Равноправие и самоопределение народов доклад

Обновлено: 28.06.2024

Из данного принципа видно, что все народы равноправны, и каждый имеет право распоряжаться своей судьбой. Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам, закрепило право всех народов свободно устанавливать свой политический статус.

Здесь необходимо заметить о том, что если государство обеспечивает народу право на самоопределение, (то есть определяет само политическую, социальную, экономическую систему, гарантирует права человека), то расчленение такого государства по воле того или иного меньшинства является противоправным. Вполне естественно, что, формулируя принцип самоопределения, государства не могли не позаботиться об обеспечении одного из основных суверенных прав – права на территориальную целостность. В этом состоит суть идеи самоопределения. При решении вопроса самоопределения и территориальной целостности необходимо учитывать уровень демократизма государства, то есть соблюдения принципа равноправия и самоопределения народов, насколько обеспечены в них и реализовываются права народов. В силу этого территориальная целостность государства не может быть ограничена, в силу принципа самоопределения.




Нередко право на самоопределение объявляется основой всех других прав- к праву отделения. При практической реализации, допускаются грубейшие нарушения других прав и свобод человека. Самым распространенными формами самобытности являются национально-культурные (национально-политические) автономии, которые потом приобретают форму национально-государственного устройства. Велики возможности Федерализма, в рамках которого удается решить национальный вопрос – на основе демократии и верховенства закона. Таким образом, принцип самоопределения народа должен применяться с учетом другого принципа территориальной целостности государства.

Главное, чтобы все вопросы решались не силой, а демократическим путем. Нельзя также забывать о внутреннем аспекте принципа, значение которого растет, в том числе и для международных позиций государства.

Из данного принципа видно, что все народы равноправны, и каждый имеет право распоряжаться своей судьбой. Декларация 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам, закрепило право всех народов свободно устанавливать свой политический статус.

Здесь необходимо заметить о том, что если государство обеспечивает народу право на самоопределение, (то есть определяет само политическую, социальную, экономическую систему, гарантирует права человека), то расчленение такого государства по воле того или иного меньшинства является противоправным. Вполне естественно, что, формулируя принцип самоопределения, государства не могли не позаботиться об обеспечении одного из основных суверенных прав – права на территориальную целостность. В этом состоит суть идеи самоопределения. При решении вопроса самоопределения и территориальной целостности необходимо учитывать уровень демократизма государства, то есть соблюдения принципа равноправия и самоопределения народов, насколько обеспечены в них и реализовываются права народов. В силу этого территориальная целостность государства не может быть ограничена, в силу принципа самоопределения.

Нередко право на самоопределение объявляется основой всех других прав- к праву отделения. При практической реализации, допускаются грубейшие нарушения других прав и свобод человека. Самым распространенными формами самобытности являются национально-культурные (национально-политические) автономии, которые потом приобретают форму национально-государственного устройства. Велики возможности Федерализма, в рамках которого удается решить национальный вопрос – на основе демократии и верховенства закона. Таким образом, принцип самоопределения народа должен применяться с учетом другого принципа территориальной целостности государства.

Главное, чтобы все вопросы решались не силой, а демократическим путем. Нельзя также забывать о внутреннем аспекте принципа, значение которого растет, в том числе и для международных позиций государства.

Самоопределение Каталонии

Самоопределение народов как один из основных принципов международного права означает право каждого народа самостоятельно определять свой политический статус, форму государственного существования, пути экономического, социального и культурного развития.

Принцип самоопределения народов связан не только с процессом перестройки внутренних политико-правовых устоев большинства государственных образований, имеющих многовековую историю, но и во многом определил становление более ста новых государств, что явилось частью единого процесса, охватившего все мировое пространство и не обошедшего стороной фактически ни одно государство.

Принцип самоопределения является правом, но не обязанностью, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Если же народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушение принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Становление принципа самоопределения народов

Лига Наций, учрежденная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и обеспечения коллективной безопасности, ограничилась лишь введением системы мандатов для колоний государств, проигравших Первую мировую войну, с целью не допустить их чрезмерной эксплуатации. В целом большинство идей Вильсона Лига Наций не приняла.

Самоопределение Шотландии

Многотысячный марш за независимость Шотландии в Глазго. 5 октября 2019 г.

Принцип самоопределения народов как международно-правовая норма впервые оформлен и закреплен в 1945 г. Уставом ООН. В соответствии со ст.1 Устава, для поддержания дружественных отношений между государствами и для укрепления всеобщего мира все члены организации обязаны действовать на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

Решающим шагом в укреплении прав человека было принятие Международных пактов 1966 г. В Международном пакте о гражданских и политических правах в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах было подтверждено, что все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Особую роль в процессе становления принципа равноправия и самоопределения народов сыграла принятая в 1970 г. Декларация о принципах международного права. Декларация конкретизировала содержание права на самоопределение, раскрывая возможные формы его осуществления:

  • создание суверенного и независимого государства;
  • свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
  • установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Содержание права народов на самоопределение

Содержание права народов на самоопределение в ходе своего развития претерпело значительные изменения. Так, на протяжении XX века к праву на самоопределение различные движения и группы обращались в контексте деколонизации, революций и переворотов, ирредентизма, сепаратизма и автономизма.

Исходя из анализа документов и доктрины действующего международного права, можно выделить следующие основные элементы содержания принципа самоопределения:

  • запрещены подчинение народов иностранному господству и их эксплуатация;
  • все народы могут свободно выбирать свой политический статус (суверенное государство, ассоциированное государство, союз или объединение с другим государством и т. д.);
  • все народы имеют возможность беспрепятственно выбирать форму своего государства (т.е. форму правления, государственного устройства, политического режима);
  • все народы имеют возможность свободно определять характер социально-экономического строя и пути своего развития;
  • все народы имеют право самостоятельно формировать свои нравственные ориентиры и культурные ценности;
  • все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами;
  • все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы этого права.

Совершенно очевидно, что эти элементы взаимосвязаны: один выбор предопределяет другой. Например, вхождение народа (или нации) в состав какого-либо государства означает и выбор существующего там социально-экономического строя.

Формы реализации права народов на самоопределение

В настоящее время в теории международного права выделяют две формы реализации права народов на самоопределение: внутреннюю и внешнюю:

Внутренняя форма реализации права народов на самоопределение

Внутреннее самоопределение — это выбор определенной формы самоопределения народа внутри государства, без стремления к отделению. Одной из наиболее очевидных форм самоопределения в данном случае становиться предоставление этносу (народу) автономии. Под автономией понимается предоставление обособленной этнической (национальной) группе определенной степени самостоятельности в вопросах этнокультурного и хозяйственного характера.

В современной науке принято различать национально-территориальную и национально-культурную автономию:

  • Национально-территориальная автономия — относительно самостоятельный регион государства с особым национальным составом населения, своеобразной культурой, традициями и языком. Основы правового положения территориальной автономии обычно регулируются конституциями или спец. законами, определяющими ее статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центр. органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром.
  • Национально-культурная автономия — общественное объединение, в рамках которого этническим группам гарантируется право пользоваться наследием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, в процессе обучения, изучать свою историю, традиции и культуру; предоставляются возможности издавать собственные средства массовой информации, возрождать свои промыслы и ремесла; создаются условия для сохранения самобытности этнических групп, их участия в разработке и осуществлении государственной национальной политики.

Кроме того, одним из наиболее эффективных способов снижения конфликтности в многонациональных государствах является федерализм. В федеративном государстве часть полномочий государства делегируется: регионам предоставляется право самостоятельно разрабатывать программы своего социально-экономического и культурного развития, определять порядок их финансирования, осуществлять контроль за их исполнением.

Внешняя форма реализации права народов на самоопределение

Внешнее самоопределение подразумевает реализацию права народа на самоопределение через создание независимого государства или присоединение к другому государству. Этот тип самоопределения является предметом многочисленных дискуссий. В первую очередь такая форма самоопределения использовалась во времена деколонизации. После завершения данного процесса встал вопрос о применимости внешнего самоопределения в условиях современной системы международного права.

По мнению известного юриста-международника, С.В. Черниченко, право на самоопределение предполагает право на отделение в четырех случаях:

  1. народ находится в колониальной зависимости;
  2. территория, на которой проживал какой-то народ, подверглась аннексии после 1945 г.;
  3. конституция государства предусматривает возможность выхода из состава государства территории, населенной определенным народом;
  4. государство не соблюдает в отношении живущих на его территории народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах власти.

Таким образом, международное право не исключает право на самоопределение через отделение от материнского государства, но допускает только в исключительных случаях: в случае незаконного захвата власти, государственном перевороте или иных действий центральной власти, направленные на дискриминацию населения, порождение этнической предвзятости и нетерпимости.

Субъекты права на самоопределение

Одним из самых дискуссионных и противоречивых вопросов в содержании принципа самоопределения является его субъект, то есть тот, кому принадлежит право на самоопределение.

Народы, находящихся под колониальной зависимостью

Колониализм с точки зрения международного права есть явление, препятствующее реализации основных прав человека, мешающее развитию зависимых народов и в связи с этим подлежащее скорейшей элиминации. Многочисленные декларации и резолюции главных органов ООН однозначно признают право находящихся под колониальной зависимостью народов на самоопределение.

Самоопределение Конго

Демонстрация за независимость от Бельгии в Леопольдвиль, Конго. 1960 г.

14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой существенно конкретизируется содержание принципа равноправия и самоопределения относительно данных народов. Так, в декларации утверждается, что колониально-зависимые народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Процессу достижения данными народами независимости не могут помешать ни этнические и религиозные особенности, ни численность народа, ни недостаточный уровень их социального, экономического или политического развития.

Коренные и малочисленные народы

Коренные народы отличаются тем, что сохраняют традиционную хозяйственную деятельность и свою культуру, тесно связанную с определенной территорией. Принятая 13 сентября 2007 г. Декларация о правах коренных народов гарантирует коренным народам право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов. Также этим народам гарантируются право участвовать в управлении суверенным государством, на территории которого они проживают.

Формой осуществления права на самоопределение коренных народов может являться создание широкой автономии, поскольку таким образом обеспечивается сохранение их традиционного образа жизни и социально-политического устройства. Соблюдение права на самоопределение должно способствовать развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности.

Национальные меньшинства

Обладают ли национальные меньшинства правом на самоопределение — еще одни спорный вопрос в теории международного права. Под меньшинством понимается этническая группа, члены которой, являясь гражданами государства проживания, по своему происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения страны.

По общему правилу, национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение. Хотя на международном уровне приняты специальные акты, защищающие права нацменьшинств, такие как Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.), однако право на самоопределение как таковое в них не упоминается.

Соотношение принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств

Одним из наиболее сложных и спорных в международном праве и мировой политике является вопрос о том, как принцип самоопределения народов соотносится с международным принципом территориальной целостности государств.

Как полагают одни авторы, право на самоопределение не означает право на сецессию и на практике принцип самоопределения должен быть подчинен принципу территориальной целостности. Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, они исходят из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека.

Другие считают, что право на самоопределение является одним из фундаментальных коллективных прав человека, принадлежащих народу как единому целому. Исходя из принципа наивысшей ценности прав человека, они рассматривают государство как механизм, с помощью которого общество обеспечивает интересы своих членов. Поэтому, если какая-то территориальная группа не желает входить в состав данного государства, то не существует каких-либо оснований, которые могли бы обосновать насилие над ней.

Вопрос о реализации права на самоопределение в форме отделения от существующего государства может ставиться только тогда, когда государство допускает массовые и систематические нарушения прав человека, не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов, не обеспечивает без дискриминации представительство всех слоев населения в органах власти и не имеет воли или желания изменить сложившееся положение.

Библиографический список

  • Алексанян А. А. Реализация права народов на самоопределение в контексте принципа территориальной целостности государств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №4 (22).
  • Алексанян С. Р. Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2017.
  • Буханова А.С. Коллизия принципов самоопределения народов, территориальной целостности государств и возможные пути ее решения // Право и управление: XXI век. 2011.
  • Герасимова О.Е. Право наций на самоопределение как фактор гармонизации этносоциальных отношений в современном мире // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 4.
  • Гетьман-Павлова И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  • Грушкин, Д. В. Право народов на самоопределение: Идеология и практика: Материалы к семинару – М.: Звенья, 1997.
  • Зохрабян Р.П. Формы реализации права народов на самоопределение в международном праве и доктрине // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2010. №2.
  • Карташкин В.А. Право на самоопределение и территориальная целостность государств // Обозреватель – Observer, 2014. № 10.
  • Кедяев В. В. Правовые аспекты реализации принципа равноправия и самоопределения народов // Контентус. 2019. №8 (85).
  • Кукушкина С.М. Государственный суверенитет, национальный суверенитет и право Наций на самоопределение в начале третьего тысячелетия // Марийский юридический вестник. 2011. №8.
  • Малов Д. В. Принцип равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права: особенности толкования и проблемы субъектности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. №2.
  • Хасанов А. А. Соотношение и взаимодействие принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств // Журнал российского права. 2017. №10.
  • Шафиев К. Принципы самоопределения народов в условиях глобализации // Кавказ и глобализация. 2007. №3.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Общее понятие международно-правового обеспечения территориальной целостности и самоопределения народов. Сущность сецессии. Современное конституционно-правовое регулирование соотношения принципов территориальной целостности и права на самоопределение.

Рубрика Государство и право
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 03.09.2018
Размер файла 134,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

сецессия международный правовой самоопределение

Актуальность проблемы определения соотношения принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение заключается в активизации в мире сепаратистских движений, с одной стороны, и слабой разработанности проблемы соотношения данных принципов в теории и международном праве, а также ее чрезвычайной болезненности как для малых, так и для больших народов - с другой. Поэтому для разрешения имеющихся проблем, связанных с противоречием указанных принципов, необходимо разработать общий подход к соотношению этих принципов, к их иерархии в отдельных ситуациях.

После окончания Второй мировой войны международное сообщество в качестве одной из важнейших целей своей деятельности поставило задачу предотвращения войн, уделяя особое внимание разработке механизмов мирного разрешения конфликтов между государствами. Для этого в Уставе ООН 1945 года был провозглашен ряд основополагающих принципов международного права, в числе которых - принципы территориальной целостности и самоопределения народов. Если первый принцип закрепляет неприкосновенность независимых государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела, то второй провозглашает право любого народа самостоятельно определять свою судьбу, политическое и общественное устройство. Поскольку названные принципы провозглашены в обобщенном виде, без конкретизации, возникла коллизия двух названных принципов: где пределы каждого принципа и в каких случаях один из принципов превалирует над другим? Попытки разрешить этот вопрос нашли отражение как в международных актах, уточнявших данные принципы, так и в национальных законодательствах, а также в научной литературе. Вместе с тем, дискуссии по этому вопросу не прекращаются, а однозначный подход к разрешению коллизии не сложился.

В то же время по всему миру происходили политико-правовые процессы, связанные с образованием новых государств. Это касалось как процессов деколонизации, так и иных движений за независимость вплоть до сецессии. При этом правовая неопределенность в этом вопросе позволяла трактовать соотношение указанных принципов в пользу как одного, так и другого. В результате во всем мире возникли десятки точек, где сепаратистские региональные движения вступали в конфликты, в том числе вооруженные, с центральной властью. Многие из этих конфликтов не получили своего разрешения до сих пор, а легальность действий сторон некоторых из них ставится под сомнение. В итоге коллизия принципов территориальной целостности и самоопределения народов приводит к политической и правовой нестабильности, международным конфликтам.

Целью настоящей работы является продвижение научно-правовой мысли в сфере определения соотношения принципов государственной целостности и права народов на самоопределение в современных реалиях международно-правового и конституционно-правового регулирования. Для достижения этой цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

1) дать определение и выявить признаки каждого из перечисленных принципов;

2) проанализировать международные акты, регулирующие данный вопрос и предлагающих способы их соотношения;

3) изучить конституции и иные нормативные акты государств, которые сталкивались с проблемой соотношения перечисленных принципов, в частности, реализовывали процедуру сецессии либо закрепляли возможность сецессии или даже ее процедуру;

4) изучить практику национальных судов относительно разрешения коллизии указанных принципов;

5) проанализировать кейсы борьбы народов за независимость, порядок совершенных ими действий по достижению и легитимации данной цели, а также результат - успешность или не успешность - попытки сецессии;

исследовать научные работы по правовому анализу принципов государственной целостности и права народов на самоопределение.

Предметом исследования настоящей работы являются нормы международного права, практика международных организаций, положения конституций и национального законодательства различных стран мира, а также решения конституционных и верховных судов, посредством которых осуществляется регулирование вопросов соотношения принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение.

Методологическую основу исследования составили такие общие методы исследования, как исторический, логический, системный, типологический, формально-юридический и сравнительно-правовой.

Во второй главе будет проведен анализ практики разрешения коллизии принципа территориальной целостности и права народов на самоопределение на примерах успешной и неуспешной сецессии в государствах, где присутствуют либо нормы, позволяющие проведение сецессии, либо активные сепаратистские движения. В результате будут выделены действия, процедура и порядок, которые легитимируют сецессию как с точки зрения самого государства, от которого отделяется его часть, так и международного сообщества. Для этого будут рассмотрены конституции и иные законодательные акты таких стран, как Великобритания, Грузия, Канада, Ирак, Испания, Италия, Малайзия, Сент-Китс и Невис, Судан, Хорватия, Узбекистан, Украина, Эфиопия; практику конституционных и верховных судов перечисленных выше государств по вопросам законности сецессии отдельных регионов.

При подготовке данной работы были изучены научный работы, включая статьи и монографии как отечественных авторов (Батычко В.Т., Белькович Р. Ю., Лафитский В.И., Лексин И.В., Маргиев А.В. и другие), так и зарубежных (С. Асатиани, Е. Везбергайте, М. Бельтран де Фелипе, А. Кассезе, Б. Мартин, Х. Маттиас и другие).

ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ ПРИНЦИПА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И ПРАВА НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1 Общее понятие о международно-правовом регулировании принципов территориальной целостности и самоопределения народов и их соотношении. Сецессия как форма самоопределения

Принцип территориальной целостности в международном праве

Международное сообщество искало решение проблемы государственности народов Африки и Азии еще со времен окончания Первой мировой войны в 1918 году, создав просуществовавшую недолго международную организацию Лигу наций и укрепив колониальную систему. Распространение фашистских режимов, военный захват независимых государств, приведший ко Второй мировой войне, а также усилившиеся национальные движения в колониях за независимость сделали очевидным необходимость пересмотра существовавшей на тот момент системы, разработка принципов и гарантий независимости государств.

Закрепление основополагающего принципа для международного права - принципа территориальной целостности государства - в Уставе ООН позволило гарантировать стабильность в межгосударственных отношениях и защиту территории государства от любых посягательств. Батычко В.Т. Международное право Конспект лекций / Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011, с. 34

- недопустимость применения или угрозы применения силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства, а также каких-либо иных способов, несовместимых с целями ООН, включая пропаганду агрессивных войн, в качестве средства урегулирования международных проблем;

- недопустимость угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства, демаркационных линий, таких как линии перемирия, или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ;

- недопустимость актов репрессалий, связанных с применением силы;

- недопустимость каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

- недопустимость организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства; организации, подстрекательства, оказания помощи или участия в актах гражданской войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах своей территории, направленной на совершение актов, связанных с угрозой силой или ее применением;

- недопустимость военной оккупации территории государства вопреки Уставу ООН, приобретения силовым путем территорий государства.

Вместе с тем, Декларация о принципах международного права прямо не запрещает саму по себе возможность сецессии, в ней лишь особо указывается на недопустимость такого отторжения территории государства, которое сопряжено с насилием или угрозой насилия.

В разделе Декларации, посвященному принципу равноправия и праву народов на самоопределение, также закрепляется примат принципа территориальной целостности: «Ничто в приведенных выше пунктах не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов, как этот принцип изложен выше, и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории.

Принцип территориальной целостности раскрывается в пункте 4 Хельсинского заключительного акта: «Государства-участники… будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой.

Таким образом, принцип территориальной целостности - один из основополагающих принципов международного права, гарантирующего мирное разрешение конфликтов и запрещающего применение или угрозу применения силы во взаимоотношениях между государствами. Формулировки данного принципа не предполагают условий, которые бы ограничивали его безусловность, однако, не исключает ситуации отхождение от него при наличии ряда условий вплоть сецессии при определённых обстоятельствах.

Право на самоопределение народов в международном праве

- обеспечивать, соблюдая должное уважение к культуре указанных народов, их политический, экономический и социальный прогресс, прогресс в области образования, справедливое обращение с ними и защиту их от злоупотреблений;

- развивать самоуправление, учитывать должным образом политические стремления этих народов и помогать им в прогрессивном развитии их свободных политических институтов в соответствии со специфическими обстоятельствами, присущими каждой территории и ее народам, и с их разными ступенями развития.

В научной литературе высказывались идеи об установлении разумных пределов реализации права на самоопределение народов, поскольку в противном случае, учитывая наличие около 8 000 различных культур и языков в мире при существовании всего лишь приблизительно 200 стран, самоопределение всех возможных категорий популяций приведет к неограниченной фрагментации существующих государств. Martin, указ. Соч., с. 18 Это повлечет за собой как политическую, экономическую, так и правовую нестабильность во всем мире .

(а) общие исторические традиции;

(b) расовую или этническую идентичность;

(c) культурная однородность;

(d) лингвистическое единство;

(e) религиозная или идеологическая близость;

(f) территориальная связь;

(g) экономические связи;

2. Группа не обязана быть огромной, но число человек в ней должно быть больше, чем простое собрание людей внутри страны;

3. Группа должна осознавать себя единым народом и идентифицировать себя таким образом;

Неконкретность ключевых положений международных актов и приводит зачастую к конфликтам при разрешении противоречий между принципом территориальной целостности и самоопределения народов.

Понятие сецессии как формы самоопределения народов

Сецессия - это комплексный институт, анализ которого затрагивает несколько научных дисциплин. Сецессия напрямую связана с политическими процессами, происходящими в конкретном государстве, вследствие чего этот институт зачастую анализируется именно с точки зрения политологии. Вместе с тем, в данной работе упор будет сделан именно на правовое содержание понятия сецессии.

Обобщая проанализированные определения, в настоящей работе под сецессией будет пониматься процесс отделения части территории из состава государства, причем цель такого выхода - для последующего присоединения к другому государству либо для дальнейшего независимого существования - не имеет определяющего значения.

Самоопределение народов, сецессия, государственная целостность: проблемы соотношения в международном праве

В связи с явной коллизией принципов территориальной целостности и самоопределения народов в международных актах возникла необходимость их разрешения, когда это касается крайнего случая самоопределения народа - сецессии. В зависимости от того, какой из принципов берется за основной, меняется отношение к процессу отделения части государства и образование самостоятельного государства. Следовательно, необходимо определить границы действия каждого из принципов.

В свете этого принцип самоопределения народов всегда оказывается ограничен принципом территориальной целостности. В связи с этим Венецианская комиссия в указанном Докладе выделяет три формы самоопределения: деколонизация, право на уже фактически сложившуюся независимость государства и право на определение своего политического статуса в целях развития в границах существующего государства (internal self-determination). Там же, с. 13 Такая форма самоопределения может выражаться в федерализации страны, регионализме, культурной автономии или в иных формах местного самоуправления. При этом даже если конституция государства в порядке исключения предусматривает право на самоопределение вплоть до сецессии, то только в контексте воссоединения народа (Конституция Германии) или для легитимации образования этого государства после распада предыдущего (Конституции Хорватии и Словакии). Там же, с. 10

Таким образом, Венецианская комиссия пришла к выводу, что по общему правилу принцип территориальной целостности доминирует над принципом самоопределения народов. Противоречие этих двух принципов разрешается на уровне конституций государств, причем приоритет отдается самоопределению в рамках государства. Сецессия, в свою очередь, либо не рассматривается национальным законодательством, либо находится под полным запретом. Там же, с. 3 Как отмечает Венецианская комиссия, предпочтение принципа территориальной целостности праву на самоопределение влечет за собой ограничение основных прав и свобод, при этом такое ограничение должно соответствовать принципу соразмерности и применяться только в крайних случаях. Там же, с. 13

Таким образом, ПАСЕ отдала предпочтение принципу территориальной целостности как гарантии мирного разрешения конфликтов внутри государства и предложила концепцию реализации принципа самоопределения народов в границах существующих государств.

Формулировки территориальной целостности в международных актах позволяют сделать вывод о том, что он гарантирует, в первую очередь, неприкосновенность и суверенность государств в отношении внешнего применения или угрозы применения силы. Поскольку каждое государство вправе самостоятельно осуществлять внутреннюю политику, то вопросы самоопределения народов также должны решаться в порядке, установленном конкретным государством. Если бы территориальная целостность была безусловной, то самоопределение народов ограничивалось только приобретением определенной степени автономности в рамках прежнего государства, не имея возможности определять свой политический статус.

Так или иначе, случаи отделения части территорий и образование новых государств имеют место в наши дни, в связи с чем международному сообществу приходилось вырабатывать конкретную позицию относительно произошедших сецессий.

1.2 Позиции международного сообщества о состоявшихся актах сецессии

Введение в проблему

Исследование международных актов позволило сделать вывод о том, что сецессия не поддерживается, но и не запрещается. Фактическое умолчание международных актов о возможности осуществления сецессии, о ее процедуре приводит к возникновению конфликтов в государствах с сильными сепаратистскими движениями. Поскольку до сих пор не существует единого подхода к критериям законности сецессии, а новые государства продолжают появляться, перед международным сообществом возникает задача оценить состоявшуюся сецессию post factum. Как показывает практика, оценка сецессии может привести - в зависимости от обстоятельств дела - к прямо противоположным выводам. Примером этого являются сецессии Косова в 2008 году и Республики Крым в 2014 году.

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций – обеспечение прав этой категории субъектов международного права на выбор политического статуса, на свободное экономическое развитие, культурную самобытность, участие в международных отношениях.

Зарождение принципа самоопределения народов (наций) относится еще к периоду буржуазных революций. Однако этот принцип не стал общепризнанным даже в рамках европейского международного права.

Существование колониальной системы, а также некоторых европейских многонациональных империи находилось в резком противоречии с принципом самоопределения наций.

Однако в результате продолжавшегося изменения ситуации в мире принцип самоопределения народов получил дальнейшее развитие. Это отразилось в ряде международных документов, из которых наиболее важны Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., ст. 1 Пактов о правах человека и Декларация о принципах международного права 1970 г., в которых дается развернутое определение содержания принципа равноправия и самоопределения народов.

Содержание рассматриваемого принципа в современном международном праве включает в основном следующее:

а) все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

б) все государства обязаны уважать это право;

в) все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;

г) все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

д) в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

е) запрещается подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения наций и народов не означает, что нация (народ) обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или государства, объединяющего всю нацию. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность.

Отсюда следует также, что рассматриваемый принцип не предрешает международно-правового статуса той или иной нации (народа). Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в международных отношениях в качестве субъекта международного права.

Таким образом, от свободного решения самой нации, самого народа должно зависеть создание государственного образования – субъекта международного права. Как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 года, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление иного политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления народом права на самоопределение.

В настоящее время, особенно в связи с распадом Советского Союза и Югославии, остро встал вопрос о соотношении права народов на самоопределение и принципа территориальной целостности государств. В Декларации о принципах международного права 1970 года говорится: "Ничто. не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств".

Несомненно, что каждый народ имеет право на свободное решение своей собственной судьбы. Но в ряде случаев этот принцип используется экстремистами, националистами, рвущимися к власти и жаждущими для этого раздробления существующего государства. Выступая от имени народа, но совсем не представляя его, разжигая оголтелый национализм и вражду между народами, они разваливают многонациональное государство. Это в большинстве случаев противоречит истинным интересам народов данного государства, так как ведет к разрыву сложившихся веками экономических, семейных, культурных, научно-технических и других связей и противоречит общей интеграционной тенденции мирового развития.

4. Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

В Российской Федерации все народны пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитой культуры и других областях.

Аналогичные положения содержатся и в ряде других международно-правовых актов (например, Хельсинкском заключительном акте 1975 года, Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. и др.).

Таким образом, все народы Российской Федерации имеют право на самоопределение. Однако это право может быть реализовано либо только в рамках Российской Федерации, либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

5. Равноправие субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие означает, что все субъекты Российской Федерации обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе Российской Федерации не может быть субъектов, имеющих какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами. В этом смысле все субъекты, находящиеся в составе Российской Федерации, равноправны. Однако это равноправие, разумеется, не означает, что все субъекты Российской Федерации имеют одинаковые права. Республика в составе Российской Федерации является государством, и она, конечно, не может иметь одинаковые права, скажем, с автономным округом. Вместе с тем, бесспорно, равноправными являются все республики в составе Российской Федерации, все области и края, города федерального значения, автономная область, все автономные округа.

Принципы государственного устройства Российской Федерации тесно взаимосвязаны.-Их главная цель и практическое назначение состоит в том, что их реализация способствует успешному государственному строительству в Российской Федерации. Следует отметить, что закрепление в Конституции Российской Федерации федеративного устройства России не означает, что основы и формы сложившейся федеративной организации являются неизменными. Неизменным должно оставаться деление федерации на субъекты, хотя сами субъекты могут быть иными; неизменно и тесно сотрудничество между феде-рацией и ее субъектами, однако не обязателен на все времена нынешний объем полномочий как федерации, так и ее субъектов.

1. Валентинов В. (Вольский). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Стэнфорд, 1971.

2. Далин Д. После войн и революций. Берлин, 1922.

3. Загорский С.О. К социализму или к капитализму? Прага, 1927.

4. Зимин А. У истоков сталинизма. 1918 - 1923. Париж, 1984.

5. Исторический опыт КПСС в осуществлении конституционной политики. М., 1972.

6. Карр Э. История Советской России. М., 1989.

7. История конституций. Вопросы теории и истории. М., 1974.

8. Преображенский А. Новая экономическая политика. Опыт теоретического анализа. М., 1926.

9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. - М., 1995.

10. Русское государственное право. Т, 1.-СПб., 1892.

11. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. № 6.

12. Международное право в документах. - М.: Юридическая литература. 1992.

Читайте также: