Психологические особенности подросткового возраста доклад на родительском

Обновлено: 17.05.2024

Цель: сгладить острые углы во взаимоотношениях родителей и детей-подростков.

Задачи: познакомить родителей с особенностями подросткового периода; выработать новую тактику поведения по отношению к подросткам; предупредить конфликтные ситуации в семье и в школе.

Оформление: плакаты или оформление доски с цитатами:

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя

- Каковы возрастные границы подросткового возраста? Сколько лет подростку? Основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Половое созревание определяет границы этого периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается с 7 лет, но интенсивный и островыраженный подъем секреции отличает подростковый возраст. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.

Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем: повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности, нейровегетативная неустойчивость.

Ключ к пониманию психологических перемен подростка - в смене интересов, в возникновении у него новых социальных потребностей, в отказе от увлечений и стремлений детства. То, что вчера привлекало, становится сегодня неинтересным. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Подростки стараются выделиться оригинальностью своих занятий, возвыситься в глазах окружающих. Им свойственны и лидерские увлечения, которые сводятся к поиску ситуаций, где можно что-то организовать, руководить сверстниками.

Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. Если игнорировать этот факт и усилить воспитательный нажим на школьника, то можно получить обратный результат плюс ухудшение поведения. Психологи отмечают, что у подростков появляется повышенная утомляемость во второй половине дня. В это время происходит большинство случаев неповиновения старшим, нарушения учебной дисциплины, пререканий с учителями, проявлений своеволия и упрямства. Возникает сходная с ранним детством ситуация: малыш капризничает, потому что устал, а мы наказываем его за неповиновение.

Подросткам свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. Временами подросток ищет уединения, ему необходимо как-то осмыслить происходящее. Естественно некоторое отчуждение по отношению к родным и усиление тяги к сверстникам. Если в такие периоды настойчиво вызывать подростка на откровенность, то можно встретить враждебность, за которой скрывается подавленность и уныние.

Физическое возмужание подростка дает ему ощущение зрелости, но социальный статус его ни в семье, ни в школе не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельность. Подросток требует, чтобы все - и взрослые, и сверстники - к нему относились не как к маленькому, а как к взрослому; появляется желание оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей, определяются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подростки противоречивы. В семье они стремятся к своей независимости, праву поступать по-своему. А среди сверстников они соглашатели, проявляющие чрезмерную зависимость от чужого мнения.

Но и родители не всегда последовательны. Возникает своеобразный парадокс: готовя ребенка ко взрослой жизни, мечтая о ней, родители не могут принять самостоятельность ребенка как раз тогда, когда зрелость приближается.

Половое развитие властно заявляет о себе и накладывает отпечаток на поведение подростка. Появляется интерес к противоположному полу, повышается внимание к своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки, придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами.

Наш выдающийся педагог В.А. Сухомлинский обобщил главные личностные черты подростка, показал, как можно их учитывать взрослым.

1. Непримиримость ко злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой. Погасите эмоциональный порыв, и вы получите холодного, расчетливого человека. Поэтому вслушайтесь в то, что волнует, тревожит подростка, не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от него.

3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребности к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду.

5. В подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью. Если нет нравственной культуры, то можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы.

III. Практические рекомендации

Памятка для родителей

1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4. Будьте открыты для общения с ребенком. Даже если вы чего- то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать об этом.

5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

7. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам - со стороны пап.

8. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

9. Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

10. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

11. В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

12. Хотите, чтобы ребенок сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтобы он сам захотел этого.

13. Не перегружайте ребенка опекой и контролем.

IV. Проект решения родительского собрания

Рекомендовать родителям строить новую тактику общения с детьми, учитывая психофизические особенности подросткового возраста.

Дополнительный материал

1. На ваш взгляд, самая большая проблема переходного возраста заключается в том, что ребенок.

а) перестает прислушиваться к мнению родителей;

б) может попасть в плохую компанию;

в) начинает осознавать себя как самостоятельную личность.

2. Вспоминая свое детство, вы обычно рассказываете ребенку.

а) о том, что вы хорошо учились;

б) о похожих проблемах и способах их решения;

в) забавные случаи.

3. Сколько времени в день вы проводите с ребенком, беседуя о его делах?

а) не больше часа;

б) около 2 часов;

в) больше 2 часов.

4. Учитель жалуется на поведение ребенка, в то время как сын или Дочка сами утверждают, что виновником происшествия является их одноклассник. Ваши действия.

а) отругаете ребенка, потому что учитель не станет жаловаться беспричинно;

б) встанете на сторону сына или дочери и будете обвинять одноклассника;

в) дома подробно расспросите ребенка и объясните ему, почему учитель счел его виноватым.

5. Каких проблем подросткового возраста вы боитесь больше всего?

б) употребления алкоголя и наркотиков;

в) ранних половых контактов.

6. В каком возрасте нужно начинать беседовать с ребенком о сексе?

в) когда он сам начнет задавать вопросы.

7. Ребенок признался, что девочка (мальчик), которая(-ый) ему нравится, не отвечает взаимностью. Что вы ему скажете?

а) предложите немного изменить внешность, вести себя более открыто и дружелюбно;

б) успокоите, что в его жизни еще будет много других девочек (мальчиков), в сто раз лучше;

в) постараетесь отвлечь ребенка от печальных мыслей и переживаний.

8. Ребенок наотрез отказывается заниматься в кружке, который раньше посещал с удовольствием. Ваши действия?

а) предложите ему выбрать другое занятие;

б) постараетесь убедить продолжить занятие, чтобы довести начатое дело до конца;

в) упрекнете его в лени и нежелании развивать свои способности.

9. Подросток просит вас отпустить его с друзьями в клуб, на дискотеку. Ваша реакция.

а) придумаете благовидный предлог, из-за которого ребенку придется отложить встречу с друзьями;

б) поговорите с ним об опасных соблазнах, которые таят в себе клубы, и запретите посещать подобные места до 18 лет;

10. Подросток считает себя непривлекательным из-за угрей. Как его можно успокоить?

а) обратить внимание на его выразительные глаза и красивую форму носа;

б) сказать, что это временное явление, и у всех подростков бывают прыщи;

в) собрать информацию о существующих косметических средствах борьбы с угрями и пообещать купить их.

11. Вы обнаружили, что от куртки ребенка пахнет табаком. Что вы предпримете?

а) будете искать сигареты в карманах его куртки;

б) строго спросите, не начал ли ребенок курить;

в) заведете разговор о том, что многие подростки рано начинают курить, и как бы невзначай спросите, нет ли таких среди его друзей, и как он сам относится к курению.

12. Вы увидели личный дневник, в котором ребенок описывает свой сексуальный опыт.

а) признаетесь, что читали дневник, и выскажете свое беспокойство;

б) при случае заведете разговор о контрацепции;

в) вызовете ребенка на откровенный разговор, чтобы детально разобраться в ситуации.

13. Если вам не нравится кто-то из друзей ребенка, вы обычно.

а) просите его меньше общаться с этим другом;

б) не разрешаете приглашать друга к вам домой;

в) откровенно высказываете свое мнение о нем.

14. Что вы скажете ребенку, если услышите, как он грубит бабушке?

15. Ребенок увлекся музыкальной группой, творчество которой вам не нравится. Вы.

а) постараетесь понять, что именно привлекает ребенка в музыке любимого коллектива;

б) предложите послушать записи других современных и классических исполнителей;

в) подвергнете критике тексты песен и аранжировку, чтобы ребенок осознал свое заблуждение.

Существуют различные формы кризисов в подростковый период. (Приложение 1, слайд 9):

Подростки продолжают составлять наиболее криминально активную часть населения страны. Под асоциальным поведением, однако, понимается не только преступное поведение, но и самые различные социальные отклонения. К ним относятся: употребление алкоголя, наркотиков, курение, бродяжничество, самоубийство. Мотивы злоупотребления теми или иными химическими веществами могут быть совершенно разные: это и средство включения в значимую для подростка группу, и представление о данных веществах как о символах взрослости, и как реакция на чувство тревоги и одиночество. Кроме того, употребление, например, алкоголя – помогает избавиться от чувства неуверенности в себе, стеснительности, а может выступать как протест против родителей и общества в целом. Курение же – это, прежде всего, создание имиджа взрослого, независимого, сексуального, общительного человека. А учитывая, что в этом возрасте реакция эмансипации очень сильная, то становится понятным такое поведение подростков. Поиск новых, необычных ощущений и переживаний, стремление к психическим экспериментам часто являются мотивами подростковой наркомании [4].(Приложение 1, слайд 10).

  1. Переживания отчуждения. Время от времени подросток может терять ощущение реальности. В эти моменты он воспринимает себя и окружающий мир несколько по-другому, не так как всегда.
  2. Нарциссические кризисы. Представляют собой излишнюю, чрезмерную концентрацию подростка на собственной личности (эгоцентризм). Это может выражаться в переоценке своих возможностей, качеств, способностей, эмоциональной холодности к близким, неоправданные требования к окружающим. Но это состояние может колебаться – от эгоцентризма к чувству собственной неполноценности [2].

Итак, теперь нам становится понятно, что быть подростком очень тяжело. Но одним из основных факторов, формирующих личность подростка – является семья. При этом состав семьи — полная, неполная значения не имеет, гораздо важнее сама семейная атмосфера, нравственная составляющая её членов и характер взаимоотношений между ними. К сожалению, сейчас растет количество неблагополучных семей, в которых существует полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка, откуда и появляются дети с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных, на первый взгляд, семьях существуют проблемы психологического характера, которые могут привести к сильнейшему кризису подросткового возраста.

Существует несколько типов дисгармоничных отношений в семье (приложение 1, слайд 11):

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка родительского собрания.

Разработал: педагог-психолог Лехман Е.Е.

Жирновск 2016

Лехман Е.Е. Особенности подросткового возраста. // Родительское собрание. Жирновск, 2016. Выбранная тема направлена на расширение знаний родителей о психологических особенностях подросткового возраста, помощь в преодолении проблем и конфликтов в данный возрастной период.

Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста, путями возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;

Найти пути преодоления подросткового кризиса;

Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Материал: результаты диагностики, памятки для родителей.

Ход собрания.

Вступление.

Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. С ребенком уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним?

Оказывается, он вступил в один из важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, - в период перехода от детства к взрослости – в подростковый период . В древности считалось, что он настолько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и смерть. И сколь он важен, столь и труден. В наше время подросток остается со всеми проблемами взросления один на один. Помочь ему может только семья. Поэтому давайте посмотрим, что же происходит с подростком.

Психофизиологические особенности.

На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-13 лет, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – очень медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит ти раздражает, а вот затормозить, остановиться им не просто. Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться. Да и память их подводит нередко из-за этого же: когда интересно – все запоминается легко. А стало скучно – ну ничего не задерживается в голове.Гормональные бури заставляют эмоции у подростка часто сменяться. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию.

Вот статистика, которую вы должны знать:

Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.

В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.

30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.

60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.

Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.

По материалам статистики, опыт первой влюбленности девочек – 11 лет – 60%, мальчиков – 13 лет.

В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости. Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.

Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников.

Давайте обратимся к результатам исследования по классу. Они говорят о том, что самое время учесть в воспитании своего ребенка вопросы полового созревания, не отмахиваться от них, не оставлять их без внимания (см. Приложение 1)

Социально-психологические особенности.

К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.

У подростков появляется недовольство тем, что в общении со взрослыми он находится в позиции подчинения, в то время как он хочет равенства прав . Вот поэтому так возрастает значимость общения со сверстниками. Положение в кругу сверстников удовлетворяет потребность быть на - равных; отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями. Нельзя нарушать эти границы! Подросткам необходимо уединение, оно позволяет иметь свою собственную жизнь. Давая им возможность уединяться, родители демонстрируют уважение к ним. А всякое вмешательство, а тем более нетактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Любые действия взрослых, воспринимаемые подростком как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции. При этом не важно, насколько обоснованными были на самом деле действия взрослых, поскольку подросток фиксирует в них только сферу контроля. Очень важно, чтобы родители сумели необходимые контролирующие действия донести до подростка как действия заботы о нем, или внимания, тогда то же самое родительское поведение будет воспринято подростками более лояльно.

Одно из главных стремлений подростка – стремление к самостоятельности . Поскольку в жизни понятие самостоятельности понимается родителями и подростками по-разному, то это является причиной конфликтов. Родители обычно имеют в виду в основном обязанности (самостоятельно убрать квартиру, постирать и т.д.), подростки, в основном, права (самостоятельно выбирать одежду, время сна, прихода домой). В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка. Это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и детьми, а также будут способствовать становлению зрелой самостоятельности.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком?

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

Заключение.

Итак, если родители действительно сумеют грамотно помочь своему ребенку преодолеть подростковый кризис, последний станет ступенькой в развитии, источником появления необходимых личностных характеристик.

Больше всего подросткам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей своей тяги к самостоятельности, ваши дети нуждаются в вашей помощи. Семья остается тем местом, где подросток чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.

Родительское собрание на тему

Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в шестом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в XXI веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы. Ведь проблему легче предупредить, чем заниматься ее решением. Поэтому необходимо говорить о том, что период полового созревания неизбежен и родители должны быть готовы переживать его спокойно и вместе с ребенком, а не по разные стороны баррикад. Сегодняшнее родительское собрание посвящено деликатной теме – теме превращения мальчиков в юношей, а девочек – в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают уже сегодня период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий. По-разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны реально ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые ставит перед ними ситуация взросления.

Резко повышается интерес к своей внешности:

- Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимые.

- Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

- Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность.

Развитие самосознания

Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права.

Подражание взрослым :

- Развлечения (поездки за город, дискотеки) ‏ ,

-Романтические отношения (свидания, записки).

Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком

Центральное новообразование младшего подросткового возраста (11-13 лет) . Особая форма самосознания .

Как проявляется чувство взрослости подростка?

В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы.

Внутренний мир

Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно.

Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть.

Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

Подростковые реакции

  • Подростковая самостоятельность
  • Стремление к эмансипации от взрослых,
  • Освобождение от опеки взрослых, контроля,
  • Разнообразные увлечения – неучебные занятия,
  • Подростковый возраст без увлечения подобен детству без игр
  • Выбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяет:
  • Потребность в самостоятельности
  • Познавательные потребности и др. (интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, лидерские, телесные, накопительские, информативно-коммуникативные).

Общение со сверстниками :

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями,

> Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение,

> Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление,

> Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде.

Неформальные группы :

> Общие интересы, занятия ,

> Способы развлечений, место проведения свободного времени.

Общение со взрослыми :

n Влияние родителей уже ограничено .

n Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

n Для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

Родительский контроль

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Контроль может быть принципиально различным:

> Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.

> Родители регулярно указывают детям, что им делать.

> Подросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются.

> Подросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей.

> Родители и подросток имеют почти равные права, принимая решение.

> Подросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет.

Переходный возраст: 5 советов родителям

Как помочь детям пережить этот период и самим не сойти с ума?

Чего делать нельзя: отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг.

Как себя вести : доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения. Хочет быть взрослым - пусть разделит с вами взрослые заботы.

СОВЕТ 2. ПРОЯВЛЯЙТЕ ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС . В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей - и этим хочется с кем-то поделиться.

Чего делать нельзя: быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. Как себя вести: разговаривать с детьми, задавать вопросы о его друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет

СОВЕТ 3. НЕ ДАВИТЕ НА РЕБЕНКА. Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки. Чего делать нельзя: заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание.

Как себя вести: измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. Например, хотите, чтобы он сделал музыку потише, пожалуйтесь на головную боль.

СОВЕТ 4. ЖИВИТЕ ИНТЕРЕСНО САМИ .

Чего делать нельзя: подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. Как себя вести: подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей.

Чего делать нельзя: быть ханжами, строить из себя людей без недостатков.
Как себя вести: открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах. Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь.

Кстати. Переходный возраст существует только в цивилизованном обществе. У тех народов, которые живут племенами, есть ритуал, переводящий ребенка из мира детства в мир взрослых. У нас же этот переход растянут во времени и не имеет четких границ. Поэтому подростку порой сложно адаптироваться к новым условиям взрослой жизни.

Читайте также: