Размещение дорожных сооружений доклад

Обновлено: 16.06.2024

1.Обустройство дороги - комплекс дорожных сооружений, устройств и элементов обстановки дороги, предназначенных для обеспечения нормальной работы дорожной службы и безопасного и удобного движения по дороге.

2.Элементы обустройства дорог в зависимости от назначения подразделяются на:

1)элементы обстановки дороги - совокупность технических средств, обеспечивающих безопасность и комфортность для всех участников дорожного движения;

2) инженерное оборудование дорог - защитные дорожные сооружения (шумозащитные, снегозащитные и др.) и элементы благоустройства дороги.

3.Элементы обстановки дороги и инженерное оборудование дорог классифицируют по видам и типам в зависимости от назначения и условий применения, формы, конструкции и иных признаков.

Элементы обстановки дорог:

1) технические средства организации дорожного движения - комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги;

2) устройства для обслуживания пешеходов и пассажиров;

3) инженерное оборудование по контролю, информационному обеспечению и управлению дорожным движением и состоянием дорог - комплекс средств, включающий технологическую связь и автоматизированное оборудование для управления дорожным движением и состоянием дорог;

4) инженерные сооружения для обеспечения непрерывности и безопасности движения - комплекс сооружений и устройств для обеспечения непрерывности и безопасности движения (транспортные развязки, дополнительные полосы движения, железнодорожные переезды);

5) устройства для освещения дорог - устройства, обеспечивающие в темное время суток с помощью стационарного дорожного (уличного) освещения хорошие условия видимости на дороге в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий и полного использования габаритов дорожных сооружений;

6) устройства для установки и крепления элементов обстановки на дороге - устройства, включающие опоры различных конструкций (стоечные; рамные; консольные), к которым непосредственно или с помощью растяжек (тросов) крепят дорожные знаки и информационные табло;

7) технические вспомогательные средства для обеспечения движения городского электрического транспорта - комплекс устройств, включающих путь и путевое хозяйство (трамвайный путь, дорогу и контактную сеть), для обеспечения движения трамваев и троллейбусов;

Инженерное оборудование дорог

1.Защитное дорожное сооружение - устройство, предназначенное для защиты участников дорожного движения от резких порывов бокового ветра (ветрозащитное), придорожного пространства от шума дорожного движения (шумозащитное), снежных заносов (снегозащитное), пыли (пылезащитное) и для обеспечения устойчивости земляного полотна;

Элементы благоустройства дорог. Благоустройство дороги - сооружения обустройства, гармонично вписанные в ландшафт с соблюдением требований безопасности движения и охраны окружающей среды. Различают типы: малые архитектурные формы и озеленение.

Классификация элементов обустройства дорог

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

В статье рассказывается:

Благоустройство автомобильных дорог подразумевает как обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов, так и организацию необходимых удобств использования всех без исключения маршрутов. Причем совмещение обоих этих параметров строго обязательно.

Именно поэтому перед строительством той или иной дороги – в населенном пункте и за его пределами – составляется подробный план работ с учетом всех вышеперечисленных требований. И заниматься проектированием должны лишь специалисты, обладающие необходимыми знаниями в данной области.

Инженерное оборудование автодорог

Обустройство дорог – это целая система, которая включают в себя, помимо самого дорожного полотна, еще и компоненты обстановки и благоустройства, а также инженерное оборудование. К элементам обстановки относятся все технические средства, используемые для обеспечения безопасного и комфортного передвижения как пешеходов, так и автомобилистов. Инженерное оборудование дорог – это специальные дорожные сооружения, служащие для защиты, к примеру, от снега или шума.

Инженерное оборудование автодорог

Инженерное оборудование автодорог

Инженерное оборудование дорог подразделяется на несколько видов и типов, все зависит от предназначения и условий использования, а также конструктивных особенностей.

  1. Технические средства организации дорожного движения. Представляют собой комплекс устройств, сооружений и изображений, которые применяются на дорогах, чтобы обеспечить безопасное дорожное движение, увеличить пропускную способность автотрасс.
  2. Устройства для обслуживания пешеходов и пассажиров.
  3. Инженерные сооружения, обеспечивающие непрерывное и безопасное движение. Они представляют собой комплекс сооружений и устройств, к примеру транспортные развязки, дополнительные полосы движения, ж/д переезды.
  4. Инженерное оборудование по контролю, информационному обеспечению и управлению дорожным движением и состоянием дорог. Сюда относится целый комплекс средств, таких как технологическая связь, автоматизированное оборудование, с помощью которого можно управлять дорожным движением и отслеживать состояние дорожного полотна.
  5. Осветительные устройства, необходимые для того, чтобы обеспечить оптимальные условия видимости на автотрассе в ночное время. Для этого применяется стационарное уличное освещение, с его помощью удается предотвратить ДТП, в полной мере использовать габариты дорожных сооружений.
  6. Устройства для установки и крепления элементов обстановки на дороге. Сюда относятся опоры всевозможных сооружений, они бывают стоечные, рамные и консольные. Напрямую к таким опорам либо при помощи тросов прикрепляют дорожные знаки и информационные таблички.
  7. Технические вспомогательные средства, обеспечивающие движение городского электрического транспорта: трамваев и троллейбусов. Представляет собой совокупность устройств: непосредственно сам путь и путевое хозяйство, к примеру трамвайный путь, дорога, контактная сеть.

Элементы благоустройства автомобильных дорог

К элементам благоустройства автомобильных дорог относятся два вида сооружений. Первые – обстановка пути, эти сооружения монтирует строительная фирма, выступающая в роли генерального подрядчика по строительству и реконструкции автодорог. Вторая группа сооружений – капитальные здания и конструкции, их может возводить строительная компания, если у нее есть все необходимое для осуществления данного вида работ.

Инновации в дорожном строительстве на страже безопасности человечества

К обстановке пути, другое название которой – малые архитектурные формы, можно отнести дорожные знаки, автобусные остановки, озеленение трассы.

К капитальным зданиям и конструкциям относятся здания и сооружения для дорожно-эксплуатационной службы и обслуживания автомобилей и тех, кто проезжает по автотрассе: гостиницы, мотели, СТО, станции управления дорог.

Элементы благоустройства автомобильных дорог

Элементы благоустройства автомобильных дорог

Так как все вышеперечисленное – здания, их строительство не входит в обязанности дорожных организаций. Поэтому для этой цели заключается контракт с другими фирмами, которые занимаются строительством. При этом осуществляется постоянный технический контроль генеральной подрядной дорожно-строительной компанией.

Создавая дороги, необходимо также продумать комплекс мероприятий, чтобы обслуживать граждан. Автомобилисты и пассажиры, особенно те, кто передвигается на большое расстояние, должны где-то питаться и отдыхать. Также машины нужно заправлять, ремонтировать и обслуживать. Чем интенсивнее движение, сложнее перевозки и сама трасса, тем выше должен быть уровень обслуживания.

Ежегодно возрастает объем автобусных пассажирских как пригородных, так и междугородних перевозок. Поэтому важно создавать павильоны, где люди смогут подождать свой рейс, укрывшись от дождя, снегопада. Также должны быть туалеты, платформы для посадки пассажиров.

Благоустройство автомобильных дорог и прилегающих территорий невозможно без обязательных сооружений обслуживания движения:

Сооружения службы дорожного надзора и безопасности движения

Сооружения службы дорожного надзора и безопасности движения

Важно, чтобы территория комплексов подразделялась на 2 зоны: первая – где можно обслужить транспортное средство, вторая – для обслуживания водителей и пассажиров. При этом зона обслуживания автомобилей должна находиться максимально близко к трассе, поскольку ей пользуется больше проезжающих.

Принципы проектирования объектов сервиса

Благоустройство автомобильных дорог и прилегающих территорий возможно лишь при условии, что будет создана единая система обслуживания на всей протяженности автотрассы либо на ее отдельных участках. Важно обеспечить безопасность и удобство передвижения для посетителей дорожных сооружений, а также для автомобилистов, которые едут на транзитных машинах.

Создавая проекты объектов сервиса, которые находятся рядом с населенными пунктами либо на их территории, необходимо правильно рассчитать их эксплуатационные характеристики, чтобы жители городов и поселков также могли пользоваться их услугами.

Необходимо соблюдать минимальную дистанцию между объектами сервиса на автотрассах и их вместимость. Этот параметр указан в нормативных документах.

При создании схемы расположения обслуживающих комплексов и отдельно стоящих зданий вдоль дорожного полотна следует принимать модуль, то есть единицу протяженности дороги, который соответствует оптимальной дистанции между площадками отдыха. Для дорог I–II категории этот параметр составляет 15–20 км; III категории – 25–35 км; IV категории – 45–55 км.

Выбирая территорию, где будут расположены объекты внешнего благоустройства автомобильных дорог, важно провести гидрогеологическое исследование участка, узнать условия водоотвода, обустройства канализационной системы, выяснить наличие необходимых коммуникаций – централизованной водопроводной системы, ЛЭП, теплотрассы – и возможностей подключиться к ним.

При стадийном возведении комплексов выбирать участок и последовательность его застройки нужно с ориентацией на то, что в будущем объект будет расширяться. Поэтому заранее следует выбрать и оформить территорию подходящей площади.

Важно, чтобы после того, как объекты будут размещены, пропускная способность автотрассы не снизилась. Должна сохраниться хорошая видимость и прочие условия обеспечения безопасности пользования дорожным полотном и находящихся поблизости сооружений. Необходимо исключить создание потенциально опасных для граждан ситуаций.

При размещении, проектировании и возведении объектов дорожного сервиса нужно учитывать требований стандартов, соблюдать технические нормы и правила безопасности дорожного движения, помнить про экологическую безопасность.

Выбирая участок, где будут находиться объекты сервиса, важно уменьшить количество примыканий, подъездов и съездов с основной автотрассы.

Объекты сервиса должны быть расположены на участке в пределах полосы отвода дороги либо в непосредственно примыкающих к ней местах, где есть естественный водоотвод, при этом данная территория непригодна для проведения сельхозработ.

Управляемые табло и знаки: параметры и особенности применения

Если внимательно изучить фото удачного благоустройства автомобильных дорог, станет понятно, что объекты сервиса лучше всего обустраивать в живописном месте. Сооружения должны быть расположены относительно дороги таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования территории и зданий. Необходимо понимать, как данное сооружение повлияет на общий архитектурный ансамбль дорожного полотна и прилегающей территории.

Кроме того, нужно учитывать ту вероятность, что основная дорога будет переведена в более высокую категорию. Тогда потребуется стадийное развитие комплекса объектов сервиса.

Зеленые насаждения вдоль дорог

Озеленение территорий вдоль автомобильных дорог необходимо для того, чтобы защитить автотрассу от заносов во время снегопада, а также для архитектурно-художественного оформления.

Зеленые насаждения вдоль дорог

Зеленые насаждения вдоль дорог

Помимо снегозащитного, существует противоэрозионное и пескозащитное озеленение, чтобы защитить дорожное полотно от размывания и песчаных заносов, ураганов и пыльных бурь.

Существует множество способов выполнить декоративное озеленение, их выбор зависит от садово-паркового стиля и условий на выбранной территории.

Регулярный стиль, другое название которого – линейный, является наиболее простым. В этом случае деревья и кустарники сажают рядами, в виде аллеи, используют живые изгороди.

Ландшафтный (свободный) стиль максимально приближен к естественному – деревья и кустарники сажают группами с привязкой к существующему ландшафту.

Смешанный. В этом случае можно объединить регулярный и свободный стиль, сделать комплексные посадки на перекрестках, остановках, путепроводах, рядом с лесополосой.

  • Противоэрозионное и шумо-газо-пылезащитное озеленение.

Такое озеленение необходимо, чтобы защитить дорожное полотно от разрушения из-за увеличивающихся оврагов, размывания потоками воды, селей, оползней. Приовражные лесные полосы должны быть размещены вдоль бровок оврагов и выше вершины на 30–50 м.

Задачи проектирования системы благоустройства автомобильных дорог

Благоустройство автомобильных дорог следует осуществлять с ориентацией на потребности социума. Граждане нашей страны нуждаются в перевозке людей, грузоперевозках. Также у населения есть культурные и рекреационные потребности, которые должны быть удовлетворены на дороге либо с помощью доставки в территориальные рекреационные системы. Дорога как единая система должна быть превращена в доходное предприятие народного хозяйства.

Если правильно благоустроить автодороги, они будут более эффективно выполнять возлагаемые на них функции, конечно, в пределах своих возможностей.

Задачи проектирования системы благоустройства автомобильных дорог

Задачи проектирования системы благоустройства автомобильных дорог

При разработке плана благоустройства автомобильных дорог необходимо правильно определить методологию исследований. Созданная система как производственная и как экономическая должна способствовать нормальному функционированию автотрасс. Это возможно при следующих условиях:

  • Если будет обеспечена привлекательность автодороги, природных и культурных территориальных комплексов, зданий культурно-бытового назначения, автостоянок. Ориентируясь на эти характеристики, человек станет выбирать тот или иной маршрут следования.
  • Если будет техническое обеспечение – должны использоваться технические средства и сооружения, которые соответствуют запросам в техобслуживании и ремонте ТС.
  • Если будет трудовое обеспечение – необходимо нанять как технических специалистов, так и сотрудников для культурно-бытового обслуживания.

Главное условие благоустройства автомобильных дорог – высокая скорость и безопасность передвижения, важно, чтобы гражданам было комфортно пользоваться автотрассами и они получали эстетическое удовольствие от поездки.

Чтобы автодорога как архитектурное сооружение была привлекательной, при создании проектной документации необходимо продумать ландшафт автотрасс, правильно расположить строения и сооружения, обслуживающие движения, выбрать их оптимальные габариты, номенклатуру, внешний вид. Чтобы перемещение по дорожному полотну было комфортным, придется приложить много усилий, потратив большое количество времени и наняв команду опытных специалистов.

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1163-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33062-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования.

Требования настоящего стандарта не распространяются на:

- автомобильные дороги категории ниже V;

- автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий;

- автомобильные дороги, предназначенные для временного использования;

- автомобильные дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях;

- улицы населенных пунктов при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации.

Примечание - Требования настоящего стандарта гармонизированы с [1]-[5].

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.051 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В

ГОСТ 25869 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования

В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58287-2018 "Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций. Общие технические требования".

ГОСТ 33027 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы

ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 33149 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автовокзал: Объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий (с залом ожидания вместимостью не менее 75 мест для сидения пассажиров) и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 чел. в сутки.

3.2 автозаправочная станция: Имущественный комплекс, предназначенный для приема, хранения и выдачи топлива транспортным средствам (кроме гусеничного транспорта), а также зарядки электротранспорта.

3.3 автостанция: Объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий (с залом ожидания вместимостью до 75 мест для сидения пассажиров) и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 чел. в сутки.

3.4 автостоянка: Имущественный комплекс, обеспечивающий возможность отстоя и хранения транспортных средств, оборудованный площадкой для стоянки транспортных средств с парковочными местами.

3.5 гостиница: Имущественный комплекс (здание, часть здания, иные постройки), предназначенный для временного проживания.

3.6 доступ к объекту сервиса: Устройство согласно проектной документации съезда транспортных средств с автомобильной дороги на территорию объекта дорожного или придорожного сервиса и выезда на автомобильную дорогу.

3.7 знаки информирования об объектах дорожного и придорожного сервиса: Дорожные знаки и информационные указатели, предназначенные для информирования участников дорожного движения об объектах дорожного и придорожного сервиса.

3.8 зона влияния объекта дорожного или придорожного сервиса: Участок автомобильной дороги, в пределах которого распространяется влияние объекта дорожного или придорожного сервиса на транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги, режимы, условия и безопасность дорожного движения.

3.9 зона обслуживания транспортных средств: Территория в составе комплекса сервиса, включающая объекты дорожного и придорожного сервиса (автозаправочные станции, станции технического обслуживания, пункты мойки, автостоянки и пр.), предназначенные для обслуживания транспортных средств.

3.10 зона обслуживания участников дорожного движения: Территория в составе комплекса сервиса, включающая объекты дорожного и придорожного сервиса (площадки отдыха, пункты питания, пункты торговли, гостиницы (мотели) и т.п.), предназначенные для оказания услуг непосредственно участникам дорожного движения.

3.11 кемпинг: Сезонный гостиничный комплекс, оборудованный коттеджами облегченного типа, временными сооружениями для отдыха (палатки, юрты и т.п.) или местами для их установки, парковкой, в том числе для транспортных средств с прицепами-дачами (автокемперами), обеспечивающий организацию отдыха на принципах самообслуживания.

3.12 многофункциональный комплекс сервиса: Имущественный комплекс, представляющий собой совокупность объектов дорожного и придорожного сервиса, включающую парковки для транспортных средств, площадки отдыха, туалеты, автозаправочные станции, пункты питания, торговли и мойки, мотели (кемпинги), станции технического обслуживания, автостоянки, вертолетные площадки и площадки аварийно-спасательных служб, привлекаемых для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, специализированные автостоянки служб эвакуации транспортных средств, а также другие объекты, обеспечивающую широкий спектр сервисных услуг для участников дорожного движения.

3.13 мотель: Гостиничный комплекс для отдыха участников дорожного движения и обслуживания транспортных средств в дорожных условиях. Особенностью является наличие автостоянки и вход в номера с места парковки транспортных средств.

3.14 площадка обзорная: Элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для осмотра ландшафта, открывающегося с места расположения площадки, объектов культурно-исторического наследия и т.п.

3.15 обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.

3.16 объекты дорожного сервиса: Здания и сооружения, расположенные в пределах полосы отвода и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения (остановочные пункты автобусов, в том числе с павильонами, площадки для кратковременной остановки транспортных средств, площадки для отдыха со стоянками транспортных средств, устройства аварийно-вызывной связи и иные сооружения).

3.17 объекты придорожного сервиса: Здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути их следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения).

3.18 остановочная полоса: Укрепленная часть обочины автомобильной дороги, предназначенная для вынужденной остановки транспортных средств в экстренных случаях.

3.19 остановочный пункт маршрутных транспортных средств: Сооружение, предназначенное для остановки маршрутных транспортных средств, ожидания, посадки и высадки пассажиров.

3.20 парковка (парковочное место): Специально обозначенное и, при необходимости, обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.

3.21 переходно-скоростные полосы: Дополнительные полосы движения, устраиваемые для обеспечения разгона и торможения транспортных средств, съезжающих с основных полос движения или въезжающих на них.

3.22 площадка для кратковременной остановки транспортных средств: Укрепленный участок поверхности земляного полотна, примыкающий к проезжей части, предназначенный для вынужденной остановки транспортных средств в экстренных случаях.

3.23 площадка отдыха: Элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для кратковременного отдыха водителей и пассажиров, проверки состояния транспортных средств и грузов, устранения мелких неисправностей.

3.24 полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.25 придорожная полоса автомобильной дороги: Земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим их использования в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Искусственные сооружения на автомобильных дорогах необходимы для преодоления водоемов, ущелий, гор, городских территорий, а также создания безопасных условий для движения транспорта и людей. В эту группу входят тоннели, мосты, эстакады, путепроводы, трубы и другие конструкции. Ниже подробно рассмотрим их назначение, поговорим об устройстве, а также современных новациях в этой сфере.

  1. Назначение искусственных сооружений на дорогах
  2. Устройство различных искусственных сооружений
    • Мосты
    • Путепроводы и виадуки
    • Тоннели
    • Эстакады
    • Трубы
    • Подпорные стены
  3. Последние новации при строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах
  4. Видео " Искусственные сооружения для преодоления естественных препятствий"

Назначение искусственных сооружений на дорогах

Искусственные сооружения на автомобильных дорогах

Главное назначение искусственных сооружениях на автодорогах состоит в обеспечении безопасного движения транспортных средств и людей. При этом каждая конструкция имеет индивидуальные особенности в вопросе целей применения:

  • Трубы. Укладываются для перехода ручьев / суходолов. Часто устанавливаются под съездами / переездами. Назначение состоит в проведении воды под дорожным покрытием. Могут использоваться для прогона скота в селах.
  • Тоннель. Конструкция, предназначенная для проведения автомобильной дороги сквозь горы / водный участок. В горах они проектируются через косогоры / хребты. Частично выполняют функцию защиты от негативных природных катаклизмов, к примеру, обвалов или осыпей.
  • Мост. Строительство мостов на автомобильных дорогах необходимо для преодоления водного участка, ущелий или иных преград, через которые нельзя продолжить дорогу. Такая конструкция принимает на себя вес транспортного потока на определенном участке, поэтому требует особого внимания к монтажу.
  • Виадук. Одна из разновидностей моста, имеющая большую высоту и находящаяся над ущельем или иным углублением. Как правило, такие конструкции имеют один пролет из-за высокой стоимости строительства.
  • Путепровод. Применяется для организации автомобильного потока по другой дороге. Конструктивно такое искусственное сооружение является одним из видов моста.
  • Подпорные стены. Необходимы для поддерживания дорожного покрытия на склонах горной местности. Обустраиваются вместо в регионах с риском осыпей / оползней. Бывают бетонными, каменными или железобетонными.
  • Эстакада. Возводится на пересечении автомобильных дорог и представляет собой насыпную конструкцию с дорожным полотном на поверхности.

К категории искусственных сооружений относятся и галереи, которые строятся на горных автомобильных дорогах. К их главному назначению относится защита от падения камней, спускания лавин, обвалов и т. д. В таких конструкциях особое внимание уделяется прочности.

Устройство различных искусственных сооружений

При строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах проводится большая работа по подготовке, выбору подходящего места и оптимальных материалов.

В задачу инженеров входит создание надежной конструкции, способной выполнять возложенные на нее функции и выдерживать разные виды воздействий в течение продолжительного времени. Ниже кратко рассмотрим особенности устройства разных сооружений.

Мосты

Конструктивно мосты автомобильных и других сорог состоят из опор и пролетных конструкций. Первые бывают береговыми и промежуточными. Вне зависимости от типа опоры берут на себя всю нагрузку от транспорта, дорожного покрытия, атмосферных осадков и т. д. Для лучшей фиксации опоры крепятся на фундамент, который опирается в грунт или специально созданное основание. В качестве материала для опор применятся бетон, камень, металл или железобетон.

Искусственные сооружения на автомобильных дорогах

Пролетные элементы состоят из несущих конструкций (балок), на которых размещается автомобильная дорога. Ключевые элементы соединяются между собой для обеспечения устойчивости и жесткости цельной конструкции. Наиболее распространенными считаются балочные мостовые системы. В них пролеты изготавливаются с применением балок.По конструкции мосты могут быть Т-образными, арочными, висячими и вантовыми.

При строительстве и ремонте мостов на автомобильных дорогах учитываются требования действующих ГОСТ и СНиПов. При необходимости предусматривается возможность возведения рядом других искусственных сооружений, что обязательно закладывается в проекте.

Путепроводы и виадуки

Путепровод — сооружение, которое возводится на другой автомобильной или железной дорогой. По устройству он проще моста, поэтому имеет другое название. Главным отличием является упрощенный тип опор, ведь при строительстве не учитывается ток воды, ход льда, риск размыва опорной части и т. д.

Путепроводы и виадуки

Путепровод на автомобильных дорогах представляет собой мост, который проложен над обычной ж/д или автомобильной дорогой, городскими улицами, пешеходными дорожками. Его устройство подразумевает применение наклонных / вертикальных диафрагм. Опорные стойки находятся над каждым ребром пролетного строения. Они упираются в поперечные диафрагмы, и тогда их количество может быть меньше.

Виадук — еще один вид моста, который применяется для преодоления разных препятствий. Как правило, такое искусственное сооружение необходимо для прокладки дороги через лощину, ущелье или овраг.

Строительство таких конструкций актуально при отсутствии возможности и дороговизне насыпи. При этом проектировщики ориентируются на глубину оврага. Конструктивно виадуки также состоят из опор разной длины и верхнего дорожного покрытия.

Тоннели

Последнее время развивается строительство не только мостов, но и туннелей автомобильных дорог, позволяющих пересекать сложные участки. В зависимости от назначения тоннель может использоваться для машин, велосипедистов, пешеходов, ж/д составов, кораблей и другого транспорта.

тоннель

Тоннели строятся в местах, где нецелесообразно или невозможно обойтись мостами или другими искусственными сооружениями. Наиболее распространенный метод строительства — закрытый, когда дорожное полотно прокладывается внутри какого-то природного объекта.

При возведении может применяться горный способ прокладки с применением бурения и взрывных работ с последующим вывозом лишнего материала на поверхность. Второй вариант состоит в применении комбайнового метода. Его суть в применении специальной техники (комбайнов).

Существуют также открытые методы строительства. Как правило, применяется котлованный вариант, когда создается углубление нужной ширины с последующим укреплением боковых частей.

Также используется траншейный (чаще применяется для пешеходных конструкций) и щитовой. Вне зависимости от способа возведения тоннели всегда укрепляются путем создания основы и бетонной конструкции для защиты от осыпания.

Эстакады

Эстакады

К категории эстакад относятся колейные мосты, которые находятся выше уровня земли и имеют участки для съезда / заезда. Конструктивно они бывают стационарные и разборные. При изготовлении может использоваться:

Как правило, эстакады строятся для подъезда к пролету моста, а иногда для разделения магистрали от городской черты.

Сама конструкция находится над поверхностью земли, а вот основная опорная часть базируется в грунте. В качестве опор применяются ж/б колонны. Для их возведения в землю вдавливаются обсадные трубы, внутрь которых устанавливается металлическая арматура с последующей заливкой бетоном. Далее трубы извлекаются, а ж/б колонна остается внутри в качестве опоры. Группа таких конструкций и играет опорную функцию.

В дальнейшем на основание ставится ж/б опора, а после него делается пролет эстакады в виде арматурной решетки с дальнейшей заливкой бетона. Опора может быть металлической или бетонной. Последнее время все чаще применяется сталь. Параллельно земле монтируются ригели, обеспечивающие распределение нагрузки по поверхности.

При строительстве эстакад предъявляются особые требования. К примеру, угол наклона не должен быть больше 40, а высота пролета от пяти метров и более. Асфальт на поверхности должен обеспечивать качественное сцепление колес авто с дорогой, а по краям дороги устанавливаются ограждения.

Трубы

Водопропускные трубы также входят в категорию искусственных сооружений. При их укладке и изготовлении предъявляются особые требования к надежности из-за риска деформации. При этом устранение дефектов вызывает ряд трудностей и влечет за собой немалые расходы. В процессе создания и укладки учитывается регион эксплуатации.

Водопропускные трубы

Так, в условиях сурового климата требуется пучение грунта. Что касается материала, искусственные сооружения могут делаться из металла, бетона, камня и ж/б. Наиболее популярными являются ж/б трубы, которые собираются из нескольких частей длиной от 1 до 6 метров. С учетом типа насыпи они могут быть 1-но, 2-х или 3-очковыми, а по форме — в виде круга, прямоугольника или овала.

Для фиксации конструкции применяются специальные ж/б детали, отличающиеся высокой долговечностью, надежностью и стойкостью к коррозии. В некоторых случаях необходима укладка фундамента, но при использовании гофрированных труб можно обойтись без него.

Подпорные стены

Подпорные стены

Такие сооружения незаменимы для защиты от обрушений на берегах разных водоемов. Могут изготавливаться из разных материалов:

  • камень;
  • бетон;
  • бутобетонная кладка;
  • ж/б секции.

Для создания основания применяется щебень, песок и естественные грунты. Стена в нижней части может иметь Т-образную форму для лучшей фиксации.

В зависимости от конструкции под уровнем земли может прокладываться дренажная труба. Как вариант, может использоваться коробчатая система, подразумевающая сборку конструкции из нескольких секций. В качестве основного материала все чаще выступает сталь.

Последние новации при строительстве искусственных сооружений на автомобильных дорогах

При создании искусственных сооружений проектировщики стараются применять прогрессивные конструкции и использовать передовые методики выполнения таких работ. Главной целью является повышение надежности конструкции, снижение расхода материала и уменьшения времени возведения. В создаваемых объекта должны применятся типовые решения и сборные конструкции, отвечающие действующим стандартам и техусловиям.

мост, сделанный полностью на 3D принтере

В последнее время набирает популярности 3D-печать разных конструкций. В качестве исходных материалов может применяться пластик, сталь, алюминий, хром-кобальт, никель и другие. Возможна специальная подготовка порошка. Пока такие технологии применяются только за границей для строительства небольших объектов. К примеру, 15 июля 2021 года в Амстердаме был открыт стальной мост, сделанный полностью на 3D принтере. Он объединил две набережные, имеет вес 6 т и длину 12 м.

Заключение

Искусственные сооружения несут ключевую функцию и обеспечивают удобство применения и безопасность автомобильных дорог.

Задача разработчиков в том, чтобы создать надежную конструкцию, удовлетворяющую требованиям и обеспечивающую выполнение возложенных на нее функций. Что касается развития этой сферы, из-за небольших вливаний средств хватает только на реконструкцию, а основные инновации в этом вопросе пока впереди.

Читайте также: