Работа с молодежью на предприятии доклад

Обновлено: 25.06.2024

Создание системы по работе с молодежью на предприятии является гарантом создания эффективного механизма для реализации государственной молодежной политики на конкретном предприятии, способной своевременно реагировать на проблемы, появляющиеся в молодежной среде и принимать меры по их решению.

Система по работе с молодежью представляет собой совокупность государственных и общественных структур, решающих проблемы молодых людей на закрепленном участке согласно их уставных задач и должностных обязанностей конкретных лиц.

Координирующим звеном в организации работы по реализации государственной молодежной политики на предприятии является Совет молодежи (далее Совет) во главе с председателем Совета.

В состав Совета входят должностные лица, причастные к решению проблем молодежи согласно их функциональных обязанностей (воспитатель, клубный работник, методист по спорту, психолог, инженер и др.), а также представители общественных молодежных структур: секретари первичных организаций, председатель профкома, представители культмассового сектора при профкоме и комиссии по работе среди женщин, охране семьи, материнства и детства и др.

Основной целью системы по работе с молодежью является создание системы по решению вопросов организации труда и быта, просвещению, социальной защите, охраны здоровья, организации свободного времени молодежи и оказания помощи в воспитании детей работников предприятия.

1.2 Система по работе с молодежью на предприятии (примерная схема)

1.3 Совет молодежи предприятий, учреждений, организаций

Цель и задачи работы Совета молодежи.

Цель - выявление молодежного актива из числа работников трудового коллектива для реализации с их помощью государственной молодежной политики в районе и формирования кадрового резерва.

Задачи:

1. Защита законных прав и интересов молодежи (согласно кол. договора).

2. Оказание консультативной помощи молодежи, работающей в организации, по вопросам реализации государственной молодежной политики (нормативно-правовая база).

3. Формирование у молодежи активной жизненной позиции.

4. Повышение творческого потенциала молодежи.

Делопроизводство.

1. Положение о Совете молодежи предприятия, учреждения, организации.

3. Протоколы заседаний Совета молодежи и (или) общих собраний молодежи с приложенными к ним документами.

4. Количество молодежи в возрасте до 31 года, работающей на предприятии, в учреждении или организации.

5. Ежегодный отчет о деятельности Совета молодежи (до 1 февраля ежегодно предоставляется в отдел по делам молодежи горисполкома).

6. План работы Совета молодежи.

7. Разработки мероприятий (если имеются).

8 Материалы о деятельности Совета молодежи, опубликованные в средствах массовой информации (копии вырезок из периодических печатных изданий с указанием названия издания и даты публикации материалов).

9. Паспорт молодого специалиста.

10. Должностная инструкция председателя Совета молодежи.

Направления деятельности.

1. Наглядность (стенд с информацией о работе Совета молодежи, фотоматериалы).

2. Количество молодых специалистов на предприятии или в организации и работа, которая ведется по закреплению их на предприятии, в организации.

3. Закрепление молодежи на селе (для организаций, работающих в сельской местности).

4. Досуг молодежи в свободное время (увлечения, занятия в любительских объединениях (кружках) учреждений культуры).

5. Художественная самодеятельность, мероприятия (встречи, походы, поездки, вечера, круглые столы, спортивные соревнования, конкурсы профессионального мастерства и др.), проводимые на предприятии или в организации. Участие в них молодежи.

6. Выделение средств предприятия или организации для проведения культурно-массовых мероприятий.

7. Обеспечение молодежи жильем.

8. Талантливая молодежь:

- достижения в различных областях;

- информирование коллектива, региона, СМИ о достигнутых результатах.

9. Молодежь, молодые семьи, продолжающие дело своих родителей (семейные династии) работающие на предприятии, в организации.

10. Молодые родители, имеющие талантливых детей (отличников учебы), как пример для подражания.




11. Наставничество. Закрепление работников предприятия, организации, учреждения за молодыми специалистами.

1.4 Примерное положение о совете молодёжи предприятия (организации, учреждения)

1. Общие положения

1.2. Совет избирается на общем собрании молодежи предприятия.

1.3. Деятельность Совета осуществляется согласно заключенного коллективного договора и Положения о Совете молодежи предприятия.

1.4. Положение о Совете утверждает руководитель предприятия.

1.5. Совет организует свою работу во взаимодействии с государственными органами по работе с молодежью и др. заинтересованными организациями.

2. Основные пели и задачи Совета:

2.1. Объектом деятельности Совета является молодёжь, работающая на предприятии, учащиеся подшефных школ, ПТУ.

2.2. Основными задачами Совета являются:

• привлечение молодежи на предприятия, адаптация и закрепление её на производстве;

• защита интересов молодежи;

• развитие молодежной инициативы;

• повышение технического и творческого потенциала молодежи, профессионального мастерства;

• стимулирование общественной и трудовой активности, создание условий для её всестороннего развития.

2.3. Сфера деятельности Совета охватывает решение следующих молодежных проблем:

•создание единой системы по решению вопросов труда и быта, образования, свободного времени, социальной защиты молодежи;

• профессиональная подготовка и переподготовка молодежи, решение вопросов трудоустройства;

•развитие сети молодежных центров, объединений по интересам, кружков и секций для молодежи, создание их силами объектов социально-культурного назначения;

•решение жилищных проблем, индивидуальное и кооперативное строительство на основе предоставления долгосрочных кредитов и ссуд, выделение мест в молодежном общежитии предприятия;

•обеспечение условий для становления и нормальной жизнедеятельности молодых семей.

3. Права и обязанности Совета

3.1. В соответствии с целями и задачами Совет:

•разрабатывает и осуществляет контроль за ходом выполнения коллективного договора в отношении молодежи;

•разрабатывает проекты комплексных и целевых программ, со­циальные нормы и нормативы по осуществлению молодежной политики на уровне трудового коллектива, координирует и контролирует их исполнение;

• вносит предложения, касающиеся решения молодежных проблем на рассмотрение администрации, других органов управления коллективом;

•принимает решения по финансированию молодежной политики на уровне трудового коллектива в части средств, выделенных на её реализацию предприятием;

•совместно с администрацией рассматривает заявления и принимает решения о предоставлении молодежи долгосрочных кредитов на строительство жилья, обзаведения домашним хозяйством, выделении мест в общежитии и т.д.;

•осуществляет иные функции, не противоречащие настоящему положению.

4. Состав и руководство Совета

4.1. В состав Совета входят представители администрации, общественных организаций и структурных подразделений предприятия (отдел кадров, юридическая служба, дирекция клуба, воспитатели общежитий, культработники, инструктора по спорту) и др.

4.2. Возглавляет Совет председатель, который избирается Советом и утверждается руководителем предприятия.

4.3. Материальное поощрение председателя Совета осуществляется по решению администрации за счет средств предприятия.

4.4. По усмотрению администрации предприятия за счет средств предприятия может быть утверждена штатная единица председателя Совета.

5.2. Порядок расходования средств ежегодно определяется Советом совместно с администрацией и профсоюзным комитетом предприятия.

1.5 Примерный план работы Совета молодежи предприятия

План работы утверждается руководителем предприятия

Примерная должностная инструкция

Должностная инструкция председателя Совета молодежи № (наименование организации)

Должностная инструкция председателя Совета молодежи №______

Общие положения

1. Председатель совета молодежи относится к категории специалистов.

2. Председатель совета молодежи подчиняется непосредственно руководителю или заместителю руководителя предприятия.

3. Назначение на должность председателя совета молодежи и освобождение от нее производится приказом руководителя и по согласованию с отделом по делам молодежи администрации МО.

4. На должность председателя совета молодежи назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

5. Специалист по работе с молодежью должен знать:

- нормативно-правовые акты, регламентирующие идеологическую, социально- экономическую и финансово-хозяйственную деятельность предприятия;

- постановления органов государственной власти и управления, касающиеся государственной молодежной политики;

- методы организации и планирования работы;

- специфику развития интересов и потребностей молодежи;

- основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка.

2. Должностные обязанности

1. Проводит работы по созданию условий для всестороннего развития молодежи, направленную для поднятия общественной и трудовой активности, развитию молодежной инициативы, адаптации и закреплению молодежи на рабочих местах, повышению технического и творческого потенциала молодежи, ее профессиональному росту.

2. Анализирует процессы, происходящие в молодежной среде. Участвует в проведении социологических исследований по актуальным проблемам молодежи.

3. Участвует совместно с руководителями структурных подразделений в рассмотрении и решении вопросов труда и быта, социальной защиты, образования, здоровья, отдыха молодежи.

4. Проводит работу по патриотическому воспитанию молодежи, привлечению ее к занятиям физкультурой и спортом, художественной самодеятельностью.

5. Содействует оказанию поддержки молодым семьям и молодым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, людям, с ограниченными возможностями.

6. Участвует в проведении идеологических и культурно-просветительных мероприятий, способствующих приобретению молодыми людьми, политических, правовых, эстетических, экономических и других знаний, получению практических навыков и умений, обеспечивающих высокую профессиональную и личную культуру молодых работников предприятия.

7. Проводит воспитательную работу с молодежью.

8. Содействует развитию конструктивных молодежных общественных организаций, особое внимание уделяет первичной организации БРСМ

9. Оказывает поддержку талантливой и творческой молодежи.

10. Проводит профилактическую работу по предотвращению правонарушений и преступлений среди молодежи, вовлечению работников в добровольную дружину.

11. Работает со средствами массовой информации в целях реализации государственной молодежной политики.

12. Изучает проблемы, интересы и запросы молодежи, рассматривает предложения руководителя по улучшению организации работы с молодежью, вырабатывает конкретные предложения.

13. Координирует все виды деятельности структурных подразделений в области молодежной политики.

Права

1. Знакомиться с приказами, распоряжениями руководства, касающимися его деятельности.

2. Требовать от руководителя обеспечения работающей молодежи всем необходимым для нормальной производственной деятельности, учебы, быта и отдыха.

3. Запрашивать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

Ответственность

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

1.7. Методические рекомендации по размещению наглядной информации на стенде Совета молодежи предприятия, организации

На стенде Совета молодежи предприятия, организации наглядную информацию целесообразно размещать по следующим разделам:

1. Социальная защита молодежи (выписка из коллективного договора).

2. Список Совета молодежи с указанием распределения обязанностей между членами Совета.

3. Сведения о председателе Совета или ответственном за организацию работы с молодежью (место работы, контактный телефон).

4. Структура государственных органов по работе с молодежью на уровне предприятия и муниципального образования.

5. План работы (на год или поквартально) с молодежью трудового коллектива.

6. Материалы по здоровому образу жизни, профилактики ВИЧ- инфекции и т.п.

7. Поздравления - чествование молодых работников в связи со знаменательными датами (день рождения, юбилей работы в коллективе, должности, семейные торжества) и определенными успехами в трудовой деятельности и общественной жизни.

8. Информация - регулярно обновляемый материал.

9. Материалы из городских, областных, республиканских газет, журналов по молодежным вопросам и проблемам.

10. Юридические консультации.

11. Фотоматериалы, отражающие спортивную, культурную жизнь, участие в конкурсах молодых работников и т.д.




Реализация молодежной политикипредприятия на современном этапе

В настоящее время молодежная политика является одним из наиболее перспективных направлений социальной политики. Молодежная политика реализуется во многих сферах жизнедеятельности молодежи, поскольку молодежь как особая социальнодемографическая группа испытывает множество специфических проблем, связанных сполучением образования,трудоустройством, созданием собственной семьи и т.д.Одной и важнейших проблем молодежиявляется процесс трудоустройства и дальнейшее осуществление своей трудовой деятельности.Огромное значение при этом играетадаптация молодых людейк рабочему месту. Отсутствие опыта, знаний и навыков способствуют потере работы, ухудшению экономического положения,семейным проблемам, а такжепроблемам с физическим и психологическим здоровьем.Длятрудящейся молодежи особой проблемой является также дальнейшая самореализация в жизни посредством осуществления трудовой деятельности. Ведь именно труд как осмысленная активность формирует способность молодого человека к адекватной самооценке, способствует осознаниюимсмысла жизни. Поэтому в настоящее время начинает активно развиваться молодежная политика предприятий как отдельное направление молодежной политики. Молодежная политика предприятия может дать импульс мотивации труда молодых работников и их благополучной профессиональной адаптации.Молодежная политика должна распространяться на как можно большее количество предприятий. При этом она требует развития на тех предприятиях, на которых уже реализуется. Ситуация с реализацией молодежной политики на разных предприятиях обстоит поразному(рисунок 1).

Рис. 1. Частота проведения мероприятий по молодежной политике на различных предприятиях

социальная политика молодежная политика

Профсоюзданногопредприятия имеет две структуры,реализующие в его рамках молодежную политику:1)Совет молодых специалистов(совещательный орган);2)Комиссия по работе с молодежью профсоюзного комитета предприятия. Основой организации работы с сотрудниками предприятияявляется коллективный договор, заключаемый между администрацией иработниками в лице профсоюза и организаций, представленными выше(схема 2).

Работникипредприятия(профсоюз предприятия)Коллективный договор направления социальной политики

Администрация предприятия Работа с молодежью

Схема 2.Осуществление взаимодействия структур предприятия на основе коллективного договора

Ссылки на источники1. Ананьева Т.Е. Не зарплатой единой // Человек и труд. –2013. №56. –С. 7172.2. ПожарницкаяО.В. Современные методологические подходы к управлению социальным развитием предприятия // Ученые записки Российского государственного социального университета. –2010. № 10. С. 7985.3. Романов П.В., Яковлева В.В. Корпоративная социальная политика: частные решения общих проблем // Отечественный журнал социальной работы. –2013. № 3. –С. 97105.4. Смирнов В.А. Молодежная политика: опыт системного описания // Социологические исследования. –2014. № 3. –С. 7280.5. Реализация молодёжной политикина региональном уровне в условиях общества риска : монография / [О. В. Мунина и др. ; под ред. С. Г. Ивченкова] ; Саратовский гос. унт им. Н. Г. Чернышевского. Саратов : Издво Саратовского унта, 2014. 96 с.6. Старкова Ю.С. Молодежная политика предприятий // XLVI научная конференция студентов (611 апреля 2015 года, Самара, Россия): тез. докл. Ч.III / отв. за выпуск Н.С. Комарова, Н.А. Пивоварова. Самара : Издво "Самарский университет", 2015. –С. 152154.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс.

Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

· по содержанию (познавательные, развлекательные);

· по времени (кратковременные, периодические, систематические);

· по характеру (пассивные, активные);

· по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.

Инновационные формы организации досуга рассматриваются нами как особая смысловая конструкция, предназначенная для характеристики целенаправленных изменений во внешней структуре досуга, связанных с видоизменённым сочетанием известных форм досуговой деятельности, адаптацией их к современным реалиям, а также с созданием новых, но уже утвердившихся в повседневной действительности форм.

Достижение продуктивной организации досуговой деятельности, современной молодёжи обеспечивается взаимосвязанной системой инновационных форм, а также сочетаемостью традиционных и ранее неизвестных видов, в своей совокупности выполняющих функции:

• адаптационные, предполагающие упорядочивание процесса выбора сфер реализации досуговой деятельности с учётом специфики любительских интересов и культурных предпочтений молодых людей; упрощение доступа к метакоммуникативной информации о ранее малоизвестных инновационных формах организации молодёжного досуга соразмерно процессам аккультурации;

• познавательные, требующие осуществления во всех сферах досуговой деятельности процесса познания с целью формирования социальных и культурных компетенций; выполнения разнообразных предметных действий, в том числе моделирования локального жизненного пространства организации активного досуга; отражения на вербально-деятельностном уровне сущностной роли постигаемой инновационной формы;

• информационные, позволяющие ориентировать молодых людей на выбор конкретной инновационной формы досуга в соответствии с личными установками; на выражение эмоционального отношения к значимости их использования; на оценивание этой значимости с учётом сопоставления информации о социально-культурных средствах, методах и результатах, гипотетически важных для выбора, с уже имеющимися в арсенале жизненного опыта личности данными;

• рекреативные, обеспечивающие направленность личности студента на создание представлений об отдыхе в виде должного и желаемого восстановления физических, духовных сил; восприятие общекультурных эталонов организации досуговой деятельности в виде исходных для соизмерения с представляющими интерес инновационными образцами; оценивание назначения избранной формы не только с точки зрения узкорекреационных целей и задач, но и с позиций совершенствования личности в культурной среде, вбирающей в себя перспективные виды игрового, развлекательного и интеллектуального досуга;

• культуротворческие, выражающиеся в намерении личности интенсивно пользоваться информационными источниками не только для освоения уникальных духовных ценностей, но и для оценивания собственных досуговых действий в различных областях культурной деятельности; в создании новых авторских проектов для достижения досуго-вых целей, перевода их в созидательные задачи, связанные с расширением возможностей организации самовоспитания, развития и самообразования.

К ведущим факторам, стимулирующим реализацию данных функций, а также психологических, координирующих и прочих функций, отнесены: уровень базовой культуры личности, степень развитости эмоционально-волевых качеств студентов, высказывания молодёжи по проблемным вопросам организации досуговой деятельности. постоянное изменение соотношения функций обусловлено трансформациями ценностных ориентаций студенческой молодёжи, что повышает вероятность расхождения оценок социально-культурной информации о появлении новых форм досуга и ориентаций в ней при выборе наиболее приемлемой формы.

Существуют единичные образцы инновационных форм организации досуга современной молодёжи, обусловливающие своеобразие их проявления в конкретном направлении социально-культурной деятельности.

Фитнес . Занятия различными видами фитнеса мотивируют на укрепление здоровья в связи с высоким уровнем предполагаемых рисков (психологических, экологических, техногенных) в ситуациях повседневной жизнедеятельности. Систематические занятия фитнесом развивают скрытые физические, духовные возможности личности, утверждают потребность в самореализации.

Волонтёрский пикник — сезонно проводится в парках культуры и отдыха, лесопарках, природных парках, усадебно-парковых комплексах, на побережьях рек, озёр. Целевое предназначение волонтёрского пикника — расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практико-ориентированных задач, связанных как с защитой окружающей природной среды, так и сохранением культурного ландшафта на определённой территории; овладение волонтёрами системой средств, прежде всего организационных, при создании локального социально-культурного пространства; развитие творческих способностей участия в культурных программах, в том числе в мастер-классах, конкурсах, например авторской песни у костра.

Ландшафтный фестиваль (театральный, этнофутуристический, фольклорно-этногра-фический). Доминирующий структурный компонент фестиваля — спектакль на открытом воздухе в пространстве природных памятников культуры. Уникальный природный ландшафт в виде основной сценической площадки спектакля позволяет ощутить социокультурную реальность установления диалога зрителей с природой. Значение посещения спектаклей на природной сцене, их зрелищность определяются возможностями осмыслить роль сохранения природной среды как экосистемы в ряду основных культурных потребностей, повысить уровень экологического поведения, а также раскрыть творческий потенциал в ходе участия в мастер-классах по актёрскому мастерству, занятиях по народным танцам.

Интернет-соревнования . Достаточно широкий охват студенческой аудитории способствует развитию самых разных направлений молодёжной культуры: музыкальной, танцевальной, спортивной и др.; позволяет личности осваивать новые социальные роли поведения на профессиональных форумах: активного участника, наблюдателя, общественного эксперта. Вызывая положительную мотивацию, интернет-состязания формируют у молодых людей оценочные суждения об организации проведения конкурсов и достигнутых практических результатах, тем самым утверждая их жизненные позиции, стимулируя к созданию новых социально-культурных отношений.

Электронные книги, журналы . Локальный/ дистанционный доступ к версиям книг, журналов в цифровой форме изменяет вектор познавательной активности личности в сторону большей самостоятельности поискового характера во всемирной сети, стимулирует личность к постоянному самосовершенствованию в сфере сетевого взаимодействия, тем самым изменяя приёмы организации досуга. Открытость доступа, комфортность хранения на электронных носителях, экологичность делают их привлекательными в качестве ведущего средства получения требующейся информации в структурированном виде.

Электронные выставки (персональные, коллективные) в библиотеках, музеях, картинных галереях. Использование интернет-технологий для знакомства с экспонатами выставки в режиме как индивидуального, так и массового доступа; отсутствие пространственно-временных ограничений — характерные признаки данных выставок. усиление положительных эмоций пользователей от просмотра видеоматериалов, посвященных образцам культурного наследия, а также возможность моделирования диалогических отношений со специалистами, организаторами выставки в режиме онлайн достигаются за счёт использования мультимедийных, дизайнерских и прочих программ. Информативная, просветительная функции как ведущие функции электронных выставок развивают интерес к самообразовательной деятельности, повышают уровень культурной компетенции в значимой для пользователя отрасли знания.

Виртуальные экскурсии . Нацеленность на ознакомление с предметами социокультурной действительности, представленными в музейных и выставочных экспозициях, а также с явлениями природного ландшафта в заповедниках с помощью мультимедийной фотопанорамы обусловлена актуальными любительскими предпочтениями студенческой молодёжи. Возможность самостоятельного выбора тематики экскурсионного маршрута позволяет проявлять творческую инициативу в ходе поиска нужных информационных ресурсов в объёме, необходимом для решения культурно значимых задач. Открывая возможности для появления новых положительных эмоций, виртуальные экскурсии обогащают субъективный опыт личности в социально-культурной деятельности.

Фейерверочное представление . Сущность и назначение фейерверка как формы праздничного досуга сводится к индивидуально-коллективной организации зрелищности. В зависимости от цели развлечения выделяются основные типы фейерверочных представлений: наземные, высотные, дневные, музыкальные. Как выразительное средство уличного искусства фейерверк-шоу — неотъемлемая часть создания праздничной атмосферы. Участие в них вызывает у личности целый спектр ситуативных положительных эмоций, позволяет находить единомышленников, совместно с которыми переживаются эстетические чувства относительно конкретных фрагментов представления.

Выбор той или иной инновационной формы организации досуга в значительной степени определяется ценностными приоритетами студенческой молодёжи как наиболее динамичной, интеллектуальной группы молодёжи: стремлением к самоопределению, то есть выражению личностной и профессиональной позиции в социально-культурных ситуациях; утверждением индивидуального стиля жизни через освоение новых социальных ролей; включенностью в современные процессы трансформации многих сфер общественной и культурной жизни, прежде всего через новые каналы социализации — Интернет и СМИ.

1. Акимова, Л.А. Социология досуга: учебное пособие / Л.А. Акимова. М.: МГУКИ, 2011

2. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие / Н.Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2013.

3. Бурмистрова А. С. Организация досуга молодёжи / А. С. Бурмистрова //Профессиональное образование. [Текст] Столица. – 2011. – № 6.

4. Вишняк А.И. Культура молодежного досуга: пособие / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Высшая школа, 2008.

5. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Прогресс 2006

6. Мосалев Б.Г. Реально-виртуальный мир культуры. - М.: Экслибрис-Пресс, 2008. - 424 с.

7. Лисовский В. Т. Социология молодёжи Учебник С- Петербург. Издательство М.: Наука 2010.

8. Омельченко Е. Культурные практики и стили жизни российской молодёжи в конце ХХ века 2014 // Рубеж, № 25, С. 142-161.

9. Седова, Н.Н. Досуговая активность молодёжи / Н.Н. Седова // Социологические исследования. 2009. № 12.

10. Шарковская Н. В. Культуротворческие формы организации молодёжного досуга // Вестник Московского государственного института культуры. 2014. № 6. С. 124—128.


Молодежь – одна из самых существенных групп общества, которая всегда находится в деятельности всей социальной жизни общества. Без молодежи невозможно развитие страны, общества.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Она всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании. [1. c . 34-37]

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи. [2. c . 35]

При организации социальной работы с молодежью на различных уровнях важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида или социальной группы. Для возникновения разных видов и форм социальной работы существуют различные основания. Одним из таких оснований выступают сферы социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т.д.; другим – социально-психологические особенности клиентов социальной работы – молодежь в целом, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д.; третьим – характер и другие основания. Во всех случаях будет происходить конкретизация цели социальной работы (от профилактики до коррекции). То же относится к условиям – для каждого вида социальной работы с молодежью, включая различные уровни (от федерального до местного), политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные особенности будут конкретизироваться. Средства в данном случае рассматриваются как социальный институт в широком смысле. Социальная служба является необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) модели организации социальной работы с молодежью, через нее осуществляется информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодежи на разных уровнях.[3. c . 206]

создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненных кризис, может сохранять чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;

Неотъемлемой частью социальной работы с молодежью являются методы и технологии.

Индивидуальная социальная работа – вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом (основной формой является консультирование). В ходе индивидуальной работы оказывается помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (врачи, юристы, социальные службы).

Групповая социальная работа – метод работы, используемый с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта. Групповая работа может реализовываться в формах клубной и кружковой работы, что предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и фиксированного времени.

Социальная терапия - это отрасль научного знания, ориентированная на решение социально-терапевтических проблем через преодоление аномалий смысло-жизненных ориентаций, социальных ценностей субъектов общественной жизни (в том числе молодежи), их представления о справедливости и несправедливости.

Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;

Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;

Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;

Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;

Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;

Сегодня необходимо создавать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой. В настоящее время вопросы социальной поддержки молодежи встали по-новому, основной упор делается на формирование механизмов ее самореализации и проявления жизненного потенциала. Это, в свою очередь, требует новых управленческих и организационно-технологический решений на всех уровнях, новой нормативно-правовой базы и специализированной подготовки и переподготовки кадров, что предполагает разработку модели социальной поддержки молодежи на уровне региона.

Курбатов В.И. Социальная работа: учеб. пособие. – М.: изд-во Дашков и К. 2007 г.

Безрукова О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ /О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004 г.

Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов /С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. – М.: Гордарики, 2006 г.

Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 г.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, молодежь, мобильная социальная работа, социальная поддержка молодежи, молодая семья, правовая защита, сексологическая консультация, социальная помощь, социальная служба, социальное обслуживание.

Похожие статьи

Проблемы социально-правовой защиты молодых семей.

В статье рассматриваются принципы и формы социально-правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем.

Молодая семья как объект социальной работы

Проблемы социально-правовой защиты молодых семей. Ключевые слова:молодая семья, социально-правовая защита, социальная проблема, социальная политика. Социально-правовой защита семьи в современном обществе исходит из особенностей.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.

социальная политика, социальная поддержка населения, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты.

О социальной защите студенческой молодежи

социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.

Адаптация и проблема социальной защищенности молодежи.

социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.

Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные.

Ключевые слова:социальная поддержка, деревня, село, сельские жители, социальная депривация, социальные выездные службы, взаимопомощь

В связи с этим социальное обслуживание и социальная защита населения на селе весьма актуальны и необходимы.

Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих.

социализация, социальная работа, социальные проблемы молодёжи, социальная помощь и поддержка молодежи.

Во-вторых, трудовая деятельность позволяет молодежи обеспечить себя семью и самоопределиться в жизни.

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими.

Социальная поддержка и социальная помощь населению на примере Астраханской области.

Государственная социальная помощь семье (на примере. ) Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья.

Государственная социальная помощь семье (на примере. )

Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья. Сегодня одной из самых актуальных проблем российского общества, безусловно, остается демографический упадок, возникший.

Похожие статьи

Проблемы социально-правовой защиты молодых семей.

В статье рассматриваются принципы и формы социально-правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем.

Молодая семья как объект социальной работы

Проблемы социально-правовой защиты молодых семей. Ключевые слова:молодая семья, социально-правовая защита, социальная проблема, социальная политика. Социально-правовой защита семьи в современном обществе исходит из особенностей.

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале.

социальная политика, социальная поддержка населения, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты.

О социальной защите студенческой молодежи

социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.

Адаптация и проблема социальной защищенности молодежи.

социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, социальная поддержка населения, Россия, социальная политика, государственная поддержка семьи, государство, проблема, пенсионная система.

Социальная поддержка на селе: проблемы, её формальные.

Ключевые слова:социальная поддержка, деревня, село, сельские жители, социальная депривация, социальные выездные службы, взаимопомощь

В связи с этим социальное обслуживание и социальная защита населения на селе весьма актуальны и необходимы.

Молодёжь как объект профессиональной деятельности будущих.

социализация, социальная работа, социальные проблемы молодёжи, социальная помощь и поддержка молодежи.

Во-вторых, трудовая деятельность позволяет молодежи обеспечить себя семью и самоопределиться в жизни.

Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими.

Социальная поддержка и социальная помощь населению на примере Астраханской области.

Государственная социальная помощь семье (на примере. ) Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья.

Государственная социальная помощь семье (на примере. )

Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья. Сегодня одной из самых актуальных проблем российского общества, безусловно, остается демографический упадок, возникший.

Читайте также: