Происхождение общества его сущность доклад

Обновлено: 05.07.2024

Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения людей.
В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.
Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться.
В социологии существуют различные интерпретации изменения и развития общества, причин и основных этапов этих процессов.

Работа состоит из 1 файл

Доклад.docx

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

Выполнил: студент 3 курса

Ростов-на-Дону

2011 г.

Современное общество возникло в результате эволюции более простых социальных форм объединения людей.
В обществе как социальной системе должны происходить многие сложные процессы, чтобы оно продолжало функционировать, как и прежде.
Эти процессы, сохраняя само общество, ведут, тем не менее, к его изменению и развитию. Одни общества, изменяясь, приобретают новые типы социальных структур, культурных образований и склонность к эволюционному развитию. Другие общества могут быть настолько блокированы внутренними конфликтами или иными негативными помехами, что утрачивают способность к эволюции настолько, что с трудом могут поддерживать свое существование или начинают даже разрушаться.
В социологии существуют различные интерпретации изменения и развития общества, причин и основных этапов этих процессов.

Также выделяют следующие гипотезы происхождения общества:

В то же время сложился ряд научных теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик биологии человека, рассматривают вытекающие из нее этапы социального конструирования общественных объединений.

Обратимся к проблеме первоисточников зарождения человеческой ассоциации.

В социологии сложился ряд научных теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик 6иологии человека, рассматривают вытекающие из нее этапы социального конструирования общественных объединений.

На этот счет существует ряд интересных догадок, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Примитивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов.

Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами.

Возникла и стала развиваться социальная организация.

Сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как

внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик приводит к спонтанному неконтролируемому хаосу вынашиваний и рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины — женщин и детей — и могут создавать нагрузки, гибeльныe для конкретного сообщества. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей

и. возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, даёт социальную организацию,

которой человечество успешно пользуется до сих пор.

лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т. п. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти распределения привилегий среди остальных членов общества.

Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства (суть порядка), ложатся в основу социальной организации, т. е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации. Элита, получая желаемое, использует власть — разнообразные рычаги влияния на массу, чтобы сохранить привилегию своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы,

но взамен, в силу своей же заинтересованности, стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины (продуктами которой она кормится).

Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Рожденная в русле феминистской социологии, она отражает гамму теоретических установок исследователей, изучающих половое неравенство в обществе.

процесса воспроизводства, обеспечивая: зачатие, защиту, тепло, кров и питание.

Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создали искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда был заключен договор между мужчинами о распределении женщин, возникла социальная организация, общность, в которой действовали правила общежития. Несмотря на то, что мужчины испокон века нарушали собственные договоренности, они продолжают держаться своей первобытной

круговой поруки и не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. В этом смысле политика есть порождение андрогенной цивилизации (которая, кстати, именно в период нашей жизни потихоньку приходит в упадок и расслабление, поэтому роль женщин в современном

мире повышается и существенно видоизменяет сложившиеся отношения, решения и структуры).

Семантическая концепция строится на признании слабости человека как

Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Такая сложноорганизованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая "обозначения" и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь,

люди формируют организованный мир коммуникации, которая предваряет, опосредует и завершает циклы материальной, продуктивной деятельности. В результате возникает система упорядоченных (договорных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.

Социологические концепции происхождения общества, как видим, очень

разнообразны. Они обращаются к разным факторам формирования наблюдаемой сегодня общественной реальности. И действительно, техника, семья, власть, неравенство, язык являются неотъемлемыми, существенными факторами организации особого облика современных обществ в их уникальном воплощении.


1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М. 1999.

2. Кравченко А.И. Основы социологии. М.: Логос, 1998.

3. Радугин А.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 1997.

4. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. М.: Наука, 1998.

5. Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д.Тадевосяна. М.: Знание, 1995.

У разных людей самые различные представления об обществе. Зачастую этим термином обозначается определенная совокупность людей, объединенных какими-либо интересами, взаимными симпатиями, образом жизни и совместной деятельностью.

Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе (1; с.119).

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Цель данной контрольной работы определить, что же такое общество и рассмотреть теории его происхождения.

1. Современные подходы к пониманию общества

Древнегреческий философ Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами. Французский ученый 18 века Сен-Симон считал, что общество - это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины 19 века Прудона – это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости (1; с.117). Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность:

· как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество;

Крайним выражением этой концепции была теория Г. Зиммеля. Он считал, что общество представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественной различных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Социальные связи – это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем, такое представление об обществе как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответствует социологическому подходу (3; с.226-227).

В социологии существуют два основных конкурирующих подхода к изучению общества: функционалистский и конфликтологический. Теоретические рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений:

1. общество – это система частей, объединенных в единое целое;

2. общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;

3. дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами себе;

4. изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер;

5. социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К. Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Таким образом, общество – это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.

В теории общностей мы можем выявить следующее:

· Общество – это тоже общность, только достаточно большая,

· Общество – это общность современного типа, отличающаяся от традиционной,

для приращения знания просто необходимо выяснить его особый, отличающийся, специфический общий смысл (1; с.119).

Продираясь сквозь дебри десятков различных социологических определений общества в поисках области пересечений их смысла, можно выделить три кардинально различных подхода. В основе каждого подхода – люди, но в одном случае выступающие как социальный субстрат, в другом – как источник созидания, в третьем – как контекст (фон, периферия) общества, обладающего выраженной самостью.

3. Теории происхождения общества

В то же время сложился ряд научных теорий, которые, взяв за основу одну из особых характеристик биологии человека, рассматривают вытекающие из нее этапы социального конструирования общественных объединений.

Существует ряд интересных догадок, каждая из которых нашла достаточно развернутое теоретическое воплощение и имеет свой доказательный ряд: инструментальная, семантическая, сексуальная, гендерная, кратическая. Рассмотрим их в общих чертах.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.

Сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик приводит к спонтанному, неконтролируемому хаосу вынашиваний и рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины – женщин и детей – и могут создавать нагрузки, гибельные для конкретного сообщества (2; с.84). Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, дает социальную организацию, которой человечество успешно пользуется до сих пор.

Кратическая концепция опирается на принципы общей теории систем и выводит возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную целесообразную деятельность, из развития управляющей подсистемы. Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов общины. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации, т.е. регламентированной, упорядоченной, подконтрольной в своей деятельности и развитии человеческой ассоциации (1; с.151).

Социологические концепции происхождения человеческих ассоциаций, как видим, очень разнообразны. Они апеллируют к разным факторам формирования наблюдаемой сегодня общественной реальности. И действительно, техника, семья, власть, неравенство, язык являются неотъемлемыми, существенными факторами организации особого облика современных обществ в их уникальном воплощении.

Заключение

Общество, как и любой другой объект действительности, представляет собой сложную систему, испытывающую как внешнее воздействие (со стороны природных и социальных объектов), так и особенности своей собственной структурной организации и функционирования. Начиная от атома и клеточки до галактики и Вселенной в целом, все объекты представляют собой сложные системы, находящиеся в своеобразных отношениях друг с другом. Как часть природы, общество вписывается в структуру природных закономерностей и выступает предметом исследования целого ряда естественнонаучных дисциплин (2; с.80). И в то же время это особая часть природы, обладающая своими специфическими признаками, которые должны фиксироваться целым комплексом общественных дисциплин, имеющих свои логико-гносеологические и методологические особенности. Специфика общества проявляется как в характере развития, так и в структурной организации, представляющей собой сложное переплетение материальных и духовных факторов.

Список использованной литературы

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Добренькова В.И. – М.: Гардарика, 1999. – 432с.

2. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под общ. ред. Елсукова А.Н. – Изд-е 4-е, стереотип. – Мн.: Тетрасистемс, 2003. – 544с.

3. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – Юрайт – Издат, 2003. – 527с.

Цель лекции - определить качественную специфику общества, отличающую его от всех других социальных образований, а также уметь объяснить принципы его формирования.

Социологическая мысль постоянно пыталась познать, осмыслить сущность, основные способы функционирования, характерные особенности общества как социального феномена. Так античные философы, в частности Аристотель, Платон, отождествляли общество с государством. В средневековье была распространена мысль о том, что общество возникло вследствие договоренности человека с Богом. В новое время была распространена идея общественного договора между людьми, в результате которого переход человека от естественного к общественному состоянию связан с возникновением государства, хотя некоторые философы (Д.Дидро) считали, что жизнь людей всегда была общественной.

В широком смысле общество – совокупность отношений и связей между людьми, всех способов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически, имеют общую территорию, общие культурные ценности, и социальные нормы, характеризуются социокультурной идентичностью ее членов.

В узком смысле – это исторически конкретный тип того или иного общества (например, буржуазное общество), и даже отдельного региона или страны (украинское общество) с его историческими, экономическими, культурными особенностями.

Общество – целостное социальное образование. Сложный вид организации социальной жизни. Оно включает все многообразие социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ.

Разнообразие ракурсов рассмотрения делает невыполнимой задачу выработки единого определения общества. Поэтому нам представляется оптимальным системное определение Р.Кенига. Согласному этому определению под обществом понимается:

1) конкретный тип образа жизни;

2) образованные народами конкретные социальные единства;

3) основанные на договорах экономические и идейные объединения;

4) целостное общество, т.е. совокупность индивидов и групп;

5) исторически конкретный тип общества;

6) социальная реальность – взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры и социальные процессы.

Разными являются взгляды на причины и процесс возникновения общества, которые сводятся к следующим концепциям:

Инструментальная концепция.Согласно ей главным фактором, обуславливающим возникновение общества, является формирование сознания, благодаря которому человек начал использовать орудия труда (сначала примитивные, затем более совершенные) для удовлетворения собственных потребностей. Используя орудия труда, человек научился трудиться. Это обусловило функциональное деление родовой общины, разделение труда, что в свою очередь способствовало возникновению экономических отличий между людьми и родственными группами. Появилась и начала развиваться социальная организация.

Сексуальная концепция. Сторонники ее считают, что главным фактором зарождения общества является возникновение семьи, норм, которые регулируют сексуальные и другие отношения в социальном образовании, способствовали планированию хозяйственной жизни. Постоянное развитие регулирующих норм стимулировало эволюцию общин, обусловив со временем возникновение социальной организации.

Кратическая (греч. kratos – сила, власть) концепция.Согласно с ее постулатами сила и разум распределены между людьми неравномерно. Вместе с естественной экспансивностью (жадностью) преимущества отдельных людей по определенным критериям (физическая сила, наблюдательность, ловкость) дают им возможность занять выгодные позиции, захватить лучшую еду, сексуального партнера и т.д. Научившись господствовать, лидеры начали утверждать систему правил почитания вождя, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов группирования. Нормы, которые обеспечивают отношения неравенства, становятся основными для социальной организации. Элита использует власть как способ влияния на массы и присвоения ресурсов, создаваемых общиной, обеспечивая в то же время ее дальнейшее развитие.

Семантическая концепция.Стержнем ее является признание физической, психологической, умственной слабости человека как биологического существа. В связи с биологической уязвимостью закон выживания заставляет людей объединить усилия, т.е. создать коллективную организацию, которая осуществляет координацию, дифференциацию и комбинирование их функций. Все это требует предварительной договоренности, что возможно только с развитием общения, использование речи как его инструмента. Создавая символы и значения, договариваясь о правилах их толкования, активно используя язык, люди формируют организованный мир коммуникации, которая опосредует их материальную деятельность. Вследствие этих процессов возникает система упорядоченных коллективных взаимодействий, формируется общество.

Таким образом, можно выделить пять основных групп факторов, органически самостоятельных и в то же время взаимодополняющих друг друга, которые обуславливают возникновение человеческого общества: формирование сознания, труд, возникновение речи, способствующей общению, появление семьи, распределение социальных ролей между мужчинами и женщинами.

Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, институтов, общностей, культуры).

Общество характеризуется следующими признаками:

2) Универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства. Благодаря своей универсальности общество может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставить последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде; только в обществе он может приобрести необходимые навыки, познакомиться с достижениями культуры, науки и т.д. Иными словами, общество обладает той универсальностью, которая позволяет индивиду выполнить свое основное предназначение - дать людям такие формы организации жизни, которые облегчат им достижение личных целей.

3) Автономность – способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высоко уровня саморегуляции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов, обеспечивающих координацию разнородных социальных образований, таких как мораль, право, государство, а также комплексных систем ценностной легитимации социального порядка – религиозных верований, идеологических доктрин. Благодаря саморегуляции обеспечивается самостоятельность общества независимо от его размера.

4) Интегративность. Проявляется, с одной стороны, в том, что обществу удается подчинить себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях его сложнейшую структуру. Люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, сами тяготеют к нему, ибо оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает атмосферу духовного единства. С другой стороны, общество обладает внутренними механизмами не только поддержания ранее сложившихся структур, но и включения в сложившуюся ткань взаимосвязей новых социальных образований, создаваемых людьми в практической деятельности.

1. Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется за счет детей тех людей, которые уже являются признанными его представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственностью.

5. Оно обладает собственной системой правления.

6. У него собственное название и собственная история.

7. У него имеется собственная система ценностей (традиции, обычаи, нормы, законы, правила), именуемая культурой.

8. Его существование должно превышать среднюю продолжительность жизни отдельного индивида.

Главнымусловием самосохранения общества является обязательное выполнение им нескольких функций. Во-первых, общество должно уметь адаптироватьсяк окружающей среде, реагировать на ее изменения. Однако приспособление не должно быть пассивным, поскольку для общества это может быть равносильно гибели.

Приспособление должно осуществляться на основе обратной связи, т.е. система должна обладать способностью мобилизовать внутренние ресурсы и самостоятельно воздействовать на окружающую среду. Для этого общество должно выполнять вторю функцию – целедостижение,которая уравновешивает функцию адаптации и заключается не в способности индивидов рационально формулировать определенные цели и задачи, а в наличии у любой системы объективной способности поддерживать свою целостность, влияя на свое окружение.

Третья функция – поддержания образца, т.е. способность общества воспроизводить свои элементы, сохранять внутреннюю структуру. Если в обществе отсутствуют механизмы, обеспечивающие это воспроизводство, она неизбежно утратит свою индивидуальность и может переродиться в новое социальное образование. Если в обществе не будут функционировать механизмы, позволяющие постоянно воспроизводить в действиях людей институализированные отношения и солидарные связи, оно перестанет существовать.

Четвертая функция – интеграция,т.е. способность общества интегрировать новообразования, неизбежно возникающие по мере его развития, подчинять их своей логике; в противном случае может нарушится равновесие системы, разорваться ранее сложившиеся связи и отношения.

Начиная рассматривать данную тему, необходимо прежде всего акцентировать внимание студента на том, что общество это продукт взаимодействия людей, совместно производящих и воспроизводящих свою собственную материальную и духовную жизнь. Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество— одна из форм бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Бытие общества имеет две стороны:

v объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

v субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды. Можно выделить три основных подхода к объяснению общественных связей и закономерностей:

1. Натуралистический, с точки зрения которого общество рассматривается как продолжение природных закономерностей;

2. Идеалистический, усматривающий основной фактор общественного развития в сознании;

3. Материалистический, рассматривающий в качестве основного фактора общественного развития экономическую жизнь общества, материальное производство.

Основными сферами жизни общества являются: экономическая; социальная; политическая; духовная. Необходимо акцентировать внимание студентов экономистов на том, что экономическая сфера является базовой, определяющей в жизни общества. Она включает в себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ. Экономическая сфера существует в следующих формах:

v экономическое пространство, в котором происходит хозяйственная жизнь;

v деятельность институтов управления экономикой;

v способ производства материальных благ, который имеет две составляющих: производительные силы; производственные отношения:

- производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.

- производственные отношения — отношения между людьми в процессе производства, ядром которых являются отношения собственности на средства производства.

Значение экономической сферы жизни общества в том, что она: создает материальную базу существования общества; непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы); влияет на политические процессы; влияет на духовную сферу.

Социальная сфера — система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе. Основные элементы социальной структуры общества: классы; страты; сословия; социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь); национальные общности.По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:

v классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы;

v стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.). Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя. Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Политика это сфера властных отношений. Элементами политической системы общества являются: государство и государственные органы; политические партии; общественные организации; профсоюзы; иные институты. Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны. Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих политическую власть. Основными функциями государства являются:

v представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп); регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

v охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

v внешнеполитическая; интеграционная. Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

Основными элементами духовной жизни общества являются:

v духовная деятельность;

v духовные ценности;

v духовные потребности людей;

v духовное потребление;

v индивидуальное сознание;

v общественное сознание.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности:

ü моральные, религиозные устои,

ü научные теории,

ü художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Индивидуальное сознание это сознание, духовная деятельность отдельного человека как элемента общества.

Общественное сознание — обособившееся из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности духовное производство. Структура общественного сознания включает в себя: обыденное и теоретическое сознание; общественную идеологию и психологию; формы общественного сознания:

Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное сущностное восприятие бытия.

Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй. В духовном производстве современного общества выделяют следующие формы общественного сознания: политическое; правовое; моральное; научное; религиозное, философское, художественное.

Литература:

Основная

1. Философская энциклопедия [Текст]: - М., 2000.

2. Философия. Краткий тематический словарь [Текст]: / Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. - Ростов - на – Дону: Феникс, 2001. Разделы 6, 7, 10.

3. Философия [Текст]: учебник для студентов вузов /под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Тон-Остожье, 2000.

4. Канке, В.А. Философия [Текст]: М.: Логос, 2001.

5. Философия [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.П. Кохановского.

6. 14-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – Гл. 8, 12.

7. Основы философии [Текст]: / под ред. А.Н. Ерыгина. – Ростов –на- Дону: Дашков и К., Наука-Пресс, 2006.

8. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]: – М., 1992.

9. Кара-Мурза, С. Манипуляция сознанием [Текст]: - М.: Алгоритм, 2000. Разд. 3. Гл. 10-13.

10. История и философия науки [Текст]: учеб. пособие /под. ред. А.Н. Молдовы, А.Д. Урсула. - М.: Издательство РАГС, 2006. Предисловие. Введение.

11. Философия науки [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Лешкевич.- М.: ИНФРА-М, 2005. Гл. 1.

12. Энциклопедия. Культуры мира [Текст]: – М., 2004.

13. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст]: - М.: Республика, 1993.

14. Мир человека [Текст]: /под ред. А.Ф. Малышевского. - М.: СПб, 1992.

Дополнительная

1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст]: – М., 1997.

2. Бердяев, Н.А. Философия неравенства [Текст]: - М., 1990. Письмо 13.

3. Бердяев, Н.А. Трагедия и кризис культуры [Текст] /Н.А. Бердяев // Самопознание. - М., 1991.

4. Бранский, В.П. Теоретические основания социальной синергетики [Текст] / В.П. Бранский // Вопросы философии.- 2000. - № 4.

5. Вебер, М. Избранные произведения [Текст]: – М., 1990.

6. Зинченко, Г.П. Социология для менеджеров [Текст]: - Ростов - на –Дону: Феникс, 2001. - С. 226-248; 265-267.

7. Зинченко, Г.П. Самоучитель по социологии [Текст]: - Ростов- на-Дону: СКАГС, 2002.

8. Лапин, Н. И. Проблема социокультурной трансформации [Текст] / Н.И.Лапин // Вопросы философии. 2000. - № 6.

9. Назарян, А. П. Архетип восставшего покойника как факт социальной самоорганизации [Текст] / А.П.Назарян // Вопросы философии. - 2002. - № 11.

10. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс [Текст] / Х. Ортега- и- Гассет // Избранные труды. – М., 2000. - С. 43-163.

11. Поппер, К. Открытое общество и его враги [Текст]: в 2-х т. - М., 1992.

12. Тойнби, А. Постижение истории [Текст]: – М., 1991.

13. Франк, С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию [Текст] / С.Л.Франк // Духовные основы общества. - М., 1992.

14. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст]: - Новосибирск: Наука, 1993. Т. 1. - С. 27-29; 69-73; 169; 172-174; 186-189; 559-571.

15. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Всемирно-исторические перспективы [Текст]: - М.: Айрис, 2003. Т. 2.

15. Ясперс, К. Истоки истории и ее цель [Текст] / К.Ясперс // Смысл и назначение истории. - М., 1991.

16. Ингарден, Р. Спор о существовании мира. Время и способ существования [Текст] / Р. Ингарден // Вопросы философии. - 2006. - № 12. § 29.

17. Капустин, Б.Г. Заметки об общественной морали. Понятие общественной морали [Текст] / Б.Г.Капустин // Вопросы философии. - 2006. - № 12.

18. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы [Текст] / А.Кармин // Вопросы философии. - 2006. - №2.

19. Кантор, В.К. Глобализация? – Да! Но какая? [Текст] / В.К.Кантор // Вопросы философии. - 2006. - № 1.

20. Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации [Текст] //Вопросы философии. - 2006.- № 2.

21. Селиванов, А.И., Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Контуры информационного общества [Текст] / А.И.Селиванов, А.Н. Авдулов, А.М. Кулькин // Вопросы философии. - 2006. - № 4.

22. Эпштейн, М. Эрос цивилизации. Ирония желания и конец истории [Текст] / М.Эпштейн // Вопросы философии. - 2006.- № 10.

23. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) [Текст] / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии.- 2006. - № 5.

Доисторическая эпоха — самый длительный период в истории развития человечества. Он начался более 2,4 млн лет назад, а закончился только в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Именно в этот временной промежуток появился человек разумный, произошла неолитическая революция и зародились общественные отношения. Первобытное общество кратко характеризуется сильной зависимостью от окружающей среды, отсутствием государственной власти и правовой системы.

Первобытное общество

Возникновение и периодизация общества

Возникновение и периодизация общества

​Согласно общепринятой теории Ч. Дарвина, человек произошёл от обезьяноподобного существа. В процессе эволюции гоминиды были вынуждены спуститься с деревьев на землю и научиться ходить на задних конечностях. Передняя часть тела была освобождена от физической нагрузки, поэтому руки стали использоваться для охоты и труда.

Примерно 4 млн лет назад гоминиды эволюционировали в австралопитеков, которые имели более ра́звитый головной мозг. Для защиты от хищных зверей и природных факторов особи объединялись. Так, около 2,5 млн лет назад стало формироваться первобытное общество, которое имело ряд характе́рных признаков:

  • наличие коллективного труда;
  • равномерное распределение пищи и труда;
  • наличие общинной собственности;
  • зависимость от природных факторов;
  • родоплеменная организация.

Принято выделять несколько этапов развития первобытного общества. Согласно учениям этнографа Льюиса Моргана, вся эпоха делится на дикость, варварство и зарождение цивилизации. Для изучения древнейшей истории используется археологическая периодизация, которая включает в себя:

  1. Каменный век (2,4 млн лет до н. э. — 2 тыс. лет до н. э.).
  2. Бронзовый век (3500 — 800 до н. э.).
  3. Железный век (IX век до н. э. — I век н. э.).

Ввиду отсутствия письменных источников, хронологические рамки этих периодов весьма условны. Учёные основываются только на археологических и биологических данных. Существенный вклад в периодизацию первобытности внесли советские этнографы. Они основывались на эволюции форм собственности, выделяя этап стада, родового строя и его разложения.

Характеристика доисторической эпохи

Этап первобытнообщинного строя прошли абсолютно все народы мира. Именно в этот исторический период сформировались основы правовых и социальных систем.

Быт древних людей

Характеристика доисторической эпохи

К основным занятиям древних людей можно отнести охоту, рыбалку и собирательство. Добыча делилась на всех членов племени поровну. Личной собственности не существовало, всё имущество было общим. Как правило, сообщества вели кочевой образ жизни.

На ранних этапах развития брачные отношения между членами племени никак не регулировались. В племени наблюдался промискуитет. Это определение обозначает беспорядочную, ничем и никем не ограниченную половую связь между членами одного сообщества. Близкородственное скрещивание приводило к появлению нежизнеспособного, больного потомства. Со временем был введён полный запрет на половые отношения между членами одного рода. Появление дуально-родового брака привело к превращению стада в родовую общину.

Орудия труда постепенно совершенствовались. Изобретение лука и стрел привело к интенсивному развитию охоты, а позже и к одомашниванию животных. Собирательство стало неэффективным, его заменило земледелие. Этот переход от присваивающей экономики к развитию сельского хозяйства называют неолитической революцией. Явление привело к многочисленным изменениям:

Быт древних людей

  1. Люди перестали вести кочевой образ жизни и закрепились на конкретных территориях.
  2. Произошёл рост численности населения.
  3. Человек стал производить больше, чем потреблял. Появлялся избыточный продукт.

На стадии неолита началось разложение праобщины и формирование соседской общины. Это произошло из-за того, что излишки продуктов сосредотачивались в руках родоплеменной знати. Остальное свободное население было заметно беднее. Наблюдалось расслоение общества на группы, а позже на сословия и классы. Через несколько тысяч лет сформировался рабовладельческий строй, характерный для первых цивилизаций.

Социальные и правовые нормы

Социальные и правовые нормы

Первобытное общество характеризовалось отсутствием публичной власти и государственных институтов. Управление общиной осуществлялось старейшинами, вождями или предводителями. Их власть основывалась только на авторитете.

Во время палеолита и неолита члены общества обладали равными правами. Жители одной общины были разделены только по профессиональному признаку на охотников, скотоводов, земледельцев. Отношения между людьми не были хаотичными, они регулировались специальными нормами: обычаями, традициями и запретами (табу). Особенности мононорм:

Название социальной нормы Суть
Обычай Исторически сложившиеся правила поведения, которые соблюдаются в силу привычки населения.
Нормы морали Первобытные представления о добре и зле.
Мифология Фантастические представления человека о мире, природе и жизни.
Табу Строгий запрет на совершение какого-либо действия.

Все нормы соблюдались добровольно. Самым жестоким наказанием являлось изгнание человека из общины, что фактически означало смерть от голода или хищных животных.

Основные черты первобытной правовой системы:

  1. Нормы никак не закреплялись и существовали только в сознании людей.
  2. Выражали интересы всего населения.
  3. Имели локальный характер.
  4. Предусматривали 2 способа регулирования: запрет и дозволение.

Правовая система имела тотемную форму, когда какие-либо животные или растения объявлялись священными. Именно от тотема исходили все запреты и дозволения.

Культура и религия

Формирование речи открыло путь самовыражению человека. Люди стали обмениваться друг с другом информацией, давать название явлениям и предметам. Это повлияло на развитие полушарий головного мозга и появление творчества.

Культура и религия

Практически все виды художественного искусства зародились в первобытном обществе. Особое распространение получили петроглифы, то есть наскальные рисунки. Древние люди изображали на стенах пещер животных и растений, сцены охоты и сакральные ритуалы. Несмотря на то что первобытная культура развивалась крайне медленно, члены общин накопили много знаний о врачевании, изменении погоды, поведении животных.

Главное культурное достижение первобытности — формирование примитивной письменности. Алфавита не существовало, записи имели вид перечня символов и простейших изображений. Их краткое содержание свидетельствует о том, что в общинах вёлся учёт продуктов и орудий труда.

В эпоху неолита возникают первые религиозные направления. Древние люди поклонялись природным объектам: солнцу, небу, луне, тотемным животным или растениям. Религиозные обряды совершались старейшинами. Позже их заменили профессиональные жрецы, которые обладали исключительным правом общения с духами и богами.

В четвёртом тысячелетии до нашей эры соседские общины были вытеснены первыми цивилизациями. О жизни и культуре древних людей известно только благодаря археологическим, биологическим и геологическим исследованиям.

Читайте также: