Рабочее время моряка доклад

Обновлено: 05.07.2024

Компания ИБИКОН предлагает Вашему вниманию информацию по реализации требований относящихся к продолжительности рабочего времени и времени отдыха моряков.

В соответствии с требованиями КТМС (Стандарт А2.3):

Рабочее время (hours of work) означает время, в течение которого моряк обязан выполнять работу в интересах судна. Максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать:

  • 14 часов в течение любого 24-часового периода;
  • 72 часов в течение любого периода в семь дней.

Время отдыха (hours of rest) означает время, выходящее за рамки рабочего времени (этот термин не включает короткие перерывы). Минимальная продолжительность времени отдыха составляет не менее:

  • 10 часов в течение любого 24-часового периода;
  • 77 часов в течение любого периода в семь дней.

Вашему вниманию предлагается программный сервис Табель учета рабочего времени (TIMETABLE) для автоматизации процесса учёта рабочего времени и периодов отдыха моряков, алгоритм которого, представлен ниже:

Сервис Табель учета рабочего времени (TIMETABLE) программного комплекса СУДОВОЙ ПЕРСОНАЛ позволяет автоматизировать процесс учёта рабочего времени и периодов отдыха моряков.

При ведении Табеля учета рабочего времени программа предусматривает:

  • табель учета рабочего времени формируется на каждый календарный месяц;
  • минимальным контролируемым промежутком рабочего времени является один час;
  • необходимым параметром является продолжительность рабочего дня, который рассчитывается исходя из значений количества рабочих часов в неделю и продолжительности рабочей недели в днях;
  • период ночных вахт определяется в описании судна;
  • наряду с контролируемым рабочим временем программа рассчитывает и время отдыха моряков;
  • при ведении табеля учета рабочего времени используются: штатное расписание судна, судовая роль, расписание работ на судне и т.д.

Классификатор типы рабочего времени предназначен для кодирования основных типов рабочего и нерабочего времени моряков - стоимость их определяется как процент от основной ставки. Каждый тип определяется соответствующими параметрами:

Программа формирует РАСПИСАНИЕ РАБОТ НА СУДНЕ по каждому моряку:

Принцип ведения табеля: по вертикали – календарные даты месяца и дни недели, по горизонтали – часы от 01 до 24). В соответствующих ячейках проставляется буквенный код:

Также сервис Табель учета рабочего времени (TIMETABLE) позволяет сформировать отчёты в соответствии с рекомендациями ИМО (MSC/Circ.1014):

Расписание вахт и судовых работ (Table of shipboard working arrangements)

Табель рабочего времени (Records of Hours of Work/Rest):

Всем привет, Вы находитесь на канале " Жизнь моряка ". Сегодня я хотел бы рассказать да и скорее всего на примере сравнить рабочие графики моряков, работающих на рыбаках и на "транспортах" или "торгошах", как Вам будет угодно))

На рыбаках

И так начнем скорее всего с рыбаков, потому что там график намного жестче, чем на вышеуказанных представителях флота. И мы начнем с того, что на рыбаках рабочий день состоит из вахт, возьмем самую популярную смену 8 через 8.

Вахта - определенный промежуток времени, когда ты работаешь, если вкратце. Делится все это дело на три разных временных промежутка.

Ну что ж, начнем:

  • Первая вахта начинается с 04-00 утра и продолжается до 12-00 с получасовым промежутком на завтрак. Заканчивается она обедом. На эту вахту я, обычно, просыпался в 3 утра, да в принципе на каждую вахту на любом пароходе я стараюсь просыпаться за час до ее начала - это удобно, можно спокойно собраться, попить кофе и пойти работать, но многие просыпаются за 15 минут и умывшись сразу бегут в цех.. Тут так сказать дело индивидуальное. Так вот на вахту в 04-00 завтрака или какого-то приема пищи, как правило, нет. Если у тебя в каюте есть что "похавать" - то тем ты и завтракаешь (всегда можно заготовить пару будербродиков с ужина, этого вполне достаточно). Многие просто напросто не кушают утром и ждут завтрака.
  • Вторая вахта начинается в 12-00 и заканчивается только в 20-00 На этой вахте в середине мы застаем полдник. Перерывы по полчаса могут показаться маленькими - ДА ЭТО ТАК)))))) Им очень не хватает прибавить хотя бы минут по 15)))) Но.. Увы и ах.. Такие правила.
  • Третья вахта начинается с 20-00 с получасовым перерывом, начинающимся в 24-00. Логичным временем окончания этой рабочей смены будет 04-00..

Все сменщики, как правило приходят раньше минут на 10-15 до начала своей вахты, а отработавшие уходят на 10-15 мин раньше. Те, кто просыпается во время приемов пищи - завтрак, обед, ужин - кушают первыми, после них приходят те, кто в данный момент на смене.

На транспорте

Тут намного проще - все похоже на обычный рабочий день на каком-нибудь заводе.

И затем продолжается тяжкий рабочий день. Длится он недолго, еще полтора часа, до 17-00, до этого времени все инструменты, используемые для работы собираются, все помещения закрываются и палубная команда, как и команда машинного отделения, состоящая из электромехаников, механиков, слесарей (или как они называются чаще фиттеров - fitter от англ.), старшего механика и машинного кадета - все идут домой. Тьфу, точнее по каютам, потому что через 20-30 минут ужин уже будет подан, и надо пожрать.

. Затем у моряка наступает свободное время, которое каждый проводит как может))) На судне есть спортивный зал, но зачастую туда мало кто ходит. Все предпочитают больше поваляться и посмотреть какие-нибудь фильмецы, сериальчики или просто поиграть в игры.

И лишь помощники капитана и сам и капитан, работают по одинаковым вахтам, что на рыбаках, что на транспортах. Да где угодно. Их графики также иногда различаются, но, как правило это 4 через 8 часов. Но это уже другая история)))

Так что, если Вам понравилась эта статья - то поставьте лайк и подпишитесь на канал. Пока!

Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 8 октября 1996 года на свою 84-ю сессию,

принимая во внимание положения Конвенции 1949 года об охране заработной платы, Конвенции 1970 года об установлении минимальной заработной платы, Конвенции 1976 года об оплачиваемых отпусках морякам, Конвенции 1976 года о минимальных нормах в торговом флоте, Конвенции (пересмотренной) 1987 года о репатриации моряков; Конвенции 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя и Международной конвенции 1993 года о привилегированных требованиях и ипотечном залоге,

постановив принять ряд предложений по пересмотру Конвенции (пересмотренной) 1958 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа и Рекомендации 1958 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа, что является вторым пунктом повестки дня сессии, и

принимает сего двадцать второго дня октября месяца одна тысяча девятьсот девяносто шестого года следующую рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1996 года о заработной плате и продолжительности рабочего времени моряков, и укомплектовании судов экипажами.

I. Сфера применения и определения

2) Компетентный орган должен применять положения настоящей Рекомендации к коммерческому морскому рыболовству в той мере, в которой он считает это практически осуществимым после консультаций с представительными организациями владельцев рыболовных судов и рыбаков.

3) В случае возникновения сомнений в отношении того, может ли то или иное судно рассматриваться как морское или как занимающееся торговыми морскими операциями или коммерческим морским рыболовством применительно к настоящей Рекомендации, данный вопрос должен решаться компетентным органом после консультаций с заинтересованными организациями судовладельцев, моряков и рыбаков.

4) Настоящая Рекомендация не применяется к деревянным судам традиционной постройки, таким как плоскодонные шлюпки и джонки.

2. Применительно к настоящей Рекомендации:

a) термин "основная заработная плата или основная оплата труда" означает выплату, независимо от ее структуры, за работу в течение нормального рабочего времени; она не включает выплаты за сверхурочную работу, премии, пособия, оплату отпуска или какое-либо другое дополнительное вознаграждение;

b) термин "компетентный орган" означает министра, правительственное ведомство или другой орган власти, уполномоченный издавать нормативные акты, приказы или инструкции, имеющие обязательную силу в отношении заработной платы, продолжительности рабочего времени или времени отдыха моряков или укомплектования судов экипажами;

c) термин "твердо установленная заработная плата" означает заработную плату, которая включает основную заработную плату и другие связанные с ней выплаты; твердо установленная заработная плата может включать компенсацию за всю выполненную сверхурочную работу и все другие связанные с ней выплаты, или может включать только определенные виды выплат с их частичным суммированием;

d) термин "рабочее время" означает время, в течение которого моряк обязан выполнять работу в интересах судна;

e) термин "сверхурочное время" означает время, в течение которого выполняется работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени;

f) термин "моряк" означает любое лицо, определенное таким образом национальным законодательством или коллективными договорами, которое работает по найму в любом качестве на борту морского судна, к которому применяется настоящая Рекомендация;

g) термин "судовладелец" означает собственника судна или любую другую организацию или лицо, например управляющего или фрахтователя судна без экипажа, которым судовладелец передает ответственность за эксплуатацию судна и которые тем самым соглашаются взять на себя все сопутствующие ей функции и обязанности.

II. Заработная плата моряков

3. Для моряков, вознаграждение которых включает отдельную компенсацию за выполненную сверхурочную работу:

а) для цели расчета заработной платы нормальная продолжительность рабочего времени в открытом море и в порту не должна превышать восемь часов в день,

b) для цели расчета сверхурочного времени количество нормальных рабочих часов в неделю, за которые причитается основная заработная плата, должно устанавливаться национальным законодательством, если оно не определяется в коллективных договорах; но не должно превышать 48 часов в неделю; коллективные договоры могут предусматривать другие, но не менее благоприятные условия;

c) ставка или ставки компенсации за сверхурочную работу, которые должны быть как минимум на 25 процентов выше часовой ставки основной заработной платы, должны устанавливаться национальным законодательством или коллективными договорами;

d) капитан или лицо, назначенное капитаном, должны вести учет всей сверхурочной работы, который должен заверяться моряком через регулярные промежутки времени.

4. Для моряков, заработная плата которых полностью или частично твердо установлена:

а) в коллективном договоре, трудовом договоре или извещениях о приеме на работу должен четко указываться размер вознаграждения, выплачиваемого моряку, и, в случае необходимости, количество рабочих часов, которое моряк должен отработать за это вознаграждение; а также все дополнительные выплаты, которые могут причитаться дополнительно к твердо установленной заработной плате, с указанием оснований их выплаты;

b) в случае почасовой оплаты за сверхурочную работу, выполненную сверх количества часов, за которые причитается твердо установленная заработная плата, почасовая ставка должна быть как минимум на 25 процентов выше основной ставки, соответствующей нормальной продолжительности рабочего времени, как она определена в пункте 3; тот же принцип должен применяться в случае, если оплата сверхурочной работы включена в твердо установленную заработную плату;

с) размер той части полностью или частично твердо установленной заработной платы, которая соответствует нормальной продолжительности рабочего времени, закона определена в пункте 3 "а", должен быть не ниже действующей ставки минимальной заработной платы;

d) для моряков, чья заработная плата частично твердо установлена, учет всех отработанных сверхурочных часов должен вестись и заверяться, как это предусматривается в пункте 3 "d".

5. Национальное законодательство или коллективные договоры могут предусматривать компенсацию за сверхурочную работу или работу, выполненную в течение еженедельного выходного дня и в праздничные дни, посредством предоставления как минимум, эквивалентного периода времени, свободного от службы или от обязанности находиться на борту, или посредством дополнительного отпуска вместо денежного вознаграждения, или каким-либо иным образом.

6. Национальное законодательством, принятое после консультаций с представительными организациями моряков и судовладельцев, или, в зависимости от обстоятельств, коллективные договоры должны учитывать следующие принципы:

a) равное вознаграждение за труд равной ценности должно применяться ко всем морякам, занятым на одном судне, без какой-либо дискриминации по признаку расы. цвета кожи, пола, вероисповедания, политических взглядов, национальности или социального происхождения;

b) текст трудового договора или иного договора, указывающего действующие ставки или сумму заработной платы, должен находиться на борту судна; информация о сумме или ставках заработной платы должна предоставляться каждому моряку либо посредством выдачи ему по крайней мере одной заверенной копии с соответствующей информацией на языке, который ему понятен, либо вывешивания копии договора на доступном для экипажа месте, либо любым другим подходящим способом;

c) заработная плата должна выплачиваться в валюте, имеющей законное обращение в данной стране; в зависимости от обстоятельств выплаты могут осуществляться банковским переводом, банковским чеком, почтовым чеком или денежным переводом;

d) заработная плата должна выплачиваться ежемесячно или через какие-либо другие регулярные промежутки времени, а при прекращении трудовых отношений причитающееся вознаграждение должно быть выплачено без неоправданных задержек;

e) компетентные органы должны налагать адекватные санкции или принимать иные соответствующие защитные меры, если судовладельцы неоправданно задерживают или не производят выплату всего причитающегося вознаграждения;

f) заработная плата должна выплачиваться непосредственно моряку или переводиться на банковский счет, указанный моряком, если последний не дал каких-либо иных указаний в письменной форме;

g) с учетом требований подпункта "h" судовладелец не должен никоим образом ограничивать свободу моряка распоряжаться своим вознаграждением;

h) удержания из вознаграждения возможны только в тех случаях, когда:

i) это прямо предусмотрено в национальном законодательстве или соответствующем коллективном договоре;

ii) моряк был информирован в наиболее подходящей, по мнению компетентного органа, форме об условиях, при которых такие удержания осуществляются; а также

iii) в сумме они не выходят за предел, установленный национальным законодательством, коллективными договорами или судебными решениями в отношении осуществления таких удержаний;

i) никаких удержаний не должно производиться из суммы вознаграждения моряка за принятие его на работу или сохранение за ним его рабочего места;

j) компетентный орган должен иметь полномочия инспектировать торговые лавки и службы на борту судна для обеспечения того, чтобы практиковались справедливые и разумные цены в интересах моряков; а также

k) в той мере, в которой требования моряков в отношении заработной платы и других сумм, причитающихся им в связи с их работой, не обеспечиваются в соответствии с положениями Международной конвенции 1993 года о привилегированных требованиях и ипотечном залоге, такие требования должны быть защищены в соответствии с Конвенцией Международной организации труда 1992 года о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя.

7. Государство-член должно, после консультаций с организациями судовладельцев и моряков, принять процедуры для расследования жалоб, касающихся всех вопросов, затрагиваемых в настоящей Рекомендации.

III. Минимальная заработная плата

8. 1) Без ущерба для принципа свободного ведения коллективных переговоров государство-член должно после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков вводить процедуры определения минимальной заработной платы моряков. Представительные организации судовладельцев и моряков должны участвовать в проведении таких процедур.

2) При введении таких процедур и установлении минимальной заработной платы должное внимание должно уделяться международным трудовым нормам; касающимся установления минимальной заработной платы, а также следующим принципам:

a) размер минимальной заработной платы должен учитывать особенности труда моряков, штатную численность экипажей судов и нормальную продолжительность рабочего времени моряков; а также

b) размер минимальной заработной платы должен корректироваться с учетом изменений стоимости жизни и нужд моряков.

3) Компетентный орган должен обеспечивать:

a) через систему надзора и санкций выплату заработной платы, размер которой был бы не ниже установленной ставки или ставок; а также

b) чтобы каждый моряк, получивший вознаграждение по ставкам ниже минимальной заработной платы, мог посредством недорогостоящих и ускоренных судебных или иных процедур взыскать сумму, которую он недополучил.

IV. Минимальная ежемесячная основная заработная плата
или оплата труда квалифицированных матросов

9. Применительно к настоящей части термин "квалифицированный матрос" означает любого моряка, который признается обладающим необходимой квалификацией для выполнения любых обязанностей, которые могут потребоваться от моряка, несущего службу на палубе, кроме обязанностей руководителя или специалиста, или означает любого моряка, который определен как квалифицированный матрос в соответствии с национальным законодательством, или практикой, или коллективным договором.

10. Основная заработная плата за календарный месяц службы квалифицированного матроса должна быть не меньше суммы, периодически устанавливаемой Паритетной морской комиссией или другим органом, уполномоченным Административным советом Международного бюро труда. По решению Административного совета Генеральный директор МВТ должен извещать государства - члены Международной организации труда о каждом пересмотре установленной таким образом суммы. С 1 января 1995 года сумма, установленная Паритетной морской комиссией, составляет 385 долл.США.

11. Ничто в данной части настоящей Рекомендации не должно рассматриваться как наносящее ущерб договоренностям, достигнутым между судовладельцами или их организациями и организациями моряков в отношении регулирования минимальных норм и условий занятости, при условии, что эти нормы и условия признаны компетентным органом.

V. Влияние на более раннюю рекомендацию

12. Настоящая Рекомендация заменяет Рекомендацию 1958 года о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 16 октября 1995 года и от 9 декабря 1995 года Министерство труда Российской Федерации постановляет:

Утвердить согласованное с Министерством транспорта Российской Федерации и ЦК профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота согласно приложению.

Первый заместитель
Министра труда Российской Федерации

Приложение
к постановлению Минтруда РФ
от 20 февраля 1996 г. № 11

Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота

1. Общие положения

1.1. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - членов экипажей) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

- перевозки грузов и пассажиров;

- портовые и служебно-вспомогательные работы;

- дноуглубительные и рефулерные работы.

1.3. Положение не распространяется на членов экипажей судов:

- рыболовецких и рыбной промышленности;

- Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

1.4. Положение применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая направляемых в рейс членов судовых ремонтных бригад, за исключением:

- судовых медицинских работников;

- лиц, являющихся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа;

- работников судовых ресторанов;

- лиц, находящихся на борту, но состоящих на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя;

- лиц, входящих в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;

- лиц, находящихся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики;

- представителей судовладельца, выходящих в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и т.п.;

- лиц, не входящих в состав экипажа и осуществляющих в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха вышеуказанных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.

2. Рабочее время

2.1. Рабочее время означает время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

2.2. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажей составляет 8 часов с понедельника по пятницу, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье *);

для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) - 6 часов с понедельника по субботу включительно, то есть 36 часов в неделю с одним выходным днем в воскресенье.

*) Сокращенный рабочий день для женщин - членов экипажей устанавливается при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке меридианом 160 градусами западной долготы.

2.3. На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух или односменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода, частоты захода в порты, времени стоянки в портах и т.д.) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющихся трех экипажей на 2 судна или двух экипажей на одно судно, наличия жилых помещений, соответствия действующим санитарным правилам для морских судов и гигиеническим нормам и т.д.) на судах могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

2.4. Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива, исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, продолжительности рейса, района плавания, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту) и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.

В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

2.5. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

2.7. Члены экипажей, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузочно-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и другие), в свободное от вахт (работ) время.

2.8. На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц обслуживающего персонала. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

Судовладелец должен укомплектовать по штату экипаж судна в возможно короткий срок.

2.9. Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей членов экипажа, не должна превышать 12 часов.

3. Время отдыха

3.1. Члены экипажей в соответствии с действующим законодательством пользуются правом на:

а) ежедневный отдых, включая время для приема пищи;

б) еженедельный отдых;

в) отдых в праздничные дни;

г) ежегодный отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

3.2. В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

3.3. Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

3.5. Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию членов экипажей, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

При стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха.

Проведение при стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни каких-либо работ на судах, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта и перешвартовок, не допускается.

3.6. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в п. 2.2. настоящего Положения.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 768 часов (8 часов × (99 - (2 + 1) дней).

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 5 июня по 8 сентября 1995 года составляла 552 часа (19 рабочих дней в июне по 8 часов - 152 часа, в июле - 168 часов, в августе - 184 часа и 6 рабочих дней в сентябре по 8 часов - 48 часов).

Таким образом, указанному члену экипажа за время работы должно быть предоставлено 27 дней отдыха ((768 час. - 552 час.) : 8 час).

В случае работы члена экипажа по 10,5 часовому графику вахт с 5 июня по 8 сентября 1995 года включительно при приведенных выше условиях общее число отработанных им на судне часов составило 1013 часов (10,5 час. × 99 - 8 час. × 2 - 10,5 час.). По норме следовало отработать, как указано выше, 552 часа. Члену экипажа должно быть предоставлено 58 дней отдыха ((1013 час. - 552 час.) : 8 час. = 57,6 дня)). В случае, когда десятая доля дня составляет половину и более, значение округляется до целого дня.

3.7. В тех случаях, когда члену экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа трудового коллектива производится оплата за неиспользованные дни отдыха.

4. Аварийные и авральные работы

4.1. Аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитанов судов в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа.

4.2. К работам аварийного характера на судах морского флота относятся:

а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие;

б) работы, вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место;

в) работы по снятию своего судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

г) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах.

4.3. К авральным работам на судах морского флота относятся:

а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;

в) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

г) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

д) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

е) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

4.4. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

4.5. Капитан должен избегать или по возможности сводить к минимуму количество систематических авральных работ.

5. Оплата за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени

Условия оплаты труда членов экипажей судов за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени регулируются отраслевым положением об оплате труда работников плавающего состава судов морского флота.

Читайте также: