Публицистика путевые заметки доклад

Обновлено: 18.05.2024

Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В.Г. Короленко А.П. Чехова, Г.И. Успенского, Н.В. Успенского и других. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и многие другие.[33]

На страницах современных печатных средств массовой информации путевой очерк в классическом его понимании не встретится: большинство их материалов носят рекламный характер. Информативность – главное преимущество этих материалов. Современный путевой очерк рассказывает о стране, в которой побывал путешественник, ее традициях, обычаях, кухне в познавательной форме, чтобы заинтересовать читателя. Ему также предлагают перечень экскурсий, развлечений, национальных праздников, которые проходят во время наибольшего потока туристов. Автор дает информацию отелей различной стоимости, которые будут по карману путешественникам разного достатка, при этом, излагая информацию об услугах, которые будут предоставлены и об их стоимости. Для привлечения внимания автор размещает на полосах фотографии страны. Чаще размещение подобной информации оплачивают заинтересованные в большом потоке клиентов учреждения. В данном случае читатель выступает потенциальным клиентом.

Но не чужда очерку и познавательность. Автор может написать о местном населении, рассказывая о его дружелюбии, гостеприимстве и радушие. Здесь же говорится о некоторых эпизодах истории, ставших знаковыми для страны и мировой цивилизации или, наоборот. не очень известных, которые делают читателя сооткрывателем маленького мира страны. Чтобы активизировать внимание читателя, используются предания, сказания, которые окутаны тайной .

Для описания путешествий журналисты используют жанры репортажа, эссе, заметок. Очень редко автор проводит сопоставительный анализ своей родной страны и той, в которой побывали.

Трэвел-журналистика в силу своей специфики может себе позволить разнообразие жанрообразующих форм. Журналисты – тревологи придерживаются классификации данной А.А. Тертычным.

Путевой очерк — художественно-публицистический жанр журналистики, представляющий собой описание важных и интересных событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия.

Определяющий признак жанра обозрения — единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений.

Рекомендация — применительно к трэвел -журналистике аналитический материал, основным содержанием которого является предписательная программная информация.[36]

Существует общепризнанная журналистамитеоретиками и практикамиклассификация журналов.

3. Отраслевые специализированные (для работников туристической сферы и клиентов турфирм);

4. Бортовую прессу (так называемые inflight-журналы авиакомпаний).[37]

Для современного как российского, так и международного информационного рынка характерны следующие формы подачи трэвел-журналистского материала:

2. Форма соответствующая специфической тематике (терминология, сленг и др.);

3. Энциклопедическая, при которой материал носит научно-познавательный характер.[38]

Трэвел-журналистику характеризует показательная вариативность спектров освещения основной темы – путешествий, например:

- в соответствии с гендерной принадлежностью аудитории, как, например, обозрение спа-курортов либо путевой очерк с охоты в лесах Скандинавии и пр.;

- относительно специфических увлечений, хобби, интересов аудитории и автора: рекомендации коллекционерам экзотических насекомых либо "путеводитель" по клубному Лондону;

- в зависимости от возраста и семейного положения потребителя информации: журналистский опыт семейного отдыха, особенности семейного быта в разных странах мира, обозрение достойных маршрутов для пожилых людей;

- бизнес-направление: особенности зарубежной архитектуры, медицины, экономики и др.;

- решение остроактуальных проблем сферы путешествий: развитие волонтёрства, разрешение международных конфликтов, особенности визовых режимов и т.д.

Каждый год в мире появляются все новые и новые журналы, так или иначе предлагающие и описывающие путешествия. Поэтому в условиях изменяющейся экономики и системы прессы в России необходимо отслеживать тенденции и специфику развития жанрового разнообразия на их страницах. Это важно тем, что авторы создают тексты, которые являются откликом на запросы заинтересованной читательской аудитории. А с точки зрения изучения жанров журналистского творчества являются отличным материалом, чтобы отследить, как жанры меняются в определенный промежуток времени.

Журнал "Вокруг Света" старейший в России и один из старейших в мире познавательных журналов для широкого круга читателей. Издается с перерывами с 1860 года (первый номер, датированный 1861 годом, поступил в продажу в декабре 1860). Он имел подзаголовок "Журнал землеведения, естественных наук, новейших открытий, изобретений и наблюдений". За время существования журнал сменил несколько издателей, периодически издание прекращалось. Но при этом "Вокруг света" сохранял идеологическую преемственность как журнал о мире вокруг нас, приключениях, путешествиях, открытиях и изобретениях. Журнал также сыграл важную роль в развитии читательского интереса к научно-популярной и фантастической литературе. На страницах журнала и в бесплатных приложениях к нему выходили (иногда впервые в России) произведения Ж. Верна, К.Э. Циолковского, К. Фламмариона, Р. Киплинга, после революции - А. Конан Дойла, Б.А. Лавренева, А.П. Казанцева. В редколлегию входили выдающиеся ученые и писатели, например, И.А. Ефремов и В.А. Обручев.

Но обращаясь к характеристике жанра путевого очерка, которую дал А.А. Тертычный , и анализируя тексты журнала , мы делаем вывод, что репортажи содержат элементы очерка, то есть наглядно виден процесс взаимопроникновения жанров.

Анализируя материалы за последние два года и январь, февраль текущего сделаем вывод, что тексты имеют общие жанровые черты.

Заключение

Ситуация с научно-популярными журналами современности наиболее наглядно отражает тенденции современной журналистики, когда в силу таких факторов: 1) борьбы за расширение аудитории, 2) влияния новых коммуникационных технологий, 3) снижения уровня профессионализма журналистов, 4) влияния на журналистику философии постмодернизма[46] происходит стирание жанровых границ.

Список использованной литературы

1. Акопов А.И. Периодические издания. – Ростов-на-Дону, 1995.

2. Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов- заочников. -Л.: Изд-во Ленинградск. ун-та, 1973.

3. Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. - СПб., 1999.

6. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

7. Бельчиков Н. Ф. Неизвестный опыт научной работы Чехова. М., 1985.

8. Ворошилов В. В.. История журналистики России . Журналистика: Учебник. СПб., 2001.

9. Гвоздев В.Н. Меж двух миров: некоторые аспекты чеховского реализма. – Астрахань, 1999.

10. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. - М., 1999.

11. История русской журналистики XVIII – XIX веков: учебник Л. П. Громова, М. М. Ковалева, А. И. Станько, Ю. В. Стенник и др. СПб., 2005.

12. А. В. Дружинин: проблемы творчества. Самара, 1999.

13. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. СПб., 1999.

14. Есин Б.И. 'Чехов-журналист' - Москва: Издательство Московского университета, 1977.

15. Есин Б. И. История русской журналистики (1703–1917): учеб. пособие и хрестоматия / Б. И. Есин. М., 2000.

16. Русская журналистика в документах. История надзора / под ред. д–ра филол. наук, проф. Б. И. Есина и д–ра филол. наук, проф. Я. Н. Засурского; сост. к–т истор. наук О. Д. Минаева. - М., 2003.

17. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров: очерк, фельетон. - М., 1969.

18. Захаркин А.Ф. Сибирь и Сахалин в творчестве А. П.Чехова. - М.,1969.

19. Средства массовой информации постсоветской России / под ред. д–ра филол. наук, проф. Я. Н. Засурского. - М., 2002.

20. Система средств массовой информации России / под ред. д–ра филол. наук, проф. Я. Н. Засурского. - М., 2003.

21. Неизвестные страницы отечественной журналистики. Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Кафедра истории отечественных средств массовой информации / под ред. проф. Я. Н. Засурского. - М., 2006.

22. Ивлев Д. Д. История русской журналистики XVIII – нач. XX в. - М., 2004.

23. Катаев В. Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. – М.: Изд- во МГУ, 1979.

24. Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. - М., 1975.

25. Колосов Г. В. Очерк. - Алма-Ата, 1966.

26. Корконосенко С. Г. Право и этика СМИ. - СПб., 1999.

27. Корконосенко С.Г. Социальное функционирование журналистики. - СПб., 1994.

28. Ким М. Н. Очерк. Теория и методология жанра. - СПб., 2000.

29. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917–2000): учеб. комплект (учеб. пособие; хрестоматия). - М., 2006.

30. Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учеб.пособие для студентов вузов. - М.:Аспект Пресс, 2011.

31. Лебедев Ю.В. В середине века. - М.: Современник, 1988.

35. 35.Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. - М., 1987.

36. 36. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике искусства. - СПб., 2002.

39. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIXвека.- СПб: НИИ химии СпбГУ,-1999.

41. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. - М., 1977.

42. Маслова Н.М. Глазами А.П. Чехова. - Дальний Восток, 1976.

43. Маслова Н. М. Путевой очерк, проблемы жанра. - М.: Знание, 1980.

45. Маслова Н.М. Очерк: теория и методология жанра. - СПб., 2000.

46. Махонина С. Я. История русской журналистики начала XX века. Учеб.-методич. комплект: учеб. пособие; хрестоматия .- М., 2004.

48. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – 90-е гг.). - М., 1999.

49. Панцырев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно- публицистические особенности жанра: дис. канд. филолг. наук. - СПб., 2004.

50. Полоцкая Э.А. Не предназначавшееся для печати // Поэтический мир Чехова. Сб. науч. тр. - Волгоград, 1985.

52. Скибина О.М. Творчество Л.В. Кигна-Дедлова: проблематика и поэтика. - Оренбург, 2003

53. Станиславлева В.Н. Советский очерк о зарубежных странах. - М., 1979.

55. Семанова М.Л. Чехов-художник. - М.,1976.

56. Сохряков Ю. И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX – начала XX вв. - М., 2000.

57. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2000.

58. Чудаков А.П. Истоки чеховского сюжетного новаторства // Русская литература, 1983.

59. Усманов Л.Д. Художественные искания в русской литературе конца XIX начала XXвеков. Автореф. дисс. доктора филолог. наук. - Л., 1977.

60. Фомичев Е.Г. Автор и герой в очерке: приемы портретизации: Автореф. дис. канд филолог. наук. - СПб., 2003.

61. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. Ред.: Смелкова З.С. Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А. – М.: Флинта, 2006.

Факультет филологический
Кафедра журналистики

Выпускная квалификационная работа

по теме «Путевой очерк на страницах современных журналов

Выполнила:
студентка 301-Ж группы


Научный руководитель
Скибина О.М.

[1]- Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. стр.321.

[2] Гуминский В. М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 314—315.

[3] Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. М., 1977. С. 5–27

[4] Станиславлева В.Н. Советский очерк о зарубежных странах. М., 1979.

[5]. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 364

[6] Хождение Игнатия Смолянина: Под ред.С.В.Арсеньева.М.,1999

[23] - Машинский С. Гончаров и его творчество.- В кн.: И. А. Гончаров. Собр. соч., т. 1. Стр.89. М., 1972

[25] Захаркин А. Ф. Сибирь и Сахалин в творчестве А.П. Чехова. Уч. зап. – М., 1966. стр.223

[27] Семанова М.Л. Чехов – художник. – М., 1976.стр. 236.

[28] Соболевская Н.Н. Поэтика трагического у Чехова // Проблемы типологии реализма. Межвузов. Сб. ст. Вып. 9. – Свердловск, 1976.стр.129.

[30] Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIXвека.- СПб: НИИ химии СпбГУ,-1999.стр.202.

[32] Чудаков А.П. Истоки чеховского сюжетного новаторства // Русская литература.1983.-№3.стр.97

[33]- Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. стр.284.

[34] Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2011. - С.58.

[36] -Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.стр.271.

[43] - Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. стр.247.

[45]- Канторович В. Я. Заметки писателя о современном очерке. М., 1975.стр.163

[46] Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2011.стр.-3,4.

СТИЛИСТИКА – раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

Цель высказывания публицистического стиля – воздействие на читателей или слушателей.

Этим стилем речи должны отлично владеть журналисты.

Особенности публицистического стиля

Общие стилевые черты

Языковые средства, характерные для стиля

Газетная и журнальная статья

Воздействие на читателей и слушателей, побуждение к чему-либо

В устной речи – выступления.

В письменной речи – в газетах и журналах.

Чётко выраженная авторская оценка (отношение к проблеме)

Использование восклицательных, побудительных предложений, риторических вопросов, обращений к собеседнику, повторов.

Совмещение книжных и разговорных слов.

Использование антонимов, фразеологизмов и описательных оборотов.

- совмещать книжную и разговорную лексику;

- использовать обратный порядок слов (инверсию);

Путевые заметки - это литературный жанр, который включает в себя короткие записи о путешествии. Среди особенностей жанра можно отметить следующие: 1. Путевые заметки могут сравниваться с фотографией или зарисовками художника. 2. Они представляют собой описание местности, людей, объектов культуры и природы. 3. Путевые заметки включают личные рассуждения. размышления обо всѐм том, что было увидено и узнано в пути. 4. В них информационная речь сочетается с речью художественной, изобразительной.

В Интернете часто встречается слово травелог - это современный литературный жанр путевых заметок. Слово образованно от английского travelogue, которое имеет значение: 1. Лекция о путешествии с показанием кинофильма или слайда. 2. Художественный или документальный фильм о путешествиях. 3. Литературное произведение с рассказом о путешествии.

Задание 1. Орфографический и пунктуационный практикум.

Человек подн..лся в космос прежде всего потому, что он Человек, что такой полѐт враждебный его телу желанен его душе что полѐт этот подготовлен всей историей Человека, всеми пред..дущими его победами над силами природы. Человек, всеми пред..дущими его победами над силами природы. Человек не мог не открыть Америки - и в море ушли каравеллы Христофора Колумба не мог не убедит(?)ся, что Земля шар, - и невида(н/нн)ым своим упорством пробил дорогу в Великий океан Фернандо Магеллан. Человек не мог не научит(?)ся летать выше облаков и опускат(?)ся в океанские пучины. Мифы не знают пр..делов фантазии в мифах можно было придумать самую фантастическую, самую умную машину и научить еѐ летать подобно птице но в мифах летал Икар - Человек. "Восток" мог вместить множество приборов и датчиков но в кресло "Востока" сел Гагарин - Человек.

Публицистический стиль. Путевые заметки.

3. Слайды № 10 ( можно записать без таблицы ), № 12- переписываем.

4. Знакомимся с материалом урока, выписываем то, что выделено курсивом.

5. Домашнее задание: написать путевую заметку ( не менее 10 развернутых предложений) .Т.Е описать при помощи средств художественной изобразительности свой поход куда-либо( в магазин, в школу, поездка в деревню, посещение какого-либо города, музея и т.п.)

Материал урока.

Путевые заметки — одна из разновидностей путево­го очерка — жанра художественной публицистики. Это зарисовки, сделанные во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. В них автор рассказывает обо всём, что привлекло его внима­ние во время путешествия, что поразило его воображе­ние, обо всём новом, необычном, интересном, о том, что запомнилось и расширило его кругозор, обогатило зна­ниями и представлениями об окружающем мире. Опи­сания природы, местности, достопримечательностей городов и сёл; рассказы о людях, с которыми повстре­чался в пути, о местных обычаях — всё то, что показа­лось заслуживающим внимания, составляет содержа­ние путевых заметок.

Путевые заметки всегда субъективны: в них рас­крывается и сам автор, и содержится его оценка уви­денного — позитивная или негативная. Они всегда эмо­ционально окрашены.

Путевые заметки подобны фотоснимкам, которые мы делаем во время путешествия. Их назначение — со­хранить в памяти увиденное, рассказать об этом дру­гим, поделиться с ними своими впечатлениями. Поэто­му в них наряду с информативной речью широко исполь­зуется речь изобразительная, что сближает этот жанр публицистики с художественной речью. Образцы пу­тевых заметок можно найти, например, у известного журналиста и путешественника В. М. Пескова, побывав­шего во многих уголках нашей страны и за рубежом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа родного края. Бережное отношение к своему историческому прошлому. Литературныен места Дона. Природа родного края.

Цели урока:

Образовательные

Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;

Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста.

Развивающие:

Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

Совершенствование коммуникативной компетенции;

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

Развитие умения логически верно излагать мысли;

Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Метапредметные УУД:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать другими людьми;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Предметные УУД:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте;

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

Личностные УУД:

уважение к своему народу, чувство гордости за свой край, свою Родину, бережное отношение к своему историческому прошлому;

•формирование уважения к русскому языку, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

Тип урока: урок – практикум

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Ключевые понятия: стили речи, публицистика, речевые жанры, языковые средства выразительности, лексические и синтаксические особенности, композиция текста, проблема текста, позиция автора, рецензия.

Ход урока:

І Установка на учебную деятельность.

ІІ Актуализация знаний.

1) Определение типа и стиля речи. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов:

- Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

- Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

Вопрос к чтецам (интервью):

-Чем интересны для вас эти тексты?

- Что общего у этих трех текстов?

- Как вы определили тип речи?

IV Представление нового материала.

Одна из особенностей путевого очерка – это постепенное развертывание изображения: автор движется от села к селу, от города к городу, из страны в страну, постепенно накапливая впечатления и факты. Это могут быть и впечатления от одного города, от одного маршрута, знакомство с которым происходит постепенно.

Постановка задач урока..

V Беседа по домашнему заданию.

- Какова цель текста публицистического стиля?

- Какова сфера его употребления?

- Назовите жанры публицистики.

- Назовите характерные черты публицистического стиля.

- Какова композиция текста публицистического стиля?

- Какие черты сближают публицистический стиль с научным?

- Что общего у публицистического стиля с художественным?

- Назовите лексические особенности публицистического стиля.

- Назовите эмоциональные средства выразительности.

- Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?

VI Практика в использовании нового материала.

Групповая работа по стилистическому анализу текста.

Лингвистическое наблюдение.

Подготовка восприятия.

История Таганрога хранит множество интересных событий, связанных с жизнью и деятельностью царственных особ, выдающихся музыкантов, артистов и писателей. И у каждого из них было особое отношение к этому южному городу. Константин Паустовский оставил о Таганроге такие воспоминания.

Несколько лет назад мне дали прочесть записную книжку одного умершего писателя. Я начал читать ее и убедился, что это были не отдельные короткие записи, как это всегда бывает в записных книжках и дневниках, а довольно связное описание неизвестного приморского города. Ниже я постараюсь воспроизвести это описание с возможной точностью.

Чем дальше я читал эту записную книжку, тем яснее проступали в памяти позабытые краски и запахи, какие-то знакомые места. Но я не мог сразу вспомнить, где я видел эти места и когда это было. Они выступали, как из тумана или из давнего сна, который стараешься восстановить по кускам, как склеивают разбитую статую.

Что же было в этих записях?

Прежде всего было точное описание деревьев и цветов акации.

"Цветы эти тронуты желтоватым и розовым налетом и кажутся чуть подсохшими.

Тень перистых акациевых листьев падает на белые стены и колеблется даже от незаметного ветра. Достаточно взглянуть на эту живую тень, чтобы понять, что ты - на юге и невдалеке от моря.

Когда акация осыпается, ветер несет вороха цветов по улицам. Они с шумом, подобно сухому прибою, катятся но мостовым и набегают на садовые ограды и стены домов".

"Мостовые на портовых спусках отполированы до свинцового блеска подковами битюгов. Между камней прорастают из рассыпанных зерен всходы овса и пшеницы. Крутые подпорные стены заросли дроком. Он свешивается сверху, как остановившийся водопад из непролазного переплетения веток, листьев, колючек и желтых цветов.

Кое-где в этой пыльной зелени вырублены ниши. В них скрыты маленькие кофейни и лавчонки. Там торгуют сельтерской водой и баклавой - слоеным греческим печеньем на меду.

В кофейнях передняя стена всегда застеклена. Сквозь нее видно людей в линялых тельниках, азартно играющих в карты.

Но это не все. Тут же сидят на низких скамеечках старые женщины и продают жареные каштаны. Угли в мангалах наливаются жаром. Слышен непрерывный легкий треск,- это лопается скорлупа каштанов.

Крутой поворот - и внизу, как на детской картинке, появляется совершенно игрушечный порт.

Я читал эту запись, и что-то знакомое мучило меня. Я искал хотя бы какого-нибудь названия, имени, чтобы узнать этот город. Я уже догадывался в глубине души, о каком городе идет речь, но не был еще окончательно уверен в этом.

Ara! Вот! Наконец! "Удивительно, что в книгах одного замечательного нашего писателя - уроженца этого города - не отразилось ничего, о чем сказано выше,- ни моря, ни порта, ни акации, ни черных парусов".

В этих словах заключалась разгадка. Ну конечно, все это было написано о Таганроге - родине Чехова.

Как только я догадался об этом, все прочитанное ожило, потеряло налет отстраненности, какой был во время чтения, и приобрело резкую выпуклость и реальность.

2. Во время чтения отвечаем на поставленные вопросы.

3. Задания к тексту.

1) Что было в записной книжке умершего писателя:

А. отдельные короткие записи%

Б. довольно связное описание неизвестного приморского города;

В. адреса и телефоны знакомых.

А. писатель не знал города;

Б. писатель видел Таганрог по-своему;

В. писатель не вспоминал о городе.

3. Укажите отглагольные прилагательные: жареные, отполированы, вырублены, беленые, застеклена, написано.

4. В слове рассыпанных пишется –НН, так как:

А. причастие в полной форме;

В. образовано от прилагательного с - НН.

5. Найдите морфолого-синтаксические средства создания внутреннего монолога (форма повествования от первого лица – употребление местоимения 1 лица ед числа, междометие, вводные слова, частицы, вопрос в начале микротемы и ответ, восклицания).

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

( стилистический анализ текста)

Внимательно прочитайте текст.

Выявите проблемы, затрагиваемые автором

Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)

Выявите приметы стиля, стилевые черты

К какому жанру вы отнесете данный текст?

Проследите композицию текста.

Работа в группах

Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств.

1-ая группа – лексические особенности

2-ая группа – эмоциональные средства выразительности

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения.

VIII Творческая мастерская.

Почему путешествия так популярны? А знаете ли вы города своего края? Каким вы видите свой город? На основе личных впечатлений напишите путевой очерк о каком-либо уголке края, оставившем в вашей памяти впечатления.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Зачитайте свой ответ.

-Что полезного вы извлекли для себя с урока?

Жанр путевой очерк

Путевой очерк возник из популярного в прошлом жанра — литературного путешествия. На протяжении многих столетий жажда к новым впечатлениям, любознательность и интерес к другим народам и странам побуждали людей к путешествиям.

Журналисты прибегали и до сих пор активно применяют возможности данного жанра. Путевой очерк позволяет автору в непринужденной и свободной форме рассказывать читателям о своих впечатлениях, об интересных человеческих типажах, о том новом, что происходит в современной действительности, делиться своими мыслями об увиденном и пережитом.

В статье вы узнаете:

  • что такое очерк, и его основные виды;
  • что такое путевой очерк;
  • жанровые признаки и черты, присущие путевому очерку;
  • особенности написания путевого очерка;
  • предметы отображения;
  • чем привлекателен данный жанр для публициста;
  • примеры путевого очерка.

Очерк — это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм.

Что такое очерк

Очерк — это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.

Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики — к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства.

В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Минутка рекламы. Создавайте запоминающиеся, яркие, интересные публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Виды очерков

Выделяют 4 основных вида очерков:

Например: журналист ставит перед собой цель изучить, какие традиции сохранились у людей, проживающих в разных населенных пунктах или же исследует, каким образом государство решает те или иные социальные проблемы в различных городах страны.

    . В таком очерке автор в хронологическом порядке излагает исторические факты и события, связанные с предметом исследования. Анализирует исторические сведения и дает им собственное толкование.

Что такое путевой очерк

Путевой очерк — это очерк, основой которого является описание событий, встреч, происшествий, которые произошли с автором во время его творческого путешествия.

Путевой очерк — многообразный жанр, это одновременно и путевые заметки, зарисовки, и путевой дневник автора. Поэтому очень часто по своей структуре путевой очерк напоминает дневниковые записи: события описываются последовательно, по мере знакомства с ними автором.

Помимо того, что путевой очерк позволяет читателю познакомиться с реальными событиями и людьми, а также увидеть происходящее глазами автора, в очерке присутствует анализ увиденного и узнанного.

Перед автором путевого очерка стоит задача — целостно воссоздать картину действительности. Чаще всего путевой очерк отражает достаточно длительный временной процесс.

Путевой очерк помимо литературной формы активно применяется в рекламной журналистике и на телевидении (телевизионная журналистика о путешествиях). Большинство передач о путешествиях составлено именно в виде путевого очерка.

Путевой очерк: жанровые особенности и признаки

Жанровые особенности, присущие путевому очерку:

  • художественная образность;
  • эмоциональная насыщенность;
  • динамизм и авантюрность;
  • присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
  • наличие авторского мнения;
  • описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
  • структура путевого очерка похожа на структуру дневниковых записей;
  • актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
  • встречаются сленговые и жаргонные слова, применяется специфическая терминология;
  • для подтверждения своей точки зрения автор использует факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные и пр.
  1. Во-первых, это выраженная позиция автора. Все повествование связано с авторским мнением и взглядом на ситуацию. Нередко, автор очерка выступает в роли действующего лица, взаимосвязанного с главным героем.
  2. Диалог с читателем. Используя различные стилистические приемы, автор стремится к тому, чтобы вызвать у читателя интерес и эмоционально вовлечь его в сюжет своего очерка, сделав таким образом читателя участником описываемых событий.

Написание путевого очерка: особенности

Процесс написания очерка достаточно трудоемкий. Чтобы написать очерк недостаточно просто выбрать тему, собрать и проанализировать информацию.

Основная задача автора заключается в том, чтобы полученную информацию переосмыслить и преобразовать в особую очерковую форму.

Таким образом, в каждом очерке должны присутствовать и художественное творчество, и факты — в различных пропорциях (в зависимости от цели и тематики) .

Часто сам материал для сюжета настолько насыщенный, непредсказуемый и сенсационный, что журналисту остается лишь изложить в очерке всю полученную информацию, не прибегая при этом к дополнительной художественной обработке.

В первую очередь, данный жанр привлекателен для публициста тем, что дает возможность высказаться практически по любому поводу — от изучения культуры русской глубинки до глобальной демографической проблемы.

Кроме этого, путевой очерк рассчитан на массовую аудиторию, и благодаря своему стилю написания, а также убедительности и достоверности эффективно воспринимается публикой.

Путевой очерк — это не развлекательное чтиво. Дело в том, что в данном жанре в центре сюжета обязательно будет изучение автором в ходе своего путешествия какой-то социально-значимой проблемы.

Предметы отображения в путевом очерке

Предметом отображения в путевом очерке выступают: человеческий характер, различные конфликтные ситуации, а также общественно-значимые явления.

При написании путевого очерка используются такие методы сбора информации, как интервью, наблюдение, беседа, анализ личных документов.

Путевой очерк вобрал в себя элементы и науки, и искусства: это документы, цифры, статистика, и, одновременно, художественно-предметный мир автора с портретами, пейзажами, интерьерами.

Примеры путевых очерков

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Читайте также: