Речевые ошибки в современных российских песнях доклад

Обновлено: 25.06.2024

Музыка во все времена была особенным видом искусства. Песня – самый распространенный и популярный музыкальный жанр. В песне отражается душа народа. В радости и в грусти, в счастье и в горе человек может найти отклик своему душевному состоянию в песне.

Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души человека [3].

Песня - это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? Ведь современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь ненормативная, с нарушениями норм литературного языка.

Предметом данного исследования является русский язык , которым написаны тексты современных песен.

Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что язык песен активно используется носителями языка, влияет на речевую культуру народа, а негативное содержание текстов песен может стать нормой речевого поведения личности.

Основная цель - исследовать тексты современных популярных музыкальных композиций, обнаружить и описать наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах популярных песен, рассмотреть их воздействие на слушателя.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический материал;

- провести анкетирование учащихся разного возраста (среднего и старшего звена) и определить, какую роль в их жизни играет песня;

- проанализировать словесную составляющую современных песенных текстов для определения случаев нарушения языковых норм.

В качестве гипотезы выступает предположение, что современная эстрадная песня не отражает эстетической природы языка, снижает словесную культуру человека, отрицательно воздействует на подсознание молодежи.

Применялись следующие методы исследования: описательный метод и метод сравнительного анализа.

Новизна исследования заключается в следующем:

- привлечен в научный оборот ранее не исследованный материал;

- исследованы песни, наиболее популярные среди опрошенных в анкетировании учащихся и часто звучащие на музыкальных каналах (особое внимание – украинским исполнителям русскоязычных текстов);

- определены внутреннее содержание и речевые особенности песен.


Теоретический аспект исследования

1.1 Поп-музыка как жанр массовой культуры

Ещё в древности люди поняли, что благодаря пению можно зарядиться энергией позитива, привнести в будни радость и свет, успокоиться и выразить свои чувства, на чем сегодня основан весь шоу-бизнес. История человечества наполнена множеством событий, печальных и радостных. Во времена стихийных бедствий и войн, и во времена праздников и веселья — людей всегда и везде сопровождала песня. Когда женщины провожали мужей и любимых на войну с врагом — они сочиняли песни о разлуке, обращали в песне просьбы к Богу о защите любимых. Когда встречали мужчин — в радостных песнях возносили славу победителям.

В быту человека всегда была песня. Родившись, человек слушал колыбельные, смена сезонов и времён года встречалась пением, работа в поле тоже не обходилась без песни. Обрядовые песни, сопровождавшие любые события в жизни — отдельное направление в музыке. В ходе праздников и молодёжных гуляний исполнялись весёлые, жизнерадостные песни.[2]

В жизни современного человека песня играет ничуть не меньшую роль. Люди с удовольствием поют, когда у них радость на душе, когда влюблены, когда приходит весна и расцветают цветы. Хорошая музыка улучшает настроение, любимая песня наполняет сердце счастьем. Когда человек несчастен, песня тоже рвётся из груди. Немало песен о несчастной любви сложено за историю человечества. Испытывая страдания и душевные муки, человек старается облегчить свою душевную боль музыкой. А сколько удовольствия приносят музыкальные фильмы. Каждый может найти в музыке что-то для себя.

Все люди любят петь, пусть даже не умея это делать. Часто люди напевают тихонько то, что подсказывает сердце, ведь всем хочется излить то, что на душе, а песня способна сделать это как ничто другое. К сожалению, не все люди обладают благозвучным голосом и способностями к пению. Впрочем, занятия эстрадным вокалом или обычным вокалом с опытным преподавателем, помогут развить способности и радовать своим пением не только себя и близких.

Слово действует магически на слушателя. Это легко проверить. Достаточно сказать человеку что-нибудь неизвестное ему, как можно заметить веселое недоверие в глазах. Это вопрос психологии. Речь является образцом для подрастающего поколения, ведь музыка – неотъемлемая часть нашей жизни. Когда мы слышим веселую песню, у нас поднимается настроение, а печальная песня наталкивает нас на размышления, грусть.

Слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если оно соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Но если молодой человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов программирует его речевую культуру. Эстрадная музыка для молодежи – это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир.

Поэзия – феномен несколько иного, духовного плана, поэтому её никак нельзя сравнивать с прозой. Поэзия призвана говорить с человеком на том языке, который понимает его сердце, на котором говорит его душа. Назначение поэзии – приносить человеку эстетическое удовольствие.

1.2 Культура речи и языковые нормы

Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. Культура речи предполагает прежде всего правильность речи. Главной целью культуры речи является формирование образцовой языковой личности, речь которой соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой. [7;38]

Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определённый период развития литературного языка. [7, 36]

Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определённый этап в развитии литературного языка. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно рефор­мировать административным путём. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом — они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

-произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;

-публикации средств массовой информации;

-данные лингвистических исследований.[10]

Характерными чертами языковых норм являются: относительная устойчивость; распространённость; общеупотребительность; общеобязательность;

соответствие употреблению, обычаю и возможностям самого языка. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают его от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просто­речия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культур­ную.

Нормы поддерживаются общественно-речевой практикой (художественной литературой, сце­нической речью, радиовещанием). Однако в наше время сфера строгого следования нормам языка значительно сузилась, лишь некоторые передачи и периодические издания могут быть использо­ваны как примеры литературно-нормированной речи.

Б. Н. Головин, Л. А. Введенская, О. Я. Павлюк рассматривают культуру речи по аспектам. Выделяют три аспекта речевой культуры: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект культуры речи предполагает знание и применение в практике общения норм литературного языка на лексическом уровне (точность выбора слова); произносительном уровне (в области фонетики, орфоэпии, смысловых, эмоциональных интонаций, темпа речи, тембра голоса); на грамматическом (в морфологии и синтаксисе); на морфемном и словообразовательном уровне. [10]

Этический аспект культуры речи предполагает владение нормами и правилами речевого поведения в процессе общения, владение системой речевых формул общения.[9]

Орфоэпические нормы называют литературными произносительными норма­ми, так как они свойственны литературному

К лексическим нормам относятся нормы употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении. Лексические нормы (нормы словоупотребления) определяют правильный выбор слова из ряда других, близких ему по значению или по форме, а также употребление слов в тех значениях, ко­торые они имеют в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, термино­логических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм — важнейшее условие точности речи и её пра­вильности.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов раз­ных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).Морфологические нормы касаются правильного выбора и употребления форм слов.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования но­вых слов.

Синтаксические нормы требуют правильного построения основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов, соотнесения частей предложения с помощью грамматических форм слов.

Стилистические нормы касаются использования языковых средств, присущих тем или иным функциональным стилям.[9]

Литературный язык объединяет всех говоря­щих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические — нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении.

Практический аспект исследования

2.1. Результаты анкетирования

Чтобы выяснить, какие песни любит слушать подрастающее поколение, было проведено анкетирование среди учащихся Лозовского лицея№4. В анкетировании приняли участие 93 % учащихся (460 учеников)

6 – 11 классов. Ученикам предлагалось ответить на следующие вопросы:

Любите ли вы слушать современные песни?

Что для Вас важнее текст или музыка?

На каком языке исполняют песни, которые вы слушаете?

Обращаете ли внимание на слова в песнях?

Возмущают ли Вас ошибки в текстах?

Вдумываетесь ли вы в смысл песни?

Перечислите песни, которые вы чаще всего слушаете.

Результаты проведенного анкетирования показали, что молодежь – активный слушатель современных песен:

возраст 11 – 13 лет – 6-7 класс: любят слушать современные песни 88%;

чаще слушают песни на русском языке - 78%;

важнее текст, а не музыка– 31 %;

вдумываются в смысл песни – 60 %;

обращают внимание на слова в песнях – 80 %;

возмущают ошибки в текстах – 43 %.

Из проведенного анкетирования можно сделать вывод, что молодежь песню любит, слушает активно, обращает внимание на слова в песнях, вдумывается в смысл песни, но спокойно относится к речевым ошибкам в песне.

Если активно пропагандировать песню хорошую, говорить о речевой некомпетентности авторов и их речевой безграмотности, учить замечать ошибки, слушатели будут избирательны в выборе песен, не станут повторять выявленные ошибки.

2.2. Языковые особенности текстов современных песен

Прежде чем рассматривать ошибки с точки зрения нормативности языка в текстах современных песен и отхода от нее, хотелось бы отметить то, что относится, скорее, к нарушениям этических понятий (9): негативное отношение к жизни, пессимистическое настроение, мысли о плохом и о смерти, которые порой звучат в текстах песен современных авторов. Такое отношение к жизни не может не отражаться на настроении молодых людей.

Растаяло сердце, исчезли лица
Напротив глаза, твои, убийцы. (Макс Барских - Глаза убийцы).

Ошибки грамматические

Данный тип ошибок включает в себя нарушения в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений (44).

Из целого ряда грамматических ошибок нами выявлены прежде всего следующие:

-неверное употребление наречий(3):

Звенела ранняя весна, и ты почти любил меня

-ошибки при употреблении местоимений(1):

-неверное употребление предлогов(13):

-ошибки при образовании причастий и деепричастий(7):

-нарушение падежного образования слова(8):

- неправильное употребление степени сравнения прилагательных(3):

Ты самый лучший мужчина на земле (Мила Нитич -«Ты самый лучший);

-неправильное образование форм глагола повелительного наклонения(1):

-образование просторечных форм слова(8):

Ошибки лексические

Наиболее распространенными являются в текстах современных песен ошибки лексические(118):

-неоправданным использованием иностранной лексики[7]:

Если тебе, люди скажут game over. (Дима Коляденко – «Цём, Цём, Цём);

Я без сознания, наши дыхания –

Я весь мир люблю, когда в хлам.

Come baby, baby come.

Если вы включили Mozgi,

Parti people in the place to be.

-нарушение норм словоупотребления(3):

Не могу найти, хотя бы пары слов ( пара может быть одна)(Мозги - Алло мам, я буду в хлам);

-нарушение лексической сочетаемости(11), которая определяется семантическими особенностями слова: Соединения слов, семантически не совместимых друг с другом, приводят к алогизмам :

Открываешь тяжелые веки. ( открывают глаза, а веки поднимают) (Макс Барских - Глаза убийцы);

Шепотом громким мне в ухо крадется луна-не луна (шёпот всегда тихий) (Земфира) ;

-речевая избыточность, многословие(16):

плеоназм (употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов):

тавтология( употребление однокоренных слов или одинаковых морфем):

Прости меня, мне время нужно.

лексические повторы

Ведь я, давно уже сошёл с ума

Ты не единственная, ты лишь одна из,

-речевая недостаточность(9), которая возникает в результате немотивированного пропуска слова:

Пой и будет тепло.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля. (Дима Коляденко – «Цём, Цём, Цём);

Пыль на звёздной дороге осветит

Все секреты по карманам…я гуляю с доберманом;

- употребление омофонов, нарушающее смысловое единство(1):

Пора домой! Вези меня водитель немой.

-немотивированное нарушение границ стилистической сочетаемости(12), которое приводит к стилевому разнобою, неоправданному комизму:

-ненормативная лексика(6) :

Это сука-любовь, это сука-любовь
Это сука-любовь убила во мне меня
Сука-любовь, это сука-любовь
Это сука-любовь я вырву сердце для тебя(Макс Барских - Сука-любовь)

Если я тебе больше не нужна,

-употребление слов-паразитов (3):

-сленг, арго, жаргон(39):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение…………………………………………………………………………………… 3-4
Основная часть. Тексты современных песен и нормы русского литературного языка……………………………………………………………………………. 4
Речевые ошибки в текстах современных песен ………..……………………….………. 5-7

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.

Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью. Кроме того, культура речи – это также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, задачами и содержанием общения.

Однако в настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Современная языковая ситуация выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного произношения, территориальных и социальных диалектов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения, неоправданном использовании иностранных слов.

Как известно, особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Речь, звучащая в теле- и радиоэфире или содержащаяся в текстах, представленных на страницах газет и журналов, для многих носителей языка является основным источником представлений о языковой норме.

Особого внимания заслуживает современная популярная песня, которую мы слышим по радио и с экранов телевизоров. Музыка во все времена была особым видом искусства. Песня – самый распространенный и популярный музыкальный жанр.

Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с требованиями культуры речи. Однако если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов.

Основная цель настоящей работы заключается в том, чтобы обнаружить и описать наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах популярных песен.

Следует отметить, что они часто выступают в качестве объекта высмеивания в монологах сатириков. В юмористических передачах по центральному телевидению и радио такие номера звучат в исполнении М. Задорнова, М. Галкина и др. Но обозначенная проблема настолько актуальна,что требует и серьезного научного осмысления. Конечно, в своей работе мы сможем только обозначить основные речевые ошибки в текстах песен.

Основная часть.

Тексты современных песен и нормы русского литературного языка.

Обычно песня рождается в тройственном содружестве композитора, поэта и певца-исполнителя. Время от времени разгораются споры о том, что важнее в массовой песне – музыка или текст. Качество последнего, как было упомянуто, часто оставляет желать много лучшего. Покажем это на конкретных примерах, которые сопровождаются ссылками на исполнителей – как на отдельных эстрадных певцов, так и на целые поп-группы, представляющие данную песню.

Речевые ошибки в текстах современных песен.

Речевые (стилистические) ошибки – это нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.

Не забывай пламя огня,

Где мы с тобой греем себя…

7. Часто даже в песнях серьезного содержания встречаются просторечные слова и выражения, не свойственные литературной речи, что проводит к неоправданному стилевому смешению:

Вас пришпоривать нету нужды,

Вы аллюром несетесь и не признаете узды (О. Газманов).

Пришел туман, свел меня с ума,

А прогнать его, нету сил (В. Добрынин).

9. Речевая недостаточность, когда неполно без слова-распространителя

11. Нарушение порядка слов

Сидит на пирсе паренёк,
Сидит с девчонкой и рыбачит (Фабрика),

Только ты поверь, будет в сердце пусть открыта дверь,
Не бывает в жизни без потерь (Билан)

Своей работой мы хотели заострить внимание на проблеме качества песенных текстов. Случаи ненормативного использования поэтами-песенниками языковых средств, как мы убедились, очень распространены. К числу наиболее часто встречающихся речевых ошибок отнесем следующие: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова, смешение слов разной стилевой окраски, стилистический и смысловой разнобой между частями текста. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много.

Понятно, что спрос рождает предложение. Популярные песни востребованы. Но качество песенных текстов достойно публичного обсуждения на страницах популярных периодических изданий, в теле- и радиопередачах, поскольку популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, которая влияет на воспитание и формирование речевой культуры. Если положение дел не будет меняться, если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными. Язык будет засоряться. А ведь язык – отражение души народа.

Тема, обозначенная в названии работы, имеет большие перспективы развития не только в лингвистике, но и в литературоведении, культурологии, социологии, психологии и других общественных науках. В плане лингвистического анализа мы бы хотели рассмотреть не только неудачные, но и образцовые тексты песен, которые становятся источником крылатых фраз, помогают человеку не только расслабиться, отдохнуть, но и доставляют эстетическое удовольствие.

Список использованной литературы.

1. Головина Э.Д. Ту-ту-ту и на-на-на. О языке современной популярной песни // Русская речь. 2005. № 4. – С. 121 – 123.

2. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971. – 272 с.

3. Избранные песни российской эстрады. М.: Изд-во В. Катанского, 2005. Вып. 7. – 128 с.

4. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2005. – 413 с.

5. Усоев Г. Бред сивой попсы // Аргументы и факты. 2002. 27 февр. № 9 (1114).

6. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / Составитель М.В. Панов. М., 1984. – 352 с.

Сухоребрик Оксана Анатольевна

В жизни современного человека песня играет важную роль. Музыка в совокупности со словом действует магически на слушателя. Слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если он соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Эстрадная музыка для молодежи – это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир.

Тексты песен современной российской эстрады зачастую не отражают эстетической природы родного языка, снижают культуру человека.

Нарушения литературных норм воздействует на подсознание и речь подрастающего поколения.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_olehnovich_bokova_2020.docx 614.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ с. Звонарёвка
Школьная учебно-научная конференция учащихся

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ ПЕСЕН

Бокова Софья Максимовна,

Олехнович Валерия Александровна,
учащиеся 8 класса

МОУ-СОШ с. Звонарёвка
Руководитель:
Сухоребрик Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ с. Звонарёвка

1.1. Языковая норма — виды и примеры………………………………………..7

1.2. Популярная музыка как жанр массовой культуры…………………. 9

2. Практическая часть

2.1. Результаты анализа анкетирования………………………………………..10

2. 2. Языковые особенности текстов современных песен ……………………12

Современные люди стали меньше читать, и это доказанный факт. Аудирование, как бы ни печально это звучало, становится самым мощным источником пропаганды грамотности. Сегодня можно встретить гораздо больше людей в наушниках, а не с книгой в руках. Музыка во все времена была особенным видом искусства. Для подрастающего поколения современные песни – неотъемлемая часть их жизни. Песни слушаем повсюду. Слушая музыку, человек, так или иначе, принимает то произношение, которое звучит в песне. А если это произношение неправильное. Кто-то любит рэп, кто-то – рок, а кто-то в восторге от популярной эстрады. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов песен, которые слушаем? Как они воздействуют на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? К сожалению, тексты песен не всегда соответствуют правилам русского языка, они насыщены многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь с нарушениями норм литературного языка.

Цель исследования: Обнаружить и описать наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах популярных русских песен.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

Объект исследования: тексты песен современных исполнителей периода 2000-2019 годов.

В качестве гипотезы выступает предположение, что современная песня не отражает литературной нормы языка, снижает словесную культуру человека, отрицательно воздействует на подсознание молодежи.

В процессе работы применялись следующие методы исследования: описательный метод и метод сравнительного анализа.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может использоваться на уроках русского языка и во время подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку и в 9, и в 11 классах. Наш проект поможет школьникам развить критическое мышление и научит рассматривать любую услышанную речь с точки зрения её языковой грамотности.

Современный русский литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между русскоговорящими людьми. А это значит, что у него должны быть строгие нормы. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении.

Правильная и грамотная речь, а в особенности правильное произношение – один из важнейших показателей общего культурного уровня современного человека. Ошибки в речи затрудняют обмен информацией, так как слушатель отвлекается от содержания текста, который он слышит от собеседника. В наше время роль литературного произношения значительно возросла, так как с помощью радио, телевиденья и интернета устная речь стала средством общения между тысячами и миллионами людей.

Правильность речи (в узком значении слова) — это соответствие речи нормам литературного языка.

Языковая норма литературного языка — это совокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Нормы литературного языка существуют на каждом языковом уровне. Обратимся к их классификации.

Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия. Соблюдение единообразия в произношении, соответствие орфоэпическим нормам, имеет важное значение, так как облегчает и ускоряет процесс общения. Например, свёкла, а не свекла, звон И т, звон Я т, а не зв О нит, зв О нят. Скворе/ш/ник, а не скворе/ч/ник) .

Лексические нормы – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа:

  • неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля ( костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике ); нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека) ;
  • противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова ( Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России) ;
  • употребление анахронизмов ( Ломоносов поступил в институт; Раскольников учился в вузе) ; •
  • смешение лингвокультурологических реалий ( Ломоносов жил за сотни миль от столицы );
  • неверное употребление фразеологических оборотов ( Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду).

Правила применения слов в речи, требуют особого внимания. Слово должно использоваться в том значении, которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется использовать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу.

1.2. Популярная музыка как жанр массовой культуры

Ещё в древности люди поняли, что благодаря пению можно зарядиться энергией позитива, привнести в будни радость и свет, успокоиться и выразить свои чувства. В быту человека всегда была песня. Родившись, человек слушал колыбельные, смена сезонов и времён года встречалась пением, работа в поле тоже не обходилась без песни. Обрядовые песни, сопровождавшие любые события в жизни — отдельное направление в музыке. В ходе праздников и молодёжных гуляний исполнялись весёлые, жизнерадостные песни. Песня – наиболее простая, но распространенная форма музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня в широком значении включает в себя все, что поется, при условии сочетания слов и напева.

В жизни современного человека песня играет ничуть не меньшую роль. Люди с удовольствием поют, когда у них радость на душе, когда влюблены, когда приходит весна и расцветают цветы. Хорошая музыка улучшает настроение, любимая песня наполняет сердце счастьем. Когда человек несчастен, песня тоже помогает пережить этот этап. Немало песен о несчастной любви сложено за историю человечества. Испытывая страдания и душевные муки, человек старается облегчить свою душевную боль музыкой. А сколько удовольствия приносят музыкальные фильмы. Каждый может найти в музыке что-то для себя.

Музыка в совокупности со словом действует магически на слушателя. Слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если он соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Но если человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов программирует его речевую культуру. Эстрадная музыка для молодежи – это своего рода призма, через которую молодой человек воспринимает мир.

2. Практическая часть исследования

2.1. Результаты анализа анкетирования

Чтобы выяснить, какие песни любит слушать подрастающее поколение, было проведено анкетирование среди учащихся МОУ-СОШ с. Звонарёвка. В анкетировании приняли участие 30 учащихся 6 – 11 классов. Ученикам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1) Замечаете ли Вы ошибки в современных песнях?

2) Считаете ли Вы, что тексты песен должны быть грамотными?

3) Влияют ли ошибки в песнях на грамотность тех, кто их слушает?

4) Считаете ли Вы, что песни не должны содержать ошибки в текстах?

5) Считаете ли вы, что песни не должны содержать в текстах жаргонизмы и сленговые слова?

6) Каких исполнителей вы слушаете?

Выполнив анализ результатов анкетирования и текстов песен современных исполнителей с учетом музыкальных вкусов опрошенной аудитории, мы определили разновидности нарушений норм литературного языка. Результаты анкетирования показали, что молодые люди, слушая тексты песен, не стремятся определить их тему и основную мысль. Школьников больше привлекает внешний вид исполнителей, а не содержание песен. Современный песенный текст состоит из легко узнаваемых подростками стереотипных, примитивных схем, очень близких их накопленному культурному опыту и уровню понимания, поэтому быстро принимаются и запоминаются слушателями. Именно поэтому такой текст влияет на речевую культуру, культуру мышления и поведения молодых людей. Одной из главных угроз является то, что среди молодежи популярны песни, содержащие ненормативную лексику. Тем самым молодое поколение черпает сквернословие из культурной сферы. Тексты песен насквозь пронизаны использованием средств речевой агрессии с преобладанием жаргонизмов и разговорных конструкций. Анализ показал, что в песнях наметилась тенденция к безграмотному составлению текстов. Некоторые художественные средства языка: эпитеты и метафоры - употребляются в них неуместно и порой даже неумело. Стало очевидным, что в некоторых из них наблюдается отсутствие логической связи между предложениями. В песнях наших дней рифма отходит на второй план, в них доминирует мелодия.

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что молодежь песню любит, слушает активно, обращает внимание на слова в песнях, вдумывается в смысл песни, но спокойно относится к нарушениям культуры речи в текстах песен.

Мы считаем, что если активно пропагандировать песню хорошую, говорить о речевой некомпетентности авторов и их речевой безграмотности, учить замечать ошибки, то слушатели будут избирательны в выборе песен, не станут повторять выявленные ошибки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема исследования актуальна. Безграмотные тексты порой становятся нормой речевого общения молодого поколения. Нельзя допустить, чтобы образцовой для нас стала речь, насыщенная ошибками.

Литературный язык – величайшее достижение речевой культуры народа.

Необходимым условием существования литературного языка является норма, нарушение которой создает разнообразные помехи в процессе

Если носитель языка не нарушает языковых норм, это говорит о высоком уровне речевой культуры индивида.

В настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой грамотности.

Как известно, особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации.

Именно средства массовой информации для многих носителей языка являются основным источником представлений о языковой норме. Особого внимания заслуживает современная популярная музыка, которую мы слышим по радио и с экранов телевизоров.

Музыка во все времена была особенным видом искусства. Для подрастающего поколения современные песни – неотъемлемая часть их жизни. Песни слушаем повсюду.

Но задумываемся ли мы над смыслом текстов современных песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Эти вопросы мы не раз задавали себе.

Современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, о них говорят лингвисты, над ними смеются юмористы в своих выступлениях, о них говорим и мы на уроках, а порой цитируем, кто для шутки, а кто и всерьез.

Слово всемогуще, и если выбран верный контекст, если оно соответствует состоянию и мыслям слушающего, то это замечательно. Но если молодой человек привык слушать песню с её скудной, порой нелитературной речью, то он и не заметит, как речь песенных текстов cпрограммирует его речевую культуру.

Слушая такие современные песни, могут ли юноши и девушки почувствовать пленительную красоту родного языка, получить эстетическое наслаждение от звучания родной речи? Думаю, нет.

Цель исследования – проанализировать тексты современных песен и определить типы нарушений норм литературного языка, рассмотреть воздействие песен на слушателя.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический материал;

- провести анкетирование учащихся и определить, какую роль в их жизни играет песня;

- проанализировать словесную составляющую современных песенных текстов.

Мы выдвигаем гипотезу: Современные песни отличаются простотой содержания, отсутствием глубокого смысла. В текстах современных песен встречаются разного рода ошибки, нарушаются языковые нормы, что негативно влияет на слушателей разных возрастов.

-Ненормативная лексика

-Употребление слов-паразитов

-Сленг, арго, жаргон

На трубе пара незнакомых пропущенных звонков (Егор Крид);

На низких частотах едет басота (Нурминский);

-Неоправданное использованием иностранной лексики

-Смешение фразеологизмов

Всё продали, всё пропили, гори всё пропадом (гори все синим пламенем) (Егор Крид);

-Образование просторечных форм слова

Ошибки синтаксические

- Нарушение порядка слов в предложении

Мой цвет настроения чёрный.

Ошибки логические:

-двусмысленность:

В текстах можно заметить6

-Неоправданное использование анафоры (единоначалие):

На ресницах дождь и на душе печально,

-Нарушение благозвучия:

Нарисуй любовь. Сердце, не молчи., дай мне свой пароль..

Благозвучие является эстетическим свойством русской речи.

-Неоправданные повторы:

В данных произведениях повторы дублируют смысл.

Исследовав тексты собранных нами песен, мы пришли к неутешительным выводам: современная молодежная песня, основное назначение которой нести оптимистический заряд, сеять "разумное, доброе, вечное", воспитывать и пробуждать "чувства добрые", не выполняет свою миссию, поскольку в современных песнях много случаев нарушения норм русского литературного языка.

Результаты проведенного нами исследования доказывают выдвинутую нами гипотезу: тексты песен современной российской эстрады зачастую не отражают эстетической природы родного языка, снижают культуру человека, подтвердилась.

Своей нынешней работой мы хотели заострить внимание на проблеме качества песенных текстов.

И если положение дел не будет меняться, если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными.

Проект был представлен за заседании клуба старшеклассников в Нежинской школе.

Так что же, теперь не стоит слушать песни современной российской эстрады?

Читайте также: