Психологические угрозы в образовательных учреждениях доклад

Обновлено: 17.05.2024

Вопросы организации психологической безопасности активно разрабатываются в связи с возрастанием влияния средств массовой коммуникации на жизнь общества и необходимостью защиты от воздействия психотравмирующих межличностных факторов, манипуляции и нежелательного психологического воздействия.

Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с воздействием различных экстремальных травматических ситуаций и факторов, переживать психический стресс, что приводит к разрушению базовой потребности человека в безопасности, к невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя и свои перспективы, и самое главное, к дезадаптации личности в обществе.

А психологическая безопасность образовательной среды — как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.

Участники образовательной среды школы и сама образовательная среда могут являться как субъектами (обеспечивать ее) или объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами ее достижения. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды, может осуществляться, как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях.

Для психологической безопасности образовательной среды существуют угрозы. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы–психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Устранение перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать снижению психологических опасностей в образовательном пространстве, а в более широком масштабе – способствовать распространению безопасных отношений участников в социальной жизни. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз), укрепляют психическое здоровье.

Основной критерий – это защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды.

В предверии учебного года, обратимся к сохранению психологической безопасности педагогического коллектива.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

- После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком.

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .

Второй момент — анализ ситуации без превратности .

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для организации комфортной и безопасной среды для обучающихся.

ВложениеРазмер
doklad_psiholog_bezopasnost_dlya_semnara.docx 76.17 КБ
psihologicheskaya_bezopasnost_obrazovatelnoy_sredy.ppt 395.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: повышение уровня психологической компетенции у участников образовательного процесса, сохранение и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной для формирования личности.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.

В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность учителей (педагогов), учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.

Характеристики психологической безопасности образовательной среды:

• отсутствие проявлений психологического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

• удовлетворение основных потребностей в личностно-доверительном общении;

• укрепление психического здоровья;

• предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности;

• организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Референтность [от лат. referens — сообщающий] — один из видов отношений межличностной значимости, которые обусловливают специфический характер взаимодействия личности с другим человеком или группой лиц.

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Образовательные учреждения , представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.

Образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Психологическая безопасность образовательной среды образовательного учреждения есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.

Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.

Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Существует несколько форм психологического насилия , это:

  • 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация (искажение) основных нужд и потребностей ребёнка);
  • 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
  • 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Имея такие негативные качества и способности, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.

Взрослый, умудренный жизненным опытом, человек способен не вступать в борьбу со своей внутренней природой, осознать свои слабые стороны и принять их, сделать акцент на сильных сторонах.

А по отношению к ребенку психологическое насилие может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей, подростков и их родителей, что может служить причиной школьных неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде в образовательном учреждении. Психологическое насилие может быть весьма разрушительным.

Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, т.е. причину того или иного заболевания нужно искать в прошлом, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов).

Участники образовательной среды образовательных учреждений и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Можно выделить следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды:

1. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения

2. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении. Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.

3. Психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Психологическое насилие - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания.

Следствие : получение ребенком психологической травмы.

4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения

Следствие : профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.

5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении.

Следствие: неэффективность психологического сопровождения участников образовательного пространства; угроза психическому и физическому здоровью.

Таким образом , психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности.

Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении следующие:

- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;

- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;

- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.

Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.

Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия детей и подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.

Развитие личности обучающегося, успешность учебно - воспитательного процесса происходит в условиях психологического комфорта безопасности образовательной среды образовательного учреждения.

В Доме Детского Творчества созданы организационно-педагогические условия для развития социальной компетентности и позитивной социализации воспитанника. Психолого-педагогический консилиум является структурой диагностико - коррекционного типа – необходимым звеном в процессе социально-психологического сопровождения. Его деятельность направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением негативных процессов, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество воспитанников Дома Детского Творчества

В диагностике принимали участие родители из 26 творческих объединений города и района, что составляет 61,9 % (примерно 80 % родителей в каждом объединении).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила:

Педагог-психолог

Кильдюшова Е.В

пгт.Чамзинка

Психологическая и физическая безопасность

Внешние источники угрозы психологической безопасности

Внутренние источники психологической безопасности

Психологическая самозащита от деструктивного поведения

Алгоритм психологической защиты

Понятие "безопасность" определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.

Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)

Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли: В.В. Авдеев, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.Ф. Бурлачук, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.А. Климов, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.А. Левин, М.В. Осорина, А.А. Реан, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. - изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет психологически наиболее безопасной, анализировали роль наследственных и социальных факторов в процессе формирования личности.

2. Психологическая и физическая безопасность.

Психологическую безопасность на сегодняшний день можно определить как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Переполненные классы, где бывает трудно сохранить нацеленность на обучение и учитель не успевает уделить внимание максимальному количеству учащихся; недостаток заботы педагогов при наличии жесткой дисциплины; неприятие других культур; отчуждение и предвзятое отношение к учащемуся со стороны сверстников и/или преподавателей; напряженность в межличностных отношениях и несоответствие требованиям - являются характеристиками, уменьшающими способность образовательной среды (учебных заведений в частности) быть безопасной.

Такие же характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Баева И.А. рассматривает ПБ как состояние образовательной среды, свободное от психологического насилия и способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включённых в неё участников. К ПБ также относятся состояние психологической защищённости, способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия.

Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем - для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.

Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.

Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания.

Все перечисленные жалобы имеют отношение к проявлениям психологического насилия, которое мы определяем как такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие имеет очень серьезные последствия. При грубых формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие.

3. Внешние источники угрозы психологической безопасности:

1. неблагоприятные погодные условия;

2. недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;

3. нерациональность и скудность питания, его однообразие и плохая организация;

4. несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений, и в первую очередь - отсутствие режима проветривания;

5. враждебность окружающей ребенка среды: ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, необоснованные запреты на потребность в движении и псевдозабота о безопасности ребенка;

1. манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;

2. межличностные отношения детей с другими детьми. У отвергаемых детей появляется чувство дезориентации с микросоциуме;

3. интеллектуально-физическое и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней;

4. неправильная организация общения - преобладание авторитарного стиля;

5. отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

4. Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка:

1. привычки негативного поведения;

2. осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;

3. отсутствие автономности - прямая зависимость во всем от взрослого;

4. индивидуально-личностные особенности ребенка (боязливость или привычка быть в центре внимания);

5. патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т.д.

5. Психологическая самозащита от деструктивного влияния

В педагогической психологии имеются работы, затрагивающие понятие защищенности. Можно уверенно утверждать, что понятие защищенности тесно связано с понятием безопасности, а безопасные условия необходимы для личностного развития. Особенно актуален данный вопрос в психологическом аспекте, в соотнесенности с условиями межличностного взаимодействия в образовательной среде.

Защита, в широком смысле, – любое действие, которое любой организм совершает, чтобы защитить себя. Исходя из этого определения психологическая защита подразумевает использование психологического действия (т. е. воздействия). Данный вывод справедлив далеко не всегда. Это зависит от того, в каком контексте рассматривается понятие: во внутриличностном, межличностном или массовом. В психологию понятие психологической защиты было введено З. Фрейдом для обозначения исключительно внутриличностного механизма, специфического изменения содержания сознания, возникающего в ситуации внутреннего конфликта; защитного механизма, направленного на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. В последние десятилетия понятие психологической защиты вышло за пределы отдельной личности, став межличностным, а затем и межгрупповым явлением.
В своем современном значении психологическая защита включает в себя несколько основных сторон, или признаков:
а) предмет защиты,
б) угрозу,
в) ущерб,
г) средства защиты,
д) субъект защиты.
а) Предмет защиты (что именно защищается). Это может быть любая целостность: государство, общество, большая или малая социальная группа, отдельный человек, его психика, какая–либо структура психики. Чаще всего под предметом психологической защиты подразумевается психика человека или какая-либо психическая структура: Я-концепция, самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе,
индивидуальность, мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности). Защищая любую из этих структур, человек защищает целостность всей своей психики.

б) Угроза (внешний по отношению к предмету защиты фактор, воздействующий на него) . Это могут быть, во–первых, внешние факторы, в качестве которых, в первую очередь, выступают представляющие опасность для личности действия отдельных лиц (оказывающих воздействие на психику человека), организаций, объединений людей, социальных институтов, общества и государства; во–вторых, внутренние, в качестве которых выступают разнообразные травмирующие эмоциональные переживания человека, например, тревога, которая может быть вызвана внутренним конфликтом, фрустрацией какой–либо потребности, неопределенностью ситуации.

в) Ущерб (чего именно нужно избежать) . Он зависит от предмета защиты. В общем случае можно выделить следующие виды возможного ущерба: полное разрушение, подавление или подчинение, расчленение, отчуждение части, качественные изменения (ведущие к утрате целостности и индивидуальной уникальности, потере способности нормального функционирования и возможностей развития). Если предметом защиты
является психика человека, то ущерб может заключаться в нарушении самооценки или адекватности представлений человека об окружающем мире и своем месте в нем, дезориентации в окружающей обстановке, снижении самоуважения или чувства уверенности, крушении планов, намерений, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации, нарушениях психического здоровья вплоть до необратимых патологических изменений психики и т. д.

г) Средства защиты (каким образом и чем осуществляется защита). Если речь идет о внутриличностной защите, то имеются в виду механизмы внутриличностной защиты, описанные в психоанализе (сублимация, отрицание, вытеснение, замещение, рационализация и т. д.). В межличностном или межгрупповом общении средствами защиты являются способы поведения, позволяющие нейтрализовать или снизить разрушающее воздействие другого человека или группы лиц. Такое поведение включает в себя обнаружение угрожающих факторов и обучение защите от них – формирование определенных образований, необходимых для реализации защитного поведения человека.

д) Субъект защиты (кто защищает или защищается) . Это может быть, во–первых, конкретный человек, сама личность и внутриличностные целостные психологические структуры; во–вторых, другие люди, оказывающие личную поддержку и помощь психологическими средствами, различные группы и социальные общности; в–третьих, общество и государство (посредством воздействия через деятельность определенных
социальных институтов).

6. Алгоритм психологической защиты

Избегание потенциальных источников угрозы

Актуальной для школьников (особенно подросткового возраста) является проблема их объединения в неформальные группы, легко поддающиеся влиянию (в том числе деструктивному) лидера либо использующие приемы группового давления (в том числе деструктивные). Очевидно, что негативных последствий пребывания в ряде таких групп (асоциальных, криминальных, нарко– и алкозависимых и т. д.) можно избежать, не вступая в них (Д. Писаренко, Д. Снайдер, С. Хассен).

Выявление деструктивного воздействия

Существуют различные способы выявления попыток деструктивного воздействия. Они могут быть основаны на анализе сигналов собственного организма (Р. Чалдини) или эмоций (Е. В. Сидоренко, В. П. Шейнов), сопоставлении вербальных сигналов собеседника с невербальными (А. Пиз), выявлении типичных фраз и поступков (С. Г. Кара–Мурза, Д. Устинов), логическом анализе ситуации (Е. Л. Доценко) и т. д.

В результате анализа способов выявления попыток деструктивного воздействия, предложенных данными авторами, было выявлено, что при попытке применения любых из них неизбежно столкновение субъекта защиты (особенно если это ребенок) с рядом трудностей: невозможностью использования их в состоянии эмоционального возбуждения; неоднозначностью многих признаков деструктивного воздействия и т. д.
Обнаружить попытку оказания влияния можно либо на основе богатого жизненного опыта (который не свойственен школьникам), либо в результате специальной подготовки. Причем для учащихся важны не столько знания обо всех существующих способах обнаружения воздействий, сколько навыки использования некоторых из них, наиболее однозначных и простых в применении.

Под гибкостью в ситуации деструктивного воздействия мы понимаем свободу от стереотипов и конформизма. Гибкость поведения при этом предполагает умение креативно мыслить, наличие высокой степени ответственности за свое поведение (интернализм) и ассертивность.

Внутренний контроль, склонность человека считать ответственным за свои успехи или неудачи себя самого, а не других людей или обстоятельства называется интернализмом. Человек, считающий себя ответственным за собственное благополучие, в ситуации деструктивного воздействия приложит максимум усилий для обеспечения своей психологической безопасности. Кроме того, данное качество помогает правильно оценить последствия деструктивного воздействия, если субъект все же стал его жертвой, а значит – более эффективно сопротивляться в будущем.

Ассертивность – это умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересов окружающих; уверенность в себе. Ассертивность в ситуации деструктивного воздействия проявляется в том, что субъект защиты обладает навыками защиты от нежелательного воздействия, имеет высокую мотивацию уберечь себя от него, но в то же время обладает достаточно высоким уровнем психологической культуры, который не позволяет ему опуститься до агрессивности или ответного
деструктивного воздействия.

Ряд исследователей отмечает, что развитие указанных качеств происходит на протяжении всей жизни человека. Следовательно, поведение детей (в том числе - школьников) отличается от поведения взрослых меньшей гибкостью.

Владение способами защиты от психологического деструктивного воздействия

Известно множество классификаций приемов психологической защиты от деструктивного воздействия. Хотелось бы отметить, что знание этих приемов само по себе не может обеспечить психологической безопасности. Важно умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Эти умения можно приобрести путем анализа ситуаций, содержащих деструктивные воздействия в реальной жизни, либо в процессе тренировки.

Получение и актуализация жизненного опыта

На этом этапе формируется опыт, полученный от общения с агрессором, позволяющий повысить уровень сопротивляемости деструктивному влиянию. Защищенностью – результат психологической защиты. Высокий уровень защищенности достигается в случае успешного применения приемов обнаружения и нейтрализации психологических угроз и опасностей.

Использование неэффективных или неадекватных способов психологической защиты может привести лишь к низкому уровню защищенности, не обеспечивающему сохранность и нормальное функционирование личности в условиях деструктивного влияния. Владея широким спектром приемов психологической защиты, личность способна обеспечить собственную безопасность в большинстве ситуаций деструктивного влияния .

ВЕБИНАР: Семья - как сохранить? Практика когнитивно-поведенческой терапии в работе с семейными конфликтами

Дошкольники с расстройствами поведения и коммуникации: психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ на основе методов поведенческой терапии

ВЕБИНАР: Генетическая и компенсаторная леворукость: методы нейропсихологической диагностики и коррекции

Скоро

Психологическая безопасность образовательной среды

/module/item/name

«. 1. Психологическая безопасность во взаимодействии участников образовательной среды

Большинство определений подтверждают, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования. Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни, тем более, государство.

Основную угрозу представляет именно психологическое насилие, выявление уровня психологического насилия во взаимодействии должно выступать основным направлением по созданию психологической безопасности образовательной среды.

Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становления личности. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются однозначно осуждаемыми, и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном сознании, так и в научных исследованиях.

Все перечисленные жалобы имеют отношение к проявлениям психологического насилия, которое мы определяем как такое физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Притеснение, принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде, но это незаметное, неучтенное, повседневное психологическое воздействие имеет очень серьезные последствия. При грубых формах социальной дезадаптации, в том числе и школьной, практически всегда выявляется психологическое насилие.

Эмоциональное длительное напряжение порождает желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уход из среды, где ты подвергаешься насилию. Снижение психологического насилия в образовательной среде может являться одним из подходов к профилактике зависимостей (прежде всего, самой опасной – наркотической). Среда, пораженная насилием, создает желание уйти, избавиться от деструктивного воздействия, и как следствие порождает безнадзорность - одну из важнейших социальных проблем современного общества. Или другой печальный исход - трансляция условий этой среды на другие сферы жизни.

Таким образом, основная угроза психологической безопасности в образовательной среде - наличие психологического насилия, также угрозами психологической безопасности является неудовлетворенность потребности в личностно - доверительном общении и отсутствием референтной значимости образовательной среды.

Итак, психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

2. Проблема защищенности в психологии. Психологическая самозащита от деструктивного влияния

В педагогической психологии имеются работы, затрагивающие понятие защищенности. Можно уверенно утверждать, что понятие защищенности тесно связано с понятием безопасности, а безопасные условия необходимы для личностного развития. Особенно актуален данный вопрос в психологическом аспекте, в соотнесенности с условиями межличностного взаимодействия в образовательной среде.

Защита, в широком смысле, – любое действие, которое любой организм совершает, чтобы защитить себя. Исходя из этого определения психологическая защита подразумевает использование психологического действия (т. е. воздействия). Данный вывод справедлив далеко не всегда. Это зависит от того, в каком контексте рассматривается понятие: во внутриличностном, межличностном или массовом. В психологию понятие психологической защиты было введено З. Фрейдом для обозначения исключительно внутриличностного механизма, специфического изменения содержания сознания, возникающего в ситуации внутреннего конфликта; защитного механизма, направленного на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. В последние десятилетия понятие психологической защиты вышло за пределы отдельной личности, став межличностным, а затем и межгрупповым явлением.

В своем современном значении психологическая защита включает в себя несколько основных сторон, или признаков:
1) предмет защиты,
2) угрозу,
3) ущерб,
4) средства защиты,
5) субъект защиты.

Рассмотрим каждую из перечисленных сторон.

1. Предмет защиты (что именно защищается). Это может быть любая целостность: государство, общество, большая или малая социальная группа, отдельный человек, его психика, какая–либо структура психики. Чаще всего под предметом психологической защиты подразумевается психика человека или какая-либо психическая структура: Я-концепция, самооценка, самоуважение, чувство уверенности, представление о себе,
индивидуальность, мотивационные образования (желания, предпочтения, вкусы), когнитивные структуры (мировоззрение, мнения, знания), поведенческие проявления (привычки, умения, стиль общения, поведения или деятельности). Защищая любую из этих структур, человек защищает целостность всей своей психики.

2. Угроза (внешний по отношению к предмету защиты фактор, воздействующий на него). Это могут быть, во–первых, внешние факторы, в качестве которых, в первую очередь, выступают представляющие опасность для личности действия отдельных лиц (оказывающих воздействие на психику человека), организаций, объединений людей, социальных институтов, общества и государства; во–вторых, внутренние, в качестве которых выступают разнообразные травмирующие эмоциональные переживания человека, например, тревога, которая может быть вызвана внутренним конфликтом, фрустрацией какой–либо потребности, неопределенностью ситуации.

3. Ущерб (чего именно нужно избежать). Он зависит от предмета защиты. В общем случае можно выделить следующие виды возможного ущерба: полное разрушение, подавление или подчинение, расчленение, отчуждение части, качественные изменения (ведущие к утрате целостности и индивидуальной уникальности, потере способности нормального функционирования и возможностей развития). Если предметом защиты
является психика человека, то ущерб может заключаться в нарушении самооценки или адекватности представлений человека об окружающем мире и своем месте в нем, дезориентации в окружающей обстановке, снижении самоуважения или чувства уверенности, крушении планов, намерений, попадании в психологическую зависимость от других субъектов воздействия, духовной деградации, нарушениях психического здоровья вплоть до необратимых патологических изменений психики и т. д.

4. Средства защиты (каким образом и чем осуществляется защита). Если речь идет о внутриличностной защите, то имеются в виду механизмы внутриличностной защиты, описанные в психоанализе (сублимация, отрицание, вытеснение, замещение, рационализация и т. д.). В межличностном или межгрупповом общении средствами защиты являются способы поведения, позволяющие нейтрализовать или снизить разрушающее воздействие другого человека или группы лиц. Такое поведение включает в себя обнаружение угрожающих факторов и обучение защите от них – формирование определенных образований, необходимых для реализации защитного поведения человека.

5. Субъект защиты (кто защищает или защищается). Это может быть, во–первых, конкретный человек, сама личность и внутриличностные целостные психологические структуры; во–вторых, другие люди, оказывающие личную поддержку и помощь психологическими средствами, различные группы и социальные общности; в–третьих, общество и государство (посредством воздействия через деятельность определенных
социальных институтов).

Алгоритм психологической защиты

Избегание потенциальных источников угрозы

Актуальной для школьников (особенно подросткового возраста) является проблема их объединения в неформальные группы, легко поддающиеся влиянию (в том числе деструктивному) лидера либо использующие приемы группового давления (в том числе деструктивные). Очевидно, что негативных последствий пребывания в ряде таких групп (асоциальных, криминальных, нарко– и алкозависимых и т. д.) можно избежать, не вступая в них (Д. Писаренко, Д. Снайдер, С. Хассен).

Выявление деструктивного воздействия

Существуют различные способы выявления попыток деструктивного воздействия. Они могут быть основаны на анализе сигналов собственного организма (Р. Чалдини) или эмоций (Е. В. Сидоренко, В. П. Шейнов), сопоставлении вербальных сигналов собеседника с невербальными (А. Пиз), выявлении типичных фраз и поступков (С. Г. Кара–Мурза, Д. Устинов), логическом анализе ситуации (Е. Л. Доценко) и т. д.

В результате анализа способов выявления попыток деструктивного воздействия, предложенных данными авторами, было выявлено, что при попытке применения любых из них неизбежно столкновение субъекта защиты (особенно если это ребенок) с рядом трудностей: невозможностью использования их в состоянии эмоционального возбуждения; неоднозначностью многих признаков деструктивного воздействия и т. д.
Обнаружить попытку оказания влияния можно либо на основе богатого жизненного опыта (который не свойственен школьникам), либо в результате специальной подготовки. Причем для учащихся важны не столько знания обо всех существующих способах обнаружения воздействий, сколько навыки использования некоторых из них, наиболее однозначных и простых в применении.

Под гибкостью в ситуации деструктивного воздействия мы понимаем свободу от стереотипов и конформизма. Гибкость поведения при этом предполагает умение креативно мыслить, наличие высокой степени ответственности за свое поведение (интернализм) и ассертивность.

Внутренний контроль, склонность человека считать ответственным за свои успехи или неудачи себя самого, а не других людей или обстоятельства называется интернализмом. Человек, считающий себя ответственным за собственное благополучие, в ситуации деструктивного воздействия приложит максимум усилий для обеспечения своей психологической безопасности. Кроме того, данное качество помогает правильно оценить последствия деструктивного воздействия, если субъект все же стал его жертвой, а значит – более эффективно сопротивляться в будущем.

Ассертивность – это умение отстаивать свои интересы, защищать себя, не ущемляя при этом интересов окружающих; уверенность в себе. Ассертивность в ситуации деструктивного воздействия проявляется в том, что субъект защиты обладает навыками защиты от нежелательного воздействия, имеет высокую мотивацию уберечь себя от него, но в то же время обладает достаточно высоким уровнем психологической культуры, который не позволяет ему опуститься до агрессивности или ответного
деструктивного воздействия.

Ряд исследователей отмечает, что развитие указанных качеств происходит на протяжении всей жизни человека. Следовательно, поведение детей (в том числе - школьников) отличается от поведения взрослых меньшей гибкостью.

Владение способами защиты от психологического деструктивного воздействия

Известно множество классификаций приемов психологической защиты от деструктивного воздействия. Хотелось бы отметить, что знание этих приемов само по себе не может обеспечить психологической безопасности. Важно умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Эти умения можно приобрести путем анализа ситуаций, содержащих деструктивные воздействия в реальной жизни, либо в процессе тренировки.

Получение и актуализация жизненного опыта

На этом этапе формируется опыт, полученный от общения с агрессором, позволяющий повысить уровень сопротивляемости деструктивному влиянию. Защищенностью – результат психологической защиты. Высокий уровень защищенности достигается в случае успешного применения приемов обнаружения и нейтрализации психологических угроз и опасностей.

Читайте также: