Развитие теорий информации и коммуникации доклад

Обновлено: 04.07.2024

Эволюция средств связи и коммуникации прошла следующие стадии:

  1. осуществление внешних публичных массовых коммуникаций, осуществляемых путем перемещения субъектов коммуникации во внешнюю отдаленную коммуникативную среду. Примером служили:
  • перемещение на дальние расстояния на лошади;
  • создание различных транспортных средств, авиатехники, космических систем;
  • активное выступление в прессе, публично перед аудиторией распространение своих и революционных идей в Америке.
  1. интенсификация коммуникаций без публичного соприкосновения путем знаковых сигналов на расстоянии. Например, использование гонца, посыльного для передачи информации. В дальнейшем была создана почтовая связь в целях расширения сфер дистанционных коммуникаций и превращения их в массовые. Минусом данной коммуникации было аморфность системы коммуникативных связей и не интенсифицированность коммуникативной среды.
  2. создание массовых дистанционных непубличных коммуникаций:
  • изобретение телеграфа (повышение скорости коммуникаций, рост числа участников коммуникативных взаимосвязей – коммуникантов);
  • изобретение радио (массовость изобретения и скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света);
  • изобретение телефона (увеличение в 333 раза пропускной способности информации, возрастание интенсивности коммуникаций, мобильность устройств: нестационарность, беспроводность);
  • изобретение телевизора и распространение телевидения (увеличение в 550 тыс. раз пропускной способности информации по сравнению с телеграфом, невиданное увеличение скорости передачи информации массовой аудитории, резкое увеличение объема информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы; обратная связь от реципиента к источнику информации осуществляется через систему писем, телеграмм, телефонных звонков, факсов, поступаемых на телевидение).
  1. создание системы массовых коммуникаций, включая изобретение компьютера и Интернета (увеличение интенсивности коммуникаций, ограничение межличностных коммуникаций и переведение их в виртуальную плоскость).

Таким образом, история развития коммуникаций прошла 3 коммуникационные революции:

1) изобретение письменности;

2) изготовление печатного станка;

3) внедрение электронных масс-медиа.

  • коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т. е. как определенная структура;
  • общение, в процессе которого люди обмениваются информацией;
  • передача и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.

В начале ХХ века отмечены 2 подхода к изучению коммуникативной составляющей социальной коммуникации, а именно:

  1. методологический подход основывается на жестком контроле за поведением системы, при котором исключаются все ненужные взаимные связи;
  2. неклассический подход (Ю. Хабермас), который выделяет в качестве особого онтологического объекта сферу интеракции (коммуникации);
  3. постнеклассический подход (Н. Луман), согласно которому коммуникация является активной самоорганизующейся средой, а не как послушный объект управленческих решений.
  1. Развитие теорий коммуникаций и информации в ХХ веке
  1. Изучение массовых коммуникаций (М. Вебером в 1920 г.), обосновавшим метод анализа прессы, обратив внимание на ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и на формирование человека, сформулировал социальные требования к журналисту.
  2. Классическая парадигма коммуникации (Г. Лассуэллом в 1948 г.), в основе которой лежит доминирующая роль коммуникативному аспекту массовой коммуникации, а информационно-содержательному элементу вспомогательную функцию.

Теория коммуникации

Теория коммуникации представляет собой область научного знания, предметом изучения которой являются коммуникация, ее роль и место в обществе, а также коммуникационные методы, системы, процессы и закономерности их функционирования и развития. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию объекта и предмета теории коммуникации: она в настоящее время является междисциплинарным направлением.

В широком смысле теория коммуникации – это комплекс научных дисциплин, изучающих наряду со своим основным предметом также и коммуникацию. Общая же теория коммуникации занимается универсальными закономерностями и механизмами обмена информацией. Теория коммуникации имеет целью выявить и изучить основные законы коммуникации, которые являются объективными, выражающими всеобщий характер информационного обмена, и могут быть динамическими или статистическими, но всегда действующими в совокупности с иными биологическими и социальными законами.

Теория коммуникации – это область теории информации и математики, которая изучает технический процесс информации и процесс общения человека. Необходимо отметить, что до сих пор не существует единого подхода к пониманию предмета и объекта теории коммуникации.

Роберт Т. Крейг выделил семь подходов к теории коммуникации:

  • Кибернетический: коммуникация как процесс обработки и передачи информации.
  • Феноменологический: коммуникация как формирование отношений между людьми (как вербальное, так и невербальное общение).
  • Семиотический: рассматривает коммуникацию как взаимодействие через систему знаков.
  • Риторический: рассматривает коммуникацию как практическое искусство дискурса.
  • Критический: процесс, в котором все предложения могут быть оспорены.
  • Социально-культурный: коммуникация – это производство и воспроизведение общественного порядка.
  • Социально-психологический: коммуникация как способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом. Если вы хотите преуспеть в этом подходе, пройдите наш курс по лучшим техникам коммуникации, в котором вы обучитесь 72 методикам, помогающим добиваться своих целей в общении с людьми.

Это далеко не все подходы к теории коммуникации: по различным данным, в настоящее время имеется около 250 разных теорий и подходов. А значит, перед учеными стоит острая необходимость систематизировать их.

Теория Шеннон-Уивера

В классическом понимании процесс передачи информации по этой теории выглядит следующим образом:

Исходя из вышеперечисленного, Шеннон создал что-то вроде мини-словаря коммуникаций. Вот его элементы.

Шеннон и Уивер понимали, что средства коммуникации могут давать сбои, поэтому описали три уровня проблем, которые характерны для этой модели:

В настоящее время к проблемам добавилась и острая проблема межкультурной коммуникации.

Теория межкультурной коммуникации

Появление Интернета сделало проблему, возникающую между представителями разных культур, более наглядной. Это непонимание влечет за собой конфликтные ситуации.

Межкультурная коммуникация – коммуникация как связь и общение между представителями различных культур, что предполагает как непосредственные контакты между людьми и их общностями, так и опосредованные формы коммуникации.

Т. Н. Персикова выделяет три правила межкультурной коммуникации:

  1. Для достижения понимания при общении нужно обучать участников активному слушанию.
  2. Информация, передаваемая на невербальном уровне, представляет большие трудности для интерпретации членами другой культуры.
  3. Необходимо научиться предвидеть и предотвращать возможные ошибки при коммуникации с представителями разных культур.

Представителя иной культуры нужно изучать отдельно, потому что отношение к паузам, молчанию, темпу речи у других национальностей может быть разное. В некоторых странах принято обращаться по имени, в других – по фамилии, в странах СНГ – по имени-отчеству. Помимо этого, какие-то темы могут быть приветливо встречены в одной стране и быть совершенно неприемлемыми в другой.

Язык и культура незнакомой страны – это то, что вы должны изучать в первую очередь, чтобы не попасть в неловкие или конфликтные ситуации.

В дополнение к этому мы не можем не упомянуть и о теории массовой коммуникации.

Теория массовой коммуникации

Массовая коммуникация – это процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Сначала это было радио, периодическая печать, телевидение, теперь к нему добавился Интернет и другие средства электронной коммуникации.

Современное общество с его политикой, экономикой и культурой неразрывно связано с массовой коммуникацией. А с появлением интернета и его возможностями (например, системой обратной связи) влияние СМК на социально-психологическую, производственную и культурно-идеологическую области жизни достигло поистине гигантских масштабов.

Это огромная сила, которая зачастую используется отнюдь не во благо цивилизации, поэтому сейчас особенно актуально развивать в себе критическое мышление, иметь собственное мнение и всегда искать источники информации.

В области массовых коммуникаций существует множество теорий. Вот некоторые из них.

Теория формирования общественного мнения

Это совокупность социологических, философских и политологических взглядов, имеющих своей целью изучить механизмы и закономерности возникновения такого феномена, как общественное мнение.

Также долгое время ведутся споры о том, кто имеет моральное право формировать общественное мнение. Многие (если не все) попытки сделать это провалились.

Теория научной пропаганды Г. Лассуэлла

Он также утверждал, что человек по своей воле обращается к пропаганде и видит в ней средство успокоения, особенно в трудные времена (финансовые, личные).

Лассуэлл считал, что управление СМИ должна на себя взять научная технократия, которая будет осуществлять отбор информации. На данный момент эти мечты являются утопическими.

Теория волшебной пули

Он настаивал на том, что человек оказывается беззащитным перед силой пропаганды и приводил в пример Германию времен Гитлера, когда вся страна стала психологически неуравновешенной и чрезвычайно податливой для любых (даже самых грубых и примитивных) форм манипуляции.

Теория социальной ответственности СМИ

Согласно этой теории, сформулированной в 1940-х годах, пресса обязана нести ответственность перед обществом. Помимо этого, она должна придерживаться следующих принципов:

  • Ответственность должна быть связана с соблюдением точности, правдивости и объективности.
  • СМИ обязаны избегать всего, что ведет к насилию, преступлениям, унижению меньшинств и беспорядкам.
  • Общество вправе ожидать от представителей СМИ профессионализма, то есть умения разбираться в вопросах, которые они поднимают.
  • СМИ обязаны быть плюралистичными, то есть отражать разные точки зрения и критику (чтобы избегать пропаганды).

Теория зависимости

Сторонники этой теории считают, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов большинства. И чем лучше они это делают, тем эффективнее влияют на общество.

Рассмотренных теорий коммуникации вполне достаточно, чтобы составить о данной теме более-менее внятное представление. Но, конечно же, мы опустили множество деталей и нюансов, поэтому если у вас есть интерес к какой-то конкретной теории, пишите свои пожелания в комментариях – мы обязательно учтем их при создании будущих материалов.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Этапы развития теории коммуникации. Презентация на заданную тему содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Этапы развития теории коммуникации Проблема коммуникации в античной культуре Коммуникативная проблематика в христианской и новоевропейской культуре 3. Коммуникация в современной философии

Начальный этап развития философии Во время господства натурфилософии философская рефлексия была направлена на проблемы физиса и Космоса — природы и гармонии. Человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. В V в. до н.э. положение меняется: центральной для философских рассуждений становится проблема человека (деятельность софистов и Сократа) На первый план выводятся вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики.

Проблемы коммуникации в философии XX в. Философская традиция изучения коммуникации в XX в. еще более многообразна. В ней получили продолжение идеи семиотики и герменевтики; проблеме человеческой коммуникации было уделено внимание в рамках таких философских направлений, как экзистенциализм, персонализм, аналитическая и лингвистическая философия, диалогическая философия и др.

Экзистенциализм - философия существования утвердился и стал одним из самых мощных философских течений в Европе в период между двумя мировыми войнами. схожие идеи можно встретить и у некоторых мыслителей, заявивших о себе еще в XIX в. (С. Кьеркегор, Ф.М. Достоевский и др.). оформление экзистенциализма как особого философского направления относится к 1920-м гг. Представители: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, русские мыслители Л. Шестов и НА. Бердяев. Предмет и цель философских исследований экзистенциализма — внутренний мир личности, изолированной от общества.

Альбер Камю (1913-1960) Перед лицом ничто, которое делает человеческую жизнь бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. Только фальшь и ханжество.

Теория коммуникативного действия Разработана Юргеном Хабермасом Направлена на интегративное понимание социальной реальности Отказ от анализа внутреннего сознания – переход к анализу языковых форм взаимопонимания Реальность не в сфере разума, а в языковых формах

1)всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникационного взаимодействия.( пример: оратор и слушатель и т.п.)

3)всякая коммуникация имеет знаковый характер. Ядром исследования коммуникации является изучение используемых в ее процессе знаков, а также правил, которым подчиняются как эти знаки, так и те, кто их использует. Не существует коммуникации без определенной системы знаков. Под знаками понимается опредмеченная информация, используемая при общении между людьми или обмене информацией животными или машинами;

Система категорий, которыми оперирует теория коммуникации, включает понятия, используемые на различных уровнях коммуникативного знания: чем выше уровень теоретического обобщения, тем более общие понятия он включает.

Вопрос 3. Антропосоциогенезис и социальная коммуникация. Письменность. Книгопечатание

Антропогенез - процесс формирования. Этот процесс завершился приблизительно 40 тыс. лет назад, после чего дальнейшая эволюция человека стала носить социальный характер.

--Питекантроп совмещал особенности человекообразной обезьяны и человека и был признан промежуточным звеном, объединяющим представителей различных ступеней эволюции.

--Следующим из найденных предков человека был пекинский синантроп. Найдены свидетельства культуры синантропа - каменные орудия труда и остатки кострищ.

--Неандертальцы обладали черепами вытянутой формы с выраженным надглазничным валиком, обитали в пещерах. неандертальцы вели интенсивную охоту

--Человек верхнего палеолита — кроманьонец — отличался строением, приближающимся к современному человеку. Его череп имел прямой лоб, надбровные дуги, подбородочный выступ. У кроманьонцев было более высокое социальное объединение — род.

Известный палеопсихолог Б.Ф. Поршнев доказывал, что на самых ранних этапах развития предка человека в качестве взаимодействия работают механизмы имитации и интердикции, а на этапе возникновения человеческого общества ведущими механизмами становятся суггестия и контрсуггестия.

Письменность. Возникновение письменности, положившее нача­ло переходу от словесной культуры к письменной, датируется при­близительно 3-м тысячелетием до н.э. Самыми ранними формами письма были предметное письмо, в котором средствами передачи смысла служили различ­ные предметы (например, стрела или меч могли означать объявле­ние войны, а зеленая ветвь — предложение мира), а также узелковое письмо, получившее распростра­нение у скотоводческих племен для учета поголовья стад, где коли­чество узелков соответствовало количеству животных.

Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозна­чался каждый отдельный звук.

Книгопечатание. Книгопечатание обусловило пере­ход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значитель­но увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типо­графским способом, стала достоянием широкого круга читателей. Промышленное производство книг повлекло за собой значи­тельные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли гра­мотного населения; Во-вторых, развитие книго­печатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бу­мажной промышленности.

Вопрос 4. Истоки теории коммуникации и основные этапы развития: Античность, Средневековье, Новое время, Современность.

На начальном этапе развития философии, человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика человеческого бытия не обсуждалась. Но в V в. до н. э. центральной проблемой философских рассуждений становится взаимодействие человека и общества.

Обращение к проблеме человека выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики. Эти проблемы нашли отражение в трудах Платона, Аристотеля. Благодаря им, риторика внесла огромный вклад в развитие коммуникативной теории и практики. Теоретическое наследие античных мыслителей является основой дальнейших исследований в области человеческой коммуникации.

Большой вклад в решение проблемы человеческих отношений был сделан с возникновением христианства, которое дало мощный толчок для развития самосознания личности (признание равенства всех людей перед Богом, свобода выбора, господство человека над миром природы).

Возрождение и Новое время приносят новое понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания новой культуры – Человек, а не Бог.

В эпоху Просвещения настроения в интеллектуальной среде меняются –широко признается другая сущность человека и человеческих отношений – вера в природную доброту и разум человека, в общество свободы, равенства и братства (лозунги Великой Французской революции 1789 г.). Это время было отмечено бурным развитием наук (педагогики, этики, эстетики, психологии, социологии).

Разработку теоретических аспектов коммуникации в XVIII –XIX вв. связывают с представителями немецкой философии. Шлейермахер (1768 – 1834), представитель немецкого романтизма, рассматривает проблему общения. Для него общение между людьми – это в первую очередь общение между равными сторонами (субъект-субъектные отношения).

В XIX в. сформировалось новое направление исследования коммуникации – семиотика. Семиотика изучает знаковую природу коммуникации, исследует свойства знаков, знаковых систем.

В XX в. теоретическое исследование коммуникации расширяется. Помимо развития идей семиотики и герменевтики формируется персонализм, в котором общение и коммуникация различаются следующим образом: общение – абстрактно и безлично, коммуникация - основывается на интимных контактах и осознанной духовной общности.

Значительное влияние на развитие теории коммуникации в XX в. оказала диалогическая философия (М.Бубер), критическая философия Франкфуртской школы (Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер, Т.Адорно).

Философский анализ коммуникации связан с понятием “дискурс”. Это понятие означает диалог, ведущийся с помощью аргументов. Дискурс – форма коммуникации, а именно: такой способ коммуникации, в котором сталкиваются различные высказывания.

Для описания коммуникации, осуществляемой социальными субъектами с целью “выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания”, применяют понятие “связи с общественностью”. Считают, что этот термин впервые применил президент США Томас Джеферсон в 1908 году .

До XIX в. проблемы социальной коммуникации велись в рамках философии. Но появление социологии, психологии, культурологии и других наук об обществе, изменило ситуацию.

В XX в. развитие теории коммуникации и коммуникативных процессов стало прерогативой этих наук. Среди них особо выделим социологию и психологию, в рамках которых сформировались современные концепции коммуникации.

Читайте также: