так и восточная ориентация на исключительно чувственное восприятие. Тем не менее, мы не считаем, что один из этих подходов исключает другой, и, возможно, человек будущего должен опираться на оба способа познания окружающего мира в равной мере.

Исходя из теории и практики глобализации культур, мы будем свидетелями того, как цивилизация Запада и Востока станет единым целым уже в 21 веке. Будет ли это соединение из каких-либо их особенностей или одна поглотит другую, неизвестно. В наши дни на планете не существует государств, неподверженных влияние извне, уже сейчас имеются глобальная экономическая система, связывающая весь мир. Это, возможно, и означает, что рано или поздно произойдет объединение всех мировых цивилизаций и культур.

К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремиться к доминированию и подчинению народов Востока. Пользуясь экономическим и военным превосходством, хотя все разногласия между Западом и Востоком устранимы мирным путем.

Несмотря на различия в менталитете, мировоззрениях, традициях и обычаях, люди этих цивилизаций имеют одну природу и общие проблемы. Итак, сходства между ними, вытекающие из этого родства, являются ключом к решению проблем, связанных с недопониманием и взаимным отторжением.

Конечно, в современных условиях глобализации восточная культура не могла не перенять определенных черт западной культуры, однако она вобрала в себя только те формы жизни, которые не вступают в противоречие с социально-политическими, экономическими и культурными установками Востока.

И Запад, и Восток в своем духовном развитии придерживались своих уникальных путей. Нельзя ставить одну культуру выше или ниже другой. Ведь и восточная, и западная культуры являются частью единой мировой культуры и всячески ее дополняют.

Читайте также: