Развитие психодиагностики за рубежом доклад

Обновлено: 08.07.2024

Развитие зарубежной психодиагностики Основатель и первый президент Американской психологической корпорации, перед которой ставилась цель оказывать психологические услуги в промышленной, научной и общественной сферах. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных сравнений. Занимался проблемами времени реакции, ассоциаций, внимания, антиципации, тестирования. Кеттел Джеймс Маккин (25.05.1860- 20.01.1944) -американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Сочинения . Mental Tests and Measurements. 1890.

Развитие зарубежной психодиагностики Первый попытался построить психологию как систематическую науку, которая, по Г., должна базироваться на метафизике, опыте и математике. Подготовил понятие о пороге сознания как такой величине представления, при которой оно перестаёт осознаваться. Выдвинул концепцию четырёх ступеней обучения, которые должны служить принципами построения каждого урока. Гербарт, Хербарт ( Herbart ) Иоганн Фридрих (4.5.1776— 14.8.1841) немецкий философ, психолог и педагог. Соч.: Samtliche Werke , Bd 1—19, Lpz . — Langensalza , 1882—1912; в рус. пер. — Психология, СПБ, 1895; Избр. педагогические сочинения, т. 1, М., 1940.

Развитие зарубежной психодиагностики Основная заслуга – разработка классификации психический заболеваний, являющихся основой для существующей ныне. Крепелин большое внимание уделял исследования больных, разработав ряд приемов и методик их исследования. Крепелин Эмиль (1856-1926) немецкий психиатр. Сочинения . Psychiatrie, Bd. 1-4 (1909-1915)

Развитие зарубежной психодиагностики Основное направление исследований — применение статистики к решению психологических проблем. Инициатор разработки и использования в различных областях психологии факторного анализа . Он автор многих процедур статистической обработки психологических данных и шкал (в том числе — шкалы установок , получившей широкое применение в социальной психологии) . Терстоун Луис Леон (1887-1955). американский психолог. Основные труды: ”The nature of intelligence”, 1924; “Multiple-factor analysis’’, 1947; “Creative talent”1952; “An analitical method for simple structure”?1954; “A method of factoring without communalities”’,1955 .

Развитие зарубежной психодиагностики Начал свои исследования в психофизиологической лаборатории А. Пьерона в Париже. Основные направления работы -сенсорная психофизиология, психометрия и теория и практика когнитивных тестов достижений. Является разработчиком модификации прогрессивных матриц Равенна. ЗОРАН Буяс (р. 1910) югославский психолог

Развитие зарубежной психодиагностики Один из основателей клинико - психологического направления исследований в Великобритании. Известен многочисленными работами в области исследования расстройств личности, ее структура, факторов развития. Ганс внес значительный вклад в разработку психодиагностических методов, поведенческих методов лечения невроза и других расстройств личности, проблем исследования интеллекта. Г. является автором оригинальной модели личности, двухфакторной теории социальных установок личности, трехфакторной теории памяти. Айзенк Ганс Юрген (1916 - 1997). психолог Основные работы : " Dimention of Personality "(1947); "Dynamic of Anxiety and Hysteria" (1957); "The Biological Basis of Personality " (1967); "Psychoticism as a dimention of personality "(1976); "The structure and measurement of intelligence "(1979).

В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии. Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов .

Итак, можно сделать вывод, что история развития и становления психологической диагностики на Западе отличается широким разнообразием используемых методик, как в отношении формы, так и их содержания. Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, а развитие направлено на удовлетворение ее требований.

С этим связано появление не всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов и способов диагностирования. Одновременно с обилием новых лабораторных разработок для практической западной психодиагностики после второй мировой войны стал характерным определенный консерватизм, выражающийся в приверженности к работе с немногими тестами, которые прошли серьезную многолетнюю психометрическую адаптацию.

Развитие отечественной психодиагностики. Основные школы.

Начало схоже с зарубежной психодиагностикой. Основа – экспериментальная психология, которая у нас была материалистична в своей основе. У истоков экспериментальной психологии два великих физиолога - Сеченов и Павлов.

У Сеченова – материалистический субстрат деятельности (мозг).

У Павлова – теория условных рефлексов. Доказал психику физиологическими методами.

Бехтерев – его рефлексология является реализацией рефлекторной теории Сеченова и условных рефлексов Павлова.

Связь психических явлений с деятельностью мозга. Любое психическое явление связано с мозгом.

Психику Бехтерев назвал невропсихикой.

Психологию нужно переставить на объективные рельсы.

Бехтерев - создатель психоневрологического института. Инициировал создание первой в России лаборатории экспериментальной психологии в 1885 году при Казанском университете. Затем в Харькове, Санкт-Петербурге.

Первая экспериментальная лаборатория в Москве - 1895 год - Корсаков открыл на базе клиники нервных болезней Московского университета.

Единственная лаборатория при филологическом факультете в Новороссийске. Изучали объективные проявления психики.

В конце 19 века появилась экспериментальная психология.

В 1909 году при МГУ Г.И.Россолимо выполнил отечественную психодиагностическую работу. "Методика индивидуального психологического профиля". Методика, направленная на выявление умственной отсталости. С ее помощью можно оценить 11 психических процессов по 10-ти бальной системе.

Психические процессы разделил на 3 группы:

1. внимание и воля

2. точность и прочность восприятия

3. ассоциативная деятельность (мышление)

По результатам обследования строил систему координат, по горизонтали - 11 психических процессов, по вертикали - 10 баллов.

Результаты диагностики наносил на систему координат. Соединив точки можно оценить уровень выраженности психических процессов.

По форме профиля можно определить умственное развитие (отсталость) испытуемых.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

История развития психолого-педагогических методов исследования в специальной психологии связана с требованиями практики, прежде всего, медицинской и педагогической. Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического развития, в том числе умственно отсталые.

Первыми начали заниматься вопросами психофизического недоразвития детей врачи-психиатры. Их усилия были направлены на отграничение умственной отсталости от душевных заболеваний, причем они имели дело с наиболее глубокими и тяжелыми формами недоразвития. В работах французских врачей Эскироля Жан-Этьенн Доминик, один из основоположников научной психиатрии (1772-1840), Эдуарда Сегена, врача-педагога, один из основоположников олигофренопедагогики (1812-1880), которым принадлежит заслуга первых исследований умственно отсталых, даются некоторые дифференциально-диагностические критерии. Так, Ж. Э.Д. Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи, и это в значительной мере повлияло на языковый (вербальный) характер последующих тестов.

С введением в некоторых странах всеобщего начального обучения появляется практическая потребность в выявлении детей, неспособных к обучению в обычных школах. В связи с этим в 60-х годах XIX в. открываются первые вспомогательные классы, а также специальные школы для умственно отсталых детей. Теперь определить умственную отсталость стало гораздо сложнее, так как приходилось иметь дело с более легкими ее формами, которые трудно отграничить от сходных состояний. Беспокойство у прогрессивных врачей, педагогов вызвало то обстоятельство, что во вспомогательные школы стали часто направляться дети на основании лишь одного показателя - неуспеваемости. При этом мало, а иногда и совсем не учитывались индивидуальные психологические особенности ребенка и причины, вызывающие неуспеваемость.

Возникла необходимость упорядочения системы отбора детей во вспомогательные школы. Установление умственной отсталости превращается в психолого-педагогическую проблему.

А. Бине теоретически обосновал и доказал практически возможность диагностики высших психических процессов. Он впервые сконструировал тест для измерения умственного развития детей. Тест получил признание во многих странах. С помощью теста психолог мог достаточно быстро и надежно определять интеллектуальное развитие ребенка. Главный недостаток этого теста заключался в отсутствии достаточного теоретического обоснования. Предложенная мера уровня умственного развития не позволяла точно сравнивать уровень умственного развития детей разных возрастных групп. Несмотря на недостаточное теоретическое обоснование и несовершенство получения количественных результатов, тест получил широкое распространение. В 1923 году после адаптации тест был издан в нашей стране в Харькове.

После успеха А. Бине началась усиленная разработка психодиагностических тестовых методик и быстрое внедрение их в практическую работу психологов. При этом четко вырисовывались три самостоятельных направления в разработке методик: во Франции, где во главе направления стоял А. Бине, в России — во главе с Г. И. Россолимо, в Америке — под руководством Р. Д. Торндайка.

Наибольшей популярностью за рубежом пользовались тесты Бине и Симона. Причем еще до пересмотра варианта 1908 г. во многих странах мира начали использовать эти тесты.

В. Штерн предложил следующую формулу определения интеллектуального коэффициента:

умственный возраст IQ= умственный возраст/хронологический возраст Х 100

Умственный возраст определяется успешностью выполнения соответствующих типовых заданий. Для каждого возраста предусматриваются задания определенной трудности. Для каждого возраста типичный IQ равен 100 ± 16. Эта величина определяется тем, что в норме умственный возраст равен хронологическому: например, пятилетний ребенок выполняет задания, соответствующие его возрасту. Следовательно, IQ =5/5 х 100, т.е. 100. Стандартное отклонение от индивидуальных значений не превышает 16. Соответственно, все индивидуальные показатели по тесту, попавшие в этот интервал от 84 до 116, считаются нормальными, соответствующими возрасту. Если тест вый показатель выше 116, ребенок считается одаренным; если ниже 84, это означает, что интеллектуальное развитие отстает от нормы.

Однако основателем дифференциальной психологии принято считать В. Штерна, который еще в 1900 году призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью.

Что касается тестов интеллекта, в настоящее время довольно широко используется тест Давида Векслера (так называемая шкала Векслера-Бельвью). Он был разработан в 40-50-е гг., причем помимо шкал для взрослых (WA1S), существуют шкалы и для детей (WISC). Данный тест включает как вербальные, так и невербальные шкалы, чем отличается от большинства тестов умственного развития. Кроме того, он предусматривает возможность определения характера отставания в интеллектуальном развитии (правда, критики этого теста утверждают, что вероятность ошибочной квалификации нарушений очень высока). В нашей стране тест Векслера адаптирован Александром Юрьевичем Панасюком (1973). Стандартный IQ, вычисляемый по тесту, имеет среднее 100 и стандартное отклонение 15.

Еще одним популярным тестом является тест Джон Равена (1936, 1949). Он состоит из 60 матриц или композиций с пропущенными элементами, которые должен восполнить испытуемый.

Ведется разработка тестов и для детей младенческого и раннего возраста. Например, широкое распространение получили шкалы Н. Бейли для исследования детей с 2 мес до 2,5 лет. В них оценивается умственное развитие (восприятие, память, зачатки словесного общения, элементы абстрактного мышления, обучаемость), моторное развитие (умение сидеть, стоять, ходить, развитость мелких движений пальцев руки), эмоциональное и социальное поведение. Хотя шкалы Бейли констатируют лишь уровень развития функций в данный момент, не ставят целью давать прогноз, они, тем не менее, очень полезны для раннего выявления тех или иных сенсорных, неврологических, эмоциональных нарушений.

Первая форма теста Д. Векслера (шкала Векслера-Белльвью) была опубликована в 1939 г. Затем она была модифицирована и в 1955 г. выпущена как Шкала интеллекта для взрослых (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS). В 1981 г. была опубликована вторая редакция шкалы Векслера для взрослых (WAIS-R), а с 1992 г. готовится ее третья редакция.

На русский язык шкала Векслера (WAIS) была переведена и частично адаптирована в 70-х годах в Ленинградском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева. В 2003 г. Н.А. Батуриным и Н.А. Курганским была проведена коррекция некоторых заданий из субтестов.

Шкала интеллекта Д. Векслера для взрослых (WAIS) применяется для определения общего интеллектуального уровня и особенностей интеллекта людей в возрасте от 16 лет и старше. Данный тест позволяет определить как общий показатель интеллекта, уровень развития вербального и невербального интеллекта, так и показатели структурных особенностей интеллекта. Методика Д. Векслера ориентирована прежде всего на разграничение нормы и отклонений от нормы в интеллектуальном развитии, при этом дифференциация в границах нормы не является целесообразной.

[1] Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.5. - С. 273

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Предмет и задачи психодианостики

Предмет и задачи психодианостики
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика

1.1. История психодиагностики

1.2. Предмет, объект и задачи психодиагностики

Современная психодиагностика определяется как наука, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика – это и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога. Психодиагностика служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Психодиагностика представляет собой область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психологических особенностей, черт личности. В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований к ним как измерительным инструментам, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов. Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики, в соответствии с которыми формируются специфические комплексы средств психодиагностики, соотносимые со сферами работы практических психологов (образование, медицина, профотбор и т. д.).
Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и др. Задачи психодиагностики как науки:
1) разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностических инструментов и формулирования психодиагностических заключений;
2) создание методик психодиагностики наиболее универсальных объектов психодиагностических обследований, таких как черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношения;
3) осуществление дифференциальной психометрики как математизированной методологии обнаружения межиндивидуальных различий;
4) обоснование нормативных требований к методикам, их разработчикам и пользователям [18].
Задачи психодиагностики как области психологической практики:
1) обследование уровня развития людей для оценки его соответствия возрастным нормативам;
2) изучение особенностей интересов, способностей для обеспечения индивидуального подхода к сотрудникам;
3) диагностика общения детей с взрослыми и сверстниками;
4) дифференциальная диагностика отклонений в психическом развитии и т.п. [4; 14 и др.].

1.3. Структура психодиагностики

1.4. Области практического применения знаний по психодиагностике

В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для обеспечения индивидуального подхода к ним. Для эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой для оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочей бригаде зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств.
Количество практических задач, требующих постановки психологического диагноза, может быть многократно увеличено. По существу, учет индивидуально-психологических особенностей людей необходим для повышения эффективности любой деятельности. Это касается и работы психолога-практика, чья задача – оказание разных видов помощи обращающимся к нему индивидам. В психологической помощи нуждаются индивиды, находящиеся в ситуации объективного или субъективного неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями с ними, жизнью в целом).
Так, в работе психолога-консультанта психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Психодиагностика также важна и для успешности других видов практической помощи психологов – психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др., которые должны быть индивидуализированы, т. е. опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности обратившегося за помощью.
Итак, психологическая диагностика – основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался – индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал – в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д.
Можно выделить несколько областей практического применения психодиагностики.
1. Обучение и воспитание (например, определение психологической готовности к школьному обучению, выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной
сфере, дифференциация обучения, профессиональная ориентация, реализация индивидуального подхода и др.).
Психологическая диагностика выступает как обязательный этап и средство решения многих практических задач, возникающих в воспитательно-образовательных учреждениях:
- контроль за интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- оценка школьной зрелости;
- выявление причин неуспеваемости;
- отбор в школы и классы с углубленным изучением определенных предметов;
- решение проблем трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);
- профессиональная ориентация и др.
2. Сфера трудовой деятельности. Психодиагностика помогает решать проблемы профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и прочего в учреждениях службы занятости, на предприятиях и в специализированных учебных заведениях. Эта работа призвана помочь каждому выбрать наиболее подходящую профессию или рабочий пост, найти пути быстрого и эффективного овладения профессиональными знаниями и навыками, достичь необходимого уровня квалификации, стать профессионалом. Роль психодиагностики в работе психолога, связанного с какой-либо профессиональной сферой, меняется в зависимости от типа профессии, но она должна являться обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию – помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать профессионалом высокого уровня.
3. Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого (сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т. д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению. Психодиагностика активно используется в области медицины, в частности в психиатрических и неврологических клиниках. Диагностические методы исследования психологических особенностей пациентов этих клиник рассматриваются как вспомогательные, подчиненные задачам и интересам клиники. Эти методы разрабатываются и развиваются в рамках особых отраслей психологии – патопсихологии и нейропсихологии. Значительную роль в клиническом диагностическом обследовании играют методы наблюдения и беседы, позволяющие выявлять оттенки психического и физического состояний больного, некоторые особенности его личности, факты симуляции и диссимуляции и пр. Наряду с ними применяются и экспериментальные методики, направленные на выявление нарушений познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы и некоторых других особенностей. Психодиагностическое обследование пациентов клиник проводится, во-первых, для уточнения или постановки диагноза; во-вторых, для оценки эффективности терапии; в-третьих, для целей трудовой, воинской и судебной экспертиз.
4. Судебная практика, в которой все больше внимания уделяется проведению судебно-психологической экспертизы. В зависимости от конкретного запроса психодиагност проводит обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей и формулирует психологическое заключение о тех или иных качествах личности, уровне интеллектуального развития, психофизиологических особенностях и т. д. [5]. Работа психолога-судебного эксперта требует не только владения диагностическими методами и методиками, но и знаний в области судебно-психологической и психиатрической экспертизы. Большая общественная значимость деятельности психолога-судебного эксперта определяет высокие требования к его личности, которые в целом можно обозначить как наличие личностной и культурной зрелости. От компетентности проведения и использования результатов судебно-психологической экспертизы во многом зависят качество судопроизводства, также соблюдение прав и охраняемых законами интересов граждан [23].
5. Психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т. е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). Психологический диагноз в консультативной практике ставится на основе как данных наблюдения и беседы, так и показателей специальных методик; его правильность зависит от того, насколько успешным было взаимодействие психолога с клиентом, и обеспечивается рассмотрением диагностических результатов в контексте целостного процесса развития индивида. Особое содержание имеет диагностика в психологическом консультировании применительно к нормальному детству. Как полагал Л. С. Выготский еще в начале 30-х гг. XX в., это должна быть диагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходом психического развития ребенка. Для этого требуется дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологических проблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущей для данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Совершенно очевидно, что такая диагностика невозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практика возрастно-психологического консультирования требует совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала [23].
6. Помимо перечисленных сфер практической деятельности людей, которые традиционно нуждаются в использовании психодиагностики, ее методы все чаще находят применение в армии, милиции, спорте, в коммерческих структурах, для повышения эффективности управленческой и групповой деятельности людей и т. д. [3–5; 18].
В последние десятилетия наблюдается усиление интереса к психодиагностике в нашей стране, что в немалой степени связано с развитием разных областей практики. Вместе с тем потребность в психодиагностических методиках велика и в психологических исследованиях, так как их отличает наибольшая точность и объективность по сравнению с другими психологическими инструментами.
Психодиагностика и психологическая коррекция. Диагностическая работа не является для практического психолога целью, а должна быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемым с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого-педагогических мероприятий и т.п. Главное назначение диагностики в практической деятельности психолога заключается в глубоком изучении внутреннего мира конкретного человека. Диагностическая работа тесно переплетается с коррекционной и развивающей. В ней можно выделить несколько этапов:
1) изучение запросов;
2) формулировка психологической проблемы;
3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена;
4) выбор методов диагностики;
5) применение отобранных методов;
6) формулировка диагноза, которая должна содержать и прогноз дальнейшего развития;
7) разработка рекомендаций и программы психокоррекционной и развивающей работы;
8) реализация этой программы;
9) контроль за ее осуществлением [14–15].

1.5. Новые тенденции в развитии психодиагностики

Источник: Психодиагностика: учебное пособие для студентов специальности "Педагогика и психология"/Автор-сост. Т.Г. Неруш / Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010. – 204 с.

Читайте также: