Рецензия на методический доклад о самостоятельной работе в классе фортепиано

Обновлено: 23.04.2024

Уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания.
Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.
В последнее время в своей педагогической практике необходимо прибегать к нетрадиционной форме обучения, чтобы повысить интерес к освоению материала, успешно с ним справляться и развиваться в данном направлении, постоянно совершенствуя свои знания в сотворчестве с учениками и их родителями.
Занимательные разновидности уроков: урок-концерт, урок-конкурс, урок-игра, урок-фантазия, урок-сюрприз, урок-сказка, урок взаимообучения учащихся, урок-консультация, урок-экскурсия, Урок-концерт, Урок-конкурс, Урок-игра, Урок - ситуационно-ролевая игра, Урок-фантазия, Урок-сюрприз, Урок-сказка, Урок взаимообучения учащихся, Урок-консультация и др.

Оценить 1902 0

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Сивинского муниципального района Пермского края

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФОРТЕПИАНО:

Подготовила преподаватель

по классу фортепиано

Современная методика музыкального образования в большей мере ориентирована на личность ребенка, его воспитание, обучение и развитие в процессе общения с музыкой.

Уроки необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ученика была возможность развить свои творческие качества, а не только приобрести определенные навыки и знания.

Традиционная методика в большей мере опирается на передачу классических знаний и опыта, тем не менее, на современном этапе следует сочетать традиционные методики и инновационные методы, которые развивают индивидуальные качества детей и развивают их творческий потенциал.

По своей природе, урок фортепиано является индивидуальным занятием с учащимся. Это дает преподавателю прекрасную возможность выбирать и комбинировать разные формы урока, две большие группы которых – традиционный и нетрадиционный (или нестандартный) урок.

Существуют различные формы урока: традиционный и нетрадиционный.

Традиционным называют комбинированный урок, имеющий четкую структуру, с повторением пройденного материала, изучением нового и применение нового в практической работе на уроке и в выполнении домашних заданий.

В фортепианной практике часто применяется форма комбинированного урока.

Стремясь к усовершенствованию преподавания в классе фортепиано можно предложить введение уроков, не имеющих четкой структуры и формы. Такие уроки называют нетрадиционными.

Выделяют несколько форм нетрадиционных уроков с использованием фантазии ученика и преподавателя –

урок- в глубины моря-океана,

урок- ритмы джаза,

урок- музыка дождя,

урок- послушаем птиц,

урок- звуки осени,

урок- звуки зимы,

урок- звуки весны,

урок- звуки лета,

урок- музыка везде,

урок- музыка народов мира,

урок- народное творчество в звуках и ритмах,

урок- легенды и мифы,

проблемный урок и т.д.

Интересную классификацию форм воспитательной работы приводит Б.В.Куприянов. В ее основу положены виды совместной деятельности и времяпрепровождения русской общины – труд, молитва, ярмарка, празднование и т. д. Куприянов подразделяет формы внеклассной работы на 3 группы:

статичный (концерт, конкурс, спектакль, фестиваль,…)

статично-динамичные (игра, сказка, прогулка, путешествие,…)

динамично-статичные (игра-путешествие в разные страны, народное творчество, экскурсия в различные музеи мира,…).

В последнее время в своей педагогической практике необходимо прибегать к нетрадиционной форме обучения, чтобы повысить интерес к освоению материала, успешно с ним справляться и развиваться в данном направлении, постоянно совершенствуя свои знания в сотворчестве с учениками и их родителями.

Несмотря на положительные стороны традиционной формы, такие как систематичность обучения, упорядоченная подача учебного материала, и оптимальные затраты ресурсов, – современные педагоги постоянно ищут дополнительные формы оживления процесса объяснения материала и обратной связи.

Такими формами могут стать занимательные разновидности уроков, например, которые использую в своей практике:

1.урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов;

2.урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении (я делаю на уроках аккомпанемента – очень интересный вид деятельности с двумя учащимися);

3.урок-игра – выполнение заданий в игровой форме;

4.урок-фантазия – сочинение мелодий, подбор по слуху простых аккомпанементов;

5.урок-сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения музыкальных произведений;

6.урок-сказка – сочинение на заданный сюжет;

7.урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику (любят так пародировать1-классники);

8.урок-консультация – проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения;

9.урок-экскурсия – посещение филармонии, органного зала, оперного театра, концертов.

Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных сочинений тех или иных композиторов.

Урок-конкурс – соревнование в каком-то из видов фортепианного исполнительства: в чтении с листа, музыкальном исполнении.

Урок-игра – выполнение заданий в игровой форме (например, музыкальное или ритмическое лото для освоения нотной записи).

Урок - ситуационно-ролевая игра – соревнование учеников, включающее заданные роли в вымышленной ситуации.

Урок-фантазия – сочинение мелодий, подбор по слуху простых аккомпанементов.

Урок-сюрприз – сочетание элементов игры, конкурсов, загадок, исполнения музыкальных произведений.

Урок-сказка – сочинение на заданный сюжет, фабулу.

Урок взаимообучения учащихся – ученик выступает в роли учителя по отношению к другому ученику.

Урок-консультация – проводится непосредственно перед публичными выступлениями или самостоятельным разучиванием произведения.

Проблемный урок – выполнение задания, имеющего варианты решения.

Межпредметные уроки – включение в урок материала, касающегося других учебных дисциплин (литературы, изобразительного искусства и др.).

Урок-экскурсия – посещение филармонии, оперного театра, концертов.

Использование нетрадиционных форм обучения в фортепианном классе с учащимися любого школьного возраста показывает рост познавательной активности, развитие коммуникативных качеств учащихся. Нетрадиционные уроки становятся сотворчеством преподавателя и учащегося, служат совместным представлением, совместным исследованием, способствует духовному взаимодействию участников.

Общая особенность нетрадиционных уроков заключается в стремлении преподавателя разнообразить жизнь ученика:

- вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе;

- удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.

При этом, проводя такие уроки, эмоциональный тон должен быть не развлекательный, а занимательный и увлеченный;

важно поддерживать разнообразие мнений, альтернативность;

и развивать отношения взаимопонимания с учеником.

Нетрадиционные формы уроков помогают активизировать учащегося, развить его самостоятельные творческие способности, повысить интерес к занятиям и, вместе с тем, обеспечивают быстроту усвоения учебного материала. А для преподавателя проведение таких уроков дает возможность выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.

Рассмотрим некоторые нестандартные методы работы с учащимися при проведении нетрадиционного урока.

Работа над раскрытием художественного образа в пьесе, включает музыкальные материалы и рисунки, презентации, тексты песен, рассказ, отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра).

Анкетирование. Отвечая на вопросы про занятия в музыкальной школе, ученики начинают лучше ценить уроки музыки, понимать как много они им дают, и больше хотеть продолжить обучение. А преподаватель получает обратную связь, которая позволит совершенствовать процесс музыкального обучения и воспитания детей.

Это нетрадиционный (игровой) по форме тип урока. Моя задача показать различные формы работы, чтобы это было, прежде всего, интересно детям.

Не секрет, что последние годы (10 лет) интерес к занятиям музыкой стал меньше, скорее всего, что-то изменилось в сознание людей. Появилось много других увлечений: многоканальное телевидение, компьютерные игры, гаджеты и т.д. Соблазнов много, потому и в занятиях в школе искусств тоже что- то должно поменяться.

Да, все главные каноны музыканта должны сохраняться (это, прежде всего работа над техникой, и никуда от этого не уйти). Изучение произведений классической музыки обязательно! Игра в ансамбле!

На начальном этапе обучения важно найти такие формы работы, чтобы

увлечь ребенка, влюбить его в музыку. Очень важно, чтобы все то, чему

научится ребенок, не уходило в никуда!

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь

тогда, когда он живет в мире игры, сказки,

музыки, творчества. Без этого он засушенный

В. Сухомлинский.

Следующая форма работы знакомство и исполнение старинной музыки. Но как объяснить ребенку, что музыка 17 века была также популярна в свое время, как сейчас современная музыка. Что до изобретения фортепиано был клавесин и орган. Мне повезло, я слышала исполнение на органе (посещение Органного зала г.Пермь).

Благодаря интернету мы с ребятами имели возможность послушать музыку И. С. Баха в исполнении клавесина и органа. На ребят это произвело яркое впечатление. У нас в школе имеется синтезатор, и мы сейчас на нем исполним музыку И.С. Баха разными инструментами.

«К концу VIII века фортепиано почти полностью вытеснило клавесин.

Еще одна интересная форма работы, которая нравится не только детям, но и их родителям, дедушкам и бабушкам – этоподбор по слуху. Не каждый

ребенок станет профессиональным музыкантом в будущем, а подобрать

песню с аккомпанементом, прочитать с листа – этому педагог обязан научить

каждого ученика. Используя главные трезвучия T-S-D

Ансамблевое музицирование обязательно в овладении инструментом. У начинающих музыкантов знакомство с инструментом происходит на

маленьких песенках-попевках, которые обязательно сопровождаются

аккомпанементом педагога. Ребенок сразу слышит богатую окраску звучания.

Мои ученики все без исключения играют в ансамбле и им это нравится.

Ансамбль – это коллективное творчество, это развитие умения слышать и

Музыканты как художники должны пользоваться красками. Только у нас своя специфика это: термины, штрихи, динамика, темпы. Все это интереснее изучать в игровой форме. Мы для изучения терминов пользуемся мячиком.

Встаем в круг, я задаю вопрос и кидаю игроку мяч, он отвечает и быстро возвращает мяч обратно и.т.д.

Тогда таким образом мы выучиваем термины, дети без труда их запоминают и могут читать их в произведении, точно создавая образ и характер произведения. Нам это очень помогает в работе.

Для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы.

На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано.

На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие требования в плане знаний психологии детей. Это объясняется большой эффективностью личностно ориентированного подхода к обучению. На занятиях в классе фортепиано реализация данного подхода также приносит очень хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В разработке описан и систематизирован опыт лучших педагогов -пианистов. Материал представлен по принципу : от простого к сложному.


Методические рекомендации "Развитие технических навыков игры на аккордеоне у обучающихся в системе дополнительного образования детей" 2014г.

Методика работы с детьми по развитию навыков игры.

Открытый урок "Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе аккордеона"

Открытый урок на тему: "Формирование музыкально-исполнительских навыков в классе аккордеона" был проведен с ученицей 1 класса Пшенкиной Варварой во втором полугодии учебного года.


Методическая работа "Начальный этап обучения игры на аккордеоне"


2014 Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона

2014 Илларионова Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона.


Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона.


Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"

Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство" Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку.


Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. И в то же время в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов. Если говорить в общем, то урок состоит из нескольких блоков. Это проверка домашнего задания, работа над программой непосредственно на уроке, творческие задания к следующему уроку.

Что же должны сделать мы, преподаватели, для того, чтобы нашим ученикам было на уроках комфортно и интересно; чтобы вместе с нами они с радостью и удовольствием достигали высоких результатов в обучении игре на фортепиано; чтобы после окончания школы инструмент звучал в их доме не потому, что нужно готовиться к академическому концерту, а потому, что это интересно. За вторым роялем в фортепианном классе сидит, как известно, педагог, и дистанция, разделяющая учителя и ученика, получает зримое выражение.

Но едва начинается работа над музыкальным произведением, эта дистанция резко сокращается. В совместных поисках и размышлениях постигается нотный текст, открывается смысл гармонизации, формируется фраза. Педагог и ученик вместе опробуют тончайшие оттенки звуковой палитры, колдуют над педалью, ищут подходящую аппликатуру, решают технические задачи. Педагог сидит за вторым роялем, а за первым, сменяя друг друга, ученики, каждый из которых представляет для преподавателя свою, особую проблему. Что должен уметь преподаватель? Каким ему следует быть?

Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача педагога специального фортепиано – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения музыкального инструмента.

Педагог призван решать следующие задачи:

- обеспечивать условия для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;

- использовать вариативный подход в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

- создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса обучения игре на фортепиано.

Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)

За время обучения преподаватель должен сформировать удобный исполнительский игровой аппарат, развить навыки чтения с листа, дать знания по элементарной теории музыки, научить самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара школ искусств, также развить навыки подбора по слуху, транспонирования и игры в ансамбле.

Одной из важнейших задач педагогов по классу фортепиано является ранняя профессиональная ориентация учащихся. Создание реальных условий эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области музыкального искусства.

Методический доклад на тему Работа с начинающими в классе фортепиано

Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения учебной программы.

В связи со сложным экономическим положением, с низким уровнем зарплаты родителей учащихся, многие из них не имеют дома музыкального инструмента фортепиано, что также очень усложняет учебный процесс, не позволяет осваивать учебный музыкальный материал в должном объёме.

Принято считать, что обучение детей музыке следует начинать с пяти-шести лет. Но существует и другое мнение: музыкальное воспитание следует начинать с внутриутробного периода. Это подготовительный, пассивный этап обучения музыке. Родителям, желающие воспитать всесторонне развитого ребёнка, необходимо начинать его воспитание ещё с внутриутробного периода. Слушать спокойную и мелодичную музыку, заниматься живописью, ходить в музеи, посещать театр.

Обучение игре на фортепиано-процесс творческий и увлекательный. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ученика, но и от умения педагога найти правильный подход. У детей младшего возраста внимание неустойчивое. Но они с интересом относятся ко всему новому, неожиданному. Поэтому занятия с малышами должны проходить в радостной, эмоционально-живой атмосфере.

Задача педагога: научить понимать и переживать музыку различного характера - весёлую, грустную, танцевальную…Традиционный подход к выучиванию (зазубриванию) названий семи звуков по порядку архаичен. Так же распространено обучение нотам на пятилинейном нотоносце, без добавочных линеек и только в скрипичном ключе.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Методический доклад на тему:

Подготовила: Лычёва Т.В.

Преподаватель 1 категории

С У Д А К 2013 год

Работа с начинающими в классе фортепиано

-знакомство с фортепиано

-организация пианистического аппарата

-работа над штрихами

IV. Список используемой литературы

Содержание урока зависит от многих факторов. Здесь имеет значение возраст ребёнка, степень его подготовленности, его личные качества - талантлив он или малоспособен, старателен или ленив, а так же от темперамента учителя и его стиля работы. И в то же время в каждом уроке есть определённые стабильные компоненты, применяются отработанные приёмы, прошедшие проверку в деятельности многих поколений педагогов-пианистов. Если говорить в общем, то урок состоит из нескольких блоков. Это проверка домашнего задания, работа над программой непосредственно на уроке, творческие задания к следующему уроку.

Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача педагога специального фортепиано – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения музыкального инструмента.

Педагог призван решать следующие задачи:

-обеспечивать условия для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;

-использовать вариативный подход в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

-создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса обучения игре на фортепиано.

Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)

За время обучения преподаватель должен сформировать удобный исполнительский игровой аппарат, развить навыки чтения с листа, дать знания по элементарной теории музыки, научить самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара школ искусств, также развить навыки подбора по слуху, транспонирования и игры в ансамбле.

Одной из важнейших задач педагогов по классу фортепиано является ранняя профессиональная ориентация учащихся. Создание реальных условий эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области музыкального искусства.

Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения учебной программы. В связи со сложным экономическим положением, с низким уровнем зарплаты родителей учащихся, многие из них не имеют дома музыкального инструмента фортепиано, что также очень усложняет учебный процесс, не позволяет осваивать учебный музыкальный материал в должном объёме.

Принято считать, что обучение детей музыке следует начинать с пяти-шести лет. Но существует и другое мнение: музыкальное воспитание следует начинать с внутриутробного периода. Это подготовительный, пассивный этап обучения музыке. Родителям, желающие воспитать всесторонне развитого ребёнка, необходимо начинать его воспитание ещё с внутриутробного периода. Слушать спокойную и мелодичную музыку, заниматься живописью, ходить в музеи, посещать театр.

Чтобы предлагаемая программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учесть его желания. Обдумывая репертуар, лучше намечать не одну, а несколько однотипных пьес, оставляя ученику свободу выбора.

Подобрать программу - это ещё полдела, преподавателю надо самому освоить её. Освоить - это значит самому основательно поразмышлять над текстом: над особенностями структуры произведения, его ладогармонического языка, ритмической организации, над средствами исполнительской выразительности. Это значит так же прикинуть, где ученик может встретить трудные места и чем ему можно будет помочь. Итак, педагог должен выбрать учебный материал, проиграть его, проанализировать и отредактировать, то есть: обнаружить возможные опечатки, которые часто встречаются в новых изданиях; уточнить обозначение артикуляции в старых изданиях, дополнить аппликатурную цифровку; упростить звуковую ткань для маленькой руки (убрать один из звуков аккорда). Исправление в нотах на ходу, во время игры, приучает ученика к небрежному отношению к нотному тексту при первом разборе.

-свободно ориентируется на клавиатуре;

-нотный текст, который ребёнок читает глазами, озвучен внутренним слухом;

-слух его развит, натренирован;

И главное - ребенок хочет играть.

Перед прикосновением к клавишам, ребёнок знакомится с инструментом. Мы поднимаем крышку у фортепиано, заглядываем внутрь. Видим толстые и тонкие струны, молоточки.

Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Целый город костяной - молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.

Что ни улица - струна в этом городе видна.

Конечно, дети спрашивают о педалях, зачем они нужны.

В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогают упражнения, индивидуальный подход, контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек….

Учить детей играть на фортепиано – это всё равно, что учить малыша ходить. Только что родившийся младенец не может сразу пойти. Вначале он задирает ножки, потом ползает, потом держится за что – нибудь и начинает стоять на неустойчивых ногах, а заботливая мама поддерживает его, помогая сохранить равновесие. И, в конце концов, как-то незаметно малыш делает свои первые осторожные шаги, а потом - с каждым днём, с каждым месяцем ходит всё увереннее.

Детским пальцам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь.

Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато, потому что фортепиано – легатный инструмент, рекомендуется высокое поднятие пальцев.

Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче даются, если с ним рядом его педагог, поэтому хорошо включать в репертуар ансамбли. Это ещё важно и потому, что ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнёра. С учащимися младших классов нужно стараться проходить большое количество произведений и не требовать добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.

Список используемой литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение фортепианной игре — сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учащихся.

Методический доклад на тему

«Воспитание самостоятельности у учащихся

преподаватель по классу фортепиано

Якимчук Клавдия Николаевна

Обучение фортепианной игре — сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учащихся. Ученика с детства необходимо приучать к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы.

1)пытливость мысли,даёт ему ключ к самостоятельной творческой работе .

Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае,если

2)ученик понимает,какую цель преследуют указания педагога — рекомендуемая им аппликатура,динамический план,оттенки звука и т. п.

Важно систематически использовать

3)обобщения,позволяющие в частном раскрыть закономерности художественных явлений. Обобщения эти должны касаться и методов работы над теми или иными трудностями,и основных принципов искусства музыкантов- интерпретаторов,и систематических особенностей сочинения. Сделанное обобщение полезно подкреплять примерами,которые могли бы более глубоко и наглядно разъяснить его смысл.

Обобщения педагога значительно лучше усваиваются,если ученику на этой основе предлагается

4)самостоятельно решать различные исполнительские задачи. Они могут быть весьма разнообразными. Например,впервые показав где-нибудь в полифоническом произведении приём связи звуков путём скольжения пальцев с клавиши на клавишу,педагог предлагает ученику найти в том же сочинении другие места, в которых целесообразно использовать аналогичную аппликатуру. Объяснив принцип расшифровки какого-либо относительно сложного украшения,педагог задаёт ученику к следующему уроку расшифровать ещё несколько мелизмов в других пьесах. Такие задания не только способствуют лучшему усвоению обобщений и принципов,изложенных педагогом,но и приучают использовать их в практике. Этот метод работы рекомендуется применять возможно чаще.

Успеху самостоятельной работы во многом способствует

5)самоконтроль. Педагог должен постепенно приучать учащегося не только слушать своё исполнение,но и контролировать себя в процессе работы там, где могут возникнуть ошибки и погрешности исполнения. Надо знакомить учащихся с типическими случаями появления тех или иных ошибок .Например,при разборе текста пьесы вкралась фальшивая нота. Если эта ошибка принадлежит к числу распространённых,т.е. ,которые могут возникнуть и у других учеников при разборе, надо сказать об этом учащемуся и рекомендовать ему при разборе каждой пьесы быть внимательным в аналогичных местах. С течением времени следует познакомить и с другими типическими случаями проявления фальшивых нот. Следует приучать ученика к самоконтролю над голосоведением — добиваться плавности развития непрерывно текущего фона фигураций или аккордов,рельефности воспроизведения голосов в случае их сближения или дополняющей ритмики и т. д.,в области динамики,темпа,педализации. Важно добиться осознания учеником типических ошибок и установления в домашней работе повседневного контроля над их устранением.

Для воспитания в ученике самостоятельности полезно,чтобы он самостоятельно выучивал небольшие произведения с последующим анализом своего исполнения. Прослушивание самостоятельно выученного произведения может производиться в обстановке зачета: все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором участвуют исполнители-слушатели и их педагог. Такая форма работы помогает учащемуся лучше осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически относиться к своему исполнению и исполнению других.

Читайте также: