Психология и возраст развитие и самоопределение в юности доклад
Обновлено: 04.07.2024
Юность – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (зрелостью), последний период детства и первый период взрослости, период ранней молодости. Юношеский возраст длится у девушек от 16 до 20 лет, у юношей – от 17 до 21 года.
Психологическая характеристика юношеского возраста
Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности. Если в подростковом возрасте, в котором начинается переход от детства к взрослости, преобладают, как правило, детские черты и возникают лишь первые взрослые проявления, то в юношеском возрасте детских черт уже крайне мало, и за время протекания юношеского периода эти черты в норме исчезают полностью. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.
Достижение зрелости осуществляется во всех сферах и структурных компонентах личности – потребностно-мотивационной, волевой, эмоциональной, достигают максимального развития интеллект, творческие способности и т.д.
Основными психологическими особенностями юношеского возраста являются:
Таким образом, обобщая, можно сказать, что в юности осуществляется формирование личности как системы отношений: юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.
При этом в юношеском возрасте в большинстве случаев все же проявляются определенные инфантильные черты. Так, например, выбор профессии не всегда является достаточно продуманным и окончательным, на психологические состояния нередко влияет избыточная эмоциональность и т.п.
Таким образом, юношеский возраст является одним из важнейших в жизни человека. Многие качества личности, сформированные в юношеском возрасте, и принятые в этот период решения оказывают влияние на всю дальнейшую судьбу человека. Однако общая характеристика юношеского возраста может в различной мере отражать психологические особенности юноши или девушки в каждом индивидуальном случае.
Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.
Важнейшими психологическими условиями возникновения и развития самоопределения старшеклассников являются их ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Влияние социальных факторов, прежде всего специфика социокультурных условий жизни, переплетаясь в комплексе психологических особенностей старшеклассника (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.
Новый характер самоопределения, который формируется в старшем школьном возрасте, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность.
Становление этого феномена осуществляется поэтапно:
- сначала внутренне, то есть через осознание учеником действительности и себя в социуме; сравнения действительности со своей системой норм, ценностей и их оценки;
- сравнения себя и требований объективной действительности;
- самооценку;
- выбор определенной социальной роли, устойчивой жизненной, общественной позиции, и только потом проявляется внешне в деятельности и поведении через реализацию социальной установки, обмен ценностями.
Как часть нормативной активности ученика и компонент его нравственного формирования, данный феномен выступает в роли фактора, регулирующего деятельность и общение старшеклассника. Психологи рассматривают личностное самоопределение как генетическую исходную категорию, которая определяет все другие виды самоопределения: профессиональное, семейно-бытовое, гражданское, нравственное, ролевое, ценностное и т.п. Здесь отправным пунктом является понимание личностного самоопределения как результата социального развития личности.
М. Гинзбург вывел основные положения, дающие возможность построить целостную картину самоопределения в юношеском возрасте:
- личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и является активным определению позиции старшеклассника относительно социально значимых ценностей;
- в этом возрасте личностное самоопределение является генетически исходным и определяет развитие всех других типов самоопределения;
- особенности личностного самоопределения обусловливают характеристики социального самоопределения;
- на основе особенностей социального самоопределения у старшеклассника вырабатываются требования и ожидания к определенной профессии, осуществляется профессиональное самоопределение;
- самоопределение в старшем школьном возрасте тесно связано с представлениями о своем будущем;
- личностное самоопределение неразрывно связано с переструктурированием мотивационной сферы старшеклассника.
Среди основных социально-психологических детерминант личностного самоопределения юношей и девушек можно выделить такие представления, имеющие смысловое значение для жизни:
- значимость проблем, которые обсуждаются с ровесниками;
- круг референтных лиц;
- ценностные ориентации;
- целеустремленность отношений;
- сферы самореализации;
- отношение к социуму и осмысление себя в нем;
- будущие планы, их конкретное содержание;
- выбор профессии, ориентация в ней на социально или личностно значимые факторы;
- мера уверенности в выборе линии поведения.
В зарубежной психологии процесс самоопределения называют формированием идентичности. Среди основных состояний формирования идентичности выделяют обусловленность, диффузию, мораторий и достижения идентичности, которые определяются с учетом двух факторов: принятие самостоятельных решений (кризис идентичности) и наличие твердых обязательств от сделанного выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.
Старшеклассники в статусе обусловленности берут на себя обязанности, не принимая самостоятельных решений, то есть выбирают идеологию, религию, профессию и т. п., но их выбор обусловлен мнением значимого для них взрослого.
У такой категории юношества переход к взрослости проходит гладко, без конфликтов, ее действия, как правило, последовательные и стабильные, имеющиеся сильные положительные связи со значимыми другими людьми. Представители этой категории придерживаются более авторитарных ценностей, чем старшеклассники в других статусах.
У юношей и девушек, которые находятся в статусе диффузии, нечеткая направленность личности и мотивация деятельности, они просто уходят от вопросов, касающихся личностного самоопределения. Эти старшеклассники лишенные родительской заботы, многие из них в этом статусе характеризуются, асоциальным поведением, употреблением наркотиков и алкоголя и т.д.
Достижение идентичности - статус школьной молодежи, которая прошла кризис, взяла на себя определенные обязанности вследствие сделанного выбора и старается жить по определенным правилам.
В этих старшеклассников, по сравнению с другими статусами, гармоничные отношения с семьей; их поиски независимости несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем в статусе моратория; они не бояться стать изолированными, как старшеклассники в статусе диффузии. В зависимости от того аспекта жизни, который рассматривается, статус идентичности может изменяться: старшеклассник одновременно может находиться в статусе обусловленности относительно пол - ролевых предпочтений и в статусе моратория в выборе профессии.
Вообще, феномен личностного самоопределения для старшеклассников является ведущим центром социализации, возникновение этого феномена возможно только на определенном уровне развития самосознания, а именно, когда у личности появляется способность к внутреннему диалогу.
Формирование личностного самоопределения обусловливается объективными факторами социальной действительности, системой целенаправленных воспитательных воздействий, субъективной подготовленности подрастающего поколения к общению и взаимодействию в социуме.
Объективными предпосылками возникновения данного феномена являются: общее недовольство, отсутствие достаточного доверия и взаимопонимания со взрослыми; неодинаковая готовность к участию в социально необходимом взаимодействии и слабая готовность к реальной социальной жизни в целом.
К субъективным предпосылкам относятся: возникновение внутренней потребности в формировании определенной смысловой системы; развитие ценностно-ориентационной деятельности и чувство ответственности за сказанное или совершенный поступок; стабилизация мотивационной сферы.
Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.
Важнейшими психологическими условиями возникновения и развития самоопределения старшеклассников являются их ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Влияние социальных факторов, прежде всего специфика социокультурных условий жизни, переплетаясь в комплексе психологических особенностей старшеклассника (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях его отношения к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.
Новый характер самоопределения, который формируется в старшем школьном возрасте, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность.
Становление этого феномена осуществляется поэтапно:
- сначала внутренне, то есть через осознание учеником действительности и себя в социуме; сравнения действительности со своей системой норм, ценностей и их оценки;
- сравнения себя и требований объективной действительности;
- самооценку;
- выбор определенной социальной роли, устойчивой жизненной, общественной позиции, и только потом проявляется внешне в деятельности и поведении через реализацию социальной установки, обмен ценностями.
Как часть нормативной активности ученика и компонент его нравственного формирования, данный феномен выступает в роли фактора, регулирующего деятельность и общение старшеклассника. Психологи рассматривают личностное самоопределение как генетическую исходную категорию, которая определяет все другие виды самоопределения: профессиональное, семейно-бытовое, гражданское, нравственное, ролевое, ценностное и т.п. Здесь отправным пунктом является понимание личностного самоопределения как результата социального развития личности.
М. Гинзбург вывел основные положения, дающие возможность построить целостную картину самоопределения в юношеском возрасте:
- личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и является активным определению позиции старшеклассника относительно социально значимых ценностей;
- в этом возрасте личностное самоопределение является генетически исходным и определяет развитие всех других типов самоопределения;
- особенности личностного самоопределения обусловливают характеристики социального самоопределения;
- на основе особенностей социального самоопределения у старшеклассника вырабатываются требования и ожидания к определенной профессии, осуществляется профессиональное самоопределение;
- самоопределение в старшем школьном возрасте тесно связано с представлениями о своем будущем;
- личностное самоопределение неразрывно связано с переструктурированием мотивационной сферы старшеклассника.
Среди основных социально-психологических детерминант личностного самоопределения юношей и девушек можно выделить такие представления, имеющие смысловое значение для жизни:
- значимость проблем, которые обсуждаются с ровесниками;
- круг референтных лиц;
- ценностные ориентации;
- целеустремленность отношений;
- сферы самореализации;
- отношение к социуму и осмысление себя в нем;
- будущие планы, их конкретное содержание;
- выбор профессии, ориентация в ней на социально или личностно значимые факторы;
- мера уверенности в выборе линии поведения.
В зарубежной психологии процесс самоопределения называют формированием идентичности. Среди основных состояний формирования идентичности выделяют обусловленность, диффузию, мораторий и достижения идентичности, которые определяются с учетом двух факторов: принятие самостоятельных решений (кризис идентичности) и наличие твердых обязательств от сделанного выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.
Старшеклассники в статусе обусловленности берут на себя обязанности, не принимая самостоятельных решений, то есть выбирают идеологию, религию, профессию и т. п., но их выбор обусловлен мнением значимого для них взрослого.
У такой категории юношества переход к взрослости проходит гладко, без конфликтов, ее действия, как правило, последовательные и стабильные, имеющиеся сильные положительные связи со значимыми другими людьми. Представители этой категории придерживаются более авторитарных ценностей, чем старшеклассники в других статусах.
У юношей и девушек, которые находятся в статусе диффузии, нечеткая направленность личности и мотивация деятельности, они просто уходят от вопросов, касающихся личностного самоопределения. Эти старшеклассники лишенные родительской заботы, многие из них в этом статусе характеризуются, асоциальным поведением, употреблением наркотиков и алкоголя и т.д.
Достижение идентичности - статус школьной молодежи, которая прошла кризис, взяла на себя определенные обязанности вследствие сделанного выбора и старается жить по определенным правилам.
В этих старшеклассников, по сравнению с другими статусами, гармоничные отношения с семьей; их поиски независимости несут в себе меньший эмоциональный заряд, чем в статусе моратория; они не бояться стать изолированными, как старшеклассники в статусе диффузии. В зависимости от того аспекта жизни, который рассматривается, статус идентичности может изменяться: старшеклассник одновременно может находиться в статусе обусловленности относительно пол - ролевых предпочтений и в статусе моратория в выборе профессии.
Вообще, феномен личностного самоопределения для старшеклассников является ведущим центром социализации, возникновение этого феномена возможно только на определенном уровне развития самосознания, а именно, когда у личности появляется способность к внутреннему диалогу.
Формирование личностного самоопределения обусловливается объективными факторами социальной действительности, системой целенаправленных воспитательных воздействий, субъективной подготовленности подрастающего поколения к общению и взаимодействию в социуме.
Объективными предпосылками возникновения данного феномена являются: общее недовольство, отсутствие достаточного доверия и взаимопонимания со взрослыми; неодинаковая готовность к участию в социально необходимом взаимодействии и слабая готовность к реальной социальной жизни в целом.
К субъективным предпосылкам относятся: возникновение внутренней потребности в формировании определенной смысловой системы; развитие ценностно-ориентационной деятельности и чувство ответственности за сказанное или совершенный поступок; стабилизация мотивационной сферы.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема 1. Особенности психического развития
в юношеском возрасте
1. Юность в контексте жизненного пути личности.
2. Психологические новообразования в юношеском возрасте.
3. Особенности общения со взрослыми и сверстниками
4. Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
1. Юность в контексте жизненного пути личности.
Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному. Граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условная, и в некоторых схемах периодизации (преимущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подросткового возраста, а в других – относят к юности.
Началом юности можно считать окончание школы и начало учебно-профессиональной деятельности.
Верхняя граница периода юности еще более размыта, (поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива). В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).
Конец юности связан с началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, приобретением стабильной профессии и т.д.
Проблема юношеского кризиса. В период ранней юности завершаются процессы физического созревания человека, исчезают диспропорции отдельных частей тела, несоразмерность движений, неуклюжесть свойственная подросткам. Именно поэтому, раннюю юность считают переходом от физиологической к социальной зрелости, которая характеризуется вхождением во взрослую жизнь, усвоением норм и правил социума и т.д. В жизнедеятельности юноши расширяется диапазон социальных ролей и интересов, они больше размышляют о своем будущем, обдумывают способы и пути достижения целей.
Юноша должен стать социальным индивидом, он должен присвоить внутреннее содержание взрослой жизни (а не внешние ее проявления, как у подростка). Это требует постепенной внутренней перестройки при освоении различных систем общественных отношений.
Переход от ранней юности к поздней считается кризисным периодом, который возникает на рубеже привычной школьной жизни и новой взрослой жизни. Еще его называют кризисом 17 лет.
Основным содержанием кризиса 17 лет является поиск себя и своего места в жизни через опробование роли взрослого.
2. Психологические новообразования
в юношеском возрасте.
В юношеский возрастной период решается задача собственного развития. Возможны три основных варианта выбора жизненного пути:
2) поиск работы. Пойти работать – это способ получить ту самую независимость от родителей, самостоятельность и ощутить себя действительно взрослым. Кроме того, в процессе работы юноша получает практический опыт и навыки. Но у данного жизненного пути есть свои недостатки: низкая зарплата, сложность в поиске интересной работы, недостаточный выбор рабочих мест из-за отсутствия профессионального образования;
Юношам необходимо сделать правильный выбор, чтобы потом о нем не пожалеть. Это может сопровождаться ростом эмоционального напряжения старших школьников. Именно поэтому данный возрастной период может протекать кризисно.
Таким образом, в ранней юности возникает потребность осознать себя в качестве члена общества, найти свое место и назначение в жизни. Старшеклассник неминуемо попадает в ситуацию выбора: либо ему продолжать учиться, либо вступать в трудовую жизнь.
Следовательно, центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение как социально-психологическая готовность (способность) к личностному и жизненному (профессиональному) самоопределению. Это откладывает отпечаток и на учебной деятельности старших школьников. Она приобретает новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Ведущей деятельностью в юности становится учебно-профессиональная деятельность. Устанавливается достаточно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если в подростковом возрасте учебные интересы определяют выбор профессии, то, у старших школьников, наоборот, выбор профессии способствует формированию учебных интересов. Появляется интерес к тем предметам, которые им необходимы в связи с выбранной профессией. То есть, меняется отношение к учебному процессу, который уже оценивается с точки зрения полезности для будущего.
Старшеклассники начинают рассматривать учебу как необходимую базу для своей будущей профессиональной деятельности. Знания рассматриваются не как ценность сама по себе, а как средство получения хорошей профессии. Познавательные интересы определяют выбор профессии, что, в свою очередь, влияет на отношение к учебной деятельности.
(Конечно же), большую роль при выборе профессии играют такие факторы, как социальное положение и материальное благополучие семьи, мнение родителей по поводу выбора старшеклассников, профориентационная работа в школе и т.д.
3. Особенности общения со взрослыми и сверстниками.
Юношеское тяготение к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность связана с такими проблемами в юношеском возрасте, как:
- поиск смысла жизни,
- познание себя, - взаимоотношения между людьми,
- получение информации и т.д.
Таким образом, повышается авторитет взрослого, как носителя определенной системы ценностей и субъекта жизненного пути, в отличие от взаимоотношений со взрослыми в подростковом возрасте. Авторитет взрослых в глубоких, мировоззренческих вопросах превышает авторитет сверстников, особенно если эти вопросы связаны с областью интересов старшеклассников и профессиональной деятельностью взрослого.
С одной стороны представители юношеского возраста стремятся к доверительному общению со взрослыми, с другой, они стремятся к сохранению поведенческой, эмоциональной и морально-ценностной автономии.
Наряду с этим часто возникают конфликты родителей с детьми. Это происходит из-за того, что родители и дети по-разному воспринимают мир, в котором живут. Причина опять же в стремлении к самостоятельности юношей и девушек. Они не приемлют принуждение, вмешательство в их личные дела, ограничение свободы и т.д. Эффективное взаимодействие взрослых и представителей юношеского возраста возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Если этого не происходит, то возникают конфликтные ситуации.
Старшеклассники выделяют среди основных причин конфликтов с родителями следующие:
- неумение сдерживать плохое настроение,
В современном мире родителям зачастую не хватает времени на своих детей из-за большой загруженности на работе. С одной стороны, родители стремятся обеспечить будущее своих детей, но с другой они упускают возможность сблизиться со своими детьми.
Что касается общения со сверстниками, то здесь существует две противоположные тенденции, с одной стороны, расширение сферы общения, с другой - растущая индивидуализация и обособление. То есть, с одной стороны, усиливается потребность в общении со сверстниками, увеличивается время на общение, расширяется круг общения (помимо общения в школе, семье, у современных подростков и старшеклассников есть возможность общения в социальных сетях, где они вступают в разные группы по интересам и таким образом становятся участниками разнообразных юношеских субкультур). С другой стороны, юношеская дружба становится более интимной и стабильной, характеризуется верностью, близостью. Появляется лучший друг или подруга (в зависимости от пола), которым можно открыться, обсудить переживания, отношения с противоположным полом и т.д. То есть, в отличие от подростковой дружбы, юношеская дружба многообразна: от совместного времяпрепровождения до глубокой исповедальности и самораскрытия.
4. Развитие интеллектуальной
и эмоционально-волевой сферы.
К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, поэтому на протяжении юности происходит формирование индивидуального стиля умственной деятельности.
В старших классах школы значительно изменяется и усложняется школьная программа, увеличивается объем учебного материала. Это требует от учащихся достаточной сформированности теоретического мышления, продуктивности познавательной деятельности, самостоятельности в решении когнитивных (интеллектуальных) задач.
(Как мы уже заметили ранее), в юношеском возрасте учеба рассматривается как средство реализации своих жизненных планов. Именно это способствует формированию познавательно-профессиональной направленности личности. Интерес вызывают различные источники информации (книги, кино, телевидение, научные кружки и т.д.), при помощи которых юноша самостоятельно приобретет необходимые ему знания.
В юношеском возрасте продолжает развиваться абстрактно-логическое мышление. Юноши и девушки склонны к дискуссиям, спорам и задушевным беседам, в ходе которых они стремятся найти истину, устанавливая причинно-следственную связь.
У людей юношеского возраста совершенствуется владение сложными мыслительными операциями анализа и синтеза, абстрагирования и теоретического обобщения, аргументирования и доказательства. Мышление становится более систематическим, устойчивым и критическим по сравнению с подростковым возрастом.
Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется некоторая познавательная страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. Так же появляются повышенная склонность к самоанализу, потребность обобщать и систематизировать знания о себе (разбираться в своих чувствах, характере, поступках, действиях).
Умственное развитие в юношеском возрасте заключается не столько в накоплении знаний и навыков, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Речь в юности становится более богатой по лексике, более гибкой по интонации. Письменная речь иногда развита лучше, чем устная.
В юности возрастает концентрация внимания, преобладает произвольное внимание. Это позволяет юношам и девушкам легко сосредоточиться на своей деятельности, переключать и распределять внимание. У них совершенствуется наблюдательность, которая становится целенаправленной и устойчивой.
Память, как и другие познавательные процессы, совершенствуется. Увеличивается объём памяти, меняются способы запоминания. Наряду с активизирующимся непроизвольным запоминанием, у юношей наблюдается широкое применение рациональных приемов произвольного запоминания материала.
Фантазии, бесконтрольно уводившие ребенка в сторону от реальности и характерные для подросткового возраста, критически осмысливаются в юношеском возрасте. Воображение старших школьников характеризуется существенным развитием самоконтроля.
Таким образом, в юношеском возрасте активизируется умственная деятельность, увеличивается произвольность интеллектуальной деятельности.
В юности активно усложняются и развиваются эмоциональные личностные свойства. Происходит существенная перестройка эмоциональной и волевой сферы, что связано с проявлением решительности, самостоятельности, критичности и самокритичности, неприятием лицемерия, грубости и т.д. Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, тревожностью, неуравновешенностью и т.д., но, когда проходит кризис ранней юности общее эмоциональное состояние улучшается.
Юноши и девушки критично оценивают свою внешность, переживают из-за замеченных, реальных или мнимых, проблем, связанных, например, с избыточным весом, большим или маленьким ростом и других элементов своей внешности – в этом выражается эмоциональное измерение самооценки.
От самооценки зависит еще одна важная психологическая эмоциональная характеристика юности – это самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие себя, неудовлетворённость собой).
В юношеском возрасте расширяется круг факторов, способных вызывать эмоциональную реакцию. Способы выражения эмоций становятся разнообразнее, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций и т.д. Наряду с этим, в юности усложняются и развиваются механизмы психологической защиты и формы поведения юношей и девушек в конфликтных ситуациях. Механизмы психологической защиты используются юношами и девушками в качестве способа адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям, таким как, рост социальной ответственности, увеличение потребностей, необходимость следовать социальным нормам, смена приоритетов в мотивационной сфере и т.д.
( Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. К механизмам психологической защиты , как правило, относят отрицание , вытеснение, рационализацию, замещение, и некоторые другие.
Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.
В целом, период юности характеризуют следующие критерии:
Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности.
Самосознание юношества акцентировано на трех существенных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.
Период юности — это переходной этап от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни и относительно самостоятельный период, который имеет собственную ценность. В психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
Выделяют раннюю юность (от 15 до 17 лет) и позднюю юность (от 17 до 21 года).
Психологические особенности ранней юности
Переход к юношеству связан с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.
На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Развитие личности в юности
В юности встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути. Общество и окружение юноши ставит перед ним задачу определиться с выбором профессии. И такое профессиональное самоопределение становится главным новообразованием (приобретения) личности в юности.
Личностные приобретения диктует юноше или девушке менять собственное отношение к будущему, и свое представление о нем. Он как бы смотрит на настоящее с позиции будущего. Центральное место в жизни юношей занимает построение жизненных планов и перспектив.
И только в поздней юности человек завершается процесс самоопределения и начинается переход к самореализации. Самоэффективность и вера в себя
Психологические особенности поздней юности
«Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.
Психологические особенности юности и профессиональное самоопределение
С профессиональным самоопределением в своей жизни человек может сталкиваться несколько раз. Но психологи выделяют 4 этапа проф. самоопределения в юности .
Этапы формирования профессионального самоопределения личности
- В детстве ребенок проигрывает некоторые элементы поведения, связанного с той или иной профессией.
- В младшем подростковом возрасте в основном фантазируют и видят себя в мечтах представителем той или иной профессии.
- Следующий этап профессионального самоопределения в юности — это предварительный выбор профессии (охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, где происходит сортировка и оценка разных видов деятельности с точки зрения интересов учащегося, затем — его способностей, наконец, с точки зрения системы ценностей).
- И наконец, сам выбор профессии, специальности, следствием чего является практическое принятие решения. Как уверенно принимать решения?
Особенности юности и проблема профессионального самоопределения
На выбор своей будущей профессии или специальности влияют несколько объективных и субъективных условий. Например, престижность профессии, материальное и социальное положение, уровень образования родителей, уровень информированности и притязаний.
Обычно подростки, выбирая свою будущую профессию стремятся получить более высокое образование и квалификацию, несмотря на социальный или материальный статус своей семьи.
Интересно! Психологи также уже свидетельствуют о том факте, что уровень образования родителей абитуриента важнее для него, чем их материальное благосостояние.
Психологические особенности юности: Что влияет на выбор профессии и профессиональное самооределение?
Также при принятии решения подростки обычно ориентируются на общественное мнение, их влечет престижность и элитность выбранной профессии, они охвачены мечтами о быстрой карьере и богатстве. Здесь их винить не в чем, потому что они находятся под влиянием манипуляций средств массовой информации.
Однако не стоит забывать о том, что престижнее профессия, тем ней больше будет претендентов на одно и то же место, а в будущем и конкурентов, а это значительно повышает требования к личности и ее способностям на рынке труда.
Очень часто бывает так, что старшеклассник просто не знает кем он хочет быть, затягивает с выбором профессии и с принятием решения. Это связано прежде всего с тем, что он не имеет выраженных и устойчивых интересов.
И встречается ситуация наоборот, когда будущий абитуриент уже давно и четко определился со своей профессией, становится очень категоричным по отношению к другим специальностям и не желает рассматривать другие варианты.
Особенности юности: Как помочь ребёнку выбрать профессию?
И в том и другом варианте просто необходима грамотная педагогическая коррекция и мудрый подход родителей к данной проблеме. Психологическая установка на успех
Чтобы помочь ребёнку выбрать профессию необходимо на протяжении всей учебы расширять кругозор и его интересов, приобщать к труду и знакомить его с различными видами деятельности.
Если же старшеклассник уже определился с выбором, перед самим принятием решения, еще раз дать ему возможность пересмотреть другие варианты, чтобы его окончательный выбор не разочаровал его в будущем. Таким образом помочь ребенку выбрать профессию.
Очень важен и уровень притязаний старшеклассников, который включает оценку своих способностей и возможностей. Завышенный уровень личных притязаний конечно стимулирует юношей и девушек к преодолению всевозможных трудностей и к личностному росту. Но здесь также важна вера в собственные силы и способности.
Помочь ребёнку выбрать профессию поможет грамотная профессиональная ориентация.
Условия профессионального самоопределения. Профессиональная ориентация должна прежде всего:
Необходима разумная и не коррекция профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у учащегося способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их.
Читайте также: