Рациональная организация урока важнейший фактор оптимизации учебной нагрузки доклад

Обновлено: 05.07.2024

Задумываясь о здоровье школьников, мы пришли к выводу о том, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса неблагоприятно влияет на здоровье детей. Школьное обучение становится более интенсивным, повышаются требования к уровню умственной работоспособности учащихся, усложняются формы аналитико-синтетической деятельности.

  • Интенсификация учебного процесса, умственная перегрузка;
  • Однотипная деятельность;
  • Низкая мотивация и интерес к деятельности и её результатам;
  • Воздействие предшествующих знаний;
  • “Перекос” нагрузки на левое полушарие;
  • “Одномодельный” стиль проведения уроков;
  • “Регламентационные стрессы;

Сохранить и укрепить здоровье школьников помогает умение применять здоровьесберегающие технологии. Наша задача - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения, навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни.

  1. Включать в содержание обучения и воспитания сведения о способах поддержания физического здоровья, соблюдения гигиены тела.
  2. Организовать целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности.
  3. Организовать своевременное проветривание помещения.
  4. Организовать подвижные паузы в ходе урока, минутки релаксации, проводить эмоционально отвлекающие разрядки на уроках.
  5. Организовать поддержание нормальной осанки.
  6. Контролировать режим освещённости в учебном помещении.
  7. Проводить комплексы упражнений для снятия усталости глаз.
  8. Организовать ситуацию психологической безопасности, душевного комфорта всех учащихся (в основном зависит от стиля общения учителя с детьми).
  9. Демонстрировать уверенность в способностях всех учащихся.
  10. Способствовать развитию позитивных ожиданий учащихся.
  11. Обеспечить формирование атмосферы взаимного уважения в классе.
  12. Оптимизировать гигиенические условия в классе.
  13. Разнообразить формы, методы и средства педагогической работы.

Требования медицины к преподаванию просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями.

Согласно рекомендациям Института гигиены детей и подростков, надо добиваться, чтобы “все учащиеся на каждом этапе урока были заняты учебной работой”. Оказывается, школьники утомляются на уроках не от усиленной работы, а, наоборот, от безделья, от тягостного ничегонеделания.

Второе требование медиков отражено в разработанных ими нормах домашних заданий.

Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

К требованиям медицины относится также наблюдение за осанкой детей, за тем, чтобы дети с дефектами зрения сидели за определёнными столами, проявлять заботу о левшах и т.д. Г.Г. Левитас “ Технология учебных циклов, или Как улучшить классно-урочную систему обучения”, Изд. Аркти, М, 2006 г.

Мы осознаём свою причастность к ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся и видим решение проблемы негативного влияния школы на состояние здоровья учащихся в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья ученика.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни (В.И.Ковалько “Здоровьесберегающие технологии” М. “ВАКО” 2005).

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. В современной школе от детей ожидают большей работоспособности, чем прежде. Огромное влияние на развитие умственной работоспособности младших школьников оказывает уровень физического развития и состояния здоровья. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учётом работоспособности детей, использование наглядности, выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и др.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления учащихся.

Основные гигиенические критерии рациональной организации урока
( по Н.К. Смирнову)

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
Рациональный Недостаточно рациональный Нерациональный
Плотность урока Не менее 60% и

Сдвоенные уроки в начальной школе запрещаются. Продолжительность урока для начальной школы рекомендуется 35 мин. Кроме того, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-х классах должен применяться ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 30 мин в день; со второй четверти – 4 урока по 35 мин; со второго полугодия – по общим правилам.

  • за столом (партой): длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка; высота ножек стула должна равняться длине голеней; голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол; между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние, равное ширине кисти ребенка;
  • при письме: сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы; позвоночник опирается на спинку стула; предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно; плечи находятся на одном уровне; голова чуть наклонена вперед; расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см; тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30°; левая рука (правая рука у левшей) ученика поддерживает и двигает тетрадь снизу вверх;
  • при чтении: поза при чтении в основном совпадает с позой при письме;
    предплечья симметрично, без напряжения лежат на поверхности стола (парты), кисти поддерживают книгу с наклоном по отношению к глазам под углом 15°;
  • стоя: стоять надо свободно, без напряжения, с равномерной нагрузкой на обе ноги;
    голову не наклонять, следить за симметричным положением плеч, углов лопаток.
  • Уроки – игры
  • Уроки – соревнования
  • Театрализованные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучения учащихся
  • Уроки творчества
  • Уроки – аукционы
  • Уроки – конкурсы
  • Уроки – концерты
  • Уроки – экскурсии и др.

Гигиенически рациональная организация урока даёт возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления и переутомления.

Мы считаем, что разработанный нами урок русского языка для 3 класса соответствует условиям здоровьесберегающей педагогики.

Тема: Повторение пройденного. Безударные гласные, парные согласные в корне слова. Части речи.

Форма проведения: урок – смотр знаний в игровой форме “Выбор наследника”.

Цели: Рациональное построение урока, создание психологического комфорта, что будет способствовать выполнению следующих задач:

1. Закрепление умения проверять и правильно записывать слова с безударными гласными и парными согласными в корне слова; определение частей речи; активизация познавательной деятельности учащихся.
2. Развитие орфографической зоркости, внимания, самоконтроля и контролирования работы одноклассников. Развитие речи.
3. Воспитание любви и интереса к предмету; патриотического чувства по отношению к национальному языку; здорового азарта в соревновании.

1. Орг. момент.

2. Основная часть урока.

- Ребята, готовы ли вы показать мне, гостям, друг – другу как вы научились проверять безударные гласные в корне? Парные согласные? Хорошо ли вы помните части речи?

Тогда начнём наш урок! Как вы уже догадались, он будет необычным.

Дорогие ребята и гости! Послушайте удивительную историю. Царством Русского языка долго правила Великая царица. Она очень любила красивое и грамотное письмо.

Царица (учитель в короне):

- Спасибо! Дети! Я рада за себя и за вас, что наш родной язык – русский язык. На русском языке созданы произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова и других великих писателей и поэтов. Русский язык – язык науки, техники, культуры.

Прочитайте вместе, что сказал о русском языке К. Паустовский:

“Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”.

Владеть языком – знать его
(учитель показывает указкой на слово “владение”)

- Годы идут, мне становится всё труднее одной управлять царством. Пора и о наследнике подумать!
(на магнитной доске вывешивается табличка “наследник”)

- Бороться за царский трон и корону выпала честь вот этим ребятам. Они завоевали это право “5” за контрольный диктант. Вот их документы.

Остальных ребят назначаю царскими советниками
(табличка на магнитную доску “советник”).

- Кто это? Подберите однокоренные слова и выделите корень (совет, советоваться).

- С вами я буду советоваться.
Гостей назначаю моими министрами образования.

- Запишем дату наших испытаний.

Первое испытание

-Знаете ли вы слова словарные, непроверяемые?

На доске открываются словарные слова

- Сначала их прочитаем

л.пата
комн.та
р.кета
в.круг
.гурец
б.гаж
д.рога
в.гон
м.г.зин
.чки

- Выпишите только те слова, в которых пишется гласная “а”

Проверка: проверяют советники. Один советник у доски вставляет буквы мелом (ракета, магазин, комната, вагон, багаж)

- Дорога - Древние славяне расчищенное под дорогу место называли “дор”

- Слово “багаж” пришло из французского языка, оно образовалось там от слова “баг” - связанный узел.

Остальные слова были с буквой “о”

Баллы для претендентов:

5 слов с буквой “а” - 5 баллов
4 слова – 4 балла и т.д.

- Кто хочет получить дополнительный балл, найдите лишнее слово и докажите, почему вы так считаете.
( “вокруг” - не называет предмет, не является существительным, не отвечает на вопросы “кто?” или “что?”, а отвечает на вопрос “где?”)

Второе испытание

- Вновь слова с безударной гласной появляются, но чем они от тех отличаются? (В этих словах безударную гласную можно проверить. Они не словарные).

1 Д.ждинка
2 Л.ства
3 Сн.жинка
4 Зв.рьки
5 Р.синка
6 дер.во
7 ч.рника
8 к.рмушка
9 р.стки
10 цв.ток

- Спишите слова, в которых пропущена буква “о”, устно подобрав проверочные слова.

- Теперь выпишите номера слов, в которых пишется буква “е”

Проверка: Советники подходят к претендентам и проверяют. Один советник у доски вставляет буквы (дождинка, росинка, кормушка, ростки)

Всё верно - 4 балла
3 слова – 3 балла и т.д.;
3,4,6,7,10 – 5 баллов

- Кто, мудрые мои, правило вам помогающее в этом испытании расскажет?

- А теперь, мои будущие наследники, кто скажет, какое слово здесь лишнее и почему?
(“кормушка” - слово называет предмет, который в отличие от других не относится к телам природы, она сделана руками человека) + 1 балл.

- Вижу, есть, кому царство оставить!

- Я не только царица, но и немного волшебница. Я научу вас зажигать искорку доброты. Встаньте в круг, взявшись за руки, и повторяйте за мной слова и жесты.

Встанем мы в широкий круг.
Слева – друг и справа – друг.
В нашем классе пусть всегда светит искорка добра.
Не обижу, не солгу, помогу и подскажу, зло подальше отведу,
А добро везде найду!
Всё получится у нас.
Мы ребята – просто класс!

Третье испытание

- Есть в моём царстве глухие согласные. Они спокойно не желают жить. Всегда стремятся звонкого соседа, во что бы то им стало оглушить. Не позвольте им этого сделать!

- У вас на столах карточки, в окошко вставьте парную согласную, рядом напишите проверочные слова.

1 ряд: В какой строчке все слова пишутся с буквой “д”?

кле.ка, моне.ка, сосе.ка, горо., яго.ка, прово., салю., верблю., гу.ки

2 ряд: В какой строчке все слова пишутся с буквой “ш”?

гребе.ки, речу.ка, пе.ком, бабу.ка, эта., муравьи.ки, ло.ка, подру.ка, мы.ка

3 ряд: В какой строчке все слова пишутся с буквой “в”?

ночё.ка, тра.ка, шка., сли.ки, шар., нер., зимо.ка, голо.ка, голодо.ка

Минутка отдыха

Встанем, поаплодируем нашим участникам соревнований, порадуемся успехам друг друга.

Четвёртое испытание

Пришли вы достойно к последнему испытанию!

- Отчего у мамочки 1
На щеках 2 две ямочки 3?
- Отчего у кошки 4
Вместо ручек ножки 5?
- Отчего шоколадки 6
Не растут на кроватке 7?
- Отчего у няни 8
Волосы в сметане?
- Отчего у птичек 9
Нет рукавичек?

- Сколько предложений? Какие они?
- Слова, относящиеся к какой части речи пронумерованы?
- Запишите номера имён существительных, которые отвечают на вопрос “кто?”

Проверка: 1,4,8,9 – 4 балла

- Слов какой части речи нет? (прилагательных)
- Прилагательные обозначают признаки предметов, они украшают нашу речь. - Давайте устно подберём прилагательные.

Сначала подбирается цепочка слов. Затем один из претендентов читает стихотворение с прилагательными. Может и другой, но, не повторяя прилагательные.(+1 балл)

3. Итог урока.

- Итак! Считаем баллы. Это могут сделать министры образования. Если спорно - министры образования проверяют тетради.

Объявление наследника, вручение короны, поздравление победителя.

- Но моя царская милость никого не обойдёт. Кому-то - корона, а всем остальным - польза.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рациональная организация учебных занятий – это создание условий для работы школьников без чрезмерного напряжения и утомления, с высокой работоспособностью, таких условий, которые бы обеспечивали высокое качество обучения.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. В дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Психическое и физиологическое состояние школьников в значительной мере зависит от структуры урока и характера организации деятельности учащихся.

Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:

соотносить содержание урока и величину нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;

методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей:

подготовительной (5—10 минут),

основной (25— 30 минут),

заключительной (3—5 минут);

обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока, регулировать физиологическую нагрузку учащихся.

Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.

Гигиенически правильная рациональная организация урока обеспечивается:

плотностью урока — не менее 60 % и не более 75—80 %;

оптимальной сменой видов деятельности (4—7);

средней продолжительностью различных видов деятельности — не более 10 минут;

частотой чередования различных видов деятельности — не позже чем через 7— 10 минут;

количеством используемых методов и приемов преподавания — не менее 3;

чередованием методов и приемов преподавания — не реже чем через 10—15 минут;

наличием эмоциональных разрядок (2—3);

местом и длительностью применения ТСО — в соответствии с гигиеническими нормами;

чередованием позы учащихся, которая изменяется в соответствии с видом работы;

психологическим климатом с преобладанием положительных эмоций учащихся.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

трудности учебного материала (определяется по характеру мыслительной деятельности, интенсивности и объему учебной нагрузки);

насыщенности видов учебной деятельности (определяется по числу видов учебной деятельности, элементов урока);

эмоционального состояния учащихся (зависит от реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т.п.).

Степень выраженности факторов утомительности урока определяется одним из трех уровней: низким, средним и высоким.

Высокая работоспособность учащихся на уроке обеспечивается рациональным соотношением различной степени выраженности трех основных факторов

Повышение в рамках одного урока эмоциональной направленности, интенсификации учебного процесса и насыщенности учебной деятельности приводит не к эффективности обучения, а только к перегрузке учащихся. Это необходимо помнить, планируя полные напряженности, эмоций и переключения на разные виды деятельности уроки.

Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном уроке, разумном чередовании видов деятельности, умственного труда и отдыха, дети сохраняют работоспособность в течение всего урока, хорошо восстанавливают силы на перемене и готовы интенсивно работать дальше.

При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности учащихся:

3—5 минут — врабатывание;

5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
2—3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
5—10 минут — период средней работоспособности;
оставшаяся часть времени урока (а это от 17 до 30 минут)— период непродуктивной работы.

К началу изучения темы учащихся уже знакомы с понятием алгоритма, средой программирования, структурой программы, типами данных, арифметическими операциями и стандартными функциями, командой присваивания, составляли линейные вычислительные алгоритмы.

Простые и составные условия. Составной оператор. Оператор ветвления.

Составление алгоритмов с использованием ветвления

Самостоятельная работа на составление алгоритмов с ветвлением.

Оператор цикла с параметром.

Оператор цикла с предусловием.

Реализация, составление алгоритмов с использованием повторения

Реализация, составление алгоритмов с использованием повторения

Самостоятельная работа на составление алгоритмов с повторением.

Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением.

Составление и реализация алгоритмов с ветвлением и повторением.

Эти понятия лучше всего усваиваются при выполнении практических заданий. Примерные задания предлагаются вашему вниманию.

Задание 1. Указать условия, правильно записанные на языке Паскаль.

Задание 2. Указать условия, истинные при заданных значениях величин.

Задание 3. Записать на языке Паскаль следую­щие условия.

Задание 4. Записать условия, истинные (ложные) при заданных значениях величин.

Тема второго урока: Оператор ветвления. Составление алгоритмов с использованием ветвления. На этом уроке происходит знакомство с оператором ветвления if и отработка использования этого оператора при решении простейших задач. Я рассматриваю задачи на нахождение большего из двух введенных с клавиатуры чи­сел, на определение кратности числа и задачу на проверку условия существования треугольника.

Задание 1. Составить программу, которая нахо­дит большее из двух введенных с клавиатуры чи­сел а и b и выводит его на экран.

Задание 2. Составить программу, определяющую, является ли введенное с клавиатуры целое число кратным 3.

Задание 3. Составить программу, определяющую, могут ли три числа a, b, c являться длинами сторон треугольника. Числа a, b, c введите с клавиатуры.

Чем обусловлен выбор именно этих задач?

Они расположены по возрастанию сложности. В первых двух задачах необходимо проверить простое условие. В первой задаче это условие на сравнение, во второй – в условии необходимо использовать функцию mod (мы закрепляем условия, которые составляли на предыдущем уроке). В третьей задаче возникает необходимость применить составное условие.

Тема третьего урока: Самостоятельная работа на составление алгоритмов с использованием ветвления

На этом уроке я предлагаю учащимся выполнить самостоятельную работу из двух вариантов, которые включают задания, аналогичные заданиям первого и второго урока.

Примеры задач, рассматриваемых на четвёртом и пятом уроках:

Задание 1. Составить программу, выводящую на экран числа от 1 до 10, по одному в строке.

Задание 2. Составить программу, выводящую на экран чётные числа от 10 до 20, по одному в строке.

Задание 3. Составить программу, выводящую на экран числа, кратные 3, от 12 до 99, по одному в строке.

Задание 4. Составить программу, выводящую на экран числа от 1 до 30, которые делятся без остатка на 2 и 3, но не делятся на 4.

Программу для решения первой задачи я сама пишу на доске. Затем совместно с учащимися изменяю её для решения второй задачи. Третью и четвертую они выполняют самостоятельно.

На 6 уроке я отрабатываю навыки использования операторов while и for при решении не сложных задач. В частности, задач на нахождение сумм рядов, а также добиваюсь понимания принципа работы цикла. Для этого задаю вопросы по готовой программе.

На седьмом уроке мы также составляем программы на вычисление сумм, но более сложных.

Задача 1. Составьте программу вычисления произведения чисел от 1 до 10.

Задача 2. Составьте программу, которая находит сумму квадратов нечётных чисел от 1 до 10.

1 2 +3 2 +5 2 + +9 2

Задача 3. Составьте программу, выводящую на экран сумму


Задача 4. Составьте программу, выводящую на экран сумму


Я рассматривала решение следующих задач:

Задание 1. Составить программу, определяющую наименьшее из трёх введённых с клавиатуры чисел.

Задание 2. Составить программу для вычисления значения функции:


Задание 3. Разобрать программу, которая находит количество двузначных чисел, кратных 3.

Задание 4. Составить программу, которая выводит на экран двузначные числа, которые кратны 2 и 3.

На этом уроке можно предложить учащимся выполнить различные задания по изученной теме.

Таким образом, после изучения темы у учащихся должно быть сформировано чёткое представление об операторах повторения и ветвления. Что позволит им использовать эти конструкции в следующем году при изучении массивов.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения: перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Рациональная организация урока –

важнейший фактор оптимизации

Хороший урок имеет своё лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учащихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

-знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока,

-умение планировать, проводить и анализировать урок.

Реальная ценность урока – его результат ; степень усвоения материала учащимися.Какими бы внешне эффектными приёмами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объём знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Целеполагание в обучающей деятельности учителя.

Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства её достижения. По сути дела, значительная часть ошибок, в т.ч. в обучении связана с некорректным целеполаганием.

Урок – это в принципе функционирование процессов целеполагания и целеосуществления.

Целеполагание – это процесс формулирования цели, процесс её развёртывания. Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий алгоритм:

-анализ обстановки (учебной ситуации);

-учёт соответствующих документов;

-установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;

-выяснение имеющихся для этого ресурсов;

-выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;

Как видим, цель не возникает стихийно, она подготовлена сложным аналитическим процессом. Нечёткое следование алгоритму целеполагания приводит к риску формулирования не тех целей, а значит, не тех результатов.

Целеосуществление – это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в своё следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства её достижения.

На уроке, как правило, учитель работает с целеполаганием в трёх её аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.

Учителю в повседневной практике приходится проводить уроки разных типов : уроки усвоения нового материала, уроки закрепления нового материала, уроки систематизации и обобщения учебного материала, уроки проверки и оценки знаний, комбинированные уроки и т.д.

Выявленные ошибки при формулировании цели урока:

Содержание учебного материала (СУМ) должно чётко и ясно осознаваться каждым учителем. СУМ – это фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Это материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность. Из элементов СУМ формируются взгляды учащихся на окружающую действительность. В СУМ заключены огромные воспитательные возможности.

Требования к отбору СУМ:

Нельзя использовать недостаточно современные и научно не выверенные факты и положения.

Необходимо отобрать наиболее ценную информацию, всесторонне представляющую изучаемый материал и обеспечивающую понимание его сущности.

Соответствие требованиям программы.

Дидактическая обработка учебного материала.

Изучение нового на основе изученного.

Связь с жизнью, опытом, практикой.

Принципы отбора материала

Организация рефлексивной деятельности учащихся на уроке.

Большинство личностно ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать проблемы, вызванные динамикой развития нашего общества. Чтобы быть успешными во взрослой жизни, они должны быть готовы брать на себя ответственность, делать выбор из ряда предложенных альтернативных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность, обладать гибкостью в условиях быстрых изменений. Выпускник, по сути, должен обладать множеством ключевых компетенций, таких как самоопределение, принятие решений, целеполагание, умение вести диалог, работать в команде, давать оценку и т.д.

Одной из основных компетенций является рефлексия , т. е. осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем. Ученик может овладеть данной способностью, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, требующие осуществлять рефлексию. Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя.

Чаще всего рефлексия бывает в конце урока, когда есть что сказать. Но говорить ученики не всегда хотят. Точнее, не всегда и не все. Может быть, за молчанием стоит страх, нежелание пускать кого-то в свой внутренний мир или неумение рассказать о том, что у тебя внутри. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). Но этот анализ малополезен, если не облачён в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, который возник в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.

В старших классах более глубокой становится содержательная рефлексия. Лучше всего учащиеся помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создаётся личный осмысленный контекст. Рефлексия может быть фронтальной или групповой. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Ещё более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя.

Для содержательной рефлексии учитель может организовать эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критическое отношение к ней и на перенормирование практики. Например, мы с учащимися завершили какое-то дело: изучили новую тему, провели научно-практическую конференцию, поучаствовали в олимпиаде и т.д. После этого им предстоит подумать о результатах и ответить на следующие вопросы:

Чего вы ожидали от урока и что получилось?

Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие впечатления?

Была ли польза от такого рода работы?

В чём вы видите собственное приращение?

Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были наиболее успешными?

Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

Что и почему можно изменить в нашей работе?

Функции педагога

Организация учебно-познавательной деятельности.

Для предупреждения физической перегрузки учащихся необходимо:

* соотносить содержание урока и величину нагрузки с состоянием здоровья, уровнем физической подготовленности, возраста и пола учащихся;

* методически правильно строить урок с выделением отдельных структурных частей :

подготовительной (5—10 минут),

основной (25— 30 минут),

заключительной (3—5 минут);

* обеспечивать оптимальную общую и моторную плотность урока, регулировать физиологическую нагрузку учащихся.

Реализация ниже перечисленных принципов создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повысит эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление:

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);

Рассмотрим первый принцип: принцип гигиенически правильной организации урока, который дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация урока является основой профилактики утомления учащихся.

Хороший урок имеет своё лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учащихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

-знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока,

-умение планировать, проводить и анализировать урок.

Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учащимися.Какими бы внешне эффектными приёмами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объём знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Предмет: Другое
Категория материала: Другие методич. материалы
Автор: Kалинина Вера Николаевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 32.19 Kb

«Рациональная организация урока –

важнейший фактор оптимизации

Хороший урок имеет своё лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учащихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя:

-знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока,

-умение планировать, проводить и анализировать урок.

Реальная ценность урока – его результат; степень усвоения материала учащимися.Какими бы внешне эффектными приёмами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке учащиеся должны усвоить намеченный объём знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Целеполагание в обучающей деятельности учителя.

Цель – это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства её достижения. По сути дела, значительная часть ошибок, в т.ч. в обучении связана с некорректным целеполаганием.

Урок – это в принципе функционирование процессов целеполагания и целеосуществления.

Целеполагание – это процесс формулирования цели, процесс её развёртывания. Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий алгоритм:

-анализ обстановки (учебной ситуации);

-учёт соответствующих документов;

-установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;

-выяснение имеющихся для этого ресурсов;

-выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;

Как видим, цель не возникает стихийно, она подготовлена сложным аналитическим процессом. Нечёткое следование алгоритму целеполагания приводит к риску формулирования не тех целей, а значит, не тех результатов.

Целеосуществление – это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в своё следствие – в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности.

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства её достижения.

На уроке, как правило, учитель работает с целеполаганием в трёх её аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем.

Учителю в повседневной практике приходится проводить уроки разных типов: уроки усвоения нового материала, уроки закрепления нового материала, уроки систематизации и обобщения учебного материала, уроки проверки и оценки знаний, комбинированные уроки и т.д.

Выявленные ошибки при формулировании цели урока:

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

Подмена цели методом обучения

Подмена цели процессом деятельности

Содержание учебного материала.

Содержание учебного материала (СУМ) должно чётко и ясно осознаваться каждым учителем. СУМ – это фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися. Это материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность. Из элементов СУМ формируются взгляды учащихся на окружающую действительность. В СУМ заключены огромные воспитательные возможности.

Требования к отбору СУМ:

  • научность;системность;доступность;проблемность Организация рефлексивной деятельности учащихся на уроке.

Большинство личностно ориентированных технологий обучения направлены на развитие универсальных способностей учащихся. От выпускников современной школы требуется умение решать проблемы, вызванные динамикой развития нашего общества. Чтобы быть успешными во взрослой жизни, они должны быть готовы брать на себя ответственность, делать выбор из ряда предложенных альтернативных вариантов, самостоятельно планировать свою деятельность, обладать гибкостью в условиях быстрых изменений. Выпускник, по сути, должен обладать множеством ключевых компетенций, таких как самоопределение, принятие решений, целеполагание, умение вести диалог, работать в команде, давать оценку и т.д.

Одной из основных компетенций является рефлексия, т. е. осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем. Ученик может овладеть данной способностью, если во время учебных занятий будут создаваться ситуации, требующие осуществлять рефлексию. Рефлексивной деятельности необходимо обучать. Техника рефлексивной работы включает приёмы рефлексивного выхода, т.е. такого поворота сознания, в результате которого человек видит себя и ситуацию извне, с позиции наблюдателя, исследователя.

Чаще всего рефлексия бывает в конце урока, когда есть что сказать. Но говорить ученики не всегда хотят. Точнее, не всегда и не все. Может быть, за молчанием стоит страх, нежелание пускать кого-то в свой внутренний мир или неумение рассказать о том, что у тебя внутри. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать ещё, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и т.д.). Но этот анализ малополезен, если не облачён в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, который возник в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.

В старших классах более глубокой становится содержательная рефлексия. Лучше всего учащиеся помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создаётся личный осмысленный контекст. Рефлексия может быть фронтальной или групповой. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Ещё более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения со стороны преподавателя.

Для содержательной рефлексии учитель может организовать эвристическую беседу, используя вопросы на восстановление исполненной деятельности, критическое отношение к ней и на перенормирование практики. Например, мы с учащимися завершили какое-то дело: изучили новую тему, провели научно-практическую конференцию, поучаствовали в олимпиаде и т.д. После этого им предстоит подумать о результатах и ответить на следующие вопросы:

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Читайте также: