Психологический анализ показаний потерпевшего доклад

Обновлено: 05.07.2024

Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего. Психология потерпевшего связана с уголовным правом, криминологией, уголовным процессом, психологией личности.

Актуальным в этой проблеме является изучение личности потерпевшего на предварительном следствии в целях получения от него более полных и достоверных показаний.

Предстоящий допрос свидетеля или потерпевшего требует серьезной и тщательной подготовки. Основой допроса является план, в который включается круг вопросов, подлежащих выяснению. Необходимо тщательно изучить личность свидетеля или потерпевшего, так как характер протекания интеллектуальных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, обеспечивающих эффективность показаний) зависит от индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности допрашиваемого лица, направления профессионализации и т.п.

Психология потерпевшего изучает факторы формирования его личности, поведение до совершения преступления, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые явились бы достаточной защитой отПсихология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологиейПсихологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности в стадии предварительного следствия и суда представляется весьма актуальным, потому что способствует решению целого ряда вопросов: более правильной квалификации преступления, глубокому исследованию причин и условий, более всестороннему и полному расследованию уголовных дел, обнаружению новых

Особое внимание уделялось разработке вопросов психологии потерпевших, их допроса и оценки полученных показаний. Все это требует широкого и комплексного изучения и обобщения опыта допроса потерпевшего, выдвижения новых, перспективных подходов к дальнейшему углубленному исследованию проблем тактики и психологии допроса потерпевшего.Допрос является одним из следственных действий, с помощью которых устанавливаются различные обстоятельства, являющиеся предметом доказывания по уголовному делу: событие преступления, мотив и цель действий обвиняемого (а иногда и потерпевшего), обстоятельства, которые способствовали совершению преступления, и т.

Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.

Вопрос № 6. Про какой психологический тип человека говорят: "это новаторы и революционеры, как "ледоколы", прорубающие в непроходимых льдах новую дорогу для своей организации"?

Список источников информации

1.Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, с. 269— 288;

  • 2.Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983, с. 55

3.Доспулов Г.Г, Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976, с. 33— 34.

4.Дулов А.В.. Нестеренко /7Д. Тактика следственных действий. Минск, 1971, с. 79.

5.Еникеиев. Юридическая психология. Норма, М., 2000.

6.Закатов АА. Тактика допроса потерпевшего. Волгоград, 1976, с. 25.

7.Ларин А.М. Работа следователя с доказательствами. М., 1966, с. 52;

  • 8.Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. М., 1977.

9.Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967, с. 172— 196; Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волгоград. 1983, с. 47— 68; и др.

Показания потерпевшего - один из источников доказательств. Они занимают самостоятельное место в системе доказательств и зависят от многих субъективных и объективных факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показаний и их особенностей у потерпевшего и изучение мотивации последнего помогает следователю избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений. Данные о потерпевшем используются не только на допросе, но и при проведении других следственных действий. Они имеют много общих черт со свидетельскими показаниями (однако не могут ни отождествляться с ними, ни рассматриваться как их разновидность), но и отличаются от них как по субъекту, так и предмету (содержанию).

Показания потерпевшего отличаются от свидетельских и по процессуальной природе: они не только источник доказательств, но и средство защиты его интересов. Доказательственное значение в показаниях потерпевшего, как и свидетеля, имеют только сообщенные ими фактические сведения. Но в них также могут быть выражены его отношение к совершенному преступлению (это особенно важно по делам так называемого частного и частно-публичного обвинения) и объяснения тех или иных фактов, выдвигаемых версий, аргументов их обоснований, а также возможность различных ходатайств (например, о назначении тех или иных экспертиз).

Отношение потерпевшего к установлению истины может быть, весьма различным. В одних случаях он активно участвует в установлении истины, в других - ему безразлично, будет ли по делу установлена истина, в третьих - он даже заинтересован в том, чтобы воспрепятствовать раскрытию преступления и изобличению преступника (т.е. установлению истины), и, наконец, в четвертых, в доказывании приводит обстоятельства, заведомо не имевшие места в действительности, что также является формой воспрепятствования раскрытию истины. Интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины в тех случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника. Показания потерпевшего должны учитываться при их исследовании и оценке.

Потерпевший обязательно должен быть допрошен, ибо дача показаний - его гарантированное законом право как участника уголовного процесса. При этом потерпевшему необходимо разъяснить его права и обеспечить возможность при допросе не только сообщить известные ему сведения, но и изложить возникшие у него версии, дать объяснения относительно тех или иных материалов дела и привести соответствующие аргументы. Потерпевший должен быть допрошен о самом преступлении и обязан дать подробные сведения о следующем:

  • обстоятельствах преступного деяния и его существенных признаках (времени, месте, деталях и т.п.);
  • участвовавших в преступлении лицах и роли каждого из них;
  • его взаимоотношениях с обвиняемым;
  • характере и размере вреда, причиненного преступлением.

Потерпевший обычно располагает такими сведениями, что составляет существенную и характерную черту содержания его показаний. Оценивая показания потерпевшего (как, впрочем, и любого лица), следует отсеять все то, что не имеет значения для дела, а равно сведения, источник которых не может быть указан потерпевшим. Вместе с тем необходимо отделить фактические данные, сообщенные потерпевшим, от его предположений и умозаключений, имея в виду, что доказательствами являются только первые, но для определения направления поисков могут иметь значение и вторые.

Для выяснения обстоятельств уголовного дела одним из главных, а иногда и единственным источником информации могут служить показания потерпевшего. Следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные психологические особенности, и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Это касается в основном таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание. Примером может служить изучение психофизиологических особенностей потерпевшего, силы и подвижности его нервных процессов (т.е. темперамента). Знание их довольно часто помогает определить возможность совершения потерпевшим тех или иных действий и в целом - создать реальную картину события. Названные качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшим и при организации следственных действий.

Известно, что формирование показаний потерпевшего происходит поэтапно . Обычно выделяют три стадии этого процесса: восприятие, запоминание и воспроизведение - каждая из них содержит возможность выпадения или искажения необходимой для следователя информации. Данное обстоятельство всегда следует учитывать, чтобы свести такие пробелы и ошибки к минимуму.

Первая стадия - восприятие - чувственный этап познания, отражение человеком в головном мозге предметов и явлений в совокупности их свойств. При восприятии в максимально адекватных условиях создается целостный образ на основе парциальных образов, ощущений. Для правильного (наиболее верного) восприятия необходимы:

а) объективные условия , от которых зависит физическая возможность восприятия - доступность для восприятия предмета по егосвойствам и по отношению к нему потерпевшего; обстоятельства,сопутствующие и предшествующие восприятию;

б) субъективные условия - изучение возможности восприятия,исследование степени чувствительности (ее порога), наличие опытаи знаний у потерпевшего, определение его состояния в момент преступления (нужно удостовериться, не был ли пьян потерпевший, непринимал ли он наркотики или токсические вещества и т.п.).

Восприятие потерпевшего во время деликта не так уж редко приобретает избирательный характер, он может сосредоточиться на чем-либо одном, имеющем первостепенное значение. Тогда появляются осмысленность, понимание связей и отношений между объектами. Мышление может регулировать восприятие, но с его действием связаны и отрицательные моменты - привнесение в показания потерпевшего различного рода домыслов, восполняющих пробелы восприятия.

Наконец, особую роль в этой стадии играет эмоциональное состояние потерпевшего, которое неизбежно приковывает к преступным действиям его внимание: острые переживания нарушают восприятие, сужают сознание, снижают полноту и точность реального отражения. Последствия стрессовой ситуации могут сказаться и позднее, при расследовании, когда придается большое значение сохранению в памяти воспринятого, т.е. запоминанию.

Вторая стадия - запоминание - характеризуется образованием и сохранением (запоминанием) представлений. Представление - сумма образов, воспринятых ранее и в силу основной помехи (времени) в какой-то степени отличающихся от объектов, которые были восприняты. Потерпевший обычно более прочно запоминает обстоятельства преступления, чем просто свидетель, так как им они воспринимаются ярче, острее, больше касаются его интересов. Полнота и точность показаний во многом зависят от времени, прошедшего с момента преступления. Поэтому потерпевшего рекомендуется допрашивать как можно скорее после событий, о которых он должен рассказать. Однако иногда полезно отложить допрос потерпевшего, чтобы последствия стрессовой ситуации у него несколько ослабли.

Конечно, имеет значение и тип памяти потерпевшего, который может быть образным, логичным и эмоциональным. Следователь, стимулируя потерпевшего к созданию более полной картины события, должен учитывать этот фактор, советуя, в одном случае, вспомнить мысли о воспринятом событии сразу после него, в другом - переживания и чувства, связанные с событием. В процессе следствия может наблюдаться реминисценция, когда с течением времени событие не сглаживается в памяти потерпевшего, а, наоборот, дополняется новыми деталями. Это происходит и в тех случаях, когда под влиянием аффекта потерпевший сразу после преступления вообще ничего не может о нем вспомнить. Тогда больше пользы приносят повторные допросы.

Третья стадия - воспроизведение - наступает тогда, когда потерпевший воспроизводит сохраненные в памяти обстоятельства и детали преступления. Но это не просто копирование обстановки события, а сложный психический процесс, в котором активно участвуют мышление, эмоции, направленность интересов. С одной стороны, они могут положительно влиять на продуктивность восприятия, а с другой - стать источником домыслов и ошибок.

В процессе воспроизведения могут проявляться такие особенности, как осознание потерпевшим значимости своих показаний, oтношения к делу и лицам, которые в нем участвуют, самой обстановки допроса. Эта стадия также требует применения некоторых более целенаправленных тактических приемов. Целесообразно, например, чтобы потерпевший изложил все, что относится к делу, в форме свободного рассказа, причем следователь не должен прерывать его какими-либо вопросами. Обычно перед началом такого рассказа потерпевший осмысливает происшедшее, обдумывает в какой последовательности изложить обстоятельства происшедшего.

Особенностью, влияющей на показания потерпевшего, может оказаться внушение других лиц (преднамеренное или непреднамеренное). В большей степени это характерно для несовершеннолетних потерпевших. Однако внушению могут быть подвержены и взрослые. Установлено, что потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда внушаемые сведения соответствуют их интересам. Неполнота и неточность информации потерпевшего также способствуют внушению. Для того чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе предусмотрены определенные процессуальные меры, в частности запрещены наводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ.

Таким образом, на показания потерпевших влияют их психические и эмоциональные особенности, во многом зависящие и от их психологического состояния до, во время и после преступления, и от условий производства процессуальных действий (допроса, следственного эксперимента и др.), влияющих на установление истины. Юристам всегда нужно учитывать стадийность показаний потерпевших и психологические особенности, воздействующие на них в это время (восприятие, запоминание, воспроизведение, внушение, осознание, эмоции и др.).

Отношение потерпевшего к установлению истины может быть весьма различным. В одних случаях он заинтересован в раскрытии истины, в других — ему безразлично, будет ли по делу установлена истина, в-третьих — он заинтересован в том, чтобы воспрепятствовать раскрытию преступления и изобличению преступника, т. е. установлению истины, и, наконец, в-четвертых — он заинтересован в доказывании обстоятельств, заведомо не имевших места в действительности, что также является формой воспрепятствования раскрытию истины. Интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины в тех случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника. К указанному типу относятся прежде всего инициативные люди, ставшие потерпевшими вследствие выполнения служебного или общественного долга: поведение их во время следствия, как и социальная установка, носят положительный характер. К этому же типу можно отнести пассивных, некоторых некритичных и нейтральных потерпевших, которые по ряду причин не оказали преступнику сопротивления, но добросовестно и активно ведут себя на следствии. Специфические черты показаний потерпевшего должны учитываться при их исследовании и оценке. Потерпевший обязательно должен быть допрошен, так как дача показаний является его гарантированным законным правом как участника процесса.

Потерпевшему необходимо разъяснить его права и обеспечить возможность при допросе не только сообщить известные ему сведения, но и изложить возникшие у него версии, дать объяснения относительно тех или иных материалов дела и привести соответствующие аргументы. Потерпевший должен быть допрошен наряду с прочими об имеющихся у него сведениях:

- относительно обстоятельств самого преступного деяния и его существенных признаков (времени, месте и т. п.);

- об участвовавших в преступлении лицах, о роли каждого из них;

- о характере и размере вреда, причиненного преступлением;

- о его взаимоотношениях с обвиняемым.

Уголовно-процессуальный аспект определяет положение потерпевшего в ходе следствия и судебного рассмотрения, его права и обязанности. Закон требует, чтобы потерпевшему были разъяснены его права и обязанности перед началом допроса.

Показания потерпевшего являются важным процессуальным документом, который нужно оценить с точки зрения его доказательственного значения, учитывая особенности личности потерпевшего.

Очень важный фактор в расследовании преступления — правосознание потерпевшего. От того, насколько нетерпимо относится потерпевший к правонарушениям, насколько он хочет помочь правосудию, часто зависит достоверность и точность его показаний.

Для выяснения обстоятельств дела один из главных, а иногда и единственный источник информации — показания потерпевшего. Поэтому следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные особенности, и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Это касается в основном таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание. Физиологическое состояние потерпевшего в момент совершения преступления может определяться при помощи криминалистической техники (анализ следов).

Изучение психофизиологических свойств потерпевшего, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможность совершения потерпевшим тех или иных действий, а в целом — создать правильную картину события. Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшим, при организации следственных действий.

Социально-психологический аспект может включать в себя взаимоотношения обвиняемого и потерпевшего с точки зрения их конфликта и отношения к другим людям. Для правильного воссоздания события важно проанализировать конфликтную ситуацию, распределение в ней ролей.

Формирование показаний потерпевшего происходит поэтапно. Выделяют три стадии этого процесса: восприятие, запоминание и воспроизведение. Каждое из них содержит возможность выпадения или искажения необходимой для следователя информации. Это необходимо учитывать, чтобы свести пробелы и ошибки к минимуму.

Восприятие — это чувственный этап познания, отражение человеком предметов и явлений в совокупности их свойств. При восприятии в максимально адекватных условиях создается целостный образ на основе ощущений.. С субъективной точки зрения имеют значение преднамеренность восприятия, степень чувствительности органов чувств, опыт и знания потерпевшего, его состояние в момент преступления (например, состояние алкогольного или наркотического опьянения). Мышление может регулировать восприятие, но с его воздействием связаны и отрицательные моменты: привнесение в показания потерпевшего различного рода домыслов, которые восполняют пробелы восприятия.

Наконец, особую роль в процессе восприятия имеет эмоциональное состояние потерпевшего. Эмоциональная реакция, вызванная у потерпевшего преступлением, неизбежно приковывает его внимание к преступным действиям, однако острые переживания сужают сознание и снижают полноту и точность отражения. Последствия стрессовой ситуации могут сказаться и позднее, в стадии расследования, большое влияние она оказывает и на процесс запоминания, сохранения в памяти воспринятого.

Вторая стадия формирования показаний характеризуется образованием и сохранением представлений. Представления — сумма образов, воспринятых ранее и в силу основной помехи — времени — подверженных определенным искажениям. Потерпевший обычно более прочно запоминает обстоятельства преступления, воспринимает их ярче, чем просто свидетель, потому что происшедшее непосредственно касается его интересов. Полнота и точность показаний во многом зависит от срока, прошедшего с момента преступления, поэтому потерпевших рекомендуется допрашивать как можно скорее после событий, о которых они должны рассказать. Однако иногда полезно отложить допрос, чтобы последствия стрессовой ситуации несколько ослабли. Имеет значение тип памяти потерпевшего, который может быть образным, логическим и эмоциональным. Следователь, стимулируя потерпевшего к созданию более полной картины события, должен учитывать этот фактор, советуя в одном случае вспомнить мысли о воспринятом событии, возникшие сразу после него, в другом — переживания, чувства, связанные с событием.

При даче показаний потерпевшие воспроизводят воспринятые ими и сохраненные в памяти обстоятельства. Но это не простое копирование обстановки события, а сложный психический процесс, в котором активно участвуют мышление, эмоции, проявляется направленность интересов. С одной стороны, это может положительно влиять на продуктивность восприятия, а с другой — стать источником домыслов и ошибок.- В процессе воспроизведения могут проявляться такие особенности, как осознание потерпевшим значимости своих показаний, отношение к делу и лицам, которые в нем участвуют, сама обстановка допроса. Эта стадия также требует применения некоторых тактических приемов. Целесообразно, например, чтобы потерпевший изложил все, что относится к делу, в форме свободного рассказа: следователь не должен прерывать его вопросами. Обычно перед началом такого рассказа потерпевший осмысливает происшедшее, обдумывает, в какой последовательности изложить обстоятельства.

Фактором, влияющим на показания потерпевшего, может оказаться внушение, преднамеренное или непреднамеренное. В большей степени это характерно для несовершеннолетних потерпевших, но внушению могут быть подвержены и взрослые. Потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда внушаемые сведения соответствуют их интересам

В заключение можно сделать некоторые обобщения. Личность потерпевшего играет большую роль для работы органов правосудия. Она может рассматриваться с разных точек зрения, которые тем не менее взаимосвязаны. Таким образом, изучение личности потерпевшего вырастает в комплексную проблему.

Один из важных аспектов этой проблемы — изучение личности потерпевшего на предварительном следствии в целях получения от него достоверных показаний.

Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, изучение мотивации последнего помогает следователю избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений. Данные о потерпевшем используются не только на допросе, но и при проведении других следственных действий.

Что изучает психология потерпевшего?

Назовите две категории исследования личности.

Назовите факторы влияющие на поведение потерпевшего в момент совершения преступления.

Что можно отнести к числу основных характеристик жертв?

Основные варианты действий, используемые преступниками для получения квартир?

Что является провокацией?

Перечислите основные компоненты личности пострадавших?

Как происходит формирование показаний у пострадавших?

Факторы , влияющие на формирование показаний потерпевшего.

Юридическая психология, В.Л. Васильев, стр.395-421 ( согласно новому пятому изданию ).

Показания потерпевшего являются одним из источников доказательств (средств доказывания) и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они имеют много общих черт со свидетельскими показаниями, однако не могут ни отождествляться с ними, ни рассматриваться как их разновидность. Показания потерпевшего отличаются от свидетельских как по своему субъекту, так и по процессуальной природе и по предмету (содержанию). Они даются лицом, которому причинен моральный, физический или материальный вред и которое является по процессуальному положению участником процесса. Потерпевший наделен правами, обеспечивающими ему возможность добиваться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных преступлением (ст. 42 УПК РФ).

В связи с этим показания потерпевшего отличаются от свидетельских и по процессуальной природе: они не только источник доказательств, но и средство защиты его интересов. Доказательственное значение в показаниях потерпевшего, как и свидетелей, имеют только сообщенные ими фактические сведения. Но, кроме того, в них может быть выражено и отношение потерпевшего к совершенному преступлению (что особенно важно по делам так называемого частного и частнопубличного обвинения), они могут содержать его объяснения тех или иных факторов, выдвигаемые им версии, аргументы и их обоснование, а также его ходатайства.

Отношение потерпевшего к установлению истины может быть весьма различным. В одних случаях он заинтересован в раскрытии истины, в других — ему безразлично, будет ли по делу установлена истина, в-третьих — он заинтересован в том, чтобы воспрепятствовать раскрытию преступления и изобличению преступника, т. е. установлению истины, и, наконец, в-четвертых — он заинтересован в доказывании обстоятельств, заведомо не имевших места в действительности, что также является формой воспрепятствования раскрытию истины. Интересы потерпевшего полностью соответствуют задаче установления истины в тех случаях, когда потерпевший заинтересован в раскрытии преступления и изобличении его подлинного виновника. К указанному типу относятся прежде всего инициативные люди, ставшие потерпевшими вследствие выполнения служебного или общественного долга: поведение их во время следствия, как и социальная установка, носит положительный характер. К этому же типу можно отнести пассивных, некоторых некритичных и нейтральных потерпевших, которые по ряду причин не оказали преступнику сопротивления, но добросовестно и активно ведут себя на следствии.

Важно также отметить, что позиция добросовестного активного потерпевшего отражает не только его личные интересы, но и общественные. Для психологии активного добросовестного потерпевшего характерно стремление содействовать привлечению преступника к уголовной ответственности и наказанию в соответствии с законом.

Такой потерпевший во время предварительного следствия делает обычно все для того, чтобы истина была установлена и справедливость восторжествовала. Он обращается в правоохранительные органы, как правило, своевременно с заявлением о совершенном в отношении него преступлении, настаивает на избрании в отношении подозреваемого строгих мер пресечения, охотно дает показания, отличающиеся правдивостью и полнотой, не отказывается от выполнения поручений следователя (например, доставить повестку), положительно реагирует на приглашение принять участие в других следственных действиях, проводимых с его участием; будучи направленным на судебно-медицинскую экспертизу, своевременно является с необходимыми документами (личными и медицинскими), живо интересуется результатами расследования уголовного дела. Потерпевший старается поддержать тесный контакт со следователем; при общении с другими участниками расследования настойчиво и уверенно доказывает правдивость даваемых им показаний, на очной ставке с обвиняемыми активно их изобличает, проявляет нетерпимость к искажениям истины в показаниях некоторых свидетелей.

Специфические черты показаний потерпевшего должны учитываться при их исследовании и оценке. Потерпевший обязательно должен быть допрошен, так как дача показаний является его гарантированным законным правом как участника процесса.

Потерпевшему необходимо разъяснить его права и обеспечить возможность при допросе не только сообщить известные ему сведения, но и изложить возникшие у него версии, дать объяснения относительно тех или иных материалов дела и привести соответствующие аргументы. Потерпевший должен быть допрошен наряду с прочими об имеющихся у него сведениях:

? относительно обстоятельств самого преступного деяния и его существенных признаков (времени, месте и т. п.);

? об участвовавших в преступлении лицах, о роли каждого из них;

? о характере и размере вреда, причиненного преступлением;

? о его взаимоотношениях с обвиняемым.

Потерпевший обычно располагает сведениями об этих обстоятельствах, и это составляет существенную характерную черту содержания его показаний. Оценивая показания потерпевшего (как, впрочем, и любого лица), следует отсеять все то, что не имеет значения для дела, а равно сведения, источник которых не может быть указан потерпевшим. Вместе с тем необходимо отделить фактические данные, сообщенные потерпевшим, от его предположений и умозаключений ввиду того, что доказательствами являются только первые, но для определения направления поисков могут иметь значение и вторые.

В связи со всем сказанным можно выделить несколько аспектов изучения личности потерпевшего органами правосудия.

В первую очередь, это группа юридических аспектов, которая включает в себя уголовно-правовой, уголовно-процессуальный, криминалистический, криминологический аспекты.

Изучение личности в данном случае идет по двум направлениям.

1. При квалификации преступления и установлении степени ответственности обвиняемого, когда на нее влияет поведение потерпевшего.

2. При делении потерпевших по видам преступлений (потерпевшие при убийствах, телесных повреждениях, разбое и т. д.).

Уголовно-процессуальный аспект определяет положение потерпевшего в ходе следствия и судебного рассмотрения, его права и обязанности. Закон требует, чтобы потерпевшему были разъяснены его права и обязанности перед началом допроса. Следственные действия с участием потерпевшего также имеют процессуальную регламентацию, учитывающую его положение. Потерпевший имеет право давать показания по делу, заявлять отвод следователю или лицу, производящему дознание, представлять доказательства и заявлять ходатайства о производстве отдельных следственных действий, участвовать в их производстве, знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия и т. д., причем дача показаний является не только его правом, но и обязанностью.

Показания потерпевшего являются важным процессуальным документом, который нужно оценить с точки зрения его доказательственного значения, учитывая особенности личности потерпевшего.

Очень важный фактор в расследовании преступления — правосознание потерпевшего. От того, насколько нетерпимо относится потерпевший к правонарушениям, насколько он хочет помочь правосудию, часто зависит достоверность и точность его показаний.

Для выяснения обстоятельств дела один из главных, а иногда и единственный источник информации — показания потерпевшего. Поэтому следователю очень важно установить психологический контакт с потерпевшим, учитывая его психическое состояние и индивидуальные особенности, и таким образом обеспечить полноту и точность показаний. Это касается в основном таких следственных действий, как допрос, очная ставка, опознание. Физиологическое состояние потерпевшего в момент совершения преступления может определяться при помощи криминалистической техники (анализ следов).

Изучение психофизиологических свойств потерпевшего, силы, подвижности нервных процессов, типа высшей нервной деятельности, темперамента помогает определить возможность совершения потерпевшим тех или иных действий, а в целом — создать правильную картину события. Эти качества необходимо учитывать и при установлении контакта с потерпевшим, при организации следственных действий.

Социально-психологический аспект может включать в себя взаимоотношения обвиняемого и потерпевшего с точки зрения их конфликта и отношения к другим людям. Для правильного воссоздания события важно проанализировать конфликтную ситуацию, распределение в ней ролей.

Формирование показаний потерпевшего происходит поэтапно. Выделяют три стадии этого процесса: восприятие, запоминание и воспроизведение. Каждое из них содержит возможность выпадения или искажения необходимой для следователя информации. Это необходимо учитывать, чтобы свести пробелы и ошибки к минимуму.

Восприятие — это чувственный этап познания, отражение человеком предметов и явлений в совокупности их свойств. При восприятии в максимально адекватных условиях создается целостный образ на основе ощущений. К таким условиям, от которых зависит физическая возможность восприятия, относятся: доступность для восприятия предмета по его свойствам; свойства предмета, влияющие на отношение к нему потерпевшего; обстоятельства, сопутствующие и предшествующие восприятию. С субъективной точки зрения имеют значение преднамеренность восприятия, степень чувствительности органов чувств, опыт и знания потерпевшего, его состояние в момент преступления (например, состояние алкогольного или наркотического опьянения). Восприятие приобретает избирательный характер, сосредоточивается на чем-либо одном, имеющем первостепенное значение, появляются осмысленность, понимание связей и отношений между объектами. Мышление может регулировать восприятие, но с его воздействием связаны и отрицательные моменты: привнесение в показания потерпевшего различного рода домыслов, которые восполняют пробелы восприятия.

Наконец, особую роль в процессе восприятия имеет эмоциональное состояние потерпевшего. Эмоциональная реакция, вызванная у потерпевшего преступлением, неизбежно приковывает его внимание к преступным действиям, однако острые переживания сужают сознание и снижают полноту и точность отражения. Последствия стрессовой ситуации могут сказаться и позднее, в стадии расследования, большое влияние она оказывает и на процесс запоминания, сохранения в памяти воспринятого.

Вторая стадия формирования показаний характеризуется образованием и сохранением представлений. Представления — сумма образов, воспринятых ранее и в силу основной помехи — времени — подверженных определенным искажениям. Потерпевший обычно более прочно запоминает обстоятельства преступления, воспринимает их ярче, чем просто свидетель, потому что происшедшее непосредственно касается его интересов. Полнота и точность показаний во многом зависит от срока, прошедшего с момента преступления, поэтому потерпевших рекомендуется допрашивать как можно скорее после событий, о которых они должны рассказать. Однако иногда полезно отложить допрос, чтобы последствия стрессовой ситуации несколько ослабли. Имеет значение тип памяти потерпевшего, который может быть образным, логическим и эмоциональным. Следователь, стимулируя потерпевшего к созданию более полной картины события, должен учитывать этот фактор, советуя в одном случае вспомнить мысли о воспринятом событии, возникшие сразу после него, в другом — переживания, чувства, связанные с событием. В процессе следствия может наблюдаться реминисценция, когда с течением времени событие не сглаживается в памяти потерпевшего, а, наоборот, дополняется новыми деталями. Это происходит и в тех случаях, когда под влиянием аффекта потерпевший сразу после преступления вообще ничего не может о нем вспомнить. Тогда больше пользы приносят повторные допросы.

При даче показаний потерпевшие воспроизводят воспринятые ими и сохраненные в памяти обстоятельства. Но это не простое копирование обстановки события, а сложный психический процесс, в котором активно участвуют мышление, эмоции, проявляется направленность интересов. С одной стороны, это может положительно влиять на продуктивность восприятия, а с другой — стать источником домыслов и ошибок. В процессе воспроизведения могут проявляться такие особенности, как осознание потерпевшим значимости своих показаний, отношение к делу и лицам, которые в нем участвуют, сама обстановка допроса. Эта стадия также требует применения некоторых тактических приемов. Целесообразно, например, чтобы потерпевший изложил все, что относится к делу, в форме свободного рассказа: следователь не должен прерывать его вопросами. Обычно перед началом такого рассказа потерпевший осмысливает происшедшее, обдумывает, в какой последовательности изложить обстоятельства.

Фактором, влияющим на показания потерпевшего, может оказаться внушение, преднамеренное или непреднамеренное. В большей степени это характерно для несовершеннолетних потерпевших, но внушению могут быть подвержены и взрослые. Потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда внушаемые сведения соответствуют их интересам. Неполнота, неточность данных потерпевшего также способствуют внушению. Для того чтобы избежать вредного действия внушения, на допросе предусмотрены определенные процессуальные меры, в частности запрещены наводящие вопросы, которые могут подсказать потерпевшему желаемый ответ.

В заключение можно сделать некоторые обобщения. Личность потерпевшего играет большую роль в работе органов правосудия. Она может рассматриваться с разных точек зрения, которые тем не менее взаимосвязаны. Таким образом, изучение личности потерпевшего вырастает в комплексную проблему.

Один из важных аспектов этой проблемы — изучение личности потерпевшего на предварительном следствии в целях получения от него достоверных показаний. Такое изучение проводится как традиционными методами (наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик, анализ документов), так и специфическими (психологическая экспертиза).

Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных факторов. Знание психологических закономерностей процесса формирования показаний и их особенностей у потерпевшего, изучение мотивации последнего помогает следователю избрать нужные тактические приемы для получения достоверных сведений. Данные о потерпевшем используются не только на допросе, но и при проведении других следственных действий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Э. А. Коробкова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПРИ ОЛИГОФРЕНИИ[19]

Э. А. Коробкова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПРИ ОЛИГОФРЕНИИ[19] Одна из наиболее существенных и неправильных предпосылок, лежащих в основе большинства зарубежных исследований состояний умственной отсталости, - это представление о том, что больной

Маркова А. К. Психологический анализ труда учителя [31]

Маркова А. К. Психологический анализ труда учителя [31] Профессиональная компетентность учителяВопрос о профессионализме учителя часто возникает в ряде ситуаций жизни школы. Первой и наиболее распространенной из них является текущая аттестация, особо эмоционально

Глава 6. Психологический анализ изображения тела

Глава 6. Психологический анализ изображения тела Интерпретация изображения тела зависит от его формы, составных частей и особенностей их расположения. Изображение тела показывает особенности взаимоотношений в социальном окружении, в том числе в близких и семейных

Глава 7. Психологический анализ изображения шеи

Глава 7. Психологический анализ изображения шеи Изображение шеи в рисунке говорит об особенностях саморегуляции. Шея регулирует отношения между головой и телом, мыслительными процессами и соматическими ощущениями, личными желаниями и социальными предписаниями. Форма и

Глава 8. Психологический анализ изображения рук

Глава 8. Психологический анализ изображения рук Графически верхние и нижние конечности символизируют две основные сферы жизни человека – макросоциальную, отражающуюся в проекции рук, и микросоциальную, личную, проецирующуюся в изображении ног. Изображение рук и ног

Глава 10. Психологический анализ изображения дополнительных атрибутов

Глава 10. Психологический анализ изображения дополнительных атрибутов Психологический анализ дополнительных атрибутов в изображении фигуры человека позволяет выявить зоны особого внимания, которые являются графической проекцией компенсаторных механизмов

Глава 11. Психологический анализ способов изображения

Глава 11. Психологический анализ способов изображения Как отмечалось выше, параметры изображения фигуры человека на четвертом уровне интерпретировались по отдельным элементам рисунка. Следующий, пятый, уровень интерпретации позволяет по комбинации используемых

Психологический анализ

Психологический анализ Тексты призваны дать нам выход на личность лидера, что является особо важным при таких четырех условиях (сформулированных Ф. Гринстайном, цит. по: Winter D.G. Personality and fоreign policy: historical overview of research // Political psychology and foreign policy. - Boulder, 1992): 1. Когда действующее лицо

5.1. Социально-психологический анализ структуры современного российского общества

5.1. Социально-психологический анализ структуры современного российского общества В настоящей главе будет рассмотрена психология экономических реформ, последовавшего за ними социального кризиса и особенности предпринимательства в России конца XX и начала XXI столетий.Мы

7.5. Психологический анализ творческого начала в правоприменительной деятельности

7.5. Психологический анализ творческого начала в правоприменительной деятельности Правоприменительная деятельность характеризуется чрезвычайным разнообразием предъявляемых к ней требований. С одной стороны, вся она, как это было показано выше, протекает в рамках

9.4. Психологический анализ государственной политики в отношении терроризма

Глава XI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава XI. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ §69. Задачи и мотивы деятельности Всякая деятельность — труд, ученье, игра — направлена на определённые цели или задачи: например, выработать установленную норму, повысить дневную выработку до трёх или четырёх норм, научиться

85. Психологический анализ профессиональных ситуаций

85. Психологический анализ профессиональных ситуаций В любой ситуации существует запутанный клубок психологических явлений, который необходимо распутать, подвергнуть анализу, оценке и учету осуществляющими действия лицами – оперативным работником, участковым

86. Психологический анализ юридических фактов

86. Психологический анализ юридических фактов Под юридическими фактами понимают события (жизненные факты) и действия (преступления, административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, дающие основания для возникновения охранительного правоотношения и

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА Урок – основная форма, важнейшая единица организации школьного обучения. Профессионализм учителя ярчайшим образом может и должен проявиться в первую очередь именно в ходе урока. Важнейшей составляющей учительского

Большая часть преступлений, совершаемых в настоящее время, являются не преступлениями против собственности, а преступлениями против личности. В то же время, в большинстве преступлений против собственности ущемляются права или интересы конкретного физического лица. Таким образом, в большинстве случаев совершения преступлений мы имеем дело с потерпевшим. Не случайно в праве уделяется большое внимание потерпевшему, а в юридической психологии – психологии потерпевшего.

Как известно, по статистике около 80% преступлений против личности, совершается лицами, которые находились в близких отношениях с потерпевшими: родственных, дружеских, интимных, служебных и др. То есть, преступление являлось заключительной стадией конфликта между личностями преступника и потерпевшего. В связи с этим, для быстрого и успешного раскрытия преступления необходимо изучение психологии не только преступника, но и потерпевшего.

Методы изучения личности потерпевшего

Методы изучения личности потерпевшего рассматриваются в двух аспектах: статистическом и динамическом. К статистической области относятся возраст, пол, национальность, служебное и семейное положение и прочая информация о потерпевшем. К динамической – поведение потерпевшего до, во время и после преступления, связь поведения потерпевшего с поведением преступника.

К специальным методам исследования личности и поведения потерпевшего относится анализ следственной и судебной практики, статистических материалов судебной психиатрии, специальной статистики о потерпевших, социально-психологические и судебно-психологические исследования конфликтных ситуаций.

Поведение потерпевшего в момент преступления

Исследуя поведение потерпевшего в момент совершения преступления, необходимо учитывать, что оно (поведение) зависит от многих факторов, которые можно объединить в две группы:

· влияние внешней среды (в том числе действия преступника);

· индивидуальные особенности личности (трусливость или смелость, физическая подготовка, растерянность или быстрота реакции, жизненный опыт и др.).

Особенно важным при рассмотрении поведения потерпевшего в момент преступления следует считать его состояние. По статистике более 60% жертв преступлений находились в нетрезвом состоянии, от 10 до 13% не работали, 6-10% вели паразитический образ жизни, около 40% потерпевших непосредственно перед преступлением вели себя аморально, противоправно или провокационно. Все это могло способствовать увеличение вероятности совершения противоправных действий именно в отношении этих лиц.

В процессе психологического исследования потерпевшего важным этапом является анализ ценностных ориентаций личности, которые определяют направленность личности, мировоззренческую позицию человека.

Показания потерпевшего в системе доказательств

Согласно статьи 65 Уголовно-процессуального кодекса Украины показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. По многим чертам они схожи с показаниями свидетелей, однако, отличаются от последних по своему субъекту, процессуальной природе и содержанию. Эти показания даются лицом, которому причинен физический, материальный или моральный вред и которое (в соответствие с УПК) является участником процесса.

Уголовно-процессуальный кодекс Украины наделяет потерпевшего правами, которые обеспечивают ему возможность добиваться удовлетворения своих законных интересов, нарушенных преступлением. Здесь кроется главное отличие показаний потерпевшего от показаний свидетелей – для первого эти показания являются не только источником доказательств, но и средством защиты своих интересов. Поэтому в показаниях потерпевшего, как правило, содержатся не только фактические сведения, но и объяснения, версии, личное отношение к имевшимся событиям.

При рассмотрении показаний потерпевшего необходимо также учитывать, что его отношение к установлению истины может быть различным; потерпевший может быть заинтересован как в раскрытии истины, так и в ее сокрытии.

Психологический контакт с потерпевшим

Крайне важным для получения исчерпывающих и правдивых показаний потерпевшего является установление с ним психологического контакта. При этом следователь должен учитывать психическое состояние и индивидуальные особенности потерпевшего.

Сам факт преступления, конкретные действия преступника, нанесенный потерпевшему физический, материальный или моральный вред часто приводят потерпевшего в состояние стресса. Мысленно возвращаясь к моменту преступления при даче показаний, потерпевший может заново переживать подобные чувства, что может отразиться на полноте и объективности его показаний. В то же время возвращение (возможно неоднократное) к имевшим место событиям активизирует мыслительные процессы потерпевшего и способствует появлению новых существенных фактов и версий случившегося. Поэтому практически всегда является целесообразным проведение повторных допросов потерпевших.

Причины необъективности показаний потерпевшего

Как уже отмечалось выше, показания потерпевшего не всегда бывают объективными. Среди причин необъективности необходимо выделить следующие:

· стрессовое состояние в момент совершения преступления;

· состояние тяжело депрессии;

· стремление скрыть собственные поступки (в том числе и собственные преступления);

· стремление отомстить преступнику;

· желание получить максимальную материальную компенсацию;

· жалость к преступнику;

Первые четыре фактора объективно не способствуют раскрытию истинной картины преступления. Но еще более опасными являются оставшиеся, которые приводят к искажению реальных фактов. Именно поэтому необходимо с особой тщательностью подходить к проверке показаний потерпевших.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Показания потерпевших имеют важное значение в раскрытии преступлений и требуют большого внимания со стороны следователя.

2. Для успешной работы с потерпевшими следователю требуется знание психологии вообще и особенностей психологии потерпевшего в частности.

3. Психология потерпевшего существенно отличается от психологии других процессуальных лиц. Одной из особенностей является возможная необъективность показаний потерпевшего. Это требует от следователя не только более глубоко изучения потерпевшего, но и тщательной проверки его показаний.

Читайте также: