Развитие науки административного права в россии доклад

Обновлено: 03.05.2024

Современный период начинается с момента становления России как суверенного, демократического, федеративного, правового, социального государства с республиканской формой правления. Существенные перемены, имевшие место в экономическом и политическом строе России последнего двадцатилетия, не могли не сказаться на административном праве как правовой отрасли и науке. Неминуемым стало пересмотр таких традиционных для административно-правовой науки категорий, как предмет и система отрасли административного права, государственное управление.

В 1995—2003 гг. было опубликовано множество учебной административно-правовой литературы, авторами которых являются профессор А. Б. Агапов, А. П. Алехин, Д. Н. Бахрах, Ю. М. Козлов, Н. М. Конин, А. П. Коренев, В. М. Манохин, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попов, Б. В. Российский, Ю. А. Тихомиров.

В научных работах данной стадии продуктивно вырабатываются проблемы организации и улучшения исполнительной власти. Исследования ведутся по проблемам института государственной службы, его особенностей в отдельных отраслях управления (военной, внутренних дел, дипломатической, таможенной). В условиях формирования Российской Федерации как правового государства особый интерес представляют административно-правовые исследования защиты прав и охраняемых законом интересов граждан в сфере деятельности государственной и муниципальной исполнительной власти. Наука административного права постепенно освобождается от идеологических догм, стремится к обобщающим исследованиям, учитывающим достижения науки разных периодов и разных стран.

Потребности систематизации норм административного права выдвигают на первый план разработку проекта базового документа, который выполнял бы системообразующие функции.

Обоснование доктрины роста современного российского административного права можно считать общность основных идей на цели, задачи, принципы, составные части и главные направления развития административного права и его подотраслей и институтов. В данной доктрине важное место обязано принимать оснащением законной организации и деятельность публичного управления в российском государстве, созданном на принципе разделения властей и признании высшей ценностью самого человека, его прав и свобод.

Масштабность и сложность вероятной перестройки административного права определены многими основаниями, первенствующая из которых состоит в надобности расширения режима правовой государственности на главные отношения, которые регулируются административно-правовыми нормами. Принципы современного правового государства должны действовать и в системе административно-правовых отношений. В настоящее время административное право России не полностью соответствует масштабам правового государства. Но, как известно, ст. I Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство; многие конституционно-правовые положения доказывают данный тезис. Однако в сфере административно-правового регулирования демократические принципы правового государства не нашли необходимой институализации и правового действия.

Административные правоотношения регулирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к ответственности за совершение административного правонарушения, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений, органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к ответственности и порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях. Действующий ныне кодекс был принят Государственной думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 года. Впервые был опубликован в Российской газете 31 декабря 2001 года, № 256 и вступил в силу 1 июля 2002 года, отменив действовавший на тот момент Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. В данный момент имеет редакцию от 24. 04. 2020 года.

Сложная система административного законодательства значится обязательным признаком государственного управления. С прогрессом российской государственности эта система становится более углублённой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышесказанного можно выделить основное.

Камеральная наука является прародительницей административного права. Корни данной науки уходят в XVI столетие.

Изначально деятельность административного права была направлена на борьбу с антисоциальными элементами и на установление порядка, без которого общество не могло развиваться в новых для себя социально-экономических формах. Деятельность эта носила принудительный, полицейский характер, почему и право, ее регулирующее, получило название права полицейского. Далее зарождается наука внутреннего управления, наука о полиции под влиянием идей правового государства превращается в науку или учение об управлении.

Считается, что административное право первоначально зародилось во Франции.

Зарубежные учения имели огромное влияние на структурирование административного права в России.

Большой вклад в развитие российского полицейского права внесли такие исследователи, как: В. Дерюжинский, И. Шеймин, В.Н. Лешков, И.Е. Андреевский, Н.Н. Белявский, И.Т. Тарасов, А.С. Окольский, М.М. Шпилевский, М.К. Палибин, В.В. Ивановский, Э. Берендтс. Развитие полиции и полицейских учреждений оказало немалое влияние на становление полицейского права.

Советское социалистическое административное право наибольшую связь имеет с правом государственным. Советское административное право содержит нормы, определяющие строение аппарата управления сверху донизу и функционирование всех органов, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность в каждой отрасли государтсвенного управления. В центре внимания советских административистов стояла проблема социалистической законности — важнейшего принципа советского государственного управления.

Административное законодательство закрепляет порядок осуществления государственной и муниципальной службы, устанавливает единообразные правила деятельности организаций, поведения должностных лиц и граждан, предусматривает административную ответственность за их нарушение, а также порядок применения санкций за административные правонарушения. Нормы административного законодательства регулируют отношения управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. Поскольку в этих сферах действуют правовые нормы и других отраслей законодательства, разграничение между ними происходит главным образом по предмету и методам правового регулирования.

Пройдя дореволюционный, советский и сходный с режимом чрезвычайной ситуации постсоветский период, российское административное право находится на новом этапе и имеет отличные перспективы развития, обусловленные как использованием накопленного за предыдущие периоды потенциала, так и привлечением опыта правового регулирования демократических зарубежных государств.

Итак, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что административное право является одной из основных отраслей права Российской Федерации, а административное законодательство – базой организации и деятельности исполнительной ветви власти. К тому же, это исключительная отрасль права, которая охватывает в своей системе изучение и анализ обязанностей граждан и юридических лиц как субъектов права, исполнительную власть, регулирующую все сферы жизни общества, административный процесс и многое другое.

Читайте также: