Распространение христианства в римской империи доклад

Обновлено: 05.07.2024

Общественные и религиозные настроения в римском обществе. Источники по истории христианства I-II веков. Проблема происхождения христианства. Основные положения христианского вероучения. Социальный состав раннехристианских общин, гонение на христиан.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.03.2015
Размер файла 373,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особое значение в жизни ранних христианских общин занимало отношение верующих и общины в целом с императорской властью. Они были сложными и довольно противоречивыми. В Евангелиях содержатся четкие указания на повиновение властям и честное выполнение всех необходимых обязанностей. При существующих в Риме еще с республиканского времени религиозной терпимости, многочисленных культах, преимущественном интересе к внешней стороне религиозного поклонения новая религия не могла вызвать каких-либо подозрений со стороны императорской власти. Однако положение было не столь простым и однозначным.

Вера в пришествие Христа как Мессии, который должен покарать людей, концепция земной жизни как мира, наполненного грехом, пороками и преступлениями, который должен быть осужден во время Страшного суда и разрушен, а на его обломках должно быть создано тысячелетнее царство справедливости, стояла в очевидной оппозиции к концепции золотого века, довольства, могущества и процветания Римской империи, олицетворяемой и поддерживаемой императорской властью. Христиане отрицали тем самым всю систему духовных и культурных ценностей античного мира. Сама апелляция христианского вероучения к обиженным, гонимым, плачущим аккумулировала в христианских общинах все недовольные существующей жизнью социальные элементы. К тому же вера в Христа запрещала христианам принимать участие в обязательном для всех жителей Империи императорском культе, что рассматривалось как открытое неповиновение властям. Наконец, тихие таинственные собрания первых христиан в уединенных местах, их презрение к пышным языческим зрелищам, гладиаторским боям, цирковым представлениям вызывали у городской черни подозрение, рождали слухи и сплетни, создавали вокруг христиан нездоровый психологический климат.

Вот почему, хотя общеимперских декретов о каких-либо преследованиях первых христиан не было, отдельные случаи гонений и даже убийств со стороны взбудораженной какими-либо слухами толпы имели место. Погибшие за веру христиане объявлялись их единоверцами мучениками и становились объектом почитания. Одними из первых мучеников были глава общины в городе Смирна Поликарп и богослов Юстин, казненные во времена Марка Аврелия.

Первое крупное гонение на христиан, скорее всего, было в Риме при императоре Нероне в 64 г., когда они были обвинены в поджоге Рима. Однако в целом как царствующие императоры, так и провинциальные власти довольно терпимо относились к последователям новой религии, хотя именно с середины II в. начинается ожесточенная полемика античных авторов (Лукиан, Цельс, Цецилий и др.) с основными положениями нового вероучения.

К концу II в. христианство превратилось в большую силу, в основном завершилось создание книг Новозаветного канона, оформились основы нового вероучения, были разработаны главные принципы церковной организации, христианские общины образовались во многих городах Империи, они стали превращаться в богатые и влиятельные организации.

С рубежа II--III вв. начинается новый этап в развитии христианского вероучения и христианской церкви.

Список используемых источников

Первоначально христианство было исключительно палестинским явлением. Эта область, оккупированная римлянами в 63 году до н. э., представляла собой бурлящий котел, переполненный разнообразными религиозными исканиями и жаждой независимости. Само иудейское общество было расколото на несколько довольно больших групп, которых разделяли как религиозные, так и политические взгляды. Среди них были: саддукеи, правящий класс Палестины, требовавшие строгого соблюдения традиционных норм Ветхого Завета и подчинения римской власти, фарисеи, составлявшие средний класс Палестины (ремесленники, купцы, интеллигенция), в свою очередь, также выступали за чистоту иудаизма, создавали новые религиозные нормы, но противились каким-либо контактам с иноземными захватчиками. Фарисеи признавали воскрешение мертвых и загробное воздаяние и верили в пришествие мессии-избавителя, против чего выступали саддукеи. Низшие и деклассированные слои населения Иудеи, а также рабы примыкали к радикальному движению зелотов и сикариев (кинжальщиков), которые выступали за непримиримую борьбу с Римом. Крайне нервозное население постоянно подогревалось всевозможными бродячими проповедниками и пророками, предрекавшими скорое исполнение библейского пророчества — приход мессии — Бога-человека, который спасет евреев от римского господства и установит справедливое Иудейское царство.

В науке, исследующей христианство, утвердились два основных направления: мифологическое и историческое, которые со своих позиций пытались объяснить Евангелие.

Сторонники мифологического направления считали Христа мифическим персонажем, который был создан на основе более древних культов умирающих и воскресающих богов. Представители этой научной школы выявили множество соответствий евангелических рассказов древнейшим мифам, которые присутствуют у многих народов: рождение и чудесное спасение божественного младенца, легенды о самопожертвовании богов во имя спасения людей. Предполагалось, что в основе Евангелия лежит обряд ритуального человеческого жертвоприношения, страдающего и воскрешающего бога.

Сегодня более популярна точка зрения сторонников исторического направления. Подавляющее большинство ученых признают, что человек под именем Иисус или его прототип действительно жил в Палестине в начале I века н. э. Нужно сразу оговориться, что каких-либо бесспорных научно признанных исторических доказательств существования Иисуса Христа нет. Упоминания о нем в трудах Тацита, Светония, Плиния Младшего и Иосифа Флавия многие ученые считают позднейшими вставками, вокруг которых до сих пор не утихают споры. Римские архивы, в которых содержались отчеты Понтия Пилата за время его наместничества в Иудее, погибли при пожаре 64 года, а все документы из архива в Иерусалиме были уничтожены во время штурма города римлянами в сентябре 70 года. Возможно, хранившиеся там акты и дали бы ответ на многие вопросы, связанные с личностью Иисуса Христа, но, к сожалению, все они безвозвратно утеряны. Нам же остались только сведения, полученные из вторых или даже третьих рук: Евангелие, Талмуд и произведения критиков христианства.

Все эти произведения появились на свет уже после разрушения римлянами Иерусалима и представляют собой собрание различных фактов, слухов и мифов, из которых практически невозможно выделить зерно правды и восстановить историческую личность Иисуса Христа. В соответствии с канонической традицией он родился в семье плотника Иосифа непорочным зачатием от Марии в Вифлееме. Затем, спасаясь от гнева царя Ирода, они вместе с новорожденным Иисусом бегут в Египет, где мальчик учится на плотника. Когда Иисусу исполняется 12 лет, семья совершает паломничество в Иерусалим на Пасху, где мальчик идет в храм и поучает священников, которые дивятся его мудрости. Затем в официальной биографии Иисуса наступает многолетний провал. Мы знаем только, что за это время у него появилось 4 младших брата: Иаков, Иосий, Симон, Иуда и не менее 2 сестер. Также известно о каких-то конфликтах в семье между Иисусом и его родственниками. Вновь мессия появляется уже в зрелом возрасте в связи со сценой его крещения Иоанном Крестителем, которой не могло быть потому, что Иоанна казнили либо незадолго до, либо сразу после рождения Иисуса. Затем Иисус Христос проводит 40 дней в пустыне, где выходит победителем из поединка с дьяволом-искусителем. После этого он открыто объявляет себя мессией и начинает проповедовать и творить чудеса, собирая вокруг себя 12 учеников—апостолов. Перед Пасхой Иисус торжественно въезжает в Иерусалим, где иудейские старейшины, составляющие религиозный суд (синедрион), опасаясь восстания народа, арестовывают его при помощи апостола-изменника Иуды, приговаривают к смерти и передают в руки римским властям. Римский наместник Понтий Пилат пытается спасти жизнь мессии. По обычаю (которого на самом деле никогда не существовало) в Иерусалиме на Пасху можно отпустить одного осужденного на смерть по желанию жителей города. Но толпа требует смерти Иисуса и освобождения разбойника Варравы. Мессию казнят на кресте вместе с двумя преступниками на горе Голгофа, расположенной за городской стеной. Иуда, не вытерпев душевных мучений, возвращает синедриону 30 сребреников, за которые он продал своего учителя, и кончает жизнь самоубийством, повесившись на осине. На третий День после распятия, самого позорного и мучительного способа казни, который римляне заимствовали у пунийцев и использовали только для рабов и лиц, не обладающих римским гражданством, Христос воскресает, покидает гробницу и является апостолам. Он посылает своих учеников проповедовать его учение по всему миру, после чего возносится на небо. Второе пришествие Иисуса Христа должно состояться в конце времен, когда он будет вершить страшный суд, покарает грешников, а для праведников наступит вечное блаженство на небе. Апокрифические евангелия дополняют это жизнеописание множеством самых фантастических подробностей, еще более затуманивая проблески исторической правды. Ученые проделали громадную работу, пытаясь вычленить из путанных и противоречащих друг другу Евангелий историческую правду о Иисусе, но все эти попытки пока не увенчались успехом. Теперь все знают, чего точно не было, но никто не может сказать, что же происходило на самом деле.

По всей видимости, в Иудее во время наместничества Понтия Пилата выступал странствующий проповедник Иисус, который собрал вокруг себя секту веривших в то, что он является мессией, воплощенным в человеке сыном Божьим. По преданию, после смерти Христа во главе секты в Иерусалиме стал его брат святой Иаков. После казни Иакова в 62 году христиане выбрали своим главой двоюродного брата Симона. Первые христиане считали себя иудеями, причем более правоверными, чем остальные, поскольку верили, что библейское пророчество сбылось, и мессия уже побывал на земле. Они ждали, что Иисус вскоре вернется, чтобы вершить страшный суд и забрать их в рай. Кроме того, по их мнению, Иисус Христос пришел спасти только евреев, не распространяя своей благодати на чужеземцев. То есть в самом начале иудохристиане рассматривали свое учение только как предназначенное исключительно для еврейского народа. Положение в корне изменилось после Иудейской войны 66—70 годов. Большинство христиан покинули Палестину и довольно быстро распространили свое учение по Средиземноморью через обширные еврейские диаспоры. Если раньше предание о жизни и смерти Иисуса Христа передавалось устно, то теперь возникла необходимость в записи учения. Так появились канонические Евангелия и апокрифы, которые были предназначены для эллинизированной еврейской диаспоры и потому были написаны по-гречески. Кроме того, теперь христианами становились не только евреи, но и представители других народов. Дело в том, что за пределами Палестины, особенно в Азии и Египте, многие греки и местное население принимали иудаизм, привлеченные стройностью положений этой религии. Теперь многие из этих обращенных принимали христианство.

Традиция приписывает заслугу распространения христианства апостолам, а также святому Павлу, который, несомненно, был исторической личностью. По преданию, римский гражданин и иудейский священник Саул особенно отличался в преследовании христиан в Палестине до начала Иудейской войны. По приказу синедриона он направился в Дамаск, чтобы продолжить гонение бежавших туда членов христианской общины. У ворот города Саулу явился Иисус и обратил его в христианство. Саул принял имя Павел и стал наиболее известным проповедником христианства. Он путешествовал по Малой Азии, Греции, Македонии, был в Риме. В конце концов Павла арестовали, и он был либо казнен в Риме, либо осужден на изгнание и закончил свою жизнь в Испании. Главной заслугой святого Павла стала переработка христианского учения, которое под его влиянием из иудейской секты начало превращаться в мировую религию.

Постепенно в общинах появляются старейшины-пресвитеры, которые первоначально занимались сбором взносов, подготовкой мест для собраний, помощью больным и заключенным. Пресвитеры избирались общиной и утверждались проповедниками-апостолами (в то время апостолами называли не только 12 учеников Христа, но и всех проповедников).

Постепенно во главе христианских общин становились епископы (от греческого — надзиратель), которые являлись единоличными руководителями. Состоятельные и образованные люди, принявшие христианство, могли взять на себя управление как хозяйственными, так и вероучительными вопросами. Епископы организовывали богослужения, наказывали за проступки, руководили церковным судом, принимали решение об отпущении грехов, распределяли доходы общины. Они определяли, какие священные книги могут читать верующие. В итоге, епископ превратился в пресвитера, пророка и надзирателя в одном лице.

Официальная христианская доктрина свято придерживается принципа триединства Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого. Вокруг этого догмата споры велись столетиями, и чаще всего именно по отношению к троице различались течения в христианстве. Так, гностик Маркион вообще отрицал Бога Отца, то есть бога Ветхого Завета, объявив его сатаной. Сторонники Монтана считали единственным богом Бога Отца, миссия Иисуса Христа на земле рассматривалась как вторичная.

Правда, после 200 года Тертуллиан отошел от церкви и сблизился с монтанистами.

Вопрос о преследованиях христиан в Римской империи спорен и до конца не ясен. Первоначально христиане как таковые не подвергались организованным властями гонениям, поскольку, во-первых, римская администрация довольно долго не понимала разницы между последователями учения Христа и иудеями, а, во-вторых, римлянам непонятна была сама суть христианского учения. Как правило, в I веке христиане страдали во время репрессий, направленных против иудеев. В принципе, христиане не беспокоили Рим, но публичное нежелание поклоняться статуям императоров и приносить жертвы карались как неповиновение власти.

Единичные случаи гонения не были вызваны прямыми действиями императорской власти. Как правило, христиане становились жертвами доносов, которые сыпались на всех, кого можно было заподозрить в подрыве безопасности Римского государства и общественного порядка. Тем не менее, на протяжении всего II века интерес к христианству возрастал. Хотя уже в начале III века император Септимий Север особым эдиктом запретил подданным обращаться в христианство и иудаизм, он разрешил христианке стать кормилицей своего сына. Спустя несколько десятилетий Юлия Мамея, мать императора Александра Севера, открыто переписывалась с Оригеном. Сам же император в своем святилище рядом со статуями языческих богов установил изображение Иисуса Христа.

Только с середины III века с приходом к власти императора Деция начинаются организованные гонения на христиан. К этому времени христианская религия широко распространилась в римском обществе, проникнув в армию, органы управления и даже сенат. Христианская церковь превратилась в довольно могущественную разветвленную организацию, спаянную строгой дисциплиной. Епископы, образовавшие клир, то есть касту священнослужителей, и накопившие достаточно большие богатства и владевшие значительным личным имуществом, занимались торговыми и финансовыми операциями. Причем зачастую они не делали различия между своими личными деньгами и средствами общины. Также в их распоряжения поступали наследства, завещанные общине и средства от опекунства над сиротами. Епископы периодически собирались на соборы, где решали накопившиеся проблемы и боролись с раздорами внутри церкви. Именно в таком состоянии христианскую церковь застал эдикт императора Деция, изданный в 250 году: все население империи обязывалось явиться перед специальной комиссией, принести жертву и вкусить жертвенного мяса. Те, кто отказывался сделать это, подлежали казни как неблагонадежные элементы и государственные изменники.

Изданный в 313 году Константином Медиоланский эдикт прекратил преследование христиан. Христианская Церковь получала назад конфискованные у нее храмы и имущество. Духовенство освобождалось от всех общественных обязанностей, в том числе и от уплаты налогов. Церковь получила право принимать по завещанию землю, что стало быстро увеличивать ее богатства.

Внутри Пантеона

Обязательным для всех жителей империи был только императорский культ. В основе его лежал апофеоз – провозглашение императора богом. Впервые божественным был провозглашен после смерти Цезарь. Его преемника Октавиана Августа уже при жизни почитали как отца отечества и хранителя семейного очага. Обряды в его честь совершали в каждом римском доме и в храмах. Во времена Тиберия за отказ от почитания императора любого ждало серьезное наказание.

Первые христиане

Именно отказ от почитания императора стал одной из причин преследования римскими властями христиан – последователей новой религии, появившейся в Римской империи. Самые первые сведения о христианах относятся ко времени императоров династии Юлиев–Клавдиев. Местом появления нового вероучения стала Иудея. Эта территория, завоеванная Помпеем, представляла собой бурлящий котел. Для ее населения, исповедовавшего иудаизм, подчинение римскому закону было особенно тягостным, так как заставляло нарушать религиозные заповеди. Разные политические и религиозные группы (фарисеи, саддукеи, зелоты) пытались сопротивляться римскому гнету.

Бюст Клавдия Тиберия Нерона Германика

Чем прочнее становилась Римская держава и власть цезарей в восточных землях, тем меньше оставалось надежд на успех борьбы и тем сильнее было ожидание прихода Мессии – спасителя. Об этом говорили все новые проповедники, пророки, учителя веры. В такой обстановке и зародилась новая религия. Ее основателем был Иисус из города Назарета, родившийся в годы, когда Иудеей правил жестокий царь Ирод. Последователи признали его спасителем, что по-гречески звучит как Христос.

О жизни и проповеди Иисуса Христа рассказывают четыре Евангелия, составляющие основу Нового Завета. Согласно Евангелиям, в 33 г., в период правления императора Траяна, великий синедрион – совет знати в Иерусалиме – осудил Иисуса на смерть, и этот приговор, после некоторых колебаний, утвердил управлявший Иудеей римский наместник Понтий Пилат.

Ученики и последователи верили, что после распятия и смерти на кресте Иисус воскрес. Весть об этом распространилась по всей империи. Первые христиане проповедовали о том, что нет множества богов, а есть единый бог, перед которым равны все верующие в него. Для этого бога не существует различий между эллинами, иудеями, римлянами. Иисус – сын бога, который принял распятие и смерть на кресте ради будущего спасения душ верующих. Христианство показывало людям, как еще при жизни можно верой и правильным поведением заслужить вечное спасение.

Матфей за созданием евангелия. Иллюстрация из рукописного евангелия школы Ады конца VIII — начала IX века. Библиотека Трира

Матфей за созданием евангелия. Иллюстрация из рукописного евангелия школы Ады конца VIII — начала IX века. Библиотека Трира

Первыми христианами были, скорее всего, выходцы из бедных и неполноправных слоев населения Римской империи. Новая религия помогала им ощутить себя не просто полноценными людьми, но давала чувство нравственного превосходства и единства. Если в религиозных представлениях римлян благосклонность богов зависела от правильности исполнения обрядов и точности всех действий и слов, то христианство сделало главным веру человека, его волю к спасению и способность отказаться от соблазнов и греховных поступков. Каждый христианин ощущал свою личную связь с богом и ответственность за собственное спасение.

Однако преследования не смогли остановить распространение новой религии среди жителей империи. Стойкость, которую проявляли христиане, служила подтверждением истинности и чистоты их веры и привлекала в их ряды все новых людей.

Римская империя как место возникновения и жизни ранней Церкви

Начало евангельской проповеди хронологически почти совпало с началом римской империи, огромного государственного образования, охватывавшего практически весь цивилизованный мир. Ранняя Христианская Церковь возникла, жила и распространялась главным образом на территории Римской империи.

Римская империя была создана Октавианом Августом (63 год до P. X. – 14 год no P. X.) в 27 году до P. X. Просуществовала она около пяти столетий (с 27 по 476 год), хотя вполне правомерно говорить и о пятнадцати столетиях Римской империи (до 1453 года), поскольку Византийская империя, Восточная римская империя, явилась ее прямым продолжением, наследницей.

Успех Октавиана Августа определялся не только предшествующей политикой Юлия Цезаря, но и единством культур народов, их общим мировоззрением, греческим языком. Корни римской империи уходят в империю Александра Македонского (356–323), объединившего земли от Адриатики до Китая. Фанатик эллинской культуры, Александр стремился поделиться ей со всем миром. И хотя империя Александра не пережила своего создателя, эллинизм пережил его на тысячу лет. Спустя 300 лет после смерти Апександра осколки его империи объединил Октавиан Август.

Древние церковные писатели считали провиденциальным тот факт, что пришествие в мир Иисуса Христа и рождение Церкви исторически почти совпали с появлением римской империи. Действительно, если бы Иудея не была вовлечена в политический и культурный контекст жизни империи, проповедь апостолов едва ли была услышана на таком огромном географическом пространстве так быстро, и могла ограничиться территорией Ближнего Востока – Передней Азии и Египта. Глобализация первых веков благоприятствовала Христианству.

Внешние условия распространения христианства

Адольф Гарнак выделял такие внешние факторы, которые способствовали быстрому распространению христианства в римской империи 7 :

1) эллинизация, объединившая Восток и Запад в области языка и воззрений;

2) политическое единство народов империи, факт единой монархии порождал представление о небесной монархии и создавал условия для образования единой Вселенской Церкви;

5) постепенная демократизация римского общества, уравнение римских граждан и провинциалов, улучшение положения рабов;

6) религиозная толерантность, терпимость римлян к другим политеистическим религиям.

7) общинная форма жизни, существование ряда общественных организаций.

Необходимо также отметить, что римлян, обладавших живой религиозностью, не удовлетворял привычный языческий культ, имевший формальный характер. Такие люди стремились приобщиться к таинственным восточным культам.

Так что не случайно священные книги христиан были написаны на греческом языке, а апостол Павел так стремился в центр империи, Рим, откуда его могли услышать во всех концах Вселенной. Вместе с тем, ряд этих положительных факторов мог обращаться и против самого христианства, когда государство решалось на его преследование.

Внутренние условия распространения Христианства

К внутренним факторам, способствовавшим христианской миссии, можно отнести

1) распространение в империи сирийских и персидских религий, которые имели некоторые общие черты с Христианством и подготовили сознание язычников к новой религии, пришедшей с Востока;

2) религиозный (религиозно-философский) синкретизм, уходящий корнями в эпоху Александра Македонского и возраставший благодаря культурному обмену, который стал возможен в многообразной по национальному и культурному составу, но политически единой империи (следует заметить, что синкретизм из союзника Христианства скоро превратился в противника, породив гностицизм, манихейство);

3) интерес язычников империи к религиозной философии, презиравшей плоть, телесность, имевшей возвышенное представление о Боге, искавшей Откровения, спасения от мира, плоти и смерти;

3) возникший в среде интеллектуальной языческой элиты философский монотеизм, а также представление о единстве человеческого рода и о едином нравственном законе;

4) обращенность христианской проповеди к бедным и обездоленным (т. е. к самым широким слоям населения) и сам характер этой проповеди как проповеди любви;

5) широкое распространение иудейства и знакомство с ним многих язычников.

Значение иудейства в деле христианской миссии

Хотя иудеи и выступили против христиан одними из первых, но само Христианство многим обязано именно им. Первоначально христианская проповедь была обращена в первую очередь к иудеям. Таково было указание Иисуса Христа. Поэтому первые проповедники шли именно туда, где проживали группы иудеев, шли в города.

География распространения иудеев и их синагог поражает своей обширностью. Иудеи жили во всех римских провинциях Средиземноморья, в Сирии, в Месопотамии, Мидии. Особенно много их было в Сирии, Египте, Риме и Малой Азии, где они оказывали влияние на общественную жизнь. По мнению историков, в Египте в I веке их было около 13%, а во всей империи – около 7% (4 из 50 миллионов жителей империи) 8 .

Христианской проповеди во многом помогала предшествующая иудейская проповедь, которая в языческом окружении главный акцент делала не на обрядах, а на вере в Единого Бога и на Его заповедях, на монотеизме и нравственных требованиях. Иудеи рассеяния обладали переводом Библии на греческий язык, Септуагинтой. Иудеи рассеяния были оторваны от храма с его жертвами, они обращали внимание на духовную сторону своей религии. Иудейство вне Иудеи стало своеобразной философской религией. В империи иудеи жили, главным образом, в городах. Поэтому и Христианство первоначально было именно религией городов.

Однако иудеи не занимались активной проповедью и прозелитизмом: иудейство не стремилось выйти за национальные границы, а прозелитизм был в римской империи и вовсе вне закона. Активная миссия стала отличительной чертой христианской религии, все больше приобретавшей универсальные черты.

Рождение Церкви в Пятидесятницу. Первые гонения со стороны иудеев

После Вознесения Христа количество Его учеников было незначительным. В 1Кор. 15:6 упоминается 500 человек, которым Он явился в Галилее. Согласно Деяниям, в Иерусалиме число уверовавших вместе с апостолами было 120 человек ( Деян. 1:13–16 ). В Иерусалиме на место Иуды был избран Матфий. Через десять дней после Вознесения на апостолов сошел Святой Дух. Этот день принято считать днем рождения Церкви. Робкие и запуганные ученики превратились в бесстрашных проповедников. Проповедь апостола Петра в Пятидесятницу приобщила к Церкви 3 000 человек. Через некоторое время после второй проповеди апостола Петра о Воскресении число верующих возросло до 5 000 ( Деян. 4:4 ).

Первая община пребывала в учении апостолов, общении, преломлении хлеба (вероятно, имеется в виду Евхаристия) и молитвах ( Деян. 2:42 ). Дух любви и единения последователей Христа проявился в общении имуществ. В связи с увеличением общины возникла необходимость в людях, которые бы помогали апостолам и служили при столах. С этой целью было избрано 7 человек, которых стали называть диаконами.

Первые последователи Христа были из числа иудеев. Среди иудеев были так называемые эллинисты, иудеи рассеяния, для которых храм и храмовые жертвы не являлись безусловно необходимыми. В духе эллинистов мыслил Стефан, один из семи диаконов. Он открыто высказал мысль о том, что храм и еврейские обычаи с пришествием Христа теряют свое значение. Иудеи побили Стефана камнями, и он стал первомучеником. При побиении присутствовал Савл, будущий апостол Павел, который сторожил одежды убийц Стефана.

Гонения со стороны иудеев начали возрастать. Ирод убил Иакова и арестовал апостола Петра, которого из темницы освободил Ангел ( Деян. 12 ). В результате апостолы покинули Иерусалим, а центр проповеди переместился в Антиохию Сирийскую.

Иудео-христиане и языко-христиане. Апостольский собор в Иерусалиме

Позиция иудеев-эллинистов, которые принимали Христианство, способствовала началу проповеди среди язычников. Когда на последователей Стефана поднялось гонение, они оставили Иерусалим и начали проповедь среди представителей разных народов. Например, Филипп крестил евнуха царицы Ефиопской ( Деян. 8 ), а апостол Петр – сотника Корнилия в Кесарии ( Деян. 10 ). Однако настоящим центром проповеди среди язычников стала Антиохия Сирийская, где Христианство преодолело границы иудейства. Именно в Антиохии ученики Христа стали называться христианами ( Деян. 11:26 ). Это прозвище им могли дать язычники. Все больше язычников становилось христианами. В результате этого, сформировались две группы христиан: христиане из язычников и христиане из иудеев.

Очень много для превращения Христианства в универсальную мировую религию сделал Савл, превратившийся в апостола Павла. После обращения Савл проповедовал в Дамаске, Тарсе. На апостольское служение его избрали в той же Антиохии. Оттуда он отправлялся и в свои апостольские путешествия, обращаясь с проповедью и к иудеям, и к язычникам.

Между иудео-христианами и языко-христианами в Антиохии произошел конфликт. Причиной конфликта стало различное отношение к храму и моисееву закону. Этот конфликт спровоцировали пришедшие из Иудеи, которые говорили о необходимости обрезания. Для разрешения спорных вопросов об отношении христиан к иудейским обычаям Павел и Варнава отправились в Иерусалим. Это собрание апостолов и пресвитеров, произошедшее около 50 года, называют Апостольским собором. На нем было решено, что языко-христиане должны воздерживаться от идоложертвенного, крови, удавленины, блуда, а также не должны делать другим того, чего себе не хотят ( Деян. 15:29 ). Однако в самой общине Иерусалима, включавшей главным образом иудео-христиан, по-прежнему предпочитали следовать требованиям моисеева закона. Впрочем, даже приверженность закону не спасла апостола Иакова от расправы.

Гибель Иерусалима. Судьба иудеев

В 70 году исполнилось и пророчество Христа о разрушении Иерусалима. Ревнители Закона, зилоты, в 66 году начали восстание против римского владычества. Несколько человек в то время объявили себя мессиями. Иудеев усмирил Тит, сын императора Веспасиана, который захватил и разрушил город Иерусалим. Христианская община Иерусалима фактически перестала существовать, а вместе с гибелью храма и прекращением жертв иудео-христианские настроения в Церкви были изжиты.

После поражения иудеев их Синедрион переехал в прибрежный город Ямнию. Там был определен еврейский канон Священного Писания. Среди членов Синедриона особенно прославился рабби Акиба. В 85 году в синагогальный чин Синедрионом была внесена анафема на назарян и всех еретиков. Отделение христиан от иудеев стало важной задачей для иудеев.

В 132 году началось второе крупномасштабное восстание. Его возглавил Симеон Бар Кохба (Сын Звезды). Рабби Акиба признал в Симеоне мессию, Сына Звезды, о котором говорится в мессианском пророчестве из Книги Чисел. Так иудеи окончательно отвергли Иисуса как Христа, Мессию, Помазанника. В результате ужасных кровопролитных сражений восстание было подавлено в 135 году, а Иерусалим был разрушен вторично. Император Адриан выселил всех иудеев из их родины, а на месте Иерусалима основал новую римскую колонию, город Элия Капитолина.

В противостоянии христианам иудеи отвергли Септуагинту, занялись унификацией еврейского текста Библии. К X веку в результате этой работы появился так называемый Масоретский текст. Но еще раньше, в 140 году был сделан новый греческий перевод, перевод Акилы, который должен был заменить Септуагинту. Пути христианства и иудейства разошлись окончательно.

Христианская миссия и география распространения Христианства в І–ІІІ веке

Вплоть до XVI века происходило развитие так называемой миссионерской легенды – рассказов о том, как апостолы проповедовали Евангелие по всему миру. В каждой стране возникали свои истории о распространении Христианства от проповеди конкретного апостола. Например, жители Константинополя и Руси вели начало своего Христианства от апостола Андрея.

Вероятно, особый рост численности христиан пришелся на время после императора Марка Аврелия и в период с 260 до 303 год.

Родиной христианства является Палестина, население которой говорило на арамейском языке, наследии великой империи персов. Оттуда, благодаря общности языка, Христианство быстро проникло в Сирию, Финикию, Едессу. Также оно проникло в Киликию и на Кипр. В царстве Осроена со столицей в Едессе Христианство впервые стало государственной религией (около 200 года). Распространялось оно и в Италии, Риме, Северной Африке, Египте, на Балканском полуострове, у германских народов. Ко II веку проповедь дошла уже до Галлии и Испании, а крупнейшими центрами христиан были Ефес, Рим и Антиохия.

Наибольший успех миссия имела в Малой Азии, Фракии, Армении, Кипре, Едессе, где к IV веку христиане могли составлять около половины населения. В Сирии и Египте, Риме, Африке и Южной Испании в IV веке христиане составляли значительную часть населения и оказывали большое влияние на общественную жизнь. Небольшое распространение к IV веку получило Христианство в Палестине, Финикии, Аравии, в некоторых районах Греции и Италии.

Распространение Христианства среди различных слоев общества

С самого начала Христианство распространялось в первую очередь среди городского населения. В армии сторонников новой религии было традиционно немного, обнаруживаться среди военных они начали в конце II века. Известны мученики-воины. Среди христиан было и немало женщин. В евангельском рассказе женщины встречаются довольно часто. Именно женщины стали первыми вестницами Воскресения. Женщины были сотрудницами апостола Павла. Источники первых веков упоминают женщин-служительниц (диаконис).

Гарнак, А. Миссионерская проповедь и распространение Христианства в первые три века / А. Гарнак. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. С. 42–46. К внешним условиям А. Гарнак относит также возникшее в единой империи философское представление о единстве человеческого рода, единстве прав и обязанностей; проникновение в империю восточных верований, сирийских и персидских; возросшее уважение к религиозной философии, искавшей Откровения.

См.: Гарнак, А. Миссионерская проповедь и распространение Христианства в первые три века. С. 31–36.

Источник: История Христианской Церкви в доникейский период / В.В. Акимов. - Минск : Ковчег, 2012. - 266 с.

Гост

ГОСТ

Зародившись как секта в иудаизме, христианство благодаря взаимодействию с греко-римской культурой и философией сделалось одной из пяти главных мировых религий. Христианству пришлось бороться за сердца и умы людей с многочисленными другими верами, включая иудаизм. Хотя у христианства были свои идеи и церемонии, его приверженцы прочно ассоциировались с иудаизмом.

Христианство и иудаизм в Европе

Христианское представление о Боге основано на понятиях иудаизма:

  • именно евреи выдвинули идею поклонения одному богу взамен небесной иерархии задолго до пришествия Иисуса
  • в обеих религиях присутствует благодетельный создатель и хранитель мира, который все же требует от человека отчета в его поступках

так что христианство не являлось абсолютно новым учением. Важно и то, что евреи создали сеть синагог по всей Европе, и там можно было услышать слова апостолов.

Тем не менее, раскол между иудаизмом и христианством был неизбежен. Иудаизм распространился в Европе за много веков до рождения Христа. Он выживал и укоренялся даже во враждебной обстановке. Но его законы и обычаи, хотя и не такие строгие, как у евреев, живших в Палестине, все же были необычайно сложны, и это лишало их привлекательности. В христианстве же все было просто и ясно.

Ортодоксальные евреи быстро изгнали апостолов из синагог, посчитав их богохульниками, однако новообращенные в иудаизм были готовы слушать апостолов. В конце концов между евреями и христианами произошел серьезный раскол по поводу соблюдения еврейских законов. В ответ на это многие христиане покинули Иерусалим и переехали в другие крупные города, включая Антиохию и Эфес, ставшие центрами христианского учения.

Главными фигурами в христианстве в середине тысячелетия были апостолы Петр и Павел. Но еще до того, как Павел начал свою миссионерскую деятельность, христианские общины появились по всей Римской империи.

Точно неизвестно, кто был первым распространителем идей христианства. Но наверняка свою роль в этом сыграли рабы, для которых учение христиан было особенно привлекательно, и они передавали слова Иисуса простым людям на всей территории империи.

Готовые работы на аналогичную тему

Распространение христианства в Римской империи

Апостолы, в том числе и Павел, говорили и писали на греческом, который многие знали в Римской империи. Так что первые миссионеры не сталкивались с языковыми барьерами, и это еще более укрепляло единство верующих. Первые христиане также воспользовались преимуществами периода римского мира и римскими дорогами, по которым они быстро и спокойно перемещались от одного места к другому. Когда новую веру принимали торговцы, они несли ее с собой в самые отдаленные уголки империи, и количество верующих стремительно росло.

Считается, что Петр и Павел приняли мученическую смерть в Риме, возможно, во время репрессий против христиан, которые начал Нерон после пожара 64 г.

Оба апостола прибыли в Рим, выполняя миссию, начатую Иисусом, поскольку этот город был центром цивилизованного мира. Поэтому, чтобы миссия проповедников оказалась эффективной, следовало обращать в свою веру римлян.

В течение нескольких десятилетий христианство укоренилось в Риме, авторитет христианской церкви распространился за пределы города, чему способствовала и мученическая смерть за веру святых Петра и Павла. Именно в Риме родилось то единство, которое впоследствии объединило христианскую церковь.

Распространение новой религии в определенной степени беспокоило римских правителей, но, пока эта религия не угрожала власти кесарей, императоры не выступали активно против нее. А если что и не нравилось римлянам в христианах, так это тайный характер их богослужений. Первые христиане проводили свои обряды под землей, в катакомбах, и это вызывало нездоровый интерес.

Различные слухи развязали руки Диоклетиану, который начал систематические гонения на христиан, однако история показала, что христианство не только пережило все гонения, но и еще более окрепло. И уже менее чем через пятьдесят лет, после того как Диоклетиан покинул трон, христианство стало первой римской государственной религией.

Читайте также: