Развитие науки и техники в xix в доклад

Обновлено: 19.05.2024

Формирование научного мировоззрения рабочего класса. Процесс интеграции и дифференциации наук. Рост объема научных открытий и более широкие возможности их использования в народном хозяйстве. Связь науки с производством, внедрение технических достижений.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.01.2011
Размер файла 17,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Наука рассматриваемого периода открыла перед человечеством бесчисленные возможности для прогресса. Но одновременно наука столкнулась со сложнейшими проблемами, от решения которых зависит не только её развитие, но и судьба человечества. Конец XIX - начало ХХ в. - период революционной ломки понятий в ряде ведущих отраслей науки.

В области физико-математических наук осуществлялось становление термодинамики, статистической физики, классической электродинамики. В эти же времена Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов, А. Эйнштейн завершил классическую механику. Был осуществлён переход к новым представлениям о строении вещества, сложной структуре атома.

Также развивалась наука о живой природе. Она развивалась под влиянием эволюционной теории Чарльза Дарвина, распространившего идею развития на весь живой мир, в том числе и на человека, сблизившего в какой-то мере проблемы естественных и гуманитарных наук. Наряду с этим Г. Мендель открыл путь к одной из сокровенных тайн живой природы - наследственности, а также заложил возможность количественного анализа процессов, изучаемых биологией.

В области общественных наук самым значительным событием последней трети XIX века явилось дальнейшее развитие научного мировоззрения рабочего класса К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями, прежде всего В.И. Лениным; рассмотрение ими новых социально - экономических и политических процессов. Наряду с этим изменением исторической роли буржуазии, особенно в связи в перерастанием домонополистического капитализма в империализм, сопровождалось разработкой и распространением идеалистических учений, концепций. В них буржуазия находила идейно-теоретическое подтверждение своего господства, стремления увековечить капитализм. Некоторые из этих учений стали идеологическим оружием империализма. Классовая борьба поднялась на новую ступень, идеологическая ситуация обострилась. Это отразилось на развитии науки.

В процессе развития научного познания создавались новые отрасли науки. Объединенные усилия отдельных наук использовалась для познания новых явлений, образовывалась единая система нескольких наук (интеграция). Во второй половине XIX века процесс внутренней интеграции привел к тому, что естествознание превратилось в совокупность фундаментальных наук - физики, химии, биологи и др., каждая из которых становилась внутренне целостным явлением со своей методологией, проблемами. Наряду с этим осуществлялась дальнейшая дифференциация внутри каждой науки. Возникли термодинамика, электродинамика, звездная астрономия, химическая кинетика, геотектоника, микробиология, экология, эволюционная эмбриология, биохимия и другие отрасли наук. Их отличие от прошлого состоит в том, что это уже не совершенно самостоятельные наук, а именно отрасли наук, опирающиеся на научные достижения в целом.

Начался продолжающийся и сейчас процесс превращения физики в физические науки, химии в химические науки, биологии в биологические науки и т.д. Кроме того, интеграция вызвала к жизни и некоторые тенденции к объединению, выходящему за рамки отдельных наук. Так формируются химфизика, геофизика, астрофизика и др. Интегрирующую роль стали играть новейшие открытия в науке: эволюционная теория и генетика, открытие радиоактивности и т.д. Принципиально иной в конце XIX века становиться структура научных учреждений и их роль в обществе. Научный поиск сосредотачивается в научно исследовательских институтах, а не в университетах как было раньше. Стремясь использовать науки в своих целях, правительства и монополии начали направлять ее развития путем финансирования научных исследований, создание соответствующих институтов. Вначале ХХ в. действуют научные школы, имеющие мировое значение: Кембриджская школа атомной физики, Геттингенская школа математиков, позже - Копенгагенская школа теоретической физики и др. Большое значение в научной жизни приобретают журналы, в которых итоги научных работ формируются кратко, на основе общепринятой для данной науки терминологии и известных научных концепций.

Для конца XIX в. характерно интенсивное развитие международных связей научного мира, создание научных центров, привлекающих к своей работе ученых из всех стран мира. В этот период возникли крупные международные постоянно действующие центры: Бюро мер и весов (1875), Геодезическая ассоциация (1896), Ассоциация академий (1900), Бюро времени (1912). Возросло значение международных научных конгрессов, конференций. О возрастании роли в науки в обществе свидетельствует и ежегодное присуждение пяти Нобелевских премий, начиная с 1901 года.

Рост объема научных достижений и более широкие, чем раньше, возможности их использования в народном хозяйстве поставили перед обществом задачу как принципиально иной организации промышленности, так и реорганизации всей системы научной работы.

Начали развиваться технические науки, а в самом естествознании существенной стала проблема соотношения фундаментальных и прикладных исследований, появились новые формы связи науки с производством - отраслевые научно-исследовательские институты, научные лаборатории на заводах, конструкторское бюро и т.д. Увеличилось количество ученых, занятых непосредственно на производстве. Внедрений достижений науки промышленность потребовало дифференциации исследования, разработки в науке не самой идеи. Но и технологий её внедрения в производство, а также объединение усилий ученых и производственников по многим направления исследований. Наряду с этим научные исследования стали развиваться на индустриальной основе, начали создаваться экспериментальные установки и научное оборудование непосредственно в промышленности.

Особенно широко это направление научной деятельности развивалось в Германии. К имеющемуся здесь большому количеству университетов добавилась сеть широких высших технических школ, издавалось множество журналов, справочников.

Наука оказывает влияние на судьбы человечества не только своими открытиями и их реализацией в производстве, но и воздействием на характер общественного сознания. Общественное мировоззрение испытывает серьёзное, постоянно возрастающие влияние науки по мере её развития. Все более важное значение приобретает научная картина мира (в отличие от религиозной), которая зависит от естественнонаучных открытий, особенно в области ведущих наук. Научная картина мира в XIX веке опиралась на физические исследования и идею развития, подробно разрабатываемую в биологии и науках о земле. Бурный прогресс в конце века физико-математических исследований способствовал изменению создаваемых картин мира и привлечению к ним внимания общественного сознания.

Развитие научного мировоззрения рабочего класса

В конце XIX - начале ХХ века Буржуазной идеологии и буржуазным учениям об обществе активно противостояла теория революционного преобразования общества, научная идеология класса, основы которой были созданы в 40 - 50-х годах XIX века трудами К. Маркса и Ф. Энгельса по философии, политической экономии, научному коммунизму. Ими было разработано материалистическое понимание истории, которое дало возможность рассматривать общество в развитии, вскрыть его объективные законы и движущие законы, обосновать неизбежность социальной революции.

Философия

мировоззрение наука открытие технический достижение

Конец XIX века характеризуется возрастанием противоборства марксизма и буржуазной философии. Множество появившихся в этот период философских идеалистических конструкций отличаются, прежде всего, пристальным вниманием к различным аспектов политической и духовной жизни общества без их связи с материальными условиями жизни или в противопоставлении ей. Делались попытки найти новые способы изучения социальных проблем. Классические идеалистические схемы подвергались критике и в ряде случаев модернизировались. Однако эта модернизация оставалась идеализмом, приспособленным к новым социальным условиям.

Неудовлетворительность всех методологий исторического познания, а также бурное развитие исторических событий в начале ХХ века в значительной мере ослабили интерес к методологии.

В буржуазной философии истории стали все интенсивнее разрабатываться идеи об иррациональных источниках общественных событий, о принципиальном различии исторического познания предмета как описания единичного, неповторимого от естественнонаучных постижения всеобщего, закономерного, о крахе человеческой цивилизации. А отказ от теоретического понимания смысла исторических событий открывал дорогу для произвольных, в том числе и откровенно реакционных, шовинистических концепции.

Французские социологи Э. Дюркгейм, Л. Буржуа и юрист Л. Дюги развили концепцию солидарности всех социальных слоев общества, основанную на том, что классовое деления торжественно общественному разделению труда. Последнее необходимо для современного производства, а значит, и солидарность классов является обязательным условием жизнестойкости государства. По мнению Л. Дюги, все законы государства должны быть направлены на укрепление такой солидарности, а традиционный демократизм, выражая волю большинства, лишь разрушает её. Реакционный смысл имел и развивающийся позитивизм, рассматривающий законы и нормы права не как отражение каких-либо существенных процессов в обществе, а лишь как выражение авторитета государственной власти.

Социология

19-й век заложил основы для развития науки 20-го столетия и создал предпосылки для многих будущих изобретений и технологических нововведений, которыми мы пользуемся в настоящее время. Научные открытия 19 века были сделаны во многих областях и оказали большое влияние на дальнейшее развитие. Технический прогресс неудержимо продвигался. Кому же мы благодарны за те комфортные условия, в которых сейчас живет современное человечество?

Научные открытия 19 века: Физика и электротехника

научные открытия 19 века

Ключевой особенностью в развитии науки этого периода времени является широкое применение электричества во всех отраслях производства. И люди уже не могли отказаться от использования электричества, ощутив его существенные преимущества. Много научных открытий 19 века было совершено в этой области физики. В то время ученые начали плотно изучать электромагнитные волны и их влияние на различные материалы. Началось внедрение электричества в медицину.

В 19-м веке в сфере электротехники работали такие известные ученые, как француз Андре-Мари Ампер, два англичанина Майкл Фарадей и Джеймс Кларк Максвелл, американцы Джозеф Генри и Томас Эдисон.

В 1831 году Майкл Фарадей заметил, что если медная проволока движется в магнитном поле, пересекая силовые линии, то в ней возникает электрический ток. Так появилось понятие электромагнитной индукции. Это открытие создало почву для изобретения электродвигателей.

В 1865 году Джеймс Кларк Максвелл разработал электромагнитную теорию света. Он предположил существование электромагнитных волн, посредством которых передается электрическая энергия в пространстве. В 1883 году Генрих Герц доказал существование этих волн. Он также определил, что скорость их распространения — 300 тыс. км/сек. На основе этого открытия Гульельмо Маркони и А. С. Попов создали беспроводный телеграф — радио. Это изобретение стало основой для современных технологий беспроводной передачи информации, радио и телевидения, в том числе всех видов мобильной связи, в основе работы которых лежит принцип передачи данных посредствам электромагнитных волн.

Химия

научные открытия 19 века

В области химии в 19 веке самым значительным было открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. На основе этого открытия была разработана таблица химических элементов, которую Менделеев увидел во сне. В соответствии с этой таблицей он предположил, что существуют еще неизвестные тогда химические элементы. Предсказанные химические элементы скандий, галлий и германий впоследствии были открыты в период с 1875 по 1886 гг.

Астрономия

ХІХ ст. было веком становления и стремительного развития еще одной области науки — астрофизики. Астрофизика — это раздел астрономии, который изучает свойства небесных тел. Этот термин появился в середине 60-х годов 19-го века. У истоков ее стоял немецкий профессор Лейпцигского университета астроном Иоганн Карл Фридрих Цёлльнер. Главные методы исследования, используемые в астрофизике — это фотометрия, фотография и спектральный анализ. Одним из изобретателей спектрального анализа является Кирхгоф. Он проводил первые исследования спектра Солнца. В результате этих исследований в 1859 г. ему удалось получить рисунок солнечного спектра и более точно определить химический состав Солнца.

Медицина и Биология

С приходом 19 века наука начинает развиваться с невиданной доселе скоростью. Научных открытий совершается столько, что трудно детально их отследить. Медицина и биология в этом не отстают. Самый значительный вклад в этой области сделали немецкий микробиолог Роберт Кох, французы медик Клод Берна́р и химик-микробиолог Луи Пастер.

Бернар заложил основы эндокринологии — науки о функциях и строении желез внутренней секреции. Луи Пастер стал одним из основоположников иммунологии и микробиологии. В честь этого ученого названа технология пастеризации - это способ термической обработки в основном жидких продуктов. Эта технология применяется для уничтожения вегетативных форм микроорганизмов для увеличения срока хранения пищевых продуктов, например пива и молока.

Роберт Кох открыл возбудителя туберкулёза, бациллу сибирской язвы и холерный вибрион. За открытие туберкулезной палочки он был награжден Нобелевской премией.

Компьютеры

Хотя считается, что первый компьютер появился в 20 веке, но уже в XIX веке были построены первые прообразы современных станков с числовым программным управлением. Жозеф Мари Жаккар, французский изобретатель, в 1804 году придумал способ программирования работы ткацкого станка. Суть изобретения состояла в том, что нитью можно было управлять, используя перфокарты с отверстиями в определенных местах, в которых предполагалось нанести нить на ткань.

Машиностроение и промышленность

научные открытия 19 века

Уже в начале 19-го века начался постепенный переворот в машиностроении. Оливер Эванс был одним из первых, кто в 1804 году в Филадельфии (США) продемонстрировал автомобиль с паровым двигателем.

С помощью таких станков удалось заменить ручной труд, когда было необходимо производить обработку металла с большой точностью.

В 19 веке был открыт принцип работы теплового двигателя и изобретен двигатель внутреннего сгорания, что послужило толчком к развитию более скоростных средств передвижения: паровозов, пароходов и самоходных машин, которые мы сейчас называем автомобилями.

Также начали развиваться железные дороги. В 1825 году в Англии Георг Стефенсон простроил первую железную дорогу. Она обеспечивала железнодорожную связь городов Стоктон и Дарлингтон. В 1829 проложили ветку, которая связала Ливерпуль и Манчестер. Если в 1840 году общая протяженность железных дорог составляла 7700 км, то к концу 19-го века это уже было 1 080 000 км.

19-й век — это век промышленной революции, век электричества, век железных дорог. Он оказал существенное влияние на культуру и мировоззрение человечества, в корне изменил систему ценностей человека. Появление первых электродвигателей, изобретение телефона и телеграфа, радио и нагревательных приборов, а также лампы накаливания — все эти научные открытия 19 века перевернули жизнь людей того времени.

Позапрошлый век послужил трамплином для необыкновенного рывка технической цивилизации в XX в. Именно его замечательные научные озарения позволили вплотную приблизиться к разгадке тайн мирового макро- и микрокосмоса, атомного ядра, задуматься о возможности полётов к иным планетам и создании искусственного интеллекта. Великие изобретения 19 века сократили расстояния, открыли возможность опуститься на дно океанов и подняться над облаками, познакомили человека с новыми материалами и веществами, осуществили революционные преобразования в медицине, технике и промышленности.

Открытия 19 века

От пара к двигателю внутреннего сгорания

Ричард Тревитик

XIX век стал революционным в области транспортных технологий. Многими из них в усовершенствованном виде люди продолжают пользоваться до сегодняшнего дня и, без сомнения, будут эксплуатировать их ещё многие годы. Необычные изобретения той поры носили принципиальный, основополагающий характер, определяя векторные направления движения технической цивилизации.

Развитие наземного транспорта

Первая половина девятнадцатого века стала золотой эпохой пара. Двигатель, основанный на использовании этого агрегатного состояния воды, был создан ещё в XVIII веке, но наиболее полную реализацию получил уже в следующем столетии. Изначально использующийся на фабриках, заводах и мельницах, в 1804 году он встал на колёса. Учёный, ставший автором одного из самых великих изобретений человечества — железной дороги, носил имя Ричард Тревитик и был родом из Англии.

Локомотив Блюхер

Получил дальнейшее развитие и автомобильный транспорт. От паровой самоходной машины, появившейся в 1769 году, пришлось отказаться в силу её неуправляемости. Но с начала XIX в. разворачиваются изыскания в области двигателей внутреннего сгорания. В первой половине в качестве топлива пробовался газ, но удовлетворительных результатов добились инженеры, использовавшие бензин. Прорыв пришёлся на конец века:

Джордж Селден автомобиль

  • 1874 год — изобретаются четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания (пока газовый) и бензиновый карбюратор;
  • 1879 — Джордж Селден патентует автомобиль;
  • 1885 — появление первого коммерческого аппарата Отто Бенца и мотоцикла (Даймлер, Майбах);
  • 1886 — Готтлиб Даймлер усовершенствует бензиновый двигатель и оснащает его турбокомпрессором собственной разработки;
  • 1893 — распылительный карбюратор венгров Яноша Чонки и Доната Банки;
  • 1895 — дизельный двигатель.

Покорение водных пространств

Первая лодка Наутилус

Рубеж 50−60-х годов ознаменовался широким внедрением гребного винта и появлением цельнометаллических монстров уничтожения — броненосцев. С их спуском на воду начался закат многовековой истории парусников. Тогда же были изготовлены механическая подлодка и самодвижущаяся торпеда.

В 1881 увидело свет изобретение, крайне важное для сохранности скоропортящихся грузов. В океан вышел рефрижераторный корабль австрало-новозеландской компании, оснащённый мощнейшими холодильными установками. Отныне улову не грозила скорая гибель из-за высоких температур в южных широтах.

Рефрижераторный корабль 19 век

С увеличением мощности и манёвренности судов пришла пора и последних великих географических открытий. В конце концов на земле не осталось суши, на которую не ступала бы нога исследователя. Карта мира приняла окончательный вид, и теперь только время вносит в неё свои изменения.

Начало освоения шестого океана

Мечта о покорении неба сопутствовала человечеству с незапамятной древности. К XIX столетию никого уже не удивляли монгольфьеры и шарльеры — неуправляемые воздушные шары, наполненные газом или паром.

Дирижабль конструкции Жиффара

Они использовались Наполеоном в разведывательных целях, в русской и австрийской армиях предпринимались неудачные попытки применять их в качестве бомбардировщиков. Но зависимость от ветра делала эти эксперименты малоэффективными.

С 1850-х годов начинается активный поиск возможностей управления воздухоплавательными аппаратами. В 1852 был совершён удачный полёт на дирижабле конструкции Жиффара, снабжённом паровым мотором и винтом. Вершиной этих изысканий стало появление в 1900 году цеппелинов (жёстких дирижаблей), способных перевозить большое количество пассажиров и грузов и оснащённых бензиновыми двигателями внутреннего сгорания.

Одновременно изучались возможности полёта на аппаратах тяжелее воздуха и создавалась база для появления авиации. Работы велись в направлении монопланов (машин в виде единого крыла). Агрегат с одним двигателем, был разработан Феликсом дю Темпле в 1874 году, а двухмоторный — русским изобретателем Александром Можайским в 1882.

Беспилотный вертолёт с паровым двигателем

Между этими научными открытиями в 1877 году был осуществлён успешный запуск первого в мире беспилотного вертолёта с паровым двигателем. Это произошло в Милане. Конструкция инженера Энрико Форланини поднялась на 13 метров, где оставалась в течение 20 секунд.

Внедрение в жизнь электричества

Мировая промышленная революция XIX в. ставила перед учёными и инженерами настолько сложные технические задачи, что одного практического опыта для их решения уже не хватало. Требовалась серьёзная теоретическая база. Это и предопределило растущую роль математики, физики, химии и механики в прикладных областях науки.

Новый вид энергии

Телефон белла

Результаты изучения природы электричества, ставшие научной основой электротехники, открыли широчайший спектр его применения:

  • в системах связи;
  • в приводных устройствах рабочих машин;
  • во многих технологических процессах металлургии (плавка и сварка, изготовление металлопокрытий);
  • в промышленном производстве водорода, хлора и т. д.

Изобретения николы теслы

Они совершили революцию в быту, устранили зависимость человечества от продолжительности светового дня, смогли изменить характер культурных и общественных отношений. Невероятные достижения в этой области великих изобретателей: Майкла Фарадея и Томаса Эдисона, Александра Белла и Вернера фон Сименса, Николы Теслы и Александра Попова — внесли их имена в историю цивилизации.

Список этот можно было бы расширить многократно. К сожалению, специализация ряда изобретений делает имена их авторов известными только узкому кругу профессионалов. Так Фрэнк Спрейг усовершенствовал электрический трамвай, Джозеф Генри изобрёл электромагнит с многослойной обмоткой, Джеймс Линдсей — лампу накаливания, а Айз МакГаффни — бытовой пылесос. Представитель России — инженер Николай Славянов — в 1888 году открыл принципы электросварки на металлических электродах под слоем флюса, что позволило соединять детали в кратчайшие сроки.

Свет и способы электрической связи

А начиналось всё в 1800 году с изобретения итальянца Алессандро Вольта, который создал первый гальванический элемент — предшественник современной батарейки. Уже через год великий российский учёный Василий Владимирович Петров, собрав из нескольких тысяч таких элементов мощную батарею, получил вольтову дугу, ставшую прообразом сварки и источником света.

Майкл Фарадей генератор

Следующим знаковым шагом стало изобретение Майклом Фарадеем генератора, способного превращать механическую энергию в электрическую. Оно пришлось на 1831 г., и на его базе была создана демонстрационная модель электродвигателя. А уже в 1834 году появилось и его практическое воплощение. По Неве против течения прошла лодка, оснащённая таким мотором, с 14 пассажирами на борту. Заслуга в этом принадлежала русскому исследователю Б. С. Якоби.

С сороковых годов велись работы по созданию ламп накаливания. Ток, проходящий через металлическую нить, разогревал её до состояния яркого свечения. Однако волосок быстро перегорал и во всём мире велись работы по поиску материалов и сплавов, способных продлить ему срок службы. Выход нашёл Александр Николаевич Лодыгин, использовав как оболочку стеклянную колбу, из которой откачали весь воздух, а в качестве нити — спираль из тугоплавкого вольфрама.

Периодическая таблица менделеева

Для русской науки стало характерной чертой находить интересные решения трудных проблем. И самым хорошим примером этого является создание великим русским учёным Дмитрием Ивановичем Менделеевым его Периодической таблицы. Это открытие систематизировало знания о природе веществ и устанавливало связь между свойствами элемента и его атомной массой.

Значительным достижением стало и последовательное появление:

  • телеграфа и азбуки Морзе в начале века;
  • телефона в 70-х годах;
  • радио в конце столетия.

Азбука морзе

Наиболее ярко проявили себя в этой области Александр Белл, кроме телефона (1876) создавший в том же году громкоговоритель и металлоискатель (1882), и Томас Эдисон, который не только усовершенствовал телефон с помощью угольного микрофона (делит авторство с Берлинером), но и изобрёл фонограф и тикерный аппарат.

Проблему приоритета открытия радио каждая страна до сих пор решает по-своему, но история подсказывает, что оно было независимо-коллективным. Никола Тесла изобрёл радиопередатчик, Александр Попов — аппарат, принимающий сигналы, Маркони — систему радиосвязи, и, наконец, тот же Тесла — радиоуправление. И всё это уложилось в период с 1893 по 1888 г.

Бытовые открытия и маленькие свершения

К числу изобретений, не претендующих на глобальное значение в мировой истории, но сыгравших заметную роль в жизни каждого человека, можно отнести:

Первая зажигалка

Первые в истории американские горки

Орудия убийства, медицина и искусство

Утверждение, что война есть двигатель прогресса, и в этом веке нашло своё подтверждение. Выше уже упоминались морские монстры — броненосцы и летательные аппараты, используемые в целях разведки и бомбардировки. Не отставали от них и наземные войска.

Рост уничтожающей мощи вооружения

Среди средств убийства особо стоит выделить три изобретения, качественно изменивших войну и превративших её в откровенную бойню:

Пироксилин (1845)

Появление колючей проволоки, электроприводных морских мин и синтезирование иприта — приятный бонус всем милитаристам.

Открытия в медицине

Но там, где кому-то потребно людей убивать, всегда найдутся и те, кто придёт им на помощь. Использование на практике новых видов вооружения дало необыкновенный толчок к развитию полевой военной хирургии. В 1842 году появляется анестезия. В 1853 стараниями доктора-изобретателя Чарльза Праваза — шприц. В Японии синтезируется эпинефрин (синтетический адреналин).

Первый шприц

И именно XIX в. подарил людям то, чем они живут и постят друг другу в начале века теперешнего. В 1839 году были созданы первые фотографии. Луи Дагер, Уильям Тальбот и Жозеф Ньепс нашли способ закрепления изображения на стеклянной пластине. Этот продукт стал известен под названием дагерротип. Уже через год Тальбот патентует способ создания негатива и переведения его в позитив на хлоросеребряной бумаге. Ряд последовательных открытий, получение фотоматериалов и изобретение плёнки в 1887 году значительно упростили процесс фотографирования, сделали его доступным и быстрым.

Братья Люмьер

Настала очередь застывшему изображению ожить. Материально-техническая база была готова. Изобретатели экспериментировали с системами, которые могли бы создать возможность анимированной записи, пока в 1895 году не добились этого. Братья Люмьер в результате непростого и очень трудоёмкого процесса сумели сделать несколько роликов по 15—20 сек., на которых отснятые персонажи двигались, раскланивались и разговаривали.

Сегодня без фото и кинематографии человек не может представить себе современной жизни, а дальнейшее развитие технологий привело к тому, что ими можно заниматься и без специальной подготовки.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Развитие науки и техники в XIX - начале XX века. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда — в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане. В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда — в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане. Содержание 1 Образование 2 Наука 3 Учение Дарвина и формирование новой картины мира 4 Переворот в технике 5 Развитие транспорта 6 Связь науки с практикой 7 Средства связи

Образование Образование Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг. В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг. К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука Наука XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле. В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно. В XV — XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики. Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики. Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения. Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Учение Дарвина и формирование новой картины мира Учение Дарвина и формирование новой картины мира Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира.

Развитие транспорта Развитие транспорта Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.— из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход. Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км. На рубеже XIX — XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта — автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле. Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в. В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в. Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Читайте также: