Развитие психодиагностики за рубежом доклад
Обновлено: 08.07.2024
Развитие зарубежной психодиагностики Основатель и первый президент Американской психологической корпорации, перед которой ставилась цель оказывать психологические услуги в промышленной, научной и общественной сферах. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакции, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования. Кеттел Джеймс Маккин (25.05.1860- 20.01.1944) -американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Сочинения . Mental Tests and Measurements. 1890.
Развитие зарубежной психодиагностики Первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления, при которой оно перестаёт осознаваться. Выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока. Гербарт, Хербарт ( Herbart ) Иоганн Фридрих (4.5.1776— 14.8.1841) немецкий философ, психолог и педагог. Соч.: Samtliche Werke , Bd 1—19, Lpz . — Langensalza , 1882—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1895; Избр. педагогические сочинения, т. 1, М., 1940.
Развитие зарубежной психодиагностики Основная заслуга – разработка классификации психический заболеваний, являющихся основой для существующей ныне. Крепелин большое внимание уделял исследования больных, разработав ряд приемов и методик их исследования. Крепелин Эмиль (1856-1926) немецкий психиатр. Сочинения . Psychiatrie, Bd. 1-4 (1909-1915)
Развитие зарубежной психодиагностики Основное направление исследований — применение статистики к решению психологических проблем. Инициатор разработки и использования в различных областях психологии факторного анализа . Он автор многих процедур статистической обработки психологических данных и шкал (в том числе — шкалы установок , получившей широкое применение в социальной психологии) . Терстоун Луис Леон (1887-1955). американский психолог. Основные труды: ”The nature of intelligence”, 1924; “Multiple-factor analysis’’, 1947; “Creative talent”1952; “An analitical method for simple structure”?1954; “A method of factoring without communalities”’,1955 .
Развитие зарубежной психодиагностики Начал свои исследования в психофизиологической лаборатории А. Пьерона в Париже. Основные направления работы -сенсорная психофизиология, психометрия и теория и практика когнитивных тестов достижений. Является разработчиком модификации прогрессивных матриц Равенна. ЗОРАН Буяс (р. 1910) югославский психолог
Развитие зарубежной психодиагностики Один из основателей клинико - психологического направления исследований в Великобритании. Известен многочисленными работами в области исследования расстройств личности, ее структура, факторов развития. Ганс внес значительный вклад в разработку психодиагностических методов, поведенческих методов лечения невроза и других расстройств личности, проблем исследования интеллекта. Г. является автором оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти. Айзенк Ганс Юрген (1916 - 1997). психолог Основные работы : " Dimention of Personality "(1947); "Dynamic of Anxiety and Hysteria" (1957); "The Biological Basis of Personality " (1967); "Psychoticism as a dimention of personality "(1976); "The structure and measurement of intelligence "(1979).
В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии. Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов .
Итак, можно сделать вывод, что история развития и становления психологической диагностики на Западе отличается широким разнообразием используемых методик, как в отношении формы, так и их содержания. Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, а развитие направлено на удовлетворение ее требований.
С этим связано появление не всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов и способов диагностирования. Одновременно с обилием новых лабораторных разработок для практической западной психодиагностики после второй мировой войны стал характерным определенный консерватизм, выражающийся в приверженности к работе с немногими тестами, которые прошли серьезную многолетнюю психометрическую адаптацию.
Развитие отечественной психодиагностики. Основные школы.
Начало схоже с зарубежной психодиагностикой. Основа – экспериментальная психология, которая у нас была материалистична в своей основе. У истоков экспериментальной психологии два великих физиолога - Сеченов и Павлов.
У Сеченова – материалистический субстрат деятельности (мозг).
У Павлова – теория условных рефлексов. Доказал психику физиологическими методами.
Бехтерев – его рефлексология является реализацией рефлекторной теории Сеченова и условных рефлексов Павлова.
Связь психических явлений с деятельностью мозга. Любое психическое явление связано с мозгом.
Психику Бехтерев назвал невропсихикой.
Психологию нужно переставить на объективные рельсы.
Бехтерев - создатель психоневрологического института. Инициировал создание первой в России лаборатории экспериментальной психологии в 1885 году при Казанском университете. Затем в Харькове, Санкт-Петербурге.
Первая экспериментальная лаборатория в Москве - 1895 год - Корсаков открыл на базе клиники нервных болезней Московского университета.
Единственная лаборатория при филологическом факультете в Новороссийске. Изучали объективные проявления психики.
В конце 19 века появилась экспериментальная психология.
В 1909 году при МГУ Г.И.Россолимо выполнил отечественную психодиагностическую работу. "Методика индивидуального психологического профиля". Методика, направленная на выявление умственной отсталости. С ее помощью можно оценить 11 психических процессов по 10-ти бальной системе.
Психические процессы разделил на 3 группы:
1. внимание и воля
2. точность и прочность восприятия
3. ассоциативная деятельность (мышление)
По результатам обследования строил систему координат, по горизонтали - 11 психических процессов, по вертикали - 10 баллов.
Результаты диагностики наносил на систему координат. Соединив точки можно оценить уровень выраженности психических процессов.
По форме профиля можно определить умственное развитие (отсталость) испытуемых.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)
История развития психолого-педагогических методов исследования в специальной психологии связана с требованиями практики, прежде всего, медицинской и педагогической. Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического развития, в том числе умственно отсталые.
Первыми начали заниматься вопросами психофизического недоразвития детей врачи-психиатры. Их усилия были направлены на отграничение умственной отсталости от душевных заболеваний, причем они имели дело с наиболее глубокими и тяжелыми формами недоразвития. В работах французских врачей Эскироля Жан-Этьенн Доминик, один из основоположников научной психиатрии (1772-1840), Эдуарда Сегена, врача-педагога, один из основоположников олигофренопедагогики (1812-1880), которым принадлежит заслуга первых исследований умственно отсталых, даются некоторые дифференциально-диагностические критерии. Так, Ж. Э.Д. Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи, и это в значительной мере повлияло на языковый (вербальный) характер последующих тестов.
С введением в некоторых странах всеобщего начального обучения появляется практическая потребность в выявлении детей, неспособных к обучению в обычных школах. В связи с этим в 60-х годах XIX в. открываются первые вспомогательные классы, а также специальные школы для умственно отсталых детей. Теперь определить умственную отсталость стало гораздо сложнее, так как приходилось иметь дело с более легкими ее формами, которые трудно отграничить от сходных состояний. Беспокойство у прогрессивных врачей, педагогов вызвало то обстоятельство, что во вспомогательные школы стали часто направляться дети на основании лишь одного показателя - неуспеваемости. При этом мало, а иногда и совсем не учитывались индивидуальные психологические особенности ребенка и причины, вызывающие неуспеваемость.
Возникла необходимость упорядочения системы отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превращается в психолого-педагогическую проблему.
А. Бине теоретически обосновал и доказал практически возможность диагностики высших психических процессов. Он впервые сконструировал тест для измерения умственного развития детей. Тест получил признание во многих странах. С помощью теста психолог мог достаточно быстро и надежно определять интеллектуальное развитие ребенка. Главный недостаток этого теста заключался в отсутствии достаточного теоретического обоснования. Предложенная мера уровня умственного развития не позволяла точно сравнивать уровень умственного развития детей разных возрастных групп. Несмотря на недостаточное теоретическое обоснование и несовершенство получения количественных результатов, тест получил широкое распространение. В 1923 году после адаптации тест был издан в нашей стране в Харькове.
После успеха А. Бине началась усиленная разработка психодиагностических тестовых методик и быстрое внедрение их в практическую работу психологов. При этом четко вырисовывались три самостоятельных направления в разработке методик: во Франции, где во главе направления стоял А. Бине, в России — во главе с Г. И. Россолимо, в Америке — под руководством Р. Д. Торндайка.
Наибольшей популярностью за рубежом пользовались тесты Бине и Симона. Причем еще до пересмотра варианта 1908 г. во многих странах мира начали использовать эти тесты.
В. Штерн предложил следующую формулу определения интеллектуального коэффициента:
умственный возраст IQ= умственный возраст/хронологический возраст Х 100
Умственный возраст определяется успешностью выполнения соответствующих типовых заданий. Для каждого возраста предусматриваются задания определенной трудности. Для каждого возраста типичный IQ равен 100 ± 16. Эта величина определяется тем, что в норме умственный возраст равен хронологическому: например, пятилетний ребенок выполняет задания, соответствующие его возрасту. Следовательно, IQ =5/5 х 100, т.е. 100. Стандартное отклонение от индивидуальных значений не превышает 16. Соответственно, все индивидуальные показатели по тесту, попавшие в этот интервал от 84 до 116, считаются нормальными, соответствующими возрасту. Если тест вый показатель выше 116, ребенок считается одаренным; если ниже 84, это означает, что интеллектуальное развитие отстает от нормы.
Однако основателем дифференциальной психологии принято считать В. Штерна, который еще в 1900 году призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью.
Что касается тестов интеллекта, в настоящее время довольно широко используется тест Давида Векслера (так называемая шкала Векслера-Бельвью). Он был разработан в 40-50-е гг., причем помимо шкал для взрослых (WA1S), существуют шкалы и для детей (WISC). Данный тест включает как вербальные, так и невербальные шкалы, чем отличается от большинства тестов умственного развития. Кроме того, он предусматривает возможность определения характера отставания в интеллектуальном развитии (правда, критики этого теста утверждают, что вероятность ошибочной квалификации нарушений очень высока). В нашей стране тест Векслера адаптирован Александром Юрьевичем Панасюком (1973). Стандартный IQ, вычисляемый по тесту, имеет среднее 100 и стандартное отклонение 15.
Еще одним популярным тестом является тест Джон Равена (1936, 1949). Он состоит из 60 матриц или композиций с пропущенными элементами, которые должен восполнить испытуемый.
Ведется разработка тестов и для детей младенческого и раннего возраста. Например, широкое распространение получили шкалы Н. Бейли для исследования детей с 2 мес до 2,5 лет. В них оценивается умственное развитие (восприятие, память, зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость), моторное развитие (умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки), эмоциональное и социальное поведение. Хотя шкалы Бейли констатируют лишь уровень развития функций в данный момент, не ставят целью давать прогноз, они, тем не менее, очень полезны для раннего выявления тех или иных сенсорных, неврологических, эмоциональных нарушений.
Первая форма теста Д. Векслера (шкала Векслера-Белльвью) была опубликована в 1939 г. Затем она была модифицирована и в 1955 г. выпущена как Шкала интеллекта для взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). В 1981 г. была опубликована вторая редакция шкалы Векслера для взрослых (WAIS-R), а с 1992 г. готовится ее третья редакция.
На русский язык шкала Векслера (WAIS) была переведена и частично адаптирована в 70-х годах в Ленинградском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева. В 2003 г. Н.А. Батуриным и Н.А. Курганским была проведена коррекция некоторых заданий из субтестов.
Шкала интеллекта Д. Векслера для взрослых (WAIS) применяется для определения общего интеллектуального уровня и особенностей интеллекта людей в возрасте от 16 лет и старше. Данный тест позволяет определить как общий показатель интеллекта, уровень развития вербального и невербального интеллекта, так и показатели структурных особенностей интеллекта. Методика Д. Векслера ориентирована прежде всего на разграничение нормы и отклонений от нормы в интеллектуальном развитии, при этом дифференциация в границах нормы не является целесообразной.
[1] Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.5. - С. 273
На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Предмет и задачи психодианостики
Предмет и задачи психодианостики |
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика |
1.1. История психодиагностики1.2. Предмет, объект и задачи психодиагностикиСовременная психодиагностика определяется как наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика – это и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Психодиагностика служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Психодиагностика представляет собой область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психологических особенностей, черт личности. В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как измерительным инструментам, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов. Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики, в соответствии с которыми формируются специфические комплексы средств психодиагностики, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т. д.). 1.3. Структура психодиагностики1.4. Области практического применения знаний по психодиагностикеВ разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для обеспечения индивидуального подхода к ним. Для эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой для оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочей бригаде зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств. 1.5. Новые тенденции в развитии психодиагностикиИсточник: Психодиагностика: учебное пособие для студентов специальности "Педагогика и психология"/Автор-сост. Т.Г. Неруш / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 204 с. Читайте также:
|